Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
248
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интернет / право / закон / информационная безопасность / несовершеннолетний / информационные угрозы / киберпреступность / персональные данные / Internet / law / law / information security / minor / information threats / cybercrime / personal data

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сорокун Павел Владимирович

В рамках статьи рассматриваются некоторые юридические аспекты информационной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации. Проводится анализ нормативно-правовых актов, касающихся обеспечения информационной безопасности детей и подростков в России, а также новостных источников, содержащих в себе статистические данные, которые подтверждают значимость Интернета в жизни современного человека. Делается вывод о том, что эффективность политики информационной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации зависит от выстраивания грамотного баланса между обеспечением защиты детей от негативной, аморальной, недостоверной информации и соблюдением их прав и свобод. Приоритет в политике информационной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации должен отдаваться защите персональных данных личности, с помощью которой можно предотвратить ряд киберпреступлений, связанных с вторжением в частную жизнь ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Сорокун Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEPARATE ISSUES OF INFORMATION SECURITY OF MINORS IN RUSSIA

The article examines some legal aspects of information security of minors in the Russian Federation. The article analyzes the regulatory legal acts related to ensuring information security of children and adolescents in Russia, as well as news sources containing statistical data that confirm the importance of the Internet in the life of a modern person. It is concluded that the effectiveness of the information security policy for minors in the Russian Federation depends on building a competent balance between ensuring the protection of children from negative, immoral, inaccurate information and the observance of their rights and freedoms. The priority in the information security policy of minors in the Russian Federation should be given to the protection of personal data of the individual, with the help of which a number of cybercrimes related to the invasion of the privacy of a child can be prevented.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ»

УДК 340 ГРНТИ 10.07

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ

Сорокун Павел Владимирович

к.и.н., доцент кафедры государственно-правовых и отраслевых юридических дисциплин ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск

Аннотация: В рамках статьи рассматриваются некоторые юридические аспекты информационной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации. Проводится анализ нормативно-правовых актов, касающихся обеспечения информационной безопасности детей и подростков в России, а также новостных источников, содержащих в себе статистические данные, которые подтверждают значимость Интернета в жизни современного человека. Делается вывод о том, что эффективность политики информационной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации зависит от выстраивания грамотного баланса между обеспечением защиты детей от негативной, аморальной, недостоверной информации и соблюдением их прав и свобод. Приоритет в политике информационной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации должен отдаваться защите персональных данных личности, с помощью которой можно предотвратить ряд киберпреступлений, связанных с вторжением в частную жизнь ребёнка.

Ключевые слова: Интернет, право, закон, информационная безопасность, несовершеннолетний, информационные угрозы, киберпреступность, персональные данные.

SEPARATE ISSUES OF INFORMATION SECURITY OF MINORS IN RUSSIA

Sorokun Pavel Vladimirovich

Ph.D., Associate Professor of the Department of State Legal and Sectoral Legal Disciplines Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Achinsk

Abstract: The article examines some legal aspects of information security of minors in the Russian Federation. The article analyzes the regulatory legal acts related to ensuring information security of children and adolescents in Russia, as well as news sources containing statistical data that confirm the importance of the Internet in the life of a modern person. It is concluded that the effectiveness of the information security policy for minors in the Russian Federation depends on building a competent balance between ensuring the protection of children from negative, immoral, inaccurate information and the observance of their rights and freedoms. The priority in the information security policy of minors in the Russian Federation should be given to the protection of personal data of the individual, with the help of which a number of cybercrimes related to the invasion of the privacy of a child can be prevented.

Keywords: Internet, law, law, information security, minor, information threats, cybercrime, personal data.

На сегодняшний день трудно представить себе жизнь современного человека в отрыве от социальных сетей, мессенджеров, видеохостингов и компьютерных технологий. Информационная эпоха внесла свои значительные изменения во все существующие сферы жизни общества, а развитие глобальной сети Интернет привело к возникновению

качественно новых общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Значимость и всемирная распространённость Интернета обусловлена широтой тех возможностей, которые он предоставляет своим пользователям, ведь с его помощью можно заключать юридические сделки, вести бизнес, реализовывать свой творческий потенциал, а также искать и изучать интересующую для себя информацию.

Всё чаще подключение к Интернету становится необходимым условием для выполнения ряда задач. Актуальным примером этому является переход многих образовательных учреждений на дистанционный формат обучения во избежание распространения коронавирусной инфекции. Обучение в режиме онлайн сопровождается использованием различных информационных технологий, в числе которых находятся мессенджеры, Интернет-ресурсы, программы, поддерживающие видеоконференции, стриминговые платформы и т.д. Примечательно и то, что образовательные организации вправе самостоятельно решать, какой вариант дистанционных технологий использовать для организации обучения [8].

Несмотря на то, что с каждым годом старшее поколение всё больше приобщается к использованию информационных технологий, в среднем самой активной возрастной группой в Интернете по-прежнему остаются граждане от 14 до 24 лет. Данное обстоятельство естественным образом отразилось на популярности радио и телевидения как средств массовой информации у молодёжи, актуальность которых ещё десятилетие назад была значительно выше. Этому свидетельствует и статистика. Так, по результатам опроса, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) с 20 по 24 апреля 2017 года среди 1600 респондентов, высокая популярность телевидения поддерживается в основном за счет старшего поколения, 87% в группе респондентов от 60 лет часто смотрят федеральные каналы. Среди молодых людей эта доля почти в два раза меньше 18-24 лет (48%), большинство из них в качестве основного источника новостей используют различные Интернет-ресурсы [4]. В первую очередь это связано с нежеланием молодёжи ждать интересующий их контент в телепрограмме, когда есть возможность найти всю необходимую информацию здесь и сейчас, воспользовавшись поисковиком любого браузера.

С развитием технических устройств, предоставляющих доступ в сеть Интернет, выросло и количество Интернет-пользователей. Согласно данным Mediascope, в феврале 2020 года аудитория Рунета достигла 96,7 млн человек - 79% населения страны (среди них те пользователи, которые пользуются Интернетом хотя бы раз в месяц). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 4,2%. При этом 90% пользователей интернета заходят в сеть каждый день [1].

Важно учитывать, что значительную часть из общей аудитории Рунета составляют лица, не достигшие совершеннолетия, причём с каждым годом снижается возраст, с которого ребёнок начинает вести активную деятельность в сети. Эксперты института исследований Интернета в своём отчёте «Детский Рунет 2018», сделанного при поддержке минкомсвязи, пришли к выводу, что аудитория детского контента в Интернете составляет в России 41 миллион человек. Также было установлено, что уже в 5-7 лет 39% времени в сети дети проводят самостоятельно, а в возрасте от 8 до 11 лет этот показатель вырастает до 55%. При этом 45% детей пользуются Интернетом почти каждый день и чем старше ребёнок становится, тем большее значение Интернет приобретает в его жизни [11].

Исходя из анализа статистических данных, можно сделать вывод о том, что развитие информационного общества привело к всеобъемлющей роли Интернета в жизни современного человека. В настоящее время достаточно чётко прослеживается тенденция роста количества Интернет-пользователей, активную часть которых составляет молодое поколение. Достаточно распространённым явлением стало наличие у ребёнка дошкольного возраста собственного технического устройства, предоставляющее ему свободный доступ к Интернет-пространству и находящейся в ней информации.

Однако далеко не вся информация в Интернете обладает созидательным характером, ведь с увлечением общего количества информации и облегчённого к ней доступа у пользователей выросло и число материала, способного деструктивного повлиять на формирование позитивных ценностных установок и ориентиров в сознании личности, что особенно актуально для несовершеннолетних, более всего уязвимых к различного рода деформациям поведения в виду отсутствия у них достаточного жизненного опыта.

В связи с этим возникает вопрос о необходимости законодательной фильтрации безнравственной, недостоверной, негативной информации в целях создания безопасной Интернет-среды для детей и подростков с сохранением за ними возможностей самореализации, всестороннего развития, установления различных социальных коммуникаций, выраженных в осуществлении ими субъективного права на доступ к информации.

Подобные вопросы относятся к области информационного права и имеют прямое отношение к политике информационной безопасности Российской Федерации, представляющей из себя самостоятельную часть национальной безопасности. Само возникновение информационной безопасности обусловлено появлением в сети Интернет различных информационных угроз, посягающих на национальные интересы нашего государства.

Под информационной безопасностью в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации №646 от 5 декабря 2016 г.) понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства [15].

Угрозы информационной безопасности в наши дни обладают многообразием форм, методов и способов, направленных на искажение, раскрытие, запись, уничтожение конфиденциальной информации, полученной в результате несанкционированного доступа.

Официальное понятие информационной безопасности детей сформулировано в ст. 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 №436-Ф3, означающее состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию [13].

Виды информации, причиняющие вред здоровью и (или) развитию детей закреплены в ст. 5 вышеприведенного федерального закона. К информации, запрещенной для распространения среди детей, исходя из положений ч. 2 данного закона, можно отнести информацию, содержащую нецензурную брань, оправдывающую противоправное поведение, содержащую информацию порнографического характера и т.д. [13].

Из этого следует, что основными задачами по выстраиванию информационной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации являются ликвидация и недопущение распространения контента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, способного пагубно повлиять на формирование ребёнка, либо нанести вред его психическому или физическому здоровью.

Для эффективного выполнения обозначенных выше задач возникает потребность внедрения компетентными органами государственной власти возрастной маркировки информации в Интернете, представляющей опасность для несовершеннолетних. Отметим, что в настоящий момент подобные методы защиты детей от вредоносного контента успешно реализованы в области телевизионного вещания. Роскомнадзор в своих рекомендациях к средствам массовой информации по применению Федерального закона

«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 №436-Ф3 предусматривает требования маркирования телевизионных программ, передач, музыкальных клипов посредством демонстрирования знака информационной продукции в углу кадра, указывающего минимальный возрастной порог для которого предусмотрена та или иная информационная продукция [16].

Рекомендации Роскомнадзора также закрепляют подобные требования по маркировке информационной продукции при производстве и распространении сетевых изданий [16]. В свою очередь Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 №436-Ф3 в ст. 14 содержит в себе обязанность размещения знаков информационной продукции для зарегистрированных средств массовой информации и аудиовизуальных сервисов, относящихся к Интернет-пространству [13].

Несмотря на существующие меры правового регулирования сети Интернет, он по-прежнему остаётся относительно свободным от государственного контроля за оборотом, находящейся в ней информации. Это связано как с общей малоизученностью Интернет-среды, так и её специфическими особенностями, влияющими на процесс распространения вредоносного контента по различным информационным каналам. Нередки случаи, когда после блокировки определённого Интернет-ресурса и внесения его в Единый реестр запрещенных сайтов, находящегося в ведении Роскомнадзора, появляются сайты-клоны, дублирующие всю информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Отчасти популярность Интернета объясняется меньшей степенью его цензурирования как источника информации в сравнении с телевидением, радио, печатными изданиями и др. Благодаря этому Интернет-пользователи чувствуют себя более свободными от влияния государственной власти.

Стоит взять во внимание и то, что интересы личности и государства как основных объектов национальной безопасности находятся в постоянном противоречии друг с другом, ведь основной функцией любого государства является контролирование всего и вся в целях обеспечения своей безопасности, в свою же очередь человек независим от природы и стремится к удовлетворению своих потребностей, а также свободе развития естественных способностей. [5].

Представляется логичным предположить, что радикальные методы государственной власти, направленные на выстраивание информационной безопасности, путем жесткого цензурирования информации в сети Интернет может вызывать массовые недовольства граждан, учитывая её значимость в современном мире.

Одним из самых обсуждаемых законопроектов в российском обществе на период 2019 года был Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 01.05.2019 №90-ФЗ, получивший в отечественных СМИ название закона «о суверенном Интернете» [14]. Согласно официальной версии, основной целью данного закона является формирование автономной инфраструктуры, способной обеспечить бесперебойное функционирование Интернета в России, в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам Интернета, тем самым предоставляя отечественным пользователям доступ к различным Интернет-ресурсам.

Сам законопроект получил неоднозначные оценки экспертов и неоднократно подвергался критике. Сторонники закона утверждают, что его реализация позволит обеспечить безопасность страны, а в качестве аргументов этому они приводят официально принятую стратегию кибербезопасности США, которая предусматривает «возможность использования киберпространства для наступательных операций» [7]. Однако эксперты ПИР-центра заявляют, что стратегия США не содержит угроз по отключению России от Глобальной сети и в качестве возможных ответных мер на кибератаки предусматривает

57

санкции [9]. Оппоненты закона видят в нём попытку государственной власти усилить контроль над Интернетом и ужесточить цензуру в стране.

Не обошлось и без акций протеста против принятия законопроекта. Так, 10 марта 2019 года в Москве на проспекте Сахарова состоялся митинг в поддержку свободного Интернета, в котором, по данным «Белого счётчика, приняли участие свыше 15 тысяч человек [3]. Организаторы протеста вышли со следующими заявлениями: «Паутина цензуры все больше оплетает нашу жизнь. Мы против принятия закона об изоляции России от международной сети и требуем свободного интернета» [3].

В своей совместной статье Богданович Н.В. и Будыкин А.В. верно отмечают, что вопросы, касающиеся безопасности личности в информационной среде, находятся на грани между защитой личности, прежде всего детей и подростков, и цензурой, вместе с основными правами человека, например, правом личности на получение достоверной информации. [2]. В дополнение к этой мысли хочется сказать о том, что эффективность политики информационной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации зависит от выстраивания грамотного баланса между обеспечением защиты детей от негативной, аморальной, недостоверной информации и соблюдением их прав и свобод, в частности, права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также свободно выражать своё мнение и мысли (ст. 29 Конституции РФ) [12].

Также необходимо упомянуть о росте киберпреступности, представляющей особую опасность для подростков. Симонова С.С. пишет, что несовершеннолетние в связи с ещё не созревшей психикой часто становятся жертвами киберпреступлений, а также разнообразных киберугроз, таких как фишинг, кибербуллинг, склонение к насилию, употреблению наркотиков и суициду [10]. Таким образом, приоритет в политике информационной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации должен отдаваться защите персональных данных личности, с помощью которой можно предотвратить ряд киберпреступлений, связанных с вторжением в частную жизнь ребёнка.

Список литературы:

1. Аудитория Рунета в 2020 году пробьет планку в 100 млн пользователей [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.url:https://rg.ru/2020/04/15/auditoriia-runeta-v-2020-godu-probet-planku-v-100-mln-polzovatelej.html (дата обращения 17.02.2021).

2. Богданович Н.В., Будыкин А.В. Психологические особенности информационной безопасности несовершеннолетних с девиантным поведением // Московский государственный психолого-педагогический университет. Журнал "Психология и право". 2017. №4 С. 59-78.

3. В Москве прошел митинг против изоляции рунета [Электронный ресурс] -Режим доступа: www.url:https://www.bbc.com/russian/news-47514303 (дата обращения: 21.02.2021).

4. ВЦИОМ: телевидение остается главным источником информации для россиян [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.url:https://www.kommersant.ru/doc/3377948 (дата обращения: 15.02.2021).

5. Дзлиев М.И., Иззатдуст Э.С. Национальная безопасность и насилие (гуманитарные аспекты национальной безопасности) // Вестник Омского университета. Серия «право». 2011. №3 (28). С. 50-64.

6. Кучебо И.В. Информационная безопасность несовершеннолетних [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43601671 (дата обращения 19.02.2021).

7. «Отключить людей от интернета невозможно». Соавтор законопроекта о «суверенном Рунете» объяснила его суть [Электронный ресурс] - Режим доступа:

www.url:https://info24.ru/news/otkljuchit-ljudej -ot-interneta-nevozmozhno-soavtor-zakonoproekta-o-suverennom-runete-obyasnila-ego-sut.html (дата обращения: 21.02.2021).

8. Рособрнадзор разъяснил порядок перевода образовательных организаций на дистанционное обучение из-за COVID-19 [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.url:http://www.garant.ru/news/1419122/ (дата обращения: 15.02.2021).

9. РФ и точка: какие риски несет проект о суверенном рунете [Электронный ресурс] Режим доступа: www.url: https://www.rbc.ru/technology and media/15/12/2018/5c13ccfc9a7947693d157b5e (дата обращения: 21.02.2021).

10. Симонова С.С. Киберпреступность и информационная безопасность несовершеннолетних // Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС. Журнал "Проблемы правовой и технической защиты информации". 2020. №8 С. 92-96.

11. Ушли в онлайн [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.url: https://rg.ru/2019/02/12/pochti-40-procentov-vremeni-v-seti-deti-sidiat-bez-prismotra.html (дата обращения: 17.02.2021).

12. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.

13. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 №436-Ф3 // СПС КонсультантПлюс.

14. Федеральный закон О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон Об информации, информационных технологиях и о защите информации от 01.05.2019 №90-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

15. Указ Президента РФ "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" от 05.12.2016 №646 // СПС КонсультанПлюс.

16. Рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по применению Федерального закона от 29.12.2010 №436-Ф3 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" // СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.