Научная статья на тему 'Зарубежный опыт развития крестьянских (фермерских) хозяйств'

Зарубежный опыт развития крестьянских (фермерских) хозяйств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11841
652
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / КООПЕРАЦИЯ / КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / НАЕМНЫЙ ТРУД / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕМЕЙНЫЕ ФЕРМЫ / ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ФЕРМЕР / ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ / STATE SUPPORT / FOREIGN COUNTRIES / FOREIGN EXPERIENCE / COOPERATION / PEASANT FARMS / PRIVATE FARMS / SMALL BUSINESSES / WAGE LABOUR / RUSSIAN FEDERATION / AGRICULTURE / FAMILY FARMS / FARM / FARMER / FORM OF OWNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мансуров Александр Петрович, Зубренкова Ольга Анатольевна, Федотова Ольга Ивановна

Введение. Трансформация аграрного сектора экономики предопределила становление и развитие новых форм хозяйствования, таких, как фермерские хозяйства, которые в современных экономических отношениях приобретают достаточно высокое значение. Фермерские хозяйства являются одной из высокоэффективных организационных форм производства сельскохозяйственной продукции, основанной на частной собственности на землю, личном интересе в результатах труда. Материалы и методы. Рассмотрен опыт развития фермерства в зарубежных странах, особенности их кооперирования и поддержки со стороны государства. Результаты. Низкий уровень потребления продуктов питания по сравнению с нормой связан в основном с низкими доходами населения, высокими ценами на товары, дефицитом товаров высокого качества, большим ассортиментом импортной продукции. Потребление импортной, некачественной продукции приводит к ухудшению здоровья населения, усложнению демографической ситуации. Данную проблему должно решать государство путем усовершенствования институциональной среды, создания благоприятных условий для развития эффективных организаций и институтов (таких, как фермерские хозяйства), обеспечивать их кредитными ресурсами, решать транспортные и другие проблемы. В результате развития ферм, которые производят высококачественную и трудоемкую сельскохозяйственную продукцию, будет создана основа развития агропромышленного комплекса страны. Обсуждение. Сельское хозяйство развитых стран Европы, Америки и Азии за последние тридцать лет сделало значительный шаг вперед в своем развитии. И сегодня, когда отечественное сельское хозяйство находится в кризисе, важно объективно оценить зарубежный опыт развития сельскохозяйственного производства и извлечь из него необходимые выводы. Заключение. Благодаря использованию положительного опыта зарубежных стран фермерство России выйдет на новый уровень развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF DEVELOPMENT OF PEASANT (FARMER) FARMS

Introduction. The transformation of the agricultural sector determined the emergence and development of new forms of management, such as agriculture, which in modern economic relations acquire relatively high level. Farms are one of the highly effective organizational forms of agricultural production based on private ownership of land, personal interest in the outcome of labor. Materials and methods. The experience of the development of farming in foreign countries, especially their co-operation and support from the state. Results. The low intake of food compared to the norm due mainly to low incomes, high commodity prices, shortages of high-quality goods, and a large assortment of imported products. The consumption of imported, low-quality products leads to deterioration of health of the population, complication of a demographic situation. This problem should be solved by the state through improvements in the institutional environment, creation of favorable conditions for the development of effective organizations and institutions (such as farmers), to provide them with credit resources, to solve transport and other problems. The development of farms that produce high-quality and labor-intensive agricultural products, will create the basis for the development of agro-industrial complex of the country. Discussion. Agriculture of the developed countries of Europe, America and Asia over the last thirty years has made a significant step forward in its development. And today, when domestic agriculture is in crisis, it is important to objectively assess foreign experience of development of agricultural production and to extract from it the necessary conclusions. Conclusion. Through the use of positive experience of foreign countries, the farming sector of Russia will reach a new level of development.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт развития крестьянских (фермерских) хозяйств»

08.00.14 МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

08.00.14

УДК 631.15.017.3

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

© 2017

Мансуров Александр Петрович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры «Естественнонаучные дисциплины» Зубренкова Ольга Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Федотова Ольга Ивановна, старший преподаватель кафедры «Организация и менеджмент» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация

Введение. Трансформация аграрного сектора экономики предопределила становление и развитие новых форм хозяйствования, таких, как фермерские хозяйства, которые в современных экономических отношениях приобретают достаточно высокое значение. Фермерские хозяйства являются одной из высокоэффективных организационных форм производства сельскохозяйственной продукции, основанной на частной собственности на землю, личном интересе в результатах труда.

Материалы и методы. Рассмотрен опыт развития фермерства в зарубежных странах, особенности их кооперирования и поддержки со стороны государства.

Результаты. Низкий уровень потребления продуктов питания по сравнению с нормой связан в основном с низкими доходами населения, высокими ценами на товары, дефицитом товаров высокого качества, большим ассортиментом импортной продукции. Потребление импортной, некачественной продукции приводит к ухудшению здоровья населения, усложнению демографической ситуации. Данную проблему должно решать государство путем усовершенствования институциональной среды, создания благоприятных условий для развития эффективных организаций и институтов (таких, как фермерские хозяйства), обеспечивать их кредитными ресурсами, решать транспортные и другие проблемы. В результате развития ферм, которые производят высококачественную и трудоемкую сельскохозяйственную продукцию, будет создана основа развития агропромышленного комплекса страны.

Обсуждение. Сельское хозяйство развитых стран Европы, Америки и Азии за последние тридцать лет сделало значительный шаг вперед в своем развитии. И сегодня, когда отечественное сельское хозяйство находится в кризисе, важно объективно оценить зарубежный опыт развития сельскохозяйственного производства и извлечь из него необходимые выводы.

Заключение. Благодаря использованию положительного опыта зарубежных стран фермерство России выйдет на новый уровень развития.

Ключевые слова: государственная поддержка, зарубежные страны, зарубежный опыт, кооперация, крестьянское хозяйство, личные подсобные хозяйства, малые формы хозяйствования, наемный труд, Российская Федерация, сельское хозяйство, семейные фермы, фермерское хозяйство, фермер, формы собственности.

Для цитирования: Мансуров А. П., Федотова О. И., Зубренкова О. А. Зарубежный опыт развития крестьянских (фермерских) хозяйств // Вестник НГИЭИ. 2017. № 9 (76). С. 135-146.

FOREIGN EXPERIENCE OF DEVELOPMENT OF PEASANT (FARMER) FARMS

© 2017

Mansurov Alexander Petrovich, the doctor of agricultural sciences,

the professor of the chair « Naturally scientific sciences» Zubrenkova Olga Anatolievna, the candidate of economic sciences, The associate professor of the chair «Accounting, analysis and audit» Fedotova Olga Ivanovna, the senior teacher of chair «Organization and management» Nizhny Novgorod state engineering-economic University, Knyaginino (Russia)

Abstract

Introduction. The transformation of the agricultural sector determined the emergence and development of new forms of management, such as agriculture, which in modern economic relations acquire relatively high level. Farms are one of the highly effective organizational forms of agricultural production based on private ownership of land, personal interest in the outcome of labor.

Materials and methods. The experience of the development of farming in foreign countries, especially their co-operation and support from the state.

Results. The low intake of food compared to the norm due mainly to low incomes, high commodity prices, shortages of high-quality goods, and a large assortment of imported products. The consumption of imported, low-quality products leads to deterioration of health of the population, complication of a demographic situation. This problem should be solved by the state through improvements in the institutional environment, creation of favorable conditions for the development of effective organizations and institutions (such as farmers), to provide them with credit resources, to solve transport and other problems. The development of farms that produce high-quality and laborintensive agricultural products, will create the basis for the development of agro-industrial complex of the country.

Discussion. Agriculture of the developed countries of Europe, America and Asia over the last thirty years has made a significant step forward in its development. And today, when domestic agriculture is in crisis, it is important to objectively assess foreign experience of development of agricultural production and to extract from it the necessary conclusions.

Conclusion. Through the use of positive experience of foreign countries, the farming sector of Russia will reach a new level of development.

Key words: state support, foreign countries, foreign experience, cooperation, peasant farms, private farms, small businesses, wage labour, the Russian Federation, agriculture, family farms, farm, farmer, form of ownership.

Введение

В настоящее время среди всего разнообразия форм хозяйствующих субъектов одной из эффективных форм производства являются крестьянские (фермерские) хозяйства. Они вносят существенный вклад в сохранение сельского образа жизни и производство сельскохозяйственной продукции.

Стабильность развития фермерских хозяйств, разработка рекомендаций и планов развития сельскохозяйственного производства, неразрывно связаны с изучением практического и теоретического опыта развитых зарубежных стран. Обобщение опыта развития аграрного сектора этих стран позволит учитывать основные закономерности развития и исключить из практики применения отрицательные, не проявившие себя положения [2, с. 32].

В зарубежной практике существует два пути создания фермерских хозяйств: американский и европейский. Американский путь развития является наиболее ранним и длительным, он возник в результате колонизации. По американскому пути развития сформировались фермерские хозяйства в Новой Зеландии, Канаде, США, Австралии, эти хозяйства являются на данный момент лидирующими на мировом рынке. Европейские фермерские хозяйства сформировались по пути развития капитализма в сельском хозяйстве (инвестирования сельского хозяйства, накопления капиталов, увеличения производства) [1, с. 50].

Материалы и методы

В настоящее время возникает значительный научный и практический интерес к мировому опыту ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйствования.

На протяжении столетий вопрос собственности на средства производства и землю являлся наиболее спорным и вызывающим массу противоречий. На этой почве возникали конфликты, все реформаторы пытались именно через отношения собственности воздействовать на результаты агропромышленного производства.

Согласно американской статистики, фермеры, имеющие землю, распределяются на полных собственников, частичных собственников и арендаторов. Кроме того, полные собственники могут быть частичными собственниками или арендаторами [2, с. 32-33; 4, с. 65-70]. Исследования ученых-аграрников показали, что в США уровень эффективности использования арендованных земель у фермеров выше, чем собственных земель [2, с. 34].

Значительные различия в структуре форм собственности ферм и в структуре собственности земельных угодий связано с тем, что многие фермеры сдавали земельные участки в аренду, а фермы оставляли за собой [2, с. 33; 5, с. 319].

Мировой опыт влияния формы собственности на средства производства не указывает на наличие прямой взаимосвязи права собственности с эффективностью производства.

Перед тем, как создать крестьянское (фермерское) хозяйство, его будущий глава должен оценить свои трудовые, финансовые возможности и, конечно же, определить специализацию производства, на основе чего будет базироваться оптимальный размер земельного участка.

Достижение многими действующими крестьянскими (фермерскими) хозяйствами оптимальных размеров с учетом специализации производства является задачей на перспективу. Современные условия заставляют глав крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью проб и ошибок, достичь таких размеров, которые позволяют обеспечить безубыточную работу, получение доходов для развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Выбор правильного размера крестьянского хозяйства позволит обеспечить минимальные трудозатраты на единицу продукции, рационально использовать землю и другие средства производства [2, с. 34].

В аграрной сфере США функционируют фермы нескольких категорий: мельчайшие, мелкие, средние, крупные и крупнейшие.

Минифермы, реализующие продукцию на сумму не менее 2,5 тыс. долл. в год, занимают одну четвертую долю от общей их численности и производят не более 1 % валовой сельскохозяйственной продукции. Ко второй категории относятся фермы, получающие ежегодный доход от реализации продукции менее 5 тыс. долл., и хозяйства с доходами от 5 до 20 тыс. В группу средних входят хозяйственные единицы, годовой доход которых изменяется в пределах 20-40 тыс.долл. Крупными (или коммерческими), считаются предприятия, реализующие продукцию на сумму от 40 до 200 тыс. долл., а к крупнейшим относятся фермы, объем реализации которых превышает 200 тыс. долл. На них приходится самая малая доля совокупного числа ферм, но производят они одну треть всей товарной продукции [6, с. 44; 7, с. 67-68].

В США около одной трети фермеров постоянно применяют наемный труд, а остальные активно используют труд сезонных рабочих. Основными целями американские фермеры главным образом считают получение максимального дохода и сохранение положения бизнеса в сфере сельскохозяйственного производства [8, с. 42].

Площадь обрабатываемых (пахотных) земель в Израиле составляет 411 тыс. га (почти 20 % от общей площади). На 7 тыс. га (почти 2 % от общей обрабатываемой площади) осуществляется органическое земледелие. Под овощами открытого грунта занято 45 тыс. га. Производство овощей в теплицах на 10 %

финансируется министерством сельского хозяйства и на 30 % национальным фондом Израиля.

Здесь выделяют следующие формы хозяйствования: кибуцы (коллективные коммуны) - всего 269 киббуцев, которые производят 33 % продукции сельского хозяйства; мошавы (кооперативные товарищества, индивидуальные семейные фермы) - их всего 450, они производят 50 % продукции сельского хозяйства; фермеры, обрабатывающие собственные участки площадью от 2,5 до 6,0 га [9, а 56-57].

В целом по стране на 1 150 фермах содержатся 115 000 коров израильско-голштинской породы (среднегодовой надой на корову 12 000 кг, рекорд равен 18 000 кг при жирности 5 %), а урожайность хлопчатника самая высокая в мире [3, с. 36-37; 10, с. 21-22].

Производители и переработчики молока объединены в организацию, называемую «Советом молока», в состав которого входят министерства сельского хозяйства, финансов, здравоохранения, промышленности, торговли. Решением «Совета молока» устанавливаются квоты на производство молока и утверждаются базисные цены его продажи, что позволяет регулировать и защищать молочный рынок от перепроизводства.

Также имеются союзы растениеводов, птицеводов, производителей меда, оливкового масла, маслин, хлопка, союз виноделов и работников виноградарства.

В Израиле действует Центр сельскохозяйственных научных исследований имени Волкани, в котором работают 500 человек, из них 200 исследователей. Основной задачей данного центра является организация сельскохозяйственных исследований, которые ведут институты: животноводства, защиты растений сельскохозяйственной инженерии, послеуборочных и пищевых исследований, окружающей среды, почвы и воды. Так, например, основными направлениями деятельности Института послеуборочных и пищевых исследований являются биотехнология, физиология и биохимия, фитопатология, микробиология, энтомология, где функционирует 15 исследовательских лабораторий с численностью исследователей 40 чел.

При этом стоимость 80 % услуг фермеру и 40 % услуг сельхозтоваропроизводителю компенсирует государство.

В целом уровень интенсификации аграрного производства в стране один из самых высоких в мире. Здесь один работник сельского хозяйства может прокормить 110 чел., тогда как, например, в США - на 25 чел. меньше, в России - 93 чел. С 1 га

земли в Израиле выходит урожай в среднем в 30 раз больший, чем в других странах [9, с. 56-57].

Изучение литературы отечественных и зарубежных авторов показывает, что основная масса сельскохозяйственной продукции в США, Канаде, Швеции, Дании, Японии производится на семейных фермах. Для сельского хозяйства развитых капиталистических стран присуще многообразие организационных форм. В них плодотворно работают различные по размерам и специализации предприятия: семейные, совместные фермы и сельскохозяйственные корпорации [3, с. 34; 11, с. 49-52].

Большая часть фермерских хозяйств в Канаде являются семейными [1, с. 55].

Во всех экономически развитых странах Запада в сельском хозяйстве доминируют семейные формы предприятий и их модификации. Крупномасштабное производство (на акционерной или иной основе) получило распространение всего лишь в небольшом количестве отраслей, где возможно применение технологий индустриального типа (промышленное птицеводство и т. п.) Но и оно базируется на семейных связях, работе нескольких семей, оформивших свою организацию в форме корпорации.

Зарубежные ученые считают, что сложности с полной занятостью в сельскохозяйственном производстве и обеспечении капиталом, ресурсами одной семьи вызывают постепенную эволюцию некоторой, совсем небольшой части фермерских хозяйств в сторону крупного производства, основанного на наемном труде и корпоративной собственности. В результате часто возникают сложные формы собственности, землепользования и управленческого контроля.

Такие предприятия уже не являются чисто семейными, но сохраняют большую часть присущих ему черт. Данная тенденция не является абсолютной.

Семейные фермы с успехом приспосабливаются к научно-техническому прогрессу и другим реалиям наших дней [12, с. 27].

В экономически развитых странах основой сельскохозяйственного производства являются семейные фермы и их модификации, и даже акционирование в своей основе имеет семейную связь или работу нескольких семей, оформивших свою организацию в форме корпораций.

Размеры зарубежных фермерских хозяйств и их специализация отражают природно-климатические, экономические, правовые и социальные условия стран [13, с. 38].

Главное место в организационной и производственной структуре сельского хозяйства США и

стран ЕС занимают кооперативы. В странах западной Европы в среднем каждый фермер является членом трех-четырех кооперативов разной специализации и примерно половину своих доходов от реализации сельхозпродукции получает через кооперативы. Основными типами кооперативов являются сбытовые, снабженческие кооперативы, производственная кооперация не получила развитие. Так, через фермерские кооперативы реализуется около трети сельскохозяйственной продукции [10, с. 29].

Кооперативное движение фермерских хозяйств получило широкое распространение в Великобритании, Франции, Германии, Голландии, Испании, Португалии, Дании, Канаде, Швеции [1, с. 54].

В Швеции кооперативы оказывают большую помощь в осуществлении деятельности фермерам.

В Финляндии, к примеру, развита кооперация, которая создает благоприятные условия для функционирования фермерских хозяйств в виде гарантии сбыта произведенной продукции, поставки кормов, техники, удобрений, переработки произведенной продукции [1, с. 54].

Так, в Японии широкое распространение получила кооперация, с помощью которой фермер удовлетворяет свои потребности в обеспечении удобрениями, пестицидами, техникой, комбикормами, гербицидами, а также получает необходимое ветеринарное и агрономическое обслуживание [1, с. 55; 14, с. 39-40; 15, с. 48-49].

Сельское хозяйство Голландии является одним из самых развитых в мире. Объем продукции голландских фермеров в пять раз превышает объем продукции итальянских фермеров и в полтора раза -американских. В Голландии развита кооперация, которая способствует внедрению фермерами прогрессивных технологий, обеспечивает фермеров кормами, семенами, удобрениями, техникой [1, с. 55-56].

В Польше преобладают мелкие фермерские хозяйства, отличительной чертой которых является узкая специализация [1, с. 57].

В Дании сельское хозяйство функционирует на высоком уровне. Впечатляют объемы производства: датские фермеры могут обеспечить продовольствием более пятнадцати миллионов человек при численности населения Дании всего в 5 млн человек.

Датское государство строго следит за соблюдением соотношения между численностью поголовья скота и площадью земельного участка [1, с. 57].

В Дании существует множество консультационных центров, деятельность которых направлена на повышение экономической эффективности функционирования фермерских хозяйств, учитывая законы

экологии. Государство оплачивает 10 % консультационных услуг, а остальные 90 % - сам фермер.

Более ста лет в Дании существуют перерабатывающие, снабженческие, сбытовые и сервисные кооперативы, которые оказывают существенную помощь фермерам [1, с. 58].

Сельское хозяйство в Новой Зеландии является индустриально развитым. Огромное значение в Новой Зеландии придается исследованиям, а также применению новейших технологий в области сельского хозяйства. В данном случае государство не дотирует фермеров и не регулирует цены, поэтому сельское хозяйство осуществляет свою деятельность в соответствии с законами свободного рынка. Кооперативы здесь появились в 70-х годах XIX века. Кооперация здесь объединяет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции [1, с. 58].

Во Франции также развита кооперация. Первые кооперативные хозяйства появились здесь еще в XII веке. Кооперативы занимаются приемом, переработкой и реализацией готовой продукции. Государство поддерживает развитие кооперации на законодательном уровне [1, с. 59].

В Италии в кооперативы объединены почти все фермеры, в них производится почти 3/4 сельскохозяйственной продукции страны [16, с. 52].

Фермерское хозяйство является основной производительной единицей аграрного комплекса Бельгии. Около 2 % занятого в сельском хозяйстве населения Бельгии обеспечивают страну основными продуктами питания, при этом значительную часть произведенного продовольствия направляют на экспорт [13, с. 40].

Кооперация среди фермеров широко распространена, особенно в снабжении, сбыте и сервисном обслуживании. Широкое распространение получило совместное использование земли, а также переработка продукции.

Участие бельгийских фермеров в кооперации стимулируется стремлением к получению максимальной выгоды от совместной деятельности и использованием преимуществ членства в кооперативах, вытекающих из благоприятствования им со стороны государства [13, с. 40-41].

В Дании все фермеры, занимающиеся производством свинины и молока, и 66 % фермеров, выращивающих молодняк крупного рогатого скота, объединены в кооперативы, в большинстве которых существует правило обязательной поставки и обязательной покупки [13, с . 41].

В Великобритании примерно 70 % фермеров являются членами двадцати крупных снабженческих

кооперативов. Через сеть сбытовых кооперативов реализуется около 20 % фермерской продукции. Большинство кооперативов финансируется паевыми долями членов кооператива, а в случае необходимости используются небольшие банковские кредиты. Основная слабость английских кооперативов состоит в том, что в них отсутствуют четкие цели в своей деятельности, а также отсутствует желание фермеров осознать свою индивидуальную слабость и поддержать кооператив. Большая часть кооперативов не рекламируют свою выгодность и преимущества, которые они дают своим членам [13, с . 42].

В Швеции почти все фермеры являются членами молочных или мясных ассоциаций, местных ассоциаций или союзов. Так, через кооперативы сбывают продукцию более 85 % фермеров [10, с. 30].

Сельскохозяйственная кооперация во многих регионах Запада занимает особое место в экономике развитых стран.

К примеру, для кооперативов стран Северной Европы характерно бесспорное преимущество в реализации продукции животноводства. Удельный вес кооперативного сбыта переработанной мясной продукции и живого скота в этих странах составляет 80 %, яиц - 65-70, зерна в Швеции и Финляндии - 6579, Дании - 50, овощей и фруктов в Дании - 50 %. Под контролем фермерских кооперативов Норвегии и Финляндии находится вся молочная и большая часть мясной промышленности, до 55 % всей пищевой промышленности этих стран.

Страны Северной Европы сбывают более 3/4 товарной продукции на внешних рынках. При этом вся продукция высококонкурентная, так как перерабатывающая кооперативная промышленность оснащена самым современным оборудованием по безотходным технологиям.

Так, Шведские кооперативы практически полностью покрывают экспорт молока и молочных продуктов страны, более 75 % зерна и яиц.

Французские кооператоры также занимают видное место в экономике страны, в них состоит 80 % всех фермеров-товаропроизводителей. Суммарные годовые инвестиции в аграрном кооперативном секторе составляют около 2 млрд франков. На кооперативных предприятиях Франции перерабатывается половина всей производимой в стране сельскохозяйственной продукции.

В основе деятельности кооперативов Франции и других западноевропейских стран в первую очередь лежит тяга крестьян к взаимопомощи и солидарности. Один и тот же человек может одновременно состоять в нескольких кооперативах, например, участвовать в кооперативной маслобойке, и

кооперативе по закупке удобрений, продаже продукции, использованию техники и т. д. Кооперативы организуют также агрономическую консультационную службу, ведение бухгалтерского учета. В Нидерландах, к примеру, фермер состоит в целой системе кооперативов, которые оказывают ему множество различных услуг. Поэтому там фермеру не выгодно иметь все необходимые орудия производства: их можно взять напрокат в кооперативах [16, с. 52].

Таким образом, фермерские кооперативы во всем мире играют все возрастающую роль и продолжают набирать силу. Это проявилось в индивидуализации собственности и сосредоточении в своих руках доходов от переработки и сбыта продукции.

Огромный вклад в развитие фермерства в Аргентине вносит Национальный институт сельскохозяйственных технологий (!№ГА). ШТА - это государственное научное учреждение, которое изучает, адаптирует и внедряет в сельскохозяйственное производство новые технологии. Оно пользуется авторитетом среди фермеров и, конечно, имеет большое влияние. Сотрудники ШТА приспосабливают технологии производства сельскохозяйственных культур под различные климатические условия районов. ЮТА регулярно (от одного до трех раз в месяц) проводит семинары для глав крестьянских (фермерских) хозяйств по внедрению новых технологий в массовое производство, на которых они узнают о новшествах в сельскохозяйственной отрасли и делятся опытом. ШТА занимается также выполнением крупных государственных проектов, которые реализуются в течение нескольких лет, во время которых специалисты ШТА всесторонне изучают и анализируют стоящую перед ними задачу (проблему), архивируют данные, информируют фермеров и помогают внедрить новые технологии. В настоящее время ЮТА реализует программу «Переработка продукции в хозяйстве». Цель проекта заключается в том, чтобы фермер продавал не сырье, а переработанную продукцию, что позволит ему увеличить прибыль. Помимо вышеперечисленного ШТА периодически проводит международные мероприятия, на которые съезжаются тысячи людей со всего мира. Его сотрудники увлечены своей деятельностью, у них накоплен огромный опыт по внедрению научных технологий, которым они делятся с большим удовольствием. Конечно же ШТА является хорошим примером для подражания. Следует создать аналог такой информационно-консультационной и научно-практикующей организации в России.

«Альтернативой фермерским хозяйствам в большинстве развитых стран являются разнообраз-

ные формы мелкогрупповой организации производства. Во Франции государство проводит курс на создание сельскохозяйственных объединений совместного производства (ГАЕК). Было создано 45,4 тыс. таких объединений, из которых 6,4 тыс. распалось. По своей организационно-правовой форме ГАЕК относится к групповому виду предпринимательства. Они создаются на базе хозяйства одной или нескольких семей, которые объединяют инвентарь и скот и совместно обрабатывают землю. Члены объединения сохраняют право собственности на землю. ГАЕК объединяют около 15 % всех фермеров, полностью занятых на своих фермах» [17, с. 33].

Кроме того, государственные органы западных стран активно помогают фермерским кооперативам, предоставляя значительные налоговые и кредитные льготы. Так, например, но Франции фермерским кооперативам при приобретении сельскохозяйственной техники предоставляется 20 % скидка [18, с. 35].

Зарубежные государства оказывают законодательную и экономическую поддержку и защиту семейным фермам.

В развитых странах Государственная поддержка в зависимости от цели может быть направлена как на повышение производительности (путем внедрения достижений технического прогресса и рационализации производства), так и на обеспечение занятости в аграрном секторе и повышение уровня жизни сельского населения; а также развитие внутреннего рынка и обеспечение потребителей доступным продовольствием [1, с. 50 -51].

В зарубежной практике существует два вида государственной поддержки сельского хозяйства: североамериканская и западноевропейская. По североамериканской модели государство, устанавливая гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию фермеров, обязуется при необходимости выполнить закуп данной продукции. По западноевропейской модели государство выплачивает дотации фермерам только в пределах установленных квот, соответственно на производство сельскохозяйственной продукции сверх квот дотации не распространяются. В зарубежной системе государственной поддержки на поддержание цен тратится до 60 % всех субсидий. В Российской Федерации ни одна из данных моделей не функционирует в чистом виде, государственная поддержка оказывается в виде предоставления субсидий, установления минимальных и максимальных цен на сельскохозяйственную продукцию в целях проведения закупочных и товарных интервенций.

На Западе инструментами государственной поддержки фермеров являются: налоговая и ценовая политика, финансово-кредитное обеспечение, субсидирование. Целью этих государств является не стимулирование производства, а поддержание уровня доходов сельхозпроизводителя, в основном через ценовую политику [1, с. 51-52].

Основными направлениями американской государственной поддержки являются: обеспечение доходов фермера на уровне доходов лиц, не занятых в сельском хозяйстве; выделение приоритетных культур возделывания; ценовая политика (государство устанавливает целевые цены по 20 основным видам сельхозпродукции, в случае если фактическая цена оказывается ниже целевой, фермеру выплачивается субсидия до стоимости целевой цены); система поддержки науки и образования, внедрения новых технологий; поддержание высокой конкурентоспособности американских сельскохозяйственных товаров на мировом рынке (государство дотирует до 70 % затрат фермеров).

Создание системы государственного регулирования агропромышленного комплекса является одним из самых значительных достижений администрации и научных учреждений США. Именно наличие четко функционирующей системы регулирования и поддержки фермеров в современных условиях позволяет аграрному сектору страны не только опережать другие страны мира в производстве сельскохозяйственной продукции, но и гарантировать социальную стабильность американского общества.

В настоящий период перед Россией стоит трудная задача - создание практически новой системы взаимоотношений государства и аграрного сектора. Эта действительно непростая задача может быть облегчена использованием богатого зарубежного опыта, в том числе накопленного в столь схожей по отраслевому разнообразию и масштабам производства стране, какой являются США.

В то же время, как показывает печальный опыт, «дословный» перенос зарубежных достижений на российскую почву чаше всего не дает искомого результата. Причина очевидна, Россия обладает заметными различиями в социально-экономическом и природном плане. Поэтому многие инструменты регулирования аграрного сектора, применяемые в зарубежной практике, требуют определенной адаптации, а некоторые вообще неприменимы для российских условий. Тем не менее, отдельные элементы зарубежного опыта являются не только ценными, но действенными в условиях про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ведения аграрной реформы в современной России [13, с. 49-50].

Опыт развития фермерства за рубежом указывает на то, что даже в безинфляционной экономике для повышения эффективности сельского хозяйства необходима государственная помощь, нацеленная на поддержку необходимого уровня доходов населения, занятого в сельском хозяйстве, на уровне отдельных отраслей экономики.

Мировой опыт убеждает, что чем выше уровень развития производительных сил в обществе, тем больший разрыв по экономической эффективности между сельскохозяйственным производством, которое имеет естественные пределы своей интенсификации, и интенсивными сферами обращения капитала, где эти пределы в некоторых случаях практически безграничны. Поэтому во всех развитых странах действует система мер по поддержке аграрного сектора экономики, в основе которой лежит принцип государственного перераспределения потоков капиталообращения. Государство, забирая часть прибыли у предпринимателей не аграрных сфер, фактически передает ее фермерам посредством искусственного завышения цен на сельскохозяйственную продукцию, налоговых льгот, кредитного стимулирования, различного рода компенсаций за использование материально-технических ресурсов и т. д. [19, с. 75-76].

Опыт США в организации системы государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства интересен, поучителен и крайне важен для понимания механизмов эффективного развития аграрного производства.

Обращает на себя внимание минимизация налогообложения в Бельгии, эффективное кредитование (фермеру 7 % годовых, кооперативу - 3 %) [20, с. 38].

Исходя из приведенной характеристики процесса господдержки предпринимательства в мировой практике, можно отметить, что вмешательство в ценообразование не представляется рациональным. Очевидно, что и в России по мере укрепления рыночных отношений активное воздействие на цены в АПК будет терять свою актуальность. Однако пока именно эта мера важна в связи с большим диспаритетом цен [19, с. 78].

Механизм ценообразования должен объективно учитывать общественно необходимые затраты труда и средств на всех этапах производства продукции и конъюнктуру рынка. В экономически развитых странах за продолжительный период развития отработан эффективный механизм регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию [19, с. 79].

В США главными рычагами такого механизма являются залоговые и целевые цены. Залоговые цены, по существу, являются минимально гарантированными ценами [8, с. 43; 19, с. 79]. Целевая цена является непосредственным инструментом регулирования фермерских доходов.

В странах Европейского экономического сообщества (ЕЭС) для государственного регулирования цен на фермерскую продукцию используют интервенционную и целевую цены. Интервенционная цена - минимальная гарантированная цена, по которой страны сообщества обязаны приобретать фермерскую продукцию. При этом гарантия распространяется на определенное количество продукции. Целевая цена - это, по существу, оптовая цена для районов наибольшего дефицита данной продукции в ЕЭС. Установленный уровень целевых цен обеспечивает рентабельное производство фермерской продукции. На основе целевых цен устанавливают уровень пороговых цен, защищающих внутренний рынок ЕЭС от более дешевой импортной продукции [19, с. 80].

Диспаритет цен выражается главным образом в том, что товаропроизводители, занятые в сель-хозпроизводстве, вынуждены продавать перерабатывающим предприятиям произведенную сельхозпродукцию по ценам, определяемым переработчиками. Вследствие этого значительная часть доходов от реализации продовольствия населению оседает у предпринимателей, организовывающих свой бизнес на предприятиях несельскохозяйственных отраслей агропромышленного комплекса [19, с. 81].

К числу общих для всех развитых стран закономерностей в организации сельского хозяйства следует отнести особое внимание к нему со стороны государства в целях создания прочного продовольственного запаса для обеспечения населения страны. Наблюдается усиление масштабов правового регулирования сельского хозяйства. Аграрная политика этих стран сводится к созданию благоприятных условий для развития всех форм и видов хозяйствования, исходя из того положения, что сельское хозяйство является отраслью с повышенным производственно-хозяйственным риском. Принимается в расчет также и обеспечение размещения населения на территории государства [16, с. 54-55].

Результаты

Ежегодно во всем мире увеличивается потребность в экологически чистой продукции. В нашей стране есть необходимые условия для развития данного направления (природно-климатические условия, водные ресурсы, необходимые площади).

Российская экологически чистая продукция будет иметь спрос в международном товарообороте.

Кроме экологических ферм, в современный период активно развиваются нетрадиционные направления российского фермерства. В частности к альтернативным видам фермерства можно отнести разведение страусов, перепелов, улиток, выращивание лекарственных растений, дикорастущих ягод, зерновой культуры амарант, бамбука, декоративных растений. Кроме перечисленных существуют и другие: производство и использование альтернативных возобновляемых энергоресурсов (биогаза солнечной энергии), сельский туризм (оздоровительный, познавательный, экзотическмй, спортивный, детский), экологический, гастрономический туризм, развитие традиционных народных промыслов (деревообрабатывающее, гончарное производство; плетение корзин, мебели; изготовление веников, резьба по дереву, художественная вышивка, вязание шитье, изготовление домашней утвари и др.), переработка сельскохозяйственной продукции (производство колбас, сыров, муки, хлеба, вина, соков и др.), сервисная деятельность (транспортные, консультационные услуги и др.), переработка древесины, розничная торговля собственной произведенной и переработанной продукции (мясомолочная, овощи, фрукты, ягоды и др.) и т. д. Все это даст возможность получить дополнительно 30-40 % дохода от основной деятельности, а также обеспечить занятость фермеров и членов их семей, занятых на сезонном производстве. Для этого необходимо иметь соответствующие знания, в некоторых вариантах и психологическую подготовку фермеров (например, в сфере сервиса), хорошо произвести планирование для правильного прогноза и предотвращения ошибок и неверных решений в будущем. Все это возможно лишь при достаточной поддержке и заинтересованности местной власти, а также реальной поддержке государства.

Обсуждение

Мы поддерживаем точку зрения большинства ученых, считающих, что преимущества и недостатки, а также соотношение мелких и крупномасштабных видов сельскохозяйственного производства вызывает неоднозначное суждение по этому вопросу, как во всем мире, так и в нашей стране. Это оказывает свое воздействие на политику, проводимую государством по отношению к агарному сектору экономики.

По нашему мнению, крупное, среднее и мелкое производство должны тесно взаимодействовать между собой и занять свое место в системе общественного разделения труда и иметь определенную

долю на рынке сельскохозяйственной продукции. Эффективное функционирование каждой формы производства во многом определяется природными и экономическими условиями, в которых они осуществляют свою деятельность.

Эффективным (с точки зрения экономии на издержках) может быть и небольшое по размерам производство, соответствующее уровню хорошо механизированной семейной фермы. На пути укрупнения производства имеются препятствия в виде уменьшения эффективности управления, связанные с усложнением структуры, снижением мотивации к труду наемных работников по сравнению с фермерами. Одним из путей совмещения преимуществ крупного и мелкого производства в США, странах Западной Европы является создание крупных диверсифицированных объединений, действующих по принципу «семейства дочерних компаний», входящих в основную материнскую компанию.

Другой способ совмещения преимуществ мелкого и крупного предпринимательства - подряд. В этом случае целые стадии производственного процесса переносятся на фермы контрактников (откорм и доращивание крупного рогатого скота, свиней, птицы и т. д.) [6, с. 48].

Все вышеизложенное говорит о том, что в современных условиях развитие фермерских хозяйств не может происходить без их кооперации и государственного регулирования их деятельности. Сам по себе отдельный фермер не в состоянии закупить все виды необходимой техники или потратить много усилий и времени на реализацию произведенной продукции.

Кооперация и поддержка государства позволяют фермерским хозяйствам во всем мире оставаться основной производственной единицей в сельскохозяйственном производстве, стабильно развиваясь и внедряя в производства новые достижения науки и техники [13, с. 54].

Обобщение зарубежного опыта работы фермерских хозяйств позволяет выработать основные направления реформ, проводимых в агарном секторе экономики и избежать перекосов и ненужных ошибок, которыми богата история аграрных реформ нашей страны [3, с. 37-38].

Развитие сети общественных организаций, сотрудничество с фермерскими хозяйствами, комплексное обслуживание животноводства и целенаправленное государственное регулирование малого аграрного производства позволяют решать проблемы продовольственной и экономической безопасности страны, обеспечения населения качественными,

конкурентоспособными и экологически безопасными продуктами питания, повышения материального уровня жизни населения страны, повышения эффективности производства в целом [20, с. 42].

Заключение

В результате проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что для эффективного развития сельского хозяйства нашей страны, в частности крестьянских (фермерских) хозяйств необходимо учитывать положительный опыт развития зарубежного фермерства и его кооперирования. В первую очередь сюда можно отнести развитие специализации, экологизации, механизации, инвестирования в НИОКР, внедрение научных разработок в производство, укрупнение фермерских хозяйств, развитие элитного семеноводства и генофонда, применение современных методов разведения животных, подбор кормов, содержащих необходимые микроэлементы, развитие сельской инфраструктуры, научно-исследовательских центров, а также информационно-консультационных центров, которые информируют фермеров о новейших достижениях в области сельского хозяйства, о способах и методах ведения хозяйства.

Кроме этого, большое влияние на повышение результативности деятельности фермера окажет совмещение основных видов деятельности фермерства с альтернативными.

В результате, используя отечественный и зарубежный практический опыт в сочетании с необходимыми знаниями по использованию имеющихся ресурсов и соответствующей поддержке, фермерство России выйдет на новый уровень развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Никитина А. А. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств: на примере Республики Башкортостан : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Уфа, 2006. 233 с.

2. Царахова М. В. Организационно-экономический механизм повышения эффективности функционирования и развития крестьянских (фермерских) хозяйств (на материалах Республики Северная Осетия-Алания) : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. 2014.178 с.

3. Воронин Б.А., Воронина Я. В. Состояние и тенденции развития фермерских хозяйств в зарубежных странах // Аграрный вестник Урала. 2015. № 10 (140). С. 65-70.

4. Асадченко А. А. Зарубежный опыт развития ФХ (на примере США, Канады, Германии, Польши) // Электронная библиотека ГГТУ им.

П. О. Сухого [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/77716604/?*= DPUfT0G8N9L%2BS56%2Fc92HiUkogx17InVybCI6I mh0dHBzOi8vZWxpYi5nc3R1LmJ5L2JpdHN0cmVhb S9oYW5kbGUvMj IwNj EyLzEyMzk2LyVEMCU5MC VEMSU4MSVEMCVCMCVEMCVCNCVEMSU4Ny VEMCVCNSVEMCVCRCVEMCVCQSVEMCVCRS UyQyUyMCVEMCU5MC4lMjAlRDAlOTAuJTIwJU QwJTk3JUQwJUIwJUQxJTgwJUQxJTgzJUQwJUIxJ UQwJUI 1JUQwJUI2JUQwJUJEJUQxJThCJUQwJUI5 JTIwJUQwJUJFJUQwJUJGJUQxJThCJUQxJTgyLi4u LnBkZj 9zZXF1ZW5jZT0xJmlzQWxsb3dlZD 15IiwidG ЮbGUiOiLQkNGB0LDQtNGH0LXQvdC60L4sINCQ LiDQkC4g0JfQsNGA0YPQsdC10LbQvdGL0Lkg0L7 Qv9GL0YIuLi4ucGRшP3NlcXVlbmNlPTEmaXNBbG xvd2VkPXkiLCJ 1 aWQiOiI3NzcxNjYwNCIsInl 1 Ij oiM zA3MDM5MTQ4MTUwNTIzMDQ2MiIsIш5vaWZyY WШjp0cnVlLCJ0cyI6MTUwNTc2ODY4Mj ШМ30% 3D&lang=ru. (Дата обращения 18. 09. 2017).

5. Собина В. Н. Региональные особенности моделирования экономики крестьянских (фермерских) хозяйств : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ижевск, 2003. 198 с.

6. Говорунова Т. В., Шарикова И. В., Шариков А. В., Фефелова Н. П. Налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств: отечественный и зарубежный опыт // Аграрный научный журнал. 2015. № 1. С. 66-69.

7. Щербакова Э. В. Формирование и эффективное развитие крестьянских (фермерских) хозяйств : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2002. 198 с.

8. Ситдикова Г. З., Хабиров Г. А. О сельском хозяйстве Израиля // Журнал «Сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», 2013, № 2, С. 56-57.

9. Кривошеев А. В. Приоритетные направления обеспечения эффективности функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств (на материалах Тамбовской области) : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Мичуринск, 2014. 204 с.

10. Феронова А. В. Повышение экономической эффективности функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ставрополь, 2008. 203 с.

11. Никитина А. А., Ахкямова Л. Р. Критерии отнесения хозяйств к личным подсобным и фермерским на основе зарубежного опыта // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 1. С. 49-52.

12. Гжибовская Н. В. Проблемы и возможности развития сельского туризма в Латгалии (на примере гостевого дома «Diva Dorzi») // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2017. № 3 (15) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aeconomy.ru/science/economy/problemy-i-vozmozhnosti-razvitiya-s/

13. Белоус В. Н. Организационно-экономическое обоснование повышения конкурентоспособности и эффективности крестьянских (фермерских) хозяйств : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2001. 182 с.

14. Бахтеев А. Ю. Организационно-экономический механизм привлечения инвестиционных ресурсов в малые формы хозяйствования регионального АПК : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2013. 149 с.

15. Сизова Н. П. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в регионе : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Улан-Удэ, 2010. 214 с.

16. Шимко Д. С., Кубрак М. С., Володь-ко О. В. Состояние и перспективы развития агропромышленного комплекса в Республике Беларусь // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2016. № 4 (12) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aeconomy.ru/science/economy/sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-/

17. Тришканова И. Е. Моделирование бухгалтерского учета в управлении деятельностью крестьянских (фермерских) хозяйств. Ижевск, 2005. 60 с.

18. Лукьянченко Е. П. Социально-экономические условия формирования землепользований малых форм хозяйствования в переходной экономике (на примере крестьянских хозяйств Ростовской области) : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ростов на Дону, 2000. 153 с.

19. Капитонов И. А. Эколого-экономические проблемы и перспективы перехода к шестому технологическому укладу в мире и в России // Вестник экономической интеграции. 2012. № 1. С. 86-91.

20. Заречная Л. А. Организационно-экономический механизм эффективного функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств: на материалах Саратовской области : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2011. 189 с.

REFERENCES

1. Nikitina A. A. Razvitie krest'yanskih (fermer-skih) hozyaystv: na primere Respublik Bashkortostan

(The development of the peasant (farmer) farms: the case of the Republic of Bashkortostan), dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskih nauk. Ufa, 2006. 233 p.

2. Tsarahova M. V. Organizatsionno-ekonomi-cheskiy mehanizm povisheniya effektivnosti funktsion-irovaniya i razvitiya krest'yanskih (fermerskih) ho-zyaystv (na materialah Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya) (Organizational-economic mechanism of increase of efficiency of functioning and development of peasant (farm) enterprises (on materials of the Republic of North Ossetia-Alania)), dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskih nauk. 2014.178 p.

3. Voronin B.A., Voronina YA. V. Sostoyanie i tendentsii razvitiya fermerskih hozyaystv v zarubezhnih stranah (Status and trends of development of farms in foreign countries), Agrarniy vestnik Urala. 2015. No. 10 (140). S. 65-70.

4. Asadchenko A. A. Zarubezhniy opit razvitiya FH (na primere SSHA, Kanadi, Germanii, Pol'shi) (Foreign experience of development of FKH (for example, USA, Canada, Germany, Poland)), Elektronnaya bibli-oteka GGTU im. P. O. Suhogo [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: https://docviewer.yandex.ru/view/ 77716604/?*=DPUfT0G8N9L%2BS56%2Fc92HiUkog x17InVybCI6Imh0dHBz0i8vZWxpYi5nc3R1LmJ5L2J pdHN0cmVhbS9oYW5kbGUvMj IwNj EyLzEyMzk2Ly VEMCU5MCVEMSU4MSVEMCVCMCVEMCVCN CVEMSU4NyVEMCVCNSVEMCVCRCVEMCVCQ SVEMCVCRSUyQyUyMCVEMCU5MC4lMjAlRDA l0TAuJTIwJUQwJTk3JUQwJUIwJUQxJTgwJUQxJT gzJUQwJUIxJUQwJUI 1JUQw JUI2JUQwJUJEJUQx JThCJUQwJUI5JTIwJUQwJUJFJUQwJUJGJUQxJTh CJUQxJTgyLi4uLnBkZj 9zZXF1ZW5jZT0xJmlzQWxs b3dlZD15IiwidGl0bGUi0iLQkNGB0LDQtNGH0LXQ vdC60L4sINCQLiDQkC4g0JfQsNGA0YPQsdC10LbQ vdGL0Lkg0L7Qv9GL0YIuLi4ucGRmP3NlcXVlbmNl PTEmaXNBbGxvd2VkPXkiLCJ 1aWQi0iI3NzcxNjY wNCIsInl 1 Ij oiMzA3MDM5MTQ4MTUwNTIzMDQ2 MiIsIm5vaWZyYW1lIjp0cnVlLCJ0cyI6MTUwNTc2 0DY4MjU4M30%3D&lang=ru. (Data obrascheniya 18. 09. 2017).

5. Sobina V. N. Regional'nie osobennosti mod-elirovaniya ekonomiki krest'yanskih (fermerskih) ho-zyaystv (Regional features of modelling of economy of the peasant (farmer) farms), dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskih nauk. Izhevsk, 2003. 198 p.

6. Govorunova T. V., SHarikova I.V., Shari-kov A. V., Fefelova N. P. Nalogooblozhenie krest'yanskih (fermerskih) hozyaystv: otechestvenniy i zarubezhniy opit (Taxation of a peasant (farmer) farms:

domestic and foreign experience), Agrarniy nauchniy zhurnal. 2015. No. 1. pp. 66-69.

7. Scherbakova E. V. Formirovanie i effek-tivnoe razvitie krest'yanskih (fermerskih) hozyaystv (The formation and effective development of the peasant (farmer) farms), dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskih nauk. Moskva, 2002.198 p.

8. Sitdikova G. Z., Habirov G. A. O sel'skom hozyaystve Izrailya (About agriculture in Israel), ZHur-nal «Sel 'skohozyaystvennih i pererabativayuschih predpriyatiy», 2013, No. 2, pp. 56-57.

9. Krivosheev A. V. Prioritetnie napravleniya obespecheniya effektivnosti funktsionirovaniya krest'yanskih (fermerskih) hozyaystv (na materialah Tam-bovskoy oblasti) (Priority to ensure efficiency of functioning of peasant (farmer) farms (on materials of Tambov region)), dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskih nauk. Michurinsk, 2014. 204 p.

10. Feronova A. V. Povishenie ekonomicheskoy effektivnosti funktsionirovaniya krest'yanskih (fermerskih) hozyaystv (Increase of economic efficiency of functioning of peasant (farmer) farms), dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskih nauk. Stavropol', 2008. 203 p.

11. Nikitina A. A., Ahkyamova L. R. Kriterii otneseniya hozyaystv k lichnim podsobnim i fermer-skim na osnove zarubezhnogo opita (Criteria for the assignment of farms to private farmers and on the basis of foreign experience), Regional 'naya ekonomika: teor-iya ipraktika. 2013. No. 1. pp. 49-52.

12. Gzhibovskaya N. V. Problemi i vozmozhnos-ti razvitiya sel'skogo turizma v Latgalii (na primere gostevogo doma «Diva Dorzi») (Challenges and opportunities of rural tourism development in Latgale (for example, the guest house «Diva Dorzi»)), Aekonomika: ekonomika i sel'skoe hozyaystvo, 2017. No. 3 (15) [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://aeconomy.ru/ science/economy/problemy-i-vozmozhnosti-razvitiya-s/

13. Belous V. N. Organizatsionno-ekonomi-cheskoe obosnovanie povisheniya konkurentosposob-nosti i effektivnosti krest 'yanskih (fermerskih) hozyaystv (0rganizational-economic substantiation of increase of competitiveness and efficiency of peasant (farmer) farms), dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kan-didata ekonomicheskih nauk. Moskva, 2001. 182 p.

14. Bahteev A. YU. Organizatsionno-ekonomi-cheskiy mehanizm privlecheniya investitsionnih resur-sov v malie formi hozyaystvovaniya regional 'nogo APK (0rganizational-economic mechanism of attraction of investment resources in small forms of managing of regional agriculture), dissertatsiya na soiskanie uchenoy

stepeni kandidata ekonomicheskih nauk. Moskva, 2013. 149 p.

15. Sizova N. P. Razvitie krest'yanskih (fermer-skih) hozyaystv v regione (The development of the peasant (farmer) farms in the region), dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskih nauk. Ulan-Ude, 2010. 214 p.

16. Shimko D. S., Kubrak M. S., Volod'ko O. V. Sostoyanie i perspektivi razvitiya agropromishlennogo kompleksa v Respublike Belarus' (The state and prospects of development of agroindustrial complex in the Republic of Belarus), Aekonomika: ekonomika i sel'skoe hozyaystvo, 2016. No. 4 (12) [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://aeconomy.ru/science/ economy/sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-/

17. Trishkanova I. E. Modelirovanie buhgalter-skogo ucheta v upravlenii deyatel'nost'yu krest'yanskih (fermerskih) hozyaystv (Modeling of accounting in the management of the activities of peasant (farmer) farms), Izhevsk, 2005. 60 p.

18. Luk'yanchenko E. P. Sotsial'no-ekonomi-cheskie usloviya formirovaniya zemlepol 'zovaniy malih form hozyaystvovaniya v perehodnoy ekonomike (na primere krest'yanskih hozyaystv Rostovskoy oblasti)

(Socio-economic conditions of development of land uses of small forms of managing in transitive economy (on the example of farms of Rostov region)), dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskih nauk. Rostov na Donu, 2000. 153 p.

19. Kapitonov I. A. Ekologo-ekonomicheskie problemi i perspektivi perehoda k shestomu tehnolog-icheskomu ukladu v mire i v Rossii (Ecological-economic problems and prospects of transition to the sixth technological order in the world and in Russia), Vestnik ekonomicheskoy integratsii. 2012. No. 1. pp.86-91.

20. Zarechnaya L. A. Organizatsionno-ekonomi-cheskiy mehanizm effektivnogo funktsionirovaniya krest'yanskih (fermerskih) hozyaystv: na materialah Saratovskoy oblasti (Organizational-economic mechanism of effective functioning of peasant (farmer) farms: on materials of the Saratov region), dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskih nauk. Moskva, 2011. 189 p.

Дата поступления статьи в редакцию 14.06.2017, принята к публикации 18.08.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.