Научная статья на тему 'Экономические результаты предпринимательской деятельности фермерских хозяйств (на примере Уральского федерального округа)'

Экономические результаты предпринимательской деятельности фермерских хозяйств (на примере Уральского федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФЕРМЕРСТВО / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ / УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина Я.В.

Фермерские хозяйства являются субъектами малого и среднего аграрного предпринимательства. Фермерство в Российской Федерации получило развитие в условиях многообразия форм собственности на землю и развития рыночной экономики, в том числе и в аграрной сфере. Правовой основой для создания крестьянских (фермерских) хозяйств стал Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г. Это был первый закон в аграрном законодательстве современной России, содержавший нормы частного права и по сути давший старт развитию частного права и развитию аграрного предпринимательства в сельском хозяйстве страны. В настоящее время правовое регулирование функционирования фермерских хозяйств осуществляется нормами Федерального закона № 74-ФЗ от 11 июня 2003 г.«О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Предпринимательская деятельность (предпринимательство) сложная категория. Ее можно рассматривать в разных аспектах: организационном, экономическом, юридическом и др. Основная цель предпринимательской деятельности (активности) производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит прибыль. В конечном итоге это получение прибыли (предпринимательского дохода). В научной среде предпринимательство с точки зрения экономической определенности принято рассматривать в трех аспектах: как экономическую категорию, как метод хозяйствования, как тип экономического мышления. В настоящей статье изложены определения предпринимательства, предпринимательской деятельности, конституционные нормы, гарантирующие развитие предпринимательства в Российской Федерации. Дана характеристика экономических показателей фермерских хозяйств в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Уральского федерального округа, по производству основных видов сельскохозяйственной продукции за 2012-2015 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические результаты предпринимательской деятельности фермерских хозяйств (на примере Уральского федерального округа)»

Экономика

Чф/

УДК 338

экономические результаты предпринимательской

деятельности фермерских хозяйств

(НА примере уральского федерального ОКРУГА)

я. в. воронина,

старший преподаватель,

уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)

Ключевые слова: предпринимательство, фермерство, малые и средние формы хозяйствования в аграрной сфере, Уральский федеральный округ, экономические результаты.

Фермерские хозяйства являются субъектами малого и среднего аграрного предпринимательства. Фермерство в Российской Федерации получило развитие в условиях многообразия форм собственности на землю и развития рыночной экономики, в том числе и в аграрной сфере. Правовой основой для создания крестьянских (фермерских) хозяйств стал Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г. Это был первый закон в аграрном законодательстве современной России, содержавший нормы частного права и по сути давший старт развитию частного права и развитию аграрного предпринимательства в сельском хозяйстве страны. В настоящее время правовое регулирование функционирования фермерских хозяйств осуществляется нормами Федерального закона № 74-ФЗ от 11 июня 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - сложная категория. Ее можно рассматривать в разных аспектах: организационном, экономическом, юридическом и др. Основная цель предпринимательской деятельности (активности) - производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит прибыль. В конечном итоге - это получение прибыли (предпринимательского дохода). В научной среде предпринимательство с точки зрения экономической определенности принято рассматривать в трех аспектах: как экономическую категорию, как метод хозяйствования, как тип экономического мышления. В настоящей статье изложены определения предпринимательства, предпринимательской деятельности, конституционные нормы, гарантирующие развитие предпринимательства в Российской Федерации. Дана характеристика экономических показателей фермерских хозяйств в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Уральского федерального округа, по производству основных видов сельскохозяйственной продукции за 2012-2015 годы.

the economic results of business ACTIVITY

OF farms (ON THE ExAMPLE OF THE URAL FEDERAL DisTRICT)

Ya. v. voRoNINA, senior teacher,

ural State Agrarian university

(42 K. Liebknechta Str., 620075, Ekaterinburg)

Keywords: entrepreneurship, farming, small and average forms of managing in agrarian sector, the Ural Federal district, economic results.

Farms are small and medium-sized agricultural enterprises. Farming in the Russian Federation has received the development in the conditions of the variety of forms of land ownership and development of market economy, including in the agricultural sector. The legal basis for the creation of peasant (farmer) farms became the law of the RSFSR «On peasant (farmer) economy» of 22 November 1990. It was the first law in the agrarian legislation of the modern Russia, which contained rules of private law and in fact gave start to the development of private law and the development of agricultural entrepreneurship in agriculture of the country. Currently, the legal regulation of farms is carried out by the Federal law № 74-FZ of 11 June 2003 «On peasant (farmer) economy». Business activity (entrepreneurship) is a complicated category. It can be considered in different aspects: organizational, economic, legal and others. The main objective of entrepreneurial activity (activity) are manufacture and offer to market such goods that are in demand and which is profitable. Ultimately it is making a profit (business income). In the scientific community entrepreneurship from the point of view of economic certainty usually considered in three aspects: as an economic category, as a method of managing, as a type of economic thinking. This article sets out the definition of entrepreneurship, entrepreneurial activities, constitutional provisions guaranteeing the development of entrepreneurship in the Russian Federation. There is given the characteristic of economic indicators of farms in the regions of the Russian Federation within the Ural Federal district on production of main types of agricultural production for 2012-2015.

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральского государственного юридического университета.

Цель и методика исследования. Целью исследования является научный анализ содержания понятий предпринимательства и предпринимательской деятельности, а также производственно-хозяйственной деятельности фермерских хозяйств в Уральском федеральном округе.

В ходе исследования применялись методы: логический (анализ, синтез, обобщение), статистический, экономический.

Результаты исследования, обсуждение. Ведущие экономисты по-разному определяют понятие предпринимательства. Английский экономист-рыночник Ф. Хайк смысл предпринимательства видит в поиске новых экономических возможностей для достижения конечной цели - получения максимальной прибыли. Специалист по проблеме предпринимательства И. Шумпетер (Германия) рассматривает его более широко - как создание новых комбинаций действий в условиях повышения риска, стремление к самостоятельности и радости творчества. Профессор Г. Зинченко (Россия) понимает под предпринимательством инициативную, самостоятельную хозяйственную деятельность, связанную с риском создания новых комбинаций в процессе производств и направленную на удовлетворение прибыльного спроса и спроса потребителей.

Для характеристики предпринимательства в качестве экономической категории используется система отношений между субъектами и объектами предпринимательства. В свою очередь, рассматривая предпринимательство через призму методов ведения хозяйства, ученые-экономисты выделяют такие признаки предпринимательства, как самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов [6].

Предпринимательство - особый тип экономического мышления, характеризующийся совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений. Главное место здесь принадлежит личности предпринимателя [7]. Его должны отличать особый склад ума, воля к победе, желание борьбы, творческий характер труда.

Не случайно один из крупных мыслителей нынешнего времени О. Шпенглер писал: «... Для нас организатор, изобретатель и предприниматель являются творящей силой, которая воздействует на другие исполняющие силы, придавая им направление, намечая цели и средства для их действия. И те, и другие принадлежат экономической жизни не как владельцы вещей, но как носители энергии» [8].

В сборнике «Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве России. Правовые вопросы» под ред. З. С. Беляевой, И. А. Иконицкой [9] дано такое определение предпринимательства в сельском хозяйстве:

«Начавшийся в России в 90-е годы переход к ры-

ночной экономике обусловил необходимость создания в сельском хозяйстве условий для развития предпринимательской деятельности, осуществляемой самостоятельно, на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли от пользования землей, другими средствами производства, от продажи сельскохозяйственной продукции».

Легальное определение понятия «предпринимательская деятельность» дано в п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [10].

Предпринимателем может быть как юридическое лицо, так и гражданин (физическое лицо), в том числе иностранец, осуществляющий предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации в рамках существующего законодательства. Однако к предпринимателям они могут быть отнесены только тогда, когда их деятельность будет отвечать определенным критериям. Во-первых, такое физическое или юридическое лицо должно заниматься хозяйственной деятельностью, то есть производством, реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг. Во-вторых, эта деятельность должна осуществляться систематически (в качестве основного занятия). В-третьих, хозяйственная деятельность может считаться предпринимательской в том случае, когда она направлена на извлечение прибыли. И, в-четвертых, лицо должно быть зарегистрировано в качестве предпринимателя.

Правовое регулирование организации и развития предпринимательской деятельности в современной России осуществляется прежде всего на основе Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [11].

В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Конституция Российской Федерации гарантирует:

- свободу выбирать род деятельности или занятий, свободу быть либо наймодателем-предпринима-телем, либо нанимателем (ст. 37);

- свободу передвигаться, выбирать место пребывания и жительства - свободу рынка труда (ст. 27);

- свободу объединения для совместной экономической деятельности - выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и

образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур (ст. 34);

- свободу иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами;

- свободу владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами (ст. 34, 35);

- свободу договора - заключать гражданско-правовые и иные сделки (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75);

- свободу от незаконной конкуренции (ч. 2 ст. 34);

- свободу заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом» (ч. 1 ст. 34).

Основной задачей предпринимательской деятельности является удовлетворение потребностей потребителя. Предприятие в условиях рынка успешно функционирует только в том случае, если его продукция, услуги отвечают запросам, предъявляемым потребителями. Чтобы знать истинные их потребности, предприниматель должен вкладывать средства в изучение рынка.

Разновидностью предпринимательской деятельности является аграрное предпринимательство, осуществляемое юридическими и физическими лицами.

Аграрное предпринимательство в современной России получило развитие с принятием Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г. [12], Закона РСФСР «О земельной реформе» (в ред. от 27 декабря 1990 г.) [13], Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. [14], Указа Президента РФ от 27 декабря 1990 г. «О необходимых мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» [15], Указа Президента РФ от 27 декабря 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» [16].

Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» стал одним из первых законодательных актов современного российского законодательства, в котором изложены нормы частного права, направленные на правовое регулирование рыночных отношений в аграрной сфере.

14 июня 1995 г. был принят специальный Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [17]. С 1 января 2008 г. предпринимательская деятельности в Российской Федерации стала регулироваться нормами Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [18].

3 июля 2016 г. принят Федеральный закон № 256-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в

Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [19], который развивает правовое регулирование в области малого и среднего предпринимательства.

В качестве примера, в Свердловской области 14 апреля 1997 г. был принят областной закон № 20-ОБ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Свердловской области» [20], определивший меры по экономической поддержке малых форм предпринимательских структур. В соответствии с этим законодательным актом, в области были созданы Комитет по развитию малого предпринимательства и Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства. Указом Губернатора Свердловской области № 17-УГ от 23 января 2008 г. [21] названный комитет был преобразован в Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства.

4 февраля 2008 г. принят областной закон № 10-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» [22], который отменил закон от 14 апреля 1997 г. и установил, в соответствии с нормами ФЗ № 209 от 24 июля 2007 г., порядок создания и функционирования малых и средних форм предпринимательства в Свердловской области. Настоящим областным законом определены полномочия в сфере развития малого и среднего предпринимательства высших органов государственной власти, уполномоченных органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, координационных и (или) иных органов Свердловской области. Определены также формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области.

Таким образом, в Российской Федерации и Свердловской области (с учетом ее полномочий и экономических возможностей) в настоящее время создана достаточная законодательная база для правового регулирования отношений в области малого и среднего предпринимательства, в том числе и в аграрной сфере, где основной структурой является крестьянское (фермерское) хозяйство.

Вместе с тем позитивное развитие агробизнеса в Российской Федерации во многом зависит от рисков, которые так или иначе могут оказать негативное воздействие на агропромышленный комплекс страны.

Эти риски общеизвестны [23]:

- природные: землетрясения, сели, лавины, оползни, природные пожары, наводнения и паводки;

- техногенные: транспортный, аварийность на производственных объектах;

- экономические: производственный, научно-технический, внешнеэкономический, продовольственный;

Таблица 1

Посевные площади сельскохозяйственных культур в крестьянских (фермерских) хозяйствах

Table 1

Sown area of agricultural crops in peasant (farmer) farms

Регион Region 2012 г. 2012 2013 г. 2013 2014 г. 2014 2015 г. 2015 2015 г. к 2014 г. 2015 in proportion to 2014

% ±

Российская Федерация Russian Federation 17 155,5 18 575, 5 19 727, 1 20 799,7 105, 4 1 072, 6

Уральский федеральный округ Ural Federal District 1 161,8 1 270,7 1 358,5 1 365,0 100,5 6,4

Курганская область Kurgan region 370,4 402,1 425,9 435,9 102,3 10,0

Свердловская область Sverdlovsk region 144,3 146,5 150,9 160,5 106,4 9,6

Тюменская область Tyumen region 184,2 175,6 193,5 185,8 96,0 -7,7

В т. ч. ХМАО - Югра Khanty Mansiysk Autonomous District - UGRA 1,6 2,4 2,5 1,3 50,6 -1,2

Челябинская область Chelyabinsk region 462,9 546,6 588,2 582,8 99,1 -5,4

Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в крестьянских Gross harvest of grain and leguminous cro Таблица 2 (фермерских) хозяйствах Table 2 ps in peasant (farmer) farms

Регион Region 2012 г. 2012 2013 г. 2013 2014 г. 2014 2015 г. 2015 2015 г. к 2014 г. 2015 in proportion to 2014

% ±

Российская Федерация Russian Federation 15 739, 6 22 748,5 26 600,3 27 516,8 103,4 916,4

Уральский федеральный округ Ural Federal District 712,9 1 073,5 1 131,9 1 569,1 138,6 437,2

Курганская область Kurgan region 233,7 406,2 359,1 539,4 150,2 180,3

Свердловская область Sverdlovsk region 80,8 98,8 113,3 109,2 96,4 -4,1

Тюменская область Tyumen region 228,5 251,5 276,4 253,0 91,5 -23,4

В т. ч. ХМАО - Югра Khanty Mansiysk Autonomous District - UGRA 0 0 0

Челябинская область Chelyabinsk region 169,9 317,0 383,2 667,5 174,2 284,4

Таблица 3

Урожайность зерновых и зернобобовых культур в крестьянских (фермерских) хозяйствах

Table 3

The yield of grain and leguminous crops in peasant (farmer) farms

Регион Region 2012 г. 2012 2013 г. 2013 2014 г. 2014 2015 г. 2015 2015 г. к 2014 г. 2015 in proportion to 2014

% ±

Российская Федерация Russian Federation 15,7 19,5 21,1 20,8 98,6 -0,3

Уральский федеральный округ Ural Federal District 10,6 12,3 13,2 15,1 114,4 1,9

Курганская область Kurgan region 10,6 12,0 14,4 14,7 102,1 0,3

Свердловская область Sverdlovsk region 13,6 16,3 19,3 17,4 90,2 -1,9

Тюменская область Tyumen region 18,2 18,8 19,7 18,3 92,9 -1,4

В т. ч. ХМАО - Югра Khanty Mansiysk Autonomous District - UGRA 2,5 2,1 -2,1

Челябинская область Chelyabinsk region 6,3 9,2 9,3 14,1 151,6 4,8

_Экономика с

Таблица 4

Валовой сбор подсолнечника на зерно в крестьянских (фермерских) хозяйствах в весе после доработки

Table 4

The gross yield of sunflower for grain in the peasant (farm) in weight after completion

Регион Region 2012 г. 2012 2013 г. 2013 2014 г. 2014 2015 г. 2015 2015 г. к 2014 г. 2015 in proportion to 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

% ±

Российская Федерация Russian Federation 2 050,1 2 869,6 2 491,0 2 716,6 109,1 225,7

Уральский федеральный округ Ural Federal District 4,9 15,9 12,4 22,4 180,0 9,9

Курганская область Kurgan region 1,3 6,7 3,9 6,0 153,6 2,1

Челябинская область Chelyabinsk region 3,6 9,2 8,5 16,3 192,2 7,8

Таблица 5

Валовой сбор картофеля в крестьянских (фермерских) хозяйствах

Table 5

Gross harvest of potatoes in the peasant (farmer) farms

Регион Region 2012 г. 2012 2013 г. 2013 2014 г. 2014 2015 г. 2015 2015 г. к 2014 г. 2015 in proportion to 2014

% ±

Российская Федерация Russian Federation 2 372,3 2 052,4 2 364,6 2 894,7 122,4 530,1

Уральский федеральный округ Ural Federal District 161,5 191,1 208,3 223,4 107,2 15,1

Курганская область Kurgan region 16,9 29,7 27,2 32,8 120,5 5,6

Свердловская область Sverdlovsk region 79,9 98,7 113,3 121,5 107,2 8,1

Тюменская область Tyumen region 43,3 40,8 36,0 31,5 87,5 -4,5

В т. ч. ХМАО - Югра Khanty Mansiysk Autonomous District - UGRA 2,3 2,4 2,4 1,3 54,9 -1,1

Челябинская область Chelyabinsk region 21,4 21,9 31,7 37,6 118,6 5,9

Таблица 6 Урожайность картофеля в крестьянских (фермерских) хозяйствах Table 6 The yield of potatoes in the peasant (farmer) farms

Регион 2012 г. 2012 2013 г. 2013 2014 г. 2014 2015 г. 2015 2015 г. к 2014 г. 2015 in proportion to 2014

Region % ±

Российская Федерация Russian Federation 167,8 175,5 185,3 Е96,0 105,8 10,7

Уральский федеральный округ Ural Federal District 116,7 151,5 169,1 164,1 97,0 -5,0

Курганская область Kurgan region 90,0 142,0 163,7 161,4 98,6 -2,3

Свердловская область Sverdlovsk region 105,8 148,5 171,9 172,5 100,3 0,6

Тюменская область Tyumen region 172,5 185,9 181,1 156,6 86,5 -24,5

В т. ч. ХМАО - Югра Khanty Mansiysk Autonomous District - UGRA 133,1 143,1 109,4 98,9 90,4 -10,5

Ямало-Ненецкий автономный округ Yamalo-Nenets Autonomous District 200,0 116,7 150,0 -150,0

Челябинская область Chelyabinsk region 112,8 130,4 152,9 148,9 97,4 -4,0

_Экономика

Таблица 7

Валовой сбор овощей в крестьянских (фермерских) хозяйствах

Table 7

Gross harvest of vegetables in the peasant (farmer) farms

Регион Region 2012 г. 2012 2013 г. 2013 2014 г. 2014 2015 г. 2015 2015 г. к 2014 г. 2015 in proportion to 2014

% ±

Российская Федерация Russian Federation 2 013,0 2 093,7 2 101,5 2 427,2 115,5 325,7

Уральский федеральный округ Ural Federal District 27,3 36,9 30,9 37,0 119,8 6,1

Курганская область Kurgan region 3,1 8,5 2,5 4,0 157,2 1,4

Свердловская область Sverdlovsk region 13,1 15,8 13,3 18,9 141,6 5,5

Тюменская область Tyumen region 9,2 8,1 7,8 7,8 100,2 0

В т. ч. ХМАО - Югра Khanty Mansiysk Autonomous District - UGRA 0,2 0,2 0,1 0,1 89,1 0

Челябинская область Chelyabinsk region 1,9 4,5 7,2 6,4 87,7 -0,9

Таблица 8 Урожайность овощей в крестьянских (фермерских) хозяйствах Table 8 The productivity of vegetables in the peasant (farmer) farms

Регион Region 2012 г. 2012 2013 г. 2013 2014 г. 2014 2015 г. 2015 2015 г. к 2014 г. 2015 in proportion to 2014

% ±

Российская Федерация Russian Federation 260,1 260,2 264,4 266,2 100,7 1,8

Уральский федеральный округ Ural Federal District 157,2 202,4 198,7 213,4 107,4 14,7

Курганская область Kurgan region 101,7 190,6 240,7 142,7 59,3 -98,0

Свердловская область Sverdlovsk region 133,5 179,8 174,0 225,8 129,8 51,8

Тюменская область Tyumen region 347,0 322,3 402,1 323,3 80,4 -78,8

В т. ч. ХМАО - Югра Khanty Mansiysk Autonomous District - UGRA 117,9 68,5 91,2 120,8 132,5 29,6

Челябинская область Chelyabinsk region 88,8 169,9 124,5 168,0 134,9 43,5

Таблица 9 Реализовано на убой скота и птицы в крестьянских (фермерских) хозяйствах (в живой массе) Table 9 Sold for slaughter of livestock and poultry in the peasant (farmer) farms (live weight)

Регион Region 2012 г. 2012 2013 г. 2013 2014 г. 2014 2015 г. 2015 2015 г. к 2014 г. 2015 in proportion to 2014

% ±

Российская Федерация Russian Federation 384,7 387,1 445,5 467,4 104,9 21,9

Уральский федеральный округ Ural Federal District 17,9 18,1 21,8 21,8 100,0

Курганская область Kurgan region 1,5 1,7 3,6 3,6 100,0

Свердловская область Sverdlovsk region 3,7 3,4 3,8 3,0 78,9 -0,8

Тюменская область Tyumen region 9,3 9,6 11,1 11,6 104,5 0,5

В т. ч. ХМАО - Югра Khanty Mansiysk Autonomous District - UGRA 7,9 8,4 9,5 10,7 112,6 1,2

Ямало-Ненецкий автономный округ Yamalo-Nenets Autonomous District 0,3 0,1 0,2 0,2

Челябинская область Chelyabinsk region 3,4 3,4 3,4 3,6 105,9 0,2

_Экономика ~ с

Таблица 10

Реализовано на убой скота и птицы в крестьянских (фермерских) хозяйствах (в убойной массе)

Table 10

Were sold for slaughter of livestock and poultry in the peasant (farmer) farms (slaughter weight)

Регион Region 2012 г. 2012 2013 г. 2013 2014 г. 2014 2015 г. 2015 2015 г. к 2014 г. 2015 in proportion to 2014

% ±

Российская Федерация Russian Federation 231,5 236,1 263,1 278,8 106,0 15,7

Уральский федеральный округ Ural Federal District 12,6 12,6 14,9 15,0 100,7 0,1

Курганская область Kurgan region 0,9 1,1 2,4 2,4 100,0

Свердловская область Sverdlovsk region 2,5 2,2 2,5 1,9 76,0 -0,6

Тюменская область Tyumen region 7,0 7,1 7,9 8,4 106,3 0,5

В т. ч. ХМАО - Югра Khanty Mansiysk Autonomous District - UGRA 6,1 6,3 7,0 7,9 112,9 0,9

Ямало-Ненецкий автономный округ Yamalo-Nenets Autonomous District 0,3 0,1 0,1 0,1

Челябинская область Chelyabinsk region 2,3 2,2 2,2 2,3 104,5 0,1

Таблица 11

Производство молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах

Table 11

Milk production in peasant (farmer) farms

Регион Region 2012 г. 2012 2013 г. 2013 2014 г. 2014 2015 г. 2015 2015 г. к 2014 г. 2015 in proportion to 2014

% ±

Российская Федерация Russian Federation 1 719,4 1 804,0 1 918,3 2 034,8 106,1 116,5

Уральский федеральный округ Ural Federal District 81,8 86,2 92,0 928 100,9 0,8

Курганская область Kurgan region 8,0 8,0 7,3 7,1 97,3 -0,2

Свердловская область Sverdlovsk region 28,9 28,9 33,4 35,8 107,2 2,4

Тюменская область Tyumen region 29,4 33,4 35,2 31,8 90,3 -3,4

В т. ч. ХМАО - Югра Khanty Mansiysk Autonomous District - UGRA 11,1 13,5 16,0 16,6 103,8 0,6

Ямало-Ненецкий автономный округ Yamalo-Nenets Autonomous District 0,1 0,1 0,1 0,1 100,0

Челябинская область Chelyabinsk region 15,6 15,8 16,2 18,0 111,1 1,8

Таблица 12 Производство яиц в крестьянских (фермерских) хозяйствах Table 12 Egg production in peasant (farmer) farms

Регион Region 2012 г. 2012 2013 г. 2013 2014 г. 2014 2015 г. 2015 2015 г. к 2014 г. 2015 in proportion to 2014

% ±

Российская Федерация Russian Federation 333,4 300,2 320,6 368,5 114,9 47,9

Уральский федеральный округ Ural Federal District 21,6 25,8 26,9 28,9 107,4 2,0

Курганская область Kurgan region 0,4 3,2 3,3 3,2 97,0 -0,1

Свердловская область Sverdlovsk region 11,8 13,4 12,4 10,8 87,1 -1,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тюменская область Tyumen region 7,7 7,8 9,9 13,6 137,4 3,7

В т. ч. ХМАО - Югра Khanty Mansiysk Autonomous District - UGRA 7,2 7,8 9,8 13,6 138,8 3,8

Ямало-Ненецкий автономный округ Yamalo-Nenets Autonomous District 0,4

Челябинская область Chelyabinsk region 1,7 1,4 1,4 1,3 92,9 -0,1

_Экономика

Таблица 13

Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства зерновых и зернобобовых культур

Table 13

The proportion of private (peasant) farms in total production of grain and leguminous crops

Регион Region 2012 г. 2012 2013 г. 2013 2014 г. 2014 2015 г. 2015 2015 г. к 2014 г. 2015 in proportion to 2014

% ±

Российская Федерация Russian Federation 22,2 24,6 25,3 26,3 1,0

Уральский федеральный округ Ural Federal District 20,9 24,9 24,9 29,7 4,8

Курганская область Kurgan region 25,0 30,2 28,3 33,3 4,9

Свердловская область Sverdlovsk region 15,5 16,2 17,1 17,3 0,2

Тюменская область Tyumen region 18,0 18,9 18,7 18,9 0,3

В т. ч. ХМАО - Югра Khanty Mansiysk Autonomous District - UGRA 100,0 100,0 -100,0

Челябинская область Chelyabinsk region 24,7 30,7 33,6 39,3 5,7

Таблица 14

Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства подсолнечника на зерно

Table 14

The proportion of private (peasant) farms in total production of sunflower for grain

Регион Region 2012 г. 2012 2013 г. 2013 2014 г. 2014 2015 г. 2015 2015 г. к 2014 г. 2015 in proportion to 2014

% ±

Российская Федерация Russian Federation 27,1 28,9 29,2 29,3 0,0

Уральский федеральный округ Ural Federal District 33,4 36,3 37,1 44,7 7,6

Курганская область Kurgan region 40,8 51,1 67,6 57,5 -10,1

Челябинская область Chelyabinsk region 31,3 30,1 30,9 41,3 10,4

Таблица 15

Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства овощей

Table 15

The proportion of private (peasant) farms in total production of vegetables

Регион Region 2012 г. 2012 2013 г. 2013 2014 г. 2014 2015 г. 2015 2015 г. к 2014 г. 2015 in proportion to 2014

% ±

Российская Федерация Russian Federation 13,8 14,3 13,5 15,1 1,5

Уральский федеральный округ Ural Federal District 3,7 4,5 4,0 4,9 0,9

Курганская область Kurgan region 2,4 4,6 1,5 2,2 0,7

Свердловская область Sverdlovsk region 3,7 4,5 4,0 4,9 0,9

Тюменская область Tyumen region 4,9 4,5 4,4 4,3 -0,1

В т. ч. ХМАО - Югра Khanty Mansiysk Autonomous District - UGRA 1,0 0,8 0,7 0,6 -0,1

Челябинская область Chelyabinsk region 0,8 1,7 2,8 2,8 0

- финансовые: кредитный, ценовой, налоговый, инвестиционный, теневая экономика и коррупция;

- энергетические: технологический, социально-экономический;

- социальные: качество и уровень жизни населения, занятость населения, криминогенный;

- демографические: общедемографический, феминизм, социально-значимые заболевания, миграционные процессы;

- экологические: природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды.

В 2012-2013 гг. существенно проявился риск для субъектов отечественного агробизнеса в связи с членством России во Всемирной торговой организации, что потребовало разработки мер по адаптации российского АПК к условиям ВТО, а также перехода на экспортно-ориентированное развитие, чтобы выйти на мировой агропродовольственный рынок.

Но куда большим риском оказался риск, связанный с геополитическими изменениями и применением санкций к России со стороны бывших партнеров по экономическим отношениям. Применение в отношении Российской Федерации санкций вызвало ответные меры о приостановке поставок в Россию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран - инициаторов санкций: США, ЕС, Канады, Австралии, Норвегии.

Экономические санкции и контрсанкции резко обострили проблему импортозамещения на агро-продовольственном рынке Российской Федерации. Импортозамещение, с одной стороны, создает условия для позитивного развития российского сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса, конечно, при серьезной финансовой поддержке государства, а с другой стороны, обостряет ситуацию на российском и мировом рынках продовольствия. Реалии таковы, что российскому сельскому хозяйству, пищевой и перерабатывающей промышленности необходимо как минимум 3-5 лет, а в молочном и мясном животноводстве - 8-10 лет для увеличения производства сельскохозяйственной продукции, которая могла бы, за исключением продуктов, не произрастающих на территории России, заменить импорт на продовольственном рынке страны.

Введение в России специальных экономических мер или контрсанкций не только дало определенные возможности, но и ярко высветило проблемы отечественных агропроизводства и переработки. После введения продовольственного эмбарго стали очевидны сегменты и категории продуктов питания, по которым мы наиболее существенно зависим от импорта. Это плодоовощная продукция, рыба, молоко, соль, из мясной категории - говядина, поскольку в производстве птицы и свинины за последние годы был сделан очень серьезный рывок.

Следующая проблема - технологическая зависимость от импорта. Резкий рост курса иностранных валют повлек за собой повышение цен и на российские товары. Но иначе и быть не могло: для производства продукции мы используем зарубежные семена (43-96 % в зависимости от агрокультуры), средства защиты растений (60 %), ввозим инкубационное яйцо (60-100 %), сельхозтехнику (47 % комбайнов, 97 % тракторов).

Третья проблема - инфраструктурная. В стране недостаточно перерабатывающих мощностей, не хватает современных зерно- и овощехранилищ, распределительных центров, низкая пропускная способность транспортных коридоров обуславливает дорогую логистику. Здесь же можно отметить невысокую технологическую и профессиональную готовность производителей к работе с крупными торговыми сетями.

Еще одна проблема - тенденция ухудшения общего качества продуктов питания. Сейчас производители и переработчики оказались между молотом и наковальней. С одной стороны, из-за девальвации рубля выросла себестоимость сырья и ингредиентов, с другой - упал платежеспособный спрос населения. Кроме того, ретейл не спешит принимать повышение отпускных цен от поставщиков, так как оправданно стремится удержать покупателей и сохранить конкурентные преимущества перед другими каналами продаж. В итоге эти факторы приводят к максимальному сокращению производителями себестоимости продукции, удешевлению рецептур и связанному с этим уменьшению среднего уровня качества продуктов питания на рынке [24].

Правительство Российской Федерации запланировало создание около 140 селекционно-семеноводческих центров по растениеводству и овощеводству. Это позволит через определенное время устранить угрозу, связанную с селекцией растений.

Минсельхоз пытается решить проблему отсутствия селекции, создавая в стране сеть селекционно-генетических центров. Один такой центр в птицеводстве стоит 5 млрд руб., в свиноводстве - 3 млрд руб., а в животноводстве - 2 млрд руб. Планируется, что к 2020 г. будет создано не менее 3 селекционно-генетических центров в молочном животноводстве, не менее 4 - в птицеводстве и 5 - в свиноводстве. Однако это еще только проект, пока невозможно предугадать эффект от этого начинания. В любом случае на реализацию планов уйдут многие годы.

Глава Минсельхоза России подписал распоряжение, утверждающее перечень инвестиционных проектов по импортозамещению в секторе АПК. Перечень включает 464 инвестпроекта в области овощеводства защищенного грунта, строительства овощехранилищ, переработки плодов и ягод, молочного ско-

товодства и переработки молочной продукции, птицеводства и мясного скотоводства, свиноводства [25].

Развитие российского АПК в создавшихся экономических условиях, обусловленных применением санкций в отношении России, объективно востребует разработки адекватной аграрной политики.

Президент Российской Федерации В. В. Путин поручил Правительству разработать и утвердить Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы. Необходимо разработать комплекс мер, направленных на создание и внедрение до 2026 г. конкурентоспособных отечественных технологий, обеспечивающих производство оригинальных и элитных семян сельхозра-стений, племенной продукции (материалов) по направлениям отечественного растениеводства и племенного животноводства, имеющим сейчас высокую степень зависимости от иностранных поставок.

Комплекс мер должен обеспечить производство высококачественных кормов и добавок для животных, ветеринарных средств, а также производство, переработку и хранение сельхозпродукции, сырья и продовольствия.

Начиная с 2018 г., правительство должно будет до 1 мая предоставлять доклад о ходе реализации программы [26].

В сложившихся экономических условиях важно понять, как развивается российское фермерство.

Крестьянские (фермерские) хозяйства в настоящее время прочно занимают свою нишу в сельском хозяйстве страны, как в растениеводстве, так и в животноводстве.

Приведем данные государственной статистики за 2015 г., наглядно свидетельствующие о вкладе крестьянских (фермерских) хозяйств в общие объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции в России и в том числе в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Уральского федерального округа.

Статистика показывает, что фермеры Свердловской области имеют стабильные результаты в производственно-хозяйственной деятельности.

Причем по большинству показателей, учитываемых Росстатом, наблюдается положительная динамика, что свидетельствует об относительно устойчивом развитии фермерского сектора на Среднем Урале в условиях современных изменений в экономике страны и региона.

Выводы. Приведенный анализ показывает, что предпринимательство в сельском хозяйстве и в целом в агропромышленном комплексе Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации устойчиво развивается.

Фермерские хозяйства, как малые и средние формы хозяйствования, несмотря на снижение их численности в отдельных регионах, увеличивают свои производственные показатели. Это видно из статистических данных по стране и Уральскому федеральному округу.

Прошедшие три года показали, что и санкции в отношении Российской Федерации, и контрсанкции российского государства оказали стимулирующее воздействие на развитие отечественного агропромышленного комплекса, так как у аграрных предпринимателей появилась реальная возможность импор-тозамещения тех видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые возможно производить в нашей стране.

Обеспечив по отдельным видам сельскохозяйственной продукции продовольственную безопасность страны, отечественный аграрный сектор переходит на экспортно-ориентированное развитие.

Перед фермерскими хозяйствами в настоящее время открывается перспектива заняться производством органической сельскохозяйственной продукции, которая пользуется спросом за рубежом, и выйти с органическим продовольствием на мировой агропродовольственный рынок. Но для этого нужна серьезная государственная финансовая поддержка.

литература

1. О крестьянском (фермерском) хозяйстве : закон РСфСР от 22 ноября 1990 № 348-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верхнего совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324.

2. О крестьянском (фермерском) хозяйстве : федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 24. Ст. 2249, ст. 324.

3. Экономические науки. 1992. № 4. С. 134-137.

4. Шумпетер И. Теория экономического развития. М. : Прогресс, 1982. 436 с.

5. Предпринимательство в АПК : учебник / под ред. С. И. Грядова. М. : Колос, 1997. 350 с.

6. Экономические науки. 1992. № 4. С. 134-137.

7. Курс экономической теории : учебное пособие / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров : АСА, 1995. С. 218.

8. Предпринимательство в конце XX века. М., 1992. С. 34.

9. Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве России. Правовые вопросы : сборник / под ред. проф. З. С. Беляевой, проф. И. А. Иконницкой. М. : Институт государства и права РАН, 1998. С. 3.

10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1-4 на 10 февраля 2017 г. М. : ОМЕГА-Л, 2017. 574 с.

11. Конституция Российской Федерации. М. : ОМЕГА-Л, 2017. 39 с.

_Экономика с

12. О крестьянском (фермерском) хозяйстве : федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верхнего Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324.

13. О земельной реформе : закон РСФСР от 27 декабря 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1990. № 26. С. 324; 1991. № 1. С. 5.

14. Земельный кодекс Российской Федерации по состоянию на 01 октября 2017 г. Новосибирск : Норматика, 2017. 176 с.

15. О необходимых мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР : указ президента РФ от 27 декабря 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 1. Ст. 53.

16. О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России : Указа Президента РФ от 27 декабря 1993 г. // САПП РФ. 1993. № 44. Ст. 491.

17. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации : федеральный закон от 14 июня 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 25. Ст. 2343.

18. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

19. О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон № 256-ФЗ от 3 июля 2016 г. // Российская газета. Федеральный выпуск № 7014 (145). 2016. 6 июля.

20. О государственной поддержке малого предпринимательства в Свердловской области : областной закон от 14 апреля 1997 г. № 20-ОБ // Областная газета. № 59. 1997. 22 апр.

21. Указ Губернатора Свердловской области от 23 января 2008 г. № 17-УГ // Областная газета. 2008. Янв.

22. О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области : областной закон от 4 февраля 2008 г. № 10-ОЗ // Областная газета. 2008. 5 февр.

23. Донник И. М., Воронин Б. А. Риски и угрозы для продовольственной безопасности Российского государства // Аграрный вестник Урала. 2014. № 9. С. 78-80.

24. Донник И. М., Воронин Б. А., Лоретц О. Г. Импортозамещение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: состояние, задачи // Аграрный вестник Урала. 2015. № 3. С. 54-59.

25. Информационные материалы ФГБУ «Спеццентручет в АПК». 2015. Сентябрь - октябрь.

26. Специализированный центр учета в агропромышленном комплексе. URL : http://specagro.ru/#/.

27. Федеральная служба государственной статистики. URL : http://www.gks.ru/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Bulletin of the Congress of people's deputies and the Upper Soviet of the RSFSR.1990. № 26. St. 324.

2. Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. 2003. № 24. St. 2249, art. 324.

3. Economic science. 1992. № 4. P. 134-137.

4. Schumpeter I. The theory of economic development. M. : Progress, 1982. 436 p.

5. Entrepreneurship in agriculture : tutorial / under the editorship of S. I. Gryadov. M. : Kolos, 1997. 350 p.

6. Economic science. 1992. № 4. P. 134-137.

7. Course of economic theory : the textbook / under the editorship of M. N. Chepurina, E. A. Kiseleva. Kirov : ASA, 1995. P. 218.

8. See: Entrepreneurship in the late Twentieth century. M., 1992. P. 34.

9. Business in Russian agriculture. Legal issues : a collection / edited by professor Z. S. Belyaeva, professor I. A. Ikonitskaya. M. : Institute of state and law of Russian academy of sciences, 1998. P. 3.

10. The civil code of the Russian Federation. Parts 1-4 on 10.02.2017. M. : OMEGA-L, 2017. 574 p.

11. The Constitution of the Russian Federation. M. : OMEGA-L, 2017. 39 p.

12. Bulletin of the Congress of people's deputies of the RSFSR and the Upper Soviet of the RSFSR. 1990. № 26. Art. 324.

13. Bulletin of the Congress of people's deputies of the Russian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation. 1990. № 26. P. 324; 1991. № 1. P. 5.

14. Land code of the Russian Federation on 01.10.2017. Novosibirsk : Normateca, 2017. 176 p.

15. Bulletin of the Congress of people's deputies of the RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1990. № 1. Art. 53.

16. Collection of acts of President and Government of the Russian Federation. 1993. № 44. Art. 491.

17. Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. 1995. № 25. Art. 2343.

18. Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. 2007. № 31. Art. 4006.

19. Russian newspaper. Federal issue № 7014 (145). 2016. July 6.

20. The regional newspaper. № 59. 1997. 22 Apr.

21. The regional newspaper. 2008. Jan.

22. The regional newspaper. 2008. 5 Feb.

23. Donnik I. M., Voronin B. A. Risks and threats to the food security of the Russian state // Agrarian Bulletin of the Urals. 2014. № 9. P. 78-80.

24. Donnik I. M., Voronin B. A., Loretz O. G. Import substitution of agricultural products, raw materials and food: status and tasks // Agrarian Bulletin of the Urals. 2015. № 3. P. 54-59.

25. Information materials FGBU «Spetzstroy in agriculture». 2015. September-October.

26. Specialized center of accounting in the agricultural sector [Web source]. URL : http://specagro.ru/#/.

27. Federal state statistics service [Web source]. URL : http://www.gks.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.