Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В АРКТИКЕ'

СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В АРКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ / БИЗНЕС / ЗАКОН / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КРАЙНИЙ СЕВЕР / ARCTIC / PROFESSIONAL PERSONNEL / BUSINESS ENTITY / BUSINESS / LAW / LEGAL REGULATION / FAR NORTH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баттахов Петр Петрович

В статье рассматриваются основные направления деятельности коренных малочисленных народов Севера для сохранения традиционного уклада жизни и дальнейшего развития в Арктике. Исследуются актуальные проблемные вопросы на Арктике, будут предложены механизмы решения с помощью укрепления нормативноправовой базы на трех уровнях власти: федеральной, региональной и муниципальной. Предлагаются меры государственной поддержки по различным социальным направлениям, например, обеспечение работой коренных жителей Арктики, поддержка местных индивидуальных предпринимателей, стажировка работников отраслевых компаний в зарубежных корпорациях, развития IT-компаний в Арктике, сохранение исконных территорий коренных малочисленных народов Севера и целевое обучение выпускников школ в престижных российских и зарубежных вузах. К основным выводам работы стоит отнести правовой анализ субъектов правоотношений. Для развития Арктических территорий, выдвинуто предложение по принятию комплексного федерального закона как самостоятельного направления в Российской Арктике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баттахов Петр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF LEGAL REGULATION OF LEGAL RELATIONS IN THE ARCTIC

The article discusses the main activities of the indigenous small peoples of the North to preserve the traditional way of life and further development in the Arctic. Topical problematic issues in the Arctic are being investigated, mechanisms for solving will be proposed by strengthening the regulatory framework at three levels of government: federal, regional and municipal. State support measures are offered in various social areas, for example, providing work for the indigenous inhabitants of the Arctic, supporting local individual entrepreneurs, interning workers of industry companies in foreign corporations, developing IT companies in the Arctic, preserving the ancestral territories of the indigenous small peoples of the North and targeted training of school graduates in prestigious Russian and foreign universities. The main conclusions of the work should include the legal analysis of subjects of legal relations. For the development of the Arctic territories, a proposal has been put forward for the adoption of a comprehensive federal law as an independent direction in the Russian Arctic.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В АРКТИКЕ»

_Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В АРКТИКЕ БАТТАХОВ Петр Петрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). E-mail: battakhov@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются основные направления деятельности коренных малочисленных народов Севера для сохранения традиционного уклада жизни и дальнейшего развития в Арктике. Исследуются актуальные проблемные вопросы на Арктике, будут предложены механизмы решения с помощью укрепления нормативно-правовой базы на трех уровнях власти: федеральной, региональной и муниципальной. Предлагаются меры государственной поддержки по различным социальным направлениям, например, обеспечение работой коренных жителей Арктики, поддержка местных индивидуальных предпринимателей, стажировка работников отраслевых компаний в зарубежных корпорациях, развития IT-компаний в Арктике, сохранение исконных территорий коренных малочисленных народов Севера и целевое обучение выпускников школ в престижных российских и зарубежных вузах. К основным выводам работы стоит отнести правовой анализ субъектов правоотношений. Для развития Арктических территорий, выдвинуто предложение по принятию комплексного федерального закона как самостоятельного направления в Российской Арктике.

Abstract: The article discusses the main activities of the indigenous small peoples of the North to preserve the traditional way of life and further development in the Arctic. Topical problematic issues in the Arctic are being investigated, mechanisms for solving will be proposed by strengthening the regulatory framework at three levels of government: federal, regional and municipal. State support measures are offered in various social areas, for example, providing work for the indigenous inhabitants of the Arctic, supporting local individual entrepreneurs, interning workers of industry companies in foreign corporations, developing IT companies in the Arctic, preserving the ancestral territories of the indigenous small peoples of the North and targeted training of school graduates in prestigious Russian and foreign universities. The main conclusions of the work should include the legal analysis of subjects of legal relations. For the development of the Arctic territories, a proposal has been put forward for the adoption of a comprehensive federal law as an independent direction in the Russian Arctic.

Ключевые слова: Арктика, профессиональные кадры, хозяйствующий субъект, бизнес, закон, правовое регулирование, Крайний Север.

Keywords: Arctic, professional personnel, business entity, business, law, legal regulation, Far North.

Жизненный уклад народов Крайнего Севера и Арктики имеет собственные историю и традиции, так как становление данного региона происходило вдали от центра и сопровождалось тяжелыми климатическими условиями. В связи с этим, возникает необходимость разработки стратегии развития края с учетом его специфики. В исследовании были рассмотрены основные направления деятельности коренного населения Севера, а также проводимые в России мероприятия в рамках социальной политики и соответствующие меры государственной поддержки (например, предоставление рабочий мест, поддержка малого и среднего бизнеса, сохранение территорий и т.д.). Необходимо подчеркнуть, что интересы коренного населения Крайнего Севера долгое время не получали должного внимания со стороны государства. История знает множество подходов к определению прав малочисленных народов, которые проживают на территориях, прилегающих к Северному полюсу. Однако они всегда были односторонними, и решались на основе интересов страны. Использование правовых средств регулирования не имело должного распространения, поэтому права народов Крайнего Севера зачастую ущемлялись. Так, в Российской империи, их зачастую эксплуатировали различными политическими и экономическими методами, что впоследствии сказалось на низком уровне благосостояния жизнедеятельности граждан и отставании данного края в развитии. Иными словами, одним из определяющих сегодняшнее положение Крайнего Севера

факторов является деспотичность власти в отношении малочисленных народностей [1].

Арктика — это полярный регион планеты Земля, примыкающий к Северному полюсу. Он отличается тяжелым климатом и низкой плотностью населения, что обуславливает специфику его развития и слабую защищенность от внешних угроз. На сегодняшний день, одной из самых актуальных проблем является защита экологической системы Арктики, так как добывающие компании, исследовательские экспедиции и иные лица, стремящиеся обогатиться за счет данного края, забывают о бережном отношении к окружающей среде [2].

Арктическая зона - особенная территория, на которой расположены различные субъекты Российской Федерации. На постоянной основе там проживают представители различных культур.

Сегодня Арктические регионы в Российской Федерации становятся дотационными. Так как присутствуют экономические затруднения, возникло предложение об объединении двух Арктических регионов, а именно Архангельской области и Ненецкого автономного округа. В последнее время прослеживается заметно ухудшение качества жизни, отток населения с каждым годом увеличивается. Ведь для страны Арктические регионы представляют экономическую важность, 80% разных полезных ископаемых добывается на территории севера. В Арктической зоне присутствует множество углеводородных месторождений, имеющих практи-

Гоажданское право; предпринимательское право; семейное

право; международное частное право

чески неиссякаемый запас. Статистика позволяет узнать, что макрорегион богат на 594 места добычи нефти, 159 газовых месторождения, пару никелевых месторождений, свыше 350 мест для добычи золота. Суммарная величина извлекаемых ресурсов составляет порядка 258 млрд т условных углеводородов (УВ). Это составляет свыше 60% всех добываемых ресурсов УВ на территории РФ [2]. Арктическая зона имеет колоссальные перспективы для дальнейшего развития [3]. На шельфе остается порядка 91% неизведанных территорий. На суше показатель приближается к 53%. Углеводороды Арктики богаты на газовую составляющую (81%), включая сушу (80%) и шельф (85%). Нужно немедленно предпринимать меры по улучшению экономики и стабильности жизни местного населения в Арктическом регионе. Если доведем экономический и социальный кризис до критического уровня, Север ошибок не простит.

Будущее развития Арктических территорий зависит от развития социального блока регионов. Одним из важных направлений развития общества является население, проживающие в Арктике. Драйвером развития любого общества и экономики государства является человеческий ресурс. Поэтому страна должна решить проблемы для человека.

В настоящее время присутствует такой перечень основных проблемных вопросов, которые нужно решить:

- В первую очередь нужно трудоустроить местных жителей, открыть новые рабочие места, повысить уровень заработной платы;

- Вторым проблемным аспектом является медицина. Нужно сделать её доступнее для людей;

- Третий вопрос - это соответствующий контроль условий на месторождениях;

- Четвертый аспект - питание;

- Пятый вопрос - это обеспечение жильём молодых семей;

- Шестой вопрос - государственная поддержка предпринимательства;

- Седьмой аспект - стажировка работников отраслевых компаний в зарубежных компаниях;

- Восьмой вопрос - развития 1Т-компаний в Арктике;

- Девятый аспект- целевое обучение выпускников школ в престижных российских и зарубежных вузах;

Десятый вопрос - сохранение исконных территорий коренных малочисленных народов Севера

Местные кадры должны быть востребованными на местах, получать достойные заработные платы. В России на Арктических регионах отраслевые компании обязаны трудоустроить местных кадров. В последние годы в Арктических регионах ведется слабая кадровая политика, например, в субъектах Арктики на разных руководящих долж-

ностях в корпорациях, отвечающих за разработку месторождений, работают приезжие специалисты из разных уголков России.

В связи с пандемией сокращали места на предприятиях, урезали заработные платы многих молодых специалистов. Востребованные и высококвалифицированные кадры уезжают в другие города и другие страны. Потеря подобных кадров, имеющих высокий уровень профессионализма, считается сильным ударом по экономике страны.

К основным проблемам в этих регионах относится постоянное снижение заработной платы. Во времена Советского союза постоянно начислялись надбавки за работу в тяжелых условиях. Сейчас заработная плата и пенсионные выплаты сопоставимы по размерам с остальными регионами РФ.

Самым затруднительным вопросом в Арктике является медицинское направление, к примеру, нехватка высококвалифицированных специалистов, недостаток мест в больницах, слабая материально-техническая база. Пандемия коронавируса в очередной раз показала на Арктических регионах, что нужно финансировать и развивать медицинские учреждения. Статистика позволяет увидеть, что самыми уязвимыми местами для короновирусной инфекции являются Арктические регионы, к примеру, Мурманская область, Архангельская область и Республика Саха (Якутия), которые до сих пор находятся на карантине. Северные регионы пострадали больше по сравнению с другими регионами России.

Экологический вопрос в Арктических зонах остро стоит каждый год на повестке дня во многих совещаниях, заседаниях и международных конференциях. В 2020 году произошла мировая катастрофа XXI века в Красноярском крае. В реки угодило порядка 21 000 тонн нефти, последствия аварии устранить оперативно невозможно. В 2019 году на территории Якутии произошла очередная экологическая авария на реке Вилюй. Виновником катастрофы является добывающая компания АК «Алроса».

В наше время трагические катастрофы повторяются на Арктических территориях. К сожалению, все связи с Арктикой базируются на получении экономической выгоды в результате добычи полезных ископаемых, должного внимания защите экосистемы не уделяется. Наша страна огромная, поэтому в центральной части России многие граждане и чиновники не обращают особого внимания на происходящие катаклизмы и аварии, разрушающие всё человечество.

Самый значимый вопрос на Севере - это питания для населения. Без хорошего питания выжить на Арктических территориях невозможно. В соответствии с федеральными и региональными законами охота на дичь разрешает-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 8(188)

ся только два раза год. Северный человек без охоты и рыбалки не может существовать. Проблемный вопрос питания для детей дошкольного и школьного возраста по северному стандарту не регулируется федеральными законами [4]. Несоответствующие стандарту продукции из разных иностранных государств поступают на рынки Севера.

Проект «Дальневосточная ипотека», позволяющий обеспечить жильем всего под 2%, реализуется только на некоторых Арктических субъектах. Нужно расширить географию данной программы в других Арктических субъектах страны. Эта программа не единственный аспект, на который требуется обратить внимание. Рекомендуется задействовать программу «Доступная ипотека» для молодых специалистов, не достигших возраста 45 лет. Процентная ставка не должна превышать 5%.

Локомотивом развития и хранителем Арктических территорий является человек, который живет в Арктике.

Поддержка развития социального предпринимательства, как самостоятельного вида экономической деятельности в рамках инновационной политики, а также внесение поправок в действующее законодательство, регулирующее общественные и правовые отношения в области малого и среднего предпринимательства [5].

Как уже отмечалось, Арктический регион отличается особой спецификой. Традиционными видами деятельности здесь являются:

• рыболовство и охота;

• северное оленеводство, включающее в себя такие отрасли как переработка мяса, шкур и рогов;

сбор растительного и животного биологического сырья, представленного лекарственными травами, боем рогов оленя, дикоросами и т.д.;

производство сувенирной продукции (ложки, фигурки людей, тарелки и т.д.), национальной одежды и предметов быта.

Стоит отметить, что перечисленные направления деятельности коренных народов Крайнего Севера направлены на удовлетворение потребностей населения на региональном уровне. Данный фактор обуславливает отсутствие у местных хозяйствующих субъектов возможностей для выхода на новые рынки сбыта и получения выгодной прибыли. В связи с этим, возникает необходимость разработки государственной программы по поддержке начинающих производителей. Так, рекомендовано снижение ставки налогообложения, предоставление страховых льгот на срок до 3-х лет, а также льготные условия кредитования для представителей малого и среднего бизнеса.

Принятие особой системы налогообложения для начинающих предпринимателей и снятие с коренных наро-

дов Севера обязательства по выплате сборов в пользу государства. Это поможет привлечь большое количество граждан к активному участию в развитии экономического сектора, так как льготные условия ведения бизнеса должны привлечь в него новых участников. Также рекомендовано оказывать материальную и финансовую поддержку тем, кто переезжает в данный регион с целью работы и постоянного проживания, что повысит плотность населения и приведет к развитию Крайнего Севера.

Добывающие компании, осуществляющие свою деятельность на исследуемой в данной работе территории, обязаны иметь в своем штате сотрудников из местного населения, причем не менее 25 процентов от общего числа рабочих мест. Кроме того, поддержка коренных народов Крайнего Севера представлена такими возможностями как ежегодная стажировка в крупнейших российских и зарубежных компаниях и лечение в лучших медицинских центрах мира. Отметим, что актуальной проблемой сегодня является низкий демографический уровень, так как молодежь стремится переехать в те субъекты Российской Федерации, где перед ними будет открыто гораздо больше перспектив. Грамотно разработанная социальная политика позволит остановить отток населения из районов Крайнего Севера, что сохранит самобытность края и сможет развить его потенциал.

Внедрение на территориях Севера информационных технологий. Одной из отличительных особенностей Арктического края является продолжительная зима (9 месяцев в году), когда работа на улице невозможна вследствие сложных погодных условий. Для того чтобы в этот период у молодого поколения были возможности реализации, не выходя из дома, необходимо развивать здесь сферу 1Т -бизнеса. Согласно статистике, данный сегмент привлекает своей спецификой все больше молодежи, поэтому она стремится к переезду либо в центральную часть России, либо за рубеж. В связи с этим, рекомендовано создавать майнинговые пулы на местах, а также разработать программу по поддержке начинающих 1Т предпринимателей, включающую в себя снижение налоговой ставки на срок до 3-х лет, упреждение оплаты электричества и т.д.

Организация профессиональной подготовки кадров на Крайнем Севере и разработка программы по обучению местной молодежи в престижных высших учебных заведениях мира. В частности, предлагается наделение студентов особыми преимуществами при поступлении, например, реализация целевого направления, в рамках которого все затраты на обучение покрывает добывающая компания. После получения диплома, выпускник автоматически принимается на работу у себя на родине, где обязан отрабо-

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

тать установленное компанией время.

Сохранение исторически сложившихся границ Крайнего Севера и Арктики, где проживает коренное население. Данный вопрос также обладает высокой актуальностью, так как крупные промышленные компании стремятся поделить данный регион для беспрепятственной добычи полезных ископаемых. В связи с этим, необходимо поставить вопрос о защите территории Арктического края на особый контроль со стороны государства Российской Федерации. Так, Правительством РФ был принят перечень коренных народов РФ, которые являются малочисленными, а в 2006 году создан отдельный перечень для народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ [6].

Регулирование правоотношений в Арктической зоне РФ происходит посредством действия 500 нормативных правовых актов. Действующие основные нормативно-правовые акты:

1. Об охране окружающей среды;

2. Об экологической экспертизе;

3. Об охране атмосферного воздуха;

4. О животном мире;

5. Об особо охраняемых природных территориях и др[7].

Главным отличием рыночной экономики является наличие института частной собственности. Власти обязаны поддерживать переход государственных земель в собственность коневодов и оленеводов в качестве пастбищ, в связи с этим, важным вопросом становится переход терри-

Библиография:

торий региона и муниципалитета в частные руки [8]. Государство должно содействовать развитию данного направления, в частности через оказание финансовой поддержки, а также поиска новых рынков сбыта для продажи продукции.

Развитие коневодства и оленеводства осложнено дефицитом кадров в соответствующих отраслях. Несмотря на высокую востребованность подобных профессий в Арктическом крае, в университетах отсутствуют факультеты, выпускающие специалистов требуемой квалификации. Необходимо принять образовательную программу, осуществляющую подготовку компетентных кадров в области коневодства и оленеводства. Самой острой проблемой является улучшение социальных условий для коренного населения Севера. Предоставление жилья, полноценной мобильной связи и сети Интернет, рабочие места для молодежи — все это входит в социальный блок страны, который требует перемен на исследуемой в работе территории.

Таким образом, сохранение традиционного уклада и истории Арктического края — одна из самых актуальных государственных задач. В рамках ее осуществления необходимо разработать целевые программы по социальному и экономическому развитию, способные улучшить благосостояние населения и вывести регион на новый уровень. На федеральном уровне системообразующей нормативной базы об Арктике не имеется. Для правового регулирования Арктических территорий в соответствии всех вышеперечисленных глобальных проблем нужно принимать Арктический кодекс РФ.

1. Киселев Е.А. Правовое положение коренных малочисленных народов Приамурья: Дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2001. С. 6.

2.Колтакова А., Панкова В. Некоторые вопросы правового регулирования окружающей среды Арктики и Антарктики// Океанский менеджмент. 2018. № 2 (3). С. 30-33.

2. Battahov, P.P., Zankovsky, S.S., Budnikova, Y.E. and Lizikova, M.S. (2019), "The impact of economic activity on the Arctic environment and legal problems of the protection of its natural resources", IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Vol. 263 No. 1, p. 012063.

3. Савенков А. Н. Арктика: правовое обеспечение устойчивого развития и сотрудничества // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2018. Т. 13, № 1. С. 22-42

4. Лебедева У. М., Баттахов П. П, Степанов К. М. и др. Организация питания детей и подростковы на региональном уровне // Вопр. питания. 2018. Т. 87, № 6. с. 48-58.

5. Баттахов П.П. Определенные проблемы правового регулирования на Арктических территориях // Modern Science. 2020. № 9-1. С.

133-139.

6. Баттахов П.П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности исконных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока // Экономические исследования и разработки: научно -исследовательский электронный журнал. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука» - №8- 2020. С.46-56.

7. Степанова А.Н. Правовая защита и сохранение морской среды в Арктике // Экологическое право. 2019. N 4. С. 35 - 38.

8. Скуфьина Т.П. Нормативно - правовое регулирование развития российского Севера и Арктики // Фундаментальные исследования. 2016. № 9-2. С. 424-428.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.