Развитие форм и методов налоговой поддержки малого и среднего
бизнеса.
Development of forms and methods of tax support for small and medium-
sized businesses.
Дмитрий Иванович Ряховский Dmitry Ryakhovsky
докт. экон. наук, доцент, первый проректор ИЭАУ, профессор департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового
университета при Правительстве РФ
Институт экономики и антикризисного управления, Россия, Москва
e-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассмотрены существующие меры по налоговой поддержке малого бизнеса, рассмотрены существующие недостатки в государственной поддержке, предложены меры по развитию налоговой поддержки предприятий малого бизнеса
Abstract: The article examines the existing measures of tax support of small business, examines existing deficiencies in state support, the proposed measures for the development of tax support for small businesses
Ключевые слова: малый бизнес, налоговая поддержка малого бизнеса, проблемы налоговой поддержки малого бизнеса, развитие налоговой поддержки малого бизнеса, анализ налоговой поддержки малого бизнеса
Keywords: small business tax small business tax issues small business support, development tax, small business support, taxation support of small business
В условиях проявления негативных последствий цикличности, снижения основных экономических показателей, значительного замедления темпов роста экономики, необходимо применение нового инструментария по активизации бизнес-процессов. Малый бизнес и его развитие является
важнейшим инструментом экономического роста и преодоления кризисных явлений. Именно поэтому государству необходимо уделять особое внимание развитию малого бизнеса. Развитие малого и среднего бизнеса обеспечивает занятость населения и обеспечивает конкурентными товарами, работами и услугами значительную часть жителей России. Также основная часть среднего класса это именно представители малого бизнеса. Следует учитывать, что в развитых странах, например в США, доля среднего класса, по оценкам некоторых экспертов, составляет почти 65% населения, тогда как в России не более 43%. К тому же в развитых странах 1% среднего класса производит примерно 1% ВВП, поэтому, при проведении мероприятий по трансформации налоговой системы необходимо акцентировать внимание на защиту именно среднего класса. При этом акценты следует расставлять на проведение комплексной политики, связанной не только с увеличением налоговых обязательств, но и с разработкой целого комплекса налоговых преференций в части стимулирования реализации социально значимых государственных задач (демография, усыновление, помощь людям с ограниченными возможностями и т.д.), реализацию части которых можно предложить малому бизнесу.
К субъектам малого предпринимательства (СМП) может быть отнесено любой индивидуальный предприниматель или любое общество с ограниченной ответственностью (ООО), если оно отвечает всем критериям, указанным в таблице. Такое ООО должно быть внесено ФНС в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенный на ее официальном сайте (https://rmsp.nalog.ru) (ч. 1, пп. "а" п. 1, п. п. 2, 3 ч. 1.1, ч. 3 ст. 4, ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265). На сегодняшний день формирование данного реестра автоматизировано.
Таблица 1- Критерии малого бизнеса (Источник СПС «Консультант плюс»)
Предельное значение
N Критерий Микропредприятие Малое предприятие
1 Суммарная доля участия в уставном капитале ООО РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов 25%
2 Суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также иностранных организаций 49%
3 Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год 15 человек 100 человек
4 Доход от предпринимательской деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) без учета НДС за предшествующий календарный год 120 млн руб. 800 млн руб.
Можно констатировать факт, что на сегодняшний день критериальные значения отнесения к малому бизнесу более чем адекватны. С учетом трансформации пороговых значений по выручке УСН с января 2017 года до 120 млн рублей критерии отнесения к малому бизнесу будут еще адекватнее.
Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.10.2016 составляет 5726915 и из них 5436266 предприятий относятся к микробизнесу, что составляет 95% от всех субъектов малого бизнеса. Заслуживает одобрения отсутствие нормативной грани между микробизнесом и малым бизнесом, что, несомненно дает огромный потенциал роста без законодательных препятствий.
В настоящее время налоговые поступления от предприятий малого бизнеса, работающих на специальных налоговых режимах, относительно невелики: в 2015 г. они составили 337,9 млрд руб., а поскольку налоги
поступают в основном в региональные и местные бюджеты, то можно отметить невысокую долю доходов от этих поступлений как в региональных бюджетах (4,9% от налоговых доходов), так и в местных бюджетах (12%). (Статья: Малый бизнес: налоговое стимулирование расширяет границы (Малис Н.) ("Налоговый вестник", 2016, N 5). То есть, несмотря на огромное количество предприятий малого бизнеса, их доля в доходной части бюджета минимальна. При этом наблюдается четкая тенденция сокращения финансовой поддержки малого бизнеса, которая в 2016 году по данным Минэкономразвития составит 12,3 млрд рублей, а, например, в 2014 году-21.,6 млрд руб. К этой сумме можно прибавить разнообразные региональные и местные программы поддержки бизнеса. На сегодняшний день поддержка осуществляется по следующим направлениям:
- Финансы,
- Модернизация,
- Инновационная инфраструктура,
- Экспорт,
- Социальные инициативы,
- Информационно-консультационная поддержка,
- Специальная инфраструктура.
Поддержку можно получить как на начальном этапе становления бизнеса, так и для уже существующих проектов. Также наблюдается явно выраженная адресность поддержки приоритетных направлений развития малого бизнеса. Самым существенным недостатком вышеуказанных мер по поддержке малого бизнеса является излишняя бюрократизация процесса и недоступность предлагаемой поддержки большинству представителей малого бизнеса. Связано это, прежде всего с ограничениями на поддержку (вид деятельности, организационно-правовая форма, численность и т.д.), из-за чего у представителей малого бизнеса вырабатывается недоверие к возможности получения самой поддержки. Необходимо обеспечить слепое рассмотрение поступающих заявок независимыми межрегиональными
экспертами, функционирующими в рамках Федеральных округов и не привязанных к конкретному субъекту и (или) муниципальному образованию. Существенным препятствием являются требования к оформлению документов на поддержку, а также форм необходимой отчетности. Большинство представителей малого бизнеса не обладают комплексом необходимых знаний и умений для их заполнения. Однако, несмотря на это, считаем целесообразным данную поддержку развивать и в дальнейшем. Также логично обеспечить методическое сопровождение оформления документов, что, несомненно, повысит количество рассматриваемых заявок, и как следствие, количество реализованных проектов, т.к. логично будет предложить не прошедшим по конкурсу претендентам иные формы поддержки, развитые на региональном и местном уровнях.
Положительным решением, поддерживающим малый бизнес, является мораторий на проведение проверок предприятий малого бизнеса. К положительным моментам следует также отнести введение налоговых каникул. Это нужное и важное решение, но глядя на количество предпринимательского сообщества, которое воспользовалось данной льготой можно сделать вывод, что получен больше политический, а не экономический эффект.
В части налогообложения следует отметить, что поддержка государства очень помогает малому бизнесу и ее также, безусловно, нужно продолжать, и при этом учитывать социальную важность малого бизнеса. В налогообложении малого бизнеса в последнее время наметились ярко выраженные тенденции на внедрение дестимулирующих мер. К ним относятся внесение изменений в Федеральный закон №54-ФЗ от 22.05.2003 г. В части онлайн кассСтоит отметить положительный момент- 18000 рублевое субсидирование приобретения контрольно-кассовой техники (ККТ). Конечно, с одной стороны малый бизнес можно бы было освободить от использования ККТ, но это правильное и целесообразное развитие
налоговой системы. С учетом того, что отрасль производства и обслуживания ККТ относится к единичным отраслям в России, которые показали многократный рост со времен перестройки, можно рассмотреть вопросы не только о снижении стоимости ККТ, но и тотальном снижении стоимости обслуживания или вообще отмены данного платежа и перехода на оплату услуг центров технического обслуживания по фактически выполненным работам и оказанным услугам и ухода от абонентского обслуживания, что в принципе является реальной задачей. Также следует рассмотреть вопрос об увеличении срока службы электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) на весь срок службы ККТ, что позволит существенно сократить затраты на обслуживание ККТ.
Вторым ключевым отрицательным моментом является введение обязанности организаций, применяющих УСН или ЕНВД, уплачивать налог на имущество в отношении недвижимости, облагаемой налогом исходя из кадастровой стоимости. Прежде они были освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Изменения были внесены в ст. 346.11 НК РФ, для плательщиков УСН вступили с 1 января 2015 года, ЕНВД - еще в третьем квартале 2014 года (Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ). Для налоговой системы это логичное развитие и правильное решение, но для малого бизнеса это существенное усиление фискальной нагрузки. Следует учитывать многочисленные споры по определению кадастровой стоимости.
Третьим отрицательным моментом было введение в городах федерального значения для организаций и индивидуальных предпринимателей торгового сбора (Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 382-Ф3). Он касается торговли через объекты стационарной торговой сети, как не имеющие торговых залов (кроме автозаправок), так и имеющие торговые залы, торговли через объекты нестационарной и стационарной торговой сети, торговли путем отпуска товаров со склада. Иными словами -снова преимущественно малого бизнеса.
Четвертым отрицательным моментом- трансформация арбитражной практики налоговых споров в части налоговых льгот по региональным и местным налогам не в пользу налогоплательщиков, а также положения налоговой политики в части ликвидации как класса налоговых льгот на региональном и местном уровнях, что опять же ударит прежде всего по малому бизнесу (http://mLnfin.ru/ru/document/?id_4=62450). То есть мы видим ярко выраженную тенденцию на акцентирование внимания адресной поддержки и постепенного ухода от сегментной поддержки определенных категорий, что является логичным в краткосрочном периоде, однако, в долгосрочном периоде это может привести к закрытию части малых предприятий, и как следствие, перераспределению рынка в пользу более крупных игроков. Полученные таким образом региональные и местные монополии будут максимизировать свою прибыль прежде всего ростом цен, что отрицательным образом будет сказываться на региональной экономике. И все это при почти двухкратном уменьшении выделяемых на поддержку малого бизнеса денежных средств и уменьшением поддержки на региональном и местном уровнях.
Следует отметить также обязанность малого бизнеса (организаций) по ведению бухгалтерского учета. Положительным является обязанность в упрощенном ведении учета, но в случае наличия у малого предприятия работников- ежемесячные выплаты НДФЛ и страховых взносов, а также ежеквартальная отчетность. При этом существующие неналоговые платежи не делают никаких послаблений представителям малого бизнеса. То есть, по сути, государственную налоговую поддержку малых предприятий можно получить в части возможности использовать специальные режимы налогообложения.
Необходимо также учитывать влияние неналоговых платежей на налоговую нагрузку малых предприятий, в том числе применяющих специальные режимы налогообложения. Следует учитывать, что малые
предприятия в части неналоговых платежей должны иметь тот же комплект документации, что и крупный и средний бизнес, что создает неравные условия. Неналоговые платежи, не учитываются при расчете налоговой нагрузки малого предприятия. Более того они вообще нигде не учитываются. В свое время введение в действие Налогового кодекса позволило упорядочить действующую налоговую систему и в десятки раз уменьшить количество действующих тогда налогов и сборов. Сегодня одной из самых критичных ошибок является возникновение различных сборов и платежей, регламентированных различными нормативными актами (экологический сбор, утилизационные сборы и т.д.). В условиях задач импортозамещения развитие производственных и перерабатывающих предприятий в приоритетных отраслях (сельское хозяйство, промышленность и т.д.), и получение конкурентноспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости является одной из главнейших задач, стоящих перед государством в условиях проявления негативных последствий цикличности, имеющих рукотворные признаки. Так же следует отметить, что развитие малого бизнеса является одной из главнейших задач для обеспечения стабильности роста ВВП страны. В этой связи трехлетний мораторий на проведение проверок малого бизнеса не отменяет его обязанности про уплате неналоговых платежей, а лишь дает отсрочку, и как следствие ограничивает существование предприятия трехлетним периодом, т.к. по истечении срока моратория на предприятие малого бизнеса выстраиваются многочисленные проверяющие. Проведенные исследования (8) и расчеты доказывают невозможность законного функционирования предприятий микробизнеса, а также существенной части предприятий малого бизнеса без произведения затрат на обеспечение необходимой документации и оплаты неналоговых обязательств организаций, что порождает коррупционную составляющую. В этой связи существенной поддержкой предприятий малого бизнеса будет являться разработка реестра неналоговых платежей, включения их в
расчетные величины налоговой нагрузки и разработка комплекса мер по выравниванию условий функционирования малых предприятий.
В части налоговой поддержки малых предприятий следует отметить, что ее необходимо продолжать и развивать, что особенно важно в свете вышеперечисленного. Развитие налоговой поддержки малого бизнеса сконцентрировать на следующих моментах:
1. Развитие программы ликвидации налоговой безграмотности среди населения и представителей малого бизнеса. Для этого необходимо разработать комплексную программу, которая должна включать в себя:
- информационную компанию по повышению налоговой сознательности;
- изготовление и распространение в сети интернет обучающих фильмов и роликов по налогообложению;
- открытые консультации по налогообложению, их запись и размещение в сети интернет;
-привлечение ведущих российских вузов к разработке методических и информационных материалов по повышению налоговой грамотности;
- развитие субсидирования части консалтинговых услуг по ведению учета малых предприятий.
2. Снятие ограничений на перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по уплате единого налога при применении упрощенной системы налогообложения с объектом доходы минус расходы и единого сельскохозяйственного налога.
3. Четкое отражение в статьях 251 и 217 НК РФ налоговых последствий получения государственной поддержки малого бизнеса, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016), государственными программами и иными законодательными актами
федерального значения, региональными и местными нормативными документами, в том числе за счет бюджета и иных источников. Главное- исключение всех спорных вопросов.
4. Развитие информационной поддержки в части помощи в составлении налоговых деклараций, ведении учетных процессов сотрудниками ИФНС, что особенно актуально для ЕНВД и патентной системы, в том числе через личный кабинет.
5. Разработка стимулирующих мер для общего режима налогообложения, которые являются плательщиками НДС в части сотрудничества с малым бизнесом, применяющим специальные режимы налогообложения для развития компенсационных механизмов НДС.
6. Установление льготных тарифов на использование телекоммуникационных каналов связи, приобретение и обслуживание контрольно-кассовой техники.
7. Развитие информационной поддержки малого бизнеса. Информационная налоговая поддержка включает в себя:
- оформление документов по регистрации бизнеса в одном окне без сбора справок, в т.ч. возможность электронной регистрации
-предоставление адреса, почтовое и иное обслуживание,
- автоматизация постановки на учет в органы статистики и внебюджетные фонды при регистрации,
- автоматизация открытия расчетного счета, прием взносов в уставный капитал и т.д. при регистрации,
- консультирование по вопросам режимов налогообложения до регистрации, помощь в выборе режима налогообложения,
- помощь в оформлении регистрационных документов,
- консультирование и помощь в оформлении документов на субсидии и прочие меры поддержки,
- составление бизнес-планов, консультационная поддержка в получении кредитов, грантов и т.д.,
- консультационная поддержка в получении налоговых льгот и преференций,
- приобретение и регистрация контрольно-кассовой техники, выдача и настройка телекоммуникационных каналов связи (ТКС), электронно-цифровой подписи (ЭЦП), банк-клиента при регистрации,
- регистрация на электронных торговых площадках, методическая и иная помощь в конкурсах и тендерах на госзакупки и т.д.,
- помощь в ведении учета и составлении налоговых деклараций (ЕНВД),
- развитие личного кабинета для малого бизнеса в части интегрирования в него калькулятора расчета заработной платы, программ по разработке и составлению налоговой декларации и т.д.
Часть информационной поддержки естественно будет платной, однако, у государства имеется возможность во-первых организовать частичное финансирование части услуг, причем не конечному получателю, а субъекту, оказывающему данные услуги и избираемого по конкурсу.
Вышеуказанные меры по налоговой поддержке малого бизнеса позволят снизить риски несоблюдения законодательства, и как следствие уменьшить количество нарушений и увеличить поступления в бюджет, что особенно важно для региональных и местных бюджетов.
Список литературы
1. Варнавский А.В. Налоговое стимулирование участия малых форм предпринимательства в реиндустриализации российской экономики
// Журнал «Вестник профессиональных бухгалтеров» - 2015 - №3 май/июнь - С.32-37
2. Гончаренко Л.И., Жукова Е.И., Пинская М.Р. Налогообложение организаций: учебник под научной редакцией Л. И. Гончаренко. Москва, 2014.
3. Гончаренко Л.И. Налоговые риски: теория и практика управления//Финансы и кредит. 2009. № 2 (338). С. 2-11.
4. Малис Н.И. Малый бизнес: налоговое стимулирование расширяет границы. Москва "Налоговый вестник", 2016, N 5
5. Ряховский Д.И. «Анализ налоговой поддержки научно-исследовательской деятельности в РФ» МИР (Модернизация. Инновация. Развитие). - М, 2015 Т.6. № 3-1 (23). С. 103-107
6. Ряховский Д.И. Актуальные вопросы инвестиционного развития российских промышленных компаний (монография) -М.: ИЭАУ, 2007. - 259 с.
7. Ряховский Д.И. О российском инвестиционном климате Научно-информационный журнал «Экономические науки» -М., 2008. -№1(38). - с. 44-48
8. Ряховский Д.И., Сергиенко А.А., Чертовских Т.Н. Роль неналоговых платежей в налогообложении организаций Вестник ИЭАУ, -М., 2016.-№11 ieay.ru/nauka-v-ieau/vestnik-ieau/publikacii-zhurnala-vestnik-ieau/vestnik-ieau-2016.-n-11 -ot-26-marta-2016g/11. -ryahovskij -d.i. -sergienko-a.a. -rol-nenalogovyh-platezhej-v-nalogooblozhenii-organizacij/