Научная статья на тему 'Фермерство в Российской Федерации'

Фермерство в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1106
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ФЕРМЕРСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ / РАЗВИТИЕ ФЕРМЕРСТВА В РОССИИ / RUSSIAN FEDERATION / FARMING / THE LEGISLATION ON THE PEASANT (FARMER) ECONOMY / DEVELOPMENT OF FARMING IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина Я. В.

Фермерство как субъект предпринимательства в аграрной сфере России официально получило развитие лишь с 1990 г., с принятием закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и вхождением экономики страны в рыночные отношения. Пик создания фермерских хозяйств приходится на 1993-1995 гг., когда их общее количество по стране достигло более 280 тыс. В дальнейшем, несмотря на определенную государственную поддержку, численность крестьянских (фермерских) хозяйств стала снижаться. В итоге в настоящее время многие из ранее созданных фермерских хозяйств или постепенно прекратили сельскохозяйственную деятельность, или находятся в предбанкротном состоянии. Снижение численности крестьянских (фермерских) хозяйств процесс объективный, так как выживают крупные хозяйства, имеющие современную сельскохозяйственную технику и оборудование, внедряющие современные агротехнологии и биотехнологические процессы. Принимаемые в настоящее время меры по развитию фермерства вселяют оптимизм и укрепляют веру в то, что аграрная политика Российского государства приобретает новый смысл. Важно и то, что органы государственной власти сделали определенные выводы из фальстарта фермерства в нашей стране. Сегодня и наука более взвешенно подходит к теоретическим обоснованиям развития фермерства, понимая, что малые формы хозяйствования на селе не просто агробизнес и коммерческая деятельность, это формы социальной организации в сельской местности, и от их успехов напрямую зависит качество жизни в сельском социуме. В настоящей статье изложена информация об этапах и основных организационно-экономических мерах по развитию российского фермерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FARMING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Farming as a business entity in the agrarian sphere of Russia officially has developed only since 1990, with the adoption of the law «On the peasant (farmer) economy» and with the entry of the country's economy into the market. The peak of the creation of farms account for 1993-1995 years, when their total number in the country has reached more than 280 thousand. In the future, despite some government support, the number of peasant (farmer) economies began to decline. As a result, at present, many of the previously established farms or phased out agricultural activities, or are in the verge of bankruptcy. Reducing the number of peasant (farmer) economies an objective process, as the large farms with modern agricultural machinery and equipment, introducing modern agricultural technologies and biotechnological processes surviving. Accepted measures currently in place for the development of farming are encouraging and reinforce the belief that the agricultural policy of the Russian state takes on new meaning. It is also important that the authorities have made certain conclusions from false start farming in our country. Today the science and more balanced approach to the theoretical justification of farming, realizing that the small forms of farming in rural areas is not just agri-business and commercial activities, this form of social organization in rural areas and their success depends directly on the quality of life in rural society. This article provides information about the stages and key of organizational and economic measures for the development of Russian farming.

Текст научной работы на тему «Фермерство в Российской Федерации»

>- Аграрный вестник Урала № 11 (141), 2015 г. —«

щ.

Экономика

УДК 338.439.68

ФЕРМЕРСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я. В. ВОРОНИНА,

старший преподаватель,

Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)

Ключевые слова: Российская Федерация, фермерство, законодательство о крестьянском (фермерском) хозяйстве, развитие фермерства в России.

Фермерство как субъект предпринимательства в аграрной сфере России официально получило развитие лишь с 1990 г., с принятием закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и вхождением экономики страны в рыночные отношения. Пик создания фермерских хозяйств приходится на 1993-1995 гг., когда их общее количество по стране достигло более 280 тыс. В дальнейшем, несмотря на определенную государственную поддержку, численность крестьянских (фермерских) хозяйств стала снижаться. В итоге в настоящее время многие из ранее созданных фермерских хозяйств или постепенно прекратили сельскохозяйственную деятельность, или находятся в предбанкротном состоянии. Снижение численности крестьянских (фермерских) хозяйств - процесс объективный, так как выживают крупные хозяйства, имеющие современную сельскохозяйственную технику и оборудование, внедряющие современные агро-технологии и биотехнологические процессы. Принимаемые в настоящее время меры по развитию фермерства вселяют оптимизм и укрепляют веру в то, что аграрная политика Российского государства приобретает новый смысл. Важно и то, что органы государственной власти сделали определенные выводы из фальстарта фермерства в нашей стране. Сегодня и наука более взвешенно подходит к теоретическим обоснованиям развития фермерства, понимая, что малые формы хозяйствования на селе не просто агробизнес и коммерческая деятельность, это формы социальной организации в сельской местности, и от их успехов напрямую зависит качество жизни в сельском социуме. В настоящей статье изложена информация об этапах и основных организационно-экономических мерах по развитию российского фермерства.

Yа. V. VORONI^,

senior lecturer, Ural State Agrarian University

(42 K. Liebknechtа Str., 620075, Ekaterinburg)

Keywords: Russian Federation, farming, the legislation on the peasant (farmer) economy, development of farming in Russia.

Farming as a business entity in the agrarian sphere of Russia officially has developed only since 1990, with the adoption of the law «On the peasant (farmer) economy» and with the entry of the country's economy into the market. The peak of the creation of farms account for 1993-1995 years, when their total number in the country has reached more than 280 thousand. In the future, despite some government support, the number of peasant (farmer) economies began to decline. As a result, at present, many of the previously established farms or phased out agricultural activities, or are in the verge of bankruptcy. Reducing the number of peasant (farmer) economies - an objective process, as the large farms with modern agricultural machinery and equipment, introducing modern agricultural technologies and biotechnological processes surviving. Accepted measures currently in place for the development of farming are encouraging and reinforce the belief that the agricultural policy of the Russian state takes on new meaning. It is also important that the authorities have made certain conclusions from false start farming in our country. Today the science and more balanced approach to the theoretical justification of farming, realizing that the small forms of farming in rural areas is not just agri-business and commercial activities, this form of social organization in rural areas and their success depends directly on the quality of life in rural society. This article provides information about the stages and key of organizational and economic measures for the development of Russian farming.

FARMING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральского государственного юридического университета.

Экономика ^Ф/

Фермерство как организационно-правовая форма хозяйствования в аграрной сфере России появилось сравнительно недавно. Началом развития фермерства считается момент принятия закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в котором, собственно, впервые дано юридическое понятие крестьянского (фермерского) хозяйства [1].

В ст. 1 этого закона определено, что «крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков».

В законе специально оговорено, что КФХ представляет собой форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.

Поскольку фермерство в России было новым явлением в экономике сельского хозяйства страны, тема становления и развития этой формы хозяйствования вызвала большой научный интерес. На начальном этапе были защищены диссертационные работы Г. А. Волковым [3]; Е. Ш. Рахметовым [4]; Л. П. Чумаковой [5]; Е. Л. Максимовым [6]; А. А. Погребным [7]; Г. Г. Файзуллиным [8]; Л. П. Андреевым [9]; М. Н. Васиным [10]; Д. Д. Сазоновой [11] и др. После принятия новой редакции закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [12] исследования по проблематике крестьянских (фермерских) хозяйств продолжены, и на сегодня в общей сложности защищены десятки диссертаций по этой теме.

Проблемам, связанным с организационным и экономико-правовым обеспечением развития фермерства в современной России, посвящены сотни научных публикаций, в том числе монографии, разделы в учебниках, учебные пособия, статьи в научных журналах и сборниках. Среди авторов этих публикаций отметим Б. А. Воронина [13, 14], В. Ф. Башмачни-кова [15], А. Н. Семина [16], Н. Н. Мельникова [17], З. С. Беляеву [18], В. В. Устюкову [19].

Несмотря на активное теоретическое исследование, проблема устойчивого экономического развития фермерских хозяйств пока еще не решена, и по этой причине научные исследования продолжаются и остаются актуальными и практически востребованными органами управления в аграрной сфере, а также фермерами и гражданами, желающими создать крестьянское (фермерское) хозяйство.

Целью настоящего исследования является научный анализ развития фермерства в России.

Если обращаться к истокам российского фермерского движения, то они восходят к периоду столыпинской земельно-аграрной реформы 1906-1911 гг., когда был отменен выкуп крестьянами надельных земель и каждый получил в собственность причитающуюся ему часть общинного надела. Реформа Петра Аркадьевича Столыпина открыла возможности для создания слоя зажиточных крестьян. П. А. Столыпин в своих выступлениях и документах обосновывал крестьянскую направленность реформы: с экономической точки зрения необходимостью усиления заинтересованности основных работников сельского хозяйства - крестьян, появления у них инициативы и повышения ответственности за конечные результаты работы на земле, с политических позиций - необходимостью создания достаточно широкого слоя небедных людей (на современном языке - «среднего класса»), заинтересованных в укреплении государственности и обеспечении общественно-политической стабильности [15]. В период с 1906 по 1917 г. крестьяне, став хозяевами земли, значительно увеличили посевные площади, товарность и доходность хозяйств. Вывоз за границу зерна увеличился на 133 %, а продуктов животноводства - на 124 %. Россия обеспечивала 30 % мирового экспорта зерна, что позволило ей занять первое место [15]. 1916 г. был пиком развития кооперации крестьянских хозяйств, что также позволяло успешно хозяйствовать на земле.

Однако с принятием 9 ноября 1917 г. Декрета «О земле» земля была национализирована, а право частной собственности отменялось. Послабление было только в годы НЭПа (новой экономической политики).

В 1925 г. III съезд Советов СССР принял постановление о земле: в нем закреплялось право крестьян сдавать и брать землю в аренду, изменять сроки арендного договора, применять в крестьянском хозяйстве наемный труд. В аграрном секторе были созданы условия для развития несоциалистических форм хозяйствования, включая фермерство.

В годы НЭПа в стране насчитывалось 25 млн единоличных крестьянских хозяйств, из них 35 % бедняцких, 60 % середняцких, 4-5 % кулацких. Основными же поставщиками товарной продукции были единоличники. За 1921-1928 гг. ее производство увеличилось в два раза, и советская Россия стала крупным экспортером сельхозпродукции.

Экономическая свобода крестьян в Советском Союзе закончилась в 1927 г., когда XV съезд ВКП (б) принял решение о преобразовании мелких подворий в крупные коллективные хозяйства и о вытеснении кулаков из производства. Вводились ограничения на размеры арендуемой земли, до шести лет сокращался срок аренды. К началу 30-х гг. прошлого века в СССР утвердилась государственная монополия на

Экономика

землю как объект собственности, а коллективные хозяйства стали главной формой социалистических аграрных отношений. Уже к 1940 г. 94,6 % всех крестьянских дворов было охвачено коллективизацией, создано 236 000 колхозов и 4200 совхозов.

Таким образом, на длительный срок до 1989 г. в СССР, в том числе в РСФСР, ни о каком фермерстве не могло быть и речи. Фермерство в эти годы рассматривались как чуждое социалистическому государству явление, ибо оно предполагало частную собственность на землю и другое имущество. Самое главное, фермерство - это агробизнес, а в нашей стране частный бизнес запрещался законом.

Ситуация изменилась в 1990-1991 гг., когда в стране началась земельная и аграрная реформа, основанная на изменении политический системы в государстве. Реформа напрямую отразилась на организационно-правовых формах хозяйствования в аграрной сфере. Первой формой хозяйствования в новых экономических условиях, закрепленной на законодательном уровне, стало крестьянское (фермерское) хозяйство (закон РСФСР от 22 ноября 1990 г.).

Российское государство видело в крестьянских (фермерских) хозяйствах в определенной степени альтернативу еще существовавшим в те годы коллективным хозяйствам - колхозам и совхозам, и лозунг «Фермер накормит страну» стал определяющим в аграрной политике.

Справедливости ради, надо отметить, что государство оказывало серьезную поддержку в становлении и развитии фермерства. Была организована учеба начинающих фермеров, причем не только внутри Российской Федерации, но и за рубежом.

Крестьянские (фермерские) хозяйства в 19911996 гг. освобождались от многих видов налогов, им оказывались и другие преференции. В 1989 г. была создана Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). В феврале 2014 г. был проведен юбилейный XXV съезд АККОР, свидетельствующий о живучести и востребованности этой организации.

На организационно-экономическом уровне были приняты Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 1993 г. «О некоторых мерах по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов» и другие нормативные правовые документы.

Динамика роста числа фермерских хозяйств в Российской Федерации выглядела так: 1991 г. - 49 013; 1992 г. - 182 090; 1993 г. - 269 972; 1994 г. - 279 195; 1995 г. - 280 112. Но уже с 1996 г. началось снижение их численности: 1996 г. - 278 613; 1997 г. - 274 284; 1998 г. - 274 300; 1999 г. - 279 200; 2000 г. - 261 100; 2001 г. - 261 700 и т. д. По состоянию на 1 января 2015 г., по разным отчетным данным, количество

крестьянских (фермерских) хозяйств в Российской Федерации насчитывается около 200 тыс., еще меньше - ведущих сельскохозяйственную деятельность.

Как видим, создание фермерских хозяйств идет волнообразно. Пик приходится на 1993 г. и заканчивается в 1996 г. Учитывая эти обстоятельства, Правительство Российской Федерации 8 декабря 1996 г. приняло Федеральную целевую программу «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций и кооперативов на 1996-2000 годы».

Программа предусматривала комплекс мер, способствующих созданию правовых, организационных, экономических, социальных условий для развития фермерства, совершенствованию системы государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций и кооперативов; созданию финансово-кредитных, налоговых и страховых условий, обеспечивающих рост инвестиций в фермерский сектор за счет собственных возможностей крестьянских (фермерских) хозяйств и привлечения отечественного и зарубежного капитала. В ней были предложены и другие меры, которые должны способствовать повышению эффективности деятельности КФХ.

В субъектах Российской Федерации также принимались правовые акты, направленные на поддержку фермерства. Например, в Свердловской области действовала областная целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве Свердловской области на 2002-2006 годы» [21].

С учетом отдельных правовых недоработок и пробелов старого закона в новом федеральном законе № 74-ФЗ определено понятие крестьянского (фермерского) хозяйства как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработка, хранение, транспортировка и реализация сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Другими словами, сегодня крестьянское (фермерское) хозяйство - это организация семейно-трудово-го типа, где в качестве членов фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем трех семей. Дети могут стать членами фермерских хозяйств в возрасте 16 лет. Максимальное количество граждан, не состоящих в родстве с главой фермерского хозяйства, не может превышать пяти человек.

Право на создание фермерского хозяйства имеют наряду с дееспособными гражданами Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства. Принципиально новым является заключе-

• - Аграрный вестник Урала № 11 (141), 2015 г. - > _

Экономика ^Ф/

ние соглашения о создании фермерского хозяйства (ст. 4), которое подписывается всеми членами фермерского хозяйства. К нему обязательно прикладываются копии документов, подтверждающих родство граждан, создающих фермерское хозяйство.

Таким образом, соглашение о создании фермерского хозяйства является основным локальным правовым документом для этого хозяйства. В случае образования фермерского хозяйства одним человеком заключение соглашения не требуется. В соответствии с действующим законодательством регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет подразделение Федеральной налоговой службы по месту проживания главы хозяйства.

Органы государственной власти постоянно уделяют внимание правовому регулированию функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств. Свидетельством этому являются изменения и дополнения к закону № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 4 декабря 2006 г., 13 мая 2008 г., 30 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 28 июля 2012 г., 25 декабря 2012 г., 28 декабря 2013 г.

Существенные изменения в правовом статусе крестьянского (фермерского) хозяйства произошли в связи с принятием 5 мая 2014 г. Федерального закона № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу IV части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [22]. Пункт 2 ст. 50 этого закона относит крестьянское (фермерское) хозяйство к юридическим лицам. Согласно ст. 65.1 юридические лица, учредители (участники), которые обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). Таким образом, с 1 сентября 2014 г. крестьянские (фермерские) хозяйства могут быть юридическими лицами и производственными коммерческими корпоративными организациями.

Вместе с тем ст. 86.1 Гражданского кодекса РФ и закон № 74-ФЗ дают возможность КФХ существовать как и прежде, без образования юридического лица, в качестве индивидуального предпринимателя. Естественно, что и государственная регистрация фермерского хозяйства будет в соответствии с его правовым положением или как юридического лица, или как физического лица.

Развитие малых форм хозяйствования в аграрной сфере, к каковым относится крестьянское (фермерское) хозяйство, в настоящее время получает определенную государственную экономическую поддержку. Как сельскохозяйственный товаропроизводитель фермерское хозяйство имеет право на получение финансово-кредитной поддержки, поддержки по налогам, страхованию и другим направлениям.

Экономический механизм государственной поддержки с учетом современных условий хозяйствования заложен в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [23], включающей специальную подпрограмму «Поддержка малых форм хозяйствования» (разд. V).

Основная цель мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования - рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами. Их деятельность направлена на:

- продовольственное снабжение страны (более 50 % продукции сельского хозяйства производится малыми формами);

- обеспечение занятости и доходов сельского населения, формирование среднего класса в деревне;

- сохранение сельского образа жизни и традиционной культуры;

- обеспечение социального контроля над обширными территориями (селообразующие функции);

- содействие в развитии местных бюджетов и сельских территорий.

Согласно национальному докладу «О ходе и результатах реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» ресурсное обеспечение подпрограммы осуществлялось по следующим направлениям:

- поддержка начинающих фермеров;

- развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;

- оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств;

- государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования.

На XXV съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов России в 2014 г. было принято решение о разработке отдельной государственной целевой программы по развитию фермерства и сельской кооперации на стратегическую перспективу.

Выводы. Итоги функционирования фермерских хозяйств в аграрном секторе страны пока далеки от желаемых, так как на пути фермеров оказалось значительное количество проблем. В результате многие крестьянские (фермерские) хозяйства числятся лишь на бумаге, а фактически же, чтобы выжить, они занимаются не производством сельскохозяйственной продукции, а скупкой сельхозпродуктов, торговлей и другой, иногда далекой от сельского хозяйства деятельностью.

Экономика

Конечно, с позиции сегодняшнего дня более ясно видны те просчеты и ошибки, допущенные в развитии фермерских хозяйств в Российской Федерации. Излишняя политизированность не позволила объективно и научно обоснованно подойти к решению проблемы организации фермерства. Надо ли было в угоду «фермеризации страны» разрушать крупные сельскохозяйственные предприятия и организации?

Не лучше ли было начать развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в современной России с освоения заброшенных сельскохозяйственных площадей, восстановления так называемых неперспективных деревень. И если бы государство всерьез позаботилось об увеличении объема производства сельскохозяйственной продукции с помощью фермеров, то, восстановив дороги, линии электропередач, оказав фермерам помощь в строительстве, в приобретении техники, семян, животных и т. д., можно было бы действительно ввести в аграрное производство дополнительные площади земель сельскохозяйственного назначения и на основе частной собственности на землю и новых мотивационных факторов к труду привнести в общий объем производимого в стране сельскохозяйственного сырья и продовольствия значительную долю от фермерского сектора.

Одна из наиболее значимых проблем для любого КФХ - невозможность реализовать свою продукцию за достойную цену. При этом основным ограничителем выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта. Поэтому осенью фермер вынужден продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Данная проблема связана как с отсутствием сбытовых структур, действующих

в интересах производителей, так и инфраструктуры рынков, основанных на принципах сельскохозяйственной кооперации.

Многоукладность в российском агарном секторе экономики невозможна без многообразия организационно-правовых форм хозяйствования. Крестьянские (фермерские) хозяйства являются основной структурой малого и среднего аграрного предпринимательства и имеют право на свое позитивное развитие. Именно фермерские хозяйства должны быть настроены на развитие новых видов аграрного производства.

Заброшенные небольшие поля и бывшие сенокосные угодья могут быть использованы для мясного и молочного коневодства, козоводства и овцеводства, пчеловодства. Фермерство как нельзя лучше подходит и для выращивания гусей, уток, индюков, перепелов и другой живности, включая рыбу. Деятельность фермерских хозяйств важна в малых сельских населенных пунктах и в отдаленных сельских территориях, где развивать крупное аграрное производство бывает экономически нецелесообразно. На этих территориях российские фермеры могут заниматься производством органической сельскохозяйственной продукции.

Задачей государства сегодня являются создание экономических условий и снятие барьеров, препятствующих устойчивому развитию крестьянских (фермерских) хозяйств как субъектов малого агробизнеса. Настоящее, а не отчетное развитие крестьянских (фермерских) хозяйств позволит реально привнести в продовольственный фонд страны дополнительно и по объемам и по ассортименту продукты питания [13].

Литература

1. О крестьянском (фермерском) хозяйстве : закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 374-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР.1990. № 26. Ст. 327.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая : федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Волков Г. А. Крестьянское хозяйство как субъект земельных правоотношений (историко-правовой аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1993.

4. Рахметов Е. Ш. Правовое положение крестьянских хозяйств : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1993.

5. Чумакова Л. П. Основные теоретические проблемы крестьянских (фермерских) хозяйств (цивилистиче-ский аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск,1993.

6. Максимов Е. Л. Основания возникновения прав на землю крестьянских (фермерских) хозяйств : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.,1997.

7. Погребной А. А. Правовое регулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в условиях рынка : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992.

8. Файзуллин Г. Г. Правовое регулирование отношений по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Башкортостан : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 1994.

9. Андреев П. П. Хозяйственный механизм ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 1994.

10. Васин М. Н. Основные организационно-экономические условия крестьянских (фермерских) хозяйств : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.,1994.

11. Сазонова Д. Д. Организационно-экономические основы повышения эффективности крестьянских (фермерских) хозяйств : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 1997.

12. СЗ РФ. 2003. № 24. Ст. 2249.

54 www.avu.usaca.ru

Экономика "^У

13. Воронин Б. А. Крестьянское (фермерское) хозяйство: правовые проблемы функционирования и развития // Аграрный вестник Урала. 2011. № 12-1. С. 52-56.

14. Воронин Б. А. Крестьянские (фермерские) хозяйства: правовые проблемы и тенденции развития // Аграрное и земельное право. 2004. № 1. С. 7-8.

15. Башмачников В. Ф. Фермерство в России и за рубежом : учеб. пособие. Екатеринбург : Урал. аграр. изд-во, 2013. 86 с.

16. Семин А. Н., Селиванова Г. П., Шевченко И. А., Шарапова В. М. Особенности бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах) // Известия Урал. гос. экон. ун-та. 2002. № 5. С. 77-87.

17. Мельников Н. Н. Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства по законодательству России и СНГ. М. : Городец, 2010. 400 с.

18. Беляева З. С. Крестьянское (фермерское) хозяйство: изменения правового статуса // Государство и право. 2006. № 6. С. 51-58.

19. Устюкова В. В. Правовое положение крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства в условиях аграрной реформы. М., 2000.

20. Из истории фермерства в России // Сельский хозяин. 2013. № 6. С. 44.

21. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве Свердловской области на 2002-2006 годы. Екатеринбург : Изд-во УрГСХА, 2002. 26 с.

22. Официальные документы и разъяснения. 2014. № 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4549.

References

1. On peasant (farmer) economy: the law of the RSFSR of November 22, 1990 № 374-1 // Bulletin of the Congress of People's Deputies and the Supreme Council of RSFSR.1990. № 26. Art. 327.

2. The Civil Code of the Russian Federation. Part One: federal law of November 30, 1994 № 51-FZ // CL RF. 1994. № 32. Art. 3301.

3. Volkov G. A. Farm as the subject of land relations (historical and legal aspect) : autoref. dis. ... cand. of legal sciences. M., 1993.

4. Rakhmetov E. Sh. Legal status of farms : autoref. dis. ... cand. of legal sciences. M., 1993.

5. Chumakova L. P. Major theoretical problems of peasant (farmer) economies (civil law aspect) : autoref. dis. ... cand. of legal sciences. Tomsk, 1993.

6. Maksimov E. L. Basis for the land rights of peasant (farmer) economies : authoref. dis. ... cand. of legal sciences. M., 1997.

7. Pogrebnoy A. A. Legal regulation of peasant (farmer) economies in the market : authoref. dis. ... cand. of legal sciences. M., 1992.

8. Faizullin G. G. Legal regulation of relations on the development of peasant (farmer) economies in the Republic of Bashkortostan : authoref. dis. ... cand. of legal sciences. Ufa, 1994.

9. Andreev P. P. The economic mechanism of association of peasant (farmer) economies : authoref. dis. ... cand. of econ. sciences. M., 1994.

10. Vasin M. N. Basic organizational and economic conditions of peasant (farmer) economies : authoref. dis. ... cand. of econ. sciences. M.,1994.

11. Sazonova D. D. Organizational-economic bases of increase of efficiency of peasant (farmer) economies : authoref. dis. ... cand. of econ. sciences. Saratov, 1997.

12. CL RF. 2003. № 24. Art. 2249.

13. Voronin B. A. The peasant (farmer) economy: legal problems of functioning and development of the Urals // Agrarian Bulletin of the Urals. 2011. № 12-1. P. 52-56.

14. Voronin B. A. Peasant (farmer) economy: legal problems and trends // Agrarian and Land Law. 2004. № 1. P. 7-8.

15. Bashmachnikov V. F. Farming in Russia and abroad : tutorial. Ekaterinburg : Ural Agrarian Publishing House, 2013.86 p.

16. Semin A. N., Selivanova G. P., Shevchenko I. A., Sharapova V. M. Features of accounting in peasant (farmer) economies // News of USUE. 2002. № 5. P. 77-87.

17. Melnikov N. N. Legal status of a peasant (farmer) economy under the laws of Russia and the CIS. M. : Goro-dets, 2010. 400 p.

18. Belyaeva Z. S. The peasant (farmer) economy: changing the legal status // State and Law. 2006. № 6. P. 51-58.

19. Ustyukova V. V. The legal status of peasant (farmer) and private economy under the agrarian reform. M., 2000.

20. From the history of farming in Russia // The farmer. 2013. № 6. P. 44.

21. Development of the peasant (farmer) economies and other small businesses in the agricultural sector of the Sverdlovsk region for 2002-2006. Ekaterinburg : USACA Publishing House, 2002. 26 p.

22. Official documents and explanations. 2014. № 7.

23. CL RF. 2012. № 32. Art. 4549.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.