А.Н. Устинова,
старший преподаватель кафедры земельного и экологического права Саратовской государственной юридической академии
A. N. Ustinova,
Senior Lecturer of the Department ofLand and Environmental Law of the Saratov State Law Academy ustinova5anna@yandex.ru
DOI: 10.24412/1608-8794-2023-4-185-190
ЗАЩИТА ЛЕСОВ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Аннотация: проблемы защиты лесов приобретают в настоящее время глобальное значение в связи с необходимостью минимизации процесса обезлесения, связанного, в том числе, с повреждением лесов в результате воздействия вредных организмов. Целью статьи является определение понятия и содержания защиты лесов. Автор рассмотрел определения, закрепленные в Лесном кодексе РФ и государственных стандартах. Проанализировал соотношение определения, целей и содержания связанных механизмов - охрана лесов и защита лесов. Определил их общие черты и различия в зависимости от объекта воздействия и содержания механизма охраны и защиты. Автор выделяет самостоятельные направления и разновидности защиты лесов. g В ходе исследования автор приходит к выводу о целесообразности корректировки определения защиты лесов. 3
Ключевые слова: охрана лесов, защита лесов, санитарная безопасность. о
п
FOREST PROTECTION: |
FEATURES OF LEGAL REGULATION |
о n
Abstract: problems of forest protection are currently acquiring global .significance 3 due to the need to minimize the process of deforestation, associated, among other things, g with damage to forests as a result of the influence of pests. The purpose of the article о is to define the concept and content of the forest protection mechanism. The author | reviewed the definitions enshrined in the Forest Code of the Russian Federation and in state тз standards. Considered the relationship between the definition, goals and content of related ^ mechanisms - forest conservation and forest protection. Identified their common features ■§ and differences depending on the object of influence and the content of the protection and g protection mechanism. The author identifies independent directions and types of forest | protection. In the course of the study, the author comes to the conclusion that it is advisable to adjust the definition of forest protection. 185
Keywords: forest conservation, forest protection, sanitary safety.
А>
a:
«По многолетним наблюдениям, около 60 % площа- П ди погибших лесов связано с воздействием лесных пожаров, 25 % - | с погодными явлениями, 15 - с вредителями и болезнями леса» [1]. g
В последние годы было уделено достаточно внимания вопросам охраны лесов от пожаров, и в 2020 г. прервалась тенденция роста площади лесных пожаров, наблюдавшаяся в период 2016-2019 гг. [2].
Начиная с 2016 г. произошли изменения в правовом механизме посредством внесения в законодательство изменений, направленных на повышение эффективности деятельности в сфере охраны лесов от пожаров; в организационном механизме посредством перераспределения полномочий в области управления пожарной безопасностью в лесах; в экономическом механизме посредством выделения финансирования на «оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров» [3].
Кроме пожаров большой вред лесам приносят вредители и болезни. Как отмечают специалисты, «официальная статистика не отражает реальную ситуацию, так как статистические данные отражают только масштабные вспышки массового размножения, но в отношении большинства видов патогенных организмов репрезентативные данные отсутствуют» [4]. Отсутствие реальных данных о состоянии лесного фонда в части лесопатологической ситуации не позволяет своевременно принимать соответствующие меры в целях обеспечения санитарной безопасности.
Серьезное влияние на эффективность защиты лесов, кроме 2 информационной составляющей, оказывают недостатки правового регулирования лесных отношений, связанные с отсутствием легаль-— ного однозначно толкуемого определения, оторванностью правового § механизма защиты лесов от биологических факторов. 5 Необходимые нормативные условия созданы Лесным кодек-§ сом РФ, в первоначальной редакции которого содержалась глава, ^ объединившая два основных и взаимосвязанных механизма: охрану лесов и защиту лесов. В 2015 и 2016 гг. в Лесной кодекс РФ были
00
о внесены изменения [5, 6], касающиеся правового регулирования за-^ щиты и воспроизводства лесов. Так, несколько изменилась структура С Лесного кодекса РФ. В связи с изменением понятия лесных отно-
■а
186
о
шений и закрепления нового принципа - «сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения» (ст. 1 ЛК РФ) [7] - была введена гл. 2.4. «Охрана, защита, СЧ воспроизводство лесов», которая объединила основные механизмы, ® направленные на сохранение лесов. В ней содержатся общие по-^ ложения об охране, защите, воспроизводстве лесов и уточняется, что «охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию» (ст. 50.7 ЛК РФ) [7]. Каждому из механизмов посвящена отдельная: гл. 3. «Охрана лесов от пожаров»,
гл. 3.1 «Защита лесов», гл. 3.2. «Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия».
Несмотря на предполагаемую разницу в содержании данных механизмов, следующую из их законодательного разграничения, в целом объектом охраны и защиты выступают леса, на что обращает внимание и В. К. Быковский, подчеркивая, что «при охране и защите лесов преследуются одинаковые цели» - выявление негативных процессов в лесах [8].
Нужно отметить, что Лесной кодекс РФ не содержит легальных определений как охраны лесов, так и защиты. Исходя из содержания ст. 51, 60.1, 60.2 ЛК РФ, можно выделить цели и содержание охраны и защиты лесов:
- цель охраны лесов - это предупреждение, тушение и ликвидация лесных пожаров (неконтролируемого горения, распространяющегося по площади земель лесного фонда); цель защиты лесов - выявление, предупреждение и ликвидация в лесах вредных организмов (жизнеспособные растения любых видов, сортов или биологических типов, оо животные либо болезнетворные организмы любых видов, биоло- ■§ гических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным * ресурсам); §
- содержание охраны лесов - выполнение мер пожарной безопас- о ности и тушение пожаров в лесах; содержание защиты лесов - вы- 1 полнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидация очагов § вредных организмов. |
Принимая во внимание обозначенные цели и содержание меха- О низмов охраны и защиты лесов, в которых различаются только угрозы § (лесные пожары или вредные организмы), возникает опасность ото- § ждествления исследуемых понятий. Полагаем, что терминология в области охраны и защиты лесов требует уточнения в целях исключения |
неоднозначного толкования. §
01
Исходным можно считать определение охраны, данное в толковом | словаре С.И. Ожегова: «охрана - это действия, которые направлены
на то, чтобы оберегать, относиться бережно, стеречь»; «защитить» оз- 187
начает «охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, 3
от опасности, предохранить, обезопасить» [9]. Следуя толкованию Ь
термина «защита», исходя из формулировки «охраняя, оградить», по- <?
лагаем, что защита - это одно из направлений охраны, заключающееся §
в действиях, направленных на предохранение и ограждение от каких-ли- 0 бо угроз. По мнению В.В. Паршуты, «понятие охраны включает в себя защиту как ее частный случай, когда необходимо применение активных мер, направленных против чьих-либо посягательств» [10, с. 156].
188
о
Нормативные акты различных отраслей (уголовное, гражданское, трудовое и др.) также оперируют терминами «охрана» и «защита», но в большей степени в контексте охраны и защиты прав субъектов правоотношений, а не объектов (вещей).
Природным объектам и ресурсам как объектам охраны и защиты посвящены нормы природоресурсного законодательства. Применительно к водным ресурсам законодатель использует только понятие охраны водных объектов от различного рода воздействий. Также в ст. 65 Водного кодекса РФ закреплен правовой статус водоохранных зон и прибрежных защитных полос, разница между которыми заключается только в том, что «в границах прибрежных защитных полос вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, которые установлены для водоохранных зон» [11].
„о В земельном законодательстве понятие защиты включено в норму го об охране земель. Статья 13 Земельного кодекса РФ гласит: «В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, № землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить § мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии» [12]. § Закон РФ «О недрах» содержит требования по «охране недр», 2 а термин «защита» используется в отношении защиты интересов ^ субъектов недропользования (государства и граждан Российской — Федерации, прав пользователей недр) и в отношении мероприятий, § направленных на устранение или снижение уровня угрозы жизни § и здоровью людей, а также уровня причиняемого вреда окружающей § среде в случае реальной опасности возникновения опасных и вредных ^ факторов в период проведения ликвидационных или консервационных мероприятий [13].
о Для понимания точного содержания защиты лесов целесообразно ^ обратиться к стандарту, закрепляющему термины и определения в об-С ласти защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. В ГОСТ Р 59058-2020 под защитой лесов понимается «совокупность мероприятий, направленных на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных СЧ при определенных условиях нанести вред лесам и лесным ресурсам) ® и предупреждение распространения вредных организмов, а в случае ^ возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - их локализацию и ликвидацию» [14].
В этом же Стандарте дополнительно выделяются три разновидности защиты лесов: «биологическая защита (от вредителей и болезней с помощью препаратов, в которых действующим началом является
микроорганизм или продукт его жизнедеятельности); химическая защита (с использованием органических и неорганических веществ, токсичных для вредных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам и лесным ресурсам); физическая защита (с использованием физических средств для регулирования численности вредителей и развития болезней леса)» [14].
Таким образом, анализ законодательства по рассматриваемому вопросу позволяет выделить особенности правового регулирования защиты лесов, уточнить терминологию в области охраны лесов и защиты лесов в целях их разграничения.
Защита лесов, наряду с охраной лесов от пожаров и охраны лесов от загрязнений и иных негативных воздействий на леса, является самостоятельным отдельным направлением охраны лесов. Защита лесов направлена на выявление, предупреждение, ликвидацию только биологических негативных воздействий на леса (угроз).
Мероприятия по защите лесов в целом направлены на обеспечение санитарной безопасности в лесах как состояния защищенности лесов °и от негативных воздействий вредных организмов. ^
а>
*
о
Список литературы: §
1. Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской § Федерации до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 11 февраля 1 2021 г. № 312-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2021. - № 8, § ч. 2, ст. 1398. |
2. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации
в 2021 году. Государственный доклад. - М. : Минприроды России; МГУ §
имени М. В. Ломоносова, 2022. - 684 с. о
3. О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 1 годов : федеральный закон от 5 декабря 2022 г. № 466-ФЗ // Официальный * интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru (дата ■§ опубликования: 05.12.2022). 8
4. Селиховкин, А.В. Лесные пожары, вредители и болезни леса: пробле- § мы и решения / А.В. Селиховкин, А.П. Смирнов // Биосфера. - 2015. - № 3.
- С. 315-320. 189
5. О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершен- ^ ствования регулирования лесных отношений : федеральный закон от 23 июня о 2016 г. № 218-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 26, | ч. 1, ст. 3887. §
О)
6. О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов : федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 455-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 1, ч. 1, ст. 75.
7. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (в ред. от 4 августа 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006.
- № 50, ст. 5278.
8. Быковский, В.К. Правовое регулирование защиты лесов / В.К. Быковский // Lex russica. - 2018. - № 3. - С. 68-75.
9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=9015 (дата обращения: 30.08.2023).
10. Паршута, В. В. Охранять или защищать лес? / В. В. Паршута // Вестник Моск. ун-та МВД России. - 2009. - № 9. - С. 155-157.
11. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (в ред. от 4 августа 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006.
- № 23, ст. 2381.
12. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 4 августа 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 44, ст. 4147.
„О 13. О недрах : закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (в ред. от 28 апреля
¡^ 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 10, ст. 823. § 14. Охрана окружающей среды. Защита, рациональное использование
* и воспроизводство лесов. Термины и определения : ГОСТ Р 59058-2020 : ^ утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 30 сентября 2020 г. § № 710-ст. - М. : Стандартинформ, 2020.
CQ