Научная статья на тему 'Зарубежный опыт реализации налоговой политики по стимулированию экономического роста'

Зарубежный опыт реализации налоговой политики по стимулированию экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2896
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / TAX INCENTIVES / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAX POLICY / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / TAX SYSTEM / ПРЯМОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / DIRECT TAXATION / КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / INDIRECT TAXATION / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / FOREIGN COUNTRIES / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ / INCOME TAX / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / VALUE ADDED TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корень Андрей Владимирович, Татуйко Александр Викторович

В условиях экономического спада проблема поиска дополнительных источников финансирования государственного бюджета РФ становится особенно актуальной. При этом политика роста налоговой нагрузки может привести к существенному снижению темпов экономического развития и долгосрочной стагнации, в связи с чем изучение зарубежного опыта реализации налоговой политики может дать ответы на вопросы о наиболее эффективных решениях российских проблем. Целью статьи является рассмотрение зарубежного опыта реализации налоговой политики, направленной на стимулирование экономического роста. Изучается опыт реализации американской налоговой политики, направленной на стимулирование внутреннего спроса и сокращение косвенных налогов. Американская модель налоговой системы противопоставляется европейской, где роль налога на добавленную стоимость традиционно велика. В статье изучаются примеры налогового стимулирования отдельных территорий и видов деятельности, а зарубежный опыт обеспечения экономического роста в отдельных регионах сравнивается с российским опытом установления льгот для территорий опережающего развития. На основе проведённого анализа получены выводы о том, что в ряде случаев положительный опыт реализации налоговой политики зарубежных стран основан на высоком уровне диверсификации экономики, тогда как российская экономическая модель имеет ярко выраженную ориентацию на добычу и экспорт полезных ископаемых. Приводятся примеры успешного заимствования зарубежного опыта реализации налоговой политики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IMPLEMENTATION OF TAX POLICY TO STIMULATE ECONOMIC GROWTH

In conditions of economic crisis the problem of finding additional funding for state budget of the Russian Federation is particularly important. At the same time the tax burden growth policy could lead to a significant reduction in the rate of economic development and long-term stagnation, and therefore the study of foreign experience of implementation of tax policy can give answers to questions about the most effective solutions to Russian problems. The article discusses the foreign experience implementing tax policies aimed at stimulating economic growth. We study the experience of the implementation of US tax policy aimed at stimulating domestic demand and reducing indirect taxes. The American model is opposed to the European tax system, where the role of value-added tax is traditionally high. The article examines examples of tax incentives for certain territories and types of economic activity, and foreign experience achieve economic growth in some regions compared with the Russian experience in establishing incentives for priority development territories. On the basis of conducted analysis obtained conclusions that in many cases a positive experience of implementation of tax foreign policy is based on a high level of diversification of the economy, whereas the Russian economic model has a strong focus on the production and export of minerals. We give examples of successful use of foreign experience of implementation of tax policy in Russia.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт реализации налоговой политики по стимулированию экономического роста»

экономические Корень Андрей Владимирович, Татуйко Александр Викторович

науки зарубежный опыт реализации налоговой ...

УДК 336.025

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

© 2016

Корень Андрей Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международный бизнес и финансы» Татуйко Александр Викторович, магистрант Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: sanek.bender@mail.ru)

Аннотация. В условиях экономического спада проблема поиска дополнительных источников финансирования государственного бюджета РФ становится особенно актуальной. При этом политика роста налоговой нагрузки может привести к существенному снижению темпов экономического развития и долгосрочной стагнации, в связи с чем изучение зарубежного опыта реализации налоговой политики может дать ответы на вопросы о наиболее эффективных решениях российских проблем. Целью статьи является рассмотрение зарубежного опыта реализации налоговой политики, направленной на стимулирование экономического роста. Изучается опыт реализации американской налоговой политики, направленной на стимулирование внутреннего спроса и сокращение косвенных налогов. Американская модель налоговой системы противопоставляется европейской, где роль налога на добавленную стоимость традиционно велика. В статье изучаются примеры налогового стимулирования отдельных территорий и видов деятельности, а зарубежный опыт обеспечения экономического роста в отдельных регионах сравнивается с российским опытом установления льгот для территорий опережающего развития. На основе проведённого анализа получены выводы о том, что в ряде случаев положительный опыт реализации налоговой политики зарубежных стран основан на высоком уровне диверсификации экономики, тогда как российская экономическая модель имеет ярко выраженную ориентацию на добычу и экспорт полезных ископаемых. Приводятся примеры успешного заимствования зарубежного опыта реализации налоговой политики в России.

Ключевые слова: налогообложение, налоговое стимулирование, экономический рост, налоговая политика, налоговая система, прямое налогообложение, косвенное налогообложение, налоговые льготы, зарубежные страны, социально-экономическое развитие, подоходный налог, налог на добавленную стоимость.

FOREIGN EXPERIENCE IMPLEMENTATION OF TAX POLICY TO STIMULATE

ECONOMIC GROWTH

© 2016

Koren Andrey Vladimirovich, candidate of economical science, associate professor of the chair

«International Business and Finance» Tatuyko Alexander Viktorovich, master Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, st. Gogolya, 41, e-mail: sanek.bender@mail.ru)

Abstract. In conditions of economic crisis the problem of finding additional funding for state budget of the Russian Federation is particularly important. At the same time the tax burden growth policy could lead to a significant reduction in the rate of economic development and long-term stagnation, and therefore the study of foreign experience of implementation of tax policy can give answers to questions about the most effective solutions to Russian problems. The article discusses the foreign experience implementing tax policies aimed at stimulating economic growth. We study the experience of the implementation of US tax policy aimed at stimulating domestic demand and reducing indirect taxes. The American model is opposed to the European tax system, where the role of value-added tax is traditionally high. The article examines examples of tax incentives for certain territories and types of economic activity, and foreign experience achieve economic growth in some regions compared with the Russian experience in establishing incentives for priority development territories. On the basis of conducted analysis obtained conclusions that in many cases a positive experience of implementation of tax foreign policy is based on a high level of diversification of the economy, whereas the Russian economic model has a strong focus on the production and export of minerals. We give examples of successful use of foreign experience of implementation of tax policy in Russia.

Keywords: taxation, tax incentives, economic growth, tax policy, tax system, direct taxation, indirect taxation, tax incentives, foreign countries, the socio-economic development, income tax, value added tax.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На современном этапе в развитии экономики Российской Федерации наблюдается значительный спад, что связано с введением санкций со стороны США и Евросоюза, ослаблением курса рубля и падением цен на нефть до минимальных значений за более чем семь лет. Для изменения сложившейся ситуации государству необходимо уделить особое внимание администрированию и частичному реформированию существующих механизмов воздействия на экономику страны.

В сложившейся ситуации налоговая политика представляется одним из самых эффективных инструментов по управлению экономическим ростом. Как отмечает Сапрыкина Т.В. [1], государство, используя разнообразные подходы к налогообложению отдельных отраслей экономики, может оказывать воздействие на формирование и последующее распределение как централизованных, так и децентрализованных денежных фондов, выстраивает взаимоотношения с налогоплательщиками на всех уровнях бюджетной системы, и может эффективно стимулировать отдельные регионы и отрасли эко-АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4(17)

номики.

С помощью прямых и косвенных налогов функция стимулирования реализуется через комплекс мер, включающем в себя предоставление налоговых преференций и определенных преимуществ различным категориям субъектов экономических отношений. Таким образом, грамотная реализация налоговой политики - это не только способ существенно увеличить поступления в государственный бюджет, но и эффективный механизм регулирования экономики государства в целях повышения экономического роста в целом [2].

Умеренный уровень налоговой нагрузки стимулирует антикризисный рост экономики, а также обеспечивает достаточный приток инвестиций в наиболее востребованные с точки зрения долгосрочных перспектив отрасли, поэтому является важным фактором для стимулирования дальнейшего экономического роста.

При этом при переходе к инновационному типу развития экономики возможно появление резервов, обеспечивающих рост налоговой базы и закономерную потребность государства в увеличении налоговых поступлений для удовлетворения социальных и материальных по-

187

Корень Андрей Владимирович, Татуйко Александр Викторович жопомтеские

зарубежный опыт реализации налоговой ... науки

требностей своих граждан.

Однако в условиях нестабильности основной проблемой налоговой политики Российской Федерации становится поиск компромисса между поддержанием умеренного уровня налоговой нагрузки и необходимостью роста налоговых поступлений в бюджет.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Изучением налоговой политики государства и оценкой её влияния на экономический рост занимается ряд учёных, среди которых следует отметить Попову Е.В. и Филатову Е.А. [3, с. 154; 4]. В их работах прослеживается взаимосвязь между элементами налоговой политики и экономическим ростом не только на уровне России, но и в зарубежных странах. Однако значительно более подробное изучение налоговых систем зарубежных стран проводится в работах Лыковой Л.Н., Букиной И.С., а также Поповой Л.В., Дрожжиной И.А. [5; 6]. Тем не менее, в настоящее время еще не сложилось чётких подходов и ориентиров в понимании того, какие положения налоговой политики зарубежных стран будут достаточно эффективны в условиях российской действительности. Учёные также до сих пор не пришли к единому мнению относительно наиболее рациональных путей пополнения государственного бюджета. Так, например, в научном сообществе продолжаются споры о целесообразности перехода на западную модель налогообложения для компаний нефтегазового сектора. Ведутся споры и об эффективности региональных налоговых льгот, используемых в настоящее время на территориях опережающего социально-экономического развития.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Вполне логично, что полное сочетание низкой налоговой нагрузки и увеличение налоговых поступлений в настоящее время едва ли возможно. Тем не менее, государству необходимо найти решение, которое бы в равной степени позволяло эффективно реализовать стимулирующую и фискальную функции налогообложения. Учитывая всё вышесказанное, наиболее рациональным вариантом поиска путей стимулирования экономического роста представляется возможность обратиться к успешному зарубежному опыту.

Целью статьи является изучение успешного зарубежного опыта по стимулированию экономического роста на основе грамотной расстановки задач налоговой политики, а также с учётом сложившихся приоритетов в построении национальных налоговых систем. Кроме того, в рамках настоящей статьи необходимо оценить возможность заимствования и вероятность успешного внедрения в налоговую систему РФ отдельных направлений налоговой политики зарубежных стран.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Во всем мире налоговые системы достаточно похожи: все они формируются под влиянием разных экономических, политических и социальных факторов и отвечают общим требованиям. Однако по своей структуре налоговые системы большинства развитых стран мира можно разделить на две основных категории [7, с. 232].

К первой категории относятся страны, в которых наибольшую долю составляют прямые налоги. Наиболее успешным примером эффективной реализации прямого налогообложения является США. Для её налоговой системы характерно наличие трех уровней налогообложения (федеральный, региональный и местный уровни). При этом наибольшие поступления в консолидированный бюджет обеспечиваются подоходным налогом [8].

Подоходный налог имеет прогрессивную шкалу взимания, способствуя переложению значительной части налогового бремени на наиболее обеспеченную часть граждан. Под налогообложение попадают практически все виды доходов, начиная от заработной платы тру-188

дящихся по найму, разовых гонораров, полученных от индивидуальной предпринимательской деятельности, заканчивая доходами от продажи собственного имущества.

Также необходимо отметить тот факт, что при определении налоговой базы учитываются определенные особенности налогоплательщика. В зависимости от наличия детей или других нетрудоспособных членов семьи, факта проживания на собственной или арендованной жилплощади и других особенностей налогоплательщик имеет ряд льгот, позволяющих существенно уменьшить сумму при начислении подоходного налога. Таким образом, пенсионеры, студенты или люди, занятые на низкооплачиваемых работах, платят значительно меньше.

Еще одной важной особенностью является связь подоходного налога с определёнными возможностями региональных органов власти и органов местного самоуправления, которым разрешено самостоятельно устанавливать и регулировать ставки этого налога, направляемого в соответствующий бюджет. И если на федеральном уровне этот налог имеет прогрессивную шкалу обложения, то на уровне муниципалитетов и отдельных округов шкала подоходного налога нередко может иметь регрессивный или пропорциональный характер, что позволяет всем гражданам солидарно участвовать в формировании доходной части бюджета независимо от уровня социально-экономического развития конкретного штата.

Также за региональными органами власти (руководство штатов США) закреплена возможность устанавливать на своей территории любые налоги, которые не противоречат федеральным законам и соблюдают конституционные принципы налогообложения. Так, практически всеми штатами вместо достаточно распространённого во всем мире налога на добавленную стоимость взимается налог с продаж [9].

В отличие от американской налоговой системы, ориентированной на приоритетное положение прямых налогов, в мире существует большое количество государств, считающих, что именно потребитель должен нести основную налоговую нагрузку [10]. К таким государствам относятся страны, активно реализующие принцип приоритетности косвенного налогообложения. В данном случае в качестве примера следует рассматривать не отдельную страну, а группу государств - членов Евросоюза (ЕС), поскольку являясь одним из самых крупнейших интеграционных образований, государства-члены ЕС пытаются проводить не только единую экономическую, но и налоговую политику.

Однако в сложившихся условиях налоговая политика ЕС не ставит своей целью необходимость полной унификации национальных налоговых систем стран-членов ЕС. Это фактически приводит к тому, что налоговые режимы и механизмы уплаты налогов в отдельных государствах Евросоюза могут заметно отличаться друг от друга. В конечном итоге все сводится к сохранению права самостоятельного решения своих проблем в бюджетно-налоговой сфере и определению наиболее важных приоритетов в управлении налоговой системой при условии, что их налоговая политика не причиняет ущерб экономике всего европейского сообщества [11].

Одним из важнейших налогов в странах ЕС является налог на добавленную стоимость. Во-первых, именно наличие НДС в налоговой системе государства является одним из обязательных условий для вступления в Евросоюз. Во-вторых, неся в себе минимальные изменения в поведении потребителей и предприятий, он гарантирует постоянные и весьма значительные поступления в бюджет государств. Внутри Евросоюза действует единый правовой механизм в отношении НДС, но сами ставки налога и отдельные виды льгот во всех странах-членах Сообщества отличаются. Однако касательно льготных ставок можно отметить, что в подавляющем АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4(17)

экономические науки

Корень Андрей Владимирович, Татуйко Александр Викторович

зарубежный опыт реализации налоговой ...

большинстве государств-членов ЕС условия для их применения практически одинаковы. Прежде всего, льготная ставка НДС действует на товары первой необходимости, большинство сельскохозяйственной продукции, медицинские услуги и лекарства, общественный транспорт, печатную продукцию и другие услуги социального характера [12].

Кроме того, существует ряд стран, которые нельзя отнести к категории приоритета прямого или косвенного налогообложения, ввиду того, что их налоговые системы имеют ряд отличительных особенностей, которые также стоит рассмотреть в качестве возможных вариантов для использования в налоговой системе РФ. Например, Япония не является страной, где основное предпочтение со стороны государства уделялось либо прямому, либо косвенному налогообложению. В Японии доли поступлений данных налогов примерно равны, при этом ещё более значительную часть поступлений государство получает от отчислений во внебюджетные фонды в виде отчислений на социальное страхование и обеспечение необходимых потребностей трудящихся.

Данные взносы в Японии можно рассматривать в качестве прямых налогов, поскольку они уплачиваются наемными рабочими с зарплаты, а также с точки зрения косвенного налогообложения, так как они включаются производителем в стоимость товаров и услуг, тем самым уплачиваются конечным потребителем [13].

Для целей стимулирования развития местного производства, а также привлечения иностранного капитала хорошим примером является налоговая политика Ирландии, где достаточно низкая ставка корпоративного налога обеспечивает большие капиталовложения нерезидентов и, как следствие, высокие темпы развития внутренней производственной инфраструктуры. Однако не следует полагать, что лишь низкие налоговые ставки обеспечивают привлечение крупных капиталовложений и создание благоприятного инвестиционного климата. В данном случае низкая налоговая нагрузка является не более чем одним из множества условий, способствующих ускоренному экономическому росту.

Существуют страны, активно практикующие политику стимулирования отдельных регионов или же конкретных отраслей производств различными способами [14]. Это могут быть как разовые выплаты из бюджета для привлечения дополнительных капитальных вложений, так и различные виды налоговых льгот и административных преференций. Так, например, рядом стран во главе с Великобританией и Францией в конце 20 века возникла необходимость модернизации и переориентации промышленности для создания новых высокотехнологичных производств. С этой целью были выделены государственные субсидии и займы, а также в короткие сроки были построены новые промышленные объекты, которые впоследствии продавались компаниям на льготных условиях, предполагающих освобождение от налога на собственность на длительный период времени. Более того, в Германии крупные налоговые льготы получают компании и фирмы, инвестирующие в развитие экономически не развитых регионов, обладающих высоким потенциалом развития.

Такая практика поддержки отдельных регионов не нова и для России. Так, в марте 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Согласно этому закону в пределах территорий опережающего развития компаниям-резидентам этих зон предоставляется ряд налоговых льгот в виде пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, пониженных тарифов по страховым взносам, а также освобождения резидентов от уплаты земельного налога и налога на имущество организаций [15; 16]. Основные особенности реализации налоговой политики в зарубежных странах представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные особенности реализации на-

логовой политики в зарубежных странах

Страна Отличительные особенности

США Основной акцент сделан на прямое налогообложение, в частности на подоходный налог. Имеет прогрессивную шкалу взимания, сложную, но гибкую структуру регулирования, посредством предоставления льгот и возможностью изменять размер ставок на региональном уровне.

Страны Евросоюза Основной акцент сделан на косвенное налогообложение, в частности на НДС. Он гарантирует постоянные и весьма значительные поступления в бюджет, очень гибок в реформировании. Внутри ЕС действует единый правовой механизм в отношении НДС, но ставки налога и отдельные льготы во всех странах-членах ЕС отличаются.

Япония Большую часть поступлений государство получает от отчислений во внебюджетные фонды, а именно отчисления на социальное страхование и обеспечение трудящихся. Имеют признаки прямых и косвенных налогов - уплачиваются наемными рабочими с зарплаты, включаются производителем в стоимость товаров и услуг.

Ирландия Низкая ставка корпоративного налога обеспечивает большие капиталовложения из-за границы и высокие темпы развития внутренней производственной инфраструктуры.

Великобритания, Франция Стимулирование отдельных регионов, отраслей производств: разовые выплаты из бюджета для капитальных вложений, выделение государственных субсидий и займов на постройку производственных зданий, налоговые льготы и административные преференции.

Германия Крупные налоговые льготы для компаний, выделяющих средства в экономически отсталые регионы, обладающие высоким потенциалом для развития. Наличие уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов.

Важно отметить и другие особенности механизмов налогового администрирования, которые не относятся по своему содержанию к ставкам налога, порядку исчисления и уплаты, а также отдельным видам налоговых льгот. Для этого следует обратить внимание на налоговые системы стран с эффективно работающими налоговыми системами, таких как США и Германия. Два этих государства являются представителями двух разных категорий налоговых систем, в первом случае основной акцент сделан на эффективное регулирование прямого налогообложения, и в частности на подоходный налог, во втором же - особая важность уделяется косвенным налогам. Однако существует множество «неналоговых» факторов, которые обеспечили становление эффективного налогового контроля и как следствие достаточно высокие суммы поступлений налогов в государственную казну этих стран [17].

Во-первых, это технологическая составляющая: четко отлаженная и автоматизированная система сбора налогов. Связано это, прежде всего, с высоким уровнем развития системы безналичных расчетов, значительно упрощающей процедуру уплаты налогов. В настоящее время в России данный опыт стал активно использоваться на практике и реализуется посредством создания и модернизации сайта Федеральной налоговой службы с функцией личного кабинета налогоплательщика, благодаря которому налогоплательщик обладает возможностью уплатить все свои налоги с максимальным удобством и в кратчайшие сроки.

Во-вторых, в ряде стран всё чаще используется принцип рационального разделения санкций и мер ответственности за свершение налоговых правонарушений. Виновных частично ограничивают в своих гражданских правах, будь то право участвовать в выборах или лишение водительского удостоверения. В Германии имеется достаточно хорошо зарекомендовавшая себя практика, предполагающая, что лица, намеренно уклоняющиеся от уплаты налогов, привлекаются к уголовной ответственности и наказываются лишением свободы на срок от 6

Корень Андрей Владимирович, Татуйко Александр Викторович экономические

зарубежный опыт реализации налоговой ... науки

месяцев до 10 лет [18]. Несмотря на существенную разницу в мерах ответственности, как правило, достигается нужный результат, предполагающий предупреждение налогоплательщиков и профилактики налоговых преступлений. При этом стоит отметить наличие отлаженной системы возмещения причиненных государству убытков. Достаточно эффективным инструментом является возможность взыскать личное имущество должника с последующей его конфискацией по рыночным ценам через аукцион.

В Европе большое значение уделяется деловой и финансовой репутации организации. Если компания была замечена в качестве участника незаконных схем по уходу от уплаты налогов или находится на особом контроле в налоговых органах, налоговые органы способствуют формированию негативной репутации компании. Данная информация является открытой и крайне отрицательно сказывается на дальнейшем развитии бизнеса, так как потенциальные возможные деловые партнеры предпочитают избегать сотрудничества с подобными организациями.

Еще одним фактором экономического роста в зарубежных странах является наличие четкого и детализированного налогового законодательства [19]. В Налоговом кодексе РФ до сих пор присутствуют основания для различных толкований и интерпретаций, а также множество пробелов, благодаря которым на спорных, но на непротиворечащих закону основаниях можно существенно снизить налоговую базу или избежать налогообложения в достаточно существенном для организации объёме. Налоговая система Российской Федерации является сравнительно молодой и всё ещё недостаточно эффективно функционирует, что стало одним из факторов замедления экономического роста. Необходимо дальнейшее реформирование методов и инструментов налогового администрирования, а также оценка степени влияния налоговых льгот на экономический рост государства.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На основе проведённого исследования был изучен зарубежный опыт налогового стимулирования экономического роста в условиях обеспечения стабильности роста государственных доходов и бюджетных обязательств. Также были рассмотрены сложившиеся приоритеты в построении национальных налоговых систем.

При этом необходимо сделать ряд выводов. Направления налоговой политики зарубежных стран носят для Российской Федерации, прежде всего, ознакомительный характер, поскольку многие положительные особенности эффективно работающих налоговых систем основаны на высоком уровне диверсификации экономики, тогда как российская экономическая модель имеет ярко выраженную ориентацию на добычу и экспорт полезных ископаемых [20]. При этом существует ряд специфических факторов, таких как уровень социально-экономического развития страны, наличие минерально-сырьевых ресурсов, особого географического положения и демографии, оказывающих непосредственное влияние на проводимую в стране налоговую политику. Кроме того, не стоит забывать об определённом уровне сходства российской и европейской моделей налоговых систем, а также методов налогового администрирования, тогда как американский опыт представляется куда менее полезным.

Следует признать, что в экономических моделях зарубежных странах существует совокупность присущих только им особенностей, обеспечивающих наибольшую эффективность реализации налоговой политики исключительно для данных государств. Повышение собираемости налогов и обеспечение ускоренных темпов экономического роста возможно реализовать совершенно разными путями, но лишь в отдельно взятой стране одни и те же методы реализации налоговой политики 190

будут максимально эффективны. Тем не менее, в настоящее время уже происходит смещение приоритетов налоговой политики, направленной на повышение роли имущественных налогов и внедрение особых льгот для территорий с особым экономическим статусом (ТОРы, Свободный порт Владивосток) с учётом опыта, полученного в зарубежных странах. Поэтому можно уверенно говорить, что в ряде случаев зарубежный опыт может быть успешно адаптирован к использованию в налоговой системе РФ в условиях реализации задач по повышению инвестиционной привлекательности и открытости национальной экономики. Кроме того, дальнейшее исследование данной проблематики может быть направлено на изучение и подробный анализ элементов налоговой политики зарубежных стран, показавших высокие результаты в повышении собираемости налогов в отдельных регионах (малоосвоенные районы крайнего севера) и отраслях экономики (нефтегазовая отрасль). Это позволит получать результаты с высокой степенью применимости в экономической модели Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сапрыкина Т.В. Налоговая политика Российской Федерации в условиях экономического кризиса / Т.В. Сапрыкина // Управление экономическими системами. 2015. № 5 (77). С. 29-32.

2. Поляка Г.Б. Налоги и налогообложение / Поляка Г.Б. - М.: Издательство Юрайт, 2013. 468 с.

3. Попова Е.В. Налоговое стимулирование как метод регулирования инновационного развития территории // Региональное развитие. 2014. № 3-4. С. 152-156.

4. Филатова Е.А. Теоретическая классификация моделей налоговой политики // Инновационное развитие экономики. 2015. № 2 (26). С. 82-85.

5. Лыкова Л.Н., Букина И.С. Налоговые системы зарубежных стран: учебник для бакалавриата и магистратуры / Лыкова Л.Н. - М.: Издательство Юрайт, 2015. 429 с.

6. Попова Л.В., Дрожжина И.А. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие 3-е издание, перераб. и доп. / Попова Л.В. - М.: Дело и сервис, 2014. 432 с.

7. Гриванов Р.И., Гриванова Н.В., Иматова Е.М. Создание особых экономических зон как альтернативы налогового планирования бизнеса при проведении курса на деофшоризацию экономики // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 1. С. 364-367.

8. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-2. С. 127-129.

9. Погорлецкий А.И. Налоговая политика ведущих зарубежных стран: современные аспекты // Финансы и кредит. 2012. № 13 (493). С. 71-80.

10. Какаулина М.О., Цепелев О.А., Латкин А.П. Моделирование влияния налоговой нагрузки на экономический рост региона с учетом ресурсного потенциала // Налоги и налогообложение. 2014. № 8. С. 774-790.

11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для студентов вузов / В. Г. Пансков; Фин. акад. при Правительстве РФ. - М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2012. 680 с.

12. Попов Д.А., Водопьянова В.А. Экономические аспекты проблемы реформирования налога на добавленную стоимость // Современные научные исследования и инновации. - 2014. -№ 6-2 (38). - С. 5.

13. Коростелёва Л.А. Особенности налоговой политики зарубежных стран в развитии малого бизнеса // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 42-44.

14. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2010. № 5. С. 9-16.

15. Корень А.В., Татуйко А.В. Налоговое регулиро-АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4(17)

экономические науки

Корень Андрей Владимирович, Татуйко Александр Викторович зарубежный опыт реализации налоговой ...

вание территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке // Фундаментальные исследования. 2015. № 5-3. С. 619-622.

16. Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. nalog.ru

17. Марсакова В.Д. Методы налогового стимулирования как фактор повышения предпринимательской активности в РФ // Законность и правопорядок в современном обществе. 2016. № 30. С. 138-142.

18. Кабанков А.С. Противодействие уклонению от уплаты налогов: опыт зарубежных стран // Юридический мир. 2007. № 9. С. 50-53.

19. Афонина В.В., Белоусова С.Н. Налоговая политика и ее влияние на величину налоговой нагрузки в России и зарубежных странах // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 5 (56). С. 80-82.

20. Лян М.А., Корень А.В. Налоговое планирование как элемент финансового менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.