Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / СОВРЕМЕННЫЙ МИР / ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баттахов Петр Петрович

В статье рассматриваются основные направления предпринимательской деятельности, хозяйствуюш/их субъектов на территории Арктики и дальнейшие перспективы развития. Исследованы все виды деятельности хозяйствующих субъектов в Арктике. Предложено внести в федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" иной вид предпринимательской деятельности. Для этого необходимо создать стратегически важные компании в Арктической зоне для развития условий жизни населения. А также показаны недостатки мер государственных воздействий на крупные компании, если при добыче полезных ископаемых не соблюдают меры экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF ECONOMIC ENTITIES IN THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA: PROSPECTS FOR DEVELOPMENT

The article considers the main directions of entrepreneurial activity, economic entities in the Arctic and further development prospects. All activities of economic entities in the Arctic have been investigated. It is proposed to introduce into the federal law from 24.07.2007 N 209-FZ (ed. From 02.07.2021)"0n the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation" another type of entrepreneurial activity. To do ths, it s necessary to create strategically important companies in the Arctic zone to develop the living conditions of the population. And the shortcomings of measures of state impact on large companies are also shown, if during mining they do not comply with environmental safety measures in carrying out economic activities.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_1_23

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ACTIVITIES OF ECONOMIC ENTITIES IN THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA:

PROSPECTS OF DEVELOPMENT

БАТТАХОВ Петр Петрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: [email protected];

BATTAKHOV Petr Petrovich,

Ph.D., senior research fellow in the business and corporate law sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., Moscow, 119019, Russia. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В статье рассматриваются основные направления предпринимательской деятельности, хозяйствующих субъектов на территории Арктики и дальнейшие перспективы развития. Исследованы все виды деятельности хозяйствующих субъектов в Арктике. Предложено внести в федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" иной вид предпринимательской деятельности. Для этого необходимо создать стратегически важные компании в Арктической зоне для развития условий жизни населения. А также показаны недостатки мер государственных воздействий на крупные компании, если при добыче полезных ископаемых не соблюдают меры экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности.

Abstract: The article considers the main directions of entrepreneurial activity, economic entities in the Arctic and further development prospects. All activities of economic entities in the Arctic have been investigated. It is proposed to introduce into the federal law from 24.07.2007 N 209-FZ (ed. From 02.07.2021)"0n the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation" another type of entrepreneurial activity. To do ths, it s necessary to create strategically important companies in the Arctic zone to develop the living conditions of the population. And the shortcomings of measures of state impact on large companies are also shown, if during mining they do not comply with environmental safety measures in carrying out economic activities.

Ключевые слова: Арктическая территория, Северный морской путь, современный мир, экономика, стратегический план, малый бизнес, хозяйствующие субъекты.

Keywords: Arctic territory, Northern Sea Route, modern world, economy, strategic plan, small business, business entities.

Дата направления статьи в редакцию: 20.12.2021

Дата публикации: 31.01.2022

Арктика по площади занимает тридцать процентов территории России и как отдельный субъект вызывает большой интерес для исследования. Хозяйственная деятельность Арктики вызывает особый интерес со стороны государственных органов власти, хозяйствующих субъектов и физических лиц. В целом в законодательной части на международной арене и в российском пространстве следует сделать акцент на развитии малого и среднего бизнеса. Особое внимание уделяется крупному бизнесу, арктические страны усиленно поддерживают нефтегазовые и горнорудные корпорации. Арктика как хрупкий регион имеет большой потенциал для комплексного исследования, в будущем благодаря вливанию денежных средств со стороны государства, на разных направлениях будет прорывное развитие. Одним из значимых направлений является хозяйственная деятельность разных субъектов российского бизнеса в Арктической зоне. В течение двадцати лет мы не можем найти ключ к экономическому развитию в Арктических субъектах России. В последние годы по всей стране реализуются разные госпрограммы для поддержки российского бизнеса. Но в Арктических субъектах следует принять отдельные программы и на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, необходимо поддержать малый и средний бизнес. Для этого в бюджете страны следует выделить отдельное финансирование по назначению на развитие арктического бизнеса. При сложных демографических, географических и климатических условиях очень сложно вытащить данное направление на российский уровень. В дальнейшем особенный подход нужен для малого и среднего бизнеса на Арктической территории, без развития вышеназванных направлений крупный бизнес рушится. Данные направления дополняют друг друга для развития арктического бизнеса в России.

В России по сухопутным территориям к Арктической зоне относятся всего девять субъектов Российской Федерации, согласно законодательству, не все муниципальные образования по административно-территориальному делению входят в Арктическую территорию. Необходимо выделить следующие:

Во - первых, в Архангельскую область входит часть муниципальных образований, например, город «Архангельск», «Мезенский муниципальный район», «Новая Земля», город «Новодвинск», «Онежский муниципальный район», «Приморский муници-

пальный район» и «Северодвинск».

Во- вторых, вся территория Мурманской области относится к Арктической зоне.

В-третьих, территория Ненецкого автономного округа.

В-четвертых, Ямало-Ненецкий автономный округ.

В- пятых, территория Чукотского автономного округа.

В -шестых, в Республику Карелия входит часть административно-территориальных единиц, например, «Беломорский муниципальный район», «Лоухский муниципальный район» и «Кемский муниципальный район».

В-седьмых, территория муниципального образования городского округа «Воркута» (Республика Коми).

В -восьмых, в Красноярский край входят только территории городского округа города Норильска, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Туруханского района.

В - девятых, самый большой регион России включает 9 улусов в Арктической зоне, в Республике Саха (Якутия) -территории Абыйского улуса (района), Аллаиховского улуса (района), Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района), Булунского улуса (района), Верхнеколымского улуса (района), Верхоянского района, Жиганского национального эвенкийского района, Момского района, Нижнеколымского района, Оленекского эвенкийского национального района, Среднеколымского улуса (района), Усть-Янского улуса (района) и Эвено-Бытантайского национального улуса (района). Такое разделение внутри субъекта страны по административно-территориальному делению - не правильный подход к развитию хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства.

Следует внести изменения в указ Президента от 2 мая 2014. №296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». Чтобы территориально все субъекты России целиком относились к Арктической зоне. Действующий нормативно-правовой акт обеспечивает торможение развития социальных институтов и хозяйственной деятельности.

В последнее время особое внимание уделяется освоению Арктической зоны Российской Федерации. Интерес вызван не только в связи с проведением научно-исследовательских, геолого-разведывательных и картографических работ, но и в связи с активным осуществлением предпринимательской деятельности. Поэтому многие арктические государства выделяют немалые денежные средства для научных исследований. В ближайшие годы Россия обязана нарастить вливание денежных средств для комплексного исследования Арктических территорий.

Арктическая зона Российской Федерации сегодня представляет значительный интерес. Регион крайне важен с точки зрения проведения научно-исследовательских и геолого-разведывательных работ, картографических исследований. Кроме того, регион важен для развития предпринимательства^]. По этим причинам в последние годы наблюдается стремительный рост финансирования Арктической зоны разными государствами. Учитывая ситуацию, можно в скором времени прогнозировать рост финансирования региона и со стороны Российской Федерации.

Вопрос развития предпринимательства в регионе является крайне важным. В последние годы здесь наблюдается отрицательная тенденция. Около 4000 предприятий (по данным 2018 года) закрывается в среднем за год. Количество работников в связи с этим сокращается примерно на 25000[2]. Ситуация осложняется тем, что в Арктическом регионе, с учетом его особенностей, сложно использовать привычные стандарты РФ. Федеральная политика предусматривает активную поддержку предпринимателей. Но и этого недостаточно для качественного развития региона.

В силу международных соглашений между Арктическими государствами в основном выделяют два приоритетных направления о сотрудничестве, и на первое место ставится экономическое направление, далее - охрана окружающей среды. В будущем экономическое направление даст очень перспективное начало для освоения Арктических территорий. В сочетании двух направлений для изучения Арктики следует создать новые рабочие места и другие открытия для развития Арктической зоны. Арктические страны обязаны укрепить сотрудничество в области экономических отношений и охраны живой фауны. Арктика имеет всемирное значение, именно в этой точке соединяются границы мировых держав. На Арктической территории находятся важнейшие источники всего человечества, например, пресная вода, которая в мире уменьшается с каждым днем, а также энергетические, биологические, минеральные ресурсы. Здесь также проживает 80 видов исконных народов.

Еще одной важной причиной, повышающей интерес к региону, является Северный морской путь. Качественное функционирование транспортной магистрали международного значения позволит соединить северо-западные, северные и дальневосточные порты с рядом стран Азии и Европы. Однако целесообразность развития Северного пути многие ставят под сомнение. Ведь его эффективное функционирование зависит от ряда факторов. В первую очередь от уровня развития торгово-экономической деятельности в Арктической зоне. Спрогнозировать это, учитывая климатические и геополитические особенности региона, крайне сложно. К 2024 году правительство РФ планирует увеличить грузооборот на СМП до 80 млн тонн в год. Такая цель от-

Гоажданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

мечена в Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г». Реальность выполнения данного прогноза связана с существенными рисками[3]. Слишком много независящих друг от друга факторов влияют на ее выполнение.

Новая модель создания арктических компаний должна быть основана на акционерных обществах закрытого характера. Для сохранения экологии в Арктической зоне и поднятия экономики на местах местные жители обязаны иметь долю в акционерных обществах. Добывающие компании в современном мире должны форматироваться на новые виды хозяйствующих организаций. Только тогда мы можем сохранить вечную мерзлоту для блага существования цивилизованного мира. Согласно международным стандартам и российским законодательствам, крупные добывающие компании при освоении Арктических территорий обязаны соблюдать все необходимые экологические нормы. В федеральном законе 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» необходимо сделать акцент на рекультивационных работах. Только в будущем отраслевые компании обязаны возместить и компенсировать ущерб на долгие годы и до восстановления зеленой фауны для жизнедеятельности человечества.

Одна из таких причин - некачественное исполнение местными контролирующими органами своих обязанностей. Исправить ситуацию можно путем внесения ряда изменений в действующее законодательство. В частности - в закон №2395-1 «О недрах» от 21.02.1992 г. Изменения должны касаться правил проведения аукционов и состава комиссии. Действующий ныне закон гласит:

• Решения, касающиеся аукциона по недрам федерального значения, принимаются Правительством РФ;

• Касающиеся недр местного значения - органами власти субъекта РФ;

• Касающиеся участков недр, не относящихся к участкам федерального или местного значения[4]- территориальными органами правления или правлением государственного фонда недр.

В п.3 ст.13.1 ФЗ «О недрах» следует внести следующие изменения. Принятие решения о проведении аукциона, о составе аукционной комиссии выполняется:

• Специально созданной комиссией - для участков федерального значения;

• Отдельным органом, созданным субъектом РФ - принятия решений, касающихся участков местного значения.

Вышеперечисленные изменения необходимы для восстановления качественного и главное - прозрачного проведения

аукционов. Данная процедура в полной мере должна соответствовать действующему законодательству Российской Федерации. Внесение изменений в закон «О недрах» позволит добиться следующего результата. Прозрачность аукционов, в свою очередь, дает надежду на более быстрое и качественное развитие региона. Новые правила позволят принять в аукционе участие наиболее конкурентоспособных субъектов хозяйственной деятельности.

Сложная ситуация и несовершенство законов провоцируют замедление развития предпринимательства в Арктической зоне. В настоящее время практически вся предпринимательская деятельность здесь основана исключительно на крупных компаниях. Корпорации работают намного активнее, а представители малого и среднего бизнеса испытывают ряд затруднений. Наиболее ощутимыми являются:

- отсутствие или значительная удаленность постоянного рынка сбыта;

- значительные затраты на развитие материальной базы или строительство (обусловлено неблагоприятными климатическими условиями);

- отсутствие возможности найма квалифицированного персонала. Сегодня крайне мало работников, знающих особенности работы в неблагоприятных условиях региона;

- несовершенство действующего законодательства[5];

- необходимость привлечения дополнительных средств на организацию оплаты сотрудникам в соответствии с законодательством. Речь идет о надбавках, предусмотренных законом, выплате компенсаций, оплате 2 отпусков, проезда, повышенных затратах на оплату жилья и так далее.

Для любого региона крайне важно качественное развитие малого и среднего бизнеса. Оно помогает стабилизировать финансовое состояние в регионе, способствует повышению качества жизни населения. Распространено мнение, что в настоящее время государственная политика в отношении малого и среднего бизнеса является несовершенной. Несмотря на активность властей и стремление укрепить экономическую ситуацию, предпринимаемых действий недостаточно. Очевидно, что все внедряемые способы помощи и контроля малоэффективны. Они являются разобщенными, не способствуют развитию деятельности маленьких предприятий. Такая безрезультатная поддержка ведет к тому, что развитие субъектов хозяйственной деятельности останавливается на крайне невысоком уровне. Возможностей для развития и роста малого бизнеса практически нет. В Арктической зоне отсутствие развития предпринимательства стало особо заметным. Ведение любой деятельности в данном регионе сопряжено со значительными трудностями. Прежде всего, это значительная финансовая нагрузка, отсутствие квалифицированных сотрудников и неблагоприятные

погодные условия. Также к факторам, сдерживающим развитие, можно отнести стремительный отток трудоспособного населения из региона, сложности, связанные с транспортировкой сотрудников на объекты и сокращенная рабочая неделя отдельных категорий работников. Потому поиск решения, которое поможет стабилизировать ситуацию и поспособствует развитию бизнеса в данном регионе, является крайне важным для РФ. Поиск способов поддержки малого и среднего бизнеса, и максимально быстрое их внедрение - все что нужно, для улучшения и стабилизации ситуации[6].

Переоценить роль малого и среднего бизнеса в становлении экономической стабильности государства крайне сложно. Именно от интенсивности развития субъектов предпринимательства зависят такие факторы, как качество и количество валового продукта и темпы экономического роста государства.

Стабильно работающие субъекты малого и среднего бизнеса обеспечивают:

- дополнительные рабочие места;

- укрепление финансового положения граждан;

- рост финансовой стабильности регионов;

- повышение уровня жизни;

- здоровую конкурентную среду;

- дополнительный приток средств в местный и региональный бюджет за счет оплаты налогов и пошлин;

- развитие научной деятельности для модернизации отрасли;

- развитие инфраструктуры.

Малый бизнес имеет еще одно весомое преимущество. Благодаря ему развивается не только основная сфера деятельности, но и происходит укрепление смежных отраслей. Так, небольшое предприятие не может в полной мере своими силами обеспечить все необходимое для полностью самостоятельного ведения деятельности. К примеру, у производственных компаний смежными отраслями являются ремонт оборудования или техники, транспортные услуги, сырье. С целью получения необходимого представитель малого или среднего бизнеса обращается к такого же уровня компании, действующей в нужной отрасли. За счет такой «взаимопомощи» происходит постепенный рост и развитие обоих предприятий. Стабильные отношения приводят к увеличению оборота средств - это способствует финансовой стабилизации. Государство от такого взаимодействия получает прибыль в виде увеличивающихся налоговых отчислений. Соответственно, сейчас перед правительством остро стоит необходимость принятия мер для создания возможности здорового роста малого и среднего бизнеса. Разработка новых законопроектов и программ развития, поддержка на государственном уровне[7] дадут возможность для субъектов малого бизнеса обрести экономическую независимость и укрепить финансовое положение РФ.

Одним из возможных направлений деятельности в Арктическом регионе является майнинговый бизнес. Рынок криптовалют сейчас развивается весьма стремительно, поэтому в стране должны быть созданы условия для ведения подобной деятельности. По словам Президента РФ, Владимира Путина, для качественного развития данной отрасли у центрального банка и правительства должны быть инструменты для ее регулирования^].

В соответствии с теорией и практикой, на Арктической территории обязаны развиваться все необходимые направления жизнедеятельности человечества, и, соответственно, предпринимательская деятельность на данной территории. Хозяйствующие субъекты в силу обстоятельств демографических, географических и климатических условий встречают ряд проблем. По демографическим проблемам объем доходов не увеличивается из-за низкой плотности населения на местах и, соответственно, производители не могут увеличивать объем сбыта. По второму показателю встречается ряд проблем по отдаленности Арктических субъектов и низкой инфраструктуры транспортных, воздушных и железнодорожных путей. Себестоимость товаров удорожает на три раза. Еще одним фактором является крайне трудные природно - климатические условия, которые хозяйствующим субъектам диктует сезонность работы. Например, северный завоз выполняется только в летнее время и осуществляется речным и морским транспортом.

Новые подходы и направления развития экономики помогут создавать рабочие места и решать разные социальные программы. Хозяйствующие субъекты образуют бюджет муниципальных образований и субъектов страны и создают рабочие места.

Сегодня правительство, стимулируя развитие Арктической зоны, преследует такие цели:

- получение из Арктической зоны дополнительных ресурсов;

- сохранение естественной среды, несмотря на отрицательное влияние хозяйственной деятельности на экологию региона;

- развитие ресурсной базы Арктической зоны за счет разведывания недр и применения новейших добывающих технологий;

- создание современной инфраструктуры;

- модернизация рыбохозяйственных комплексов.

Чтобы указанные нововведения были в полной мере реализованы, необходимо создание и внедрение новой нормативно-правовой базы. Она позволит регулировать деятельность различных субъектов малого и среднего бизнеса. Особенно тех, которые

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

занимаются деятельностью, затрагивающей использование природных ресурсов. Сюда относятся нефтегазовые, рыбопромышленные, деревообрабатывающие и горнодобывающие компании[1].

В настоящее время законодательная база по Арктическим вопросам полностью не формировалась. Стратегическое развитие Арктических территорий утверждена указом Президента РФ Путиным В.В от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года". В соответствии с новым стратегическим положением и нормативными актами, Российская Арктика обязана развиваться. Некоторые исследователи пишут о том, что следует вывести арктическое предпринимательство как отдельный институт, благодаря этому он будет регулироваться отдельными нормативно-правовыми актами. Таким образом, чтобы усилить территориальную целостность арктических территорий, необходимо принять соответствующие законы или изменить действующую нормативную базу, в лучшем случае принять базовый кодификационный акт на основе нормативно-правовых актов России. Упорядочения отраслевых законов приведет к развитию социального, экономического и экологического направлений.

Библиография:

1. Будникова Ю.Е. Правовые проблемы развития предпринимательства, основанного на использовании природных ресурсов в Арктической зоне Российской Федерации // В сборнике: Материалы научно-практической конференции и круглого стола "Арктика - территория устойчивого развития и сотрудничества" и круглого стола "Правовые проблемы социально-экономического и инновационного развития Арктического региона России". 2018. С. 210214.

2. Pilyasov A.N. Arctic Entrepreneurship Development Factors /A.N. Pilyasov // Geography, Environment, Sustainability. - Vol. 13. -№1. -P.46-56.

3. Воронина Е.П. Современное состояние и перспективы развития грузопотоков по Северному морскому пути: актуальные проблемы и пути решения // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 11-2 (57). С. 185-191.

4. Федеральный закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах1 // Российская газета от 5 мая 1992 г. N 102.

5. Колпакиди Д.В. Особенности развития малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне // Петербургский экономический журнал. 2020. № 3. С. 76-89.

6. Организация хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства в Арктической зоне РФ: учебное пособие / А.Ю. Распопова. - Мурманск: МАГУ, 2020. С. 156.

7. Голубцова М.В., Фадеев А.М. Вовлечение малого и среднего предпринимательства в нефтегазовые проекты в Арктическом регионе // В сборнике: Международный форум молодых исследователей. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2021. С. 1126.

8. Интернет-ресурс.

References (transliterated):

1. Budnikova YU.E. Pravovye problemy razvitiya predprinimatel'stva, osnovannogo na ispol'zovanii prirodnyh resursov v Arkticheskoj zone Rossijskoj Federacii // V sbornike: Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii i kruglogo stola "Arktika - territoriya ustojchivogo razvitiya i sotrudnichestva" i kruglogo stola "Pravovye problemy social'no-ekonomicheskogo i innovacionnogo razvitiya Arkticheskogo regiona Rossii". 2018. S. 210-214.

2. Pilyasov A.N. Arctic Entrepreneurship Development Factors /A.N. Pilyasov // Geography, Environment, Sustainability. - Vol. 13. -№1. -P.46-56.

3. Voronina E.P. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya gruzopotokov po Severnomu morskomu puti: aktual'nye problemy i puti resheniya // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2019. № 11-2 (57). S. 185-191.

4. Federal'nyj zakon RF ot 21 fevralya 1992 g. N 2395-I "O nedrah" // Rossijskaya gazeta ot 5 maya 1992 g. N 102.

5. Kolpakidi D.V. Osobennosti razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Arkticheskoj zone // Peterburgskij ekonomicheskij zhurnal. 2020. № 3. S.

76-89.

6. Organizaciya hozyajstvennoj deyatel'nosti sub"ekta malogo predprinimatel'stva v Arkticheskoj zone RF: uchebnoe posobie / A.YU. Raspopova. -Murmansk: MAGU, 2020. S. 156.

7. Golubcova M.V., Fadeev A.M. Vovlechenie malogo i srednego predprinimatel'stva v neftegazovye proekty v Arkticheskom regione // V sbornike: Mezhdunarodnyj forum molodyh issledovatelej. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Petrozavodck, 2021. S. 11-26.

8. Internet-resurs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.