Научная статья на тему 'Механизм совершенствования государственного регулирования структурных преобразований в народном хозяйстве Мозамбика'

Механизм совершенствования государственного регулирования структурных преобразований в народном хозяйстве Мозамбика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ИНДУСТРИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саликов Ю. А., Силва Самуэл До Кармо

В статье предложен механизм государственного регулирования структурных преобразований, который учитывает специфику экономических условий в народном хозяйстве Мозамбика и направленный на решение приоритетных задач структурных преобразований в рамках индустриальной модернизации страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism for improving state regulation of structural changes in the Mozambique economy

This paper proposes a mechanism of state regulation of the structural transformations that take into account the specific economic conditions in the economy of Mozambique and directed towards the priorities for structural reforms within the industrial modernization.

Текст научной работы на тему «Механизм совершенствования государственного регулирования структурных преобразований в народном хозяйстве Мозамбика»

(BecmHU-KjBcpyWïït, №2, 2П1.1

УДК 330.36

Профессор Ю.А. Саликов, аспирант Силва Самуэл до Кармо

(Воронеж. гос. ун-т инж. технол.) кафедра управления, организации производства и отраслевой экономики, тел. (473) 255-27-10

Механизм совершенствования государственного регулирования структурных преобразовании в народном хозяйстве Мозамбика

В статье предложен механизм государственного регулирования структурных преобразований, который учитывает специфику экономических условий в народном хозяйстве Мозамбика и направленный на решение приоритетных задач структурных преобразований в рамках индустриальной модернизации страны.

This paper proposes a mechanism of state regulation of the structural transformations that take into account the specific economic conditions in the economy of Mozambique and directed towards the priorities for structural reforms within the industrial modernization.

Ключевые слова: структурные преобразования, индустриальная модернизация, механизм государственного регулирования структурных преобразований

Возрастающая роль государства в управлении национальной экономикой обусловливает необходимость активного поиска новых подходов, механизмов и инструментов к совершенствованию процесса государственного регулирования структурных преобразований в народном хозяйстве.

По результатам анализа библиографических источников и на основе представлений о сути изучаемого объекта в рамках научного исследования сформирован механизм государственного регулирования структурных преоб-разовани применительно к национальной экономике Мозамбика. Схема предложенного механизма показана на рисунке 1.

При формировании данного механизма приняты во внимание следующие положения:

1) методологическую базу процесса государственного регулирования структурных преобразований образуют общие закономерности и принципы, выступающие в роли институциональных категорий, положений и ограничений и представляющие собой систему внешних факторов по отношению к объектам процесса регулирования;

2) основным объектом государственного регулирования являются структурные преобразования, предпринимаемые органами государственного управления для повышения конкурентоспособности национальной экономики на основе индустриальной модернизации;

© Саликов Ю.А., аспирант Силва Самуэл до Кармо, 2013

3) следовательно, главной целью структурных преобразований народного хозяйства служит индустриальная модернизация, охватывающая воспроизводственный сектор национальной экономики Мозамбика;

4) главным результатом осуществления преобразований является перевод экономики страны на новый индустриальный уровень;

5) процесс государственного управления структурными преобразованиями предполагает выполнение комплекса функций с помощью определённых методов и инструментов;

6) наиболее важным инструментом государственного регулирования институциональных преобразований в народном хозяйстве является структурная политика, в основе которой должна лежать промышленная политика;

7) сложность и специфичность рассматриваемого процесса обусловливают необходи -мость применения особого инструментария, способствующего как наилучшему выполнению управленческих функций, так и получению наилучших результатов.

<ЪестникФТУММ, №2, 2013L

е1 I

I.

Методы и инструменты государственного регулирования структурных преобразований

Рисунок 1 - Механизм совершенствования государственного регулирования структурных преобразований

В основе государственного регулирования институциональных преобразований в условиях рыночной экономики лежат соответствующие закономерности. В практических условиях закономерности проявляются, выражаются и реализуются посредством определённых принципов, представляющих собой основополагающие правила, положения и подходы, которыми руководствуются и которым следуют в конкретном процессе государствен -ного управления. Принципы управления играют весьма важную роль в процессе структурных преобразований, обеспечивая согласованность и соответствие объективности внешних институциональных условий и субъективности восприятия субъектом управления ключевых ситуационных факторов.

Функции государственного управления определяются приоритетными задачами, вытекающими из главной цели, под воздействием конкретного комплекса принципов и закономерностей и могут быть охарактеризованы как основные направления деятельности, жизненно необходимые для всей системы управления. На практике направления деятельности связаны, прежде всего, с функционированием государственных органов и институциональных структур по обеспечению выполнения поставленных задач государственного управления. Общепринятым в управленческой теории и практике является разделение совокупности функций на общие и специфические. Приоритетное место в группе общих функций занимает функция регулирования.

Использование функций управления (в том числе регулирования), предполагает наличие и применение определённых методов. Методы государственного регулирования институциональных условий и преобразований в отечественной и зарубежной литературе представлены достаточно широко. В частности, основываясь на российском опыте структурных преобразований, В. И. Мысаченко выделяет 4 основные группы методов государственного регулирования: методы, воздействующие на основные макропропорции и структурные связи; методы регулирования на микроэкономическом уровне; методы регулирования на ме-зоэкономическом уровне; методы регулирования институциональных преобразований [1]. Своевременность, адекватность и последовательность применения методов в конечном итоге обусловливают качество и профессионализм управленческой деятельности в целом.

Согласно достаточно распространённой точке зрения методы являются частью общего инструментария менеджмента, однако в силу своей особой значимости в управленческом процессе методы управления (и регулирования) чаще выводятся из состава управленческого инструментария и рассматриваются параллельно. В обобщённом виде инструмент управления можно представить как средство, приём или подход, которое (который) улучшает выполнение функций в управленческом процессе и предполагает улучшение воздей-ствия на объект управления для достижения поставленной цели. С системных позиций можно выделить 4 основных группы инструментов управления [2]: методологические; институциональные; процессные и операционные инструменты.

(BecmHu-KjBcpyWïït, №2, 2013

Применительно к сложившимся экономическим условиям Республики Мозамбик считаем целесообразным выделить, с учётом актуальности, следующие наиболее приоритетные инструменты: информационную и мониторинговую системы государственного регулирования; модель экономической системы; систему национальных счетов, структурную политику, а в области промышленного сектора - промышленную политику, государственно-частное партнёрство, концессию, лизинг, институциональные структуры, а также кластерные образования в национальной экономической системе (например, агропромышленный, металлургический, туристический и др. кластеры).

Необходимым условием государственного регулирования институциональных преобразований в народном хозяйстве является наличие эффективной структурной политики. Современная структурная и промышленная политика должна, с одной стороны, основываться на адекватном представлении места государства в мировом экономическом процессе, а с другой - отражать приоритетные стратегические направления и тренды индустриального развития на ближайшую и отдалённую перспективу. Её объектами могут являться разнообразные социально-экономические структуры (образования), а единственным субъектом выступать государство [3].

По результатам анализа состояния народного хозяйства Мозамбика, в рамках структурной политики нами выделены три базовых сферы государственного регулирования: социально-правовая, экономическая и индустриальная. Социально-правовая сфера касается, в первую очередь, обеспечения необходимых институциональных условий, облегчающих и ускоряющих сам процесс структурных преобразований в народном хозяйстве. Экономическая сфера призвана, главным образом, интенсифицировать ключевые экономические процессы и потоки в народном хозяйстве страны и тем самым обеспечить высокий конечный результат (характеризующийся соответствующими экономическими показателями).

Строго говоря, индустриальная сфера формально является основной, но всё-таки частью экономической сферы. Однако, учитывая актуальность и приоритетность индустриальной модернизации народного хозяйства Мозамбика, считаем необходимым выделить весь промышленный комплекс в самостоятельную индустриальную сферу. В индустриальной сфере ведущее место занимают перерабатывающая и добывающая промышленность, агропромышленный сектор, энергетика и транспорт, которые реально определяют характер и темпы всего социально-экономического развития страны.

В условиях модернизации народного хозяйства Мозамбика базу структурной политики должна составлять промышленная политика, которая в силу своей значимости выходит за рамки только индустриального сектора.

Структурная политика играет очень важную роль в общей экономической политике и представляет собой систему мер, направленных на формирование необходимых общегосударственных, межотраслевых, внутриотраслевых и региональных пропорций в соответствии с прогрессивными сдвигами и тенденциями социально-экономического развития. Совокупность всех мер структурной политики предполагает не только формирование рациональной и сбалансированной отраслевой структуры экономики и обеспечение повышения эффективности и конкурентоспособности хозяйственной деятельности, но и, как итоговый результат, перевод экономики на более высокий индустриальный уровень.

Таким образом, предложенный механизм учитывает специфику экономических условий в народном хозяйстве Мозамбика и направлен на решение приоритетных задач структурных преобразований в рамках индустриальной модернизации страны.

ЛИТЕРАТУРА

1 Мысаченко, В. И. Структурная перестройка промышленности России: теория, методика, практика, управление [Текст] / В. И. Мысаченко. - М.: Издательство НИБ, 2009. - 300 с.

2 Саликов, Ю. А. Системно-функциональные факторы развития современного менеджмента и его инструментария [Текст]: монография / Ю. А. Саликов. - Воронеж: Научная книга, 2008 - 324 с.

3 Татаркин, А. И. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России [Текст] / А. И. Татаркин // Экономика и управление: Российский научный журнал. - 2008. - № 2. - С. 6 -12.

REFERENCES

1 Mysachenko, V. I. Industrial restructuring Russia: theory, methodology, practice, management [Text] / V. I. Mysachenko. - M.: Publishing NIB, 2009. - 300 p.

2 Salikov, Y. A. Systemic-functional factors of the development of modern management and its tools [Text] : monograph / Y. A. Salikov. -Voronezh: Nauchnaya kniga, 2008 - 324 p.

3 Tatarkin, A. I. Industries of policies as a basis for the systematic modernization of the Russian economy [Text] / A. Tatarkin // Economy and management: The Russian scientific journal. -2008. - № 2. - P. 6 -12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.