ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Р.В. Баташев, старший преподаватель Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-12-1-39-43
Аннотация. В данной статье исследуются актуальные проблемы, связанные с применением инструментов налогового регулирования в отношении малого бизнеса в России. В условиях нестабильной социально-экономической одним из направлений диверсификации экономики является активизация деятельности субъектов малого предпринимательства посредством применения стимулирующих инструментов в рамках государственной налоговой политики. Целью исследования является анализ проблем реализации налоговой политики в отношении малого бизнеса в России. По итогам проведённого исследования предложен ряд мер, которые позволят повысить устойчивость финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса в регионе, развивать социальную ответственность и привлекать инвесторов.
Ключевые слова: налоговая политика, малый бизнес, проблемы, налоговая нагрузка, налоговая система, нестабильность.
Введение. Инструменты налогового стимулирования наибольшую эффективность проявляют в отношении регулирования малого предпринимательства. Налоговую политику Российской Федерации в отношении субъектов малого бизнеса можно охарактеризовать как целенаправленное уменьшение предельных налоговых ставок и снижение прогрессивности налогообложения при достаточном сокращении налоговой базы на фоне расширения применения налоговых льгот.
Говоря о налоговой политике в отношении малого бизнеса, следует отметить, что в России в этом направлении за последние годы сделано немало. Так, среди наиболее актуальных налоговых новаций в отношении малого бизнеса можно назвать введение автоматизированной упрощенной системы налогообложения. Ключевой принцип данной системы - абсолютная прозрачность, что означает ведение расчетов через онлайн-кассу, выдача заработных плат через банковские карты, исчисление, удержание и перечисление НДФЛ самим банком. Предполагается, что автоматизированная упрощенная система налогообложения будет введена качестве эксперимента с 1 июля 2022 г. до 31 декабря 2027 г. на территориях четырех субъектов РФ:
Москва, Московская область, Калужская область и Татарстан. Применять автоматизированный УСН смогут организации и индивидуальные предприниматели с годовым объемом дохода до 60 млн. руб. и численностью работников не более 5 человек. Таким образом, новый режим будет доступен микропредприятиям. На начало 2022 года в структуре малого и среднего предпринимательства в РФ на долю микропредприятий приходится до 97 % (5636297). Из них 3525482 в форме индивидуальных предпринимателей, 2110815 -юридические лицам [1]. Таким образом, новый режим администрирования УСН может стать востребованным среди хозяйствующих субъектов. Снижение налоговых выплат будет возможно благодаря автоматизированному учету производимых расходов, информация о которых будет поступать в ФНС через онлайн-ККТ и банковские платежи. Проект предусматривает установление повышенных налоговых ставок, что, однако, не должно отразиться на величине налоговой нагрузки благодаря предполагаемой отмене страховых выплат на работников и самих работодателей. Переход на АУСН будет осуществляться через уполномоченный банк (специальный перечень) путем поручения предпринима-
телем ему права на передачу информации в налоговые органы по совершаемым операциям [3]. Сумма ежемесячного налога будет исчисляться налоговым органом самостоятельно. Таким образом, налоговый режим УСН-онлайн позволит хозяйствующим субъектам снижать свои транзакци-онные издержки, связанные с необходимостью ведения и сдачи налоговой и иной отчетности (всего 10 форм отчетности).
Несмотря на это, как отмечают многие исследователи [2, 7, 8], причиной низкого уровня развития малого бизнеса в нашей стране по сравнению с развитыми странами является низкая эффективность государственной поддержки, в том числе через инструменты налогового стимулирования.
Остановимся на проблемах, связанных с налоговой политикой в отношении малого предпринимательства. Налоговая система - это среда, которая оказывает самое непосредственное влияние на развитие малого предпринимательства. Налоговая нагрузка, перечень налоговых льгот, административное давление в процессе взимания налогов - ключевые параметры налоговой системы, имеющие влияние на развитие малого бизнеса. Налоговая система позволяет государству влиять на объем финансовых ресурсов, которыми располагает малые предприятия, уровень занятости в сфере малого предпринимательства и уровень мобилизации налоговых платежей.
Сектор малого предпринимательства -это сфера государственного регулирования, требующая тщательной проработки параметров налоговой политики. Налоговая система Российской Федерация в настоящее время не лишена недостатков в отношении малого бизнеса. Рассмотрим некоторые из проблем реализации налоговой политики в отношении малого бизнеса в России.
1. Сложная структура и запутанность налоговой системы. Как отмечают некоторые исследователи, фактически нарушаются положения п. 6 ст. 3 НК России, предписывающие понятность и доступность толкования законодательных норм в отношении исчисления и уплаты тех или иных налогов. Большой массив налогового законодательства, регулирующего основы
налогообложения малого бизнеса, создаёт ситуацию, когда снижение рисков взаимоотношения с бюджетной системой возможно только при условии наличия у предпринимателей профессиональных знаний и компетенций в области налогового и бухгалтерского учета. Это приводит к увеличению транзакционных издержек, связанных с необходимостью содержания специалистов в области бухгалтерского учета и налогового планирования.
Современной мировой тенденцией является упрощение налогообложения. Налоговая система, на наш взгляд, структурно довольно сложна. Она имеет большое количество налогов, сборов, акцизов, что приводит к тому, что налогоплательщики на практике допускают серьезные нарушения правил учета налогооблагаемых операций и пр. Так же вызывает сомнения социальная направленность налоговой системы в отношении малого предпринимательства.
Некоторые законы, которые устанавливают ставки и налогооблагаемые доходы, имеют весьма двусмысленные трактовки при отнесении их к обязательным элементам налогообложения. Так, на практике часто складывается ситуация, когда за выходом очередного нормативного акта в сфере налогообложения выходят письма Минфина с разъяснениями.
2. Относительно высокая налоговая нагрузка. О проблеме высокого фискального давления на малый бизнес говорят многие исследователи, в частности, В.Г. Пансков [7] отмечает, что ключевым направлением сокращения финансовой нагрузки на малый бизнес является уменьшение в два раза ставок по страховым взносам. Как отмечает автор, это позволит сократить теневой сектор малого бизнеса и не приведет к большим фискальным потерям бюджетной системы, учитывая, какую роль играют малые предприятия в экономическом обеспечении бюджета государства.
На наш взгляд, проблема фискальной нагрузки кроится и в отсутствии методологической платформы, которая позволяла бы с экономической точки зрения обосновывать установление тех или иных налого-
вых ставок с точки зрения их влияния на инвестиционную активность бизнеса и пр. При установлении налоговых ставок необходимо учитывать не только их стимулирующее влияние на производство и инвестиционную активность, но и на устранение обстоятельств, которые способствуют легальной оптимизации налогов и сборов. Экономически обоснованным является то, что последствия уклонения от уплаты налогов намного меньше, если разные доходы будут облагаться одинаковыми налоговыми ставками. Установление дифференцированных ставок приводит к перераспределению доходов в пользу тех, которые облагаются по более низким налоговым ставкам.
Слабое экономическое обоснование установления налоговых ставком в рамках общей и специальных режимов налогообложения малого бизнеса приводит к тому, что государству в стимулирующих целях приходится вводить дополнительные
налоговых льготы, которые являются дополнительными источниками рисков уклонения от уплаты налогов, что приводит к увеличению нагрузки на налоговое администрирование. Например, в современных условиях выгоднее направлять финансовые средства на выплаты заработной платы (в условиях произвольности подоходных ставок). Так как повышение заработной платы может привести к увеличению платежеспособного спроса. Следовательно, предпочтительней, чтобы доходы облагались по тем же средним ставкам, чтобы у предпринимателей не возникало стремление пользоваться легальными или полулегальными средствами ухода от налогообложения. Таким образом, нестабильность налоговых платежей, пересмотр налоговых льгот и ставок оказывают прямое и косвенное влияние на производственную и инвестиционную активность субъектов малого предпринимательства.
Рисунок. Правила установления и регулирования неналоговых платежей в отношении
субъектов малого предпринимательства
Одним из направлений решения проблемы оптимизации фискальной нагрузки на малый бизнес является обеспечение моратория на введение дополнительных неналоговых платежей. Для этого необходимо установить единые правила установления и регулирования неналоговых платежей (рис. 1).
3. Еще одна проблема развития малого бизнеса в России, которая требует решения в рамках государственной налоговой политики, на наш взгляд, нестабильность налогового законодательства. Налоговая система выстраивается таким образом, чтобы она являлась источником стабильного и последовательного пополнения бюджетной системы финансовыми ресур-
сами. Основной недостаток, как отмечают являются система налогового и бухгалтер-некоторые экономисты [8], - открытость ского учета, отчетность и требования к до-для налогоплательщиков, которая способ- кументообороту, стандарты ведения про-ствует мотивации последних скрывать ре- изводственной деятельности [4]; альные результаты финансово-хозяйствен- - создание экономических условий че-
ной деятельности путем занижения нало- рез механизмы налогообложения в целях говой базы и прямого сокрытия налогооб- стимулирования. Например, введение лагаемых доходов. Главный тренд налого- дифференцированных подходов к расчету вой системы России в настоящее время - налоговой амортизации, что позволит по-регулярные изменения, направленные на высить эффективность инвестиционной оптимизацию механизма исчисления и стратегии малого бизнеса, а в условиях уплаты налогов и сборов, а также оптими- становления и кризисов оптимизировать зацию соотношения прямого и косвенного налоговую базу.
налогообложения в стране. Заключение. Таким образом, государ-
4. Недостатки налоговой системы усу- ственная налоговая политика должна стать губляется чрезмерной бюрократизацией и платформой объединения интересов госу-чрезмерным администрированием разви- дарства и чалого бизнеса в целях обеспе-тия малого бизнеса со стороны государ- чения совершенствования налоговой си-ства. В связи с этим, на наш взгляд, необ- стемы. Реализация предложенных мер ходимо обеспечить в рамках государ- позволит повысить устойчивость финан-ственной налоговой политики следующие сово-хозяйственной деятельности субъек-меры: тов малого бизнеса в регионе, развивать
- воздействие на бюрократическую си- социальную ответственность и привлекать стему, составными элементами которой инвесторов.
Библиографический список:
1. Единый реестра малого и среднего предпринимательства / Официальный сайт ФНС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/index.html (Дата обращения: 13.09.2022).
2. Земцов С.П., Царева Ю.В. Тенденции развития сектора малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса // Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. - 2020. - №10 (112). - С. 155166.
3. Институциональная среда для малого бизнеса по значению первостепенна. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/371259/ (Дата обращения: 08.09.2022).
4. Мазилов Е.А., Ефремов И.А. К вопросу улучшения административного предпринимательского климата // Проблемы развития территории. - 2020. - №5 (109). - С. 34-48.
5. Налоговая политика государства: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.И. Малис [и др.]; под редакцией Н.И. Малис. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. -388 с.
6. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)).
7. Пансков В.Г. Налогообложение малого предпринимательства: нужны кардинальные перемены // Налоги и налогообложение. - 2018. - №1. - С. 112-126.
8. Толстова И.А. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне: монография / И.Э. Толстова, Т.Ю. Калошина, М.К. Останин; Ново-сиб. гос. аграр. ун-т. - Новосибирск: ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2016. - 129 с.
PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF TAX POLICY IN RELATION TO SMALL BUSINESSES AND WAYS TO SOLVE THEM
R.V. Batashev, Senior Lecturer Chechen State University (Russia, Grozny)
Abstract. Annotation. This article explores the current problems associated with the use of tax regulation tools in relation to small businesses in Russia. In the context of an unstable socioeconomic one of the directions of diversification of the economy is the revitalization of the activities of small businesses through the use of stimulating instruments within the framework of the state tax policy. The purpose of the study is to analyze the problems of implementing tax policy in relation to small businesses in Russia. Based on the results of the study, a number of measures have been proposed that will improve the sustainability of the financial and economic activities of small businesses in the region, develop social responsibility and attract investors.
Keywords: tax policy, small business, problems, tax burden, tax system, instability.