Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ'

СОЦИАЛЬНЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баттахов Петр Петрович

В статье рассматривается социальное предпринимательство как новое направление и его правовое регулирование в федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Исследованы понятие социального предприятия и его особенности как подвида субъекта предпринимательской деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баттахов Петр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL BUSINESS IN RUSSIA AND ITS LEGAL REGULATION IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers social entrepreneurship as a new direction and its legal regulation in the federal law "On the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation." The concept of a social enterprise and its peculiarities as a subspecies of a business entity are studied

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ»

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

DOI 10.47643/1815-1329_2022_1_78

СОЦИАЛЬНЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ

БАТТАХОВ Петр Петрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: Battakhov@mail.ru;

BATTAKHOV Petr Petrovich,

Ph.D., senior research fellow in the business and corporate law sector of the Institute of State and Law

of the Russian Academy of Sciences.

10, Znamenka str., Moscow 119019, Russian Federation.

E-mail: Battakhov@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается социальное предпринимательство как новое направление и его правовое регулирование в федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Исследованы понятие социального предприятия и его особенности как подвида субъекта предпринимательской деятельности

Abstract: The article considers social entrepreneurship as a new direction and its legal regulation in the federal law "On the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation." The concept of a social enterprise and its peculiarities as a subspecies of a business entity are studied

Ключевые слова: социальное предпринимательство, инновация, социальное предприятие, предпринимательство, коммерческие организации

Keywords: social entrepreneurship, innovation, social enterprise, entrepreneurship, commercial organizations

Дата направления статьи в редакцию: 09.11.2021

Дата публикации: 31.01.2022

В последние несколько лет в России отмечена тенденция стабильного укрупнения действующего бизнеса, что подтверждается статистическими данными. Так, в 2016 году процент предприятий малого и среднего бизнеса составлял около 22% от общего количества. В 2018 году показатель снизился до 16%. Столь неприятная статистика стала причиной внесения корректировок в существующие законодательные акты. В частности, был дополнен ФЗ-№209 от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего бизнеса». В него внесены дополнения, позволяющие поддерживать и стимулировать развитие предпринимательства.

Сегодня российские предприниматели максимально защищены законом. Есть акты, которые все без исключения регулируют стороны ведения бизнеса. Они включают в себя нормы гражданского, уголовного и трудового права. Но при этом базой для их составления и применения является исключительно конституционное право. Именно Конституция России является основным сводом законов, на который опираются все остальные. В указанном своде законов и определяется право владения и использования земельных ресурсов. Также Конституция РФ позволяет гражданам страны становиться субъектами предпринимательства, используя свои умения, знания и средства для получения прибыли. На законодательном уровне каждому субъекту малого и среднего бизнеса гарантирована «свобода экономической деятельности», право беспрепятственно перемещать финансовые или товарно-сырьевые активы. Государство должно контролировать предпринимательство, регулировать его деятельность при помощи нормативно-правовых актов. Это позволяет создать прочную основу для стабильного развития и становления не только бизнеса, но и общества в целом. Развитая предпринимательская деятельность гарантирует повышение уровня и качества жизни населения. Согласно Конституции РФ, предпринимательская деятельность разрешается только при условии обязательной регистрации соответствующим органом. Порядок и условия такой регистрации определены Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Составлен четкий перечень предоставляемых документов, ограничены сроки подачи заявления. Также установлена сумма налогов и сборов. Каждый хозяйствующий субъект, регистрируя бизнес, берет на себя обязательство по уплате всех налоговых сборов в соответствии с действующим законодательством^].

Предпринимательство в России в последние годы развивается достаточно активно. Однако не так давно появилось

новое направление, которое находится пока на начальном этапе становления. Это так называемое социальное предпринимательство. Стремительное развитие отрасли является выгодным для государства. Деятельность бизнеса в данном направлении позволяет справиться с насущными проблемами незащищенных слоев населения, которые не могут получить государственную помощь. Основными целями предпринимателей, выбравших данное направление, являются:

- стимулирование развития социально-экономического направления деятельности;

- внедрение инновационных направлений предпринимательства;

- определение и решение проблем в разных сферах - трудоустройстве, образовании, здравоохранении и так далее;

- решение проблем социального характера, не затрагивающих иные сферы деятельности;

- выявление и решение проблем граждан, оставшихся без помощи государства[2].

Все действия социального предпринимательство направлены на улучшение общего благосостояния граждан. Решение указанных проблем положительно скажется и на состоянии экономики государства.

Важно отметить, что сегодня социальное предпринимательство активно развивается не только в России. Ряд европейских государств уже активно внедряют и поддерживают данное направление на законодательном уровне. Социальное предпринимательство играет важную роль, поскольку позволяет решить проблемы, возникающие в период экономического кризиса. Данная отрасль деятельности использует инструменты и механизмы, позволяющие решить ряд социальных проблем. Несмотря на активное развитие отрасли, социальное предпринимательство не может в полной мере справиться с существующими проблемами. Причина заключается в отсутствии современных правовых норм, которые смогут поддерживать и защищать социальных предпринимателей [3].

Фактически данное направление деятельности представляет собой тесное взаимодействие государства и бизнесменов для решения социальных проблем. Взамен на сотрудничество государство получает решение ряда остро стоящих социальных проблем. К ним в первую очередь относятся: вопросы социальной защиты и обеспечения населения, организация стабильной медицинской помощи населению отдаленных регионов, трудоустройство и повышение качества образования. Социальные предприятия применяют в своей работе инновационные способы, позволяющие добиться качественного результата намного быстрее.

Причиной роста потребности в социальном предпринимательстве стали последствия развития бизнеса в России. В последние годы существенно усилилось «расслоение» населения - появились новые, социально незащищенные категории, которым государство помочь не может. Предпринимательство социального типа соединяет в себе черты обычного бизнеса и деятельности благотворительных организаций. Разницей между простым предпринимательством и социальным является способность второго решать острые вопросы социальных проблем. Разница между благотворительностью и указанным видом деятельности в том, что бизнесмен все же получает прибыль[4].

Деятельность социального предпринимательства строго регламентирована законом. Она направлена на решение социальных вопросов общества и достижение важных для общества и государства целей. Законом социальное предприятие определяется как субъект бизнеса, работающий исключительно в социальной сфере. При этом п.3 ст. 24.1 ФЗ №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» строго определяет порядок признания субъекта предпринимательства социальным. В определении вышеназванного закона сфера деятельности социального предпринимательства ограничена. Социальное предпринимательство не может осуществлять деятельность, связанную с:

- реализацией подакцизных товаров;

- производством товаров;

-добычей ископаемых (исключением являются общераспространенные).

Важно учесть, что порядок определения субъекта предпринимательства как социального может корректироваться органом исполнительной власти федерального уровня. Но только в том случае, если у данного органа есть полномочия регулирования (в том числе и нормативно-правового) сферы развития малого и среднего бизнеса.

Действующими нормативно-правовыми актами социальное предприятие определяется как отдельный субъект хозяйственной деятельности, работающий в социальной сфере. Его основная задача - решение социальных проблем, с которыми сталкивается население, не имеющее помощи от государства. Для достижения поставленных целей субъект может использовать как собственные средства, так и помощь, выделяемую ему государством.

Для российского бизнеса отрасль социального предпринимательства является новой. Хотя важно отметить, что такое направление существует достаточно давно. На протяжении длительного времени представители бизнеса самостоятельно, без помощи государства, вынуждены были решать ряд социальных вопросов. Сейчас по мере развития нового направления принцип действия меняется. Большинство предпринимателей могут рассчитывать на активную поддержку со стороны государства. Сотрудничество - взаимовыгодно, поскольку, ведя деятельность в социальной сфере, предприниматель получает финансовую помощь. В свою очередь он решает вопросы для государства, связанные с проблемами социальной сферы. ФЗ №209, а именно п. 8 ст. 3, четко указывает на ограничения, касающиеся деятельности субъектов. Так, представитель малого бизнеса относится к социальному предпринимательству только в том случае, если его хозяйственная сфера связана исключительно с помощью населению, обеспечением его нужд и решением социальных вопросов. Также поставлена главная задача деятельности - повышение уровня жизни путем решения проблем социального обеспечения в разных сферах.

Принцип функционирования социального предприятия несколько отличается от привычной хозяйственной деятельности. Основной целью такого предприятия является проведение деятельности, способствующей повышению качества жизни и уровня благополучия граждан, относящихся к социально незащищенным слоям населения. В Законе отмечено, что предприниматель может получать прибыль за осуществляемую деятельность.

Для законного функционирования субъект социального предпринимательства обязательно должен пройти государственную регистрацию. Впервые в РФ такой субъект малого бизнеса был зарегистрирован в 2020 году. Важно отметить, что представитель социального предпринимательства ежегодно должен подтверждать свой статус и работу именно в указанной сфере. Официально работающие в социальной сфере хозяйствующие субъекты имеют право на получение помощи со стороны государства (материальной, информационной, имущественной). Потому официальная регистрация субъекта социального предпринимательства является выгодной для него самого.

Сегодня для определения типа субъекта социального предпринимательства используется метод классификации, разработанный Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Основой принципа является разделение субъектов по наличию трудоустроенных социально незащищенных лиц. Основные категории классификации:

- 1 категория - социальное предприятие обеспечивает трудоустройство социально незащищенных граждан. Среди сотрудников - минимум 2 человека, принадлежащих к данной категории населения. Отчисления в фонд оплаты труда составляют минимум 20%;

- 2 категория - субъект малого или среднего бизнеса, работающий в сфере социального предпринимательства, занимается реализацией товаров/предоставлением услуг социально незащищенным гражданам. Прибыль от деятельности должна составлять не менее 50% общего дохода предприятия (берется показатель предыдущего года). На развитие деятельности компании выделяется 50% чистой прибыли (если она присутствует);

- 3 категория - реализация товаров и их предоставление гражданам, принадлежащим к социально незащищенным категориям населения. Прибыль субъекта предпринимательства составляет не менее 50% от общего дохода (показатель предыдущего года). На осуществление и развитие деятельности компания выделяет не менее 50% чистой прибыли. Но только в том случае, если она есть;

- 4 категория - компания работает с целью внедрения социально значимых проектов, определенных государством. Доход от такой деятельности должен составлять не менее 50% общего дохода компании. Затраты на развитие и реализацию -не менее 50% чистой прибыли (при ее наличии)[5].

Такое разделение, учитывающее сотрудников, направление и принцип деятельности позволяют максимально точно определить хозяйствующую организацию как субъект социальной деятельности. Важно учесть, что государственные предприятия или муниципальные учреждения не являются субъектами социального предпринимательства. Основным отличием является то, что хозяйствующие субъекты, официально регистрирующие бизнес как социально значимый, получают от государства определенные льготы. В то время как государственные компании и муниципальные учреждения создаются с целью решения определенной задачи. Федеральным законом №209, п.3 ст.24.1 в редакции от 27.10.2020 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определено - право на льготы имеют только представители частного малого и среднего бизнеса. Государственные компании таким правом не располагают. Поскольку недопустимо, чтобы организация, созданная для решения определенной задачи, вела деятельность, связанную с проблемами, находящимися не в

ее компетенции. Такая государственная компания не имеет правового основания претендовать на дополнительные льготы. Все потребности были учтены в момент формирования организации[6].

Действующим законом предусмотрено распространение льготного контроля малого и среднего социального предпринимательства. Нормативно-правовой акт ограничил виды деятельности для социального предприятия, основным назначением которого является достижение важных целей для общества, а именно решение социальных проблем граждан. Такое заключение тяжело принять: работа социальных организаций с подобным направлением возможна в различных экономических сферах. Действующее законодательство не обозначило экологическую деятельность как социальную -использование временных организаций и средств по реализации мероприятий для помощи всем слоям населения. Например, планирование поездок на природные объекты других регионов - экологический туризм. Закон не содержит информацию об инновационной деятельности социальных организаций. Однако практика показывает обратное: подобные социальные предприятия - лидеры по освоению нововведений. Задача внедряемых новшеств со стороны фирм - улучшение качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья и иных категорий граждан. Положение людей, нуждающихся в социальной помощи, недопустимо в условиях распространения цифровой революции. Повсеместный переход к современным технологиям организован руководством страны. Трансформация относится не только к экономике, но и к повседневной жизни социума. Цель ускоренного внедрения интеллектуальных систем - реализация функций, задач и действий в разных сферах на уровне человеческого мозга [7].

Социальное предпринимательство на территории России охватывает не все направления. Большинство относительно небольших, свободных от конкурентов, участков рынка обслуживаются другими организациями. Поэтому победить в борьбе с экономическими субъектами - гигантами трудно. Поддержка государства - путь к преодолению финансовых барьеров и успешному развитию направлений. Затруднения для входа в отрасль, устанавливаемые на территории России, вызывают меры по ограничению конкуренции. Совокупность мероприятий государственных органов власти - помощь новичкам в продвижении деятельности. Результат действий - финансирование и консультирование предпринимателей на протяжении первых трех лет. К таким мерам поддержки относится, например, ускоренная регистрация социальных предприятий. С другой стороны, предприниматели должны выполнять обязанности, установленные федеральными законами и другими нормативными актами. Цель социального предприятия - не только получение дохода, но и стремление к социальным изменениям. Современная Россия в такой области имеет много проблем. Задача - решение в ближайшее время сложных теоретических и практических вопросов.

Регулирование социального предпринимательства через рычаги малого и среднего бизнеса, по мнению Сивакова О.В., тяжело признать удачным. Причиной этому является следующее: социальное предприятие - бизнес с особым направлением. Его цель - защита социально-уязвимых групп населения и менее конкурентоспособных граждан. Проблема предпринимателей - дополнительные затраты. Поэтому мы считаем необходимым разработку отдельного нормативно-правового акта. Закон о социальном предпринимательстве должен предусматривать основные формы организации самостоятельной деятельности. Его цель - предоставление разрешения коммерческим организациям на проведение работ в социальной области. Главное условие - признание только таких предприятий общественными. Причина: сегодняшняя проблема - одобрение занятия социальным предпринимательством в составе коммерческих фирм с использованием любых организационно-правовых форм. Возможные негативные последствия - попытки обмана со стороны бизнесменов. Причина -стремление к получению льгот, мер поддержки разными способами с помощью представления предприятий в качестве общественных. Проблема государства - нежелательные дополнительные расходы по усилению контроля: организация проверок, проведение экспертиз. Цель - обеспечение справедливости на предмет признания социального направления проектов. Установление специальных форм организации самостоятельной деятельности для работы коммерческих фирм в социальных областях - основное правило закона о социальном предпринимательстве. Хозяйствующие субъекты обязаны прописать в уставах общественные цели своего бизнеса. Распределить выручку между учредителями пропорционально доле участия в уставном капитале. Такие предприятия претендуют на получение социального статуса, налоговых льгот и доступа к дополнительным каналам предоставления денежных средств. Вспомогательные источники финансирования: специальные гранты, выплаты из государственного или местного бюджета, пожертвования и иные виды поддержки. Задача - избегание ситуаций, связанных с вынужденной регистрацией двух юридических лиц в формах: коммерческой и некоммерческой. Первая -

предусматривает основную цель: получение прибыли, например, от реализации товаров, изготовленных инвалидами. Доход не распределяется между участниками. Вторая - поступление денег в виде льгот, грантов и пожертвований, например, в созданный благотворительный фонд. Доход тратится исключительно на нужды конкретных лиц[7].

Первый этап - организация мероприятий на федеральном уровне по поддержке социального предпринимательства. Меры выражения социальной политики государства действуют на территории любых регионов. Стадия характеризуется развитием бизнеса в западных регионах, близкорасположенных к Московской области. Причина - благоприятное экономическое положение областей: возможность поддержать социальные организации. Регионы на окраинах России не имеют финансовых ресурсов для оказания материальной помощи. Меры выражения социальной политики государства должны быть разнообразными. Поддержка заключается не только в финансовом обеспечении, но и носит информационный характер -просвещение населения о социальном предпринимательстве и повышение уровня компетентности начинающих бизнесменов. Требуется создание консультационных центров на территории каждого региона. Цель - предоставление профессиональных советов и грамотных рекомендаций по вопросам ведения деятельности и кадровому сопровождению. Необходимо проводить бесплатные семинары и тренинги, организовывать обучающие мероприятия. Приглашать высококвалифицированных кураторов и бизнес-тренеров. Цель - разработка наиболее эффективной модели работы. Необходимо обеспечить денежную помощь социальным предприятиям. Использование средств пойдет на развитие и продвижение деятельности. А также на решение сложных вопросов в будущем[4].

Подводя итоги работы, разумно будет сделать акцент на проведенном анализе процесса развития социального предпринимательства на территории Российской Федерации. Первый этап - самый важный: заключается в подробном исследовании совокупности хозяйственных операций других юридических лиц страны. Определение эффективных путей развития - начало становления социального предпринимательства в России. Первые действия требуют дальнейшего утверждения правок, прописанных в рассматриваемом нормативно-правовом акте. Дополнения вносятся в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

Контроль бизнеса на территории России с социальным направлением должен совершенствоваться. Правовая база -фундамент, необходимый для развития самостоятельной деятельности экономического сектора страны.

Таким образом, актуальность данной темы подтверждается проблемами действующего законодательства. Общественные движения требуют новых подходов в решении проблем работы экономических субъектов. Современный социум нуждается в развитии социального предпринимательства. Разъяснения на практическом и доктринальном уровне, к сожалению, не сводятся к единому мнению. Изменения правового регулирования должны соответствовать решению актуальных вопросов населения. Задача - стремление к принятию отдельного нормативного акта.

Библиография:

1. Минетдинова В.Д., Алиева Г.Ш., Калашникова Е.Б. К вопросу о социальном предпринимательстве в России // Modern Science. 2019. № 10-2. С. 124-127.

2. Федорова И.В., Федорова М.В. Актуальные проблемы развития сферы социального предпринимательства в Российской Федерации //Вопросы российской юстиции. 2020. № 5. С. 193-204.

3. Нетесова М.С. О развитии законодательства в сфере социального предпринимательства // Modern Science. 2019. № 9-2. С.

115-120.

4. Шумал В.И., Васильев А.В. Социальное предпринимательство в России: основные проблемы и пути решения // Modern Science. 2020. № 3-1. С. 258-261.

5. Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы Интернет ресурс: https://clck.ru/Rxr73.

6. Занковский С.С. Правовые аспекты концептуальной модели социального предпринимательства // Modern Science. 2020. № 11-1. С. 80-85.

7. Сиваков О.В. Социальный туризм и социальное предпринимательство: вопросы правового регулирования // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2020. № 1. С. 280-284.

References (transliterated):

1. Minetdinova V.D., Alieva G.SH., Kalashnikova E.B. K voprosu o social'nom predprinimatel'stve v Rossii // Modern Science. 2019. № 10-2. S. 124-127.

2. Fedorova I.V., Fedorova M.V. Aktual'nye problemy razvitiya sfery social'nogo predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii //Voprosy rossijskoj yusticii. 2020. № 5. S. 193-204.

3. Netesova M.S. O razvitii zakonodatel'stva v sfere social'nogo predprinimatel'stva // Modern Science. 2019. № 9-2. S. 115-120.

4. SHumal V.I., Vasil'ev A.V. Social'noe predprinimatel'stvo v Rossii: osnovnye problemy i puti resheniya // Modern Science. 202 0. № 3-1. S. 258-261.

5. Departament predprinimatel'stva i innovacionnogo razvitiya goroda Moskvy Internet resurs: https://clck.ru/Rxr73.

6. Zankovskij S.S. Pravovye aspekty konceptual'noj modeli social'nogo predprinimatel'stva // Modern Science. 2020. № 11-1. S. 80-85.

7. Sivakov O.V. Social'nyj turizm i social'noe predprinimatel'stvo: voprosy pravovogo regulirovaniya // Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. 2020. № 1. S. 280-284.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.