Научная статья на тему 'Неудовлетворительная охрана лесов от пожаров в субъектах Российской Федерации как одна из самых глобально-актуальных и злободневных проблем современности: причины, пути решения'

Неудовлетворительная охрана лесов от пожаров в субъектах Российской Федерации как одна из самых глобально-актуальных и злободневных проблем современности: причины, пути решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
518
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ / НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНАЯ ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ / ПОЖАРООПАСНЫЙ ПЕРИОД / ЛЕСНАЯ ОХРАНА РФ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ АВИАЛЕСООХРАНЫ КГУ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ БАЗА АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ» / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУШЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ / ПРОТИВОПОЖАРНОЕ СОСТОЯНИЕ В ЛЕСАХ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ / A SPECIAL UNIT OF CORPORATION AVIALESOOKHRANA CALLED "FAR EASTERN BASE OF AVIATION PROTECTION OF FORESTS / FOREST CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / FOREST FIRES / INADEQUATE FOREST FIRE PROTECTION / HIGH-RISK FIRE PERIOD / THE FOREST PROTECTION ORGANIZATION OF THE RUSSIAN FEDERATION / CRIMINAL RESPONSIBILITY / PROFESSIONAL FOREST FIRE-FIGHTING / FIRE-PREVENTION CONDITIONS IN THE FORESTS / FOREST FIRE PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паламарчук Наталья Святославовна

В научной статье подробно освещена одна из самых актуальных на сегодняшний день проблем: «неудовлетворительная охрана лесов от пожаров в субъектах Российской Федерации». Анализ действующего законодательства наглядно показал отсутствие эффективной нормативной правовой базы в области охраны лесов от пожаров, закрепляющей организацию безусловного выполнения профилактических противопожарных мероприятий, в том числе арендаторами лесных участков в виде организации систематического контроля за лесопожарной обстановкой и принятия действенных мер оперативного реагирования. Таким образом, по нашему мнению, были выявлены следующие основные пробелы в законодательстве, нуждающиеся в оперативном их устранении. Проведенный анализ позволил выявить наличие определенной пробельности в вопросе о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, отвечающих за противопожарное состояние в лесах и допустивших, крупные лесные пожары. Дело в том, что закрепление данного положения на законодательном уровне, то есть в виде конкретной нормы права, по нашему мнению, просто необходимо. Нельзя не согласиться с тем, что халатное отношение данных лиц, к своим непосредственным обязанностям является очевидной причинной связью между наступившими тяжелыми последствиями, такими как: уничтожение огромных площадей лесов, расположенных на землях лесного фонда, в том числе ценных пород деревьев, какими являются защитные леса и особо защитные участки лесов; массовая гибель людей, а также причинение тяжкого вреда здоровью человека. Правомерно следует отметить, что Лесной кодекс Российской Федерации не содержит конкретных требований к лицам, осуществляющим тушение лесных пожаров, что, по нашему мнению, является грубейшим пробелом в законодательстве, так как создает основу для различных злоупотреблений: например, для привлечения к борьбе с огнем людей без особой профессиональной подготовки, что напрямую создает угрозу для жизни и здоровья человека. На наш взгляд, устранение, вышеперечисленных пробелов и неточностей в законодательстве, поможет не только эффективной борьбе с уже возникшими лесными пожарами, но и предупредить возникновение новых, чем не только спасет ценные земли лесного фонда России, но, а также жизнь и здоровье человека, которые согласно статье 2 Конституции РФ являются высшей ценностью в Российской Федерации. К тому же, эффективная борьба с лесными пожарами возможна при взаимосвязанном сотрудничестве уполномоченных органов всех уровней власти, то есть рационально-организованном распределении полномочий, закрепленных эффективной и действенной нормативно-правовой базой в области охраны и защиты лесов от пожаров, включающей в себя и профилактические мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inadequate protection of forests from fires in the Russian Federation as one of the most pressing global issues of the present: causes and solutions

The scientific article covers one of the most pressing issues of the present: «inadequate protection of forests in regions of the Russian Federation." Analysis of current legislation has revealed the absence of an effective legal base to protect forests from fires, which is needed to guarantee unconditional implementation of preventive fire protection activities by tenants and leaseholders of the forest land that can be systematic monitoring of forest fire situation and effective rapid response. Thus, in our opinion, the following key gaps have been identified in the law and require to be closed quickly. The analysis revealed some gaps in justice system that allows the officials responsible for the forests fires prevention to avoid criminal responsibility in case they have allowed massive forest fires happen, and in our opinion it is absolutely essential to adopt some specific legislative rules in order to solve this problem. We cannot disagree that these officials` neglect to their direct duties is an obvious causal connection between the events caused in serious consequences, such as: the devastation of huge areas of the Forest Fund, including valuable species of trees what are the protective forest and specially protected areas of forests; mass mortality and serious harm to human health. It should be noted that the Forest Code of the Russian Federation does not contain specific requirements for people involved in fighting forest fires, which, in our opinion, is a gross flaw in the legislation since it enables various forms of laws violation: for example, involving unqualified people who have no special training into fire extinguishing, which directly threatens human life and health. In our view closing these gaps and inaccuracies in legislation, will help not only to effectively fight the forest fires that have already started, but also to prevent new ones, that can contribute to saving valuable forest lands in Russia, as well as human life and health, which according to Article 2 Constitution is the supreme value in the Russian Federation. Moreover, cooperation of government bodies of all levels, well-organized distribution of authorities based on effective legislative framework for protection of forests from fires including preventive measures make possible fighting forest fires much more efficient.

Текст научной работы на тему «Неудовлетворительная охрана лесов от пожаров в субъектах Российской Федерации как одна из самых глобально-актуальных и злободневных проблем современности: причины, пути решения»

4.2. НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНАЯ ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОДНА ИЗ САМЫХ ГЛОБАЛЬНОАКТУАЛЬНЫХ И ЗЛОБОДНЕВНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ: ПРИЧИНЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

Паламарчук Наталья Святославовна, аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин. Место учебы: Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, юридический факультет. E-mail: [email protected]

Аннотация: В научной статье подробно освещена одна из самых актуальных на сегодняшний день проблем: «неудовлетворительная охрана лесов от пожаров в субъектах Российской Федерации». Анализ действующего законодательства наглядно показал отсутствие эффективной нормативной правовой базы в области охраны лесов от пожаров, закрепляющей организацию безусловного выполнения профилактических противопожарных мероприятий, в том числе арендаторами лесных участков в виде организации систематического контроля за лесопожарной обстановкой и принятия действенных мер оперативного реагирования. Таким образом, по нашему мнению, были выявлены следующие основные пробелы в законодательстве, нуждающиеся в оперативном их устранении.

Проведенный анализ позволил выявить наличие определенной пробельности в вопросе о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, отвечающих за противопожарное состояние в лесах и допустивших, крупные лесные пожары. Дело в том, что закрепление данного положения на законодательном уровне, то есть в виде конкретной нормы права, по нашему мнению, просто необходимо. Нельзя не согласиться с тем, что халатное отношение данных лиц, к своим непосредственным обязанностям является очевидной причинной связью между наступившими тяжелыми последствиями, такими как:

- уничтожение огромных площадей лесов, расположенных на землях лесного фонда, в том числе ценных пород деревьев, какими являются защитные леса и особо защитные участки лесов;

- массовая гибель людей, а также причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Правомерно следует отметить, что Лесной кодекс Российской Федерации не содержит конкретных требований к лицам, осуществляющим тушение лесных пожаров, что, по нашему мнению, является грубейшим пробелом в законодательстве, так как создает основу для различных злоупотреблений: например, для привлечения к борьбе с огнем людей без особой профессиональной подготовки, что напрямую создает угрозу для жизни и здоровья человека.

На наш взгляд, устранение, вышеперечисленных пробелов и неточностей в законодательстве, поможет не только эффективной борьбе с уже возникшими лесными пожарами, но и предупредить возник-

новение новых, чем не только спасет ценные земли лесного фонда России, но, а также жизнь и здоровье человека, которые согласно статье 2 Конституции РФ являются высшей ценностью в Российской Федерации. К тому же, эффективная борьба с лесными пожарами возможна при взаимосвязанном сотрудничестве уполномоченных органов всех уровней власти, то есть рационально-организованном распределении полномочий, закрепленных эффективной и действенной нормативно-правовой базой в области охраны и защиты лесов от пожаров, включающей в себя и профилактические мероприятия.

Ключевые слова: Лесной кодекс Российской Федерации, лесные пожары, неудовлетворительная охрана лесов от пожаров, пожароопасный период, лесная охрана РФ, специализированное подразделение Авиалесоохраны - КГУ «(Дальневосточная база авиационной охраны лесов» уголовная ответственность, профессиональное тушение лесных пожаров, противопожарное состояние в лесах, предупреждение и профилактика лесных пожаров.

INADEQUATE PROTECTION OF FORESTS FROM FIRES IN THE RUSSIAN FEDERATION AS ONE OF THE MOST

PRESSING GLOBAL ISSUES OF THE PRESENT: CAUSES AND SOLUTIONS

Palamarchuk Natalia Svyatoslavovna, postgraduate student of State and legal disciplines chair. Place of study: Pacific State University, Khabarovsk, law department. E-mail: [email protected]

Annotation: The scientific article covers one of the most pressing issues of the present: «inadequate protection of forests in regions of the Russian Federation." Analysis of current legislation has revealed the absence of an effective legal base to protect forests from fires, which is needed to guarantee unconditional implementation of preventive fire protection activities by tenants and leaseholders of the forest land that can be systematic monitoring of forest fire situation and effective rapid response. Thus, in our opinion, the following key gaps have been identified in the law and require to be closed quickly.

The analysis revealed some gaps in justice system that allows the officials responsible for the forests fires prevention to avoid criminal responsibility in case they have allowed massive forest fires happen, and in our opinion it is absolutely essential to adopt some specific legislative rules in order to solve this problem. We cannot disagree that these officials' neglect to their direct duties is an obvious causal connection between the events caused in serious consequences, such as:

- the devastation of huge areas of the Forest Fund, including valuable species of trees what are the protective forest and specially protected areas of forests;

- mass mortality and serious harm to human health.

It should be noted that the Forest Code of the Russian Federation does not contain specific requirements for people involved in fighting forest fires, which, in our opinion, is a gross flaw in the legislation since it enables various forms of laws violation: for example, involving unqualified people who have no special training into fire extinguishing, which directly threatens human life and health.

In our view closing these gaps and inaccuracies in legislation, will help not only to effectively fight the forest fires that have already started, but also to prevent new ones, that can contribute to saving valuable forest lands in Russia, as well as human life and health, which according to Article 2 Constitution is the supreme value in the Russian Federation. Moreover, cooperation of government bodies

of all levels, well-organized distribution of authorities based on effective legislative framework for protection of forests from fires including preventive measures make possible fighting forest fires much more efficient. Keywords: Forest Code of the Russian Federation, forest fires, inadequate forest fire protection, high-risk fire period, the forest protection organization of the Russian Federation, a special unit of corporation Avia-lesookhrana called "Far Eastern base of aviation protection of forests," criminal responsibility, professional forest fire-fighting, fire-prevention conditions in the forests, forest fire prevention.

Справедливо следует отметить, что лесные пожары минувшего периода 2010-2011 года, выявили, по нашему мнению, основные причины неудовлетворительной охраны лесов от пожаров в субъектах Российской Федерации. Следует напомнить, что глобальной причиной возникновения лесных пожаров периода с 2007 года по июль 2011 год являлась ликвидация лесной охраны, то есть профессиональных органов по предупреждению, выявлению и уничтожению лесных пожаров. Сезон лесных пожаров 2010-2011 года показал, что никто - ни МЧС, ни армия, ни лесозаготовительные компании, ни какие бы то ни было еще привлекаемые к борьбе с лесными пожарами квалифицированных лесных специалистов, имеющих специальные технические знания и опыт, а также свободно ориентирующихся в лесах.

Изменения от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, внесенные в Лесной кодекс РФ, не просто вернули нам лесную охрану в виде федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора и муниципального лесного контроля, но и указали, что она осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти -Федеральным агентством лесного хозяйства РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в Хабаровском крае - управление лесами Правительства Хабаровского края), а также государственными учреждениями - лесничествами, подведомственными указанным органам. Однако хочется верить, что, наконец - то, леса России, будут взяты под охрану государства в лице его уполномоченных органов, что по логике должно являться гарантом их защиты от осуществления в них нецелевой деятельности. Таким образом, эффективная борьба с лесными пожарами невозможна без взаимосвязанного сотрудничества уполномоченных органов всех уровней власти, то есть рационально-организованном распределении полномочий, закрепленных эффективной и действенной нормативно-правовой базой в области охраны и защиты лесов от пожаров, включающей в себя и профилактические мероприятия, способствующие предупреждению, выявлению и уничтожению лесных пожаров.

На наш взгляд, осуществление таких действий, во-первых, сбережет и приумножит леса России, а во-вторых, сэкономит огромные расходы федерального и регионального бюджетов, расходуемых на устранение последствий этой стихии. Как показывает практика, устранение таких последствий обходится государству в несколько раз больше, чем осуществление элементарных профилактических действий в виде федерального государственного пожарного надзора в лесах.

Другой немаловажной причиной лесных пожаров периода с 2007 года по сегодняшний день стало разрушение федерального бюджетного учреждения «Центральной базы авиационной охраны лесов» «Авиале-соохраны» - некогда единой федеральной системы

авиационной охраны лесов и тушения крупных лесных пожаров, позволявшей оперативно перебрасывать технику и квалифицированных специалистов в самые горящие регионы. Таким образом, с введением в действие Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ полномочия по охране лесов в полном объеме были переданы субъектам Российской Федерации. Базы авиационной охраны лесов - филиалы ФГУ «Авиа-лесоохрана» - были ликвидированы, то есть вместо них в субъектах организованы специализированные государственные учреждения по авиационной охране лесов, то есть произошла передача подразделений Авиалесоохраны в субъекты. В Хабаровском крае таким специализированным подразделением Авиалесоохраны является КГУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов».

На наш взгляд, помимо вышеперечисленных, основополагающими причинами неудовлетворительной охраны лесов от пожаров в субъектах Российской Федерации являются:

1. Формальное и безразличное отношение органов власти к организации запретов доступа населения в леса в пожароопасный период. Организация данных запретов выражается, прежде всего, в следующих действиях:

Установление и ремонт заграждений, препятствующих несанкционированному въезду автотранспорта в пожароопасный период, а также установление информационных щитов на природоохранную и противопожарную тему. На наш взгляд, более эффективным является возложение функции по контролю за пожарной безопасностью в лесах на патрули мобильных команд, оснащенных необходимым для пожаротушения инвентарем и механизированной техникой, а также системой камер видео наблюдения. К тому же, для профилактики лесных пожаров с ранней весны должны проводиться: 1) очистка лесных территорий от сухих веток, сухостоя, бытового мусора, а также 2) восстановление старых и организация новых минерализованных полос - земляные бороздки, обработанные плугом и культиватором, препятствующие распространению огня за очаг возгорания.

2. Отсутствие в федеральной нормативно-правовой базе нормы, о привлечении к ответственности должностных лиц, отвечающих за противопожарное состояние в лесах и допустивших, крупные лесные пожары. Дело в том, что закрепление данного положения на законодательном уровне, то есть в виде конкретной нормы права, по нашему мнению, просто необходимо.

Нельзя не согласиться с тем, что халатное отношение данных лиц, к своим непосредственным обязанностям является очевидной причинной связью между наступившими тяжелыми последствиями, такими как:

- Уничтожение огромных площадей лесов, расположенных на землях лесного фонда, в том числе ценных пород деревьев, какими являются защитные леса и особо защитные участки лесов.

- Массовая гибель людей, а также причинение тяжкого вреда здоровью человека.

На наш взгляд, для ликвидации данной проблемы, необходимо внести предложение о закреплении на законодательном уровне конкретной нормы, содержащей обязанность участия в пожаре, только подготовленных профессиональных кадров, то есть лиц, прошедших аттестационную подготовку и обучение тушению пожаров.

Правомерно следует отметить, что Лесной кодекс Российской Федерации не содержит конкретных тре-

бований к лицам, осуществляющим тушение лесных пожаров, что, по нашему мнению, является грубейшим пробелом в законодательстве, так как создает основу для различных злоупотреблений: например, для привлечения к борьбе с огнем людей без особой профессиональной подготовки, что напрямую создает угрозу для жизни и здоровья человека, являющихся высшей ценностью в Российской Федерации.

Нельзя не отметить, что положения статьи 8.32. «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах» кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержат санкцию за «нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью».

Обратимся к нормам Уголовного кодекса Российской Федерации, имеющего практическое значение, а также закрепляющего понятие экологического преступления и конкретные составы данного вида преступлений. Что же касается охраны лесов от пожаров, то правомерно следует отметить, что данный закон не является гарантом сохранения лесов Российской Федерации, а тем более жизни и здоровья человека - являющихся высшей ценностью.

С учетом изложенного, предлагается внести следующие дополнения и изменения в действующие законодательные нормативно-правовые акты:

В Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № бЗ-ФЗ:

Образовать статью под названием «Нарушение основных требований, предъявляемых к должностным лицам, отвечающим за противопожарное состояние в лесах».

Статья 261.1. Нарушение основных требований, предъявляемых к должностным лицам, отвечающим за противопожарное состояние в лесах

Ненадлежащее исполнение своих непосредственных обязанностей, должностными лицами, отвечающими за противопожарное состояние в лесах, а именно:

1. Формальное отношение к организации запрета пребывания граждан в лесах, в пожароопасный период в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб в виде уничтожения или повреждения лесных насаждений, -

наказываются штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

3. Привлечение к участию в тушении пожаров лиц, не имеющих профессиональной квалификации, то есть не прошедших государственную аттестацию, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Деяние, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, если оно повлекло наступление смерти человека, -

наказывается штрафом в размере от трехсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Правомерно будет отметить, что Лесной кодекс Российской Федерации не определяет конкретных требований к лицам, осуществляющим тушение лесных пожаров, что, по нашему мнению, является грубейшим пробелом в законодательстве, так как создает основу

для различных злоупотреблений: например, для привлечения к борьбе с огнем людей без особой профессиональной подготовки, что напрямую создает угрозу для жизни и здоровья человека, являющихся высшей ценностью.

Таким образом, для восполнения этого явного пробела, необходимо, на наш взгляд, внести существенное изменение в Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ:

В статье 53.4. Тушение лесных пожаров:

Дополнить часть 1 пунктом «2.2» словами: «лица, принимающие участие в тушении лесных пожаров, обязаны иметь профессиональную квалификацию в данной сфере в виде, пройденной государственной аттестации».

По нашему мнению, основополагающими задачами по формированию системы охраны лесов от пожаров на 2012-2013 годы должны являться:

1. Совершенствование нормативной правовой базы в области охраны лесов от пожаров.

2. Организация систематического контроля за лесопожарной ситуацией и принятие действенных мер оперативного управления.

3. Разработка и реализация Всероссийского плана межрегионального маневрирования.

4. Создание единообразной организационно-

управленческой структуры по охране лесов от пожаров в субъектах Российской Федерации (Лесопожарная служба Российской Федерации).

5. Совершенствование системы диспетчеризации по охране лесов от пожаров и применение ее в других направлениях лесного хозяйства.

6. Увеличение объемов финансирования и софинан-сирования из региональных бюджетов мероприятий по противопожарному обустройству лесов и обновлению материально-технической базы региональных противопожарных служб.

7. Создание Федерального резерва финансовых средств, для оплаты привлекаемых сил и средств федерального уровня в период чрезвычайной ситуации.

8. Подготовка нормативно-правовой базы для лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров и организации действенной профессиональной противопожарной службы.

9. Возрождение отраслевой науки, в том числе - подготовка профессиональных кадров.

На наш взгляд, все-таки основополагающими и значимыми являются следующие задачи:

1. Совершенствование нормативной правовой базы в области охраны лесов от пожаров

2. Возрождение отраслевой науки, в том числе - подготовка профессиональных кадров.

Подводя итог сказанному, справедливо следует отметить, что эффективная борьба с лесными пожарами невозможна без упорядоченной системы законодательных актов, соблюдение которых обеспечит стабильность природоохранной политики государства. К тому же, взаимосвязанное сотрудничество (рационально-организованное распределение полномочий) федеральных, региональных и местных органов управления лесами, закрепленное эффективной и действенной нормативно-правовой базой в области охраны и защиты лесов от пожаров, включающей в себя и профилактические мероприятия, способны предупредить, выявить и пресечь появление лесных пожаров.

Список литературы:

1. «Конституция Российской Федерации», (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в изданиях: "Российская газета", № 7, 21.01.2009, "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, № 4, ст. 445, "Парламентская газета", № 4, 23-29.01.2009.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 7.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012). Принят Государственной Думой 24 мая 1996 г. // «Собрание законодательства РФ»,

17.06.1996, № 25, ст. 2954; «Российская газета», № 113,

18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118,

25.06.1996,

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от

31.01.2012). Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002. № 1. (ч.1), Ст. 1; «Российская газета», № 256, 31.12.2001; «Парламентская газета», № 2-5, 05.01.2002.

4. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря

2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 6.12.2011). Принят Государственной Думой 8 ноября 2006 г. // «Российская газета», № 277, 08.12.2006; «Собрание законодательства РФ»,

11.12.2006, № 50, ст. 5278; «Парламентская газета», № 209, 14.12.2006.

5. О Федеральном агентстве лесного хозяйства (вместе с «Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства»). Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 № 736 (ред. от 30.09.2011). // «Собрание законодательства РФ», 04.10.2010, № 40, ст. 5068.

6. Об утверждении Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края. Постановление Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 г. № 185-пр (ред. от 23.08.2011). // «Собрание законодательства Хабаровского края», 12.10.2007, № 9(62).

7. Пожарная катастрофа в лесах России может повториться. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Managing Company IRT «Forest Venice». Copyright©2012. All Rights Reserved.

Literature list:

1. The Constitution of the Russian Federation - adopted by nationwide vote 12/12/1993-including amendments to the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-Federal Constitutional Law, from 30.12.2008 № 7-Federal Constitutional Law).- Official text of the Constitution of the Russian Federation amended on 30.12.2008 was published in "Rossi-yskaya Gazeta", № 7, 21.01.2009, "Collection of Legislation of the Russian Federation", 26.01.2009, № 4, p. 445, "Parliamentary newspaper", № 4, 23-29.01.2009.

2. The Criminal Code of the Russian Federation on June 13, 1996 № 63-Federal Law - amended on 7.12.2011- with additions and changes come into force from 06.01.2012. Adopted by the State Duma on May 24, 1996 -"Code of Laws of the Russian Federation», 17.06.1996, № 25, p. 2954, "Rossiyskaya Gazeta», № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.

3. Russian Federation Code of Administrative Offences of

December 30, 2001 № 195-FZ (as amended on

31.01.2012). Adopted by the State Duma on December 20, 2001 - The original text was published in "Code of Laws of the Russian Federation", 01.07.2002 № 1 (Part 1), Art. 1, "Rossiyskaya Gazeta», № 256, 31.12.2001, "Parliamentary Newspaper», № 2-5, 05.01.2002.

4. Forest Code of the Russian Federation of December 4,

2006 № 200-Constitutional Law (as amended on 06.12.2011). Adopted by the State Duma on November 8, 2006 - "Rossiy-

skaya Gazeta», № 277, 08.12.2006, "Code of Laws of the Russian Federation», 11.12.2006, № 50, art. 5278, "Parliamentary Newspaper», № 209, 14.12.2006.

5. On the Federal Forestry Agency (together with the "Regulations on Federal Forestry Agency"). The Russian Federation Government Resolution dated September 23, 2010 № 736 (as amended on 30.09.2011). "Code of Laws of the Russian Federation», 04.10.2010, № 40, art. 5068.

6. On approval of the Regulations on the forests management of the Government of Khabarovsk Region. Resolution by the Government of Khabarovsk Region September 21,

2007 № 185-as amended on 23.08.2011). The Code of Laws of the Khabarovsk Region», 12.10.2007, № 9 (62).

7. Forest fire disaster in Russia can happen again on-line resource. - Mode of access: Managing Company TRT «Forest Venice». Copyright © 2012. All Rights Reserved.

Рецензия

Тема статьи изучена, проанализирована и рассмотрена аспирантом в полном объеме. Справедливо следует отметить, что в данной работе подробно изложена и освещена одна из самых актуальных на сегодняшний день проблем «Неудовлетворительная охрана лесов от пожаров в субъектах Российской Федерации».

Автором настоящего исследования был проведен тщательный анализ действующего законодательства, который наглядно показал отсутствие эффективной нормативной правовой базы в области охраны лесов от пожаров, закрепляющей организацию безусловного выполнения профилактических противопожарных мероприятий, в том числе арендаторами лесных участков в виде организации систематического контроля за лесопожарной обстановкой и принятия действенных мер оперативного реагирования. Таким образом, автором данной статьи были выявлены следующие основные пробелы в законодательстве, нуждающиеся в оперативном их устранении:

1. Проведенный анализ позволил выявить наличие определенной пробельности в вопросе о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, отвечающих за противопожарное состояние в лесах и допустивших, крупные лесные пожары.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Натальей Святославовной, правомерно было отмечено, что Лесной кодекс Российской Федерации не содержит конкретных требований к лицам, осуществляющим тушение лесных пожаров, что, по нашему мнению, является грубейшим пробелом в законодательстве, так как создает основу для различных злоупотреблений: например, для привлечения к борьбе с огнем людей без особой профессиональной подготовки, что напрямую создает угрозу для жизни и здоровья человека.

Следовательно, устранение, вышеперечисленных пробелов и неточностей в законодательстве, поможет не только эффективной борьбе с уже возникшими лесными пожарами, но и предупредить возникновение новых, чем не только спасет ценные земли лесного фонда России, но, а также жизнь и здоровье человека, которые согласно статье 2 Конституции РФ являются высшей ценностью в Российской Федерации.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что выработанные на основе проведенного исследования положения, выводы могут быть использованы в учебном процессе для подготовки студентов в области уголовного права, экологического права, а также для повышения квалификации специалистов в области охраны лесного фонда Российской Федерации от лесных пожаров.

К тому же, несомненным достоинством научной статьи является то, что она не содержит сведений, не разрешенных для опубликования в открытой печати, и материалов, принадлежащих другим авторам. Таким образом, данная статья рекомендуется для публикации в открытой печати.

Научный руководитель:

Заслуженный юрист Российской Федерации

Кандидат юридических наук Поротников М. И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.