Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
DOI 10.47643/1815-1329_2022_9_27
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
LEGISLATIVE SUPPORT DEVELOPMENT OF THE ARCTIC TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION
БАТТАХОВ Петр Петрович,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права ФГБУН «Институт государства и права Российской академии наук» ( ИГП РАН ). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: [email protected];
BATTAKHOV Petr Petrovich,
Ph.D. in Law, Senior Researcher, Civil and Business Law Sector, Federal State Budgetary Institution, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., Moscow, 119019, Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В работе рассматриваются нормативные правовые акты, которые регулируют общественные отношения на территории Арктической зоны России. Выделен основной закон страны, регулирующий общие правовые общественные отношения в Арктической зоне России. Исследованы основополагающие федеральные законы, например, «О недрах», регулирующий отношения о добыче полезных ископаемых, следующий акт «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», имеющий большую значимость в развитии хозяйственной деятельности малого, среднего и крупного бизнеса на территории Арктики, закон «Об охране окружающей среды», регулирующий отношения охраны и защиты экологии при разработке месторождений полезных ископаемых и повседневной среды. Следует подчеркнуть, что в Арктической зоне России проживают малочисленные народы Севера, их общественные отношения регулируются несколькими законами на федеральном уровне. Сделан вывод о том, что в последующем необходимо принять комплексный нормативный правовой акт - «Арктический кодекс России».
Abstract: The work considers regulatory legal acts that regulate public relations on the territory of the Arctic zone of Russia. The main law of the country regulating general legal public relations in the Arctic zone of Russia has been identified. Fundamental federal laws have been studied, for example, "On Subsoil," regulating relations on mining, the following act "On State Support for Entrepreneurial Activities in the Arctic Zone of the Russian Federation," which is of great importance in the development of economic activities of small, medium and large businesses in the Arctic, the law "On Environmental Protection," regulating relations for the protection and protection of the environment in the development of mineral deposits and everyday environment. It should be emphasized that small peoples of the North live in the Arctic zone of Russia, their social relations are regulated by several laws at the federal level. It was concluded that in the future it is necessary to adopt a comprehensive regulatory legal act - the "Arctic Code of Russia."
Ключевые слова: Арктика, нормативный правовой акт, отрасль, законодательства, стратегия, климат, субъект права, закон.
Keywords: Arctic, regulation, industry, legislation, strategy, climate, legal entity, law.
Для цитирования: Баттахов П.П. Законодательное обеспечение развития Арктической территории Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2022. № 9(213). С. 27-31. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_27.
For citation: Battakhov P.P. Legislative support development of the Arctic territory of the Russian Federation // Agrarian and Land Law. 2022. No. 9(213). pp. 27-31. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_27.
Статья поступила в редакцию: 27.06.2022
Арктика - это обширная территория в составе России, природное достояние, естественный фиксатор экологических изменений всей территории страны. В связи с тем, что зона вечной мерзлоты медленно подвержена изменениям, на ней больше всего сказываются климатические мировые изменения. Замедление природных процессов в связи с особенностями климата не дает возможности быстрого обновления экосистемы, из-за чего Арктика является территорией, наиболее подверженной глобальным климатическим изменениям. Вместе с тем Арктическая зона считается одной из самых богатых территорий. В состав ее природных богатств входят нефтяные и газовые залежи и неповторимая флора и фауна, территории пригодные для инфраструктурных проектов. В связи с этим данная зона представляет собой значимую и малоосвоенную часть России. Она является природным богатством и основой для дальнейшего экономического развития России. Хотя Арктика и является малонаселенной, на её территории проживают несколько десятков коренных народов данной местности. Несмотря на их малочисленность, они продолжают вести хозяйственную деятельность, используя знания и опыт выживания предыдущих поколений [1].
Арктическая зона - особая часть в составе России. Она имеет большой потенциал развития циркумполярного права. Юридические отношения должны регулироваться в пределах принятых законодательных норм Российской Федерации. Для развития Арктики, государством разрабатываются различные стратегические программы[2] Россия как передовая страна не должна останавливаться на достигнутом, и поэтому необходимо поддержать инновационные проекты на территории этого региона.
Формирование законодательной базы использования Арктики началось одновременно с её освоением и установлением границ, т.е. еще во времена Российской империи. В дальнейшем развитие было продолжено в период СССР в связи с огромной значимостью данной территории для всей страны. А для современной России она является одной из важнейших стратегических и геополитических частей страны. Развитие нормативной правовой базы совершалось поступательно, параллельно с текущим освоением территорий, и возникающими при этом сложностями, и вопросами. Но вместе с этим нужно отметить, что большинство применяемых законодательных актов носили общегосударственный характер, т.е. были одинаково используемы в любой части страны. По мере наработки правоприменительной практики всё чаще стала возникать идея о разработке отдельных законодательных актов, касающихся только Арктических территорий. Данный вопрос стал разрабатываться в связи с
тем, что специфика территории Арктики не позволяет в полной мере использовать российское законодательство, применяемое на остальной территории страны. Разработка отдельного раздела, касающегося Арктики, в правовой системе Российской Федерации подразумевает под собой изучение исторического опыта работы над этим вопросом в период СССР. Начало формирования арктического законодательства можно отнести к периоду Российской империи, когда окончательно сформировались её границы. Более чёткая и детальная проработка отдельных вопросов, касающихся данной территории, началась только в СССР, когда были поставлены четкие задачи и цели освоения и развития Арктики. Тогда же были сделаны и первые шаги для выполнения хозяйственных, экономических, геополитических и стратегических задач на данной территории путем разработки и формирования отдельного кластера нормативно-правовых документов. Данный процесс длится уже в течение века и в настоящий период ещё не завершён [3].
Правовые акты России, регулирующие жизнь Арктики, стали разрабатываться с 1930-х гг. и это продолжается по сей день. Сухопутные рубежи этой зоны в России зафиксированы в Указе Президента РФ от 2 мая 2014 г. N 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» (в редакции от 05 марта 2020 г.) [4]. В Постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. и в иных нормативно-правовых актах советского периода также указаны другие территории, которые входят в состав Арктической зоны. Это, например, российские шельфовые и островные территории Северного Ледовитого океана. Стоит отметить, что с развитием научных знаний об Арктических территориях и применением данных, полученных от ежегодных научных экспедиций в данные области, законодательство, касающееся границ и определённых территорий, включаемых в состав Арктики, меняется. Изменение шельфа, глобальное потепление и иные климатические изменения заставляют актуализировать законодательство в этой области параллельно с полученными новыми научными знаниями[5].
В 21 веке принято уже тысячи законодательных и подзаконных актов, касающихся территорий Арктики, жизнедеятельности человека в данных областях, охраны и обороны границ на данном участке. Следует упомянуть, что ещё в начале 21 века существовала чрезмерность в разработке и принятии данных законодательных инициатив. В настоящее время под кураторством Правительства РФ проводится комплекс мероприятий, направленных на обновление законодательной базы, путём отмены утративших актуальность законодательных актов, в целях применения механизма регуляторной гильотины [6].
Основной закон призван регулировать общие общественные отношения в стране. В статье 42 российской Конституции установлено право всех россиян на физиологически полноценные условия жизни и обеспечение экологической защищенности. Ст. 41 говорит о праве на охрану здоровья. Вместе с тем, территории с устойчивым высоким загрязнением окружающей среды, тем более с экстремальным уровнем загрязнения, существуют во многих местах. Само их наличие уже противоречит вышеупомянутым конституционным положениям и вытекающим из них гарантиям[7].
Разработка законов и подзаконных нормативных актов, касающихся АЗРФ (Арктической зоны Российской Федерации), их принятие и применение на практике развивается стремительно. Это связано с тем, что Арктическая зона в последнее время стала играть огромную роль на мировой арене, став одним из ключевых приоритетов в развитии России. В связи с этим, на наш взгляд, первостепенной и срочной задачей является факт принятия по АЗРФ на федеральном уровне отдельного правового акта [8]. Необходимо отметить, что российское законодательство не содержит в себе ни одного федерального закона, посвященного развитию конкретной части страны [9], поэтому принятие такого акта по АЗРФ будет считаться законодательным нововведением.
Сейчас в России не принято отдельного закона, направленного на правовое регулирование Арктики, в котором были бы прописаны требования как экологического, так и правового характера при освоении и использовании этой зоны, особенно природных богатств. Попытки обсуждения и принятия подобного Закона неоднократно осуществлялись.
Законодательная база, регулирующая отношения в российской Арктике, как отмечалось, немногочисленна. Одним из значимых является ФЗ N 2395-! от 21 февраля 1992 г. «О недрах». Он определяет порядок взаимодействия при геологических исследованиях, изучении, пользования и проведения охранных мероприятий недр. Так же им регулируются разрабатываемые технологии геологических исследований и извлечения трудных в добыче ресурсов, переработка оставшихся продуктов извлечения горнорудных богатств, а также производства по переработке. Регуляторная деятельность закона также распространяется на минеральные ресурсы, в т.ч. и специфические, подземные воды, включая полученные совместно с нефтью, газом и газовым конденсатом и другие [10].
Экономическая и политическая ситуация мире диктует объединение государства и бизнеса с целью скорейшей разработки и принятия качественного законодательного базиса, определяющего структурный порядок взаимодействия всех субъектов на территории Арктики.
Следовательно, несмотря на то, что в настоящий момент происходят обоснованные дискуссии о том, что разработка нового законодательства для отдельной территории иногда вступает в противоречие основополагающим нормам российского законодательства, государство в лице законодателей и российское экономическое сообщество понимают чёткую необходимость в принятии новой законодательной концепции. Сейчас ведутся переговоры и обсуждения структуры, целей и законодательного наполнения данного документа. Основные пункты, подлежащие первостепенному урегулированию, включают в себя вопросы оплаты потребляемых природных ресурсов, контроля за их использованием, степень ответственности за допущенные нарушения, а также распределение прав и обязанностей между всеми субъектами, присутствующими на данных территориях [6].
В связи с такими противоречиями проект федерального закона был разработан, но не прошел государственный фильтр. Был принят ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», данный нормативно-правовой акт считаю большим успехом для развития Арктической зоны России. Настоящий Федеральный закон определяет правовой режим
Арктической зоны Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации[11] К сожалению, на практике полностью не реализуются закрепленные нормы, ведь законы принимаются в соответствии с определенными целями. Данный нормативный правовой акт был принят для предпринимательского и экономического развития, вкладывания денежных средств и улучшения качества жизни населения Арктики. Для этого нужен общественный контроль для прозрачности деятельности органов всех ветвей власти.
В настоящее время регулирование правовых отношений коренных малочисленных народов Арктики осуществляется с помощью следующих федеральных законов:
1. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г.[12];
2. «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20 июля 2000 г.[13];
3. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 7 мая 2001 г[14].
Охрана и защита экологии в Арктике регулируется пунктами федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., который в первоначальной редакции включал весьма прогрессивную норму. В статье 4 приведен перечень защищаемых компонентов природной среды. В части 2 того же федерального закона — основного акта этой отрасли законодательства — заявлено: «В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию» [15].
Именно в северных районах нашей страны таких объектов особенно много. Более того, как раз там они особенно уязвимы к новым действиям человека. Регулирование социально-экономической деятельности на Севере РФ происходит в соответствии с нормами Закона РФ от 19.02.1993 N0 4520-1 (ред. от 31.12.2014) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Актуальная версия действительна с 31.01.2014 г., то есть подводит она итог длительной правовой эволюции. Законодательная норма подтверждает (частично, в урезанном объеме) нормы законодательства СССР, предусматривавшие компенсацию северянам (жителям северных территорий) неблагоприятных условий проживания. В постсоветский период прежний уровень поощрения поддерживать невозможно или очень сложно. Исследователи обнаружили, что уменьшение гарантий и компенсационных выплат жителям северных регионов отрицательно повлияли на социальную характеристику соответствующих территорий. Наряду с этим, эксперты подчеркивают усиление интереса к правам и интересам коренных малочисленных народов[16].
Ключевые федеральные законы влияют на развитие всех регионов нашего государства. В данном случае мы рассматриваем и затрагиваем юридические аспекты регулирования в Арктической зоне Российской Федерации. В правовом государстве нормативные правовые акты призваны работать на развитие государства и общества. То, как эти правоотношения повлияют на естественные процессы, во многом предопределит судьбы человеческого вида на всем земном шаре. В то же время, в современном государстве любые нормативные акты призваны обеспечить максимально эффективный ход технологического и общественного прогресса.
Значимый вклад в улучшение Арктики вносит еще и планирование. Занимающиеся им специалисты готовят различную служебную документацию; одним из ее образцов - Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и дальнейшую перспективу, установлены базисные мотивы федерального регулирования в Арктике. К ним относятся, наряду с потребностями разных отраслей в вовлечении полезных ископаемых, поддерживающих разрешение социально-производственных задач на стратегическом уровне, а также с применением Северного морского пути и прочих водных объектов для транспортировки товаров в общенациональном масштабе, еще и важность сохранения Арктики как зоны мирного межгосударственного сотрудничества.
Иной принципиальной задачей РФ выступает сбережение неповторимых экосистем Арктики. Они очень восприимчивы и к отрицательным воздействиям любой деятельности, и к климатическим процессам. Стратегия развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года[17] указывает, например, такие непреложные условия:
• системный характер общественно-производственных процессов;
• укрепление высокотехнологичного сектора;
• формирование адекватных сложившимся потребностям телекоммуникаций и систем передачи, обработки информации;
• поддержание экологической стабильности;
• межгосударственное взаимодействие;
• оборонная и пограничная безопасность[18].
Стратегические документы задают комплексные характеристики развития арктических территорий на длительный период. Систематическое обновление этих документов совершенно необходимо для адекватного развития общества.
Наряду с фундаментальными принципами принимаются и специальные, в том числе координационные, акты. Они призваны разрешать более узкие вопросы в федеральном масштабе. Примеры:
• Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. N0 765 «О создании промышленно - производственной базы по освоению углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики»[19];
• Распоряжение правительства РФ от 13.05.2013 г. N0 769-р «О сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на за-
грязнение моря нефтью в Арктике»[20];
• Федеральная целевая программа создания высокотехнологичных установок, машин и оборудования для морской добычи
нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики «Шельф» от 10 февраля 1997г. No 4310 и так далее[21].
Помимо вышеперечисленных нормативных правовых актов имеются законы девяти субъектов Арктики и муниципальных образований.
На самом деле многие требуют от государства исключительного правового регулирования условия жизни населения и хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства на территории Арктики, все эти отношения реализовались в законодательствах местного, субъектного и федерального уровня России.
Таким образом, новеллой развития законодательства должно быть принятие комплексного нормативного правового акта - Арктического кодекса РФ. Для разработки основного правового акта все девять субъектов России, которые входят в Арктическую зону, обязаны совместно сотрудничать по всем направлениям, только так мы сможем изменить темп развития Российской Арктики. Не нужно всем субъектам Арктики перетягивать одеяло на свою сторону, ведь Россия — это федеративное государство. Благодаря слаженной политике государства Арктика будет развиваться.
Библиография:
1.Боголюбов С.А., Краснова И.О. Право и спасение природы российской Арктики // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 6. С. 178 - 190.
2. Баттахов П.П. Арктика: предпринимательство, экология и право // Аграрное и земельное право. 2022. № 8 (212). С. 7-10.
3. Немченко С.Б., Цеценевская О.И. Арктическая зона Российской Федерации: развитие законодательства в Советский период // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. 2016. Т. 19. № 2. С. 466-475.
4. СЗ РФ. 2014. N 18 (ч. 1). Ст. 2136.
5. Савенков А.Н. Арктика: правовое обеспечение устойчивого развития и сотрудничества // Журнал "Труды Института государства и права РАН", 2018, N 1.
6. Емельянцев В.П., Валентей С.Д. Арктика в ракурсе новейших законодательных инициатив // Журнал российского права. 2020. N 2. С.
136 - 153.
7. Кожокарь И.П. Особенности правового режима зон экологического бедствия и зон чрезвычайной ситуации //Государство и право. 2021. № 9. С. 99-106.
8. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 193-Ф3 "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 29. Ст. 4503.
9. Игнатьева И.А. Правовые основы развития Арктической зоны Российской Федерации и концепция устойчивого развития // Экологическое право. 2021. N 6. С. 11 - 16.
10. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" // Российская газета от 5 мая 1992 г. N 102.
11. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 193-Ф3 "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"// Российская газета от 16 июля 2020 г. N 155.
12. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"// Российская газета от 12 мая 1999 г. N 90.
13. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" // Российская газета от 25 июля 2000 г. N 142.
14. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" // Российская газета от 11 мая 2001 г. N 88
15. Бринчук М.М., Каспрова Ю.А. Арктика как специфический объект экологической безопасности // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2021. Т. 31. № 2. С. 235-242.
16. Скуфьина Т.П. Нормативно-правовое регулирование развития российского Севера и Арктики //Фундаментальные исследования. 2016. № 9-2. С. 424-428.
17. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" // СПС «КонсультантПлюс».
18. Савенков А.Н. Арктика: правовое обеспечение устойчивого развития и сотрудничества // Журнал "Труды Института государства и права РАН", 2018, N 1.
19. О создании промышленно-производственной базы по освоению углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 765 // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2664.
20. О сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике. Распоряжение Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 769-р // СЗ РФ. 2013. № 20. Ст. 2552.
21. Федеральная целевая программа создания высокотехнологичных установок, машин и оборудования для морской добычи нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики «Шельф» // Приказ Минтопэнерго России от 10 февраля 1997 г. № 43.
References:
1. Bogolyubov S.A., Krasnova I.O. The right and salvation of the nature of the Russian Arctic//Actual problems of Russian law. 2018. N 6. S.
178-190.
2. Battakhov P.P. Arctic: entrepreneurship, ecology and law//Agrarian and land law. 2022. № 8 (212). S. 7-10.
3. Nemchenko S.B., Tsetsenevskaya O.I. Arctic zone of the Russian Federation: development of legislation in the Soviet period//Bulletin of Moscow State Technical University. Proceedings of Murmansk State Technical University. 2016. T. 19. № 2. S. 466-475.
4. HCP RF. 2014. 18 (Part 1). Art. 2136.
5. Savenkov A.N. Arctic: legal support for sustainable development and cooperation//Journal "Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences," 2018, N 1.
6. Emelyantsev V.P., Valentey S.D. Arctic from the perspective of the latest legislative initiatives/Journal of Russian Law. 2020. N 2. S. 136153.
7. Kozhokar I.P. Features of the legal regime of environmental disaster zones and emergency zones//State and law. 2021. № 9. S. 99-106.
8. Federal Law of July 13, 2020 N 193-FZ "On State Support for Entrepreneurial Activities in the Arctic Zone of the Russian Federation "//NZ of the Russian Federation. 2020. N 29. Art. 4503.
9. Ignatieva I.A. Legal basis for the development of the Arctic zone of the Russian Federation and the concept of sustainable development/Environmental law. 2021. N 6. S. 11-16.
10. Law of the Russian Federation of February 21, 1992 N 2395-I "On Subsoil "//Rossiyskaya Gazeta of May 5, 1992 N 102.
11. Federal Law of July 13, 2020 N 193-FZ "On State Support for Entrepreneurial Activities in the Arctic Zone of the Russian Federation "//Rossiyskaya Gazeta dated July 16, 2020 N 155.
12. Federal Law of April 30, 1999 N 82-FZ "On Guarantees of the Rights of Indigenous Minorities of the Russian Federation "//Rossiyskaya Gazeta of May 12, 1999 N 90.
13. Federal Law of July 20, 2000 N 104-FZ "On the General Principles of Organizing Communities of Indigenous Minorities of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation "//Rossiyskaya Gazeta of July 25, 2000 N 142.
14. Federal Law of May 7, 2001 N 49-FZ "On the Territories of Traditional Nature Management of Indigenous Minorities of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation "//Rossiyskaya Gazeta of May 11, 2001 N 88
15. Brinchuk MM, Kasprova Yu.A. Arctic as a specific object of environmental safety//Bulletin of Udmurt University. Economics and Law Series. 2021. T. 31. № 2. S. 235-242.
16. Skufyina T.P. Regulatory Regulation of the Development of the Russian North and the Arctic //Fundamental Research. 2016. № 9-2. S. 424428.
17. Decree of the President of the Russian Federation of October 26, 2020 N 645 "On the Strategy for the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and Ensuring National Security for the Period up to 2035 "//SPS" ConsultantPlus. "
18. Savenkov A.N. Arctic: legal support for sustainable development and cooperation/Journal "Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences," 2018, N 1.
19. On the Establishment of an Industrial and Production Base for Hydrocarbon Field Development on the Arctic Continental Shelf. Decree of the President of the Russian Federation of May 23, 1996 No. 765//SZ of the Russian Federation. 1996. № 22. Art. 2664.
20. On cooperation in the field of preparedness and response to marine pollution by oil in the Arctic. Order of the Government of the Russian Federation dated May 13, 2013 No. 769-r//SZ of the Russian Federation. 2013. № 20. Art. 2552.
21. Federal target program for the creation of high-tech installations, machines and equipment for offshore oil, gas and hydrocarbon field development on the continental shelf of the Arctic "Shelf "//Order of the Ministry of Fuel and Energy of Russia of February 10, 1997 No. 43.