Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
DOI 10.47643/1815-1337_2021_9_6
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION
БАТТАХОВ Петр Петрович,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: [email protected]
BATTAKHOV Petr Petrovich,
Ph.D., senior research fellow in the business and corporate law sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., Moscow, 119019, Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассматривается понятие нового направления предпринимательской деятельности - социального предпринимательства в Арктической зоне Российской Федерации. Исследованы пути развития и проблемы правового регулирования социальных предприятий, осуществляющих деятельность в российской Арктике. Проведен анализ ключевых федеральных и региональных нормативных правовых актов по развитию сферы предпринимательства и социальных прав граждан Арктической зоны России. Для расширения социального предпринимательства в Арктической зоне предложено внести ряд существенных изменений по инвестиционной части в федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Abstract: The article considers the concept of a new direction of entrepreneurial activity - social entrepreneurship in the Arctic zone of the Russian Federation. Ways of development and problems of legal regulation of social enterprises operating in the Russian Arctic have been investigated. An analysis of key federal and regional regulatory legal acts on the development of the sphere of entrepreneurship and social rights of citizens of the Arctic zone of Russia was carried out. To expand social entrepreneurship in the Arctic zone, it was proposed to make a number of significant changes in the investment part of the federal law dated 24.07.2007 No. 209-FZ "On the Development of Small and Medium-Sized Enterprises in the Russian Federation."
Ключевые слова: Арктическая зона, предпринимательская деятельность, социальный блок, бизнес модель, территория, государственный рычаг, экономика.
Keywords: Arctic zone, entrepreneurial activity, social block, business model, territory, state leverage, economy.
Дата направления статьи в редакцию: 29.08.2021
Дата публикации: 30.09.2021
Российская зона Арктики имеет большой потенциал для новых научных исследований и прорывных направлений общественного развития. В России Арктическая зона является самой значимой частью территории страны. На территории Арктики проживают разные народы Российской Федерации, в том числе коренные исконные народы Севера. На данной территории обитают разные животные, многие из которых встречаются только в Арктической зоне. На шельфе Северного Ледовитого океана и прилегающих территориях залегает огромный запас полезных ископаемых, на территории Арктики стратегические компании России ведут хозяйственную деятельность. Самым значимым на долгие годы ресурсом являются углеводороды, ученые предполагают, что разведанных запасов природного газа в России хватит на сто лет. Бюджетообразующая зона имеет большой потенциал для развития социального предпринимательства на местах. Помимо крупного, среднего и малого бизнеса необходимо развивать новое направление для решения социальных проблемных вопросов и вывести на высокий уровень другие направления. В масштабе России следует начать развитие социального бизнеса именно с Арктической территории. Поскольку в Арктической зоне без регулирования правовых норм действуют разные социальные проекты, требуется внести изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», расширяющие возможности для развития социального предпринимательства. В данное время для развития новых направлений играет большую роль человеческий фактор. Социальное предпринимательство в арктической территории России только тогда динамично будет развиваться, если данное направление будет реализоваться на практике без ущемлений прав коренных народов Севера. В целом, развитие социального предпринимателя даст большой толчок усовершенствованию законодательства хозяйствующих субъектов страны. На сегодняшний день начинается научное исследование в области арктического социального предпринимательства как основного нового вида предпринимательской деятельности. Нам необходимо исследовать социальное предпринимательство как комплексный институт предпринимательского и социального права.
В первой половине XXI столетия Арктика явно выдвигается на передовые позиции как объект всестороннего научного интереса для ученых разных стран. Вместе с тем возрастает глобальная роль этого обширного региона в социальной, политической, экономической, правовой, экологической и иных сферах жизни обитателей нашей планеты. Как известно, в марте 2020 года глава Российского государства Владимир Путин подписал Указ, закрепивший, наряду с первоочередными интересами РФ, государственные обязательства обеспечить достойный уровень жизни россиян, населяющих Заполярье. Этот документ также декларировал стремление всесторонне развивать арктические пространства путем рационального их использования в качестве стратегической ресурсной базы ускоренного экономического роста России[1].
Арктический регион - это сочетание условий, требующих инновационного развития, прироста инновационного потенциала хозяйствующих субъектов, естественным образом нуждающихся в развитии современного бизнеса. Для того чтобы местный бизнес оказался успешным, за
Полярным кругом требуется специфическая форма его организации - арктическая.
Среди характерных черт арктического предпринимательства можно обозначить следующие: трансформация по форме; социальные функции; насыщенность инновациями.
Говоря о перспективном развитии заполярного российского бизнеса, есть смысл обозначить две вероятные альтернативы:
- конвейерный формат, выдающий преимущественно массовую продукцию;
- качественный формат, производящий уникальную, высококачественную продукцию.
Дальнейшее развитие, а также изучение региона связывается с масштабными государственными программами, реализаторами которых становятся лидирующие отечественные компании, корпорации и их объединения. Среди первоочередных плюсов предпринимательства следует отметить, что оно более мобильно, нежели госструктуры. Бизнес в состоянии более глубоко и оперативно адаптировать промышленные технологии к местной специфике. Характерная особенность ведения дел в нашей стране такова, что задачи полного цикла освоения природных ресурсов решаются самостоятельно корпорациями соответствующего профиля. Это типично для государств с тонкой институциональной структурой: невысокая степень доверия между участвующими в процессе организациями вынуждает крупных игроков собственными силами решать все сопутствующие организационно-технические проблемы, не давая свободы роста местному бизнесу. При этом большие зарплаты и дивиденды сотрудников крупных компаний мешают развиваться региональному предпринимательству, поскольку предприниматели охотнее предпочтут доходную должность в такой корпорации риску и неопределенности самостоятельного ведения дел. На фоне нестабильной ситуации в мировой экономике с явными признаками системного кризиса времена сверхкрупных организаций уступают место поре менее масштабного, но более гибкого регионального бизнеса. Перспектива преобразования арктического региона России находит отражение именно в развитии местного предпринимательства [2].
К сожалению, предпринимательская деятельность в России с 2014 года медленно развивается, особенно малый и средний бизнес. Порой доходы от хозяйственной деятельности не могут покрыть расходы с учетом действующей в стране инфляции. Во время мирового кризиса нам необходимо кардинально поменять политику развития хозяйственной деятельности именно новых направлений предпринимательской деятельности с участием государства. В связи со сложной экономической ситуацией на рынке нужно поддержать институт предпринимательского права - социальное предпринимательство, как универсального нового вида, поскольку данная деятельность решает широкий круг социальных и предпринимательских вопросов.
Социальное предпринимательство в Арктической зоне России - это новое направление, которое дает взаимовыгодный союз двух субъектов отношений. Государство и хозяйствующий субъект объединяют интересные проекты и экономическая выгода, данные субъекты своими усилиями решают поставленные социальные задачи для населения и реализуют амбиционные предпринимательские направления для получения систематических доходов от реализации проектов. В настоящее время партнерские отношения помогут выйти обеим сторонам из большой кризисной ямы. Новое направление даст решение социальных вопросов в стране и развитие предпринимательских отношений при усилиях всех заинтересованных сторон. Считаю, что драйвером будущего развития общества в Арктической зоне России станет инвестиция на людей.
Правовая база в РФ трактует предпринимательство как занятие, цель которого - достигать общественно полезные цели, помогающие решать общественные задачи и проблемы населения страны. Оно регламентируется согласно формулировкам первой части статьи ФЗ от 24.06.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - ФЗ №209). При этом у специалистов в области бизнес-права есть несколько вопросов к данной правовой норме [3]. В центральной части России благодаря инициативным людям реализуется очень важный проект, но имеется ряд вопросов в нормативных правовых актах.
Крупный бизнес и социальное предпринимательство в Заполярье развиваются в весьма непростых условиях. К ним относится, в первую очередь, суровый климат, недоразвитая транспортная сеть, население на севере проживает крайне неравномерно, все виды поставок в этот регион обходятся дорого, что сказывается на их местной цене, и даже стандартные жилищно-бытовые условия там - тоже непростой и недешевый вопрос. При этом законы нашей страны практически не предусматривают компенсаций за все эти добавочные траты. Кроме того, трудности в Арктике проистекают из недостаточно проработанной институциональной основы социального предпринимательства и недоразвитой инфраструктуры для его поддержки. Социально ориентированный бизнес в российском Заполярье совершенно иной, нежели в большинстве прочих регионов. Мало того, сам ассортимент социальных товаров и сервисов на севере заметно разнится от соответствующих перечней в российской средней полосе или на юге. Поэтому зачастую характерное свободное предпринимательство, например, для центральной России, в арктических условиях принимает вид социально необходимой деятельности. В частности, это относится к транспортировке товаров и к обеспечению сервисов первой необходимости в районах со слаборазвитой инфраструктурой, к услугам связи - почте, интернету, мобильной связи в районах Крайнего Севера. Сюда же можно отнести здравоохранение и медицину, особенно в отношении уязвимых групп населения (пенсионеры, люди с ограничениями, несовершеннолетние и т.п.), а также образование, услуги культурно-спортивной сферы [4].
Социальный блок развивается медленно несмотря на то, что из-за экономических трудностей в России в последние годы многие проживающие на Арктических территориях России жители стали безработными. Самостоятельно без помощи государства жителям невозможно поднять на такой территории социальные направления. С другой стороны, появляются разные вопросы на уровне субъектов, ключевым из которых для местных жителей стоит задача самим гражданам Арктики изменить представление картины мира, то есть в кратчайшие сроки отказаться от иждивенческого подхода к жизни. Выжидание в глобальном мире недопустимо, чтобы успеть за быстрыми переменами, России следует в Арктической зоне развиваться быстрыми темпами с помощью государственных программ. Для начала развития предпринимательских отношений и становления социального предпринимательства на Севере государство обязано поддержать хозяйствующих субъектов по разным направлени-
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 9(201)
ям и развивать их хозяйственную деятельность.
Предпринимательская деятельность в Арктической зоне кардинально отличается от хозяйственной деятельности в других субъектах страны. Основные причины отличий:
1. Отдаленность (расстояние) - самый главный фактор, влияющий на развитие хозяйственной деятельности, из-за которого товары обходятся покупателям в два раза дороже;
2. Температура (погодные условия) - из-за климатических условий предпринимательская деятельность осуществляется в основном в теплых отапливаемых помещениях, в результате себестоимость сырья и товаров выходит в три раза выше, чем центральной России;
3. Транспортная схема - перевозка товаров дорогая из-за особенностей северного завоза, большим неудобством является то, что доставка некоторых товаров в удаленные и труднодоступные районы осуществляется лишь в летнее время.
К сожалению, более десяти лет наблюдается на практике, что искусственно созданные государством хозяйствующие субъекты функционируют только определенное время, а в последующем не могут получить доход и вывести бизнес на прибыльный путь и в последствии обанкротятся. В настоящее время следует нужно изменить политику помощи бизнесу со стороны государства. Для этого требуется на паритетной основе создавать такие коммерческие компании как социальные предприятия. Данная модель бизнеса подходит на Арктической территории, северные люди испокон веков поддерживают друг друга во всех отношениях и в новых начинаниях. В Арктической зоне ни один человек не выживет в одиночку, и, соответственно, без государственной поддержки ни одна организация не может существовать. Страна должна понимать, что на первом месте всегда стоит человек, который живет в Арктике. Если гражданин России чувствует себя в таких условиях комфортно, то будут развиваться все институты, в том числе и предпринимательская деятельность как один из важнейших для благополучия экономики страны институтов. Поэтому сочетание таких институтов в дальнейшем даст большой толчок развитию Арктической зоны Российской Федерации.
Арктический малый и средний бизнес основан на традиционной хозяйственной деятельности, и, хотя на практике встречается много проблем, новая модель бизнеса подходит для Арктической зоны России. Каждому предпринимателю в Арктике реализовать на рынке товар по выгодным ценам невозможно, поэтому государство обязано половину стоимости продукции возместить в пользу покупателей, либо обеспечить горюче - смазочными материалами для удешевления перевозки товаров и снижения себестоимости при реализации. Большинство субъектов бизнеса в течении девяти месяцев находятся в теплых помещениях для реализации хозяйственной деятельности, содержать такие объекты накладно, потому нужна государственная поддержка. В итоге из-за высокой себестоимости товары втридорога выходят покупателям, вот и простой математический показатель в Арктической зоне России. В последние годы в арктической зоне одной из острых проблем является безработица, из-за которой каждый год отток населения из Арктической зоны России увеличивается. Данные проблемы можно решить только в тандеме государства с хозяйствующими субъектами, без правовой и экономической поддержки на уровне федеральных властей не справиться с проблемой. Поэтому необходимо поддержать в Арктической зоне новое направление - социальное предпринимательство.
Важным моментом является время после того, когда физическое лицо зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя или хозяйствующего субъекта и сразу после регистрации хочет пройти процедуру получения статуса социального предпринимателя. В первые три года вновь созданным социальным организациям нужна широкая государственная поддержка по всем экономическим отношениям. Поэтому предлагаем изменить Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» по части инвестиционных направлений. Дальнейшее развитие социального предпринимательства в масштабах Арктической зоны России существенно замедлится без выделения в безвозмездное пользование нежилых помещений, без государственных инфраструктурных объектов и денежных вложений.
Как утверждает О.А. Павлова, есть объективная необходимость обдумать правовое обеспечение помощи тем, кто открывает новый бизнес в Арктике. Далеко не у каждого из местных начинающих бизнесменов достаточно денежных средств для реализации своего проекта, и в первую очередь это относится к коренному населению. Предлагаемые меры правового регулирования станут несомненным стимулом развития предпринимательства в российском Заполярье, что полностью соответствует принятому государством стратегическому планированию развития северных территорий Российской Федерации [5].
Статья 3 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» определяет субъекты малого и среднего предпринимательства. В данную категорию включены хозяйствующие субъекты (юрлица и ИП). Согласно вышеуказанному ФЗ, они относятся к малым предприятиям, микропредприятиям и средним предприятиям, информация о которых содержится в общем реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
В России действуют 3 федеральных законодательных акта, на основе которых реализуется государственная политика в Арктике:
-Основы государственной политики в Арктике на период до 2020 г.;
-Стратегия развития арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.;
-Государственная программа РФ Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до2035 года.
При этом в вышеперечисленных актах полностью игнорируется необходимость учитывать особенности ведения бизнеса в условиях Севера, ничего не говорится и о законодательном регулировании такого рода деятельности. Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: назрела необходимость выделить из всеобъемлющего обозначения «предпринимательство» более узкую категорию «арктическое предпринимательство» [6].
Социальное предпринимательство как юридическое лицо преобразуется из малого и среднего предпринимательства, поэтому необходимо на местах поддержать вышеуказанные направления. Для ускоренного развития предпринимательства в Арктической зоне имеется специальный федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 193-Ф3 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»[7]. Малое и среднее предпринимательство в этом регионе - особая разновидность экономической активности, развиваемой в обстоятельствах сложных климатических и социальных условий. Оно является отражением устремленности граждан РФ к реализации собственных предпринимательских способностей, к воплощению своих творческих замыслов, к обоснованному риску и к широкому внедрению инноваций. Малый и средний бизнес на российском севере развивается недостаточно активно ввиду изобилия природных и рукотворных препятствий. При этом он уже сегодня привносит заметную лепту в появление новых рабочих вакансий, в динамику и гибкость бизнеса, в обновление экономики края [S].
Очевидно, что суровость арктического климата порождает необходимость целенаправленно поднимать новый вид социально ориентированного бизнеса. Такого рода деятельность может развиваться в различных востребованных направлениях: бизнесмены могут доставлять товары и оказывать услуги населению труднодоступных районов, развивать коммунально-бытовую инфраструктуру, обеспечивать жителей поселков качественной мобильной связью, интернетом, транспортными услугами. Имеется хорошая перспектива участия арктических предпринимателей в решении социально важных задач: медицинские услуги, социальная помощь, культурная сфера и прочие востребованные направления [2].
Арктическая тема в наше время приобретает небывалое значение в государственной политике и экономике, указывая на то, как сегодня необходимо повышать результативность производства и бизнеса, а также уровень жизни населении за Полярным кругом. По этой причине уже недопустимо игнорировать инновационный подход, творческие решения, способности граждан РФ - иными словами, пришло время воспользоваться богатейшим отечественным потенциалом саморазвития. Вооружившись этим мощным инструментом, наша страна сумеет поднять уровень социально-экономического развития своих прежде отстающих в развитии регионов на невиданную высоту. И в решении этой практической задачи социально ориентированные российские предприниматели являются одним из главных двигателей уверенного взлета российского севера [4].
В Арктике одной из значимых проблем является правовой режим территориальных единиц, так как не все муниципальные образования Арктических регионов входят в Арктическую зону Российской Федерации. Вышеназванная причина тормозит развитие предпринимательства в Арктических субъектах страны. Законодатель обязан изменить нормативные правовые акты в пользу регионов страны для благополучия развития социального блока и предпринимательской деятельности в Арктике. Поэтому предлагаю, чтобы субъекты России входили в состав Арктической зоны России полностью, а не как отдельные муниципальные образовании в составе субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в Арктической зоне Российской Федерации имеется большой потенциал развития социального предпринимательства. Сочетание главных направлений предпринимательской деятельности с социальным блоком в итоге укрепит хозяйственную деятельность в России. Необходимо внести ряд ключевых изменений в федеральные и региональные законы, связанные с предпринимательской деятельностью. Данный государственный проект внесет большие изменения в социальную сферу и бизнес. Социальное предпринимательство в Арктической зоне для решения социальных проблем и предпринимательской деятельности даст большой толчок развитию экономических и социальных направлений страны. Преобразования в стране начнутся с Арктической зоны, для этого нужно принять ключевой нормативный правовой акт «Арктический кодекс Российской Федерации».
Библиогра фия:
1. Указ Президента РФ от 26.10.2020 N 645"О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" II "'Собрание законодательства РФ", 02.11.2020, N 44, ст. 6970.
2. Соснина Э.А. Роль предпринимательства в развитии Арктических территорий (на примере Архангельской области) II В сборнике: Сборник трудов VIII Конгресса молодых ученых. Сборник научных трудов. 2019. С. 158-162.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» II Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 31. Ст. 4006.
4. Башмакова Е.П., Торопушина Е.Е. Социальное предпринимательство как фактор саморазвития территорий Российской Арктики II Экономика, предпринимательство и право. 2019. Т. 9. № 4. С. 481 -496.
5. Павлова О.А. Национальные правовые основы регулирования отношений в Арктике: направления совершенствования II В сборнике: Актуальные вопросы современной науки и образования. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Пенза, 2021. С. 77-S0.
6. Жура С.Е., Ершова И.В., Гольцов В.Б. Институт Арктического предпринимательства: правовой аспект ИВопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 9-1. С. 78-S4.
7. Федеральный закон от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"!! "'Российская газета", N 155, 16.07.2020.
S. Шихвердиев А.П., Вишняков А.А., Обрезков Н.И. Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-
исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. № 1. С. 117-123.
References (transliterated):
1. Ukaz Prezidenta RF ot 26.10.2020 N 645"O Strategii Tazvitiya A^ticheskoj zony Rossijskoj Federacii i obespecheniya nacional'noj bezopas-nosti na period do 2035 goda" // "Sobranie zakonodatel'stva RF", 02.11.2020, N 44, st. 6970.
2. Sosnina E.A. Rol' p^p^^^^tel'sWa v ^vitii A^iches^ temtorij (na primes A^angel'skoj oblasti) // V sbomike: Sbomik trndov VIII Kongressa molodyh uchenyh. Sbomik nauchnyh trndov. 2019. S. 15S-162.
3. Federal'nyj zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii» II Sobranie zako-nodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2007. № 31. St. 4006.
4. Bashmakova E.P., Toropushina E.E. Social'noe pгedpгinimatel'stvo kak fak^ samorazvitiya temtorij Rossijskoj A^iki // Ekonomika, p^prinimaterstyo i pravo. 2019. T. 9. № 4. S. 481 -496.
5. Pavlova O.A. Nacional'nye pravovye osnovy regulirovaniya otnoshenij v Antike: napravleniya sove^hensWovamya // V sbomike: Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki i obrazovaniya. Sbomik statej XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferen^i. V 2-h chastyah. Penza, 2021. S. 77-S0.
6. ZHura S.E., E^hova I.V., Gol'cov V.B. Institut A^ticheskogo predprinimatel'stva: pravovoj aspekt //Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. 2019. T. 9. № 9-1. S. 7S-S4.
7. Federal'nyj zakon ot 13.07.2020 N 193-FZ "O gosudaretvennoj podderehke p^p^^matel^^ deyatel'nosti v A^ticheskoj zone Rossijskoj Federacii"// "Rossijskaya gazeta", N 155, 16.07.2020.
S. SHihveráiev A.P., Vishnyakov A.A., Obrezkov N.I. ^porat^noe upravlenie i innovacionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-
issledovatel'skogo centra ^porat^nogo prava, upravleniya i venchumogo investirovaniya Syktyvkarekogo gosudaretvennogo universiteta. 2021. № 1. S. 117-123.