Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИКИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИКИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЙ АКТ / ГАЗ / НЕФТЬ / ПОСТАВЩИК / ПОТРЕБИТЕЛЬ / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ЭНЕРГЕТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баттахов Петр Петрович

В статье рассматриваются некоторые аспекты правового регулирования энергетики на Арктической территории. Исследованы основные источники энергетического права Российской Арктики. Выделено технологическое развитие российского энергетического блока России и необходимость принятия специальных нормативных правовых актов. Сделан правовой анализ ключевых законодательных актов в данной отрасли, в том числе Указ Президента России РФ от 26 октября 2020 г. N 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Автором предложено принятие кодификационного акта в целях развития социально-экономического направления и улучшения жизни граждан страны на территории Арктической зоны Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баттахов Петр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF ENERGY IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses some aspects of the legal regulation of energy in the Arctic territory. The main sources of energy law of the Russian Arctic have been investigated. The technological development of the Russian energy block of Russia and the need to adopt special regulatory legal acts are highlighted. A legal analysis of key legislative acts in this industry was made, including Decree of the President of the Russian Federation of October 26, 2020 N 645 "On the Strategy for the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and Ensuring National Security for the Period until 2035." The author proposed the adoption of a codification act in order to develop the socio-economic direction and improve the lives of citizens of the country in the Arctic zone of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИКИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ»

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_9_72

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИКИ

В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ SOME QUESTIONS OF LEGAL REGULATION OF ENERGY IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

БАТТАХОВ Петр Петрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: battakhov@mail.ru;

Battakhov Petr Petrovich,

candidate of of jurisprudence, senior researcher of Institute of the state and right of the Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., 119019 Moscow, Russia. E-mail: battakhov@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты правового регулирования энергетики на Арктической территории. Исследованы основные источники энергетического права Российской Арктики. Выделено технологическое развитие российского энергетического блока России и необходимость принятия специальных нормативных правовых актов. Сделан правовой анализ ключевых законодательных актов в данной отрасли, в том числе Указ Президента России РФ от 26 октября 2020 г. N 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Автором предложено принятие кодификационного акта в целях развития социально-экономического направления и улучшения жизни граждан страны на территории Арктической зоны Российской Федерации.

Abstract: The article discusses some aspects of the legal regulation of energy in the Arctic territory. The main sources of energy law of the Russian Arctic have been investigated. The technological development of the Russian energy block of Russia and the need to adopt special regulatory legal acts are highlighted. A legal analysis of key legislative acts in this industry was made, including Decree of the President of the Russian Federation of October 26, 2020 N 645 "On the Strategy for the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and Ensuring National Security for the Period until 2035." The author proposed the adoption of a codification act in order to develop the socio-economic direction and improve the lives of citizens of the country in the Arctic zone of the Russian Federation.

Ключевые слова: нормативный акт, газ, нефть, поставщик, потребитель, Арктическая зона, энергетика.

Keywords: regulatory act, gas, oil, supplier, consumer, Arctic zone, energy.

Для цитирования: Баттахов П.П. Некоторые вопросы правового регулирования энергетики в Арктической зоне РФ // Право и государство: теория и практика. 2022. № 9(213). С. 72-75. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_9_72.

For citation: Battakhov P.P. Some questions of legal regulation of energy in the Arctic zone of the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2022. No. 9(213). pp. 72-75. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_9_72.

Статья поступила в редакцию: 15.08.2022

Арктическая зона - уникальный территориальный комплекс, который обеспечивает энергией всю планету. Поэтому Арктические государства обязаны сохранить богатство Арктики для будущего поколения.

Российская Арктика как регион характеризуется не только своим значением, но и многочисленными особенностями климатического, хозяйственного и энергетического характера, осложняющими её промышленное и хозяйственное освоение, такими как: экстраординарные природные условия, холодный климат; непредсказуемость влияния чрезвычайных ситуаций и техногенной деятельности человека на экосистему; малая плотность населения, неравномерно распределенного по региону; отсутствие круглогодичной связи между отдалёнными населёнными пунктами, их удалённость от крупных агломераций; а также потребность населения и различных отраслей промышленности в поставках энергоресурсов, продовольствия и товаров первой необходимости[1].

Роль Арктики в международной политике в наше время постоянно возрастает. Она находится в сфере пристального внимания многих государств, интересы которых не всегда совпадают. Важность Арктики для стран этого региона определяется огромными ресурсами углеводородного сырья, многие месторождения нефти и газа еще не до конца разведаны. Новые возможности логистики открывает Северный морской путь [2]. Ключевыми вопросами являются обеспечение энергоснабжения и правовое регулирование данных отношений. Арктическая зона РФ обеспечивает значительную долю экспорта продукции российской энергетики на мировом рынке.

Российская Федерация, в отличие от многих стран, благосостояние которых определяется богатыми запасами нефти, таких как Катар или ОАЭ, не ограничивается ролью сырьевого придатка, а проводит свою самостоятельную политику. Россия обладает энергетическими ресурсами, достаточными для того, чтобы не только обеспечить ими собственное население и промышленность, но и поставлять нефть, газ, уголь, электроэнергию на зарубежный рынок. Также Россия строит за рубежом атомные и гидроэлектростанции, занимая ведущие позиции в строительстве объектов ядерной энергетики. Энергетический потенциал РФ использует для реализации своих целей в области геополитики. Страны ближнего зарубежья, после распада СССР, считавшие себя пострадавшими от советской гегемонии, теперь находят много выгод от сближения с Россией благодаря грамотной энергетической интеграции. Для одних из них Российская Федерация - безальтернативный поставщик энергоресурсов, для других - удобный транзитер, а третьи находят в ней выгодного и надежного партнера [3].

Следует признать, что социально-экономические условия жизни определяются уровнем потребления энергии, повышение которого

требует всемерного развития топливо-энергетического комплекса. Спрос на энергетические ресурсы будет расти во всем мире. Россия является одним из крупнейших экспортеров в области энергетического сырья и электроэнергии, что усиливает ее позиции в мировой торговле и политике. Велика потребность в модернизации российского ТЭК для обретения финансовой устойчивости и экономической эффективности. При этом необходимо строго соблюдать экологические стандарты. Динамическое развитие ТЭК невозможно без передовых современных технологий и компетентных кадров.[4].

Действительно, одним из важных мегапроектов по энергетики на Арктической территории является газопровод «Сила Сибири» для поставки природного газа из России в Китайскую Народную Республику. Данный проект показал возможности успешного сотрудничества с потенциальными партнерами по развитию энергообеспечения зарубежных стран. В настоящее время Поднебесная наращивает экспорт энергоносителей из России, показавший рост на 38% в 2022 году по сравнению с предыдущим годом.

Темпы освоения Арктики в ближайшие годы будут определяться не техническими возможностями, а конъюнктурой мирового рынка и реальной политикой государств. Принятая «Энергетическая стратегия России до 2030 г.» [5] направлена на постепенный переход к высокотехнологичным и инновационным технологиям. Во второй половине XXI в. приоритетными станут направления нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности и экспорта их продукции; а роль экспорта сырой нефти и газа будет снижаться. В связи с этим следует осторожно относиться к форсированной реализации сложных проектов по добыче нефти и газа на шельфе северных морей [1].

Несмотря на богатство энергетических ресурсов российской Арктики, здесь остро стоят проблемы энергетической безопасности, поскольку далеко не на всех регионах решены вопросы надежного энергоснабжения. Арктические регионы характеризуются холодным климатом, слабой освоенностью территории, низкой плотностью и очаговым характером размещения населения, а также высокой энергоемкостью производства [6]. Данные особенности требуют надежного энергообеспечения потребителей на этих территориях.

Надежность и доступность энергообеспечения населения и промышленных предприятий играет огромную роль для социально-экономического развития арктических регионов России. Предприятия, вырабатывающие, передающие и распределяющие электрическую и тепловую энергию, выполняют важную социальную функцию. Но при этом предприятия энергетического сектора остаются предприятиями, нацеленными на получение прибыли, поэтому регулирование энергообеспечения является необходимой функцией государства [7].

Разработанные в настоящий момент комплексные программы и нормативные правовые акты по освоению арктических зон занимают приоритетные места в значимых для России проектах. Следует отметить, что их реализация требует решения огромного количества текущих вопросов [8]. Выполнение этих программ обеспечивается комплексом федеральных актов, среди которых:

1 .Указ Президента РФ No 296 от 2.05.2014 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации».

2. Указ Президента РФ No 645 от 26.10.2020 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» (с изменениями и дополнениями).

3. Федеральный закон № 190-ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010. Большинство полномочий в сфере теплоснабжения переданы органам власти федерального уровня, на котором утверждаются общие правила организации теплоснабжения и основы ценообразования, устанавливаются предельные уровни тарифов на поставляемую потребителям теплоэнергию. Субъекты РФ устанавливают местные тарифы в сфере теплоснабжения в рамках, определенных на федеральном уровне. Часть полномочий в сфере регулирования теплоснабжения (утверждение схем теплоснабжения, нормативов удельного расхода и запасов топлива, нормативов технологических потерь), закреплены за органами власти федерального или регионального уровней, в зависимости от величины населенных пунктов и мощности источников тепловой энергии [7]. Энергоснабжение в северных широтах обходится потребителям намного дороже, чем в умеренных и южных широтах. Отопительный сезон здесь длится намного дольше, в промышленности преобладают энергоемкие отрасли. На стоимость энергии сказывается необходимость «северного завоза» топлива в удаленные районы. Значительно дороже в Арктике строительство и обслуживание объектов энергетики и их инфраструктуры [6]. В дальнейшем необходимо рассмотреть законодательство на федеральном уровне о снижении стоимости электроэнергии для хозяйственной деятельности в Арктической зоне. Для максимального стимулирования предпринимательства в Арктических регионах необходим широкий ряд льгот и, прежде всего, снижение тарифов на электроэнергию.

4. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «Об электроэнергетике». Указанный закон выделяет понятие «системный оператор». Под ним понимается специализированный субъект, самостоятельно проводящий общее оперативное диспетчерское управление в рамках ЕЭС России (Единая энергетическая система). Также данный субъект имеет право на раздачу операционных диспетчерских указаний и распоряжений, которые неукоснительно должны выполняться нижестоящими субъектами электроэнергетики. Данное требование также относится к пользователям электроэнергии, которые влияют на режим работы энергетической системы. Данное положение касается и потребителей электроэнергии с управляемой нагрузкой. Цели и задачи, а также способы и методы их достижения, для данного субъекта закреплены в п. 1 ст. 14 Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «Об электроэнергетике» [9]. Ответственность и ограничения, касающиеся деятельности системного оператора, установлены п. 4 ст. 12 указанного Закона [10].

5. Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О газоснабжении в Российской Федерации»[11]. Он определяет правовую, экономическую и административную основу взаимодействия в области газоснабжения в РФ и призван гарантировать полную обеспеченность государства данным стратегическим видом энергетических ресурсов.

Госпрограмма РФ «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденная Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 322 (ред. от 18.12.2021) [12].

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 9(213)

В указанной программе определены:

1. Параметры реального положения сырьевой базы и водных запасов.

2. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности РФ, способы их эффективного решения при её разработке.

3. Задачи и программы, по всем параметрам соотносящиеся с национальными направлениями развития РФ.

Учитывая нормы указанных актов, необходимо отметить, что для обеспечения полноценного энергетического обеспечения Арктики совместно с решением административных, экономических и производственных задач необходимо разработать порядок определения организаций, обеспечивающих выполнение поставленных задач в рамках проекта. При этом необходимо применение имеющегося опыта проведения работ в районах Крайнего Севера, который основывается на новейших исследованиях, прошедших апробацию мировыми энергетическими системами в подобных климатических условиях. Мировой опыт показывает, что при реализации значимых энергетических проектов, опираясь на опыт финансовой и юридической практики, только крупные холдинги могут взять на себя решение полного комплекса вопросов, включающих в себя освоение энергетических месторождений (включая углеводороды), их получение, переработка и транспортировка потребителю [8].

Агрессивность на международной арене, возникшая после 2014 года, характеризующаяся введением санкций в отношении России, включающих в себя запрет на поставку оборудования и комплектующих для разработки углеродов в Арктической зоне, вынудила Правительство РФ отдать распоряжение для самостоятельной разработки данного сектора экономики. Данные меры были направлены на снятие зависимости от любых действий недружественных стран в этой важнейшей для России области. Основной задачей промышленности для Арктики является разработка собственного технологического оборудования для проведения работ, связанных с геологической разведкой и возможным получением на шельфовой зоне углеводородного сырья, а также использование новых технологий, используемых на суше: разведка при использовании сейсмологического оборудования, инновационные системы бурения, генерирования и извлечения ресурсов, флотское обеспечение, ^-обеспечение для моделирования подземного разрыва пласта и другие управляемые системы [13].

В Российской Федерации следует принять специальный закон, который будет регулировать правоотношения технологического развитие российского энергетического блока России. Полный переход к новым технологиям непременно придет, чтобы соответствовать мировым стандартам. Несомненно, цифровая экономика должна развиваться на всей территории страны, согласно законодательству России. Россия как страна, вырабатывающая, генерирующая и распределяющая огромное количество энергии, по всем отношениям стала законодателем развития.

Арктическое использование не может сводиться только к экономическому потреблению. Для Российской Федерации это зона реализации стратегического потенциала. Качественное и планомерное освоение зависит от общих усилий государственной власти, игроков на энергетическом рынке и промышленности. Российские доходы могут включать в себя не только нефтегазовый экспорт, но разработку современных инноваций для массового применения [14].

Профессор М.И. Клеандров считает юридическое сопровождение «зеленой» экономики, одной из отраслей которой является «зеленая» энергетика, необходимой частью правовой науки. Необходимыми приоритетами «зеленой» экономики следует считать: использование эффективных в сфере энергетики технологий, которые наносят минимальный вред природе; качественное распределение энергетически х ресурсов (сбережение); стимулирование, в том числе и экономическое, деятельности организаций, с минимальной долей отходов; определение экономической поддержки деятельности субъектов в рамках охраны окружающей среды. Возобновляемая энергетика — это та, источником которой является имеющиеся на планете ресурсы: ветер, приливы и отливы, солнечный свет; энергия термальных источников; энергия температур морской воды; биоэнергетические показатели. Проблемные вопросы в области «зелёной» энергетики давно разрабатываются учеными.

Диссертационные работы часто поднимают вопрос: может ли энергия, которая не относится к параметрам возобновляемых, например, образуемая от использования нефти, газа, иных углеводородов угля, причисляться к области «зеленой» энергетики? Прежде всего это относится к части ее правового обеспечения. Её компонент в общей энергетической доле экономики страны огромен. Возобновляемая (альтернативная) энергетика имеет весьма незначительный потенциал. Следовательно, эффективное юридическое регулирование действий в рамках реализации проектов для неё значительно выше, чем для «зеленой» энергетики [15].

Таким образом, Арктическая зона имеет большую роль развития энергетики в Российской Федерации и правовые механизмы регулирования энергетики зависят от многих факторов и ценообразование в том числе определяется расстоянием и климатическим поясом территорий. На Арктической территории потребление общей энергетики стоит в три раза дороже по сравнению с остальными субъектами. Арктическая зона является основанием и комплексным ресурсом развития энергетики России, поэтому стоимость энергетики должна быть для потребителей в три раза дешевле. На основании вышеперечисленных пробелов в законодательстве внести ряд изменений по установления тарифов на территории России. В целях упорядочивания нормативных актов, развития сырьевых регионов в экономическом и социальном плане следует принять кодификационный акт «Арктический кодекс РФ». Для этого Россия как независимая страна должна систематизировать действующие законы и разработать основной закон. Принятие кодекса даст большой толчок к развитию социально-экономического развития Арктической территории страны.

Библиогра фия:

1. Рогачева Е.А., Прокофьев А.И., Рогачев И.В. Энергетическое снабжение территорий русской Арктики: проблемы и перспективы //В сборнике: Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, инновации. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию ФГБОУ ВО «СибАДИ». Омск, 2021. С. 453-456.

2. Агарков С.А., Богачев В.Ф., Богоявленский И.В., Брызгалова А.Е., Васильев В.В., Веретенников Н.П., Выдрина Е.О., Вышинская Ю.В., Геращенко Л.В., Горюнов А.П., Евграфова Л.Е., Евдокимов Г.П., Жаринов Н.В., Иванов Г.В., Иванова М.В., Котомин А.Б., Козьменко А.С., Козьменко С.Ю., Костылев И.И., Кукор Б.Л. и др. Современные проблемы и перспективы развития арктического газопромышленного комплекса // Апатиты, 2017.

3. Лобачева Е. Н., Морозов В. В. Энергетическая интеграция как новое качество в трендах глобальной экономики // Энергетическая политика. 2017. № 1. С. 38-46

4. Максимцев И.А., Багиев Г.Л., Газизуллин Н.Ф. Энергетика XXI века: экономика, политика, экология // Проблемы современной экономики. 2008. № 4(28). С. 24-32.

5. Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. N 1715-р Об Энергетической стратегии РФ на период до 2030 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. N 48 ст. 5836 (документ утратил силу).

6. Васильев А.М., Васильев В.В., Вышинская Ю.В., Гасникова А.А., Горячевская Е.С., Зерщикова Н.И., Козьменко С.Ю., Котомин А.Б., Николаева А.Б., Победоносцева Г.М., Селин В.С., Селин И.В., Туинова С.С., Ульченко М.В., Цукерман В.А., Щеголькова А.А. Экономическая безопасность Российской Арктики: особенности и проблемы обеспечения // Апатиты, 2018.

7. Гасникова А.А. Учет различных факторов в регулировании энергообеспечения в Арктических регионах // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2020. № 3 (69). С. 131-143.

8. Михайлов Н.И. О критериях подбора корпоративных объединений для обеспечения развития энергетической составляющей Арктической зоны России // Правовой энергетический форум. 2015. N 1. С. 12 - 15.

9. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 марта 2003 г. N 13 ст. 1177

10. Романова В.В. Особенности корпоративного управления в сфере энергетики // Юрист. 2016. N 3. С. 30 - 37.

11. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 14 ст. 1667.

12. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 322 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" // СЗ РФ. 2014. N 18 (ч. III). Ст. 2168.

13. Фадеев А.М. Стратегические приоритететы обеспечения технологической независимости при реализации энергетических проектов в Арктике. // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 1 (3). С. 88-105.

14. Дутов А. В. Арктический центр: кто обеспечит создание объектов сложной морской техники // Neftegaz.RU. 2013. № 5. С. 78-81.

15. Клеандров М.И. О векторе развития правового обеспечения «зеленых» финансов «зеленой» энергетики // Правовой энергетический форум. 2020. № 1. С. 26-33.

References:

1. Rogacheva E.A., Prokofiev A.I., Rogachev I.V. Energy supply of the territories of the Russian Arctic: problems and prospects//In the collection: Architectural, construction and road transport complexes: problems, prospects, innovations. Collection of materials of the V International Scientific and Practical Conference dedicated to the 90th anniversary of the FSBEI HE "SibADI." Omsk, 2021. S. 453-456.

2. Agarkov S.A., Bogachev V.F., Bogoyavlensky I.V., Bryzgalova A.E., Vasiliev V.V., Veretennikov N.P., Vydrina E.O., Vyshinskaya Y.V., Gerashchenko L.V., Goryunov A.P., Evgrafova L.E., Evdokov G.P., N.V. Zharinov, G.V. Ivanov, M.V. Ivanova, A.B. Kotomin, A.S. Kozmenko, S.Yu. Kozmenko, I.I. Kostylev, B.L. Kukor, etc. Current problems and prospects for the development of the Arctic gas industry complex//Apatity, 2017.

3. Lobacheva E.N., Morozov V.V. Energy integration as a new quality in the trends of the global economy//Energy policy. 2017. № 1. S. 38-46

4. Maksimtsev I.A., Bagiev G.L., Gazizullin N.F. Energy of the XXI century: economics, politics, ecology//Problems of modern economy. 2008. № 4(28). S. 24-32.

5. Decree of the Government of the Russian Federation of November 13, 2009 N 1715-r On the Energy Strategy of the Russian Federation for the Period until 2030//Collection of legislation of the Russian Federation of November 30, 2009 N 48 Art. 5836 (the document has become invalid).

6. Vasiliev AM, Vasiliev VV, Vyshinskaya YU, Gasnikova AA, Goryachevskaya ES, Zershchikova NI, Kozmenko SY, Kotomin AB, Nikolaeva AB, Pobedonostseva GM, Selin VS, Sele In I.V., Tuinova S.S., Ulchenko M.V., Zuckerman V.A., Shchegolkova A.A. Economic security of the Russian Arctic: peculiarities and problems of provision//Apatity, 2018

7. Gasnikova A.A. Taking into account various factors in the regulation of energy supply in the Arctic regions//North and market: formation of economic order. 2020. № 3 (69). S. 131-143.

8. Mikhailov N.I. On the criteria for selecting corporate associations to ensure the development of the energy component of the Arctic zone of Russia//Legal Energy Forum. 2015. N 1. S. 12 - 15.

9. Federal Law of March 26, 2003 N 35-FZ "On Electric Power Industry "//Collection of Legislation of the Russian Federation of March 31, 2003 N 13 Art. 1177

10. Romanova V.V. Features of corporate governance in the energy sector//Lawyer. 2016. N 3. S. 30 - 37.

11. Federal Law of March 31, 1999 N 69-FZ "On Gas Supply in the Russian Federation "//Collection of Legislation of the Russian Federation of April 5, 1999 N 14 Art.

1667.

12. Decree of the Government of the Russian Federation dated 15.04.2014 N 322 "On Approval of the State Program of the Russian Federation" Reproduction and Use of Natural Resources "//NW of the Russian Federation. 2014. 18 (Part III). Art. 2168.

13. Fadeev A.M. Strategic priorities for ensuring technological independence in the implementation of energy projects in the Arctic .//Strategization: theory and practice. 2022. T. 2. № 1 (3). S. 88-105.

14. Dutov A.V. Arctic Center: who will ensure the creation of facilities for complex marine equipment//Neftegaz.RU. 2013. № 5. S. 78-81.

15. Kleandrov M.I. On the vector of development of legal support for "green" finance of "green" energy//Legal Energy Forum. 2020. № 1. S. 26-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.