DOI 10.47643/1815-1329_2022_8_7
АРКТИКА: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ЭКОЛОГИЯ И ПРАВО ARCTIC: ENTREPRENEURSHIP, ECOLOGY AND LAW
БАТТАХОВ Петр Петрович,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права ФГБУН «Институт государства и права Российской академии наук» (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: [email protected];
BATTAKHOV Petr Petrovich,
Ph.D. in Law, Senior Researcher, Civil and Business Law Sector, Federal State Budgetary Institution, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., Moscow, 119019, Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассматривается правовое регулирование предпринимательской деятельности на Арктической территории России. Изучены экологические катаклизмы и катастрофы при освоении территорий Арктики. Исследованы ключевые пробелы по действующим нормативно-правовым актам. Предложено внести в Конституцию России понятие «Человек в Арктике». Сделан правовой анализ нормативных актов по добыче полезных ископаемых и охраны экологической безопасности. Автором предлагается принятие отдельного кодификационного акта.
Abstract: The article considers the legal regulation of entrepreneurial activity in the Arctic territory of Russia. Environmental cataclysms and disasters during the development of the territories of the Arctic have been studied. Key gaps in current regulations have been investigated. It was proposed to introduce the concept of "Man in the Arctic" into the Constitution of Russia. A legal analysis of regulations on mining an d environmental safety was made. The author proposes the adoption of a separate codification act.
Ключевые слова: Арктическая территория, человек, добыча полезных ископаемых, экономика, отходы недропользования, кодификационный акт, экология, климат, государство, субъект права.
Keywords: Arctic territory, man, mining, economy, waste from subsoil use, codification act, ecology, climate, state, legal entity.
Для цитирования: Баттахов П.П. Арктика: предпринимательство, экология и право // Аграрное и земельное право. 2022. № 8(212). С. 7-10. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_7.
For citation: Battakhov P.P. Arctic: entrepreneurship, ecology and law // Agrarian and Land Law. 2022. No. 8(212). pp. 7-10. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_7.
Статья поступила в редакцию: 10.06.2022
Арктика является регионом с уникальной природой и огромными запасами полезных ископаемых, добыча которых представляет собой непростую задачу из-за крайне суровых климатических условий. Арктический регион находится в фокусе многочисленных экономических, экологических и социально-этнических проблем, требующих внимания на государственном уровне. В последнее время остро проявлялись и политические противоречия между арктическими государствами, претендующими на свою долю в богатейших природных ресурсах региона[1].
Арктика - особая территория в Российской Федерации. Она имеет большой потенциал развития циркумполярного права. Правовые отношения должны регулироваться в соответствии со всеми нормативными актами. Для развития Арктики, государством разрабатываются различные стратегические программы. Мы как передовая страна, не обязаны останавливаться на достигнутом, и поэтому мы должны поддерживать инновационные проекты на территории Арктики. Благодаря девяти субъектам, входящим в Арктическую зону России, вышеперечисленные программы успешно реализуются. Трендом Арктики в России обязаны ставить Человека, который живет в Арктической зоне. Государство должно ввести в политику понятие «Человек в Арктике», который охраняет и содержит целостность государства. В основном законе необходимо подчеркнуть понятие человека в Арктике. В настоящее время ценность и важность человека страна обязана возвышать, только тогда она перейдет на новый уровень развития, нам следует понимать, что человеческий потенциал безграничен.
В последние десятилетия арктические государства заключили целый ряд соглашений о сотрудничестве. Приоритетными направлениями являются экономическое и экологическое. Первое может не только придать стимул дальнейшему освоению территорий Арктики, но и создать новые рабочие места и способствовать решению социальных проблем. Охрана окружающей среды с каждым годом становится все более актуальной. Арктическим странам необходимо укреплять международное сотрудничество в области экономических отношений и охраны живой фауны. Не стоит забывать и о политических проблемах, ведь здесь сходятся границы нескольких соперничающих государств [2].
Интерес к освоению Арктической зоны РФ не ограничен научными исследованиями, картографическими работами и разведкой новых месторождений полезных ископаемых. К этому региону приковано внимание не только крупных компаний, но и представителей малого и среднего бизнеса. К сожалению, в этой области наблюдается отрицательная динамика. Ежегодно в Арктической зоне России закрывается около 4 тыс. предприятий и теряется порядка 25 тыс. рабочих мест (по данным на 2018 год), в связи с чем вопросы развития предпринимательской деятельности в регионе приобретают важное значение [3]. Федеральные власти много делают в этой области и активно поддерживают предпринимателей, но особенности арктической зоны затрудняют применение привычных стандартов РФ. Становится острым вопрос разработки законодательных и иных норм применительно к данному конкретному региону и условиям хозяйственной деятельности, которые сильно отличаются от остальной территории России [2].
Хозяйственная деятельность в Арктике - уникальное направление предпринимательской деятельности в России, ведь на территории Арктической зоны находится чуть ли не все известные в мире полезные ископаемые. Благодаря государству принимались разные нормативно-
правовые акты, касающиеся разработки недр хозяйствующими субъектами. Принятый 13 июля 2020 г. федеральный закон N 193-Ф3 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» многие известные ученые считают удачным. Данный закон нацелен на:
1) всестороннее экономическое развитие северных российских территорий - без данного направления страна понесет значительные финансовые потери, поскольку многие бюджетообразующие предприятия функционируют на территории российской арктической зоны. Поэтому прорывное развитие экономики в России следует начать с развития северных территорий;
2) стимулирование инвестиций в Арктическую зону РФ и активизацию в регионе разнообразной предпринимательской деятельности - в целом страна делает ставку на развитие экономики с помощью главного инструмента. Без инвестиций в современном мире развитие хозяйственной деятельности невозможно. Вложения денежных средств со стороны государства и коммерческих структур направлены на получение прибыли и являются стимулом к успешному ведению хозяйственной деятельности и получению конкретного конечного результата. Рынок инвестиций в Арктике выделяется крупными объемами капиталовложений в область добычи и транспортировки энергоносителей и биоресурсов. Значительные расходы связаны с природными и геологическими особенностями данной территории, а также обусловленными особо сложными климатическими условиями способами осуществления хозяйственной деятельности. Добыча нефти и газа, угля и других полезных ископаемых в Арктике является одним из главных стратегических направлений экономической политики РФ.
3) создание экономической основы, необходимой для улучшения качества жизни жителей Арктики и опережающего социальное развитие данного региона Российской Федерации - это направление актуально. Следует улучшить положение во всем социальном блоке, без поддержки местного населения мы не сможем развить экономику на должном уровне, поэтому необходимо принять новую концепцию социального развития и различные программы улучшения качества жизни людей [4].
Развитие территорий Арктики невозможно без совершенствования социальной и промышленной инфраструктуры. Государство должно стремиться к решению острых общественных проблем, без которых невозможно обеспечить сохранение и развитие человеческого потенциала.
Для реализации этой цели предстоит в кратчайшие сроки решить важнейшие социальные задачи:
1. Необходимость ликвидации безработицы и трудоустройства местных жителей, открытие новых современных рабочих мест, увеличение заработной платы.
2. Организация доступной и высококачественной медицинской помощи.
3. Осуществление строгого контроля на предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых.
4. Обеспечение населения качественными и разнообразными продуктами питания.
5. Улучшение жилищных условий населения и обеспечение молодых семей с детьми собственным жильём.
В дальнейшем цель государства состоит в улучшении качества жизни населения, в том числе исконных народов Севера.
Предпринимательская деятельность в области добычи полезных ископаемых стала наиболее прибыльным направлением для хозяйствующих субъектов на просторах Арктики. Согласно федеральному закону от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", право на использование недр могут получить не только юридические лица при условии создания их в полном соответствии с российским законодательством, но также и являющиеся гражданами РФ индивидуальные предприниматели, если иное не установлено федеральными законами. Эти субъекты экономической деятельности вправе привлекать по договорам подряда, трудовым договорам, соглашениям о сервисных рисках других лиц для осуществления деятельности по разработке нефтегазовых месторождений и в предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами случаях по иным соглашениям [5]. Субъектность имеет значение для развития бизнеса. С образованием демократической страны, коммерческие организации могут стать пользователями недр это продвижения бизнеса на новый уровень. Особый бизнес по добыче полезных ископаемых, следовательно, необходимо внести изменения в законодательство при получении разрешения. Правообладатель лицензии каждый год обязан по этапную процедуру подтверждения разрешения в соответствии с поделанной работы. В случае грубых нарушений принимаются меры вплоть до лишения лицензии на определенный срок. Только так мы сможем регулировать данные правоотношения в правовом поле государства. При выдаче лицензии коммерческие организации расслабляются и при получении лицензии присутствует коррумпированное составляющее. Чтобы предотвратить коррупцию, нужен тотальный контроль со стороны уполномоченных государственных органов.
Арктическая зона по сравнению с другими субъектами страны является очень сложным по климатическим, экономическим и социальным отношениям. Без государственной поддержки частный сектор не осилит развития Арктики. Некоторые исследователи пишут о том, что кроме государственной поддержки есть еще особое правовое регулирование с использованием иностранного опыта. С вышеназванным умозаключением мы не соглашаемся, потому что для развития Арктической зоны Россия обязана вести свою политику. И тем более большая часть территории страны состоит из криолитозона. В последние годы климат меняется в худшую сторону и, соответственно, часто происходят экологические катастрофы, например, пожары, наводнение и паводки. Эти катаклизмы стали повторяться каждый год. Поэтому экологов России настораживает изменчивость погоды и постоянные катастрофы. Еще одним большим фактором разрушения экосистемы является человеческий фактор. Например, добыча полезных ископаемых и отходы недропользования и т.д.
Освещение Арктики в качестве объекта экологической безопасности будет неполным, если проигнорировать два ключевых момента, характеризующих ее место при использовании законов об экологии и использовании природных ресурсов.
Первый аспект — то, что арктическая природная территория отличается сложностью естественной структуры. Сам термин «природная территория» уже признан всеми специалистами и подробно оформлен юридически. Проблем с пониманием не возникнет. Эталоном охраны
природы выступает комплекс охраняемых природных территорий, к которому относятся заповедники, национальные парки и прочие объекты. Правовой режим на них регулируется Федеральным законом от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» [6].
Второй компонент научной характеристики Арктики как объекта экологической безопасности — это та самая экологическая безопасность. Она тоже должна быть определена юридически корректным образом в рамках законов об экологии и природных ресурсах. Правовое понятие экологической безопасности должны иметь в виду все разработчики экологических мер и нормативов. Только в этом случае можно составить грамотные нормативно-правовые акты. То есть — такие, которые действительно грамотно обрисуют правовое положение арктических природных богатств — обрисуют до конца [7].
В современных условиях нормативное регулирование разных вопросов критически важно. Эффективно вовлечь отходы в производство не получится, если эта сфера недропользования не будет отвечать установленным законодательным нормам. Контролирующие органы могут выдвигать претензии, если обнаружат явные нарушения. Однако и вариант «просто соблюдать законодательство» явно не годится. Российская Федерация пока не создала актуальную нормативно-правовую базу, которая была бы достаточно совершенной [8]. Регулировать с ее помощью оборот отходов крайне трудно, противоречия будут очень велики. В частности, не до конца определены общественные отношения при использовании отходов добычи полезных ископаемых. Законодательное регулирование сильно осложняется тем, что сами юридические определения таких отходов и их классификации не отличаются однозначностью. На этот аспект уже многократно указывали авторы различных публикаций [9].
Термин «отходы недропользования» в прямом смысле слова законодательством не употребляется. Правда, есть альтернативный, более сложный термин, который введен в закон РФ «О недрах», принятый в феврале 1992 года [5]. Там говорится про «отходы добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств». Детализацией такого понятия авторы закона не озаботились. Зато их видам посвящен федеральный классификационный каталог отходов (или ФККО), который введен приказом общероссийской службы по надзору в сфере природопользования [10].
Каталог классифицирует объекты по категориям добычи. Например, выделяются побочные продукты вскрышных работ (с дополнительным подразделением), отходы добычи угля (разделяемые на те, которые получаются при открытой и шахтной системе добычи), а также отходы угольного обогащения. Часто в арктической зоне встречаются побочные вещества, появляющиеся при извлечении сырой нефти, газа, газового конденсата. ФККО также приводит следующее деление отходов:
• возникающие при извлечении и обогащении руд;
• связанные с оборотом песка, камня и глины;
• образующиеся в процессе получения минерального сырья для химической отрасли, включая выпуск минеральных удобрений;
• отходы добычи и обогащения солей калия;
• продукты, связанные с добычей остальных полезных ископаемых, не относящихся ни к одной из этих категорий;
• вещества, появляющиеся при прочих типах деятельности, обеспечивающих сам процесс добычи (в ходе геологоразведки, геофизических и геохимических изысканий, включая выбуренную породу) [11].
По мнению М.В. Пономарева, важным рубежом стал первый специализированный правовой акт, относящийся к коммерческой деятельности непосредственно в Арктике. Он регулирует прежде всего вопросы государственной поддержки этой деятельности. Принятый 13 июля 2020 года ФЗ №193 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» призван урегулировать комплекс правоотношений, обеспечить комплексное освоение и развитие социально-экономической сферы. Он посвящен также государственному регулированию природопользования и природоохранной деятельности. Но пока что сдвинуть подобную работу с мертвой точки не удалось [12].
Государство не может себе позволить роскошь сохранять неизменный облик экологической политики. Развитие техники, появление новых производственных объектов, а самое главное — изменение общественных запросов — препятствуют этому. Проблемы окружающей среды то возникают, то исчезают. Знания о планете Земля и ее отдельных районах обновляются благодаря поступательному процессу познания. Изменяется динамика экономических процессов, осваиваются одни участки территории и забываются другие. Национальные интересы также не остаются неизменными; неустойчиво, наконец, и отношение населения к тем или иным ценностям. Но адаптация экологических нормативов не означает, что они должны подстраиваться под любое свежее веяние и меняться по чьей-то воле неограниченно. Обязательно должно присутствовать стойкое ядро, предсказуемое начало. Если таких элементов нет, политика легко сбивается на ложные или сиюминутные цели. Отсутствие устойчивости и предсказуемости может привести к созданию ложных целей и неверных задач общественного развития, и спровоцировать в итоге деградацию [13].
Суммируя сказанное, можно заключить, что одна из базовых задач политики по развитию Арктики — это недопущение дальнейшего усугубления проблем в природной среде. Сложившаяся в ряде районов арктического сектора РФ система использования природных ресурсов, активное хозяйственное освоение, климатические особенности и низкая способность к восстановлению экосистем уже спровоцировали необратимые техногенные нарушения. Бесхозяйственное использование ресурсной базы дает лишние аргументы зарубежным странам и компаниям, призывающим передать эти богатства «всему человечеству». Разрешить описанные проблемы и исключить появление новых удастся лишь при условии создания высокоэффективных правовых механизмов. Поэтому крайне актуально сформировать единый комплекс правовых норм, позволяющий обеспечить географически ориентированное регулирование правоотношений, связанных с хозяйственным освоением региона [1].
Арктика — огромное чудесное пространство, до сих пор таящее много загадок. И в нашей стране, и в мире в целом она имеет колос-
сальное значение. Велика роль этого простора для будущих поколений. Планируя там любую хозяйственную деятельность, придется учитывать все сложности и нюансы. Чего стоят одни экстремальные параметры климата и природной среды, такие как стабильный ледовый покров и дрейфующие льдины. Промышленно освоены лишь незначительные разбросанные территории. Плотность населения очень низка, а живет оно далеко от ключевых индустриальных центров умеренного пояса. Обеспечить нормальную жизнь в этой местности можно только при стабильном подвозе ГСМ, продуктов и иных первоочередных грузов. Экосистемы, которые очень значимы для биологического равновесия и климата, очень чувствительны, они легко расстраиваются даже при слабом человеческом воздействии [3].
Успехом правового регулирования на территории Арктики в будущем намечается принятие арсенала федеральных законов. Но, с другой стороны, мы не можем расчленить отрасли права, эффективным подходом будет стратегическое решение государства для блага территориальной целостности России. Сильная страна зависит от здорового общества, поэтому правила поведения должны быть соблюдены.
Таким образом, если мы хотим развить хозяйственную деятельность на территории Арктики, субъекты права обязаны соблюдать экологическую безопасность. Вышеперечисленные правовые нормы сочетались и работали для блага населения. В лучшем случае, Арктическое право — это комплексная отрасль права, поэтому необходимо принять самостоятельный кодификационный акт.
Библиография:
1. Будникова Ю.Е. Проблемы государственно-правового регулирования освоения Арктической зоны РФ // Вестник Института мировых цивилизаций. 2020. Т. 11. № 1 (26). С. 102-106.
2. Баттахов П.П. Деятельность хозяйствующих субъектов в Арктической зоне России: перспективы развития // Право и государство: теория и практика. 2022. № 1 (205). С. 23-27.
3. Будникова Ю.Е. Правовые проблемы развития предпринимательства, основанного на использовании природных ресурсов в Арктической зоне Российской Федерации // В сборнике: Материалы научно-практической конференции и круглого стола "Арктика - территория устойчивого развития и сотрудничества" и круглого стола "Правовые проблемы социально-экономического и инновационного развития Арктического региона России". 2018. С. 210-214.
4. Баттахов П.П. Актуальные проблемы в использовании инвестиционных инструментов в Арктике // Аграрное и земельное право. 2022. № 6 (210). С. 9-13.
5. Федеральный закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" //Российская газета" от 5 мая 1992 г. № 102.
6. СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.
7. Бринчук М.М., Каспрова Ю.А. Арктика как специфический объект экологической безопасности //Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2021. Т. 31. № 2. С. 235-242.
8. Шамордин Р.О., Миркеримова Н.Ф. О критериях разграничения предметов правового регулирования законодательства об отходах производства и потребления и законодательства о недрах // Минеральные ресурсы России, № 2, 2019. С. 65-69.
9. Игнатьев Д.А. Правовой режим обращения с отходами, образующимися при пользовании недрами // Пробелы в российском законодательстве. Том XIII № 3, 2020. С. 96-106.
10. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (приказ зарегистрирован в Минюсте России 08.06.2017 № 47008). Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http://www.pravo.gov.ru, 13.06.2017.
11. Бесланеева, М. С. Отходы недропользования: подходы к определению / М. С. Бесланеева // Аграрное и земельное право. - 2021. - № 6(198). - С. 104110.
12. Пономарев М.В. Эколого-правовые проблемы обращения с отходами недропользования в Арктической зоне Российской Федерации // Журнал российского права. 2021. № 10. С. 143 - 156.
13. Краснова И.О. Правовая природа и система актов государственной экологической политики // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 1. С. 164
- 177.
References:
1. Budnikova Yu.E. Problems of state-legal regulation of the development of the Arctic zone of the Russian Federation//Bulletin of the Institute of World Civilizations.
2020. T. 11. № 1 (26). S. 102-106.
2. P.P. Battakhov Activity of economic entities in the Arctic zone of Russia: development prospects//Law and state: theory and practice. 2022. № 1 (205). S. 23-27.
3. Budnikova Yu.E. Legal problems of entrepreneurship development based on the use of natural resources in the Arctic zone of the Russian Federation//In the collection: Materials of the scientific and practical conference and round table "Arctic - the territory of sustainable development and cooperation" and round table "Legal problems of socioeconomic and innovative development of the Arctic region of Russia." 2018. S. 210-214.
4. Battakhov P.P. Actual problems in the use of investment instruments in the Arctic//Agricultural and land law. 2022. № 6 (210). S. 9-13.
5. Federal Law of the Russian Federation of February 21, 1992 N 2395-I "On Subsoil "//Rossiyskaya Gazeta of May 5, 1992 №. 102.
6. HCP RF. 1995. № 12. Art. 1024.
7. Brinchuk MM, Kasprova Yu.A. Arctic as a specific object of environmental safety//Bulletin of Udmurt University. Economics and Law Series. 2021. T. 31. № 2. S. 235242.
8. Shamordin R.O., Mirkerimova N.F. On the Criteria for Delineation of Subjects of Legal Regulation of Production and Consumption Waste Legislation and Subsoil Legislation/Mineral Resources of Russia, №. 2, 2019. S. 65-69.
9. Ignatiev D.A. Legal regime of waste management generated during subsoil use//Gaps in Russian legislation. Volume XIII No. 3, 2020. S. 96-106.
10. Order of Rosprirodnadzor dated 22.05.2017 №. 242 "On Approval of the Federal Classification Catalog of Waste" (the order is registered with the Ministry of Justice of Russia 08.06.2017 No. 47008). Official Internet portal of legal information//URL: http://www.pravo.gov.ru, 13.06.2017.
11. Beslaneeva, M. S. Waste of subsoil use: approaches to determination/M. S. Beslaneeva//Agrarian and land law. - 2021. - № 6(198). - S. 104-110.
12. Ponomarev M.V. Environmental and legal problems of management of subsoil use waste in the Arctic zone of the Russian Federation/Journal of Russian Law.
2021. № 10. S. 143-156.
13. Krasnova I.O. Legal nature and the system of acts of state environmental policy//Actual problems of Russian law. 2022. № 1. S. 164-177.