УДК 338.242.42
Л.Г. ЧЕРВОВА, д-р экон. наук, главный научный сотрудник, e-mail: [email protected],
А.А. БАЧУРИН, младший научный сотрудник, e-mail: [email protected]
ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассмотрены особенности государственной поддержки предпринимательской деятельности разных стран, обобщен опыт участия малого и среднего предпринимательства в развитии высокотехнологичного сектора экономики, предложены рекомендации к решению задач научно-технического прогресса.
Ключевые слова: предпринимательство, инновации, государственная политика, промышленность.
Chervova L.G., Bachurin A.A. Foreign experience of adjusting the development of entrepreneurial activity.
The article considers the peculiarities of state support of entrepreneurial activity in different countries, generalizes the experience of small and medium business participation in the development of high-tech sector of economy, and offers the recommendations for solving problems of scientific and technical progress.
Keywords: entrepreneurship, innovations, state policy, industry.
Концептуальные основы государственной поддержки и стимулирования
развития малого и среднего предпринимательства в большинстве экономически развитых стран значительно различаются между собой. Поскольку взаимодействие между государством, предпринимательским сообществом и населением ограниченно сложным набором формальных и неформальных правил, политика структурных преобразований осуществляется в одних странах путём либерализации предпринимательской деятельности, в других - усилением государственной ре-гуляторной функции. При этом деформация основ социального взаимодействия наступает тогда, когда действующие формальные ограничения вступают в противоречие с исторически структурированной формой человеческих отношений. Любые макроэкономические преобразования, не увязанные с особенностями институциональной структуры, как показал опыт либерализации экономики постсоветских стран в 90-х годах, будут сопровождаться масштабным спадом деловой активности и ростом коррупции. Поэтому попытки внедрения неэффективной общественной нормы в устойчивое институциональное окружение приводят
© Л.Г. Червова,
А.А. Бачурин, 2017
лишь к увеличению издержек институциональной трансформации. Вместе с тем, принимая во внимание положительный мировой опыт участия государства в развитии предпринимательской деятельности, можно признать, что применение зарубежных механизмов регулирования развития предпринимательской деятельности в Донецкой Народной Республике будет способствовать качественному преобразованию отраслевой структуры и ускорению процесса модернизации экономики.
Теоретической основой исследования служат работы К. Бордо, К. Веспера, П. Друкера, В. Зомбарта, Г. Кантильона, Дж. Кейнса, Н.Д. Кондратьева, Д. Макк-лелада, А. Маршалла, Г. Пиншо, Ж. Сея, Ф. Уокера, Р. Хизрича, А. Шапиро, Й. Шумпетера. Проблемам развития малого предпринимательства посвящены работы А. Асаула, А. Благодарного, А. Гайдатова, О. Гончаровой, Н.Думной, И. Комаринского, А. Коммисарова,
Т. Кошелевой, В. Лялина, В. Назарова, К. Павлова, Д. Рубвальтера, О. Руден-ского, Т. Саала, Е. Фесенко, В. Хахулина, О. Чистяковой, А. Юданова.
Целью исследования является обобщение международного опыта развития предпринимательской деятельности и разработка рекомендаций по улучшению отраслевой структуры экономики Донецкой Народной Республики.
Экономика активно развивающихся стран начала XXI века способствовала образованию многополярного мира, в котором преобладают принципы равноправного делового сотрудничества и социально ответственной политики. Стремительное постиндустриальное развитие стран БРИКС продолжает оказывать влияние на весь мировой рынок, способствуя обострению международной конкуренции и ускорению процесса геопо-
литических и структурно-технологических преобразований. Большая часть добавленной стоимости в ВВП таких стран, как Российская Федерация, Соединённые Штаты Америки, Китайская Народная Республика, Индийская Республика, Федеративная Республика Германия, Бельгия создаётся не промышленностью, а сферой услуг (рис. 1). Это свидетельствует о формировании новой модели экономики, где доминирует высокотехнологичное производство продукции пятого и шестого технологических укладов.
В рейтинге Мирового банка 2016 г. по лёгкости ведения бизнеса [1] среди стран с группировкой доходов выше среднего РФ занимает 51 место, Украина - 83, Беларусь - 44. В тройку лидеров вошли страны с высоким уровнем доходов, в частности, Сингапур - первое место, Новая Зеландия и Германия - второе и третье место, соответственно. При этом важную роль в структурно-технологическом обновлении экономики развитых и развивающихся стран играет наиболее гибкая форма организации предпринимательской деятельности - малый и средний бизнес.
Структура экономики Украины и стран Европейского Союза характеризуется большой долей малого и среднего бизнеса - более 80%. Средние предприятия как в РФ, так и в зарубежных странах отличаются высокой производительностью труда и инновационной активностью - объём инвестиций в НИОКР средних предприятий один из самых высоких.
Структура занятости на малых и средних предприятиях РФ, Украины и стран ЕС также имеет свои особенности. Например, количество занятых наёмных
□Промышленность ОСфера услуг ОСедьское хозяйство
Рис. 1. Удельный вес добавленной стоимости по отраслям в 2014 г, % от ВВП (составлено по [2])
работников на микропредприятиях в ЕС почти в три раза больше, чем в Украине. При этом численность работников на средних предприятиях в Украине превышает аналогичные показатели стран ЕС в 2,3 раза. В России на крупных предприятиях занято около 73% трудоспособного населения, что в среднем в два с половиной раза выше, чем ЕС и Украине (рис. 2).
В экономике инновационно-ориентированных стран преобладает сфера оказания бизнес-услуг, где конкурентные преимущества строятся на информационно-коммуникационных технологиях. Наиболее высокие показатели вовлечённости устоявшихся и ранних предпринимателей в высокотехнологические сектора экономики зарегистрированы в Японии, Швеции, Норвегии, Израиле и Люксембурге, наименьшие показа-
тели - Панаме, Замбии, Колумбии и Суринаме.
По данным GEM [5], максимальным инновационным потенциалом среди устоявшихся предпринимателей обладают страны БРИКС, минимальным - страны восточной Европы. При этом в США 34,2% ранних предпринимателей оценивают свою продукцию как уникальную и не имеющую аналогов. Самые высокие показатели инновационной активности среди ранних предпринимателей в 2013 г. зафиксированы в ЮАР и Китае, самые низкие - в Бразилии.
Механизмы государственной регу-ляторной политики, связанные с поддержкой наукоёмкого МСП, нашли отражение в Плане оздоровления и реинвестиций в США (ARRP) 2009 г. [6]. Одной из самых масштабных программ США по содействию развития малого предприни-
80 -| 70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0
72,9
40,2
29,1
20,6
10,6
3,6
14,1
16,3 17,2
9,4
33,1
32,9
Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия Крупные предприятия
□ ЕС ПРФ □ Украина
Рис. 2. Занятость на предприятиях ЕС, РФ и Украины в 2013 г., в % от общего количества (составлено по [3,4])
мательства, занятого НИОКР, является «The Small Business Technology Transfer Program» - STTR (Программа трансфера технологий малого бизнеса). Партнёрство малого предприятия в осуществлении инновационной деятельности с академическими институтами - главное обязательное условие участия в данной программе. В целях стимулирования технологических новаций в 2015 г., в рамках программы STTR, были привлечены к её финансированию такие ведомства США, как: Национальный научный фонд, НА-СА, Министерство энергетики, Национальный институт здоровья и Министерство обороны. Объём финансовых средств, предназначенных для реализации программы STTR, определяют сами ведомства в зависимости от своих приоритетов и научно-исследовательских интересов. По данным Министерства
экономического развития РФ, объём денежных средств, предоставленных ведомствами США на научные исследования по программе STTR, превышает один млрд. долл., что составляет в среднем 0,3% от их бюджета.
Стимулирование процесса коммерциализации научных достижений в США происходит за счёт предоставления грантов инновационно-ориентированным малым предприятиям. В соответствии с «Программой технологического партнёрства федерального и регионального уровня» на конкурсной основе осуществляется отбор кандидатов, претендующих на финансовую поддержку в реализации НИОКР и освоении инновационных продуктов. Максимальный размер гранта, как правило, не превышает 100 тыс. долл. Основными участниками данной программы в 2015 г. были научно-
исследовательские и образовательные учреждения, тесно взаимодействующие с малым высокотехнологичным бизнесом.
Под руководством администрации малого бизнеса США (АМБ) осуществляется финансирование рисковых проектов по организации и расширению малого предпринимательства. Один из инструментов государственной политики стимулирования инновационного развития МСП отражен в программе «Small Business Investment Company» (SBIC). Инвестиционные компании SBIC кредитуют МСП по льготным ставкам, а также выступают в роли гаранта погашения финансовых обязательств МСП перед коммерческими банками.
Приоритетное финансирование интеллектуальной сферы в Германии, в рамках государственной антикризисной политики, привело к росту малого и среднего наукоёмкого бизнеса, в том числе за счёт осуществления закупок высокотехнологичной продукции по государственному контракту, увеличения налоговых кредитов субъектам инновационной деятельности, выделения грантов в сфере НИОКР.
По линии Федерального министерства экономики и энергетики Германии общая сумма инновационных дотаций в 2015 г. составила свыше 783 млн. евро., из них на работу центральной инновационной программы для МСП было выделено более 543 млн. евро, на консультации по инновациям - 7,8 млн. евро, на передачу технологий и инноваций (патентов, изобретений, стандартов) - 28,3 млн. евро, на развитие исследовательской инфраструктуры - 204 млн. евро. В настоящее время в Германии основная часть денежно-кредитных ресурсов, направляемых Министерством экономики и
энергетики на поддержку и стимулирование развития МСП, привязана к работе двух основных программ:
1. Центральная инновационная программа для МСП (Zentrales Innovationsprogramm Mittelstand, ZIM).
2. Программа инвестиционных субсидий в регионах со слабой экономической структурой (Gesetzüber die Gemein-schaftsaufgab e Verbesserungderregi onal en Wirtschaftsstruktur, GRW).
Сетевые предпринимательские структуры Германии получают субсидии на осуществление инновационных проектов продолжительностью не более 4-х лет, причём в течение первого года ставка субсидий составляет 90% проектных затрат, второго - 70%, третьего и четвёртого - 50% и 30%. Затраты на реализацию кооперационных проектов с участием научно-исследовательских учреждений субсидируются государством в размере 90-100%.
Действующая в Германии фискальная политика является одним из главных механизмов стимулирования развития малого и среднего предпринимательства. Система накопления инвестиционных резервов, принципы функционирования которой нашли отражение в Законе «О подоходном налоге» от 08.10.2009 г. [7], предоставляет возможность МСП покрывать до 2/5 расходов на приобретение и производство основного капитала с условием его последующей эксплуатации не менее года. Право на использование инвестиционных резервов получают МСП, осуществляющие отчисления в течение трёх лет, при этом максимальная сумма «накопительных списаний» не должна превышать 200 тыс. евро. Возможность участия в формировании инвестиционных резервов, в рамках Закона
«О подоходном налоге», имеют предприятия с размером прибыли не более 100 тыс.евро. и общей стоимостью производственных активов менее 235 тыс. евро.
Поддержка в учреждении нового бизнеса в ФРГ реализуется в рамках государственной программы по финансированию научно-исследовательских проектов начинающих предпринимателей. Общая сумма финансовой поддержки (стипендии) для выпускников ВУЗов, сотрудников НИИ и студентов составляет 51 тыс. евро в год на человека, из них около 5 тыс. евро уходит на консультационную помощь в организации собственного дела, 10 тыс. евро - на закупку оборудования, сырья и материалов, 3 тыс. евро - на ежемесячное содержание участников программы.
Программа субсидирования научных исследований «Ех181;-Рог8-сЬип§81хап8Гег» позволяет реализовать проекты по учреждению высокотехнологичного бизнеса. В программе, как правило, участвуют сотрудники научных учреждений, специализирующиеся на НИ-ОКР в сфере передовых технологий. На разработку проекта отводится не более 2-х лет, при этом объём финансирования в течение этого периода составляет 250 тыс. евро. После чего начинается второй этап программы, связанный с учреждением бизнеса. Длительность последнего не должна превышать 1,5 года, объём финансирования - не более 180 тыс. евро.
Финансирование инновационно-активных субъектов предпринимательской деятельности осуществляется за счёт субсидирования мероприятий, связанных с оформлением и подачей патентов в Германии и за рубежом, коммерциализацией промышленных разработок и получением консультационных услуг.
В регионах ФРГ с технологически устаревшей экономической структурой малым и средним предприятиям предоставляются ссуды на расширение основных и оборотных фондов, организацию нового бизнеса в сфере промышленного производства и услуг, освоение наукоёмких технологий, оплату консультационных услуг и т.д. Главный приоритет в льготном кредитовании предприятий, занятых развитием социальной инфраструктуры, отдаётся малому и среднему предпринимательству, хотя формальных ограничений доступа крупных предприятий к реализации инвестиционных проектов в коммунальной сфере не существует.
Содействие в развитии МСП в сфере обрабатывающей промышленности реализуется в рамках программы МЭР РФ по созданию техно- и индустриальных парков. Формирование комплексной инфраструктуры позволяет МСП эффективно взаимодействовать между собой, при этом обеспечивая свой бизнес необходимым набором конкурентных преимуществ. На территории России к 2014 г. насчитывалось 5 государственных индустриальных парков, общий годовой оборот которых превысил 5,5 млрд. руб. Количество резидентов (МСП) индустриальных парков, по результатам 2013 г., превысило 270 хозяйственных единиц. Основной приоритет в развитии технопарков отдаётся развитию высокотехнологичного, наукоёмкого МСП.
Меры по созданию благоприятных условий для развития инновационно-активного МСП нашли отражение в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 08.12.2011 г. [8]. В документе предусмотрены меры по упрощению доступа МСП к финансовым ресур-
сам на первых этапах инновационной деятельности, зафиксированы механизмы создания МСП на базе образовательных и научных учреждений, показаны формы содействия МСП в экспорте высокотехнологичной продукции. В Стратегии подчёркивается необходимость создания ресурсной базы для осуществления инновационной деятельности, в том числе за счёт развития федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием.
Реализация государственной политики по развитию технологий шестого ТУ осуществляется в соответствии с утверждённым правительством РФ планом мероприятий («дорожной карты») «Развитие биотехнологий и генной инженерии» от 18.07.2013 г. № 1247-р [9]. Важную роль в развитии биотехнологий играет малое и среднее предпринимательство, в частности, в таких отраслях, как биоэнергетика, биомедицина, биофармацевтика, промышленная биотехнология, экологическая биотехнология, лесная биотехнология. По разным оценкам, создание научно-технологической базы для формирования биотопливной промышленности будет способствовать увеличению объёмов производства и потребления биотехнологической продукции в 33 и в 8,3 раза к 2020 г.
Первоочередные мероприятия, связанные с вовлечением МСП в научно-техническую сферу, нашли отражение в Антикризисном правительственном плане 2015 г. от 27.01.2015 г. № 98-р [10], в рамках которого реализуется федеральная программа «Развитие». В соответствии с программой финансовая помощь в форме субсидий (не более 15 млн. руб.) предоставляется малым предприятиям -победителям конкурсного отбора. Право
на участие в конкурсе имеют малые предприятия, обладающие не менее чем 2-х летним опытом в реализации наукоёмких товаров [11].
В целях обеспечения устойчивого развития МСП в период наиболее неблагоприятного влияния мировой экономической конъюнктуры в 2015 г. были изменены критерии определения МСП, в частности, в два раза увеличились предельные значения выручки от реализации товаров и услуг для отнесения субъектов хозяйствования к малым и средним предприятиям.
Государственная политика РФ посткризисного периода ориентирована на содействие развитию начинающих предпринимателей в инновационной сфере в рамках кооперационного взаимодействия с крупными предприятиями. Федеральным бюджетом предусмотрена финансовая поддержка малого инновационного бизнеса для осуществления научно-технической деятельности с последующей реализацией результатов НИОКР крупными предприятиями. Правовые аспекты участия малого наукоёмкого бизнеса в разработке высокотехнологичной продукции для крупных компаний отражены в государственной программе «Кооперация».
Выводы
Мировой опыт показывает, что создание технологической платформы для развития малых наукоёмких предприятий в передовых отраслях экономики значительно увеличивает конкурентоспособность хозяйственной системы, а также позволяет снизить вероятные угрозы промышленного спада в периоды глобальных финансово-экономических потрясений. Переход к инновационному типу экономического развития предпола-
гает переориентацию государственной политики поддержки экспортно-сырьевой сферы на политику стимулирования развития высокотехнологичных секторов. В связи с этим формирование современной, гибкой экономики, обеспечивающей постепенное обновление структурно-технологического потенциала Республики, требует развития сферы инновационного МСП как одного из основных катализаторов научно-технического прогресса.
Список использованной литературы
1. A World Bank Group Flagship Report: Doing Business 2016: Measuring Regulatory Quality and Efficiency [Electronic resource]. - Gvailable at: http: // rus-sian.doingbusiness.org/~/media/WBG/Doin gBusiness / Documents / Annual - Reports / English/DB16-Full-Report.pdf.
2. World Development Indicators / The World Bank [Electronic resource]. -Gvailable at: http://data.worldbank.org/data-catalog/world-devel opment-indi cators.
3. Мале i середне тдприемництво в Укрш'ш: стан розвитку та регюнальш вь дмшносп (2010-2014 роки). - К.: Проект USAID «Впевнений бiзнес - заможна громада», Центр мiжнародного приватного тдприемництва, 2015. - 96 с.
4. Малое и среднее предпринимательство в России - 2015: стат. сб. / Рос-стат. - M., 2015. - 96 с.
5. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия - 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.old.gsom.spbu.ru/images/ cms/ data/faculty/gem_2013_final20_all.pdf.
6. Рубвальтер Д.А. Антикризисные и посткризисные меры: наука, технологии, инновации и малый наукоемкий бизнес / Д.А. Рубвальтер, О.В. Руден-ский // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. - М.: ЦИСН, 2009. -№ 2. - C. 3-36.
7. Портал внешнеэкономической информации / Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ved. gov.ru/exportcountries/economics_review/.
8. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: // minsvyaz.ru/ common/upload/2227-pril.pdf.
9. План мероприятий («дорожная карта») «Развитие биотехнологий и генной инженерии» от 18.07.2013 г. № 1247-р. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://government.ru/ media/files/41d47b5e0ae078ee508b.pdf.
10. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. от 27.01.2015 г. № 98-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // government.ru/ media/ files/7QoLbdOVNPc.pdf.
11. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // fasie.ru/ programs/programma-razvitie/.
Статья поступила в редакцию 25.05.17