LEX 1Р?Ж
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В. К. Быковский*
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ЛЕСОВ
Аннотация. Защита лесов от вредителей и болезней является актуальной проблемой. Большое количество лесов пострадало от жука короеда-типографа. Нужен эффективный правовой механизм для борьбы с вредителями леса.
Автором исследовано современное состояние правового регулирования защиты лесов лесным законодательством. Система защиты лесов направлена на выявление негативно воздействующих на леса процессов и явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию и преследует две цели: первая — превентивная, предупредительная, которая означает проведение мероприятий, направленных на предотвращение причинения возможного вреда лесам, в том числе защитным, и вторая — пресекательная, принудительная, которая заключается в привлечении нарушителей лесного законодательства, причинивших вред лесам, в том числе защитным, к юридической ответственности.
Ключевые слова: защита лесов, охрана лесов, лес, лесное законодательство, Лесной кодекс РФ, наука «лесное право».
РО!: 10.17803/1729-5920.2018.136.3.068-075
Защита лесов — это важное направление охраны лесов. В ряде густонаселенных местностей, например в Московской и Тверской областях, в настоящее время это является наиболее актуальной проблемой. Большое количество деревьев повредил короед1.
Проблема защиты лесов носит общегосударственный характер. Так, на пленарном заседании медиафорума Объединенного народного форума 28 апреля 2015 г. Президент РФ В. В. Путин подчеркнул, что необходимость защиты леса является стратегически важной. Данная экологическая проблема может иметь серьезные последствия для страны.
В физиологически ослабленных лесах часто происходит массовое размножение вредных насекомых, а также грибов — возбудителей опасных болезней древесных растений. Леса с объеденной вредителями листвой (хвоей) теряют рекреационные свойства: резко умень-
шается выделение в окружающую среду летучих органических веществ, в том числе фитонцидов, увеличиваются запыленность воздуха, а вместе с ней и количество вредных микроорганизмов, снижаются эстетические достоинства насаждений. Все это ставит перед лесоводами важнейшую задачу организации постоянного надзора за состоянием и размножением вредителей леса и своевременного проведения мер борьбы с ними2. Поэтому представляет большой интерес анализ правового регулирования защиты лесов. Кроме того, в данной сфере произошли изменения в законодательстве, которые необходимо проанализировать.
Большое значение для регулирования лесных отношений имеет Федеральный закон от 23.06.2016 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования
1 Защита русского леса — это защита народа и экосистемы России // Петербургская независимая газета «Общество и экология». URL: http://www.ecogazeta.ru/archives/9447.
2 Сайт зооинженерного факультета МСХА. URL: http://www.activestudy.info/zashhita-lesa-ot-vreditelej-i-boleznej (дата обращения: 06.07.2017).
© Быковский В. К., 2018
* Быковский Вадим Кириллович, кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического и приро-доресурсного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) vadimm@bk.ru
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
регулирования лесных отношений»3, а также Федеральный закон от 30.12.2015 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов»4. Последний Федеральный закон значительно изменил правовое регулирование лесных отношений в области защиты и охраны лесов. Он дополнил Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) главой 3.1 «Защита лесов». Правовое регулирование в области защиты лесов стало более детальным. Анализируемый Федеральный закон увеличил количество отчетности. Лесопользователи вместо отчета об охране и о защите лесов должны теперь предоставлять два вида отчетов: о защите лесов и об охране лесов.
Первоначально необходимо дать определение понятию «защита лесов». Лесной кодекс РФ не дает определение защиты лесов. Однако данное определение можно вывести исходя из его анализа. В соответствии с ч. 1 ст. 60.1 ЛК РФ леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам). Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов — на их ликвидацию (ч. 2 ст. 60.1 ЛК РФ).
Исходя из содержания данных норм, можно определить защиту лесов следующим образом: защита лесов — это деятельность, направленная на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов — на их ликвидацию.
Важным является вопрос о соотношении понятий «охрана лесов» и «защита лесов». Но сначала необходимо рассмотреть вопрос о понятии охраны лесов. Понятие «охрана лесов» является многоаспектным.
Вопросы, связанные с охраной лесов, рассматривались многими учеными. В науке лесного права существуют различные мнения
о понятии охраны лесов, присутствует широкое, среднее и узкое понимание охраны лесов.
В узком смысле представляли понятие «охрана лесов» В. Ф. Горбовой и Е. И. Немиров-ский. В. Ф. Горбовой «под правовой охраной лесов понимает систему предусмотренных законом юридических мер, направленных на обеспечение рационального использования лесов и борьбу с лесонарушителями путем привлечения лесонарушителей к уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности»5.
В. Бзежинский придерживается мнения, что «понятие охраны связано с предотвращением или прекращением какой-либо деятельности, признанной вредной с точки зрения фактического положения вещей, которое не подлежит изменению и не должно отклоняться от установленной законом модели»6.
Данное определение нельзя признать удачным, поскольку принятие его не способствует улучшению состояния лесов. Узкое понимание смысла правовой охраны Е. И. Немировским и В. Бзежинским лишь как меры ответственности не раскрывает содержания понятия «охрана лесов». Такое понимание ответственности может привести к тому, что природопользо-ватели будут принимать восстановительные, охранительные меры только в ответ на привлечение к ответственности за те или иные нарушения лесного законодательства и не будут относиться к ним как к постоянно действующим в процессе использования лесных ресурсов.
Н. Г. Баканева под правовой охраной лесов понимает охрану леса от различного рода нарушений лесного законодательства: от незаконных порубок, пожаров, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу, а также защиту от вредителей и болезней7.
Таким образом, она понимает охрану леса более широко, поскольку в содержание охраны лесов она включает не только меры юридической ответственности, применяемые к лесона-рушителям, но и меры защиты от вредителей и болезней леса.
СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. 1). Ст. 3887. Закон вступил в силу с 01.03.2017. СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. 1). Ст. 75.
Горбовой В. Ф. Лесное право. Свердловск, 1977. С. 30.
Бжезинский В. Правовая охрана окружающей среды. М., 1979. С. 11.
Баканева Н. Г. Правовая охрана лесов : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1985. С. 13.
3
4
5
6
7
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
да теж
Широкого понимания охраны лесов придерживается Н. Н. Абанина. По ее мнению, понятие «охрана лесов» представляет собой предотвращение истощения, загрязнения, разрушения лесного комплекса, осуществляемое не только путем непосредственной охраны и защиты лесов и всего лесного массива, а также путем охраны от загрязнения атмосферного воздуха, вод, земель, недр, охраны и регулирования численности животного мира, организации рационального использования земель, лесов и мер по их воспроизводству8.
В данном определении правильно делается акцент на то, что охрана атмосферного воздуха, вод, земель, животного мира, недр благоприятно сказывается на состоянии лесов. Это, безусловно, так. Однако большинство лесов представляют собой устойчивые экосистемы, поэтому данные меры не всегда эффективны при осуществлении охраны лесов. Напротив, как правило, охрана лесов как таковых благоприятно сказывается на состоянии атмосферного воздуха, а не наоборот. Леса в первую очередь необходимо охранять от пожаров, поскольку именно они уничтожают миллионы гектаров леса в год. Поэтому широкое понимание понятия «охрана лесов» не имеет большого практического характера.
Практически всеми юристами-экологами признается факт взаимозависимости и взаимообусловленности охраны природы и рационального использования природных ресурсов, необходимости дальнейшей экологизации природопользования.
С еще большей силой неразрывность правовой охраны лесов и рационального лесопользования проявляется в лесном законодательстве как выражение важнейшего лесоводственного закона, в соответствии с которым рубка и возобновление леса должны быть взаимосвязаны9, т.е. время, способ и территория рубок должны быть так организованы, чтобы не мешать естественному лесовозобновлению, которое, в свою очередь, является основой для дальнейшего потребления продуктов и иных полезностей леса. Отсюда вытекает необходимость неистощи-тельного лесопользования. Сущность неисто-щительного использования лесов заключается в неснижающихся максимальных размерах
рубок, обусловленных ходом поспевания насаждений.
Данный подход является верным с точки зрения охраны природных ресурсов, поскольку принятие его способствует рациональному использованию и охране лесов: он дает верный критерий оценки использования лесов. Любое использование лесов должно быть одновременно его охраной.
А такое использование, которое приводит к ухудшению состояния лесов, даже незначительному, явно не является его охраной и по этой причине должно быть, по возможности, прекращено.
Широкое понимание «охраны лесов» идеально подходит в качестве принципа правового регулирования: каждое использование лесов должно быть одновременно его охраной. Это должно быть целью правового регулирования лесных отношений, чего, однако, почти невозможно достичь на практике. Практически любое вмешательство человека в экосистему как минимум не полезно для нее и поэтому не может быть ее охраной. Осуществление большинства видов использования лесов неизбежно наносит вред лесам как природным объектам. Можно лишь минимизировать вред, причиняемый природе. Поэтому нецелесообразно включать понятие раци -онального использования в понятие «охрана лесов». Это разные понятия. Под охраной лесов следует обозначать лишь ту деятельность, которая бесспорно является благоприятной для них.
Итак, в понятие «охрана лесов» необходимо включать меры юридической ответственности, применяемые при нарушении лесного законодательства, охрану лесов от пожаров, защиту лесов, воспроизводство лесов и лесоразведение, поскольку они способствуют сохранению лесов.
Таким образом, можно сконструировать следующее определение охраны лесов: охрана лесов представляет собой деятельность, направленную на сохранение лесов, осуществляемую путем охраны лесов от пожаров, защиты лесов, воспроизводства лесов и лесоразведения, применения мер юридической ответственности и других мер. Данное определение целесообразно включить в ЛК РФ.
8 Абанина Н. Н. Правовая охрана лесов Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 33.
9 См.: Морозов Г. Ф. Учение о лесе // Избранные труды. М., 1967. Т. 1. С. 105.
Лучшим способом охраны природы является рациональность ее потребления: в ходе потребления природных ресурсов должна осуществляться их охрана. «Рациональное использование природных ресурсов предполагает учет законов природы (которые являются объективными, не носят волевого характера, не зависят от желаний людей, даже облеченных большой властью) и потенциальных возможностей окружающей среды (которые не безграничны, обладают верхним пределом, могут испытывать опасные перегрузки)»10. Рационализм природопользования заключается в том, чтобы постоянно поддерживать такое состояние, когда возможно оптимальное потребление и воспроизводство природных ресурсов, при котором не допускаются необратимые последствия для окружающей среды.
Вопрос о соотношении понятий «защита» и «охрана» в науке исследовался в основном применительно к вопросу о защите субъективного права гражданина, в контексте темы данной научной статьи данные точки зрения применимы к защите права граждан на благоприятную среду. Лесному законодательству принадлежит значимая роль в обеспечении благоприятной окружающей среды.
Данный вопрос исследовался в основном применительно к вопросу о защите гражданских прав. Многие ученые рассматривают категории «защита» и «охрана» в качестве тождественных и определяют их как систему правового регулирования общественных отношений, которая направлена на предотвращение правонарушений, а в случае их совершения устанавливает ответственность за совершенные правонарушения11.
К этим ученым можно отнести С. С. Алексеева, который под защитой права понимал государственно-принудительную деятельность, направленную на осуществление «восстановительных» задач: на восстановление нарушенного права, на обеспечение юридической обязанности. Охранительные правоотношения, как он указал, начинают складываться с момента правонарушения, и при их помощи осуществляются меры юридической ответствен-
ности и защиты субъективных прав. Другими словами, защита субъективного права осуществляется государственными органами в рамках особых правоохранительных отношений и, таким образом, С. С. Алексеев ставит знак равенства между защитой и охраной12.
Понятие охраны в широком и узком смыслах предлагает различать А. П. Сергеев. В широком значении, по его мнению, охрана включает в себя меры не только правового, но и экономического, организационного, политического и иного характера, направленные на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав. К чисто правовым мерам охраны он относит все меры, с помощью которых обеспечивается как развитие правоотношений в их нормальном, ненарушенном состоянии, так и восстановление нарушенных или оспоренных прав и интересов. В узком смысле охрана включает лишь предусмотренные законом меры, направленные на восстановление или признание прав и на защиту в случае их оспаривания или нарушения13.
Таким образом, защита, в понимании ученого, является охраной в узком смысле слова. Данная точка зрения наиболее применима к лесному законодательству не только в вопросе о защите прав, но и в вопросе о защите экологических прав граждан к сфере лесного законодательства.
В свою очередь, Э. П. Гаврилов полагает, что охрана — это установление общего правового режима, а защитой являются те меры, которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права нарушены или оспорены7. Такой же научной позиции придерживается и Н. И. Ма-тузов: «Вообще охрана и защита субъективного права или охраняемого законом интереса — не одно и то же: охраняются они постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются. Защита есть момент охраны, одна из ее форм. Эти понятия не совпадают».
Следовательно, большинство исследователей под защитой права подразумевает меры, направленные на восстановление нарушенного права или на предотвращение угрозы нарушения прав и законных интересов.
10 Боголюбов С. А., Васильева М. И., Жариков Ю. Г. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный). М. : ТК Велби ; Проспект, 2008. С. 11 (автор комментария — С. А. Боголюбов).
11 Стоякин Г. Н. Понятие «защита гражданских прав» // Проблемы гражданско-правовой ответственности защиты гражданских прав. Свердловск, 1973. С. 30—35.
12 Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1981. Т. 1. С. 280.
13 Гражданское право / под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. СПб., 1996. Ч. 1. С. 240.
В советской науке лесного права по-разному понималась охрана лесов. По мнению Л. И. Дембо, охрана лесов заключается в охране лесов от пожаров, от расхищения и от вредных организмов14.
Представляет интерес научная точка зрения В. Ф. Горбового, согласно которой правовая охрана лесов — это система предусмотренных юридических мер, направленных на обеспечение рационального использования лесов и борьбу с лесонарушителями путем привлечения лесонарушителей к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности. Кроме того, организация правовой охраны лесов состоит в определенной деятельности различных органов государственной власти и общественных организаций. При этом объектом правовой охраны выступает установленный государством порядок общественных отношений, который обеспечивает рациональное использование лесов15.
Правовая охрана лесов осуществляется путем издания и применения норм права, направленных на проведение мероприятий по охране и защите лесов от истощения, загрязнения, организации рационального использования и воспроизводства лесов, на повышение их средозащитных и климаторегулирующих свойств для удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительных потребностей народного хозяйства и населения16.
Наиболее оправданным в юридической науке представляется подход, согласно которому различаются такие правовые категории, как охрана и защита лесов. Законодатель выделяет разные направления охраны лесов. Содержание данных видов деятельности составляет содержание понятия «охрана лесов». Защита лесов — это одно из направлений охраны лесов.
Лесной кодекс РФ разделяет понятия «защита лесов» и «охрана лесов». Согласно ч. 2 ст. 50.7 ЛК РФ охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию. Таким образом, при охране и защите лесов преследуются
одинаковые цели, это может послужить основанием для вывода, что защита лесов — одно из направлений охраны лесов.
Поэтому понятие «защита лесов» входит в понятие «охрана лесов». Более значительным стало различие понятий «защита лесов» и «охрана лесов» в лесном законодательстве в 2016 г. после вступления в силу поправок в ЛК РФ.
Федеральным законом от 23.06.2016 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений»17 изменено регулирование отношений в области защиты лесов. Нормы, регулирующие защиту лесов, теперь выделены в отдельную главу — 3.1 «Защита лесов».
Защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами, использующими леса. Защита лесов от вредных организмов, внесенных в перечень карантинных объектов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений»18.
Деятельность по защите лесов подразделяется на два направления: выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидация очагов вредных организмов.
Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя следующий перечень мер:
1) лесозащитное районирование;
2) государственный лесопатологический мониторинг;
3) проведение лесопатологических обследований;
4) предупреждение распространения вредных организмов;
5) иные меры санитарной безопасности в лесах.
Меры санитарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
14 Дембо Л. И. Правовой режим лесов в свете сталинского плана преобразования природы. Л. : Изд-во ЛГУ, 1951. С. 57.
15 Горбовой В. Ф. Указ. соч. С. 29—30.
16 Петров В. В. Правовая охрана природы в СССР. М. : Юрид. лит., 1984. С. 246—247.
17 СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. 1). Ст. 3887.
18 СЗ РФ. 2014. № 30 (ч. 1). Ст. 4207.
В соответствии со ст. 60.3 ЛК РФ правила санитарной безопасности в лесах установлены постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607 «О Правилах санитарной безопасности в лесах»19.
Ликвидация очагов вредных организмов в лесах включает в себя проведение обследований очагов вредных организмов, уничтожение или подавление численности вредных организмов, в том числе с применением химических препаратов, рубку лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами (ст. 60.8 ЛК РФ).
По результатам деятельности по обеспечению защиты лесов составляется отчет о защите лесов согласно ст. 60.11 ЛК РФ.
Отчет о защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81—84 ЛК РФ, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В отчете о защите лесов содержится информация о мероприятиях по защите лесов от вредных организмов, включая информацию о площадях, на которых проведены сани-тарно-оздоровительные мероприятия, и т.д. Перечень информации, включаемой в отчет о защите лесов, форма и порядок представления отчета о защите лесов, а также требования к формату отчета о защите лесов в электронной форме устанавлены приказом Минприроды России от 09.03.2017 № 78 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет
о защите лесов, формы и порядка представления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме»20.
Лесной кодекс РФ содержит механизм реализации на практике норм, касающихся защиты лесов в ч. 5 ст. 61: невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками.
Законодательство в области обеспечения санитарной безопасности в лесах нуждается в совершенствовании. Ограниение для реализации экологических прав граждан содержится в ст. 60.9 ЛК РФ, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со ст. 81—84 ЛК РФ, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 06.09.2016 № 457 «Об утверждении Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах и Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах»21 определены основания и порядок установления ограничений пребывания граждан в лесах.
Ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов ра-
19 СЗ РФ. 2017. № 23. Ст. 3318.
20 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 31.05.2017).
21 СПС «КонсультантПлюс».
бот в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах вводится в случаях: установления IV и V классов пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды при отсутствии улучшения пожароопасной обстановки в лесах в ближайшие 5 дней по данным прогноза метеорологических (погодных) условий; установления особого противопожарного режима; объявления чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров.
Данные основания вызывают сомнения. При соблюдении правил пожарной безопасности никакой опасности для лесов вследствие нахождения в них граждан нет. Для защиты экологических прав граждан целесообразно закрепить, что ограничения посещения гражданами работ устанавливаются только на период выполнения работ по обеспечению санитарной безопасности.
Справедливости ради необходимо отметить, что есть норма, которая устанавливает пределы для органов государственной власти в установлении ограничений пользования лесами населением. Согласно п. 4 анализируемого приказа ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасно-
сти или санитарной безопасности в лесах вводится на срок до 21 календарного дня (т.е. 21 день — максимальный срок).
Определенный интерес вызывает рассмотрение вопроса о соотношении понятий «охрана лесов» и «защита лесов». Законодатель выделяет разные направления охраны лесов. Содержание данных видов деятельности составляет содержание понятия «охрана лесов». Защита лесов — это одно из направлений охраны лесов. Поэтому понятие «защита лесов» входит в понятие «охрана лесов».
Таким образом, ЛК РФ разделяет понятия «защита лесов» и «охрана лесов». Согласно ч. 2 ст. 50.7 ЛК РФ охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию. Таким образом, видно, что при охране и защите лесов преследуются одинаковые цели, что может послужить основанием для вывода, что защита лесов — это одно из направлений охраны лесов.
Значительнее стало проявляться различие этих понятий в лесном законодательстве в 2016 г. после вступления в силу поправок в ЛК РФ. Нормы, регулирующие защиту лесов, выделены в отдельную главу — 3.1 «Защита лесов».
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абанина Н. Н. Правовая охрана лесов Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. — Саратов, 2004.
2. Алексеев С. С. Общая теория права. — М., 1981. — Т. 1.
3. Баканева Н. Г. Правовая охрана лесов : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1985.
4. Бзежинский В. Правовая охрана окружающей среды. — М., 1979.
5. Боголюбов С. А., Васильева М. И., Жариков Ю. Г. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный). — М. : ТК Велби ; Проспект, 2008.
6. Горбовой В. Ф. Лесное право. — Свердловск : Изд-во Свердловского юридического института, 1977.
7. Гражданское право / под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. — СПб., 1996. — Ч. 1.
8. ДембоЛ. И. Правовой режим лесов в свете сталинского плана преобразования природы. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1951.
9. Морозов Г. Ф. Учение о лесе // Избранные сочинения. — М., 1967. — Т. 1. — С. 105.
10. Петров В. В. Правовая охрана природы в СССР. — М. : Юрид. лит., 1984.
11. Стоякин Г. Н. Проблемы гражданско-правовой ответственности защиты гражданских прав. — Свердловск, 1973.
Материал поступил в редакцию 11 декабря 2017 г.
LEGAL REGULATION OF FOREST PROTECTION
BYKOVSKY Vadim Kirillovich — PhD in Law, Associate Professor of the Department of Environmental
and Natural Resources Law at the Kutafin Moscow State LAw University (MSAL)
vadimm@bk.ru
125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9
Abstract. Protection of forests from pests and diseases is an urgent issue. A large number of forests have been attacked by the bark beetle. We are in need of an effective legal mechanism for pest control. The author scrutinizes the current state of legal regulation of protection of forests under forest law. The system of forest protection is aimed at identification, as well as prevention and elimination, of processes and phenomena negatively influencing forests, and pursues two objectives: the first objective is preventive and precautionary, and it means conducting of activities aimed at the prevention of infliction of possible harm to forests, including protecting forests; the second objective is preclusive and coercive, which amounts to holding violators of forest legislation liable for causing harm to forests, including protective forests.
Keywords: forests protection, forest conservation, forest, forest laws, Forest Code of the Russian Federation, Forest Law as a science.
1. Alekseev, S. S. The General Theory of Law. M., 1981. Vol.1.
2. Abanina, N. N. Legal protection of forests of the Russian Federation : PhD Thesis. Saratov, 2004.
3. Bakaneva, N. G. Legal protection of forests : Abstract of the PhD Thesis. M., 1985.
4. Bogolyubov, S. A., Vasiliev, M. I., Zharikov, Yu. G. The Commentray to the Forest Code of the Russian Federation (annotated). M. : TK Velbi ; Prospekt, 2008.
5. Bzezhinskiy, V. Legal protection of the environment. M., 1979.
6. Civil Law. Ed. by Tolstoy, A. P. Sergeev. SPb., 1996. Part 1.
7. Gorlovoy, V. F. Forest Law. Sverdlovsk: Sverdlovsk Law Institute Publishing House, 1977.
8. Dembo, L. I. The legal regime of forests in the light of the Stalin plan to transform nature. LSU Publishing House. L., 1951.
9. Morozov, G. F. The doctrine of the forest: Selected Works. Vol.1. M., 1967. P.105.
10. Petrov, V. V. Legal protection of nature in the USSR. M.: Yurid. Lit., 1984.
11. Stoyakin, G.N. Problems of civil liability and protection of civil rights. Sverdlovsk, 1973.
REFERENCES