10. Исследовательский центр портала Superjob.ru Российские мужчины в декрет не ходят. Социологический опрос от 24 ноября 2015 года. Электронный ресурс.
https://www.superjob.ru/research/articles/111910/rossijskie-muzhchiny-v-dekret-ne-hodyat/
Lavrusheva Anna Aleksandrovna, graduate student of political science and ethnic policy; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: Starosta.92@mail.ru
Shilina Anastasia Sergeevna, graduate student of the Institute of Sociology and Area; Southern Federal University (160, Pushkinskaya str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: shilina700@yandex.ru
IMPROVEMENT OF MEASURES OF REALIZATION OF POPULATION POLICY IN RUSSIA ON THE BASIS OF THE PRINCIPLE OF GENDER EQUALITY
Abstract
The article highlights the gender of the Russian Federation and their impact on the birth rate and depopulation. We consider gender aspects of employment, the gender pay gap and its negative impact on the economic and demographic development of the country. The features of the allocation of resources between the sexes and their relationship to demographic processes. The problems of "dual employment" for women (domestic work, work in the workplace).
Keywords: demographic policy of the Russian Federation, the demographic crisis, the gender aspect of employment, the gender gap, gender discrimination.
УДК 338.22
ОДДЕРЖКА ПРЕДПРИ НИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И АДАПТАЦИЯ ОПЫТА В РОССИИ
аспирант кафедры правового обеспечения института экономики и управления, Мичуринский государственный аграрный университет (393760, Россия, Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Интернациональная, д. 101). E-mail: nikon561@yandex.ru
Аннотация
В статье исследуется зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства крупнейших зарубежных стран. Рассмотрены механизмы развития государственной поддержки малого предпринимательства зарубежных стран, дан анализ уровня развития малого предпринимательства зарубежных стран и России. Определены, проанализированы основные направления и программные мероприятия по данному вопросу. Отмечена высокая социально-экономическая направленность малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: государственное регулирование, предпринимательство, административное воздействие, предпринимательская среда, зарубежный опыт, законодательство.
Как показывает опыт развитых зарубежных стран, система государственной поддержки малых предприятий является определяющим фактором в развитии всего социально-экономического потенциала государства. Подавляющее число малых предприятий развитых стран ощущают проявление взвешенной политики государственных органов по созданию наиболее оптимальных условий, регулирующих на законодательном уровне весь спектр вопросов поддержки предпринимательства.
Несмотря на различные меры поддержки малого бизнеса в странах Евросоюза и США, тем не менее, общие черты в разработке целевых программ и схем финансирования присутствуют. Формирование целого комплекса правового и финансового обеспечения благоприятного для развития предпринимательства предполагает направленную работу по взаимодействию и координации всех элементов государственного регулирования. В целом, для западной модели госу-
ГОСУДАРСТВЕННАЯ П
Никонов
Владимир
Александрович
дарственной поддержки малого бизнеса отмечается многообразие форм поддержки с учетом ряда особенностей как политического устройства, так и экономического развития. Высокие экономические показатели наиболее развитых стран мира были достигнуты вследствие проведения грамотной долгосрочной политики социально-экономического развития общества путем осуществления всесторонней поддержки его наиболее активной инициативной части - предпринимателей.
Выделяя особым вниманием сектор малого бизнеса, государственные органы стараются активно проводить диверсификацию экономики, помогая предпринимателям проникать в новые отрасли производства, перераспределяя отраслевые возможностей государства в целом. Малые предприятия в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик, являясь наиболее массовой формой деловой жизни и обеспечивающих социально-экономическую стабильность развития.
Так, например, в США пищевая промышленность практически полностью (97%] представлена мелкими фирмами. Малый бизнес в США - это 64% объема реализации товаров и услуг в оптовой торговле и 73% - в розничной. В Германии действуют около 2 млн. фирм малого и среднего бизнеса. Они дают 2/3 стоимости всей продукции. Во Франции мелкое и среднее предпринимательство охватывает 66,8% общей численности трудоспособного населения и 99% от общего числа всех предприятий. В Японии малое предпринимательство также получило значительное развитие. Только в обрабатывающей промышленности этой страны функционирует более 6,5 млн. мелких фирм (99%) [1, с.1].
В этой связи представляется целесообразным рассмотреть наиболее значимые подходы этих стран в осуществлении государственной поддержки малого бизнеса с целью эффективного применения данного опыта для российской действительности.
Как было уже отмечено, успешной деятельности малого бизнеса во многом способствует государственная поддержка. Опыт США подтверждает справедливость данного высказывания. Созданная в 1953 г. и подотчетная только президенту и конгрессу Администрация Малого Бизнеса США ^ВА] осуществляет государственную поддержку малому бизнесу прямым финансированием через специально выстроенную федеральную сеть региональных и межрегиональных подразделений по всей стране, финансируемых из федерального бюджета. Помимо этого данные структурные подразделения оказывают предпринимателям консультативные, информационные услуги, инфраструктурную поддержку (техно-парки, бизнес-инкубаторы), а также осуществляют независимую оценку состояния малого бизнеса, предлагают конструктивные меры по совершенствованию методов и программ его поддержки. В 1980 г. был принят закон «О центрах содействия развитию малого бизнеса США». В соответствии с этим законом, специально создаваемые для стимулирования деятельности МП организации получили возможность пользоваться финансовой поддержкой государства через получение грантов от Администрации по делам малого бизнеса.
Кроме того, в США действует около 40 различных государственных программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, включающие обучение консультирование, оказание финансовой поддержки, помощи в размещении контрактов, инновационные программы, административные программы [2, с.79].
Основная поддержка малого бизнеса происходит благодаря по четырем ключевым направлениям: доступ к капиталу, образование, помощь в получении госзаказов, защита в судах и на уровне законотворчества. Поскольку у малого бизнеса, как правило, нет своих юристов, администрация малого бизнеса - коллективный юрист и лоббист. Учитывая, что правительство США является самым крупным заказчиком товаров и услуг в мире, Конгресс США строго отслеживает распределение государственных заказов для малых предприятий на уроне не менее 23 % от общего их количества. В случае, когда малые предприятия не в состоянии выполнить крупные заказы, последние разбиваются на несколько частей.
Таким образом, осуществляя грамотную государственную поддержку малого бизнеса, правительство США к 2007 г. добилось увеличения субъектов малых и средних предприятий (далее -МСП] до 30,3 млн, обеспечивая занятость почти половины трудоспособного населения. На его долю приходится 46,2 % налоговых поступлений всей страны На сегодняшний день малые предприятия США экспортируют товаров и услуг на 300 млрд долларов в год, что составляет 20 % в промышленном экспорте и 62,3 % общего объема экспорта США. Необходимо также отметить, что сектору малого и среднего бизнеса США принадлежит 65 % патентов, 75 % технических новшеств [3, с. 57].
Этому способствовало значительное увеличение расходной части бюджета на научно-исследовательскую деятельность малых предприятий в инновационных процессах страны. Постепенно увеличивая данные расходы до 300 млрд. долларов и активно наращивая свое участие в стимулировании инновационных процессов у себя в стране, США добились к 2008 г. показателей в 31,4% общемировых расходов на НИОКР. Привлечение малых предприятий к активному участию в инновационных разработках достигается успешным внедрением федеральной программы, направленной на стимулирование развития инновационного малого бизнеса (программа «Деловые информационные центры»]. В основу ее лежит постоянный мониторинг эффективности инновационных разработок, их поддержка в более чем 400-х информационных центров (в основном бесплатное обучение и консультирование начинающих и действующих предпринимателей]. К слову, в США работает более 11500 добровольных консультантов, сотрудничающих со всеми центрами поддержки МСП по всей территории страны.
Постоянно растущий спрос на инновации в американской экономике является мощным стимулом для поддержки и развития различных целевых программ, направленных в первую очередь на развитие малого предпринимательства, как основного элемента развития экономики страны. Понимая необходимость доступного кредитования малого бизнеса, участниками различных программ поддержки являются более семи тысяч финансовых компаний по всей стране (банки и инновационные компании] [4, с. 22].
Достаточно эффективные меры государственной поддержки наблюдаются в Канаде. Здесь по аналогии с США задействовано множество специализированных государственных про-грамм(около 290], направленных малого предпринимательства: консультирование, обучение, финансирование и т.д. Выстроена обширная сеть инфраструктурной поддержки (150 бизнес-инкубаторов, 36 кластеров информационных технологий], действует более 100 консультационных центров, представленных технологическими и консалтинговыми фирмами [2, с. 81].
Рассматривая опыт основных «локомотивов экономики» Европейского союза - Германии и Франции, следует отметить, что малые предприятия считаются основой социально-экономической модели не только этих стран, но многих странах европейского содружества. В целом, в Евросоюзе насчитывается около 23 млн малых и средних предприятий, обеспечивающих 70 % занятости и 57 % общего оборота. МСП занимают подавляющую долю в оптово-розничной торговле, пищевой промышленности и в строительстве. Поддержка развития малого предпринимательства в большинстве стран содружества достигается низкими регистрационными сборами, максимально упрощенными процедурами регистрации новых предприятий, а также комплексом образовательно-консультационных программ поддержки. Так, во многих европейских университетах существуют специальные кафедры, осуществляющие подготовку студентов в области предпринимательства и менеджмента. В скандинавских странах(например, в Финляндии и Швеции] программы обучения средней школы дополняются курсами по основам предпринимательства.
Как правило, на территории Евросоюза действуют единые правила в области государственных закупок, предписывающие членам ЕС своевременно информировать друг друга о предстоящих государственных закупках и придерживаться единых директив.
Существенное значение уделяется льготной налоговой нагрузке, позволяющей поощрять создание новых предприятий, дальнейшие успехи в бизнесе, выход малых предприятий на международный уровень, создание новых рабочих мест. На территории Евросоюза повсеместно проводится широкомасштабное внедрение моделей электронной коммерции, поддержка инновационной деятельности малых предприятий, развитие их экспортных возможностей, стимулирование самозанятости. Иными словами, осуществляется высококлассная поддержка бизнеса более современного уровня [5, с. 74].
Заблаговременно озаботившись соответствием современных моделей бизнеса научному прогрессу, Западная Германии в 1978 г. запустила специальную правительственную программа «Общая концепция научно-технической политики в отношении мелких и средних фирм», предусматривающей финансирование рисковой деятельности, улучшение условий передачи технологий, обеспечение научными кадрами. Продолжая сегодня данную политику государство поощряет предоставление предпринимателям лояльных долгосрочных кредитов под очень низкие проценты. Использование механизма кредитования и субсидирования позволят государству создавать равные возможности для малого бизнеса в конкуренции с крупными компаниями.
Государственная стратегия развития малого бизнеса имеет прочную законодательную базу с достаточно долгой историей. Одним из важнейших направлений законотворчества в Германии -
обеспечение условий для развития и роста среднего класса, а также стимулирование инновационного потенциала малого бизнеса в сфере НИОКР. Именно поэтому значительную часть изобретений в стране приходится на МСП. В этой связи в Германии помимо дотаций на научные исследования и подготовку научно-исследовательского персонала налажена систематическая работа по привлечению предпринимателей к научным программам в 96-ти научно-исследовательских центрах в 34 отраслях промышленности [6, с. 78]. Благодаря целенаправленной государственной политике по предоставлению расширенных возможностей для предпринимательского роста доля малого предпринимательства в ВВП Германии составляет 57 %, а в общей занятости -69,3 % (20 млн работающих] [2, с. 87].
Примечательно, что имеющиеся в Германии налоговые преференции для представителей малого бизнеса не мешает бюджету страны получать с предпринимателей примерно половину всех налоговых поступлений.
Государственная политика поддержки предпринимательства во Франции перекликается с опытом США и Великобритании. Для решения государственных программ по созданию и росту новых предприятий во Франции учрежден Банк развития малого и среднего предпринимательства, а при Министерстве финансов создан Департамент по делам малого и среднего предпринимательства. Экономическая политика, направленная на формирование конкурентной среды и поддержке предпринимательства, строится на разнообразных информационных, консультативных, образовательных и дотационных программах, а также на стимуляции возникновения в периферийных зонах новых рабочих мест. Инструмент сокращения ставок налога и налоговые льготы, обеспечение равноправного участия в распределении государственных контрактов, микрофинансирование начинающих предпринимателей, поощрение экспортной деятельности малых фирм - все это отражает сегодня современную европейскую экономику. Как видно, часто в странах Европы за поддержку малого бизнеса отвечают специально созданные ведомства. К примеру, в Великобритании это Служба малого бизнеса и Федерация малого бизнеса. Первая может выступать для банка-кредитора в качестве гаранта по возврату средств предпринимателем, вторая - в качестве профсоюза предпринимателей с целым комплексом защиты и поддержки. Осуществляя развитие приоритетных инноваций, правительства развитых стран стремятся минимизировать уплату налогов малых предприятий, ведущих разработки в наукоемких отраслях.
В вопросах стимулирования развития научного потенциала малых предприятий весьма интересен опыт таких «азиатских драконов», как Япония и Сингапур. В Японии через Государственную корпорацию по развитию малого предпринимательства предоставляются долгосрочные ссуды малым предпринимателям, разработаны модели финансовой поддержки предприятий путем выкупа банками акций многих компаний реального сектора экономики, поощряется покупка облигаций предприятий под гарантию государственной закупки их продукции. Субсидируются полностью или частично научно-технические программы, широко развита сеть информационных мультимедийных центров и центров развития , осуществляющих работу по принципу «одного окна» и т.д. Правительство Японии постоянно вносит суммы до 0,13% от расходной части бюджета на поддержку МСП [7, с. 20].
В Сингапуре основное направление работы было сфокусировано на создании привлекательного инвестиционного климата, прозрачной системы предоставления отчетов, благоприятных условий для открытия бизнеса, а также на гарантированной льготной налоговой политике для начинающих предпринимателей. Для некоторых видов деятельности «налоговые каникулы» по подоходному налогу могут затягиваться до 10 или даже 15 лет. Эти и многие другие условия позволили вовлечь в малое предпринимательство подавляющее количество жителей страны - до 80%. Экономический оазис Сингапура достигается в первую очередь строгими, а подчас даже суровыми, неукоснительными к исполнению законами, а также достаточно высокими штрафами. В стране практически полностью отсутствует коррупционная составляющая, а бюрократическая волокита сведена на ноль.
Сингапур сегодня представляет собой крупнейший в Азии финансовый центр, по многим параметрам не уступающий Токио. Предоставление услуг (транспортных, складских, финансовых, коммуникационных, торговых, туристических] является основой сингапурской экономики. Для поддержки малого бизнеса правительство проводит политику интеграции нескольких предприятий с целью объединения их в группы для налаживания ими высокотехнологичного производства (в области генетики, иммунологии, экологии, биотехнологии, электроники], финансируя и обеспечивая их самыми современными технологиями. Также будет уместно упомянуть о специ-
ально созданном единым на всю страну агентстве Spring, осуществляющим около ста различных программ помощи предпринимателям, включая помощь в развитии и управлении, консалтинговые, бухгалтерские, мониторинговые услуги. В Сингапуре разработаны и внедрены в жизнь десятки разнообразных программ льготного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса, а также субсидирование программ подготовки и переподготовки кадрового потенциала (государство покрывает до 90% расходов на обучение и переподготовку кадров, работающих на малых и средних предприятиях] [8].
Результаты проведенного анализа государственной поддержки предпринимательства в развитых странах позволяют говорить о необходимости осуществления подобных мероприятий в России. Однако, наиболее приоритетные направления в поддержке малого бизнеса следует прорабатывать и внедрять в ближайшее время. Сюда относится существенное снижение налоговой нагрузки для начинающих предпринимателей, а также предоставления права налоговых каникул для наиболее перспективных и востребованных в экономике отраслей до 5-7 лет. Вторым моментом, на который следует обратить внимание, выступает законотворческое обеспечение безопасности ведения бизнеса. Здесь необходимо отметить тяжелую ситуацию с криминализацией экономики, вызванную рейдерскими захватами успешных предприятий, устранение наиболее ярких пятен в правовом поле, увеличение в значительном плане ответственности должностных лиц за административное давление на бизнес, бюрократический произвол, а также непринятие мер в строго установленные сроки реагирования.
Разработка эффективного законодательства, способного защищать бизнес вне постороннего влияния достигается проведением целенаправленной правовой политики государства с целью устранения правового нигилизма в обществе, повышения его правового статуса, устранение юридической безграмотности и безразличии. Сюда же можно отнести законотворческие инициативы Правительства, направленные на стимулирование кредитных и инвестиционных и компенсационных мер для бизнеса, введение системы полной или частичной субсидий:
Законодательно закрепить и обеспечить соответствующий контроль за обязательной долей участия малого бизнеса в государственных заказах, определить уровни допустимого коллективного участия малых предприятий для крупных тендерных операций.
Разработать и внедрить обязательные условия по функционированию центров занятости в вопросах подготовки и переподготовки молодых предпринимателей во всех регионах.
Определить единый орган, ответственный за развитие и ведение бизнеса, наделить его функциями законодательной инициативы.
Создавать сеть бесплатных информационных и консультативных центров, действующих по всей стране и подчиняющихся данному центру.
Внести изменения в учебные планы школьных программ и программ вузов по обязательному изучению основ финансовой грамотности и предпринимательству.
Проведение постоянного мониторинга и изучения адаптационных моделей зарубежного опыта поддержки малого бизнеса на территории России.
Внедрение грантов на обучение за границей для специалистов, работающих в перспективных наукоемких направлениях предпринимательства.
Таким образом, российскому предпринимательству следует оказывать государственную поддержку не только через налоги и через целевые программы, но также проводить целый комплекс законотворческих мер, направленных на формирование спроса на инновации, его стимулирование и субсидирование. Всячески поощрять и содействовать возникновению предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, разрабатывать и внедрять механизмы правовой защищенности предпринимательского сообщества.
Политика государства в отношении малого бизнеса должна основываться на незыблемых принципах социальной защищенности предпринимателей, а именно: пенсионное и медицинское обеспечение, социальная поддержка, правовая защита бизнеса, развитие институтов оперативного разрешения конфликтов, как в предпринимательской среде, так и во взаимоотношениях с властью и потребителями, обеспечение благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
Обобщенный опыт развитых стран в сфере государственного регулирования малого бизнеса показывает насколько важную роль играет своевременное формирование государственных институтов и экономических механизмов, способствующих снижению административного воздействия на бизнес, ориентирующихся на создание оптимальных условий для наиболее перспективных и общественно значимых направления предпринимательства.
Грамотная реализация государственной политики, направленная на устранение негативных факторов как рыночного, так и нерыночного характеров, замедляющих предпринимательскую активность и изменяющих бизнес-среду в стране, может существенно повлиять на положительную динамику социально-экономического развития России в ближайшем будущем.
Литература
1. Лескина О.Н., Мурысин М.В. Развитие малого предпринимательства в России (национальный и региональный аспекты] // Концепт. 2014. №1.
2. Левина Е.И. Механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах // Социально-экономические явления и процессы. 2009. №2.
3. Бесценный Д.С. Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономиках развитых стран // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2009. №4.
4. Виленский А.В. Стимулирование развития малого предпринимательства США // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2015. № 3-4.
5. Гражданкин В.А., Гражданкина О.А. Практика государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в США и странах европейского союза // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. №3.
6. Корниенко К.А., Самсонова И.А. Зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательской деятельности и возможности его использования в России // Проблемы современной экономики. 2012. №8.
7. Блудов А.М. Развитие механизмов государственной поддержки малого бизнеса на основе использования Европейского опыта // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №7.
8. Бизнес в Сингапуре [Электронный ресурс]. // URL:http://lookbusiness.ru/biznes-po-singapurski (дата обращения 11.10.2016].
Nikonov Vladimir Aleksandrovich, Postgraduate student of the Law Maintenance Chair of Economics and Management Institute; Michurinsk State Agrarian University (101, Internatsionalnaya St., Michurinsk, Tambov Region, 393760, Russian Federation). E-mail: nikon561@yandex.ru
STATE SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP IN DEVELOPED COUNTRIES AND ADAPTATION
EXPERIENCE IN RUSSIA
Abstract
The article examines the international experience of state support of small business the largest foreign countries. The mechanisms of development of state support of small entrepreneurship in foreign countries, the analysis of the level of development of small entrepreneurship in foreign countries and in Russia. Defined, analyzed the main directions and program activities on this issue. Noted the high socioeconomic orientation of small and medium business.
Keywords: state regulation, entrepreneurship, administrative impact, business environment, foreign experience, legislation.