Научная статья на тему 'Защита лесов: особенности правового регулирования'

Защита лесов: особенности правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
охрана лесов / защита лесов / санитарная безопасность / forest conservation / forest protection / sanitary safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Устинова А.Н.

проблемы защиты лесов приобретают в настоящее время глобальное значение в связи с необходимостью минимизации процесса обезлесения, связанного, в том числе, с повреждением лесов в результате воздействия вредных организмов. Целью статьи является определение понятия и содержания защиты лесов. Автор рассмотрел определения, закрепленные в Лесном кодексе РФ и государственных стандартах. Проанализировал соотношение определения, целей и содержания связанных механизмов – охрана лесов и защита лесов. Определил их общие черты и различия в зависимости от объекта воздействия и содержания механизма охраны и защиты. Автор выделяет самостоятельные направления и разновидности защиты лесов. В ходе исследования автор приходит к выводу о целесообразности корректировки определения защиты лесов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forest protection: features of legal regulation

problems of forest protection are currently acquiring global significance due to the need to minimize the process of deforestation, associated, among other things, with damage to forests as a result of the influence of pests. The purpose of the article is to define the concept and content of the forest protection mechanism. The author reviewed the definitions enshrined in the Forest Code of the Russian Federation and in state standards. Considered the relationship between the definition, goals and content of related mechanisms – forest conservation and forest protection. Identified their common features and differences depending on the object of influence and the content of the protection and protection mechanism. The author identifies independent directions and types of forest protection. In the course of the study, the author comes to the conclusion that it is advisable to adjust the definition of forest protection.

Текст научной работы на тему «Защита лесов: особенности правового регулирования»

А.Н. Устинова,

старший преподаватель кафедры земельного и экологического права Саратовской государственной юридической академии

A. N. Ustinova,

Senior Lecturer of the Department ofLand and Environmental Law of the Saratov State Law Academy ustinova5anna@yandex.ru

DOI: 10.24412/1608-8794-2023-4-185-190

ЗАЩИТА ЛЕСОВ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация: проблемы защиты лесов приобретают в настоящее время глобальное значение в связи с необходимостью минимизации процесса обезлесения, связанного, в том числе, с повреждением лесов в результате воздействия вредных организмов. Целью статьи является определение понятия и содержания защиты лесов. Автор рассмотрел определения, закрепленные в Лесном кодексе РФ и государственных стандартах. Проанализировал соотношение определения, целей и содержания связанных механизмов - охрана лесов и защита лесов. Определил их общие черты и различия в зависимости от объекта воздействия и содержания механизма охраны и защиты. Автор выделяет самостоятельные направления и разновидности защиты лесов. g В ходе исследования автор приходит к выводу о целесообразности корректировки определения защиты лесов. 3

Ключевые слова: охрана лесов, защита лесов, санитарная безопасность. о

п

FOREST PROTECTION: |

FEATURES OF LEGAL REGULATION |

о n

Abstract: problems of forest protection are currently acquiring global .significance 3 due to the need to minimize the process of deforestation, associated, among other things, g with damage to forests as a result of the influence of pests. The purpose of the article о is to define the concept and content of the forest protection mechanism. The author | reviewed the definitions enshrined in the Forest Code of the Russian Federation and in state тз standards. Considered the relationship between the definition, goals and content of related ^ mechanisms - forest conservation and forest protection. Identified their common features ■§ and differences depending on the object of influence and the content of the protection and g protection mechanism. The author identifies independent directions and types of forest | protection. In the course of the study, the author comes to the conclusion that it is advisable to adjust the definition of forest protection. 185

Keywords: forest conservation, forest protection, sanitary safety.

А>

a:

«По многолетним наблюдениям, около 60 % площа- П ди погибших лесов связано с воздействием лесных пожаров, 25 % - | с погодными явлениями, 15 - с вредителями и болезнями леса» [1]. g

В последние годы было уделено достаточно внимания вопросам охраны лесов от пожаров, и в 2020 г. прервалась тенденция роста площади лесных пожаров, наблюдавшаяся в период 2016-2019 гг. [2].

Начиная с 2016 г. произошли изменения в правовом механизме посредством внесения в законодательство изменений, направленных на повышение эффективности деятельности в сфере охраны лесов от пожаров; в организационном механизме посредством перераспределения полномочий в области управления пожарной безопасностью в лесах; в экономическом механизме посредством выделения финансирования на «оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров» [3].

Кроме пожаров большой вред лесам приносят вредители и болезни. Как отмечают специалисты, «официальная статистика не отражает реальную ситуацию, так как статистические данные отражают только масштабные вспышки массового размножения, но в отношении большинства видов патогенных организмов репрезентативные данные отсутствуют» [4]. Отсутствие реальных данных о состоянии лесного фонда в части лесопатологической ситуации не позволяет своевременно принимать соответствующие меры в целях обеспечения санитарной безопасности.

Серьезное влияние на эффективность защиты лесов, кроме 2 информационной составляющей, оказывают недостатки правового регулирования лесных отношений, связанные с отсутствием легаль-— ного однозначно толкуемого определения, оторванностью правового § механизма защиты лесов от биологических факторов. 5 Необходимые нормативные условия созданы Лесным кодек-§ сом РФ, в первоначальной редакции которого содержалась глава, ^ объединившая два основных и взаимосвязанных механизма: охрану лесов и защиту лесов. В 2015 и 2016 гг. в Лесной кодекс РФ были

00

о внесены изменения [5, 6], касающиеся правового регулирования за-^ щиты и воспроизводства лесов. Так, несколько изменилась структура С Лесного кодекса РФ. В связи с изменением понятия лесных отно-

■а

186

о

шений и закрепления нового принципа - «сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения» (ст. 1 ЛК РФ) [7] - была введена гл. 2.4. «Охрана, защита, СЧ воспроизводство лесов», которая объединила основные механизмы, ® направленные на сохранение лесов. В ней содержатся общие по-^ ложения об охране, защите, воспроизводстве лесов и уточняется, что «охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию» (ст. 50.7 ЛК РФ) [7]. Каждому из механизмов посвящена отдельная: гл. 3. «Охрана лесов от пожаров»,

гл. 3.1 «Защита лесов», гл. 3.2. «Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия».

Несмотря на предполагаемую разницу в содержании данных механизмов, следующую из их законодательного разграничения, в целом объектом охраны и защиты выступают леса, на что обращает внимание и В. К. Быковский, подчеркивая, что «при охране и защите лесов преследуются одинаковые цели» - выявление негативных процессов в лесах [8].

Нужно отметить, что Лесной кодекс РФ не содержит легальных определений как охраны лесов, так и защиты. Исходя из содержания ст. 51, 60.1, 60.2 ЛК РФ, можно выделить цели и содержание охраны и защиты лесов:

- цель охраны лесов - это предупреждение, тушение и ликвидация лесных пожаров (неконтролируемого горения, распространяющегося по площади земель лесного фонда); цель защиты лесов - выявление, предупреждение и ликвидация в лесах вредных организмов (жизнеспособные растения любых видов, сортов или биологических типов, оо животные либо болезнетворные организмы любых видов, биоло- ■§ гических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным * ресурсам); §

- содержание охраны лесов - выполнение мер пожарной безопас- о ности и тушение пожаров в лесах; содержание защиты лесов - вы- 1 полнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидация очагов § вредных организмов. |

Принимая во внимание обозначенные цели и содержание меха- О низмов охраны и защиты лесов, в которых различаются только угрозы § (лесные пожары или вредные организмы), возникает опасность ото- § ждествления исследуемых понятий. Полагаем, что терминология в области охраны и защиты лесов требует уточнения в целях исключения |

неоднозначного толкования. §

01

Исходным можно считать определение охраны, данное в толковом | словаре С.И. Ожегова: «охрана - это действия, которые направлены

на то, чтобы оберегать, относиться бережно, стеречь»; «защитить» оз- 187

начает «охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, 3

от опасности, предохранить, обезопасить» [9]. Следуя толкованию Ь

термина «защита», исходя из формулировки «охраняя, оградить», по- <?

лагаем, что защита - это одно из направлений охраны, заключающееся §

в действиях, направленных на предохранение и ограждение от каких-ли- 0 бо угроз. По мнению В.В. Паршуты, «понятие охраны включает в себя защиту как ее частный случай, когда необходимо применение активных мер, направленных против чьих-либо посягательств» [10, с. 156].

188

о

Нормативные акты различных отраслей (уголовное, гражданское, трудовое и др.) также оперируют терминами «охрана» и «защита», но в большей степени в контексте охраны и защиты прав субъектов правоотношений, а не объектов (вещей).

Природным объектам и ресурсам как объектам охраны и защиты посвящены нормы природоресурсного законодательства. Применительно к водным ресурсам законодатель использует только понятие охраны водных объектов от различного рода воздействий. Также в ст. 65 Водного кодекса РФ закреплен правовой статус водоохранных зон и прибрежных защитных полос, разница между которыми заключается только в том, что «в границах прибрежных защитных полос вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, которые установлены для водоохранных зон» [11].

„о В земельном законодательстве понятие защиты включено в норму го об охране земель. Статья 13 Земельного кодекса РФ гласит: «В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, № землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить § мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии» [12]. § Закон РФ «О недрах» содержит требования по «охране недр», 2 а термин «защита» используется в отношении защиты интересов ^ субъектов недропользования (государства и граждан Российской — Федерации, прав пользователей недр) и в отношении мероприятий, § направленных на устранение или снижение уровня угрозы жизни § и здоровью людей, а также уровня причиняемого вреда окружающей § среде в случае реальной опасности возникновения опасных и вредных ^ факторов в период проведения ликвидационных или консервационных мероприятий [13].

о Для понимания точного содержания защиты лесов целесообразно ^ обратиться к стандарту, закрепляющему термины и определения в об-С ласти защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. В ГОСТ Р 59058-2020 под защитой лесов понимается «совокупность мероприятий, направленных на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных СЧ при определенных условиях нанести вред лесам и лесным ресурсам) ® и предупреждение распространения вредных организмов, а в случае ^ возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - их локализацию и ликвидацию» [14].

В этом же Стандарте дополнительно выделяются три разновидности защиты лесов: «биологическая защита (от вредителей и болезней с помощью препаратов, в которых действующим началом является

микроорганизм или продукт его жизнедеятельности); химическая защита (с использованием органических и неорганических веществ, токсичных для вредных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам и лесным ресурсам); физическая защита (с использованием физических средств для регулирования численности вредителей и развития болезней леса)» [14].

Таким образом, анализ законодательства по рассматриваемому вопросу позволяет выделить особенности правового регулирования защиты лесов, уточнить терминологию в области охраны лесов и защиты лесов в целях их разграничения.

Защита лесов, наряду с охраной лесов от пожаров и охраны лесов от загрязнений и иных негативных воздействий на леса, является самостоятельным отдельным направлением охраны лесов. Защита лесов направлена на выявление, предупреждение, ликвидацию только биологических негативных воздействий на леса (угроз).

Мероприятия по защите лесов в целом направлены на обеспечение санитарной безопасности в лесах как состояния защищенности лесов °и от негативных воздействий вредных организмов. ^

а>

*

о

Список литературы: §

1. Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской § Федерации до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 11 февраля 1 2021 г. № 312-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2021. - № 8, § ч. 2, ст. 1398. |

2. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации

в 2021 году. Государственный доклад. - М. : Минприроды России; МГУ §

имени М. В. Ломоносова, 2022. - 684 с. о

3. О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 1 годов : федеральный закон от 5 декабря 2022 г. № 466-ФЗ // Официальный * интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru (дата ■§ опубликования: 05.12.2022). 8

4. Селиховкин, А.В. Лесные пожары, вредители и болезни леса: пробле- § мы и решения / А.В. Селиховкин, А.П. Смирнов // Биосфера. - 2015. - № 3.

- С. 315-320. 189

5. О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершен- ^ ствования регулирования лесных отношений : федеральный закон от 23 июня о 2016 г. № 218-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 26, | ч. 1, ст. 3887. §

О)

6. О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов : федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 455-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 1, ч. 1, ст. 75.

7. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (в ред. от 4 августа 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006.

- № 50, ст. 5278.

8. Быковский, В.К. Правовое регулирование защиты лесов / В.К. Быковский // Lex russica. - 2018. - № 3. - С. 68-75.

9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=9015 (дата обращения: 30.08.2023).

10. Паршута, В. В. Охранять или защищать лес? / В. В. Паршута // Вестник Моск. ун-та МВД России. - 2009. - № 9. - С. 155-157.

11. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (в ред. от 4 августа 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006.

- № 23, ст. 2381.

12. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 4 августа 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 44, ст. 4147.

„О 13. О недрах : закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (в ред. от 28 апреля

¡^ 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 10, ст. 823. § 14. Охрана окружающей среды. Защита, рациональное использование

* и воспроизводство лесов. Термины и определения : ГОСТ Р 59058-2020 : ^ утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 30 сентября 2020 г. § № 710-ст. - М. : Стандартинформ, 2020.

CQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.