Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2014. № 1(15)
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТСТВА
© С. В. Кожухова © В. К. Толоконников
Кожухова
Светлана Валерьевна главный специалист Отдел законодательства в сфере социальной политики, государственной службы и трудового законодательства Правовое управление аппарата Самарской Губернской Думы
Толоконников Валерий Константинович
доцент кафедры уголовного права и процесса Самарская
гуманитарная академия
Статья рассматривает вопросы обеспечения информационной безопасности летей, необхолимости внесения изменений в статью 14 Фелеральното закона от 29 лекабря 2010 тола № 436-Ф3 «О защите летей от информации, причиняющей врел их злоровью и развитию».
Ключевые слова: информационная безопасность летства, национальная стратетия лействий в интересах летей, вилы информации, лвухуровневая система защиты летей, законопроект Самарской Губернской Аумы, оператор связи, ортанизатор лоступа.
Россия по количеству интернет-пользователей является лидером в Европе. В настоящее время аудитория Рунета составляет 70 млн. человек, то есть пользователем Интернета является каждый второй житель России, а за следующие десять лет российская интернет-аудитория вырастет еще в два раза1.
Безусловно, международная компьютерная сеть, как источник познания, неоценима. Более того, в ближайшем будущем, Интернет будет не просто Сетью пользователей, а произойдет переход к новому Интернету — Интернету умных вещей (гаджетов)2.
Вместе с тем, как любое медицинское средство, способствующее укреплению и оздоровлению организма, оно может иметь и побочный
1 Шадрина Т. Нас 70 миллионов // Российская газета. № 79. 2014. 8 апреля.
2 Благовещенский А. Гаджеты по-английски // Российская газета. № 81. 2014. 10 апреля.
эффект, так и отдельные виды информации могут причинить вред здоровью и развитию детей школьного возраста.
Именно детская психика наиболее подвержена воздействиям сайтов с пропагандой суицида и наркотиков, «клубничными картинками» и другой опасной для нормального развития ребенка информацией.
В результате анализа медиапотребления детей и подростков, опубликованном Роскомнадзором, более трети детей 9-16 лет сталкивались в Сети с материалами сексуального характера, а каждый второй ребенок 11-16 лет сталкивался в Интернете с угрозами здоровью, пропагандой насилия и расовой ненависти, каждый десятый ребенок подвергался «кибербуллингу» — виртуальной травле3. В связи с этим маркировка и контроль того, что подается детям в образовательных учреждениях, крайне важны.
Одним из многочисленных случаев отрицательного воздействия на психику ребенка отдельных сайтов, может служить следующий пример:
12-летняя школьница из г. Уфы по совету пользователей интернет-форума, чтобы прогулять школу и таким образом, привлечь внимание своих родителей к себе, приняла кардиопрепарат (подростки в Сети уверяли, что последствия будут легкими — день в реанимации и неделя в больнице), но, не рассчитав дозировку, погибла4.
В России, среди подростков, самый высокий в Европе уровень самоубийств. В год сводят счеты с жизнью 1500 детей и еще 4 тысячи совершают такую попытку5. Одной из причин детского суицида в Самарской области (2012 г. — 8 случаев, 2013 г. — 12, только за первое полугодие 2014 г. — 12) являются игры детей в социальных сетях — типа «Мир несовершенен. Убей себя». Основной возраст, на который приходится «пик» суицидов, 13-17 лет6.
По информации Роспотребнадзора, за последние полтора года по его инициативе было заблокировано 3700 сайтов и страниц в соцсетях с призывами к суициду и информацией о способах его совершения7.
Политика развития российской культуры за последние два десятилетия выпала из стратегии развития государства. В связи с этим, 80 % экспертов признают необходимость кардинального пересмотра отношения к культуре со стороны государства. Эксперты, отмечая ключевую роль Интернета и его мощный позитивный потенциал, указывают и на явную загрязненность блогосфе-ры, деформирующую культурную среду.
Более 95 % экспертов предлагают расширить систему государственного заказа социально значимых информационных культурных программ, а 86 % выступают за принятие специальной государственной программы создания интернет-ресурсов, обеспечивающих свободный доступ к культурному наследию
3 Шадрина Т. Фильтр для завуча // Российская газета. № 187. 2014. 20 августа.
С. 4.
4 Камаева А. Окно в чужой мир // Российская газета. № 85. 2014. 15 апреля.
5 Фалалеев М. Шагнул в пустоту // Российская газета. № 75. 2014. 3 апреля. С. 7.
6 Опарина И. Дети не хотят жить? // Аргументы и факты. № 27. 2014. 2-8 июля. Региональное приложение. Самара. С. 5.
7 Куликов В. Вредные советы // Российская газета. № 58. 2014. 13 марта.
и достижениям современного искусства. Это позволит значительно повысить культурный и, соответственно, человеческий потенциал страны8.
Апологет свободы и демократии, которым часто называют Интернет, зачастую пропитан ненавистью, ложью и оскорблениями. Поэтому, если посмотреть на данную проблему несколько шире, с позиции интересов общества и государства, то отрицательное воздействие отдельных видов информации непременно скажется на прогрессивном развитии личности детей, что в итоге приведет к ослаблению внутренней стабильности государства.
Примером этому могут служить события произошедшие в Молдавии, Грузии и Украине, где в течение более чем двадцати лет отсутствовала стратегия защиты жизненно важных интересов детей со стороны государства, что и привело впоследствии к расколу общества.
Обеспечение информационной безопасности детства в России является, согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 7619(далее — Национальная стратегия действий в интересах детей), одним из приоритетных направлений защиты детей. Обеспечение информационной безопасности детства реализуется путем защиты детей, в том числе в образовательной среде, от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Национальной стратегией действий в интересах детей предусматриваются следующие меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства, в том числе в образовательной среде:
— внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей;
— создание общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей;
— создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах;
— создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей, стимулирование родителей к использованию услуги «Родительский контроль», позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети «Интернет» и др.
Статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (вступившего в силу с 1 сентября 2012 г.)10установлены особенности распро-
8 Письмо руководителей академических институтов об основах культурой политики в России // Российская газета. № 95. 2014. 25 апреля. С. 17.
9 Указ Президента РФ от 1 июня 2012г № 761 « О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // СПС «Гарант».
10 Российская газета. № 5376. 2010. 31 декабря.
странения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».
Действующая редакция части первой статьи 14 рассматриваемого Федерального закона распространяет свое действие на лиц, оказывающих доступ к сети «Интернет» в местах, доступных для детей, например, библиотеки, почта, интернет-кафе, обязывая их исключить возможность доступа детей к информационным продуктам, запрещенным для их возраста. По данным Лиги безопасности Интернета и Лаборатории Касперского, для выхода в Интернет школьники используют следующие устройства: личный компьютер — 54,6 %, общий компьютер (в школе) — 40,9 %и.
Вместе с тем у руководителя образовательного учреждения могут возникнуть вопросы, касающиеся предотвращения доступа детей к информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, размещаемой в сети Интернет.
В частности, должна ли образовательная организация самостоятельно устанавливать специальное программное обеспечение, исключающее доступ обучающихся к интернет-ресурсам, содержащим информацию, наносящую вред их здоровью и (или) развитию, при наличии централизованной системы контент-фильтрации интернет-трафика?
Данный вопрос уже становился предметом судебного разбирательства. Так, Псковский областной суд (кассационное Определение Псковского областного суда от 13.07.2010 по делу № 33-879/10)12 признал вывод суда первой инстанции о недопустимости предъявления требования к образовательному учреждению по установке систем, исключающих доступ обучающихся к интернет-ресурсам, содержащим информацию, наносящих вред нравственному и духовному развитию детей, необоснованным и несоответствующим целям государственной политики в интересах детей.
Проблема заключается в том, что требования, указанные в ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ, не распространяются на операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи.
Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, закреплены в статье 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее — Федеральный закон № 436-ФЗ). К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится:
1) информация, запрещенная для распространения среди детей (ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 436-ФЗ);
2) информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено (ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 436-ФЗ).
В настоящее время назрела необходимость создания на федеральном уровне единой централизованной системы исключения доступа к интернет-ресурсам,
11 Дуэль А. Интернет станет безопасным для школьников // Российская газета. № 73. 2014. 1 апреля 2014 С. 12.
12 Кассационное Определение Псковского областного суда от 13.07.2010 по делу № 33-879/10 // СПС «Консультант Плюс»
несовместимым с задачами обучения и воспитания обучающихся, обязательной для использования во всех образовательных учреждениях Российской Федерации.
Данная система должна представлять собой двухуровневую систему защиты детей:
— на первом уровне должно осуществляться исключение доступа к информации, распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации и (или) содержание которой может нанести вред здоровью и развитию ребенка;
— на втором уровне — ограничение доступа обучающихся лиц к информации, не связанной с задачами обучения и воспитания.
Доступ к ресурсам первого уровня должен быть закрыт, безусловно, на уровне операторов связи, оказывающих данные услуги связи (в том числе доступ к сети «Интернет»), за счет применения специальных технических и программно-аппаратных средств.
Доступ детей к информации, отнесенной ко второму уровню, должен регламентироваться на уровне организации (например, образовательной организации), в которой осуществляется доступ к сети «Интернет».
В связи с изложенным Самарской Губернской Думой ведется работа по подготовке законопроекта о внесении изменений в ст. 14 ФЗ РФ о том, что доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в местах, доступных для детей, предоставляется:
— операторами связи, оказывающими эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме, с обязательным применением технических и программно-аппаратных средств защиты детей в отношении видов информации, предусмотренных частью 2 статьи 5 Федерального закона № 436-ФЗ;
— организаторами такого доступа с обязательным применением ими административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей в отношении видов информации, предусмотренных частью 3 статьи 5 Федерального закона № 436-ФЗ.
Представляется, что принятие проекта федерального закона будет способствовать более глубокому и качественному обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Благовещенский, А. Гаджеты по-английски // Российская газета. № 81. 2014.
10 апреля.
2. Дуэль, А. Интернет станет безопасным для школьников // Российская газета. № 73. 2014. 1 апреля.
3. Камаева, А. Окно в чужой мир // Российская газета. № 85. 2014. 15 апреля.
4. Кассационное Определение Псковского областного суда от 13.07.2010 по делу № 33-879/10 // СПС «Консультант Плюс».
5. Куликов, В. Вредные советы // Российская газета. № 58. 2014. 13 марта.
6. Опарина, И. Дети не хотят жить? // Аргументы и факты. № 27.2014. 2-8 июля. Региональное приложение. Самара. С. 5.
7. Письмо руководителей академических институтов об основах культурой политики в России // Российская газета. № 95. 2014. 25 апреля. С. 17.
8. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // СПС «Гарант».
9. Фалалеев, М. Шагнул в пустоту // Российская газета. № 75. 2014. 3 апреля. С. 7.
10. Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЭ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Российская газета. № 5376. 2010. 31 декабря.
11. Шадрина, Т. Нас 70 миллионов // Российская газета. № 79. 2014. 8 апреля
12. Шадрина, Т. Фильтр для завуча // Российская газета. № 187. 2014. 20 августа.
С. 4.