АНАЛИЗ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ
С.А. Курбанов, канд. экон. наук, доцент М.-Э.Т. Байсултанов, магистрант Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)
DO1: 10.24411/2411 -0450-2019-11349
Аннотация. Реформирование налоговой системы и переориентация налоговой политики России на снижение и оптимизацию налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства, актуализируют необходимость анализа действующего механизма налогообложения малого бизнеса в рамках специальных налоговых режимов, как инструментов, позволяющих снизить, в том числе, и административную нагрузку. Результатом проведённого исследования является систематизация ключевых недостатков действующего налогового законодательства, препятствующих раскрытию регулирующего потенциала специальных налоговых режимов. Обоснована необходимость расширения круга субъектов РФ для введения налога на профессиональный доход для самозанятых граждан.
Ключевые слова: малый бизнес, регулирование, налоговый режим, налог на профессиональный доход, налоговые льготы, проблемы.
Совершенствование налоговой политики в области специальных налоговых режимов, имеет свой определенный механизм, выражающийся через регулирование социально-экономических процессов, направленных на сбалансирование между регулятивной и фискальной функциями налогов, между государственными, коммерческими и личными интересами участников налоговых правоотношений. Государство через налоговое регулирование оказывает воздействие на экономические условия деятельности экономических субъектов и социальное положение граждан, путем льготирования. Систему методов и инструментов регулирования в сфере налогообложения разделяют на три блока: льготы, преференции, специальные налоговые режимы (СНР).
Специальные налоговые режимы (СНР) - это режимы налогообложения, при которых субъекты бизнеса получают возможность сократить документооборот и отчетность, уплачивая фактически один налог. Ставки и порядок уплаты, условия применения определяются в НК РФ и других федеральных и местных законах [1]. СНР предназначены для установления более благоприятных финансово-экономических
условий деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.
Налоговое законодательство в сфере деятельности индивидуальных предпринимателей регулярно меняется. Ожидается повышение сумм фиксированных взносов, расширение использования пилотных региональных проектов на территорию всей страны. Для всех ИП, независимо от выбранного режима налогообложения установлена обязательная уплата ОПС. Она имеет фиксированный размер независимо от размера прибыли и подлежит обязательной уплате на протяжении всего периода регистрации предпринимателя в ЕГРИП, даже если деятельность фактически не ведется.
В 2020 году для ИП ожидается повышение фиксированных взносов за себя, что утверждено ст. 430 Налогового кодекса: обязательное пенсионное страхование -32 448 руб. (ранее 29 354 руб.); обязательное медицинское страхование - 8 426 руб. (ранее 6 884 руб.) [2]. Итого, по итогам 2020 года ИП обязан уплатить 40 874 руб. взносов. Можно провести один платеж или уплачивать взносы частями. Главное, чтобы сумма в полном объеме была перечислена до 31 декабря 2020 г. При доходе бо-
лее 300 000 руб. дополнительно взимается в Пенсионный фонд 1% взноса от разницы между реальной суммой и указанным ограничением. Он вносится до 1 июля 2021 г. При этом суммарный платеж не может превышать 8-кратный размер фиксированного взноса в ПФ, то есть на 2020 год это 259 584 руб. При регистрации ИП в середине 2020 года, суммы фиксирован-
ных взносов будут рассчитываться пропорционально числу месяцев от начала деятельности до конца года.
Размер и перечень остальных налогов и сборов для ИП в 2020 году будет зависеть от выбранной системы налогообложения: общей или спецрежимов (УСН, ПСН, ЕНВД, ЕСХН) (табл. 1).
Таблица 1. Действующие системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей
Вид режима Налоговые платежи Примечание
ОСНО (общая система) 1. НДФЛ = (выручка - затра-ты)*13% 2. НДС по ставке от 0% до 20%. В зависимости от вида деятельности дополнительно уплачиваются налоги на транспорт, имущество, водный.
УСН («упрощенка») 6% от доходов или 15% от разницы между доходами и расходами. По решению региональных властей возможно снижение ставок до 1 и 5% для первого и второго варианта УСН соответственно.
ПСН (патентная) (Потенциальный доход*6%) = цена патента в месяц. Виды деятельности установлены ст. 346.43 НК РФ. Региональные власти расширяют этот перечень и устанавливают потенциальную доходность по всем видам.
ЕНВД («вмененка») 15% от вмененного дохода, скорректированного на коэффициенты К1 и К2. Учитывается не реальный, а вмененный доход ИП (рассчитанный заранее государством). Виды деятельности утверждены ст. 346.26 НК РФ. К1 устанавливает ежегодно Минэкономразвития (например, на 2019 г. - 1,915), К2 - муниципальные власти.
ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог) 6% от разницы между выручкой и расходами. От с.-х. продукции ИП должен получать не менее 70% своего дохода.
Применение специальных налоговых режимов позволяет учитывать специфику деятельности и размер организации. В современных условиях рыночной экономики, которая строится в основном на малом бизнесе, это особенно актуально. Однако, каждый специальный налоговый режим имеет не только преимущества, но и недостатки, которые также необходимо учитывать.
1. УСН - преимущественно применяют субъекты малого предпринимательства. Ориентирована на представителей малого бизнеса, позволяет выбрать объект налогообложения. Позволяет снизить налоговую нагрузку, упростить ведение налогового и бухгалтерского учета. Тем не менее, она имеет ряд серьезных недостатков:
- ограничение по размеру получаемого дохода, остаточной стоимости основных средств, отсутствие филиалов может стать
препятствием на пути к расширению бизнеса;
- возможность потери части покупателей, поскольку при отсутствии счетов-фактур они не смогут принять уплаченный НДС к вычету;
- даже если в налоговом периоде нет доходов или имеет место убыток, придется заплатить минимальный налог;
- при утрате права на применение УСН предпринимателям придется доплатить налоги, от которых они были освобождены.
2. ЕНВД, преимущественно, применяется в торговле. При этом режиме налогообложения сумма налога к уплате зависит не от реальных доходов и расходов организации, а от размера вмененного дохода, который исчисляется исходя из установленной законодательно базовой доходности. Преимуществом единого налога на вмененный доход является применение
при его расчете корректирующего коэффициента, который позволяет учесть многие внешние факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность. Если предприятие функционировало неполный налоговый период, корректирующий коэффициент позволит учесть и это. У ЕНВД имеются и свои недостатки:
- установленная базовая доходность может отличаться от фактического дохода;
- как и в случае с УСН, не составление счетов-фактур может повлечь за собой потерю покупателей, уплачивающих НДС;
- если имеет место убыток, налог все равно придется заплатить. Начиная С 1 января 2020 года для отдельных плательщиков отменен ЕНВД.
3. ЕСХН, могут применять только организации, производящие сельскохозяйственную продукцию из сельскохозяйственного сырья собственного производства. Поэтому ЕСХН в современных условиях выступает одним из главных инструментов государственной поддержки агропродо-вольственного сектора экономики. Государство стремится через применение ЕСХН снизить налоговую нагрузку отрасли. ЕСХН удобен для сельскохозяйственных производителей тем, что авансовые платежи по нему уплачиваются раз в полгода. По сравнению с УСН, объект «Доходы минус расходы» плюсом является низкая ставка налога. Недостатки применения режима:
- бухгалтерский учет ведется в полном объеме, ограниченный перечень признаваемых расходов;
- невозможность предъявить право на вычет из бюджета, уплаченного поставщикам НДС, что является самым главным недостатком данного режима, покупая материалы, оборудование по ставке НДС 20% и продавая свою продукцию по ставке НДС 10%, предприятия оказываются в невыгодном положении;
- расходы признаются в соответствии с поименованным закрытым перечнем. Сельхозтоваропроизводители, занимающиеся промышленной переработкой сельскохозяйственного сырья, и имеющие долю доходов от ее реализации более 30% не вправе перейти на ЕСХН.
4. Патентная система налогообложения позволяет предпринимателю выбирать срок действия патента (от 1 до 12 месяцев), что удобно при сезонной деятельности. Упрощенный учет, отсутствие декларации по налогу, возможность не использовать контрольно-кассовую технику так же являются сильными преимуществами для большинства ИП. Примечательно здесь также то, что для ПСН снижены ставки страховых взносов с вознаграждений работникам, но нет возможности их зачесть, поскольку налоговая база не зависит от фактических доходов и расходов организации. Все специальные налоговые режимы заменяют собой несколько налогов общей системы налогообложения. Это позволяет экономить, уплачивая вместо нескольких налогов один. Имеет место снижение налоговой нагрузки. Положительно также и то, что декларация в налоговую инспекцию будет подаваться только по одному налогу вместо нескольких. В числе общих недостатков можно отметить необходимость строгого соответствия условиям применения специального режима налогообложения и ограничение по видам деятельности. Из минусов применения данного режима можно отметить:
-необходимость приобретать разные патенты на разные виды деятельности;
- нет права зачесть суммы уплаченных страховых взносов; — базовая доходность, на которой основывается стоимость патента, может отличаться от реальной стоимости;
- «уплата налога авансом притом, что будущая прибыль неизвестна и может не покрыть даже стоимость патента. Таким образом, можно отметить, что каждый специальный налоговый режим имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Универсального решения при выборе той или иной системы налогообложения не существует. Для каждого предприятия необходим индивидуальный подход. Однако, в общем можно сказать, что применение специальных налоговых режимов позволяет снизить налоговую нагрузку, облегчить ведение учета и сдачу отчетности в налоговую инспекцию, что очень актуально
для большей части предпринимателей» [4, с. 197].
4. Расширение сферы действия нового специального налогового режима. Специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», который появился в 4 регионах страны в качестве пилотного проекта 2019 года, в 2020-м планируется ввести во всех остальных субъектах РФ. Ставка рассчитывается с доходов ИП (без возможности уменьшения на сумму расходов) и зависит от того, каким путем они будут получены: 4% - от сотрудничества с физическими лицами; 6% - от сотрудничества с другими ИП и юридическими лицами. Суммы к уплате рассчитываются в специальном мобильном приложении ФНС «Мой налог». Сюда же ежемесячно направляется уведомление об уплате за прошедший месяц. Сдавать декларацию или другие виды отчетности предпринимателю не требуется. Новую систему можно будет использовать при условии годового дохода до 2,4 млн. руб. и отсутствии наемных работников. Точные поправки к законам, утверждающие внедрение спецрежима для самозанятых по всей территории страны, должны быть приняты в декабре 2019 года. Использование он-лайн-касс согласно закону № 129-ФЗ от 6.06.2019 отдельные категории ИП без работников могут продолжить работать в 2020 году без онлайн-касс (вплоть до 01.07.2021). Их деятельность должна быть связана с: реализацией товаров собственного производства: кондитеры на дому, хендмейд-мастера; самостоятельным предоставлением услуг населению: няни, сиделки, парикмахеры, таксисты-частники, мастера по пошиву и ремонту одежды; самостоятельным выполнением работ: частные строители и ремонтники (без торговли стройматериалами других производителей).
С 1 января 2020 года он распространится на 19 субъектов. Накануне в Минфине сообщили, что это будут в первую очередь регионы-доноры и те территории, где находятся города-миллионники.
Схема по взиманию налога на профессиональный доход самозанятых граждан действует в качестве эксперимента с 1 января. Предприниматели с доходом не более 200 тысяч рублей в месяц, оказывающие платные услуги без привлечения наемных работников, отчисляют четыре процента с доходов при работе с физическими лицами и шесть процентов - при работе с компаниями.
Другие нововведения и изменения в сфере налоговой политики для ИП в 2020 году ожидается еще ряд изменений:
- Предприниматели на УСН, которые уплачивают работают по схеме «Доходы» и используют в своей деятельности он-лайн-кассы будут освобождены от необходимости заполнения отчетности по УСН.
- При использовании «упрощенки» рассматривается введение переходного периода на случай однократного превышения допустимых лимитов по количеству работников (100 человек) или сумме доходов (150 млн. руб.): возможность остаться до конца налогового периода на УСН, но перечислять налог по повышенной ставке. Ее размер еще неизвестен, поэтому судить о выгоде такого предложения пока рано.
- Планируется индексация лимита доходов для ИП на упрощенной системе (коэффициент Минэкономразвития обязано определить до 20.11.2019), поэтому со следующего года предприниматели будут ориентироваться на новые показатели.
Таким образом, можно отметить, что каждый специальный налоговый режим имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Универсального решения при выборе той или иной системы налогообложения не существует. Для каждого предприятия необходим индивидуальный подход. Однако, в общем можно сказать, что применение специальных налоговых режимов позволяет снизить налоговую нагрузку, облегчить ведение учета и сдачу отчетности в налоговую инспекцию, что очень актуально для большей части предпринимателей.
Библиографический список
1. Специальные налоговые режимы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://corpmsp.ru/pres_slujba/news_msp/spetsialnye_nalogovye_rezhimy/ (дата обращения: 12.11.2019).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019) / Статья 430.
3. Специальные налоговые режимы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://schetuchet.ru/specialnye-nalogovye-rezhimy/ (дата обращения: 10.11.2019).
4. Толстова Э.М. Преимущества и недостатки применения специальных налоговых режимов // Первая ступень в науке. I часть. Сборник трудов по результатам работы V Международной научно-практической студенческой конференции. - Вологда-Молочное: Вологодская ГМХА, 2017. - 341 с.
ANALYSIS OF SPECIAL TAX REGIMES FOR SMALL BUSINESS AT A MODERN STAGE AND PROSPECTS FOR THEIR DEVELOPMENT
S.A. Kurbanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor M.-E.T. Beisultanov, Graduate Student Chechen State University (Russia, Grozny)
Abstract. Reforming the tax system and reorienting the tax policy of Russia to reduce and optimize the tax burden on small businesses, actualize the need to analyze the current mechanism for taxing small businesses under special tax regimes as tools to reduce, among other things, the administrative burden. The result of the study is the systematization of the key shortcomings of the current tax legislation that impedes the disclosure of the regulatory potential of special tax regimes. The necessity of expanding the circle of subjects of the Russian Federation for the introduction of a tax on professional income for self-employed citizens is substantiated.
Keywords: small business, regulation, tax regime, professional income tax, tax benefits, problems.