анализ зарубежного опыта поддержки малого
предпринимательства
Кунин Владимир Александрович
канд. техн. наук, доцент, профессор [email protected]
Александрова Елена Александровна
аспирантка [email protected]
Санкт-Петербургская академия управления и экономики
Аннотация
В статье анализируется зарубежный опыт государственной поддержки и развития малого предпринимательства. Определены основные инструменты поддержки малого бизнеса, которые активно применяются в развитых странах и могут быть использованы в России.
Ключевые слова: поддержка малого предпринимательства, зарубежный опыт, инфраструктура поддержки бизнеса, национальная система поддержки, предпринимательский риск, лоббирование интересов, информационная поддержка
В России в секторе малого бизнеса занято менее восьмой части экономически активного населения и производится порядка четверти ВВП, что соответственно в 4 и в 2 раза меньше, чем в зарубежных странах с развитой экономикой. Проведенное нами сравнение показывает относительно высокий уровень развития малого предпринимательства в развитых зарубежных странах в условиях нестабильной экономики, характеризующейся наличием различных рисков. Следовательно, необходим анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства (ПМП) и исследование возможности его практического применения в России. Научная разработанность проблем становления, развития и государственной ПМП не является достаточной. Значительная часть исследований, как правило, посвящена отдельным (правовым, финансовым, организационно-экономическим, социальным и др.) аспектам функционирования малого бизнеса. В исследованиях практически отсутствуют элемен-
ты системного подхода к анализу мер государственной поддержки малого бизнеса. В данной статье авторы поставили задачу проанализировать зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства и выявить возможности его использования в России.
Органы поддержки малого бизнеса за рубежом
Опыт развитых зарубежных стран показывает, что наиболее эффективную государственную поддержку малого предпринимательства можно осуществлять через специализированный правительственный орган, который наделяется широкими полномочиями и имеет значительное влияние и большие ресурсные возможности. Наиболее эффективное решение было найдено в США в форме Администрации малого бизнеса при Президенте США (Small Business Administration - SBA), созданной еще в 1953 г. [2]. Опыт SBA широко используется в европейских странах, Японии и ряде других государств при совершенствовании систем поддержки малого бизнеса. Специализированные государственные органы ПМП в разных зарубежных странах представлены на рис. 1 (см. на с. 38).
Одной из основных задач системы ПМП в развитых странах является представление и защита интересов и потребностей малого бизнеса на различных уровнях. Активное лоббирование интересов малых предприятий в законодательных и исполнительных органах власти проводится в рамках определенных законодательных процедур и создает благоприятный климат для развития малого предпринимательства. Особенностью этого процесса является ведущая роль основных государственных органов ПМП (см. рис. 1) и их активное взаимодействие с профессиональными, общественными и другими объединениями предпринимателей.
К сожалению, российский малый бизнес пока не имеет достаточных возможностей и ресурсов для эффективного лоббирования своих интересов в структурах государственной власти. А органы государственной власти практически не содействуют эффективному функционированию действующих организаций ПМП. Представляется особенно акту-
_в России в секторе
_малого бизнеса
занято менее восьмой _части экономически активного населения
_и производится
_порядка четверти
_ВВП, что
_соответственно
_в 4 и в 2 раза меньше,
_чем в зарубежных
_странах с развитой _экономикой
альным создание государственных структур, ориентированных не только на развитие малого предпринимательства в целом, но и на вопросы поддержки и развития общественных организаций, осуществляющих поддержку малого бизнеса.
Инфраструктура поддержки малого бизнеса
В развитых странах правительственные органы ПМП тесно взаимодействуют с общественными организациями инфраструктуры ПМП с целью повышения эффективности реализации правительственных программ ПМП. Инфраструктура ПМП в развитых странах представлена на рис. 2 (см. на с. 39).
Развитие различных общественных организаций ПМП является еще одним важным направлением. По данным исследования, проведенного по инициативе ЮНИДО [3] отмечено, что наиболее активно защищают интересы малого бизнеса торгово-промышленные и ремесленнические палаты, объединения и ассоциации предпринимателей, которые оказывают сильное влияние на законотворческие,
США:
Администрация малого бизнеса
/■-N
Лоббирование интересов МСП: Адвокатура
Великобритания:
Министерство предпринимательства, промышленности и управленческих реформ: Директорат предпринимательства
х
Лоббирование: Директорат предпринимательства; Общественный совет
Германия:
Федеральное министерство экономики и технологий:
Генеральный директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий X N
Лоббирование: Комиссия по экономике и технологиям
Франция:
Министерство экономики, промышленности и занятости: Директорат по конкуренции и развитию МСП
" N
Лоббирование: Совет социально-экономического развития
Япония:
Министерство экономики, торговли и промышленности (METI):
Совет по политике МСП; Агентство МСП
Лоббирование: Департамент поддержки МСП в составе METI
Рис. 1. Специализированные правительственные органы поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах и структуры, представляющие и защищающие интересы субъектов малого и среднего бизнеса
Рис. 2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в развитых странах _
правоприменительные и экономические процессы в стране.
Эти организации не только пропагандируют предпринимательские идеи и лоббируют интересы малого бизнеса на различных уровнях власти, но и уделяют особое внимание решению многих проблем развития предпринимательства, оказывают предприятиям информационную и консультационную поддержку.
Поддержкамалого бизнеса в Японии
Особенно интересным в области построения инфраструктуры ПМП является изучение опыта Японии по созданию общенациональной системы поддержки предпринимательства (см.рис. 3 на с. 40) Все структуры ПМП Японии при координирующем взаимодействии независимой Организации поддержки малого предпринимательства и инновационного развития регионов Японии (Organization for SME and Regional Innovation of Japan) образуют государственную инфраструктуру поддержки предпринимательства [4].
одной из основных задач системы поддержки малого предпринимательства в развитых странах является представление и защита интересов и потребностей малого бизнеса на различных уровнях
Государственная система ПМП
Рис. 3. Общенациональная система поддержки малого предпринимательства
в Японии
активное
лоббирование
интересов малых
предприятий
в органах власти
проводится в рамках
определенных
законодательных
процедур и создает
благоприятный
климат для развития малого предпринима-_тельства
Государственная система ПМП совместно с частными финансовыми институтами и общественными предпринимательскими организациями образуют национальную систему поддержки предпринимательства. Особое внимание уделяется усилению координационного взаимодействия всех элементов многофункциональной инфраструктуры ПМП с целью создания более благоприятных условий для развития малого бизнеса при возрастании рисков внешней среды.
При координации работы национальной системы ПМП активно используются возможности информационной системы J-Net21 [5]. Помимо этого, с помощью данной системы осуществляется мониторинг состояния развития малого предпринимательства, проводятся комплексные исследования, анализ и оценка эффективности мер государственного регулирования и т.п.
Таким образом происходит постоянное совершенствование системы обратной связи государс-
тва с предпринимательским сообществом. По мнению авторов, практический опыт Японии по разработке и внедрению комплексных информационных систем для повышения эффективности мер ПМП с успехом может быть использован и в России.
Информационная поддержка малого бизнеса в Китае
Еще одним положительным примером использования возможностей национальных комплексных информационных систем является государственная некоммерческая информационная служба China SME Online (CSMEO). Она была открыта в Китае в 2001 году по решению правительства. Информационная сеть CSMEO поддерживается Национальной комиссией по развитию и реформированию (The National Development and Reform Commission) и обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Сайт этой службы представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений. [6]
Информационная сеть CSMEO предоставляет оперативную информацию об изменении действующих и введении в действие новых нормативных документов, о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков. Сеть публикует общую информацию о состоянии рынка малого предпринимательства, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую предприятиями.
CSMEO сообщает о потребностях в трудовых ресурсах для малых предприятий в различных регионах и городах страны. Сеть дает информацию о специалистах, ищущих работу, осуществляет онлайн-консультации предпринимателей, оказывает широкий спектр образовательных и технических услуг и т.п. [7]
Вывод
Проведенный анализ зарубежного опыта ПМП показывает наличие в развитых странах комплексной государственной политики ПМП и
...российский малый бизнес пока не имеет достаточных возможностей и ресурсов для эффективного лоббирования своих интересов в структурах государственной власти
_...практический
_опыт Японии
_по разработке
_и внедрению
_комплексных
_информационных
стем для повышения
_эффективности
_поддержки малого едпринимательства спехом может быть пользован и в России
оде ва
необходимость системной поддержки ПМП по многим направлениям. Таким образом, по мнению авторов данной статьи, основными направлениями ПМП, которые активно применяются за рубежом и до настоящего времени не нашли должного применения в России, являются следующие.
1. Создание специализированного государственного органа ПМП в целях повышения эффективности реализации государственных программ.
2. Обязательное включение в состав функций этого органа видов деятельности, направленных на создание и развитие организаций ПМП.
3. Создание и развитие законодательной базы и экономических условий для совершенствования национальной инфраструктуры ПМП.
4. Усиление координационного взаимодействия всех элементов многофункциональной инфраструктуры ПМП.
5. Создание национальной системы информационного обслуживания предпринимательства с целью мониторинга и анализа эффективности мер государственного регулирования ПМП.
6. Обеспечение представления интересов и потребностей малого предпринимательства на всех уровнях государственной власти, например посредством введения в Общественные советы при главах федеральных и региональных органов власти представителей различных общественных предпринимательских объединений.
7. Пропаганда среди населения важности и необходимости развития малого предпринимательства для решения социально-экономических проблем страны, усиление ответственности представителей власти за неэффективные решения проблем развития малого предпринимательства.
Литература
1. Аналитика малого предпринимательства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. giac.ru.
2. SBA, Frequently Asked Questions, Advocacy: the voice of small business in government. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sba.gov/advo/ stats/sbfaq.pdf.
3. UNIDO. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unido.org.
4. Organization for SME and Regional Innovation of Japan. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smrj.go.jp.
5. Совершенствование государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в Японии в 2000-2010 гг. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.giac.ru/.
6. Иванов А. Дело для миллиарда // Деньги. - 2009. -№ 1-2. - С. 27-29.
7. China SME Online. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sme.gov.cn.^^^^^^^BIB^^^^-
Vladimir A. Kunin _
Cand. of Tech. Sci, Professor, Saint Petersburg Academy of Management
and Economics _
Elena A. Aleksandrova _
Postgraduate Student, Saint PetersburgAcademy of Management and Economics _
Analysis of International Experience of Supporting Small Business _
_Abstract
The article analyzes the international experience of government support and _
development of small business. The author defines the main tools for supporting _
small business, which are used extensively in developed countries and can be _
used in Russia. _
Keywords: support for small business, foreign experience, infrastructure _ to support business, national support system, entrepreneurial risk, lobbying,
information support _