Научная статья на тему 'Развитие и современное состояние российских научных исследований о реализации права ребенка на доступ к информации и легального его ограничения в целях защиты детей от вредоносной информации, поступающей из информационно- коммуникационной среды'

Развитие и современное состояние российских научных исследований о реализации права ребенка на доступ к информации и легального его ограничения в целях защиты детей от вредоносной информации, поступающей из информационно- коммуникационной среды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информация / ребенок / защита / механизм / баланс интересов / международное сотрудничество / право на информацию / коллизия / правовое регули- рование / нововведение / information / child / protection / mechanism / balance of interests / international cooperation / right to information / collision / legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ситкова Ольга Юрьевна, Шварц Лариса Владимировна

Введение: в современных условиях формирование комплексного и объективного представления о реализации права ребенка на доступ к информации и легального его ограничения в целях защиты детей от вредоносной информации, поступающей из информационно-коммуникационной среды, невозможно без сведений о развитии и актуальном состоянии юридической науки, изучающей данную область отношений. Цель: провести обзор научных исследований авторов, ведущих работу по поиску действенных путей защиты детей от вредоносной информации, а также выяснить мнения отдельных выдающихся правоведов — специалистов об эффективности применяемых мер в настоящее время в исследуемой области. Методологическая основа: базовый общенаучный диалектический метод познания, а также методы ин- дуктивной и дедуктивной логики, обобщения опыта правоприменения. Результаты: в статье проведен обзор российских научных исследований за период с 2010 г. по 2019 г., предметом которых явились отношения, возникающие в сфере защиты прав несо- вершеннолетних граждан от вредной информации, поступающей из информационно- коммуникационной среды. Проведенный анализ позволил сделать ряд существенных выводов об эффективности действующего на сегодняшний день законодательства в указанной сфере отношений, о продуктивности мер, направленных на защиту детей от вредной информации, о необходимости выработки новых методик для обеспече- ния информационной безопасности несовершеннолетних. Выводы: в современных условиях необходимо проведение комплексного научного исследования, позволяющего определить эффективные меры по защите детей от вредной информации с учетом права ребенка на доступ к информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ситкова Ольга Юрьевна, Шварц Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND CURRENT STATUS OF RUSSIAN SCIENTIFIC RESEARCH ON THE IMPLEMENTATION OF THE CHILD’S RIGHT TO ACCESS TO INFORMATION AND ITS LEGAL RESTRICTIONS IN ORDER TO PROTECT CHILDREN FROM HARMFUL INFORMATION COMING FROM THE INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT

Background: in modern conditions, the formation of a comprehensive and objective view of the realization of the child’s right to access to information and its legal restriction in order to protect children from harmful information coming from the information and communication environment is impossible without information about the development and current status of legal science studying this area relationship. Objective: to review the scientific research of authors who are working to find effective ways to protect children from malicious information, as well as to find out the opinions of some prominent legal experts on the effectiveness of measures currently applied in the field under study. Methodology: basic general scientific dialectical method of cognition, as well as methods of inductive and deductive logic, generalization of law enforcement experience. Results: the article provides an overview of the Russian scientific research for the period 2010 for 2019, the subject of which were relations arising in the field of protection the rights of minors from harmful information coming from the information and communication environment. The analysis made it possible to draw a number of significant conclusions about the effectiveness of current legislation in this area of relations, the effectiveness of measures aimed at protecting children from harmful information, and the need to develop new methods to ensure the information security of minors. Conclusions: in modern conditions, it is necessary to conduct a comprehensive scientific study to determine effective measures to protect children from harmful information, taking into account the child’s right to access information.

Текст научной работы на тему «Развитие и современное состояние российских научных исследований о реализации права ребенка на доступ к информации и легального его ограничения в целях защиты детей от вредоносной информации, поступающей из информационно- коммуникационной среды»

DOI 10.24411/2227-7315-2020-10119 УДК: 342.72/.73.

О.Ю. Ситкова, Л.В. Шварц

РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА РЕБЕНКА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ И ЛЕГАЛЬНОГО ЕГО ОГРАНИЧЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ ВРЕДОНОСНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТУПАЮЩЕЙ ИЗ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Введение: в современных условиях формирование комплексного и объективного представления о реализации права ребенка на доступ к информации и легального его ограничения в целях защиты детей от вредоносной информации, поступающей из информационно-коммуникационной среды, невозможно без сведений о развитии и актуальном состоянии юридической науки, изучающей данную область отношений. Цель: провести обзор научных исследований авторов, ведущих работу по поиску действенных путей защиты детей от вредоносной информации, а также выяснить мнения отдельных выдающихся правоведов — специалистов об эффективности применяемых мер в настоящее время в исследуемой области. Методологическая основа: базовый общенаучный диалектический метод познания, а также методы индуктивной и дедуктивной логики, обобщения опыта правоприменения. Результаты: в статье проведен обзор российских научных исследований за период с 2010 г. по 2019 г., предметом которых явились отношения, возникающие в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан от вредной информации, поступающей из информационно-коммуникационной среды. Проведенный анализ позволил сделать ряд существенных выводов об эффективности действующего на сегодняшний день законодательства в указанной сфере отношений, о продуктивности мер, направленных на защиту детей от вредной информации, о необходимости выработки новых методик для обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних. Выводы: в современных условиях необходимо проведение комплексного научного исследования, позволяющего

© Ситкова Ольга Юрьевна, 2020 1

Кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры международного права (Саратовская госу- •

дарственная юридическая академия); e-mail: olga.sitkova@mail.ru 4

© Шварц Лариса Владимировна, 2020 11

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и трудового права (Северо-Западный )

институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте 2

РФ); е-mail: shvarz7@yandex.ru S

о

© Sitkova Olga Yurevna, 2020

Candidate of law, Associate professor, professor, International law department (Saratov State Law Academy) © Shvarts Larisa Vladimirovna, 2020

Candidate of law, Associate professor, associate Professor, Civil and labor law department ( North-West Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration)

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 20-011-00570\20. 207

определить эффективные меры по защите детей от вредной информации с учетом права ребенка на доступ к информации.

Ключевые слова: информация, ребенок, защита, механизм, баланс интересов, международное сотрудничество, право на информацию, коллизия, правовое регулирование, нововведение.

O.Yu. Sitkova, L.V. Shvarts

DEVELOPMENT AND CURRENT STATUS OF RUSSIAN SCIENTIFIC RESEARCH ON THE IMPLEMENTATION OF THE CHILD'S RIGHT TO ACCESS TO INFORMATION AND ITS LEGAL RESTRICTIONS IN ORDER TO PROTECT CHILDREN FROM HARMFUL INFORMATION COMING FROM THE INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT

Background: in modern conditions, the formation of a comprehensive and objective view of the realization of the child's right to access to information and its legal restriction in order to protect children from harmful information coming from the information and communication environment is impossible without information about the development and current status of legal science studying this area relationship. Objective: to review the scientific research of authors who are working to find effective ways to protect children from malicious information, as well as to find out the opinions of some prominent legal experts on the effectiveness of measures currently applied in the field under study. Methodology: basic general scientific dialectical method of cognition, as well as methods of inductive and deductive logic, generalization of law enforcement experience. Results: the article provides an overview of the Russian scientific research for the period 2010 for 2019, the subject of which were relations arising in the field of protection the rights of minors from harmful information coming from the information and communication environment. The analysis made it possible to draw a number of significant conclusions about the effectiveness of current legislation in this area of relations, the effectiveness of measures aimed at protecting children from harmful information, and the need to develop new methods to ensure the information security of minors. Conclusions: in modern conditions, it is necessary to conduct a comprehensive scientific study to determine effective measures to protect children from harmful information, taking into account the child's right to access information.

Key-words: information, child, protection, mechanism, balance of interests, international cooperation, right to information, collision, legal regulation.

Впервые вопрос информационной безопасности в Российской Федерации был поднят в связи с принятием законов о правовой охране программ для ЭВМ в 1992 г. Ряд Законов Российской Федерации содержит определение терминов «информация», «информационная безопасность». Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 27 декабря 2019 г. № 480-ФЗ)1 определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2). В Доктрине информационной безопасности РФ2 понятие «информационная безопасность» толкуется в качестве состояния защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных ин-

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006г. № 31, ч. I, ст. 3448.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 50, ст. 7074.

тересов личности, общества и государства. Нормативные акты, касающиеся информационной безопасности несовершеннолетних, конкретизируют это понятие применительно к соответствующим отношениям. Так, в Федеральном законе от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. от 1 мая 2019 № 93-Ф3)3 информационная безопасность детей трактуется как состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.4 одной из обозначенных проблем явилось обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних. Для реализации этой цели разработчики Стратегии предлагали ряд мер, которые должны были гарантировать информационную безопасность детства.

Однако современная информационная сфера постоянно трансформируется, соответственно изменяются и усложняются отношения по обеспечению информационной безопасности граждан, в т.ч. и детей. В связи с чем возникает необходимость в проведении исследования причин возникновения информационных угроз, а также выработке эффективных мер, направленных на профилактику подобных информационных угроз, на ликвидацию последствий поступления информации, причиняющей вред несовершеннолетним гражданам. Также возникает необходимость в выявлении эффективности представленных мер и механизмов регулирования информационного потребления с целью обеспечения безопасности детей, определении необходимости применения этих мер сквозь призму прав ребенка, включая права на доступ к информации. Россия является участницей ряда концептуально важных международных соглашений о правах детей, в которых право на информацию провозглашено в качестве основного, требующего защиты со стороны государства. Так, в ч. 1 ст. 13 Конвенции ООН о правах ребенка, указано, что ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. Это право «включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка». Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только такие, которые предусмотрены законом и которые необходимы для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности или общественного порядка, а также здоровья или нравственности населения (п. 2 ст. 13 Конвенции ООН о правах ребенка). В соответствии со ст. 17 Конвенции ООН о правах ребенка государства-участники обязуются признавать важную роль средств массовой информации и обеспечивать доступ к информации, к материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка.

Все это обусловило появление ряда научных исследований по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних, в т.ч. определяющих полезную для ребенка информацию и информацию, наносящую вред физическому и психическому развитию.

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1, ст. 48.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 23, ст. 2994

Вышеуказанный Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ (далее — ФЗ № 436-ФЗ) содержит определение понятия «информация, причиняющая вред здоровью» — это информация, распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из анализа данного определения можно вывести признаки вредной для детей информации. Это, во-первых, информация, которая причиняет вред здоровью или развитию детей и, во-вторых, распространение этой информации ограничено в соответствии с предписаниями данного Закона.

Исследователями же С.А. Будановым, С.Т. Гавриловым, С.Н. Махиной в работе «К вопросу о понятии вредной для несовершеннолетних информации» указано, что в науке и законодательстве отсутствует определение вредной для несовершеннолетних информации, в связи с чем авторами было предложено определение этого понятия: это информация, направленная «на разжигание национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести; пропагандирующую культ насилия и жестокости, сексуальную распущенность людей; связанную с вовлечением несовершеннолетних в преступную или антиобщественную деятельность, в том числе террористического и экстремистского характера; подрывающую физическое и психическое здоровье людей, их нравственное и духовное развитие» [1, с. 92].

Полагаем, что такое определение вредной информации сильно сужает сферы жизнедеятельности детей, на которые информация может оказывать негативное, деструктивное воздействие. В данном определении представлены только аспекты публичной сферы. Обращает на себя внимание тот факт, что в представленном

о

0 определении не прослеживается проблемы частной жизни несовершеннолетних. Ни для кого не секрет, что в настоящее время с помощью создания разного рода

т

~ интернет-сообществ, несовершеннолетние вовлекаются в «игры», результатом ^ которых является проявление суицидальных идей. Эта проблема является не | менее важной и актуальной, чем вовлечение несовершеннолетних в организации | террористического характера.

| С этой позиции, перечень информации, представляющей угрозу для здоровья

1 и развития детей, представленный в ФЗ № 436-ФЗ, отличается большей опреде-| ленностью. Но и здесь важно понимать, что ФЗ № 436-ФЗ прибегает к иной £" терминологии, т.е. не использует термин «вредоносная информация», называя 1 предметом регулирования ФЗ № 436-ФЗ —«информацию, представляющую

I

« угрозу для здоровья и развития детей». Следует также отметить, что этот пере-

о

| чень закрытый, что на наш взгляд, не является правильным, т.к. в настоящее

е время появление «новой» вредной информации, которая способна, например,

° напугать ребенка, не ограничивается лишь сценами насилия и убийства, как

0

° это указано в ст. 5 ФЗ № 436-ФЗ. Нельзя исключить, что в скором времени детей й- можно будет напугать какими-то иными действиями, объектами и пр., не ука-

1 занными в ФЗ № 436-ФЗ. В связи со сказанным, полагаем, что перечень видов | вредной информации должен быть открытым.

Представляется, что эти термины, хотя и имеют общую направленность, тем не менее, отличаются по содержанию, а значит и предполагают различные меры воздействия. В случае с «вредной информацией» речь идет о такой информации, которая уже причинила вред, а в контексте закона, использование иного термина, позволяет говорить о тех случаях, когда вредные последствия еще не наступили, 210 но такая информация представляет угрозу, т.е. может причинить ущерб.

В соответствии с междисциплинарным психолого-юридическим подходом информационно-психологическую безопасность несовершеннолетнего можно определить как состояние защищенности психики ребенка от воздействия деструктивных информационных программ, причиняющих вред его здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Под деструктивной информационной продукцией следует понимать информацию в любой форме (текстовой, аудиовизуальной, графической, электронной), причиняющую вред здоровью ребенка и (или) его физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Предметом оценки в этом случае могут выступать телепередачи, телешоу, документальные фильмы, художественные фильмы, мультипликационные фильмы, книги, газеты, журналы, компьютерные игры, интернет-ресурсы [2, с. 222].

Основываясь на работах И. Смирнова, Е. Безосюк, А. Журавлева, М.С. Але-шенкова в изучении структуры информационно-психологической безопасности, вредоносная информация определяется как угроза основам конституционного строя, нравственности общества и других лиц [3].

Исследование рассматриваемой сферы позволило определить и виды вредоносной информации: информация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду; призывы к войне; пропаганда ненависти, вражды или превосходства; распространение порнографии; посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию людей; реклама (недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая); информация, оказывающая деструктивное воздействие на психику людей.

В свою очередь Смирнов А.А. [4, с. 18] определяет «вредоносную информацию» через термин «негативный контент» и предлагает аккумулированный перечень негативного контента, среди которого выделяет: 1) информацию, пропагандирующую либо оправдывающую войну и иные международные преступления; 2) информацию, пропагандирующую либо оправдывающую терроризм, иные преступления и правонарушения; 3) информацию, разжигающую расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, пропагандирующую либо оправдывающую экстремистскую деятельность; 4) информацию, оскверняющую историческую память, символы воинской славы или государственные символы; 5) информацию, оскорбляющую религиозные чувства верующих; 6) информацию, отрицающую или дискредитирующую традиционные ценности, пропагандирующую деструктивные ценности и установки.

Из представленных определений можно сделать вывод о том, что вредоносная информация — это информация, создающая угрозу причинения вреда или непосредственно причиняющая вред и в силу этого ее трансляция ограничивается федеральным законом. При этом такая информация затрагивает различные аспекты жизнедеятельности человека (ребенка), включая публичный аспект, а также и частную жизнь граждан.

Несмотря на большой интерес к данной проблеме, на современном этапе общепринятого термина для явления пока не сформировалось, равно как и не выработаны виды «вредной информации», авторами используются различные основания для классификации. При этом ФЗ № 436-ФЗ такого термина «вредная информация» вообще не содержит, применяя схожее с ним, но, тем не менее, отличным по своей сущности понятие «информация, причиняющая вред здоровью и развитию».

Для более точного и объективного представления о правах и интересах детей в информационной среде целесообразно затронуть и другую сторону данной проблемы. Публикации по данной тематике в качестве одного из существенных аспектов исследования делают упор на право на информационную безопасность. При этом в научных работах поднимается вопрос о нарушении прав и свобод граждан в связи с обеспечением информационной безопасности РФ. Существует большое количество пробелов в действующем законодательстве, соответственно обнаруживается проблема, связанная с массовым злоупотреблением информационными правами и свободами [5, с. 40]. Однако законодательные ограничения прав, особенно конституционных, должны быть разумными (в соответствии с целями, указанными в Конституции), максимально конкретными и обеспечивать единообразное применение, исключающее двойное толкование [6, с. 282]. Тем не менее в целях обеспечения информационной безопасности РФ высказывается необходимость во всеобщей чипизации населения, что должно обеспечить, по мнению авторов идеи, осуществление контроля над преступностью [7, с. 38-39].

Таким образом, обнаруживаются сторонники двух подходов: одни исследователи настаивают на необходимости обеспечения национальной безопасности, готовы пожертвовать правами и свободами человека и гражданина, другие ученые говорят о необходимости обеспечения прав и свобод в сфере информационной безопасности как приоритетном направлении государственной политики.

При этом в литературе отмечается, что реализация принципов конфиденциальности, целостности и доступности информации и информационных систем позволяет обеспечить баланс интересов различных участников правоотношений, выступая, таким образом, гарантией прав человека. Обосновывается необходимость развития гарантий данного права посредством создания дополнительных механизмов защиты конфиденциальности, которые найдут выражение в предъявлении специфических требований в сфере сбора и обработки личной информации. При обеспечении национальной безопасности и информационной безопасности государства, как одной из ее составляющих, важнейшей гарантией прав человека выступает соблюдение принципа соразмерности (при их ограничении). Реализация данных принципов и механизмов защиты прав человека при обеспечении информационной безопасности может принимать различные формы, которые зависят от правовых традиций и политического режима государства [8, с. 50].

С этой позиции интерес представляет характеристика правовых последствий воздействия вредной информации, представленная В.А. Копыловым. Последствия воздействия вредной информации понимается им как нарушение информационных прав и свобод, дестабилизация общества, нарушение стабильности и целостности государства [3], указывается, что необходимо ввести научно обоснованные законодательные ограничения на распространение данной информации [9, с. 363]

Таким образом, в исследованиях по информационной безопасности проблема соотношения права граждан на доступ к информации и легального его ограничения была обозначена в науке информационного права, однако не нашла должного развития, был рассмотрен лишь ее криминалистический аспект. При этом с позиции прав человека этот вопрос остался практически не затронутым и малоизученным.

Однако следует заметить, что вопрос о предоставлении гарантий поднимался с разных точек зрения. Так, например, исследователи выдвигали идею о том,

что основным принципом обеспечения информационной безопасности является доступ к «полезной» информации, а не ограничение доступа к «вредной информации», как это сделано в настоящее время в ФЗ № 436-ФЗ.

Также высказывается идея о том, что обозначенная цель ограждения детей от проблем и сложностей современной жизни способствует созданию иллюзии о том, что в мире не существует зла, насилия и смерти. Утверждается, что информация может быть доступна для детей, но с ограничениями по возрасту. Иными словами, доступ и к «вредной информации» может быть обеспечен, но только в том возрасте, когда человек (ребенок) готов ее осмыслить и принять, и в такой форме, чтобы она не причинила вред его психическому здоровью, нравственному и духовному развитию [4, с. 74].

Тем самым анализ современных научных трудов в рассматриваемой сфере подтверждает необходимость в проведении комплексного исследования данной проблемы с позиции прав человека, с использованием цивилистического подхода, учитывая психологический аспект данной проблематики. О необходимости комплексного подхода к проблеме информационной безопасности несовершеннолетних говорят и ученые-психологи, указывая, что «только комплексный подход к данной проблеме сможет защитить детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие» [10, с. 20]. Это подтверждается рядом психологических исследований о влиянии СМИ и информации, полученной через СМИ детско-подростковым потребителем [11, с. 63; 12, ^ 112].

В исследованиях психологических аспектов информационной безопасности несовершеннолетних возможно рассматривать ее как залог профилактики и предупреждения суицидальной активности в подростковой среде [11, с. 55]. Проведенные изыскания позволили авторам называть СМИ одним из существенных факторов, наносящим вред психическому и духовно-нравственному развитию ребенка.

Как пишет В.С. Маурин [13], развитие информационных и коммуникационных технологий, появление социальных сетей со свободным доступом к информации не способствуют развитию мышления и формированию здоровой психики ребенка, а, скорее наоборот, влияют на появление ряда комплексов и определенной информационной зависимости у несовершеннолетних.

Среди методов обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних учеными выделяются следующие: технические, организационные, экономические, правовые. При этом к базовым относят правовые методы [14, с. 307]. Исследованы нормативные акты, регулирующие проблемы, возникающие в связи с передачей «вредной информации», причиняющей вред здоровью и психическому развитию. Большой блок исследований направлен на определение эффективности действующего в настоящее время отечественного законодательства. Ряд исследователей ограничивается выводами о том, что проблеме обеспечения информационной безопасности детей в России уделяется должное внимание. Законодательство в данной сфере постоянно модернизируется с учетом международных требований и положительного опыта зарубежных стран, тем самым подтверждая необходимость проведения исследования нормативной составляющих иностранных государств в данной сфере [15, с. 27]. Другими учеными рекомендуется принимать и реализовывать специальные программы, направленные на соответствующее просвещение детей и родителей [16, с. 73];

отмечается, что правовое регулирование на данное время в обозначенной сфере является не до конца разработанным [17, с. 143].

При этом ряд исследователей высказывается негативно характеризуя ФЗ № 436-Ф3, указывают на сложности в его практической реализации [6, с. 278; 18, с. 21], а также называют меры, установленные в законе, неэффективными [20, с. 3]. Указывается на противоречия норм ФЗ № 436-Ф3 и норм административного права, что порождает сложности толкования и неправильного применения норм об ответственности на практике [20, с. 133]. Обращает на себя внимание тот факт, что если до принятия профильного закона исследователи отмечали некую недоработанность законодательства, то после принятия закона и внесения в него многочисленных поправок, в науке превалирующей является позиция о неэффективности принятых мер.

Специалистами выделены проблемы, которые не позволяют в полной мере эффективно обеспечивать детскую безопасность в информационно-коммуникационной среде. Среди таковых выделяются: отсутствие единой цели и принципов обеспечения информационно-психологической безопасности детей; отсутствие единого легально закрепленного терминологического аппарата; не-дооцененность важности обеспечения информационно-психологической безопасности детей и низкая активность законодателя; отсутствие единой системы органов государственной власти и местного самоуправления, уполномоченных вырабатывать и реализовывать государственную политику в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних [4, с. 41-44].

При этом среди эффективных мер, направленных на обеспечение информационной безопасности называется позитивная практика совместной работы некоммерческих, общественных организаций и государственных органов. Исследователями разъясняется, что такая практика увеличивает степень кибер-безопасности детей и способствует дальнейшему закреплению апробированных результатов на законодательном уровне [21, с. 59]. Некоторые авторы считают необходимым объединить усилия общественности, образовательных учреждений при определяющей роли семьи и эффективного обеспечения информационной безопасности детей [20, с. 134]. Предлагаются направления сотрудничества по этому вопросу. Так, в качестве одного из элементов эффективного механизма предупреждения подросткового суицида, совершенного под влиянием определенного контента из Интернета, упоминается профилактическая работа с несовершеннолетними и их родителями, направленная на предотвращение опасного поведения подростков в сети [22, с. 32].

Отмечается, что для эффективного осуществления прокурорского надзора в данной сфере правоотношений важно также качественное методическое обеспечение [23, с. 96]. Для устойчивой информационной безопасности детей необходима постоянная работа и координация на всех уровнях власти, правоохранительных органов, родителей, образовательного сообщества, детских и юношеских организаций [24, с. 33]. Высказывается также мнение о целесообразности дополнить п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ нормой уточняющей обязанности родителей по воспитанию ребенка и заботе о нем, словами «в том числе ограничивать доступ детей к информации, не соответствующей возрасту ребенка, с целью обеспечения их информационной безопасности» [25, с. 97], что способствует совершенствованию правоприменительной практики таких органов как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Неоднократно в проводимых исследованиях упоминалось необходимость изучения опыта иностранных государств в сфере обеспечения информационной безопасности в сети Интернет для передачи позитивного опыта [26, с. 140].

Обосновывается необходимость введения мер межотраслевой ответственности, которая строиться с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ее разновидностей. При этом указывается на отсутствие системной юридической ответственности за распространение информации, деструктивно воздействующей на психику человека. В действующем законодательстве существуют разрозненные запреты на распространение некоторых видов деструктивной информации. Препятствием решения вопроса об отнесении того или иного вида информации к категории деструктивной называют противодействие со стороны средств массовой информации в виде абсолютизированного понимания конституционно-правового запрета на цензуру [2, с. 223].

В качестве необходимого условия реформирования законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности детей, предлагается закрепить меру ответственности за привлечение несовершеннолетнего к обороту (изготовлению, распространению, публичную демонстрацию или рекламирование) информационной продукции, оборот которой среди несовершеннолетних запрещен либо ограничен законодательством, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Авторы указывают, что отсутствие законодательной нормы, прямо запрещающей привлекать несовершеннолетних к указанным действиям, порождает незащищенность несовершеннолетних от информации, содержащейся в информационной продукции и вредной для их здоровья, физического, психического, духовного и нравственного развития, которую он неизбежно познает в ходе осуществления такой деятельности [27, с. 88].

Высказывается идея о необходимости выработки нового закона об обеспечении информационной безопасности детей, который должен «поглотить» ныне действующий. Одним из важнейших принципов, положенных в основу данного закона, должен стать принцип приоритетной защиты прав ребенка с целью сохранения его психического здоровья и всестороннего развития личности [18, с. 24].

Таким образом, ученые-правоведы высказываются о необходимости комплексного подхода к решению вопроса о создании благоприятных условий для получения несовершеннолетними полезной информации. При этом современные разработки в данной сфере носят разрозненный характер, а предлагаемые меры рекомендуется вводить без учета деятельности других возможных участников этих отношений, исключительно в рамках своей компетенции. Отсутствие нормативно-правовой базы по обеспечению безопасности несовершеннолетних на федеральном, региональном и муниципальном уровне [28, ^ 34; 29, с. 104], отсутствие координации деятельности органов, снижает эффективность государственной политики, целью которой является обеспечение информационно-психологической безопасности детей [30, с. 43].

Действующее законодательство по исследуемому вопросу характеризуется отсутствием эффективного механизма реализации предложенных мер, к тому же нет исследований, которые позволили бы сделать вывод о результативности предложенных методов, т.е. прояснить: действительно ли ограничение права ребенка на доступ информации, гарантированное международным правом, оправдано, и в самом деле такое ограничение позволяет достичь поставленной цели — обеспечить безопасность ребенка в информационно-коммуникационной среде.

Библиографический список

1. Буданов СА., Гаврилов С.Т., Махина С.Н. К вопросу о понятии вредной для несовершеннолетних информации // Вестник Воронежского института МВД России. 2007. № 1. С. 92-94.

2. Тазин И.И. Правовое обеспечение информационно-психологической безопасности несовершеннолетних // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2012. № 6 (121). С. 220-225.

3. Копылов ВА. Информационное право. М., 2002. 512 с.

4. СмирновАА. Негативный контент: проблемы идентификации в контексте правового регулирования // Информационное право. 2015. № 2. С. 18-25.

5. Зейналова И.Д., Османов М.Х. Правовое обеспечение информационной безопасности в российском информационном праве // Вестник Социально-педагогического института. 2014. № 1(9). C. 40-43.

6. Петрова ЕА. Ограничения свободы доступа детей к информации как пример законодательных ограничений (с позиции юридической техники) // Юридическая техника. 2018. № 12. С. 278-282.

7. Дикаев С.У. Право безопасности и Доктрина информационной безопасности России // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2017. 1(44). С. 37-39.

8. Туликов А.В. Обеспечение информационной безопасности как гарантия прав человека // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 2. С. 50-60.

9. Филиппов В.М., Насонкин В.В., Папачараламбоус Ч. Права и интересы детей в информационной сфере: реформирование законодательства // Вестник Санкт-петербургского университета. Сер.: Право. 2019. Т. 10. Вып. 2. С. 362-372.

10. Малахова Н.В., Малышева O.A. Правовые вопросы информационной безопасности в сфере защиты несовершеннолетних от побуждения к суициду // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5. С. 18-21.

11. Чепелева Л.М., Дружинина Э.Л. Влияние информационных технологий и кибер-моббинга на суицидальные тенденции в подростковой среде // Человек. Сообщество. Управление. 2016. Т. 17. № 2. С. 55-69.

12. Бычкова А.М., Раднаева Э.Л. Доведение до самоубийства посредством использования интернет-технологий: социально-психологические, криминологические и уголовно-правовые аспекты //Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 1. C. 101-115.

13. Маурин В.С. Правовой анализ вредной информации в условиях информационного общества: дис. ...канд. юрид. наук. М., 2004. 190 с.

14. Канавцев М.В., Попова А.Л. Методология обеспечения информационной безопасности детей в современном обществе // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2016. С. 307-312.

15. Телешина Н.Н. Новации в правовом обеспечении информационной безопасности детей в Российской Федерации // Научно-практический журнал. 2017. № 2 (7). С. 23-27.

16. Бородин К.В. Правовая защита несовершеннолетних от информации, приносящей вред их здоровью и развитию, распространяющейся в сети Интернет // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 7 (68). С. 68-73.

17. Боброва В.В., Бобров ФА. Правовые проблемы обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних // Наука. Мысль: электронный периодический журнал». Научный журнал. 2016. № 12. С. 141-145.

18. Гольтяпина И.Ю. Законодательство России в области обеспечения информационной безопасности детей // Эпоха науки. № 12. 2017. С. 17-25.

19. Иванов И. Знаки информационной продукции не спасут детей // ЭЖ-Юрист. 2015. № 43. С. 3.

20. Кузнецова Е.В. Предупреждение криминогенного влияния информационного пространства сети интернет на несовершеннолетних // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 131-135.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Бородин К.В. Правовое обеспечение безопасности несовершеннолетних в сети интернет // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 25 (380). Право. Вып. 45. С. 56-60.

22. Глущенко Д.Н., Акинина Н.Ю. Предупреждение противоправных деяний, предусмотренных ст. 110.1 УК РФ, совершенных в сети интернет в отношении несовершеннолетних // Вестник Югорского государственного университета 2019. Вып. 3 (54). С. 32-38.

23. Головко И.И., Солодянкина Д.С. Типичные нарушения законодательства о защите несовершеннолетних от вредоносной информации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. 2017. Т. 3 (69). № 2. С. 88-96.

24. Балашова Т.Н. Законодательное обеспечение цифровых прав ребенка // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 31-34.

25. Банщикова С.Л., Гольтяпина И.Ю. Обязанности родителей по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних детей и административная ответственность за неисполнение обязанности // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 1 (25). С. 95-100.

26. Герасимов ДА Правовое регулирование защиты несовершеннолетних от негативного воздействия СМИ и сети интернет в США // Вестник финансового университета. 2013. № 1. С. 140-145.

27. Одинцова Н.Е. Проблемные аспекты отечественного и зарубежного законодательства в противодействии пропаганде педофилии // International Journal of Humanities and Natural Sciences. Vol. 11-3 (38). 2019. С. 84-89.

28. Власенко М.С. Обеспечение безопасности несовершеннолетних // Государственная служба и кадры. 2019. № 4. С. 32-34.

29. Власенко М.С. Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних в сети интернет: современное состояние и совершенствование правового регулирования // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2019. № 3. Т. 1. 2019. С. 98-105.

30. Занина Т.М., Лукина Е.И. Формирование государственной системы защиты несовершеннолетних от вредоносной информации в Российской Федерации // Научный вестник Омской академии МВД России № 3 (62), 2016. С. 40-44.

References

1. Budanov S.A., Gavrilov S.T., Makhina S.N. On the Concept of Information Harmful to Minors // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2007. No. 1. P. 92-94.

2. Tazin 1.1. Legal Support of Informational and Psychological Safety of Minors // Vestnik TSPU (TSPU Bulletin). 2012. No. 6 (121). P. 220-225.

3. Kopylov V.A. Information Law. M., 2002. 512 p.

4. Smirnov A.A. Negative Content: Problems of Identification in the Context of Legal Regulation // Information Law. 2015. No. 2. P. 18-25.

5. Zeynalova I.D., Osmanov M.K. Legal Support of Information Security in the Russian Information Law // Bulletin of the Socio-Pedagogical Institute. 2014. No. 1 (9). P. 40-43.

6. Petrova EA Restrictions on Children's Freedom of Access to Information as an Example of Legislative Restrictions (from the standpoint of legal technology) // Legal Technology. 2018. No. 12. P. 278-282.

7. Dikaev S.U. Security Law and the Doctrine of Information Security of Russia // Criminology: yesterday, today, tomorrow. 2017. 1 (44). P. 37-39.

8. Tulikov A.V. Ensuring Information Security as a Guarantee of Human Rights // Law. Journal of the Higher School of Economics. 2015. No. 2. P. 50-60.

9. Filippov V.M., Nasonkin V.V., Papacharalambous Ch. Rights and Interests of Children in the Information Sphere: Legislative Reform // Bulletin of St. Petersburg University. Series Law. 2019. T. 10. Issue. 2. P. 362-372.

10. Malakhova N.V., Malysheva O.A. Legal Issues of Information Security in the field of Protection of Minors from the Urge to Suicide // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 5. P. 18-21.

11. Chepeleva L.M., Druzhinina E.L. The Influence of Information Technology and Cybermobbing on Suicidal Tendencies in a Teenage Environment // Man. Community. Control. 2016. Volume 17. No. 2. P. 55-69.

12. Bychkova A.M., Radnaeva E.L. Bringing to Suicide through the Use of Internet Technologies: Socio-psychological, Criminological and Criminal Law Aspects // All-Russian Criminological Journal. 2018. V. 12, No. 1. P. 101-115.

13. Maurin V.S. Legal Analysis of Harmful Information in the Conditions of the Information Society: diss. ... cand. of law. M., 2004.190 p.

14. Kanavtsev M.V., PopovaA.L. Methodology for Ensuring the Information Security of Children in Modern Society // Bulletin of the St. Petersburg State Agrarian University. 2016. P. 307-312.

15. Teleshina N.N. Innovations in the Legal Support of Children's Information Security in the Russian Federation // Scientific and Practical Journal. 2017. No. 2 (7). P. 23-27.

16. Borodin K.V. Legal Protection of Minors from Information Harmful to Their Health and Development, Spreading on the Internet // Actual problems of Russian law. 2016. No. 7 (68) July. P. 68-73.

17. Bobrova VV., Bobrov F.A. Legal Problems of Ensuring Information Security of Minors // Science. Thought: an electronic periodical." Science Magazine. 2016. No. 12. P. 141-145.

18. Goltyapina I.Yu. The Legislation of Russia in the field of Ensuring Information Security of Children // The era of science. No. 12. 2017. P. 17-25.

19. Ivanov I. Signs of Information Products will Not Save Children // EJ-Lawyer. 2015. No. 43. P. 3.

20. Kuznetsova E.V. Prevention of the Criminal Effect of the Information Space of the Internet on Minors // Bulletin of economic security. No. 1. 2016. P. 131-135.

21. Borodin K.V. Legal Support for the Safety of Minors on the Internet // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2015. No 25 (380). Law. Vol. 45. P. 56-60.

22. Glushchenko D.N., Akinina N.Yu. Prevention of Unlawful Acts under Art. 110.1 of the Criminal Code of the Russian Federation Committed on the Internet in Relation to Minors // Bulletin of Ugra State University 2019. Issue. 3 (54). P. 32-38.

23. Golovko I.I., Solodyankina D.S. Typical Violations of the Law on the Protection of Minors from Harmful Information // Scientific notes of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky Jurisprudence. 2017. Vol. 3 (69). No. 2. P. 88-96.

24. Balashova T.N. Legislative Support of the Digital Rights of the Child // Education. The science. Scientific staff. 2019. No. 3. P. 31-34.

25. Banshchikova S.L, Goltyapina I.Yu. Parental Responsibilities for Ensuring Information Security of Minor Children and Administrative Responsibility for Nonfulfillment of Duties // Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2018. No. 1 (25). P. 95-100.

26. Gerasimov DA. Legal Regulation of the Protection of Minors from the Negative Impact of the Media and the Internet in the United States // Bulletin of the University of Finance. 2013. No.1. P. 140-145.

27. Odintsova N.E. Problematic Aspects of Domestic and Foreign Legislation in Countering the Propaganda of Pedophilia // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. Vol. 11-3 (38). P. 84-89.

28. Vlasenko M.S. Ensuring the Safety of Minors // Public service and personnel. 2019. No 4. P. 32-34.

29. Vlasenko M.S. Ensuring the Information Security of Minors on the Internet: the Current State and Improving Legal Regulation // Bulletin of the Volzhsky University named after V.N. Tatishchev. 2019. No. 3. V. 1. 2019. P. 98-105.

30. Zanina T.M., Lukina E.I. Formation of the State System for Protecting Minors from Harmful Information in the Russian Federation // Scientific Herald of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia 2016. No. 3 (62). P. 40-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.