Научная статья на тему 'Подходы налоговой политики к сокращению неформального сектора в сфере малого бизнеса и самозанятости'

Подходы налоговой политики к сокращению неформального сектора в сфере малого бизнеса и самозанятости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неформальная экономика / налогообложение малого бизнеса / специальные налоговые режимы / микробизнес / самозанятые / Informal economy / small business taxation / special tax regimes / micro-business / selfemployment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Корытин

В статье рассмотрены возможные подходы налоговой политики к проблеме неформальной экономики в сфере малого бизнеса и самозанятости, а также международная практика применения специальных налоговых режимов в целях выработки мер налоговой политики, способствующих повышению стимулов для деятельности микробизнеса и самозанятых в формальном секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax Policy Approaches to Reducing Informal Economy in the Area of a Small Business and SelfJEmployment

The article considers feasible tax policy approaches towards informal economy problem in the area of a small business and self-employment as well as the international practice of the special tax regimes use in order to suggest tax policy measures that enhance incentives for the activity of micro-business and self-employed in the formal economy.

Текст научной работы на тему «Подходы налоговой политики к сокращению неформального сектора в сфере малого бизнеса и самозанятости»

Налогообложение

подходы налоговой политики к сокращению неформального сектора в сфере малого бизнеса и самозанятости

Андрей КОРЫТИН

Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: korytin-av@ranepa.ru

В статье рассмотрены возможные подходы налоговой политики к проблеме неформальной экономики в сфере малого бизнеса и самозанятости, а также международная практика применения специальных налоговых режимов в целях выработки мер налоговой политики, способствующих повышению стимулов для деятельности микробизнеса и самозанятых в формальном секторе экономики.

Ключевые слова: неформальная экономика, налогообложение малого бизнеса, специальные налоговые режимы, микробизнес, самозанятые.

Введение

Размер неформального сектора является заметной проблемой для налоговой и экономической политики в России. По оценкам Шнайдера и Медины, доля теневой экономики в РФ составляет около 31-34% ВВП, хотя в большинстве развитых стран она не превышает 10%1. По данным Росстата, 20-22% работников в стране заняты в неформальном секторе2. Причем обширный список работ по данной тематике говорит о том, что теневая экономика составляет значительную и растущую долю современной мировой экономики3.

У малых предприятий и самозанятых имеются наибольшие стимулы к неформальной экономической активности, поскольку в их деятельности существуют повышенные издержки соблюдения законодательства при низком риске обнаружения их налоговыми органами4. В настоящей статье основные под-

ходы к решению проблемы теневой экономики рассматриваются через призму специфики малого предпринимательства, в результате чего предлагаются меры налоговой политики, способствующие повышению стимулов для деятельности микробизнеса и самозанятых в формальном секторе.

Определение неформальной экономики

В научной литературе сложилось общее мнение, согласно которому неформальная экономика определяется как совершение легальных экономических операций без их декларирования в установленном налоговым, трудовым или другим законодательством порядке5. При этом торговля запрещенными товарами и услугами (например, наркотиками или оружием) не относится к неформальному предпринимательству. Экономическая деятель-

1 Medina, L. & Schneider, F. Shadow Economies Around the World: What Did We Learn Over the Last 20 Years? // IMF Working Paper. 2018. No. 18/17.

2 Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2018: стат. сб. / Росстат. - M., 2018.

3 Williams, C.C. & Nadin, S.J. Tackling entrepreneurship in the informal economy: evaluating the policy options // Journal of Entrepre-neurship and Public Policy. 2012. No. 1 (2). Pp. 111-124.

4 Carter, A. (ed.) (2013). International Tax Dialogue: Key issues and debates in VAT, SME taxation and the tax treatment of the financial sector. International Tax Dialogue.

5 European Commission (2007). Stepping up the Fight Against Undeclared Work. COM (2007) 628 Final. European Commission, Brussels.

ность скрывается от государственных органов по другим причинам, в числе которых избежание уплаты налогов, несоблюдение трудовых норм, уход от обязательных административных процедур и др.6.

С точки зрения вопросов налогообложения можно выделить два основных вида теневой активности:

1) деятельность незарегистрированных предприятий и самозанятых, работающих полностью вне формальной экономики (не-регистрируемая занятость);

2) деятельность зарегистрированных компаний в формальном секторе, намеренно занижающих масштаб своей деятельности (заниженная отчетность)7.

Если первые полностью уклоняются от налогов, по которым они являются плательщиками или агентами8, и, как правило, не соответствуют другим обязательным требованиям законодательства, например в отношении заработной платы или условий труда, то вторые могут (особенно при операциях с наличными) лишь не сообщать о части своей прибыли или выручки, а также скрывать информацию относительно зарплат, чтобы уменьшить свои налоги и взносы.

Налоговые органы обычно эффективно взаимодействуют с крупными компаниями9, однако полный контроль малого бизнеса невозможен и экономически невыгоден, поэтому нерегистрируемая занятость наблюдается в сфере бизнеса малого масштаба, прежде всего в микробизнесе и среди самозанятых, которые также могут занижать отчетность, в том числе неумышленно, просто из-за непонимания установленных правил.

Специфика малого и микробизнеса с точки зрения налогового администрирования

В определении разновидностей малого бизнеса могут быть задействованы разные характеристики предприятия (выручка, число работников, активы, прибыль и др.), но наиболее важные различия между его типами заключаются в его организации и перспективах развития. В табл. 1 представлены основные отличительные черты микро-, малого и среднего бизнеса (ММСБ) с точки зрения налогового администрирования, обобщенные исследователями МВФ.

Из таблицы, в частности, видно, что микропредприятия, в отличие от малых и средних, управляются непрофессионалами, более подвижны (как в пространственном отношении,так и в плане жизненного цикла), ограничены в ресурсах, наименее заинтересованы в соблюдении формальных требований к ведению бизнеса и имеют наименьшие перспективы для роста.

Таким образом, микробизнес (включая самозанятых) - это не столько тип экономической деятельности, для которого характерны экспансия и максимизация прибыли, сколько вид активности граждан10. Это означает наличие четкой границы между микробизнесом и собственно малым предпринимательством с точки зрения задач налогового администрирования.

Соответствующие отличия микробизнеса от малого и среднего следующие: • проблема перехода на другой налоговый

режим при росте бизнеса у него возникает

реже;

6 Williams, C.C. & Nadin, S.J. Tackling entrepreneurship in the informal economy: evaluating the policy options.

7 Sung, M.J., Awasthi, R., & Lee, H.C. (2017). Can Tax Incentives for Electronic Payments Reduce the Shadow Economy? Korea's Attempt to Reduce Underreporting in Retail Businesses. The World Bank.

8 Полного ухода от налогообложения не происходит из-за эффекта переложения некоторых налогов, например НДС, на покупателя.

9 Например, в рамках налогового мониторинга согласно гл. 14.7 НК РФ.

10 Типичные виды активности самозанятых в России — сдача недвижимости в аренду, торговля разными вещами с рук, продажа продукции личного подсобного хозяйства, ремесленные работы, различные бытовые услуги (строительство, ремонт, парикмахерские услуги), частный извоз. Микропредприятия также оперируют в торговле либо производят работы для частных лиц или малых и средних компаний. Следовательно, их деятельность по сути является внутренне мотивированной альтернативой работы в крупных компаниях.

• налоговые послабления микробизнесу необременительны для бюджета;

• более крупным компаниям невыгодно переходить в категорию «микро» путем дробления;

• если микробизнес склонен к уходу в тень, то его сложно обнаружить. Следовательно, в отношении микробизнеса и самозанятых возможно и экономически оправданно проведение особой налоговой политики, принимающей во внимание отсутствие профессионального управления и учета как специфической характеристики этого типа бизнеса. Главной задачей при этом должно стать повышение для микробизнеса и самозанятых стимулов для работы в формальной экономике путем заметного упро-

щения для них правил налогового администрирования.

В то же время для более крупного малого бизнеса как в фискальных целях, так и в целях соблюдения интересов его работников может быть оправданным применение общих налоговых правил с некоторыми послаблениями для начинающих предприятий. Это поможет уменьшить издержки их входа на рынок и убрать барьеры для роста, связанные с необходимостью смены налогового режима при расширении масштабов деятельности.

Основные подходы к решению проблемы неформального сектора

Хотя и существуют аргументы в пользу того, что неформальный сектор является неотъем-

Таблица 1

Основные характеристики микро-, малых и средних предприятий

Характеристика Тип предприятия

Микро Малое Среднее

Число предприятий Очень большое Большое Умеренное

Тип бизнеса Индивидуальный либо семейный (мелкая торговля, частная профессиональная практика) Семейный с небольшим числом наемных работников; узко специализированные самозанятые Юридические лица со значительным числом работников; товарищества

Структура владения и управления Владелец, управляющий и работник - одно лицо Владелец-директор руководит наемными работниками Владельцы и управляющие -разные лица

Ведение расчетов Преимущественно наличными, большей частью Наличные/счет в банке, определенная степень Операции проводятся через банк с соблюдением

неформально неформальности формальных требований

Размещение бизнеса Как правило, не закреплено Закреплено, но может меняться Постоянное

Стиль Непрофессиональный Используется помощь Регулярное профессиональное

управления семейный профессионалов сопровождение

Учет Не ведется или ведется эпизодически; нет понимания, для чего он Некоторые записи делаются, но не строго по форме; недостаточное понимание Частичное либо полное ведение необходимой отчетности

нужен правил учета

Рынок сбыта Местный Местный/региональный Национальный, редко международный

Очень динамичный: как Динамичный: высока

Жизненный цикл предприятие быстро вероятность закрытия, Более стабильная деловая

создается, так и быстро исчезает реорганизации или смены деятельности активность

_ Очень ограниченный, обычно Ограниченный, но нередки Обычно остается на среднем

отенциал роста остается на микроуровне случаи роста уровне

Источник: IMF International Tax Dialogue, 2013.

лемой и даже необходимой частью нормальной экономики, поскольку в нем могут легко возникать новые предприятия - стартапы, перерастающие затем в малый и более крупный бизнес, если их предоставить самим себе, однако неформальное предпринимательство создает серьезные проблемы и для предприятий в формальной экономике (несправедливые конкурентные преимущества), и для самого теневого бизнеса и его работников (отсутствие социальных гарантий, риски обнаружения и наказания, невозможность судебной защиты контрактов, сложность кредитования), и для общества в целом (потеря доходов бюджета, уменьшение значимости профсоюзов, ослабление силы закона)11. Кроме того, при значительной доле теневой экономики управленческие решения как на уровне отдельных компаний, так и на уровне правительства рискуют потерпеть неудачу, поскольку собираемая статистика ограничена в таком случае данными, получаемыми только от формально действующих предприятий12.

Поэтому представляется обоснованной задача сокращения размера теневой экономики, к решению которой существуют три основных подхода: дерегулирование, искоренение и содействие формализации.

Идея дерегулирования состоит в том, чтобы предоставить свободу рыночной деятельности, освободив ее от вмешательства со стороны государства13. Однако имеются доказательства того, что снижение степени регулирования не приводит к росту формального сектора, а если даже приводит к увеличению рабочих мест и повышению деловой активности, то побочными результатами такой меры становятся усиление социального неравенства и ухудшение условий труда по сравнению со странами с более высоким уровнем регулирования14.

Искоренение теневой экономики, напротив, заключается в лучшей раскрываемости теневых операций и в усилении ответственности за них. Идея данного подхода заключается в следующем: при обнаружении рацио-

Таблица 2

Ограничения на оплату наличными в странах ЕС

Страна Ограничение на оплату наличными Дата введения ограничения

Бельгия 3000 евро 1 января 2014 г.

Болгария 10 ООО левов (5100 евро) 1 июля 2011 г.

Венгрия 1,5 млн. форинтов (4700 евро) 1 января 2013 г.

Греция 1500 евро 1 января 2011 г.

Дания 10 000 крон (1340 евро) 1 июля 2012 г.

Испания 2500 евро для резидентов, 15 000 евро для нерезидентов 19 ноября 2012 г.

Италия 1000 евро 6 декабря 2012 г.

Португалия 1000 евро 14 мая 2012 г.

Словакия 5000 евро для юридических лиц и предпринимателей, 15 000 евро для физических лиц 1 января 2013 г.

Франция 3000 евро 1 января 2002 г.

Чехия 350 000 крон (13 500 евро) 1 января 2013 г.

Источник: The Irreplaceability of Cash and Recent Limitations on Its Use: Why Europe IsOfftheTrac. Beretta, 2014.

11 Williams, C.C. & Nadin, S.J. Tackling entrepreneurship in the informal economy: evaluating the policy options.

12 Goel, R.K., Saunoris, J.W. & Schneider, F. (2017). Growth in the shadows: effect of the shadow economy on US economic growth over more than a century. IZA DP No. 10705.

13 De Soto, H. (2001). The Mystery of Capital: Why Capitalism Triumphs in the West and fails Everywhere Else. Black Swan, London.

14 Kus, B. Regulatory governance and the informal economy: cross-national comparisons // Socio-Economic Review. 2010. Vol. 8. No. 8. Pp. 487-510.

нальными экономическими агентами, что рост соответствующих издержек перевешивает выгоду от ведения теневой деятельности, они должны будут выбрать путь соблюдения налогового законодательства. Однако имеются свидетельства неэффективности данного подхода: рост штрафов, напротив, приводит к расширению неформального сектора, поскольку такие штрафы воспринимаются как несправедливые, дестимулируя тем самым соблюдение законодательства и подрывая доверие к системе в целом. Более того, сами карательные меры могут угнетать культуру предпринимательства вопреки стремлению правительства развивать ее15.

Одной из жестких мер, побуждающих к отказу от неформальных операций в экономической сфере, является ограничение на оплату наличными, реализованное рядом стран ЕС. (См. табл. 2.) Стоит отметить также Индию, которая наряду с запретом на использование наличных при покупках дороже 20 000 рупий (300 долл.) в 2016 г. ввела более радикальные ограничения, изъяв из оборота две крупнейшие купюры номиналом 500 и 1000 рупий16.

Многие страны, включая Аргентину, Бразилию, Болгарию, Венгрию, Венесуэлу, Грецию, Латвию, Литву, Мальту, Польшу, Турцию и Канаду (Квебек), обязывают применять сертифицированные кассовые аппараты в розничной торговле, однако высокая стоимость таких аппаратов препятствует охвату ими всего малого и микробизнеса17.

Более предпочтительным представляется подход содействия легализации, рассматривающий мелких предпринимателей не столько как рациональных, сколько как социальных

субъектов и поэтому предлагающий им не «кнут» наказания, а «пряник» в виде сотрудничества с целью облегчить им условия ведения бизнеса в формальном секторе18. Основные направления такой политики включают как меры по предотвращению ухода в «тень» (упрощение налогового законодательства; введение новых категорий формальной занятости; поддержка и консультации для бизнеса; налоговые льготы), так и меры по содействию выходу из «тени» (налоговая амнистия в случае легализации; консультации для малого бизнеса и самозанятых, стремящихся к легализации; налоговые льготы для потребителей товаров и услуг в формальном секторе)19.

Кроме того, в рамках данного подхода проводятся налоговое просвещение и работа по повышению уровня осведомленности предпринимателей о преимуществах соблюдения налогового законодательства и о его справедливости, включая информированность предпринимателей о том, что они платят справедливую долю налогов, получают за это соответствующие услуги со стороны государства, а налоговый орган относится к ним беспристрастно, уважительно и ответственно20. Успешная политика в отношении микробизнеса и самозанятых должна, таким образом, повышать их мотивацию к добровольному соблюдению налогового законодательства.

Стимулы к добровольному декларированию доходов самозанятых

В международной практике самозанятых обычно определяют как лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью индивидуально или совместно с членами семьи,

15 Murphy, K. Regulating more effectively: the relationship between procedural justice, legitimacy and tax non-compliance // Journal of Law and Society. 2005. Vol. 32. No. 4. Рр. 562-589.

16 Sung, M.J., Awasthi, R., & Lee, H.C. (2017). Can Tax Incentives for Electronic Payments Reduce the Shadow Economy? Korea's Attempt to Reduce Underreporting in Retail Businesses. The World Bank.

17 Там же.

18 Dekker, H., Oranje, E., Renooy, P., Rosing, F. and Williams, C.C. (2010). Joining up the Fight Against Undeclared Work. DG Employment, Social Affairs and Equal Opportunities, Brussels.

19 Williams, C.C. and Renooy, P. (2009). Measures to Combat Undeclared Work in 27 European Union Member States and Norway. European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions, Dublin.

20 Williams, C.C. & Nadin, S.J. Tackling entrepreneurship in the informal economy: evaluating the policy options.

без привлечения других наемных работников, и предоставляют им наиболее упрощенный режим взаимодействия с налоговыми органами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях вывода самозанятых в сфере бытовых услуг из «тени» в ряде стран ЕС их стимулируют к добровольному декларированию доходов от своей деятельности путем налоговых вычетов или прямых субсидий для потребителей. (См. табл. 3.)

Подобные меры налоговой поддержки весьма ощутимы, однако современные оценки их эффективности довольно сдержанны. Согласно отчету Еврокомиссии, «хотя такие налоговые льготы и субсидии могут оказывать положительное влияние на занятость в формальной экономике, они,как правило,явля-

ются дорогостоящими с точки зрения будущих доходов бюджета, а наблюдаемый эффект сокращения теневой экономики не столь заметен по сравнению с этими затратами. Более того, данные меры, как правило, создают "ловушку", удерживающую людей в сфере данных услуг»21.

Полученный вывод является одной из причин того, что, наряду с использованием традиционных экономических стимулирующих и ограничительных мер как основных, в странах ЕС предполагается применять и более мягкие подходы, которые опираются на укрепление налоговой морали, усиление справедливости налоговой системы и поощрение применения социальных норм в отношении соблюдения налогового законодательства22.

Таблица 3

Налоговые льготы в секторе услуг для домохозяйств в странах ЕС

Страна Налоговая мера

Бельгия Применяются ваучеры двух типов при предоставлении (найме) бытовых услуг (чеки AIE и сервисы Titre), дающие право на налоговый вычет в размере 30-40% понесенных расходов. Потолок вычета - 2400 евро (сумма для обоих ваучеров)

Германия Уменьшение подоходного налога до 20% стоимости услуг, связанных с домашним хозяйством (садоводство, уборка, услуги прачечной, уход за детьми, ремонт)

Дания В 1994 г. одной из первых стран предоставила субсидию в размере 50% расходов на услуги по домашнему хозяйству (работа в саду, уборка снега, покупка бытовых товаров, приготовление пищи, уборка, стирка, мытье окон). В 2004 г. субсидия была уменьшена и ограничена лицами старше 65 лет. С 2011 г. налоговые льготы временно доступны для всех физических лиц

Налоговые льготы связаны с покупкой ваучеров. Список предусмотренных ими видов Италия деятельности очень широк: он включает обслуживание домов, сезонные и

сельскохозяйственные работы, организацию спортивных мероприятий и т.д.

Допускается сокращение налогов на сумму расходов на услуги по дому и на услуги по уходу Люксембург за иждивенцами или детьми. Максимальная налоговая скидка равна 3600 евро в год (300 евро в месяц)

Система налогового вычета была введена в 1997 г. для бытовых услуг в собственном доме или в доме престарелого родственника. Если сумма вычета превышает размер подоходного налога, также могут быть уменьшены имущественные налоги. Ф С 2009 г. список услуг включает уход и ежедневную работу по дому, ремонтные работы,

досуговые и ИТ-услуги. Налоговый вычет составляет 40% суммы расходов, выплаченных компании, субъекту малого предпринимательства или некоммерческой организации (до 2011 г. - 60%) или 15% от оплаты труда самозанятого работника.

В случае привлечения наемных работников социальные взносы работодателя уменьшаются Источник: European Commission, 2013. Developing Personal and Household Services.

21 Jensen, J. and Wohlbier, F. (2012). Improving Tax Governance in EU Member States: Criteria for Successful Policies. Brussels: European Commission.

22 Williams, C.C. & Schneider, F. (2016). Measuring the Global Shadow Economy: The Prevalence of Informal Work and Labour.

Cheltenham, GL, and Northampton, MA: Edward Elgar Publishing.

Специальные налоговые режимы для малого бизнеса

Содействие легализации малых предприятий и самозанятых может оказываться путем предоставления специальных налоговых режимов для малого бизнеса, испытывающего особые трудности при необходимости соблюдать все установленные нормы. На рисунке приведены результаты оценки относительных издержек соблюдения налогового законодательства для предприятий с выручкой менее 250 тыс. долл. США в некоторых развитых и развивающихся странах, полученные в ряде исследований.

Рисунок иллюстрирует следующую закономерность: соблюдение налоговых правил (включающих затраты на составление бухгалтерской и налоговой отчетности, процесс подачи налоговых деклараций, уплату налогов, взаимодействие с налоговыми органами во время налоговых проверок и пр.) требует привлечения одного или нескольких квалифицированных специалистов, поэтому издержки на соблюдение правил заметно выше при малом масштабе бизнеса, особенно у микробизне-

са, достигая 5-20% от выручки. Тогда как у крупных компаний издержки на соблюдение налоговых норм составляют порядка 0,1% от выручки или менее23.

Такой дисбаланс можно преодолеть лишь радикальным упрощением самих правил налогообложения микробизнеса - например, за счет упрощения и снижения периодичности подачи налоговой отчетности, освобождения от тех налогов, ведение отчетности по которым наиболее трудоемко, и автоматического расчета других налогов. Для малого бизнеса с оборотами примерно от 200 тыс. долл. США в год эти издержки не превышают 2% от выручки, что уже не является чрезмерно обременительным и может быть компенсировано разными видами льгот, в том числе пониженной ставкой по налогу на прибыль.

Наиболее сложными для малого бизнеса являются процедуры исчисления и уплаты НДС и налога на прибыль, стоимость которых перекрывает суммы отчисляемых налогов. Поэтому развивающиеся страны часто используют более простые налоговые режимы, заме-

Издержки соблюдения налогового законодательства в зависимости от масштаба бизнеса в разных странах

25

20

Й- 15

as

|гР

id m о

10

0-5

5-13

13-24

24-41

41-66

66-104

104-161

161-246

-Австралия ♦ Армения

-Узбекистан Украина

Источник IFC Tax Compliance Cost Surveys, 2007—2011.

Выручка, тыс. долл. США

-Грузия ---Словения

---ЮАР -Новая Зеландия

3 European Commission, 2007. Simplified Tax Compliance Procedures for SMEs. Final Report of the Expert Group.

няющие данные налоги либо вмененным налогом, либо налогом с оборота. Даже некоторые развитые страны, в которых отсутствуют специальные режимы, позволяют малому бизнесу не платить НДС24.

Многие страны Латинской Америки используют широкий спектр специальных налоговых режимов для малого предпринимательства. Упрощенный режим устанавливается либо только на основании выручки (Бразилия, Чили, Доминиканская Республика), либо также на основании натуральных величин - например, занимаемой площади, численности сотрудников или количества транспортных средств (большинство других латиноамериканских стран). Причем эти критерии, как правило, ограничивают круг предприятий, для которых доступны спецрежимы, микро- или очень малым бизнесом (с выручкой менее 50 000 долл. США). Только Бразилия допускает применение упрощенного режима для предприятий с выручкой до 1,1 млн. реалов (около 300 000 долл. США).

Специальные режимы заменяют собой более одного налога, обычно налог на прибыль и НДС (Боливия, Коста-Рика, Мексика, Ника-

рагуа, Парагвай и Перу); в Аргентине, Бразилии и Уругвае - еще и взносы на социальное страхование. В Бразилии применяются режимы, включающие также региональные и местные налоги. Сумма единого налога обычно рассчитывается как процент от выручки (Бразилия, Чили, Доминиканская Республика, Перу) или представляет собой фиксированный платеж по патенту (Аргентина, Боливия, Чили, Мексика, Никарагуа, Перу и Уругвай)25.

В табл. 4 приведен ряд стран ближнего зарубежья, предоставляющих малому бизнесу режим, являющийся аналогом российской упрощенной системы налогообложения (УСН) по схеме «доходы». Во всех этих странах налог платится только как процент от выручки. В Белоруссии и на Украине участники УСН платят пониженную ставку налога, если являются плательщиками НДС. В Латвии налог с оборота могут выбрать только микропредприятия с числом работников не более 5 человек, и в первые 3 года после начала деятельности здесь взимается пониженная ставка налога.

В странах Восточной Европы и ряде стран СНГ специальный налоговый режим - патент -предоставляют только микропредприятиям,

Таблица 4

Параметры УСН в России и в странах ближнего зарубежья

_ Потолок выручки Потолок выручки в евро Налоговая ставка,

в национальной валюте (курс на июнь 2017 г.) в % от выручки

Белоруссия 1,16 млн. руб. (юрлица) 126 700 руб. (ИП*) 500 000 54 500 3 (если платит НДС), 5 (если не платит НДС)

Грузия 100 тыс. лари 37 000 3-5

Казахстан 68,5 млн. тенге (юрлица) 34,2 млн. тенге (ИП*) 170 000 85 000 3

Латвия 100 000 евро 100 000 5 (первые 3 года), 8 (с 4-го года)

Россия 150 млн. руб. 2350 ООО 6

Украина 5 млн. гривен 167 000 3 (если платит НДС), 5 (если не платит НДС)

* - ИП - индивидуальный предприниматель. Источник: составлено на основе национального законодательства приведенных стран.

24 Carter, A. (ed.) (2013). International Tax Dialogue: Key issues and debates in VAT, SME taxation and the tax treatment of the financial sector. International Tax Dialogue.

25 Cetrangolo, O., J.C. Gomez-Sabaini, and P. Velasco (2012). Los caminos alternativos elegidos para aumentar el nivel de carga tributaria en los paises de la region. Inter-American Development Bank, Washington, DC.

устанавливая низкий потолок выручки для его применения. Как видно из табл. 5, в России этот потолок на порядок выше, чем в любой другой стране.

Заметим, что большинство восточноевропейских стран установили границу выручки, ниже которой можно не платить НДС, в размере около полумиллиона евро. В этом случае другие налоги малое предприятие платит в полном объеме, но экономит на администрировании НДС26.

Таким образом, специальные налоговые режимы предоставляются мелким предпринимателям, обычно микробизнесу, чтобы, сократив для последнего издержки соблюдения налогового законодательства, уравнять конкурентные условия между ним и средним и крупным бизнесом, а также стимулировать участие малого бизнеса в формальной экономике.

В России к малому бизнесу относят компании с числом сотрудников до 100 человек и выручкой до 800 млн. руб.27, а УСН можно применять при выручке до 150 млн. руб., что позволяет заметно снизить налоговое бремя и средним (по мировым меркам) компаниям, которые получают при этом несправедливое конкурентное преимущество перед микробизнесом и самозанятыми. Выбор разных спецрежимов (УСН «доходы», УСН «доходы минус расходы», ЕНВД) - дополнительный источник налоговой оптимизации. В результате, получая настолько льготные условия, малый бизнес теряет стимулы к росту и начинает требовать еще больше льгот28.

Поиск допустимой границы для определения микробизнеса в России

Для определения величины микробизнеса, до которой допустимо предоставлять право пе-

рехода на патент или УСН, следует обратиться к фактической структуре малого бизнеса в России. Важнейшие показатели субъектов ММСБ, вычисленные автором на основе сплошного наблюдения Росстата за деятельностью малого и среднего бизнеса, представлены в табл. 6. Выручка от реализации для ИП в таблице взята с НДС и другими налогами и обязательными платежами, а выручка предприятий - без налогов и обязательных платежей. Под маржинальностью бизнеса понимается отношение выручки к расходам до уплаты налогов; в этой строке торговля исключена, поскольку для нее характерна низкая маржинальность (при высокой оборачиваемости), а доля предприятий торговли выше среди мелких фирм29. Тем не

Таблица 5

Потолок выручки для применения патента в странах Восточной Европы и СНГ

Страна Потолок выручки в национальной валюте Потолок выручки в евро (курс на июнь 2017 г.)

Албания 2 млн. леев 14 600

Армения 6 млн. драмов 11 000

Болгария 50 тыс. левов 25 500

Венгрия 6 млн. форинтов 19 400

Грузия 30 тыс. лари 11 200

Казахстан 3,73 млн. тенге 10 000

Косово 5 тыс. евро 5000

Киргизия 4 млн. сомов 53 500

Македония 3 млн. денаров 48 400

Россия 60 млн. рублей 950 000

Сербия 6 млн. динаров 48 200

Таджикистан 100 тыс. сомони 11 400

Украина 1,5 млн. гривен 50 000

Хорватия 150 тыс. кун 20 200

Источник: Engelschalk & Loeprick. The taxation of micro and small businesses In transition economies, 2016.

26 Как уже отмечалось, эффект переложения НДС на покупателя приведет к тому, что потери бюджета, как и налоговый выигрыш малого предприятия от неуплаты НДС, будут минимальными.

27 Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

28 Шкребела Е.В. Налогообложение малого бизнеса в России: проблемы и перспективы решения / под ред. С.Г. Синельникова-Мурылева и П.В. Трунина.- М.: Изд-во Института Гайдара, 2008.

29 В торговле занято 17% работников средних предприятий, 23% работников малых предприятий, 33% работников микропредприятий и 51% работников ИП.

менее пониженная прибыльность малого и, особенно, микробизнеса заметна; средние зарплаты работников также падают с уменьшением размера бизнеса.

Суммарная выручка всех предприятий и ИП в России составляет более 210 трлн. руб., а численность наемных работников - 45,1 млн. человек. На долю ИП, микро-, малых и средних предприятий приходится соответственно 5,5, 9,5, 14 и 4,5% от числа всех работников и 3,5, 9, 12 и 5% от выручки всех предприятий России. Следовательно, стимулы для малого бизнеса сохранять свой масштаб деятельности не соответствуют ни его фискальным интересам, ни интересам его работников, ни задачам экономического развития в целом.

В табл. 7 показано распределение выручки и числа малых предприятий и ИП в зависимости от численности сотрудников. Из таблицы видно, что до 15 сотрудников имеют 87% малых предприятий (70% их выручки) и 98,4% ИП (74% выручки ИП). Средняя выручка предприятий с 10-15 сотрудниками вне торговли не превышает 30 млн. руб., выручка ИП заметно ниже. Отсюда следует вывод, что границы выручки для микробизнеса сейчас явно завышены.

Кроме того, следует различать предприятия и ИП, работающие только с физическими лицами или также выполняющие работы для юридических лиц. Во втором случае малый бизнес может выполнять функции налоговой оптимизации для среднего и крупного бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6

Основные показатели субъектов ММСБ в России за 2015 г.

Показатель ИП Микро Малые Средние

Число юридических лиц/ИП 2082 545 1230 718 218 951 18 821

Число наемных работников, тыс. чел. 2552,3 4197,9 6179,6 2036,6

Среднее число работников, чел. 2,2* 3,4 28,2 108,2

Средняя заработная плата, руб./мес. - 14 579,0 19 955,9 26 975,4

Выручка, млрд. руб. 7599,1 18 587,0 25 537,2 10 362,7

Средняя выручка, млн. руб. 3,6 15,1 116,6 550,6

Расходы, млрд. руб. - 16912,9 23 063,2 8 871,6

Маржинальность (кроме торговли), в % - 113,8 115,1 122,0

* - Включая самого индивидуального предпринимателя и помогающих членов семьи. Источник: Сплошное наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 г. / Росстат.

Таблица 7 Число и выручка малых предприятий сотрудников за 2015 г. и ИП в России в зависимости от численности

Характеристика Численность сотрудников, чел.*

0 1 2-4 5-9 10-15

Число 71 310 437 334 405127 236 470 115 044

Малые Выручка, млрд. руб. 1014,0 8168,3 8676,9 7521,9 5392,6

предприятия Средняя выручка, млн. руб. 14,2 18,7 21,4 31,8 46,9

кроме торговли 8,5 10,2 11,4 18,7 29,4

Число - 1431 307 450 776 128130 39 011

Выручка, млрд. руб. - 2338,4 1395,1 1107,7 774,5

Средняя выручка, млн. руб. - 1,6 3,1 8,6 19,9

кроме торговли - 1,5 2,5 6,3 12,6

* - Для ИП - включая самого индивидуального предпринимателя и помогающих членов семьи. Источник: Сплошное наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 г. / Росстат.

Реализация в России основных принципов устройства специальных налоговых режимов, используемых в международной практике, могла бы повлечь за собой следующие шаги:

1. Ограничение упрощенной системы налогообложения микробизнесом с численностью сотрудников до 15 человек и выручкой до 30 млн. руб., с оставлением только налога с оборота, т.е. применением схемы «доходы», и с освобождением таких организаций от обязанности вести бухгалтерский учет, если все доходы фиксируются на расчетном счете.

2. Для остального малого бизнеса сохранение возможности освобождения от уплаты НДС, а также введения пониженной ставки налога на прибыль. Поддержку начинающим предприятиям при этом логично оказывать в рамках территорий с особыми налоговыми условиями (ОЭЗ и др.).

3. Применение патента или вмененного налога только для индивидуальных предпринимателей и микробизнеса с численностью работников не более 5 человек и выручкой до 12 млн. руб., если они оказывают услуги или реализуют товары только физическим лицам.

4. В случае самозанятых (предпринимателей без наемных работников или семейного бизнеса), оказывающих услуги физическим лицам, предоставление им возможности получать патент без регистрации ИП и уплаты фиксированной части соцвзносов.

В результате указанных мер непрофессиональный микробизнес и самозанятые окажутся отделены от профессионального малого бизнеса и им будут созданы максимально благоприятные условия для работы в формальной экономике. Малый же бизнес, лишившись части льгот, получит стимулы для дальнейшего роста.

Выводы

Задачи совершенствования налоговой и экономической политики требуют решения проблемы теневой экономики. Современные исследования путей сокращения неформального сектора показывают, что для этого необходимо принятие различных мер по содействию легализации предпринимателей, особенно малого бизнеса и самозанятых, подверженных наибольшим рискам ухода в неформальную экономику. Такие меры должны включать как налоговое просвещение, юридические консультации, помощь в составлении отчетности, так и применение специальных налоговых режимов, упрощение налогового законодательства и, в целом, повышение справедливости налоговой системы с точки зрения предпринимателей.

Радикальное упрощение правил налогового администрирования имеет смысл только для микробизнеса или самозанятых, реализующих товары и услуги для физических лиц, на основе развития системы налогообложения посредством вмененного дохода и патента. Это требует конкретизации законодательного определения микробизнеса и самозанятых, а также заметного снижения порогов выручки, до которых возможно применение специальных налоговых режимов.

Для более эффективной поддержки остального малого бизнеса, в том числе предприятий, только начинающих деятельность, следует использовать инструменты в рамках основной налоговой системы - в частности, в виде освобождения от НДС, снижения ставки налога на прибыль или введения налоговых каникул, а также неналоговые меры в виде облегчения доступа к кредитам и развития защиты прав собственности. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.