МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Е. И. ЛЕВИНА
В статье исследуется зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства крупнейших зарубежных стран. Выявлены схожие механизмы стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, доказавшие свою эффективность на практике.
Ключевые слова государственная поддержка, малое и среднее предпринимательство, опыт зарубежных стран.
Государство должно обеспечивать разработку долговременной политики для достижения стратегических целей социально-экономического развития общества и принимать соответствующие решения по привлечению к этой работе самой массовой и инициативной части населения, сформировавшейся в секторе малого и среднего предпринимательства. В этой связи государство предпринимает ряд правовых, организационных и других мер, стимулирующих всестороннюю поддержку и развитие предпринимательства в направлениях, соответствующих интересам общества. При этом используется вариативность мер, механизмов и инструментов поддержки, разнообразие организационных форм инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства. В связи с чем, в диссертации дана структура поддержки малого и среднего предпринимательства в таких странах, как США, Канада, Германия, Франция, Индия, Италия.
Так, в США государственная стратегия развития предпринимательства определена Законом «О малом бизнесе» как всесторонняя поддержка всеми государственными организациями сектора малого предпринимательства во взаимодействии с Администрацией малого бизнеса по направлениям деятельности:
- увеличение экспортных возможностей;
- оказание помощи в трансферте технологий;
- увеличение способности к эффективной конкуренции с импортом;
- улучшение доступа к долговременным кредитам для реконструкции, приобретения оборудования и производства новых конкурентоспособных товаров и услуг;
- распространение информации о различных государственных, региональных и частных
программах, направленных на повышение конкурентоспособности МП;
- обеспечение учета и представления интересов МП на всех торговых переговорах.
Высший государственный орган, реализующий политику и ответственный за развитие сектора малого предпринимательства - Администрация малого бизнеса, созданная в 1953 г., подотчетна только Президенту и Конгрессу страны. Организационно в структуру Администрации малого бизнеса входит Адвокатура и Генеральная Инспекция, однако их деятельность не зависит от руководства Администрации малого бизнеса. Это дает возможность Адвокатуре и Генеральной Инспекции осуществлять независимую оценку состояния малого и среднего предпринимательства, определять эффективность деятельности Администрации малого бизнеса и предлагать конструктивные меры по совершенствованию методов и программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Структура государственной поддержки малого предпринимательства в США приведена на рисунке 1 [1].
Доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте США составляет 52 %, в общей занятости - 50,1 % (более 70 млн работающих), в количестве всех предприятий - 97,6 % (более 23 млн предприятий).
В США действует около 40 различных государственных программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. Это технические программы, направленные на обучение и консультирование, программы финансовой поддержки, помощи в размещении контрактов, инновационные программы, административные программы.
Президент США Конгресс США
Адвокатура
Исследования и анализ Законопроекты Стратегия развития Проекты госпрограмм Лоббирование Защита интересов МП Представительство
Администрация малого бизнеса (АМБ)
Реализация госпрограмм Лицензирование полномочий Распределение ресурсов Координация работ Информация и связь Развитие инфраструктуры Международное сотрудничество
Генеральная
инспекция
Контроль деятельности Оптимизация расходов Экспертиза проектов Следственные действия Безопасность АМБ Участие в судах Кадровая служба
Центральный аппарат
Региональные отделения
Уполномоченные организации
Территориальная инфраструктура поддержки
Рис. 1. Структура государственной поддержки малого предпринимательства в США
Эффективная реализация мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства невозможна без развитой инфраструктуры поддержки. Во всех штатах и крупных городах США действуют более ста региональных отделений Администрации малого бизнеса. В крупных городах, промышленных и научных центрах созданы технопарки и бизнес-инкубаторы. Консультационные центры малого и среднего предпринимательства объединяют более десяти тысяч консультантов по различным видам деятельности, кроме того, созданы информационные центры, оказывающие комплекс информационных и коммуникационных услуг. Центры развития предпринимательства осуществляют обучение и консультирование, техническую помощь и предоставление информации, оказание услуг «в одно окно». Более семи тысяч уполномоченных частных банков и инвестиционных компаний являются участниками программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
В Канаде государственная политика поддержки предпринимательства направлена на эффективное использование ресурсов для развития сектора малого и среднего предпринимательства с ориентацией на информатизацию, применение научных знаний и высоких технологий. Поддержка малого и среднего предпринимательства направлена на освоение недостаточно развитых или новых сег-
ментов рынка и на достижение наивысшей производительности, -экономической эффективности и конкурентоспособности на мировом уровне. Инфраструктура поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в стране диверсифицирована между федеральными, региональными и отраслевыми организациями. Министерство промышленности Канады разрабатывает политику и стратегию поддержки, контролирует работу «Канадской сети бизнес-услуг», координируя ее с деятельностью всех государственных и партнерских организаций в соответствии с национальной инновационной программой. Структура государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Канаде приведена на рисунке 2 [5].
Доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте Канады составляет 43 %, в общей занятости - 47 % (более 6,4 млн работающих), в количестве всех предприятий - 99,8 % (более 2,6 млн предприятий и индивидуальных предпринимателей).
Государственная стратегия Канады в сфере предпринимательства призвана обеспечить устойчивое развитие предпринимательства в условиях критических изменений на внутреннем и мировом рынках, на основе взаимодействия федеральных и региональных органов управления с политическими, общественными и частными организациями по следующим направлениям:
Рис. 2. Структура государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Канаде
- совершенствования национальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, способной предоставить клиентам наиболее полный спектр услуг, позволяющих быстро реагировать на изменение внешней среды;
- приоритетного развития высокоинтеллектуальных сфер деятельности;
- улучшения доступа к информационным продуктам и услугам;
- упрочнения связей между предпринимателями, региональными органами управления, членами Координационного совета, партнерскими организациями и заинтересованными сторонами;
- повышения знаний о деятельности финансовых рынков в целях расширения доступа к финансовым ресурсам и более эффективного их использования;
- повышения квалификации работников и улучшения системы управления персоналом.
В Канаде действует 290 государственных программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. Это технические программы, направленные на обучение и кон-
сультирование, программы финансовой поддержки, программы электронного бизнеса, инновационные программы и программы для аборигенов. Инфраструктура поддержки представлена региональными отделениями и партнерскими организациями, уполномоченными кредитно-финансовыми организациями, технопарками и бизнес-инкубаторами (150 бизнес-инкубаторов, 36 кластеров информационных технологий), социально ориентированными центрами предпринимательства (поддержка предпринимательства среди аборигенов, женщин, иммигрантов), национальной информационной сетью с сайтами по всем вопросам бизнеса. Канада обладает развитой системой поддержки и лоббирования интересов малого и среднего предпринимательства, через сеть торгово-промышленных палат, промышленных ассоциаций и международных организаций. Кроме того, действует более 100 консультационных центров, представленных технологическими и консалтинговыми фирмами.
Государственная политика Великобритании нацелена на создание лучших в мире условий раз-
вития сектора малого и среднего предпринимательства, как наиболее динамичного средства для повышения социально-экономического благосостояния страны и обеспечения ее конкурентоспособности на мировых рынках. Для объединения разрозненных структур поддержки малого и среднего предпринимательства и повышения их эффективности, в 2000 г. было создано национальное агентство «Обслуживания малого бизнеса» (ОМБ) при Министерстве торговли и промышленности (МТП). ОМБ определяет стратегию развития предпринимательства, взаимодействует со всеми уровнями власти и управления страной, координирует деятельность всей государственной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и активно сотрудничает с партнерскими и общественными организациями [5].
Государственная стратегия развития малого и среднего предпринимательства Великобритании направлена на достижение следующих основных целей:
- повышение культуры предпринимательства и деловых отношений;
- активизация процессов зарождения новых предприятий, создание условий для их ускоренного развития и дальнейшего роста;
- улучшение доступа к финансовым ресурсам;
- развитие предпринимательства в депрессивных районах и в отдельных социальных группах (женщины, национальные меньшинства, инвалиды и др.);
- привлечение предпринимателей к активному использованию государственных служб (информация, маркетинг, госзаказы, финансирование, экспорт и др.);
- разработка более эффективных мер государственной политики и регулирования предпринимательской деятельности, способствующих развитию предпринимательства;
- повышение уровня исследований рынка малого и среднего предпринимательства и оценки его состояния.
Структура поддержки малого и среднего предпринимательства в Великобритании представлена на рисунке 3.
Премьер-министр
Взаимодействие с государственными, региональными и местными органами власти и управления
^Информационные ^
агентства Кредитные организации Гарантийные фонды
Венчурные фонды Инвестиционные
компании
Министерство торговли и промышленности (МТП)
Стратегический совет ОМБ
Политика и стратегия Контроль реализации Утверждение планов Утверждение отчетов
Агентство ОМБ
Оценка состояния МСП Координация работ Информация и связь Защита интересов МСП
2.
Общественный
совет
Лоббирование Правовая экспертиза
Предложения Групповые интересы
Региональные отделения и партнерские организации
У Г
Подчиненные и уполномоченные организации
Территориальная инфраструктура
В Великобритании действует 28 государственных программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. Это технические программы, направленные на обучение и консультирование, программы помощи в размещении контрактов, финансовой поддержки, инновационные программы. Инфраструктура поддержки представлена региональными отделениями и партнерскими организациями, уполномоченными кредитно-финансовыми организациями, технопарками и бизнес-инкубаторами (220 бизнес-инкубаторов, 154 кластера, 97 технопарков и исследовательских центров), социально ориентированными центрами предпринимательства (поддержка предпринимательства среди женщин, национальных меньшинств), национальной информационной сетью специализированной по тематике и связанной с региональными центрами [1].
Государственная политика в отношении малого и среднего предпринимательства в Японии была пересмотрена после кризиса 1990 г., изменен «Закон о малом и среднем предпринимательстве», увеличены размеры предприятий и уставные фонды. Основными целями стали: повышение устойчивости и конкурентоспособности предприятий, улучшение доступа к ресурсам, активизация инновационной деятельности, ускорение создания новых предприятий, расширение взаимопомощи в предпринимательской среде. Высшим государственным органом, ответственным за стратегию развития малого и среднего предпринимательства, осталось Министерство экономики, торговли и промышленности. В нем образован «Совет по политике в отношении малого и среднего предпринимательства», и в 2001 г. в целях улучшения координации работы всей государственной структуры поддержки предпринимательства, было создано «Агентство малого и среднего предпринимательства» в составе Министерства экономики, торговли и промышленности [2].
Государственная стратегия развития предпринимательства, начиная с 2000 г., направлена против замедления продолжающегося спада в экономике, сокращения количества предприятий (до 2 % в год) и снижения деловой активности сектора малого и среднего бизнеса. В середине 2002 г. Министерство экономики, торговли и промышленности Японии приняло новую стратегию экономического восстановления и развития страны, а также следующие меры в отношении малого и среднего предпринимательства:
- введение системы гибкого управления экономикой;
- усиление поддержки инновационной деятельности;
- усиление устойчивости и развитие систем экономической безопасности;
- улучшение условий труда и социального обеспечения в секторе;
- списание задолженности по незавершенным займам;
- увеличение мобильности трудовых ресурсов в сфере услуг;
- облегчение доступа к финансовым ресурсам и к акционерному капиталу;
- повышение взаимодействия структур поддержки и развития.
Государственная политика нацелена на создание лучших в мире условий развития сектора малого и среднего предпринимательства, как наиболее динамичного средства для повышения социально-экономического благосостояния страны и обеспечения ее конкурентоспособности на мировых рынках. Для объединения разрозненных структур поддержки предпринимательства и повышения их эффективности, в 2000 г. было создано национальное агентство «Обслуживания малого бизнеса» при Министерстве торговли и промышленности, которое определяет стратегию развития предпринимательства, взаимодействует со всеми уровнями власти и управления страной, координирует деятельность всей государственной инфраструктуры поддержки и активно сотрудничает с партнерскими и общественными организациями.
В Японии действует около 30 государственных программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. Это информационные, обучающие, консультационные программы, программы финансовой поддержки, инновационные программы и программы помощи в размещении контрактов. Предпринимательские организации взаимодействуют с общественным советом при Министерстве торговли и группой независимых экспертов, разрабатывающих рекомендации по дерегулированию экономики для правительства. Сеть информационных центров специализирована по тематике и связана с региональными отделениями, партнерскими организациями и региональными агентствами развития. В Японии существуют 47 центров женского бизнеса и 51 центр для национальных меньшинств. В крупных городах, портах и промышленных центрах расположено более 60 агентств поддержки экспорта. Поддержку предпринимательства осуществляют около 500 кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков. Более 10 уполномо-
ченных кредитных организаций имеют отделения в крупных городах, промышленных и сельскохозяйственных центрах. Центры развития предпринимательства оказывают услуги по принципу «одно окно», осуществляя обучение и консульти-
рование, предоставляя информационную и техническую поддержку [3].
Структура государственной поддержки малого предпринимательства в Японии приведена на рисунке 4.
Премьер-министр
Министерство экономики, торговли и промышленности (МТП)
Агентство МСП
Департамент деловой среды МСП
Исследование и анализ Разработка политики Правовая экспертиза Международные связи Доступ к финансам
Департамент поддержки МСП
Структуры поддержки Координация работ Технологические исследования
Информация и связь Партнерские связи
Уполномоченные кредитные организации
Кредитование, гарантии, экспертиза, инвестиции, местные структуры
Японская корпорация МСП
Финансирование, страхование кредитов, модернизация, исследования, пенсионная помощь, гарантийные фонды, инновации и НИОКР
Поддержка общественных организаций
Рис. 4. Структура государственной поддержки малого предпринимательства в Японии
Доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте Японии составляет 51,6 %, в общей занятости - 69,5 % (более 31 млн работающих), в количестве всех предприятий - 99,2 % (более 6 млн предприятий и индивидуальных предпринимателей).
Во Франции государственная политика направлена на создание и рост новых предприятий малого и среднего предпринимательства, экономическое развитие регионов и увеличение занятости, на активизацию инновационной деятельно-
сти, развитие электронного бизнеса и совершенствование системы обслуживания предпринимательства с целью повышения экономической устойчивости и высокой конкурентоспособности на мировых рынках. Эта политика отражена в пятилетних планах и программах, согласованных правительством с регионами и финансируется ими в равных долях, с привлечением средств из фондов ЕС и частного капитала. Программы реализуются государственными и уполномоченными партнерскими организациями. Министерство финансов,
экономики и промышленности решает комплексно вопросы реализации национальной экономической и технической политики. Для этого учрежден «Банк развития малого и среднего предпринимательства» и в Министерстве финансов создан «Департамент по делам малого и среднего предпринимательства, ремесленничества, индивидуального предпринимательства и связям с потребителями» [4].
Доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте Франции составляет 49,8 %, в общей занятости - 56,6 % (более 13 млн работающих), в количестве всех предприятий - 97,6 % (2,9 млн предприятий и индивидуальных предпринимателей).
Государственная стратегия развития малого и среднего предпринимательства направлена на повышение гибкости, устойчивости и конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации экономики и ориентирована на выполнение следующих задач:
- совершенствование системы обучения и переподготовки специалистов; стимулирование инновационной деятельности, помощь в трансферте новых и высоких технологий для повышения экспортных возможностей;
- улучшение взаимодействия государственных учреждений, партнерских и общественных организаций в целях эффективной реализации национальных и европейских программ поддержки и развития;
- дерегулирование экономики и минимизация бюрократических процедур в предпринимательстве, приводящих ежегодно к потере до 9 млрд евро;
- всемерное развитие информационных технологий и электронного бизнеса, как наиболее динамично развивающихся направлений деятельности.
Структура государственной поддержки малого и среднего предпринимательства во Франции приведена на рисунке 5.
Совет социальноэкономического развития
Анализ и оценка ситуации Разработка предложений Оценка состояния МСП Защита интересов МСП Взаимодействие с государственными и общественными организациями
Министерство финансов
Реализация политики Ресурсное обеспечение Исследование и анализ Взаимодействие Контроль
Банк развития МСП
Департамент МСП
Организация работ Оценка ситуация Правовая среда Исследования Информатизация Контроль программ
Во Франции работают 44 базовые государственные программы, в том числе программы Евросоюза, финансовой поддержки, размещения контрактов, специальные инновационные программы, программы обучения и консультирования. Во всех регионах страны действуют 256 региональных отделений Департамента по делам малого и среднего предпринимательства, ремесленничества, индивидуального предпринимательства и связи с потребителями. Около 600 центров развития предпринимательства и консультационных центров оказывают услуги по обучению, консультированию, технической помощи и предоставлению информации. Действует более 800 структур общественной поддержки и защиты интересов предпринимательства: промышленные ассоциации, ассоциации потребителей, торговые конфедерации, торгово-промышленные палаты. Во всех регионах, крупных городах, промышленных и научных центрах расположены бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные центры, экспортные агентства. Созданы социально-ориентированные центры
предпринимательства для ветеранов, инвалидов.
Государственная политика Германии в области поддержки предпринимательства осуществляется в рамках структурных реформ «Повестка дня 2010», направленных на ускоренный выход германской экономики из застоя и на усиление сек-
тора малого и среднего предпринимательства, повышение его конкурентоспособности и обеспечение его дальнейшего роста. Приоритетные направления поддержки инновационной деятельности, освоение высоких технологий, обучение и повышение квалификации, развитие экспортных возможностей, создание новых предприятий и стимулирование самозанятости (особенно в землях бывшей ГДР). Финансовая поддержка в равных долях выделяется на федеральном и земельном уровнях, преимущественно - в виде гарантий и поручительств специальных государственных финансовых институтов содействия малому и среднему предпринимательству. На эти же цели направляются значительные средства Евросоюза и могут привлекаться частные инвестиции. Координация деятельности всех государственных и партнерских организаций по реализации этой политики возложена на Федеральное министерство экономики и труда, в котором всеми оперативными вопросами в отношении малого и среднего предпринимательства, ремесленничества, сферы услуг, индивидуального труда и профессионального образования поддержки предпринимательства занимается «Генеральный директорат - VIII» [4].
Структура государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Германии приведена на рисунке 6.
Парламентская Комиссия по предпринимательству
Законопроекты Правовая экспертиза Взаимодействие с государ ственными и общественными организациями Защита интересов МСП
Уполномоченные государственные и частные партнерские организации (банки, фонды, страховые компании, исследовательские институты и др.)
Канцлер
Федеральное министерство экономики и труда
Генеральный директорат VIII
Оценка ситуации Предложения Правовая среда Исследования МСП Реализация политики Контроль программ Координация работ
Земельные
министерства
Партнерские
организации
ум
Территориальная инфраструктура поддержки
Государственная стратегия развития малого и среднего предпринимательства в рамках программы структурных реформ до 2010 г. направлена на достижение следующих важнейших целей:
- обеспечение условий для развития и роста численности «среднего класса»;
- повышение заинтересованности молодежи в предпринимательской деятельности;
- создание учебной базы при высших и средних учебных заведениях для обучения и практической подготовки молодежи к активной предпринимательской деятельности;
- усиление финансовой помощи и технического содействия стартующим предприятиям для обеспечения их устойчивого развития и дальнейшего роста;
- снижение бюрократических барьеров, облегчение доступа к ресурсам и новым технологиям;
- стимулирование делового и инновационного потенциала сектора малого и среднего предпринимательства в сфере НИОКР, путем преимущественного применения мер косвенной поддержки.
Доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте Германии составляет 57 %, в общей занятости - 69,3 % (20 млн работающих), в количестве всех предприятий - 99,3 % (3,2 млн предприятий и индивидуальных предпринимателей).
Германия обладает развитой инфраструктурой поддержки предпринимательства. Действуют более 40 различных программ государственной поддержки: технические, финансовой и инвестиционной поддержки, поддержки стартующих предприятий, самозанятости, женского и молодежного предпринимательства. Во всех землях и крупных городах действуют региональные отделения и партнерские организации Генерального директората.
Государственная политика Италии в отношении предпринимательства постоянно совершенствовалась с ростом понимания социально-экономической значимости сектора малого и среднего предпринимательства, что подтверждается последовательностью принятия некоторых правовых актов, направленных на расширение возможностей для роста и развития сектора предпринимательства:
- 1952 г. - «О создании центральной службы кредитования МСП (Медиокредито Чентрале)»;
- 1965 г. - «О содействии в приобретении нового оборудования»;
- 1977 г. - «О кредитовании и страховании экспорта»;
- 1981 г. - «О создании экспортных консорциумов МСП»;
- 1982 г. - «О создании Фонда технологических инноваций и Фонда ремесленнических проектов»;
- 1990 г. - «О создании совместных предприятий за рубежом с участием итальянских МСП»;
- 1994 г. - «О помощи начинающим предприятиям и стимулировании реинвестирования прибыли».
С 2000 г. постепенно была значительно расширена компетенция регионов как в части правового обеспечения предпринимательства, так и в создании, развитии и управлении инфраструктурой поддержки (учебные и информационные центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и др.), выведенной из-под непосредственного контроля соответствующих министерств.
Государственная стратегия развития малого и среднего предпринимательства определяется рядом правовых актов, направленных на реализацию следующих мер:
- содействие экономическому развитию регионов (особенно южных);
- поддержка развития НИОКР и трансферт новых технологий;
- повышение конкурентоспособности продукции МСП на мировых рынках;
- развитие производственно-технологической кооперации в рамках территориально-производственных комплексов с большим количеством МСП;
- содействие интернационализации итальянских МСП;
- помощь в формировании стартового капитала для молодых предприятий.
Доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте Италии составляет 55 %, в общей занятости - 71 % (15,3 млн работающих), в количестве всех предприятий - 99,2 % (3,6 млн предприятий и индивидуальных предпринимателей).
В Италии работают программы поддержки малого предпринимательства по инициативе Евросоюза в комплексе с государственными, региональными и местными программами, направленные на помощь в развитии экспорта, финансовую поддержку, специальные и инновационные программы. Существует около 500 структур общественной поддержки и защиты интересов малого и среднего предпринимательства [5].
Структура государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Италии приведена на рисунке 7.
Национальный совет по экономике и занятости
Парламент
Премьер-министр
Министерство экономики и финансов
Министерство
промышлен-
ности
У V.
Министерство инноваций и технологий
Другие министерства и комитеты
Лоббирование интересов МСП
Предпринимательские, профессиональные и отраслевые общественные организации
1
т
Координируемая деятельность специализированных структур:
агентства, компании, фонды и кредитно-финансовые институты (инновации, технологии, информатизация, ремесленничество, кредиты, страхование, экспорт, обучение и др.)
Рис. 7. Структура государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
в Италии
В Индии государственная политика социально-экономического развития страны основана на индустриализации и росте занятости, связанных с расширением и усилением сектора малого и среднего предпринимательства. Для этого объединяются усилия всех правительственных, институциональных и частных партнеров, направленных на привлечение инвестиций в развитие рыночной инфраструктуры и предоставление необходимой правовой, финансовой, технической и организационной поддержки этому сектору. В связи с обширностью территории и неразвитостью многих регионов, в 2001 г. были организованы: Министерство малой промышленности по развитию промышленных малых и средних предприятий, и Министерство сельской индустрии по развитию малых и средних предприятий в сельских и глубинных районах страны [5].
Государственная стратегия развития малого и среднего предпринимательства в стране связана с всесторонней поддержкой всеми органами власти деятельности предпринимателей по следующим основным направлениям:
- повышение конкурентоспособности индийских малых и средних предприятий на основе расширения государственных и частных инвестиций в развитие рыночной инфраструктуры;
- облегчение доступа на мировые рынки путем координации усилий всех правительственных структур, институциональных партнеров и частного сектора;
- стимулирование инновационных процессов, обеспечение финансовой и технологической поддержки в целях развития экспорта продуктов и услуг, базирующихся на научных разработках и высоких технологиях (фармакология, биотехнологии, информационные технологии, программное обеспечение и др.);
- развитие региональных объединений малых предприятий в форме кластеров при одновременном упрочнении связей между малыми и крупными предприятиями;
- развитие промышленности в сельских и отдаленных районах страны с одновременным расширением в них гражданского строительства.
Доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте Индии составляет 6,9 %, в общей занятости - 4,5 % (20 млн работающих), в количестве промышленных предприятий -97,6 % (3,6 млн предприятий и индивидуальных предпринимателей) [6].
Структура государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Индии приведена на рисунке 8.
Национальный совет по предпринимательству
10-летнее планирование Цели и приоритеты Координация усилий Реструктуризация Ресурсное обеспечение
Парламент
ґ
Координационный совет МСП
Взаимодействие государственных, партнерских и общественных организаций. Лоббирование интересов МСП Стратегия развития МСП Экспертиза правовых актов Рекомендации Правительству
Министерство малой промышленности (ММП)
Реализация государственной политики
Инфраструктура МСП Ресурсное обеспечение Исследование и анализ
Министерство сельской индустрии (МСИ)
Государственные
организации
Доступ к финансам Техническая помощь Информация и связь
нИокр
Субконтрактация Партнерские связи
Региональные подразделения и партнерские организации
''
Территориальная инфраструктура поддержки
Рис. 8. Структура государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Индии
Таким образом, изучив зарубежный опыт крупнейших стран, можно выявить схожие механизмы стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, уже доказавшие свою эффективность на практике. В России инфраструктура поддержки предпринимательства только начинает свое развитие. Для ее успешного формирования необходимо изучение и применение на практике опыта стран, успешно реализующих программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Литература
1. иЯЬ: www.ovsem.com
2. иЯЬ: www.nalog.ru
3. иЯЬ: www.isse.ru
4. иЯЬ: www.rcsine.ru
5. иЯЬ: www.giac.ru
6. иКЬ: www.regadm.tambov.ru
* * *
MECHANISMS OF THE STATE SUPPORT
OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS IN FOREIGN COUNTRIES
E. I. Levina
In article foreign experience of the state support of small and average business of the largest foreign countries is investigated. Similar mechanisms of stimulation of development of the small and average business, proved the efficiency in practice are revealed.
Key words: the state support, small and average business, experience of foreign countries.