Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В АРКТИКЕ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В АРКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / РОССИЯ / ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баттахов Петр Петрович

В статье рассматриваются аспекты правового регулирования экономической деятельности в Арктической зоне России. Выделены меры охраны окружающей среды при хозяйственной деятельности на территории Арктической зоны. Исследованы основные правовые акты: международные, федеральные и региональные, регулирующие отношения Арктики. Изучен механизм государственного контроля и надзора для реализации экономической деятельности в Арктике. Предложено упорядочить нормативно-правовые акты на основе кодификационного акта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES OF ECONOMIC ACTIVITY AND ENVIRONMENTAL PROTECTION IN THE ARCTIC

The article discusses aspects of legal regulation of economic activity in the Arctic zone of Russia. Environmental protection measures were identified during economic activities in the Arctic zone. The main legal acts were investigated: international, federal and regional, regulating relations of the Arctic. The mechanism of state control and supervision for the implementation of economic activities in the Arctic has been studied. It is proposed to streamline regulatory legal acts on the basis of a codification act.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В АРКТИКЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_462

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В АРКТИКЕ Legal framework for the implementation of economic activities and environmental protection in the Arctic

БАТТАХОВ Петр Петрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: battakhov@mail.ru;

Battakhov Petr Petrovich,

candidate of of jurisprudence, senior researcher of Institute of the state and right of the Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., 119019 Moscow, Russia. E-mail: battakhov@mail.ru

Краткая аннотация В статье рассматриваются аспекты правового регулирования экономической деятельности в Арктической зоне России. Выделены меры охраны окружающей среды при хозяйственной деятельности на территории Арктической зоны. Исследованы основные правовые акты: международные, федеральные и региональные, регулирующие отношения Арктики. Изучен механизм государственного контроля и надзора для реализации экономической деятельности в Арктике. Предложено упорядочить нормативно-правовые акты на основе кодификационного акта.

Abstract: The article discusses aspects of legal regulation of economic activity in the Arctic zone of Russia. Environmental protection measures were identified during economic activities in the Arctic zone. The main legal acts were investigated: international, federal and regional, regulating relations of the Arctic. The mechanism of state control and supervision for the implementation of economic activities in the Arctic has been studied. It is proposed to streamline regulatory legal acts on the basis of a codification act.

Ключевые слова: Арктическая зона, природные ресурсы, правовое регулирование, экономика, Россия, закон.

Keywords: Arctic zone, natural resources, legal regulation, economy, Russia, law.

Для цитирования: Баттахов П.П. Правовые основы осуществления экономической деятельности и охраны окружающей среды в Арктике //Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 462-466. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_462.

For citation: Battakhov P.P. Legal framework for the implementation of economic activities and environmental protection in the Arctic // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 462-466. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_462.

Статья поступила в редакцию: 13.05.2023

Арктическая зона России представляет собой уникальный регион, обладающий огромным потенциалом природных ресурсов и стратегической значимостью. Арктика России является стратегически важным регионом, обладающим богатыми природными ресурсами и уникальной экосистемой. В свете изменений климата и растущего интереса к добыче природных ресурсов в этом регионе, правовое регулирование экономической деятельности становится особенно актуальным.

Правовое регулирование экономической деятельности в Арктической зоне России осуществляется на основе нескольких нормативно-правовых актов:

Во-первых, федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»1, значимый правовой акт определяет особенности экономической поддержки и порядок деятельности хозяйствующих субъектов на Арктической территории со стороны государства.

Во - вторых, существует федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О континентальном шельфе Российской Федерации". Данный закон определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе2.

В-третьих, Арктическая стратегия Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ в 2020 году, определяет основные приоритеты стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации3.

Кроме того, охрана окружающей среды в Арктической зоне России регулируется законом РФ «Об охране окружающей среды»4, Федеральным законом «О животном мире»5, законом "Об особо охраняемых природных территориях"6 и другими нормативными актами.

Также, в рамках сотрудничества с другими арктическими государствами, Россия участвует в разработке и согласовании международных соглашений по экономическому сотрудничеству в Арктической зоне, таких как Соглашение о сохранении арктической среды, Кодекс морской

1Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 193-Ф3 "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 2020 г. N 29 ст. 4503.

2 Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О континентальном шельфе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 04.12.1995, N 49, ст. 4694.

3 Указ Президента РФ от 26.10.2020 N 645 (ред. от 27.02.2023) "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" // "Собрание законодательства РФ", 02.11.2020, N 44, ст. 6970.

4 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 30.05.2023) "Об охране окружающей среды"//"Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133.

5 Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О животном мире" //Собрание законодательства РФ", 24.04.1995, N 17, ст. 1462.

6 Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "Об особо охраняемых природных территориях" // "Собрание законодательства РФ", 24.04.1995, N 17, ст. 1462.

деятельности в Арктике и др.[1]

Таким образом, правовое регулирование экономической деятельности в Арктической зоне России осуществляется через сочетание федеральных и международных нормативно-правовых актов с учетом специфики региона и стратегии развития.

Цель правового регулирования экономической деятельности в Арктике: - обеспечить устойчивое использование ресурсного потенциала региона при соблюдении экологических требований и обеспечении национальных интересов России в Арктической зоне.

Дополнительно к упомянутым законодательным актам, в Арктической зоне России применяются и другие правовые инструменты для регулирования экономической деятельности.

Во-первых, существуют федеральные программы и стратегии, направленные на развитие арктического региона. Например, государственная программа социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации1, которая определяет основные приоритеты развития региона и предусматривает меры по привлечению инвестиций, развитию инфраструктуры и повышению уровня жизни населения.

Во-вторых, важную роль в регулировании экономической деятельности в Арктической зоне играют различные разрешительные процедуры и лицензирование. Например, для осуществления геологической разведки и добычи полезных ископаемых в Арктической зоне необходимо получение специальных разрешений и лицензий от компетентных органов. Данное разрешение связано с охраной природы и окружающей среды, а также с необходимостью соблюдения законодательства и международных соглашений, регулирующих деятельность в этом регионе. Такие лицензии выдаются по результатам проведения специальной процедуры, которая может быть связана с прохождением государственной экспертизы, оценкой воздействия на окружающую среду и другими регулирующими мероприятиями.

Также важно отметить, что Россия активно сотрудничает с другими арктическими странами в рамках различных международных соглашений. Например, в 1996 году была подписана Инувикская декларация о защите окружающей среды и устойчивом развитии в Арктике, которая является основным международным инструментом по охране окружающей среды в Арктике. Такие соглашения регулируют вопросы рыболовства, охраны морской среды, использования морских маршрутов и другие аспекты экономической деятельности в регионе.

Кроме федерального и международного правового регулирования, в Арктической зоне России также применяются региональные нормативно-правовые акты. Например, субъекты Российской Федерации, входящие в Арктическую зону, могут разрабатывать и принимать свои собственные законодательные акты и региональные программы развития, которые определяют особенности экономической деятельности на территории конкретного региона. Они могут устанавливать правила и нормы в соответствии с особенностями своей территории и потребностями своего населения. Однако их действия всегда должны соответствовать федеральному законодательству и не могут противоречить интересам Российской Федерации в целом.

Далее, для регулирования отдельных отраслей экономики в Арктической зоне могут применяться специальные законы, указы и постановление. Например, есть законодательства о рыболовстве, лесном хозяйстве, энергетике и других отраслях, которые учитывают особенности арктического региона и регулируют экономическую деятельность в этих сферах.

Важным элементом правового регулирования экономической деятельности в Арктической зоне является также механизм государственного контроля и надзора. Различные государственные органы и службы осуществляют контроль за соблюдением законодательства, разрешений и лицензий, а также за охраной окружающей среды и соблюдением экологических требований в арктическом регионе.

Государственные органы и службы играют важную роль в осуществлении контроля за соблюдением законодательства, разрешений и лицензий в Арктическом регионе. Кроме того, они занимаются охраной окружающей среды и контролируют соблюдение экологических требований в этом уникальном регионе[2].

Арктический регион является особенным из-за своих природных особенностей и уязвимости окружающей среды. Здесь расположены уникальные экосистемы и множество видов растений и животных, которые подвержены разрушительному воздействию человеческой деятельности. Поэтому контроль за соблюдением законодательства и экологических требований является основополагающим принципом, направленным на сохранение этого уникального региона и его биоразнообразия[3].

Один из важнейших органов, отвечающих за контроль в Арктическом регионе, - это Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В его компетенцию входит мониторинг и контроль за соблюдением законодательства, связанного с природными ресурсами и окружающей средой. Оно разрабатывает и внедряет меры для сокращения негативного воздействия на окружающую среду, а также устанавливает экологические требования для хозяйствующих субъектов и иных организаций, действующих в Арктике.

Еще одним важным органом, осуществляющим контроль и надзор, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Она отвечает за контроль за соблюдением экологических требований на предприятиях и объектах, в том числе субъектах нефтегазовой отрасли в Арктическом регионе. Ее основная задача - предотвращение возможных аварий или экологических катастроф и обеспечение безопасности работников и окружающей среды.

Кроме того, государственные службы проводят регулярные инспекции предприятий и объектов, чтобы убедиться в соблюдении разрешений и лицензий. Их задача - выявить и пресечь нарушения законодательства и правил, которые могут негативно повлиять на окружающую среду.

Важным аспектом контроля в Арктике является сотрудничество с другими странами, которые также заинтересованы в сохранении это-

1 Постановление Правительства РФ от 30.03.2021 N 484 (ред. от 30.12.2022) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.04.2021, N 14, ст. 2352.

го региона. Государственные органы поддерживают диалог и проводят совместные мероприятия с партнерами из других стран, чтобы координировать и объединить усилия по охране окружающей среды в Арктическом регионе.

Следует отметить, что правовое регулирование экономической деятельности в Арктической зоне постоянно совершенствуется и адаптируется к меняющимся условиям и потребностям региона. Особое внимание уделяется балансу между экономическим развитием и сохранением уникальной природной среды арктического региона. Данный паритет достигается через согласованное действие между государственными органами, научными учреждениями, бизнесом и общественными организациями, а также с учетом международных стандартов и рекомендаций по устойчивому развитию Арктики.

Изучение и анализ проблемы сохранения уникальной природной среды арктического региона выступает важной темой для обсуждения. Важность сохранения природной среды арктического региона связана с его биологическим разнообразием, экосистемными функциями и экологической устойчивостью[4].

Арктический регион является уникальной и особой природной средой, характеризующейся холодным климатом, переходами между сушей и водой[5], а также богатством жизни во всех ее проявлениях. Однако, в последние десятилетия быстрые климатические изменения и рост интереса к ресурсам Арктической зоны привели к серьезным угрозам его уникальным экосистемам.

Результаты исследований многих институтов показывают, что арктический регион находится под угрозой из-за изменения климата и неустойчивого человеческого вмешательства. Повышение температуры приводит к уменьшению площади льда и повышению уровня морей, что негативно сказывается на жизни морских видов, таких как полярные медведи и тюлени. Кроме того, расширение промышленной деятельности в регионе угрожает целостности его уникальных экосистем.

Для сохранения уникальной природной среды арктического региона необходимо принять ряд рекомендаций и мер, включающих в себя ужесточение экологических законов, снижение выбросов парниковых газов, устойчивое развитие региона, привлечение международного сообщества к проблеме и сохранение уникальных природных территорий.

В целом, сохранение уникальной природной среды арктического региона является актуальной и важной задачей, требующей междисциплинарного подхода и сотрудничества всех заинтересованных сторон. Будущее этого региона зависит от наших действий сегодня, поэтому необходимо принять все меры для его сохранения и предотвращения его дальнейшей деградации.

Помимо законодательства и государственного контроля, в Арктической зоне России также активно развиваются международные сотрудничества и региональные инициативы.

Россия активно сотрудничает с другими арктическими странами в рамках Арктического совета - международной организации, которая объединяет восемь арктических государств (Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Исландия) и субъекты международного права, включая коренные народы Арктики. Арктический совет обсуждает вопросы устойчивого развития и сохранения Арктики, включая экономические аспекты, и содействует сотрудничеству между государствами в регионе[6].

Арктический совет является высшим международным межправительственным форумом, в рамках которого обсуждаются вопросы устойчивого развития и сохранения Арктики. Основные цели Арктического совета включают защиту и сохранение окружающей среды Арктики, стремление к устойчивому развитию региона, укрепление мирного и сотрудничества среди арктических государств.

Одной из ключевых тем для обсуждения в Арктическом совете является климатические изменения и их влияние на регион. Арктика является одним из самых уязвимых регионов мира в отношении изменения климата, и сохранение ее устойчивости и биологического разнообразия является приоритетным. В рамках Арктического совета обсуждаются меры по сокращению выбросов парниковых газов, адаптации к изменениям климата, сохранению арктической флоры и фауны.

Еще одной важной темой для обсуждения является устойчивое использование природных ресурсов Арктики. В регионе находятся значительные запасы нефти, газа и минеральных ресурсов, и их добыча и транспортировка требуют особого внимания к экологическим аспектам и социальным последствиям. Арктический совет обсуждает вопросы морской безопасности, способы предотвращения загрязнения морских и сухопутных экосистем Арктики, а также сотрудничество в области обеспечения устойчивого экономического развития в регионе.

Кроме того, Арктический совет обсуждает вопросы устранения социально-экономических неравенств в регионе, включая улучшение условий жизни и благополучия коренных народов Арктики. В рамках сотрудничества в Арктическом совете предусматриваются программы по развитию образования, здравоохранения, инфраструктуры и культурного развития коренных народов, а также их участие в принятии решений, касающихся развития региона.

В целом, Арктический совет играет важную роль в обеспечении устойчивого развития и сохранении Арктики путем сотрудничества и координации действий между арктическими государствами. Это позволяет более эффективно решать сложные проблемы, связанные с изменением климата, природными ресурсами и социально-экономическим развитием региона.

Также, Россия активно участвует в различных международных инициативах, направленных на сотрудничество в Арктике. Например, в 2020 году был создан Фонд развития Арктики, который будет финансировать проекты по развитию арктических территорий, включая экономические проекты.

Кроме того, существует немного научных программ, направленных на изучение Арктической зоны. Научные исследования в области экологии, климата, геологии и других наук позволяют лучше понимать особенности и ресурсы арктического региона, исследовать возможности устойчивого экономического развития и предлагать рекомендации для его регулирования.

В целом, управление экономической деятельностью в Арктической зоне России требует комплексного подхода, который включает различные законодательные акты, международное сотрудничество, государственный контроль и научные исследования. Все упомянутое позволяет обеспечивать устойчивое развитие региона, учитывая его особенности, потребности и интересы всех заинтересованных сторон.

На сегодняшний день, помимо законодательства и международного сотрудничества, в Арктической зоне России также проводятся консультации с заинтересованными сторонами и общественностью. Различные общественные организации, представители коренных народов и местных сообществ, а также бизнес-сообщество имеют возможность высказывать свое мнение и предлагать свои идеи и решения в отношении экономической деятельности в регионе.

Такие консультации обычно включают проведение общественных слушаний, публичных консультаций, взаимодействие с общественными организациями и институтами, а также проведение диалогов и партнерства с различными заинтересованными сторонами. Данные мероприятия позволяют учесть различные точки зрения, интегрировать интересы разных групп и создать более сбалансированные и устойчивые решения в отношении экономической деятельности в Арктической зоне.

Также важным элементом управления экономической деятельностью в Арктической зоне является обеспечение прозрачности и открытости процессов принятия решений. Оно включает публикацию информации о планируемых проектах, проведение оценок влияния на окружающую среду и публицирование результатов, а также обеспечение доступа к информации и возможность участия в процессах принятия решений.

В целом, управление экономической деятельностью в Арктической зоне России требует учета множества факторов, включая законодательство, международное сотрудничество, консультации с общественностью и обеспечение прозрачности. Они позволяют достичь баланса между экономическим развитием и сохранением уникальной природной среды Арктики, а также учитывать интересы всех заинтересованных сторон.

1. Правовое регулирование арктической экономики:

1.1. Исторический обзор правового регулирования в Арктической зоне России.

1.2. Актуальное состояние и эффективность существующего правового регулирования.

1.3. Недостатки и проблемы существующей системы правового регулирования.

2. Проблемы и вызовы:

2.1. Сохранение экосистемы Арктики и баланс экономической деятельности.

2.2. Климатические изменения и их влияние на экономическую деятельность.

2.3. Защита прав коренных народов и учет интересов местного населения.

2.4. Международное сотрудничество и конфликты интересов.

3.Перспективы развития:

3.1. Необходимость разработки комплексной стратегии развития арктической экономики.

3.2. Учет энергетического потенциала Арктики и повышение энергоэффективности.

3.3. Развитие туристической отрасли и экологически ответственного туризма.

3.4. Перспективы развития рыболовства и добычи полезных ископаемых в Арктике[7].

Государства обязаны воздействовать на значимые направления для комплексного развития Арктики. Следует в последующем принимать самостоятельный нормативно-правовой акт в виде Арктического кодекса России.

Итак, на основе всего рассмотренного можно выделить такие моменты, как:

Законодательная база

Арктическая зона России охватывает значительную территорию и включает в себя множество природных ресурсов. Для эффективного управления экономической деятельностью в этом регионе была разработана соответствующая законодательная база. Один из ключевых законов, регулирующих деятельность в Арктической зоне - Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 года1.

Лицензирование и разрешительная система

Для осуществления экономической деятельности в Арктической зоне необходимо получение соответствующих лицензий. Лицензирование и разрешительная система регулируются соответствующими нормативными актами и включают в себя процедуры подачи заявок, проверки соответствия требованиям, выдачи и контроля действия лицензий и разрешений. Данные процессы необходимы для обеспечения безопасности, охраны окружающей среды и устойчивого развития региона.

Охрана окружающей среды при экономической деятельности

Арктическая зона является уникальной природной средой с высоким биоразнообразием. Правовое регулирование экономической деятельности включает в себя меры по охране окружающей среды. Она включает в себя ограничения на использование определенных видов ресурсов, контроль выбросов и загрязнений, а также обязательства по рекультивации и компенсации ущерба природной среде.

Развитие инфраструктуры

Экономическая деятельность в Арктической зоне требует развития соответствующей инфраструктуры. Правовое регулирование вклю-

1 Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О континентальном шельфе Российской Федерации" //Собрание законодательства РФ", 04.12.1995, N 49, ст. 4694.

чает в себя нормы и правила, касающиеся строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры, таких как социальные объекты, речные порты, дороги, аэропорты и промышленные объекты. Данные положения включают в себя требования безопасности, обеспечение доступности и устойчивости инфраструктуры.

Управление ресурсами

Арктическая зона обладает значительными природными ресурсами. Управление этими ресурсами осуществляется с помощью правовых инструментов, включая лицензирование, контроль добычи, установление квот и другие меры. Целью такого управления является баланс между экономической эксплуатацией ресурсов и их сохранением на долгосрочной основе.

Таким образом, правовое регулирование экономической деятельности в Арктической зоне России играет важную роль в обеспечении устойчивого развития региона. Оно включает в себя меры по лицензированию, охране окружающей среды, развитию инфраструктуры, управлению ресурсами и другие направления. Важно соблюдать законодательные требования и регулярно обновлять правовую базу, чтобы соответствовать изменяющимся условиям и вызовам, с которыми сталкивается Арктическая зона. Только через сбалансированное и эффективное правовое регулирование можно обеспечить устойчивое и ответственное использование ресурсов Арктической зоны России.

Библиография:

1. Куделькин Н. С. Концептуальный подход к совершенствованию правового регулирования охраны окружающей среды и осуществления природопользования в Арктике // Юридические исследования. - 2022. - № 12. - С. 53-66.

2. Баттахов П. П. Защита окружающей среды при добыче полезных ископаемых в Арктике: правовые аспекты // Теоретическая и прикладная экология. - 2023. - № 1. - С. 179-185.

3. Ушницкий Р. Р. Об особенностях гражданско-правового регулирования отношений в Арктике // Экономика Востока России. - 2020. - № 1(12). - С.

43-45.

4. Баттахов П. П. Некоторые вопросы правового регулирования энергетики в Арктической зоне РФ // Право и государство: теория и практика. -2022. - № 9(213). - С. 72-75. - DOI 10.47643/1815-1337_2022_9_72. - EDN XILGJL.

5. Савенков А. Н. Арктика: правовое обеспечение устойчивого развития и сотрудничества // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2018. - Т. 13, № 1. - С. 22-42.

6. Скуфьина Т. П. Нормативно-правовое регулирование развития российского Севера и Арктики // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 92. - С. 424-428.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Лексин В. Н. Состояние и задачи государственного управления социально-экономическим развитием российской Арктики: Правовой аспект // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2018. - № 2. - С. 114-138.

References:

1. Kudelkin N. S. Conceptual approach to improving the legal regulation of environmental protection and environmental management in the Arctic//Legal research. -2022. - № 12. - S. 53-66.

2. Battakhov P.P. Environmental protection in mining in the Arctic: legal aspects//Theoretical and applied ecology. - 2023. - № 1. - S. 179-185.

3. Ushnitsky R. R. On the peculiarities of civil law regulation of relations in the Arctic//Economy of the East of Russia. - 2020. - № 1(12). - S. 43-45.

4. Battakhov P.P. Some issues of legal regulation of energy in the Arctic zone of the Russian Federation//Law and the state: theory and practice. - 2022. - № 9(213). -S. 72-75. - DOI 10.47643/1815-1337_2022_9_72. - EDN XILGJL.

5. Savenkov A.N. Arctic: legal support for sustainable development and cooperation//Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. - 2018. - T. 13, NO. 1. - S. 22-42.

6. Skufyina T. P. Regulatory regulation of the development of the Russian North and the Arctic//Fundamental research. - 2016. - № 9-2. - S. 424-428.

7. Lexin V.N. The state and tasks of state management of the socio-economic development of the Russian Arctic: Legal aspect//Issues of state and municipal management. - 2018. - № 2. - S. 114-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.