Комаров В. Ю.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И ЕГО АДАПТАЦИЯ К РОССИЙСКИМ УСЛОВИЯМ
16.4. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ(НА ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИКИ ЕС) И ЕГО АДАПТАЦИЯ К РОССИЙСКИМ УСЛОВИЯМ
Комаров Вячеслав Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и актуальных проблем экономики
Место работы: НОУ ВПО «Национальный институт бизнеса»
sl.komarov@gmail. com
Аннотация: в статье рассматриваются основные направления структурных сдвигов, произошедших в экономике ЕС за последние 15 лет. На основе анализа статистических данных выявлена устоявшаяся тенденция перераспределения ресурсов между секторами экономики ЕС в сторону дальнейшего доминирования третичного сектора. В статье предпринята попытка постановки вопроса адаптации зарубежного опыта структурных преобразований к российской действительности.
Ключевые слова: зарубежный опыт, структурные преобразования, структурные сдвиги, реструктуризация, конкурентоспособность, адаптация, постиндустриализация, третичный сектор, обрабатывающие отрасли промышленности.
FOREIGN EXPERIENCE OF STRUCTURAL TRANSFORMATIONS (ON THE EXAMPLE OF ECONOMY OF THE EU) AND ITS ADAPTATION TO THE RUSSIAN CONDITIONS
Komarov Vyacheslav Yu., Ph.D., Associate Professor of the Faculty of Economics and Actual Problems
Work place: Economy, National Institute of Business
Annotation: The article considers the main directions of structural changes that have occurred in the EU economy in the last 15 years. Based on the analysis of statistical data revealed a well-established trend of redistribution of resources between sectors of the EU economy towards the further domination of the tertiary sector. The article attempts to the question of adaptation of international experience of structural reforms to the Russian reality.
Keywords: foreign experience structural changes, structural changes, restructuring, competitiveness, adaptation, post-industrialization, the tertiary sector, manufacturing industries.
Структурные преобразования в экономике в первую очередь связаны с технологическими преобразованиями, повышением инновационной активности промышленных предприятий [2,5]. Внедрение технологических инноваций в компаниях, нуждающихся в том или ином виде реструктуризации, позволяет, прежде всего, понизить издержки производства, повысить отдачу от использованных ресурсов, и, следовательно, достичь более высокой конкурентоспособности [3,6,7].
Изучение зарубежного опыта структурных преобразований дает возможность понять в рамках, каких основных мировых тенденций могут быть реализованы стратегии структурного обновления отраслей отечественной промышленности, по каким апробированным на практике моделям, может происходить преобразование производственных, технологических и управленческих сфер предприятия [1,4].
Последние пятнадцать лет ознаменовались радикальными изменениями на мировом рынке промышленной продукции, такими как подъём Китая и ряда других развивающихся промышленных держав. Произошедшие в мировой экономике сдвиги, существенно изменили географию и структуру глобальных цепочек создания стоимости, определили новые векторы в торговле и потоков капитала. Глобальная конкуренция, а также глубокие изменения в либерализации трансграничных торговых потоков и потоков капитала, новый виток научно-технической революции, способствовали переходу мировой экономики в целом на следующий технологический уклад. Особенно активно структурные процессы происходили в странах ЕС.
За последние два десятилетия можно выделить два важных этапа в эволюции ЕС - использование новой единой валюты и расширение единого рынка с 12 до 28 государств-членов, в процессе которых, непрерывно велась работа по решению важнейших проблем: глобальных, связанных с изменением климата; социальных, связанных со старением населения; экономических, обусловленных нерациональным использованием ограниченных ресурсов.
Все это не могло не привести к кардинальным структурным сдвигам в индустриальном и постиндустриальном секторах экономики ЕС, что подтверждается изменениями в структуре производства ЕС в период 20002014 гг. (см. рис. 1) [8]. На рисунке представлено распределение и изменение долей основных секторов по валовой добавленной стоимости (ВДС). Можно видеть, что доля сельского хозяйства, промышленности и строительства снизилась в общей валовой добавленной стоимости, в то же время доля секторов услуг увеличилась. В результате, рыночные и нерыночные услуги составили 74% от валовой добавленной стоимости в 2014 году. За указанный период, доля машиностроительного комплекса снизилась с 18,8% до 15,3%. Эти данные подтверждают долгосрочный тренд в структуре экономики ЕС, характеризующийся нарастающим приоритетом третичного сектора экономики над вторичным.
Наряду с этим рост производства в базовых отраслях промышленности был существенно ниже, чем в секторах «новой экономики» (см. табл. 1) [8]. Так, рост доли машиностроения в валовой добавленной стоимости был на уровне 13,7%, в промышленности в целом 10,2%. Однако, доля сектора услуг росла существенно быстрее: информация и связь 68,5%, научно-техническая деятельность и службы поддержки 30,7% и операции с недвижимостью 27,6%, Как можем видеть, третичный сектор продемонстрировал наибольший рост.
60,0% 50,0% 40,0%
22,9% _ Ш19Л ]% 18,8% I
Еян ■
12000 12014
0,0%
с*' ^
Рис. 1. Валовая добавленная стоимость по основным секторам экономики ЕС в 2000 и 2014 гг. (в процентах) Считаем важным остановиться на причинах произошедших структурных сдвигов. Во-первых, эластичность спроса для некоторых видов услуг (образование, здравоохранение, отдых и т.д.) выше, чем для большинства промышленных товаров. Соответственно, вместе с ростом доходов в странах членах ЕС, произошло увеличение доли расходов на услуги. Во-вторых, использование услуг в качестве промежуточного вклада в производство увеличилось в течение этого периода, отчасти из-за экстернализации услуг, ранее выполнявшихся машиностроительными/ промышленными компаниями самостоятельно. В-третьих, отдача от используемых ресурсов росла быстрее, а рост цен на услуги был медленнее. В-четвертых, производство было под давлением со стороны конкуренции производителей не входящих в ЕС, что привело к сокращению производства и перераспределению ресурсов между секторами экономики стран ЕС в сторону дальнейшего доминирования третичного сектора.
Таблица 1
Валовая добавленная стоимость по отраслям экономики ЕС (в процентах)
Наименование отрасли Отклонение за период 2000-2014 гг, %
Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство (А) 5.4
Промышленность (без строительства) (В-Е) 10.2
Машиностроение (С) 13,7
Строительство ^К -В, 7
Торговпя, транспорт, жилье, продукты питания 17,2
Информация и связь (и) 68,5
Финансовая деятельность и страхование (К) 22,7
Операции с недвижимостью Щ 22,6
Научно-техническая деятельность и службы поддержки (М-№ 30,7
Государственное управление, оборона, образование, здравоохранение и социальная работа (О-О) 17,2
Искусство, развлечения и сггдых; другие услуги и) 14,6
Исследуя структурные сдвиги в основных секторах экономики ЕС необходимо сделать акцент на динамике высокотехнологичных и сопутствующих им секторах. В средне-/высоко- и высокотехнологичных секторах экономики ЕС, производство существенно выросло. Это развитие обуславливается более благоприятными условиями для высокотехнологичных секторов, в числе которых: высокие ожидания спроса в связи с
ростом в предыдущие годы, быстрые технологические изменения и уменьшение конкуренции со стороны производителей с относительно низкой ценой труда и природных ресурсов. Тем не менее, даже в этих секторах, производство в странах ЕС развивалось по-разному, по государствам-членам. Производство в средне-/высокотехнологичных отраслях снизилось в основном в южной части государств-членов ЕС (Португалии, Греции, Италии и Испании). Крупнейший рост зафиксирован в трёх странах Балтии. Аналогичная картина сложилась в сфере производства в высокотехнологичных секторах. В большинстве государств-членах ЕС наблюдался рост, причем в некоторых странах (Эстония, Чехия, Польша, Литва, Латвия и Бельгии) он был весьма существенным. Особенно впечатляющим рост в высокотехнологичных секторах был зафиксирован в Чехии и Эстонии. Это было обусловлено, в основном, за счёт значительного увеличения производства компьютерных, электронных и оптических изделий, с очень низкой базы в 2000 году [8].
50,0% 45,0% 40,0% 35,0% 30,0%
2000 2014
Рис. 2. Структура занятых по секторам экономики ЕС в 2000 и 2014 гг. (в процентах от общей занятости)
Перейдём к рассмотрению изменений в структуре занятости, как неотъемлемой части структурных преобразований (см. рис.2). Число занятых в сельском хозяйстве, промышленности и строительстве в общем объёме занятых в период 2000-2014 гг. снизилось, в то же время в рыночных и нерыночных услугах число занятых увеличилось. По сравнению с 2000 г. доля машиностроения снизилась на 3,5 процентных пункта с 17,5% до 14,0%, в то время как доля услуг (рыночных и нерыночных) увеличилась на 7,4 процентных пункта с 65,9% до 73,3%. В 2014 году доля обрабатывающей промышленности в общем объёме занятых варьировалась от 7,6% до 26%. Самый низкий показатель относиться к экономикам Кипра, Люксембурга и Великобритании, а самый высокий имеет место в Чешской Республике, Словакии и Словении. Доля обрабатывающей промышленности во всех странах Центральной и Восточной Европы, за исключением Латвии, Германии, Италии, Австрии и Португалии была выше среднего показателя по ЕС [8.].
Произошедшие сдвиги в структуре занятости в промышленности являются предметом глубокого осмысления для органов управления ЕС и стран-членов. Выявленная динамика свидетельствует о том, что в случае выбытия и/или потери рабочих мест в обрабатывающей промышленности, последние должны быть или заменены работниками с более низкой заработной платой, или менее квалифицированными рабочими в секторе услуг в
Комаров В. Ю.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И ЕГО АДАПТАЦИЯ К РОССИЙСКИМ УСЛОВИЯМ
целях недопущения существенного роста безработицы. Снижение занятости в обрабатывающих отраслях может привести к экономическим потерям в части утраты работниками своих специальных навыков, что будет отражаться как на снижении производительности труда, так и на падении объёмов выпуска.
Обрабатывающие отрасли промышленности являются базой развития для других секторов, таких как бизнес-услуги, логистика и коммунальные услуги. Занятость в этих секторах в ЕС также может снижаться без сильной производственной базы. Это подчеркивает важность задач, связанных с перестройкой и укреплением промышленной базы ЕС и подготовкой и перераспределением рабочей силы, повышением ее мобильности.
Структурные сдвиги в производственной сфере и сфере труда оказывают влияние на динамику и структуру экспорта в ЕС. Сегодня на долю услуг приходится порядка четверти всего экспорта. Рост доли услуг, вероятно, продолжится. ЕС является существенным игроком, как на мировом экспортном рынке промышленных товаров, так и на мировом рынке услуг. ЕС демонстрирует сильные позиции во всех секторах услуг и имеет их достаточно сбалансированный портфель, по сравнению с другими странами и интеграционными группировками. Это отчасти обусловлено увеличением масштабов экспорта услуг компаниями ЕС.
Итак, за период с 2000 по 2014 гг. машиностроение и другие базовые отрасли промышленности показали рост, но этот рост имел темпы более медленные, чем в секторе услуг. Тем не менее, рост производства был сосредоточен в средне-/низко-, средне-/высоко- и высокотехнологичных отраслях, причём в основном в государствах-членах Центральной и Восточной Европы и нескольких государствах-членах из стран ЕС-15. В отличие от них, ряд южных государств-членов ЕС испытали снижение производства в секторах с различным уровнем технологического развития.
Таким образом, анализ структурных сдвигов, произошедших за последние 15 лет в развитых странах, в том числе странах ЕС, позволил выявить основные тенденции структурных преобразований, происходящих в одном из основных центров мировой экономики. Основной доминантой произошедших преобразований стал дальнейший опережающий рост доли услуг в сравнении с долей промышленности и строительства. Это еще дальше продвигает страны ЕС в постиндустриальном развитии. Одновременно, доля обрабатывающего сектора не просто сокращается, а модернизируется на новой технологической основе.
Рассмотренный зарубежный опыт структурных преобразований, может способствовать выработке аналогичных подходов к этому процессу в отечественных условиях. С тем, чтобы успешного внедрять зарубежный опыт структурных изменений и адаптировать его к российским условиям необходимо учитывать определенные обстоятельства. В отличие от стран ЕС, главной составляющей экономического потенциала нашей страны, по- прежнему остаются обрабатывающие производства. Их эффективность по завершению активных структурных преобразований должна повыситься, а доля в экономике останется относительно стабильной, поскольку этап индустриализации наша страна уже прошла, а к постиндустриальному еще только двигается. В итоге, в ходе проведения структурных реформ, мы получим не столько возрастающую долю обрабатывающей промышленности, сколько структур-
но-обновленную, способную к восприятию нововведений сферу промышленного производства. Дальнейший экономический рост, в том числе рост отечественного сектора услуг, возможен лишь на базе трансформированной посткризисной структуры обрабатывающей промышленности, за счет использования преимущественно инновационных факторов и последовательных институциональных преобразований.
Список литературы:
1. Алексеев А.Н. Реструктуризация в отраслях промышленности: кросснациональное исследование [Текст] / А.Н. Алексеев // European Social Science Journal. - 2014. - № 93 (48). - С. 256-264.
2. Мысаченко В.И. Технологические инновации и структурная перестройка отечественной промышленности [Текст] / В.И. Мысаченко// Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 315. - С. 176-180.
3. Мысаченко В.И. Как расти? Спроси у ме-ня...Конкурентоспособность и реструктуризация промышленных предприятий [Текст] / В. И. Мысаченко // Российское предпринимательство.- 2008. - № 7-2. - С.120-124.
4. Мысаченко В.И. Методы и инструменты государственного регулирования структурных преобразований промышленности [Текст] / В.И. Мысаченко //Вестник Томского государственного университета. - 2009.- № 323. - С. 268-272.
5. Мысаченко В.И., Стаурин Г.Н. Стимулирование инновационной активности машиностроительных предприятий [Текст] / В. И. Мысаченко, Г.Н.Стаурин // Бизнес в законе. -2013. - №2. - С. 223-226.
6. Решетов К.Ю. Совершенствование методологии обеспечения конкурентоспособности российских инновационных предпринимательских структур: Монография [Текст] / К.Ю.Решетов. - М.: Агентство печати «Наука и образование»,. - 2014. - 272 с.
7. Решетов К.Ю. Развитие методологии обеспечения конкурентоспособности инновационного предпринимательства: Монография [Текст] / К.Ю.Решетов. - М.: Агентство печати «Наука и образование».- 2015. - 292 с.
8. EU Structural Change 2015 // European Commission. -2015.
Reference list:
1. Alekseev AN Restructuring in the industry: cross-national study [Text] / AN Alekseev // European Social Science Journal. - 2014. - № 9-3 (48). - S. 256-264.
2. Mysachenko VI Technological innovation and the restructuring of the domestic industry [Text] / VI Mysachenko // Bulletin of Tomsk State University. - 2008. - № 315. - S. 176-180.
3. Mysachenko VI How to grow? Ask me ... The competitiveness and the restructuring of industrial enterprises [Text] / VI Mysachenko // Russian predprinimatelstvo.- 2008. - № 7-2. -S.120-124.
4. Mysachenko VI Methods and tools of state regulation of the industry structural transformations [Text] / VI Mysachenko // Bulletin of Tomsk State University. - 2009.- № 323. - S. 268272.
5. Mysachenko VI, Staurin GN Stimulation of innovative activity of machine-building enterprises [Text] / VI Mysachenko, G.N.Staurin // Business Law. - 2013. - №2. - S. 223-226.
6. Reshetov KY Improvement of the methodology to ensure the competitiveness of innovative Russian business structures: Monograph [Text] / K.Yu.Reshetov. - M .: News Agency "Science and Education" ,. - 2014. - 272 p.
7. Reshetov KY Development of methodology to ensure the competitiveness of innovative enterprise: monograph [Text] / K.Yu.Reshetov. - M .: News Agency "Science and education" .2015. - 292 p.
8. EU Structural Change 2015 // European Commission. -2015.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью кандидата экономических наук Комарова В.Ю. «Зарубежный опыт структурных преобразований (на примере экономики ЕС) и его адаптация к российским условиям» Статья Комарова В.Ю. посвящена проблеме адаптации к российским условиям зарубежного опыта структурных преобразований. В статье обращается внимание на основные причины и тенденции структурных сдвигов в основных секторах экономики ЕС. Особое внимание уделено тенденции опережающего роста доли услуг в сравнении с долей промышленности и строительства в экономиках стран ЕС. При этом сделан важный вывод о том, что доля обрабатывающего сектора промышленности не просто сокращается, а перестраивается на новой технологической основе.
Можно согласиться с положениями статьи Комарова В.Ю. о том, что для успешного внедрения рассмотренного зарубежного опыта необходимо учитывать то обстоятельство, что, главной составляющей экономического потенциала России, является вторичный сектор, а не третичный. Поэтому главное внимание следует уделить повышению конкурентоспособности отечественного индустриального сектора, что возможно лишь на основе трансформированной структуры обрабатывающей промышленности, за счет использования инновационных факторов.
Выводы и положения статьи могут быть использованы для последующего развития механизма структурных преобразований отраслей промышленности.
Работа соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям, и может быть рекомендована для опубликования в научном издании, рецензируемом ВАК России.
Заведующий кафедрой экономической теории и актуальных проблем экономики, доктор экономических наук, профессор
Мысаченко В.И.