ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ КАК ЗВЕНА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
В.С. Мурзин, магистрант
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-4-2-71-73
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается Российская Федерация при поиске дополнительных источников финансирования своего государственного бюджета в условиях экономического спада. Автор утверждает, что увеличение налоговой нагрузки может привести к значительному снижению темпов экономического развития и долгосрочной стагнации. В результате подчеркивается важность изучения зарубежного опыта реализации налоговой политики для поиска наиболее эффективных решений в уникальных условиях России.
Ключевые слова: налоговое стимулирование, налогообложение, налоговая политика Российской Федерации, сравнительно-правовое исследование, право зарубежных государств.
Российская экономика в настоящее время переживает спад из-за воздействия санкций, ослабления рубля и падения цен на нефть. В такие непростые времена налоговая политика считается эффективным инструментом управления экономическим ростом и стабилизации финансовой ситуации. Корректируя подходы к налогообложению, государство может влиять на распределение централизованных и децентрализованных денежных средств, стимулировать конкретные регионы и секторы экономики, а также поощрять инвестиции и экономическое развитие [1].
Главной задачей налоговой политики России является балансирование между поддержанием умеренной налоговой нагрузки и необходимостью увеличения налоговых поступлений. Этот баланс необходим как для обеспечения стабильности государственного бюджета, так и для способности бизнеса продолжать функционировать и расти в условиях экономической турбулентности. Достижение такого баланса требует тщательного рассмотрения различных факторов, включая влияние налоговой политики на различные секторы экономики и потенциальные последствия изменений налоговых ставок для общих экономических показателей [2].
Следует отметить, что роль налоговой политики в решении текущих экономических проблем, с которыми сталкивается Россия, имеет решающее значение. Корректируя подходы к налогообложению и устанавливая баланс между поддержанием умеренной налоговой нагрузки и увеличением налоговых поступлений, государство может поддерживать экономический рост и стабильность в эти непростые времена. Необходимы дальнейшие исследования и анализ для определения наиболее эффективной налоговой политики для России с учетом уникальных потребностей и обстоятельств страны, а также потенциальных преимуществ и недостатков различных подходов к налогообложению.
Определение налоговой базы является важным аспектом налогообложения доходов, поскольку оно учитывает конкретные характеристики налогоплательщика, такие как иждивенцы, жилищное положение и другие факторы, которые могут обеспечить льготы и снизить обязательства по подоходному налогу [3].
Региональные власти и органы местного самоуправления обладают полномочиями самостоятельно устанавливать и регулировать ставки подоходного налога в пределах своей юрисдикции, допуская вариации прогрессивных, регрессивных или пропорциональных шкал налогообложе-
ния на муниципальном и районном уровнях [4]. Такая гибкость позволяет местным органам власти адаптировать свою налоговую политику к уникальным экономическим условиям и потребностям своих избирателей.
В отличие от акцента налоговой системы США на прямых налогах, во многих странах приоритет отдается косвенному налогообложению, где основное налоговое бремя ложится на потребителя. Этот альтернативный подход к налогообложению смещает акцент с доходов на потребление, потенциально стимулируя инвестиции и экономический рост. Государства-члены Европейского союза (ЕС) стремятся проводить единую экономическую и налоговую политику, сохраняя при этом право самостоятельно управлять своими налоговыми системами без ущерба для экономики ЕС. Этот баланс гарантирует, что государства-члены ЕС могут сотрудничать в достижении общих экономических целей, сохраняя при этом свои уникальные налоговые структуры и приоритеты [5].
Налоговая система является важнейшим элементом экономической политики любой страны, и взаимосвязь между прямым и косвенным налогообложением часто используется в качестве ключевого показателя экономических приоритетов страны. В то время как некоторые страны отдают явное предпочтение либо прямому, либо косвенному налогообложению, некоторые страны имеют уникальные налоговые системы, которые нельзя классифицировать таким образом.
Одной из таких стран является Япония, налоговая система которой имеет почти равную долю прямых и косвенных налоговых поступлений. Однако значительная часть налоговых поступлений Японии поступает от взносов во внебюджетные фонды, которые используются на конкретные цели, такие как социальное обеспечение и национальное медицинское страхование [6].
Напротив, налоговая система Ирландии отличается низкой ставкой корпоративного налога, что стимулирует местное производство и привлекает иностранный капитал [7].
В Германии компании, инвестирующие в экономически неразвитые регионы с высоким потенциалом развития, получают большие налоговые льготы. Эта политика направлена на содействие экономическому росту и развитию в этих регионах, которыми в противном случае можно было бы пренебречь. Аналогичным образом, Федеральный закон России № 473-ФЗ, принятый в марте 2015 года, предоставляет налоговые льготы компаниям-резидентам на территориях опережающего социально-экономического развития, включая сниженные налоговые ставки и освобождения от некоторых налогов [8; 9].
Хотя российская и европейская модели налоговых систем имеют некоторое сходство, американский опыт может быть менее применим к России из-за существенных различий в их экономических структурах и социальном контексте. Поэтому российским политикам и исследователям крайне важно тщательно проанализировать и адаптировать наиболее актуальные и эффективные элементы зарубежных налоговых систем, принимая во внимание уникальные экономические, социальные и политические условия страны. Такой подход может помочь обеспечить, чтобы российская налоговая система была лучше подготовлена к реагированию на экономические вызовы страны и способствовала устойчивому росту в долгосрочной перспективе [10].
Заключение. Итак, экономические модели зарубежных стран обладают уникальными особенностями, которые делают их налоговую политику эффективной в их конкретных условиях. В последние годы Россия изменила приоритеты своей налоговой политики, сосредоточившись на налогах на имущество и введя льготы для территорий с особым экономическим статусом. Дальнейшие исследования могут быть сосредоточены на изучении и анализе элементов налоговой политики зарубежных стран, которые продемонстрировали высокие результаты в увеличении собираемости налогов в конкретных регионах и секторах.
Адаптация успешной иностранной налоговой политики потенциально может
способствовать решению экономических дить к этому процессу с осторожностью и проблем России и стимулированию эко- тщательным анализом. номического роста. Однако важно подхо-
Библиографический список
1. Сапрыкина Т.В. Налоговая политика Российской Федерации в условиях экономического кризиса // Управление экономическими системами. - 2015. - № 5 (77). - С. 29-32.
2. Поляка Г.Б. Налоги и налогообложение. - М.: Изд-во Юрайт, 2013. - 468 с.
3. Какаулина М.О. Моделирование влияния налоговой нагрузки на экономический рост региона с учетом ресурсного потенциала / М.О. Какаулина, О.А. Цепелев, А.П. Латкин // Налоги и налогообложение. - 2014. - № 8. - С. 774-790.
4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для студентов вузов / В. Г. Пансков; Фин. акад. при Правительстве РФ. - М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2012. -680 с.
5. Попов Д.А., Водопьянова В.А. Экономические аспекты проблемы реформирования налога на добавленную стоимость // Современные научные исследования и инновации. -2014. - № 6-2 (38). - С. 5.
6. Коростелёва Л.А. Особенности налоговой политики зарубежных стран в развитии малого бизнеса // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2014. - № 3.
- С. 42-44.
7. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2010. - № 5. - С. 9-16.
8. Корень А.В., Татуйко А.В. Налоговое регулирование территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке // Фундаментальные исследования.
- 2015. - № 5-3. - С. 619-622.
9. Сайт Федеральной налоговой службы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. nalog.ru (дата обращения: 17.04.2023).
10. Лян М.А. Налоговое планирование как элемент финансового менеджмента / М.А. Лян, А.В. Корень // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 52 (37). - С. 7-10.
FOREIGN EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF TAX POLICY AS THE LINK IN THE ECONOMIC POLICY OF THE STATE
V.S. Murzin, Graduate Student
Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. The article examines the problems faced by the Russian Federation in the search for additional sources of financing of its state budget in the conditions of economic downturn. The authors argue that an increase in the tax burden can lead to a significant decrease in the pace of economic development and long-term stagnation. As a result, they emphasize the importance of studying foreign experience in implementing tax policy in order to find the most effective solutions in the unique conditions of Russia.
Keywords: tax incentives, taxation, tax policy of the Russian Federation, comparative legal research, law of foreign states.