Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / ЭКОЛОГИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / КОДИФИКАЦИОННЫЙ АКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баттахов Петр Петрович

В статье рассматривается понятие правового регулирования социально-экономических отношений в Арктической зоне в качестве регулятора социального и экономического прогресса общества. В данном случае правовое регулирование создает благоприятные условия и позволяет защитить права коренных малочисленных северных народов, т.е. местного населения, которое на постоянной основе проживает в Арктических зоне. Отдельно на основе данного понятие рассматривается развитие экономики и социальной сферы арктического блока в целом. Исследуются основные стратегические направления развития Арктики и действующая нормативная база РФ. Автор предлагает решение вопросов, касающихся социальноэкономической проблем Арктики, через принятие комплексных концепций и нормативно-правовых актов. Основным выводом работы является усовершенствование нормативно-правовой базы посредством принятия отдельного кодифицированного акта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF SOCIO-ECONOMIC RELATIONS IN THE ARCTIC ZONE

The article considers the concept of legal regulation of socio-economic relations in the Arctic zone as the regulator of social and economic progress of society. In this case, legal regulation creates favourable conditions and protects the rights of small indigenous northern peoples, that is, the local population, who live permanently in the Arctic zone. Separately, on the basis of this concept, the development of the economy and social sphere of the Arctic bloc as a whole is considered. The main strategic directions for the development of the Arctic and the current regulatory framework of the Russian Federation are being investigated. The author proposes to solve issues related to the socioeconomic problems of the Arctic through the adoption of comprehensive concepts and regulatory legal acts. The main conclusion of the work is to improve the regulatory framework through the adoption of a separate codified act.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 1(193)

DOI 10.47643/1815-1337_2021_1_62

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ LEGAL REGULATION OF SOCIO-ECONOMIC RELATIONS IN THE ARCTIC ZONE БАТТАХОВ Петр Петрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). E-mail: Battakhov@mail.ru

BATTAKHOV Petr Petrovich,

Ph.D., senior research fellow in the business and corporate law sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. E-mail: Battakhov@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматривается понятие правового регулирования социально-экономических отношений в Арктической зоне в качестве регулятора социального и экономического прогресса общества. В данном случае правовое регулирование создает благоприятные условия и позволяет защитить права коренных малочисленных северных народов, т.е. местного населения, которое на постоянной основе проживает в Арктических зоне. Отдельно на основе данного понятие рассматривается развитие экономики и социальной сферы арктического блока в целом. Исследуются основные стратегические направления развития Арктики и действующая нормативная база РФ. Автор предлагает решение вопросов, касающихся социально-экономической проблем Арктики, через принятие комплексных концепций и нормативно-правовых актов. Основным выводом работы является усовершенствование нормативно-правовой базы посредством принятия отдельного кодифицированного акта.

Abstract: the article considers the concept of legal regulation of socio-economic relations in the Arctic zone as the regulator of social and economic progress of society. In this case, legal regulation creates favourable conditions and protects the rights of small indigenous northern peoples, that is, the local population, who live permanently in the Arctic zone. Separately, on the basis of this concept, the development of the economy and social sphere of the Arctic bloc as a whole is considered. The main strategic directions for the development of the Arctic and the current regulatory framework of the Russian Federation are being investigated. The author proposes to solve issues related to the socioeconomic problems of the Arctic through the adoption of comprehensive concepts and regulatory legal acts. The main conclusion of the work is to improve the regulatory framework through the adoption of a separate codified act.

Ключевые слова: Арктика, природные ресурсы, нормативно-правовой акт, экология, предпринимательская деятельность, коренные народы, кодификационный акт.

Keywords: Arctic, natural resources, legal instrument, ecology, business, indigenous peoples, codification act.

Дата направления статьи в редакцию: 15.01.2021

Главные полярные регионы нашей планеты — Арктика, которая примыкает к Северному полюсу, и Антарктика, примыкающая к Южному полюсу, находятся под большой климатической угрозой из-за глобального потепления. Многие исследователи, активно исследуя эти регионы, часто забывают сохранять экосистему Арктики и Антарктики в сохранности [1].

На данный момент Арктика является единственным нетронутым местом, где есть много «черного золота», куда большинство исследователей в мире направляются, чтобы решать множество проблем в сфере энергетики. Для Российской Федерации арктическая среда характеризуется её природно-ресурсными, историческими и геополитическими возможностями [2].

Арктический регион очень богат природными ресурсами, которые в дополнение к этому все еще плохо изучены и практически не освоены. Именно поэтому Арктика выполняет роль своеобразной "подушки безопасности" и резерва для социально-экономического развития России. Здесь подразумеваются значительные запасы углеводородов, рыбные запасы, территории, обеспечивающие возможность прокладки и эксплуатации транспортных маршрутов.

Сегодня Арктика является главным источников добычи кобальта, никеля, платины и меди для РФ. В освоенной местности России запасы начинают истощаться. Кроме того, с распадом Советского Союза Российская Федерация потеряла большинство крупных источников природных ресурсов. Именно поэтому в ближайшее время проблема расширения добычи полезных ископаемых в арктической зоне будет одной из самых актуальных задач. На севере страны имеются залежи 90% никеля, 67% лесных ресурсов, 87% рыбы и более 95% алмазов. Кроме того, там хранятся основные запасы золота, серебра и редкоземельных элементов [3].

Не следует забывать и о коренных народах, живущих в Арктике, которые являются носителями уникального опыта выживания в экстремальных погодных условиях. В этом регионе, несмотря на суровые условия, проживают многочисленные народы России. Несмотря на жестокость этого уголка планеты, здесь проживают представители многих народов России. Уровень жизни проживающих в Арктике людей значительно ниже, чем в других регионах России. По этой причине важно разработать и принять НПА, которые будут работать на стратегическое развитие региона на местах. Для этого требуются высококвалифицированные кадры и современные технологические разработки. Все проблемы, касающиеся правового урегулирования хозяйственной деятельности в Арктике крайне важные. Добыча полезных ископаемых в Арктике - важнейшая тема государственной политики. Уникальные характеристики региона развиваются по разным направлениям: стратегическим, геополитическим, природным и географическим. Важно всестороннее развитие разной деятельности в регионе, а также усиление развития в Арктической зоне и освоение местных природных богатств [4]. Это прослеживается в тенденции принятия законов и актов на государственном уровне.

Функционирование права на территории Арктики регламентируется различными международными актами (в пример можно привести декларацию Арктического совета). Также на правовую сферу влияют и законы самих арктических государств, однако лишь на территории той страны, где и действуют определенные нормы. Так, в РФ работает Указ ПВС СССР от 26.11.84 года «Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью СССР»[5].

Среди последних нормативных актов в пользу арктических регионов можно отметить, например, нормативный акт Президента РФ в рамках Указа о программе развития арктической части РФ и укрепления национальной безопасности до 2035 года. [6]. В этом акте выделяется важность развития Арктики. Первый нормативный акт, регламентирующий общую концепцию развития Арктики, был принят Норвегией 1 декабря 2006 г. и получил название "Стратегия Норвегии". Затем многие другие государства, не входящие в Арктику, такие как Италия, ФРГ, Великобритания, Польша, КНР, Япония и Сингапур, издали свои собственные нормативные акты, касающиеся Арктики. Стратегический документ Европейского Союза появился не так давно. Порой ставился вопрос о необходимости использования совместных усилий России и других стран мира в освоении и применении Арктики. Однако, прежде всего, вопросы арктической зоны на международном уровне решаются арктическими государствами — Россией, Канадой, Данией, Америкой, Норвегией, Исландией, Финляндией и Швецией [4].

Основными темами обсуждения являются вопросы сохранения, защиты и безопасной эксплуатации арктической среды с целью предотвращения ущерба арктической флоре и фауне. Также решаются проблемы антропогенной природы. В основе политики РФ в Арктическом регионе лежат принципы суверенного равенства государств, нерушимости государственной территории, взаимовыгодного диалога между странами.

Стоит начать с того, что разработка природных ресурсов на арктической территории имеет конкретные отличия, касающиеся сложности разработки с позиции экологии. В тяжелейших природных условиях увеличивается вероятность возникновения различных аварийных ситуаций. Присутствует проблематика, касающаяся эффективного устранения последствий разлива нефти. Все осложняется большим количеством штормов, сопровождающихся сильным туманом, большим слоем льда, а также высокими волнами. Если аварийная ситуация происходит в полярную ночь, которая может длиться несколько месяцев, то все работы по ликвидации последствий необходимо будет проводить в темноте. Другая опасность касается возможных столкновений с айсбергами. Подобные ситуации могут стать серьезными препятствиями для дальнейшего функционирования нефтяной платформы.

Список современных проблем и задач развития Арктического региона в стратегическом отношении:

Во - первых, разработка законодательных актов с учетом особенностей климата Арктики. Для того чтобы обеспечить комфортную жизнь, должно быть обеспечено санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Для этого важно преобразовывать больницы и другие разновидности медучреждений. Самой актуальной и острой задачей в системе здравоохранения является нехватка высококвалифицированных специалистов, а также медикаментов, поставка которых затруднена из-за слаборазвитой цепочки поставок в регионе. Эпидемия коронавируса только негативно воздействует на обстоятельства в обществе. Несмотря на холодную погоду, даже летом количество больных коронавирусом увеличивалось, как это происходило в остальных регионах РФ. Это говорит о то, что обстановка для вируса благоприятная. Впоследствии уровень медицины в регионе должен улучшаться.

Во - вторых, предоставление качественной медицинской помощи с целью сокращения нехватки персонала. В суровом арктическом климате важным нерешенным вопросом является поддержание высокого уровня здоровья людей. Поэтому существует госпрограмма "Земский врач", в рамках которой медицинские работники получают бесплатное жилье и деньги в случае, если доктор решит переехать и работать в удаленных северных районах государства. В указе есть все, что требуется для поддержки медработников.

В - третьих, обеспечение качественной системы поставки продуктов питания и горючего в отдаленные от материка регионы. Одной из главных причин оттока населения из Северных регионов является слабое обеспечение населения жизненно необходимыми товарами [4], такими как топливо, продовольствие и многое другое. Необходимо разработать комплексные методы, которые позволят сформировать систему поставки всех жизненно необходимых ресурсов для привлечения большего количества специалистов на данные территории.

В - четвертых, понимание значимости Северного морского пути как важного транспортного коридора глобального значения. В Северном море разрешены перевозки грузов за границей, а условия современного климата делают морские перевозки наиболее выгодными для формирования прибыли экономик различных стран мира. Однако систематическое потребление арктических акваторий может привести к невосполнимому урону для региона, в результате чего тают ледники, повышается уровень Мирового океана. Во избежание негативных последствий в регионе должны проводиться объединенные научные изыскания.

В - пятых, одной из главных нерешенных проблем развития региона является дефицит высококвалифицированных специалистов, который формируется из-за несоответствия уровня среднего профессионального и высшего образования уровню знаний, необходимых для текущего активного развития социально-экономической сферы. Большинство вузов региона активно выпускают непрофильных специалистов, что ведет к дефициту кадров по всем рабочим профессиям, таким как инженер, тракторист, автомобилист,

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 1(193)

специалист по информационным технологиям. В то же время именно работающие специалисты пользуются наибольшим спросом в Арктике. Другой важный вопрос в области образования — проблемы коренных народов. Их можно оставить вне развития, если их молодежь не получит должного образования, и, следовательно, все добывающие предприятия будут вовлечены в горнодобывающую деятельность с использованием инновационных технологий, не вовлекая в этот процесс местное население. Поэтому становится чрезвычайно важным отредактировать стратегический указ главы РФ по введению образовательных направлений специально для обучения коренных народов, — это позволит им получать образование на равных условиях со всеми остальными [7]. Для этого нужно открыть и обеспечить финансирование новых образовательных программ, а также учебных заведений любого уровня.

В-шестых, обеспечение сохранения национального и исторического культурного наследия, и его продвижения. Чрезвычайно важно сохранение всех компонентов самобытной культуры малочисленных народов Крайнего Севера. Данная инициатива начинает развиваться на государственном уровне для обеспечения самых благоприятных обстоятельств для местного общества. Одним из важных нерешенных вопросов является то, что коренные малочисленные народы мало изучают культуру и историю развития своего народа. Очень важно сохранить традиционную культуру местных коренных народов, потому что только она отражает историю развития человека в суровых условиях арктического региона.

В - седьмых, обеспечение системы поставок продовольствия и топлива в удаленные регионы. Одной из основных причин, из-за которых происходит отток населения из северных областей страны является недостаточное обеспечение населения жизненно необходимыми товарами: продовольственные изделия, топливо и т. д [4]. Важной задачей, в связи с этим, является использование комплексных способов, формирующих систему обеспечения всех жизненно необходимых ресурсов в целях привлечения большего количества специалистов на данные территории.

Важно внести коррективы в ФЗ «О развитии предпринимательства в РФ». Для того чтобы стать социальным предприятием, организация должна включить в свой перечень субъекты, использующих обязательное трудоустройство на своем социальном предприятии. Данное требование распространяется и на коренные народы Крайнего Севера. Актуальное направление даст импульс развитию общества и занятости коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в отдельных регионах России. Для развития российского предпринимательства принят Федеральный закон от 13 июля 2020 г. "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктическом регионе РФ"[4]. В данном законе есть множество неразрешенных вопросов для получения гос. поддержки или для возможности становления резидентом этого проекта. Заявитель проекта должен соответствовать нескольким критериям, таким как обязательство иметь собственность и деньги. В конце концов, коренные народы Арктики не имеют таких преимуществ по сравнению с приезжими. По этой причине на государственном уровне важно поддержать начинающих предпринимателей, которые не имеют первоначальных финансовых вложений. В Арктике в его недрах находятся все элементы из таблицы Менделеева, кроме того, здесь уже осуществляется добыча каждого элемента. Но при этом одним из главнейших минералов является углеводород, имеющий важное значение в стратегическом плане. К сожалению, в последующем Российская Федерация будет только повышать степень добычи углеводородов на Крайнем Севере, чтобы государство могло обеспечивать себя с/х изделиями и товарами первой необходимости в независимости от остальных стран мира. Следовательно, каждый субъект государства должен иметь возможность производить товары первой необходимости для всех доступных секторов экономики РФ. На этом этапе существует 3 НПА, которые осуществляют регулирование правоотношений коренных народов Крайнего Севера, а также Сибири и Дальнего Востока: «Об обеспечении гарантий прав коренных малочисленных народов РФ»., - «О принципах организации общин коренных малочисленных народов РФ» - «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов РФ» [4]. В Российской Арктике проживает 19 коренных малочисленных народов. Общее число относящихся к ним территорий ежегодно сокращается по причине развития технологий, а также неуклонного загрязнения заселенных территорий. В связи с общим оттоком населения численность коренного населения быстро снижается, по статистике отток населения снижается ежегодно. Главной причиной данной проблемы является безработица, её уровень снижается очень медленно. Однако коренные народы обязаны жить на территориях своих предков, и никто не имеет права их забирать. Для закрепления этих норм существуют специальные международные соглашения и законодательные акты государства, которые развивают и инвестируют ресурсы в имеющийся человеческий ресурс. Важным вопросом в последние годы является экологическая компонента региона. Горнодобывающие компании несут ответственность за большое количество техногенных аварий, которые существенно усугубили ситуацию в регионе. Последняя глобальная авария произошла в Красноярском крае, где в результате деятельности одной из промышленных компаний, а также недостаточных мер безопасности был нанесен значительный ущерб окружающей среде. Один случай в прошлом показал, что ужесточение санкций в уголовном, административном и гражданском кодексах для коммерческих организаций и должностных лиц имеет очень большое значение. Кроме того, необходимо внести изменения в федеральные, региональные и муниципальные законодательные акты для ужесточения контроля за нарушениями. Сейчас в России нет ни одной организации по контролю за состоянием окружающей среды, и, как следствие, много катастроф в глобальном масштабе. Государство не позволяет иностранным и международным аккредитованным контролирующим организациям вмешиваться. Поэтому важно ввести в

законодательство соответствующие меры контроля для защиты арктической экосистемы. Арктика является чрезвычайно привлекательным регионом для инвесторов. Большинство отечественных и зарубежных инвесторов полностью готовы к вложению денег в арктические проекты, потому что они крайне важные. Но для налаживания безопасной и легальной деятельности всех арктических стран требуется государственная гарантия. Российская Федерация должна заинтересовать остальные государства и потенциальных инвесторов в том, чтобы они действовали в качестве менеджеров, которые будут брать на себя важную задачу по освоению Арктического региона в соответствии с инвестиционными планами. В настоящее время продвигается идея создания международного фонда развития Арктики под председательством Российской Федерации. Согласованные действия и своевременные инвестиции — две предпосылки технологического развития современной Арктики. Основной целью этого фонда является развитие циркумполярной цивилизации. Освоение Арктического региона предполагает создание новейшей инфраструктуры, развитие образовательной сферы, научно-технической деятельности, освоение природных ресурсов, а также развитие промышленности с учетом интересов малочисленных народов. После ввода в действие ФЗ по проблемам охоты, сохранения охотничьих ресурсов, внесения корректировок в отдельные законодательные юридические положения Российской Федерации [4], к ФЗ «О рыбном промысле и сохранении водных биоресурсов» были введены ограничения на охоту, обеспечивающие традиционный уклад жизни малочисленных народов.

Однако порядок предоставления охотничьих хозяйств был изменен, и теперь они предоставляются только в рамках аукциона. Это ухудшило жизнь населения, поскольку рыба является основным продуктом питания на Севере, а другие продукты поставляются в небольших количествах и ненадлежащего качества. Это ведет не только к нарушению права коренных народов на культурное наследие, но и к снижению уровня их жизни, поскольку охота и рыбная ловля являются для них основным источником средств к существованию. Ограничения охоты приводят к попранию прав представителей коренного населения Севера. В рамках действующего законодательства РФ должно быть гарантировано экономическое развитие территорий Арктики, защищены права коренных народов, проживающих на этих территориях, в контексте активного индустриального развития региона. Чтобы избежать быстрого истощения ресурсов Арктики, все субъекты Российской Федерации должны развиваться параллельно, чтобы все отрасли экономики могли развиваться на равноправных принципах. Это обеспечит сохранение значительных запасов сырья для будущих поколений Российской Федерации. Следовательно, в интересах стратегического развития арктических регионов, обеспечения и безопасности национальной безопасности необходимо развивать правовые институты. В ближайшие годы для разработки и принятия всеобъемлющего правового акта "Арктический кодекс России", в будущем будут регулироваться все правовые отношения в Арктике. Несомненно, успехи в правовых аспектах приведут к развитию арктических зон Российской Федерации [4].

Библиография:

1. Колтаков А., Панкова В. Некоторые вопросы правового регулирования окружающей среды Арктики и Антарктики // Океанский менеджмент. 2018. № 2(3). С.30-33.

2. Ликвидация чрезвычайных ситуаций и создание в арктической зоне Дальневосточного федерального округа специальных поисково-спасательных мероприятий: Материалы международной конференции «Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике, включая вопросы аварийных разливов нефти»., 20- 22 августа 2013 г.Москва / редкол.: И.В. Платоненко. - Москва: фГбУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013. - C. 70-77.

3. Попова Надежда. Золотая лихорадка на полюсе холода. Аргументы Недели. 2007, № 30 (64), 26 июля, http://www.argumenti.ru/publications/4205 (последнее посещение - 15 апреля 2009 г.).

4. Баттахов П.П. Особенности правового регулирования современной Арктики // Экономические исследования и разработки: научно исследовательский электронный журнал. - 2020. № 11. - С. 35-42.

5. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2020 года, утв. Президентом РФ 08.02.2013 // URL: www.government.ru (дата обращения: 20.02.2013).

5. Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 октября 2020 г. N 0001202010260033, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 ноября 2020 г. N 44 ст. 6970.

6. Собрание законодательства РФ 30.07.2007, №31. Ст.4006.

References (transliterated):

1. Koltakov A., Pankova V. Nekotorye voprosy pravovogo regulirovaniya okruzhayushchej sredy Arktiki i Antarktiki // Okeanskij menedzhment. 2018. № 2(3). S.30-33.

2. Likvidaciya chrezvychajnyh situacij i sozdanie v arkticheskoj zone Dal'nevostochnogo federal'nogo okruga special'nyh poiskovo-spasatel'nyh meropriyatij: Materialy mezhdunarodnoj konferencii «Problemy preduprezhdeniya i likvidacii chrezvychajnyh situacij v Arktike, vklyuchaya voprosy avarijnyh razlivov nefti»., 20- 22 avgusta 2013 g.Moskva / redkol.: I.V. Platonenko. - Moskva: FGBU VNII GOCHS (FC), 2013. - C. 70-77.

3. Popova Nadezhda. Zolotaya lihoradka na polyuse holoda. Argumenty Nedeli. 2007, № 30 (64), 26 iyulya, http://www.argumenti.ru/publications/4205 (poslednee poseshchenie - 15 aprelya 2009 g.).

4. Battahov P.P. Osobennosti pravovogo regulirovaniya sovremennoj Arktiki // Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki: nauchno issledovatel'skij elektronnyj zhurnal. - 2020. № 11. - S. 35-42.

5. Strategiya razvitiya Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii i obespecheniya nacional'noj bezopasnosti do 2020 goda, utv. Prezidentom RF 08.02.2013 // URL: www.government.ru (data obrashcheniya: 20.02.2013).

5. Oficial'nom internet-portale pravovoj informacii" (www.pravo.gov.ru) 26 oktyabrya 2020 g. N 0001202010260033, v Sobranii zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 2 noyabrya 2020 g. N 44 st. 6970.

6. Sobranie zakonodatel'stva RF 30.07.2007, №31. St.4006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.