DOI 10.47643/1815-1329_2023_8_57
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ, КАНАДЫ В СВЯЗИ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ FOREIGN EXPERIENCE OF LEGAL REGULATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN FRANCE, CANADA IN CONNECTION WITH ECONOMIC CHANGES
РЫБАКОВ Михаил Алексеевич,
кандидат юридических наук, старший преподаватель
Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 123001, Россия, г. Москва, Садовая-Кудринская ул., 9. E-mail: casus2008@yandex.ru;
RYBAKOV Mikhail A.,
PhD in Law, Senior Lecturer
Moscow State Law University named after O.E. Kutafin. 123001, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9. E-mail: casus2008@yandex.ru
Краткая аннотация: Устойчивое развитие основано на долгосрочном видении, учитывающем неразделимую природу экологических, социальных и экономических аспектов деятельности в области развития государства.
Abstract: Sustainable development is based on a long-term vision that recognizes the inseparable nature of the environmental, social and economic dimensions of development activities.
Ключевые слова: Экономика, производство, ограничения, социальные последствия.
Keywords: Еconomy, production, restrictions, social consequences.
Для цитирования: Рыбаков М.А. Зарубежный опыт правового регулирования устойчивого развития Франции, Канады в связи с экономическими изменениями // Аграрное и земельное право. 2023. № 8(224). С. 57-59. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_57.
For citation: Rybakov M.A. Foreign experience of legal regulation of sustainable development in France, Canada in connection with economic changes//Agrarian and Land Law. 2023. No. 8(224). pp. 57-59. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_57.
Статья поступила в редакцию: 02.06.2023
Основной тенденцией развития действующего законодательства является интеграция социальных и экологических последствий в любой сфере нормативного регулирования, при этом можно констатировать переход из стадии добровольного подхода в стадию нормативного требования.
Франция
Благодаря изменению статьи 1833 Гражданского кодекса Франции, вводится норма, которая предусматривает, что юридические лица должны принимать во внимание социальные и экологические аспекты своей деятельности. Они теперь обязаны учитывать социальные интересы, которые выходят далеко за рамки исключительно интересов акционеров, учредителей, работников. Однако данная норма не определяет санкции за ее несоблюдение.
Был принят в 2017 законодательный акт во Франции, который обязывает хозяйствующих субъектов, филиалы или основные компании которых находятся в иных странах, обязывает соблюдать экологические требования ни ниже уровня французских нормативных актов, которые должны распространяться на свои дочерние компании, субподрядчиков и поставщиков.
Также еще одним актом является Закон «О переходе энергетики на зеленые технологии» в 2015 г. Закон устанавливает обязательство по информированию Правительства о мерах по управлению климатическими рисками. В нем подробно зафиксированы области для уменьшения негативного воздействия: возобновляемые источники энергии, транспорт, переработка отходов, сокращение отходов.
Франция включила в этот закон свой национальный климатический план: сокращение выбросов парниковых газов на 40 процентов (ПГ) к 2030 г. по сравнению с 1990 г. Выбросы парниковых газов, согласно законодательному акту, были интегрированы в налоги: с 22 евро за тонну в 2016 году, он достигнет 100 евро за тонну к 2030 году. Закон «О переходе энергетики на зеленые технологии» ставит задачи увеличения доли возобновляемых источников энергии более чем 30 % конечного энергопотребления в 2030 г. и снижения доли ядерной энергетики в производстве электроэнергии до 50 % к 2025 г.
Французские органы местного самоуправления также «поощряются», благодаря фонду перехода к зеленой энергетике, внедрять решения, направленные на развитие теплового обновления зданий и «чистых» транспортных сетей, чтобы продвигать низкие выбросы углерода в природу и в населенных пунктах. Еще одной мерой является, поддержка семей, которые столкнулась с ситуацией энергетической зависимости от углеродных выбросов, и поэтому выделяется государственная помощь таким семьям. С 2018 года предусмотренная законом энергетическая квитанция, в размере в среднем 150 евро, будет выделяться домохозяйствам, чтобы они могли оплачивать счета за низкоуглеродную электроэнергию.
Третий «Национальный план охраны окружающей среды» направлен на защиту новых водосборов, посредством признания их общественной полезности. Он также направлен на разработку планов действий по борьбе с диффузным загрязнением на приоритетных водосборных бассейнах. Франция также продвигает агроэкологические методы в соответствии с Законом «О развитии сельского хозяйства» от октября 2014 года: обучение фермеров, правила, ограничивающие использование пестицидов и антибиотиков, план устойчивого посевного материала, биоконтроль.
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 8(224)
Что касается устойчивого производства и потребления, страна подтверждает свою приверженность в борьбе с пищевыми отходами. Закон «О сокращении пищевых отходов» запрещает, в частности, делать непроданные продукты, не несущие опасности для здоровья, непригодными для употребления, что сопровождается санкциями. Это также включает в себя развитие экономики замкнутого цикла увеличения раскрытия информации о продуктах (экологическая маркировка, запланированное устаревание).
Франция также хочет усилить борьбу с искусственным почвообразованием и деградацией почвы. По данным INSEE, в 2014 году искусственные почвы составляли 9,3% территории. Закон «О биоразнообразии» признает защиту почв, представляющих общий интерес, путем включения их в общее наследие нации. В соответствии с этим законом в 2017 году было создано Французское агентство по биоразнообразию, которое должно решать задачи по защите и развитию наземного, водного и морского биоразнообразия в самой Франции, так и в заморских территориях.
Дорожная карта по реализации целей устойчивого развития Франции, принята 20 сентября 2019 года. Разработка Дорожной карты во Франции была проведена на экспериментальной основе в консультации со всеми заинтересованными сторонами общества. Комитет, созданный для ее принятия, объединил членов министерств, парламентариев, гражданское общество, природопользователей, обеспечивал координацию их действий и учет всех интересов.
Дорожная карта определила шесть проблем, которые должно решить французское общество:
1. Действовать за справедливый переход, борясь со всеми формами дискриминации и неравенства и гарантируя одинаковые права, возможности и свободы для всех.
2. Преобразование социальных моделей за счет сокращения выбросов углерода и экономии природных ресурсов для защиты климата, планеты и ее биоразнообразия.
3.Повышение уровня образования и обучения на протяжении всей жизни, чтобы изменить поведение и образ жизни, адаптированные к миру, который предстоит построить, и к задачам устойчивого развития.
4. Действовать на благо здоровья и благополучия всех, в частности посредством здорового и устойчивого производства продуктов питания и ведения сельского хозяйства.
5.Обеспечьте эффективное участие граждан в достижении целей устойчивого развития, и конкретизировать преобразование действий за счет увеличения новых методов ресурсосбережения на уровне органов местного самоуправления.
6. Работать на европейском и международном уровне во имя устойчивого преобразования общества, мира и солидарности.
Правительством был открыт веб-сайт www.agenda-2030.fr, чтобы ознакомить граждан с повесткой дня на период до 2030 года по устойчивому развитию.
Этот сайт является демонстрацией результатов для участников, которые действуют для достижения целей устойчивого развития. На сайте представлены образцовые проекты, местные инициативы или мероприятия по повышению уровня знаний об устойчивом развитии.
Для мониторинга прогресса в достижении целей в области устойчивого развития Статистической комиссией Организации Объединенных Наций были приняты 232 показателя.
Эти показатели не обязательно применимы ко всем национальным контекстам из-за специфических особенностей каждой страны. Поэтому государствам предлагается определить свой собственный набор показателей для мониторинга на национальном уровне. Тем не менее, Франция предоставляет необходимые данные в ООН для расчета 232 показателей.
Во Франции работа по отбору индикаторов для составления списка, адаптированного к национальному контексту и задачам, была поручена Национальному совету статистической информации. Было отобрано 98 индикаторов. Во Франции Национальный институт статистики и экономических исследований отвечает за координацию сбора и подготовки показателей.
Канада
В Канаде представлены основные законы, защищающие окружающую среду в Квебеке и содержащие положения об устойчивом развитии: «Закон о качестве окружающей среды», «Закон об устойчивом развитии, Закон о водных ресурсах», «Закон об охране природного наследия», «Закон об охране и развитии дикой природы», Гражданский кодекс Квебека.
Закон «О качестве окружающей среды» является основным законом об охране окружающей среды в Квебеке. Его цель - защитить окружающую среду и защитить живые виды, населяющие ее. Закон «О качестве окружающей среды» запрещает ухудшение качества окружающей среды или выброс загрязняющих веществ в нее. Таким образом, для осуществления определенных видов деятельности, которые могут загрязнять окружающую среду, Закон предусматривает получение разрешения от Министра окружающей среды. Закон определяет условия, которые должны быть соблюдены для осуществления этой деятельности.
Закон «О водных ресурсах» дает всем лицам право на доступ к питьевой воде для гигиены и питания. В случае причинения ущерба водным ресурсам этот закон предусматривает, что генеральный прокурор может предъявить иск о возмещении ущерба. Этот закон обязывает министра принимать меры для обеспечения и сохранения чистой воды в водно-болотных угодьях и водоемах и нести ответственность за это перед населением.
Закон «Об охране особо охраняемых природных территорий» направлен на защиту уникальных экосистем путем создания охраняемых территорий. Уровни охраны территории, от низшего к высшему, следующие: 1) природная среда, обозначенная планом охраны, 2) временный заповедник, 3) постоянно охраняемая территория.
Закон «Об охране и развитии дикой природы» направлен на защиту диких животных от чрезмерного использования и деградации их
среды обитания. Закон запрещает использование животных, за исключением владельцев разрешений. Этот закон позволяет министру определять условия, при которых разрешается охота или рыболовство.
Гражданский кодекс Квебека содержит несколько положений, защищающих окружающую среду. Статья 976 предусматривает режим ответственности без вины за ухудшение окружающей среды у соседей в связи с чрезмерным характером причиненных неудобств. Разделы 981 и 982 предусматривают определенные условия использования вод, такие как недопущение изменение качества и объема воды.
Закон «Об устойчивом развитии» направлен на то, чтобы обязать Правительство реализовывать меры устойчивого развития при принятии решений. Создается специальный орган - Администрация, которая формируется для применения настоящего Закона из членов министерств, правительства и отдельных государственных органов.
Администрация должна учитывать в своих действиях принципы устойчивого развития, в том числе принцип охраны окружающей среды, предосторожности, предотвращения вреда экосистемам. Реализация устойчивого развития Администрацией основывается на принятой правительством стратегии устойчивого развития и осуществляется в соответствии с принципами, предусмотренными в ней.
Правительство разрабатывает Стратегию устойчивого развития, в которой устанавливается основные направления, а также цели, которым необходимо следовать в плане устойчивого развития. Стратегия также предусматривает механизмы или средства, выбранные для обеспечения целей, в частности специальный отчет о проблемах устойчивого развитие. Он представляется в ходе периодических обзоров стратегии, на основе показателей устойчивого развития или других критериев, предусмотренных в стратегии, для мониторинга или измерения прогресса, достигнутого в экономической, социальной и экологической областях.
Министр устойчивого развития, окружающей среды и парков в сотрудничестве с другими заинтересованными министрами обеспечивает, чтобы содержание стратегии было разработано таким образом, чтобы отражать круг проблем граждан, окружающей среды и социальных условий жизни населения, учитываются и различия между сельской и городской средой, а также положение народов традиционного природопользования.
В сотрудничестве с другими заинтересованными министрами министр может принимать любые меры для проведения консультаций с населением и привлечения его к участию в разработке любого проекта или любого пересмотра стратегии с целью поощрения дискуссий и обогащения содержания, чтобы обеспечить улучшение стратегии и способствовать ее реализации. Кроме того, стратегия и любые ее изменения должны подлежать общественному обсуждению через парламентский комитет.
Стратегия устойчивого развития вступает в силу с даты ее принятия правительством или в любой более поздний срок, определенный правительством. Правительство обязано периодически пересматривать все ее содержание. Эти общие обзоры проводятся каждые пять лет. Однако правительство может отложить проведение проверки на срок не более двух лет. В промежутках между этими периодами правительство также может вносить любые изменения в стратегию, если они помогают улучшению ее реализации.
Первая версия стратегии устойчивого развития принималась правительством в течение года, следующего за годом принятия настоящего закона. Эта первая версия должна была включать следующие вопросы: (1) информационно-просветительские мероприятия по устойчивому развитию, которые должны быть реализованы; (2) разработка инструментов для принятия решений и анализа проектов в отношении устойчивого развития; (3) созданные механизмы для поощрения участия различных заинтересованных сторон; (4) средства, принятые для обеспечения комплексного подхода и согласованности различных мероприятий в области устойчивого развития со стороны соответствующих местных и региональных органов власти.
Не позднее года, следующего за годом принятия стратегии, министр устойчивого развития, окружающей среды и парков представляет правительству первоначальный список показателей устойчивого развития, которые он рекомендует принять для мониторинга и измерения прогресса, достигнутого с точки зрения устойчивого развития.
В целях обеспечения применения Закона «Об устойчивом развитии» министр устойчивого развития, окружающей среды и парков осуществляет координацию работы различных ведомств, направленных на разработку, обновление или пересмотр различных компонентов стратегии устойчивого развития, а также рекомендует принятие этой стратегии и этих показателей правительством. Он осуществляет консультации правительства и третьи стороны по устойчивому развитию.
Правительство может указать сроки и условия, в соответствии с которыми выполняется та или иная мера по устойчивому развитию. Оно может, в частности, дать распоряжения о форме или содержании мер, временному периоду, а также сроку обновлений.
Каждое агентство и служба отчитываются под специальным заголовком в годовом отчете о своей деятельности:
1° конкретные цели, поставленные им в соответствии с целями стратегии, для содействия устойчивому развитию и постепенной реализации стратегии или, где это применимо, причины, по которым не было определено конкретной цели на год с учетом содержания принятой стратегии;
2° различные мер, которые они могли или не могли осуществить в течение года с целью достижения поставленных целей, а также степень достижения поставленных ими перед собой результатов с указанием показателей устойчивого развития, а также мониторинга.
Библиография:
1. www.agenda-2030.fr
References:
1. www.agenda-2030.fr