ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ
А. М. БЛУДОВ
В статье исследуется опыт государственного регулирования предпринимательства за рубежом, направленный на формирование комфортных условий для успешной деятельности предпринимательских структур, обеспечения высоких темпов экономического роста и повышения уровня социально-экономического развития страны. Проанализирован зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Предложены направления государственного регулирования предпринимательской деятельности в России, на основе использования зарубежного опыта.
Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, предпринимательская деятельность, государственная политика, государственное регулирование.
Предпринимательство - явление многогранное, имеющее историческое, социальное значение, на протяжении столетий выступавшее непременным атрибутом человеческой жизни, необходимым компонентом совершенствования новых форм хозяйствования. Именно в процессе эволюции предпринимательства, при непосредственном воздействии государства, сформировалась экономика рыночного типа, характерная для современных развитых государств. В настоящее время во всех развитых странах государственное регулирование в тех или иных формах, масштабах является важнейшим элементом экономики. При этом формы воздействия различны в зависимости от исторических традиций страны, условий развития экономики, национальных особенностей. Социально-экономический процесс, протекавший на протяжении большей части XX в. в нашей стране, с огосударствлением средств производства и административно-командной системой управления, доказал неэффективность создаваемой экономической модели. С отказом от плановой регулируемой экономики и началом рыночных преобразований в России конца 80-х начала 90-х гг. прошлого столетия была провозглашена неограниченная свобода предпринимательской деятельности. При этом не был учтен опыт экономически развитых государств, эмпирически осознавших необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности [1].
Основой любого развитого государства определяют крупные предприятия, а наличие крупного капитала оказывает существенное воздействие на уровень научно-технического потенциала и про-
изводственных мощностей, не менее важной составляющей развитой рыночной системы является малое предпринимательство. Оно представляет собой наиболее гибкую, динамичную и массовую форму организации предприятий. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой развития экономики любой страны. Границы малого предпринимательства зависят от законодательно установленных государственными органами или другими представительными организациями критериев (показателей), конституирующих сущность этого понятия.
Малые и средние предприятия (МСП) в развитых странах составляют важнейший сектор национальной экономики. Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны, то малые и средние предприятия, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают социально-экономическую стабильность развития. О значимости МСП для ряда стран можно судить по приведенным данным (табл. 1) [6].
Таблица 1
Роль МСП в экономике некоторых стран на 2005-2010 гг.
Страны Доля МСП в общей численности занятых (%) Доля МСП в ВВП страны
Великобритания 52 53-56
Г ермания 69 55-57
США 53 50-52
Япония 78 52-55
Венгрия 65 50-52
Польша 60 50-52
Россия 13 10-11
Сектор малого и среднего предпринимательства отличается повышенной динамичностью, гибкостью инновационной активности, способностью к быстрому созданию новых производств и к генерации новых рабочих мест. Например, в США за последнее десятилетие XX в. примерно 55 % всех инноваций и около 75 % новых рабочих мест были созданы в секторе предпринимательства. При этом эффективность капиталовложений примерно в 9 раз выше, чем в сфере крупного бизнеса [7]. Быстрый и устойчивый рост малых и средних предприятий в этих странах объясняется заинтересованностью правительства в развитии этого сектора экономики путем вовлечения населения в творческую предпринимательскую деятельность. В рассматриваемых странах можно заметить множество сходных черт в системе государственной поддержки сектора МСП, что обусловлено мощным влиянием процессов экономической глобализации и активностью международных организаций, специализирующихся в финансовой, технической и информационной помощи. Поэтому целесообразно присмотреться к опыту рассматриваемых стран.
В зарубежной практике малое и среднее предпринимательство рассматривается как единое явление, и поэтому к его объектам употребляется термин «малое и среднее предприятие», а к этому сектору экономики применяют термины: «малое и среднее предпринимательство», «малый и средний бизнес», «малое предпринимательство», «малый бизнес», как наиболее часто употребляемые в законодательстве и научной литературе. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его в объеме 40-50 %, а в некоторых отраслях - до 7080 %. Успешное функционирование МСП создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкуренция; создаются дополнительные рабочие места, повышается экспортный потенциал; лучше используются местные сырьевые ресурсы. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для расширения предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.
Следует подчеркнуть, что для МСП в развитых странах создаются благоприятные условия,
главными из которых являются следующие: высокие гарантии сохранения частной собственности, широкая хозяйственная самостоятельность и свобода действий предпринимателей, поддержка добросовестной конкуренции и борьба с монополистической деятельностью, льготное кредитование и финансирование, существенная помощь в предоставлении инвестиций. В результате, в среднем мелкие производители получают большую прибыль на собственный капитал, чем крупные производители [3].
Заметим, что вхождение России в мировую экономику также приводит к развитию малого предпринимательства как мощной экономической и политической силы. В условиях экономического кризиса в России особое значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных связей (в том числе и внешнеэкономических), активизация производственной и инновационной деятельности. Однако должного развития этот сектор экономики России в силу ряда обстоятельств не получил, и не в последнюю очередь - ввиду недостаточной поддержки его со стороны государства и соответствующих организаций. Поэтому определенный интерес, на наш взгляд, представляет изучение опыта развитых стран по регулированию и поддержке МСП, позволяющих добиться высоких результатов, и с учетом этого опыта наметить меры улучшения этой сферы деятельности в России. Рассмотрим эту проблематику на примере Европейского Союза.
Наиболее эффективно государственную политику поддержки и развития МСП можно осуществлять через специализированный правительственный орган, имеющий достаточные ресурсные возможности и полномочия. В США это SBA, в Великобритании - «Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса» (SBS), созданное в 2000 г. в составе «Министерства торговли и промышленности» (DTI), в Германии -«генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий» (DG VIII) в составе «Федерального Министерства экономики и технологий» (BMWA), в Японии - реорганизованное «Министерств экономики, торговли и промышленности» (METI), в составе которого создано новое «Агентство малого и среднего предпринимательства» (SMEA), в Венгрии - «Национальный Совет по развитию предпринимательства» и «министерство экономики», а в Польше - «Департамент ремесленничества, малого и среднего предпринимательства» при «Министерстве Экономики». При этом, часть ис-
полнительных полномочий делегируется другим организационным структурам (профильным министерствам, контрольно-ревизионным службам, департаментам, банкам, фондам и т. п.). Функции всех вышеназванных ведомств во многом схожи, отличия заключаются в иерархии подчиненности и во взаимодействии с другими ведомствами, в организационной структуре и в масштабах деятельности, а также в системе отношений с партнерскими и общественными организациями.
В России же в течение ряда поколений сдерживалась и подавлялась предпринимательская инициатива, а вся сила государства веками устремлялась на поддержание властного аппарата. В ходе ускоренных социально-экономических и политических реформ еще не сложилось ни правовое государство, ни гражданское общество и конечно не образовались устойчивые потребности в добросовестном предпринимательстве и в зако-нопослушании граждан. Поэтому, для нашей страны предпочтительнее было бы ориентироваться на SBA - как пример создания высоко интегрированного и действенного государственного органа, обладающего достаточными ресурсами и полномочиями для эффективной поддержки и развития МСП в России. Уже имеющийся в нашей стране опыт создания федеральных органов поддержки МСП показал, что отсутствие достаточных полномочий, финансовых средств и механизмов взаимодействия с другими ведомствами и региональными администрациями, не позволяет проводить эффективную государственную политику в отношении МСП. Однако создание достаточно полномочного Департамента поддержки и развития предпринимательства при Правительстве Москвы, позволило решить многие проблемы МСП, обеспечив организацию мощной инфраструктуры поддержки МСП и создав, по мнению самих предпринимателей, лучшие в стране условия для развития МСП [4].
SBA организовала в США разветвленную сеть представительств, отделений, консультационных пунктов, бизнес центров и уполномоченных компаний полностью или частично, финансируемых из средств федерального бюджета. Кратко остановимся только на некоторых видах поддержки МСП, которые не требуя больших капиталовложений, нашли широкое распространение во многих странах и вполне могут быть применены в нашей стране, в их числе [2]:
- «Консультационные бюро руководящих работников в отставке» (Service Corps of Retired Executives - SCORE), работа которых связана с использованием опыта высококвалифицирован-
ных специалистов, ныне вышедших на пенсию, для консультаций и технической помощи МСП. В 389 консультационных пунктах США сотрудничают 11400 пенсионеров, которые ежегодно консультируют свыше 400 тыс. клиентов. Аналогичные структуры действуют в странах ЕС (European Senior Service Network - ESSN), оказывая консультационную помощь с выездом на предприятия, в том числе и в страны СНГ по программе TACIS. В нашей стране этот опыт может быть применен путем создания локальных баз данных о высококвалифицированных пенсионерах, заинтересованных в активном сотрудничестве с местными структурами поддержки МСП [5].
- Во многих странах (Германия, США, Япония и др.) для получения крупных кредитов или достаточно весомой технической помощи предприятие должно представить объективные сведения по организационным, финансовым, техническим, кадровым и другим аспектам своей деятельности. Такие сведения обычно подготавливаются уполномоченными специализированными организациями или диагностическими центрами. Это существенно снижает риски вложения средств в предприятия. В нашей стране, при ограниченности ресурсов, при массовых обращениях за финансовой помощью и при частых случаях невозвращения выделяемых кредитов необходимо введение института обязательного диагностирования предприятий, нуждающихся в финансовой или технической помощи, либо в реструктуризации. Это будет способствовать сбережению средств и целевому их использованию, а также повышению ответственности предпринимателей.
- Мощным рычагом косвенной финансовой поддержки МСП является предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ обеспечения доступа МСП к финансовым ресурсам. Такие программы существуют в США, Японии, Германии и мн. других странах. Например в США на 2002 г. выделено 17,5 млрд долл. для предоставления гарантий на кредитование и под инвестиционные капиталовложения. Существует свыше 20 специализированных кредитных программ (краткосрочных -для приобретения оборотных средств, обеспечения экспортных операций, оказания экстренной помощи и др.; долгосрочных - для приобретения недвижимости, оборудования и/или для модернизации и расширения деятельности, помощи при бедствиях, проведения НИОКР и др.). Развитие подобной системы в нашей стране позволит значительно расширить базу финансовых ресурсов
поддержки МСП за счет привлечения частного капитала.
- Интересен опыт инвестиционного кредитования МСП, широко распространенный в США, Японии и Англии. В его основе создание сети частных инвестиционных компаний (Small Business Investment Companies - SBIC), которые, используя собственный капитал и привлекая заимствованный капитал под гарантии SBA, осуществляют различные инвестиции в МСП. Эти компании предоставляют акционерный капитал, долговременные займы, облигационные займы, а также оказывают услуги по финансовому менеджменту. Побудительным стимулом для их деятельности является возможность участия в прибылях в случае успешного развития и дальнейшего расцвета малых предприятий.
- Вхождение в глобализированную экономику с обостренной конкуренцией на мировых рынках и жесткой регламентацией рыночных отношений в рамках ВТО требует от России концентрации ресурсов на наиболее эффективных направлениях деятельности (программирование, коммуникации, электроника, энергетика, высокие технологии, точное приборостроение, биотехнологии, авиационно-космическая техника и др.). Инновационная деятельность позволяет наиболее полно использовать еще сохранившийся в нашей стране творческий и научно-технический потенциал. Необходимость интенсивного развития и поддержки инновационной деятельности в секторе МСП ставит задачи финансирования этих работ и обеспечения взаимодействия между разработчиками, научно-исследовательскими институтами, университетами и испытательными лабораториями. В мировой практике есть примеры объединения финансовых ресурсов различных ведомств в целях выполнение НИОКР по государственной тематике. Примером поддержки инновационной деятельности США являются программы «Инновационные исследования в МСП» (Small Business Innovation Research - SBIR) и «Распространение технологий МСП» (Small Business Technology Transfer - STTR). Эти программы обеспечивают бюджетное финансирование на конкурсной основе НИОКР, проводимых предприятиями сектора МСП по тематике ведущих федеральных ведомств (NASA, министерства обороны, энергетики, транспорта, медицины, образования и др.). Развитие и совершенствование технологий осуществляется программой STTR, которая стимулирует малые предприятия к взаимодействию с некоммерческими исследовательскими институтами. Учитывая этот опыт, жела-
тельно, в рамках уже существующего государственного «Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», рассмотреть возможность объединения части средств ведущих отраслей народного хозяйства (оборонная и авиационно-космическая промышленность, энергетика, металлургия, здравоохранение, транспорт и др.), предусмотренных для проведения НИОКР. Участники этого фонда, сами должны определять тематику НИОКР, ориентировочную стоимость и сроки выполнения этих работ, а также условия проведения конкурсов для получения заказов на выполнение этих работ.
- Очень серьезной проблемой инновационных предприятий сектора МСП, является защита прав интеллектуальной собственности. В этой связи Японское правительство предприняло ряд организационных и законодательных мер, обеспечивающих совершенствование национальной системы регистрации прав интеллектуальной собственности, ее защиты и распространения. В условиях нашей страны, целесообразно создать экспертный совет, наделенный правом давать заключения о целесообразности финансирования затрат на патентование инновационных разработок малых предприятий и сертификацию новых продуктов в других странах. Для финансирования этих затрат можно использовать государственные гарантии и механизм льготного кредитования. Это позволит многим инновационным предприятиям найти средства для патентования и сертификации имеющихся разработок обладающих мировой новизной и конкурентоспособностью, облегчив им возможность выхода на мировые рынки.
- Исходя из ограниченности финансовых и материальных ресурсов, которые можно направить на дальнейшее развитие МСП, целесообразно обратиться к опыту Великобритании и Японии в части подходов в формировании приоритетных направлений развития МСП. Например, в Великобритании в целях оптимизации использования финансовых ресурсов с 2000 г. принята двухуровневая система приоритетов поддержки МСП. Аналогично этой системе предлагается рассмотреть целесообразность применения подобной системы в нашей стране. Первый уровень приоритетности должен соответствовать масштабам общегосударственного применения и способствовать ускоренному накоплению ресурсов, необходимых для экономических и социальных преобразований, обеспечивая высокую результативность поддержки и развития конкретных групп предприятий, обладающих стратегической важностью для социально-экономического развития страны.
Второй уровень приоритетности должен соответствовать региональным и местным целям социально-экономического развития и накапливать для их достижения достаточные ресурсы путем поддержки наиболее эффективных и быстро развивающихся предприятий, а так же предприятий высокой социальной значимости. В случае если предприятие отвечает нескольким целевым приоритетам, то оно может рассчитывать на предоставление финансовой поддержки из нескольких источников или получить дополнительные льготы.
Литература
1. Дегтярев А. Н., Лузина И. А. Государственная поддержка предпринимательского сектора: мировой и российский опыт. М., 2000.
2. Киселев В. Взаимодействие крупного капитала и государственной власти (зарубежный опыт) // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 1.
3. Шульце П. Российские преобразования в европейском контексте // Власть. М., 2001. № 9.
4. URL: http://www.giac.ru
5. URL: http://www.nisse.ru
6. URL: http://www.sba.gov/aboutsba/
7. U.S. SBA. The Millenium: Small Business and Enterpreneurship in the 2!-st Century. Washington, і995.
* * *
FOREIGN EXPERIENCE OF REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY: ISSUES OF ADAPTATION
A. M. Bludov
This paper studies the abroad experience of government regulation of entrepreneurship, aimed at formation of comfortable conditions favouring the successful activity of entrepreneurial organizations, as well as at the guaranteeing of a rapid pace of economic growth and the rise of a level of socio-economic development of the country. In this paper, the foreign experience of state backing of small-scale and middle-scale businesses is analyzed. Based on the performed analysis, the author proposes the lines of government regulation of entrepreneurial activity within Russia, which are corroborated by the foreign experience.
Key words: entrepreneurship, small-scale and middle-scale businesses, entrepreneurial activity, public policy, government regulation.