Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ЭКОСИСТЕМАХ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА И АРКТИКИ'

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ЭКОСИСТЕМАХ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА И АРКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕР / АРКТИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭКОСИСТЕМА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихвердиев А.П., Вишняков А.А., Чемашкин А.Ю., Обрезков Н.И.

Целью исследования является выявление существующих проблем развития инновационного потенциала малого и среднего предпринимательства в условиях Севера и Арктики. В результате анализа, проведенного в четырех арктических территориях Республики Коми, выявлены проблемы в развитии инновационного потенциала малого и среднего предпринимательства. Научная работа основывается на таких методах исследования, как анкетирование, экспертный опрос, анализ и синтез инновационного потенциала малого и среднего предпринимательства, статистический анализ. Проанализированы факторы, влияющие на возможность создания и развития интеллектоемких, высокотехнологичных компаний в Арктической зоне Российской Федерации. Авторами предложен комплекс мер, направленных на стимулирование процессов возникновения инновационных производств в Российской Арктике. Рассмотрены направления активизации потенциала региона в целях решения существующих проблем развития малого и среднего предпринимательства. Рассмотрена определяющая роль государства в создании и развитии инновационной инфраструктуры. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании важности развития инновационного потенциала в предпринимательской экосистеме в условиях Севера и Арктики. Практические результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании стратегии развития Арктической зоны РФ, повышении эффективности работы государственных органов в развитии предпринимательских экосистем на арктических территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE INNOVATIVE POTENTIAL OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN ENTREPRENEURIAL ECOSYSTEMS IN THE CONDITIONS OF THE NORTH AND THE ARCTIC

The article deals with the problems of developing the innovative potential of small and medium-sized businesses in entrepreneurial ecosystems in the conditions of the North and the Arctic. As a result of the analysis in the four Arctic territories of the Komi Republic, problems were identified in the development of the innovative potential of small and medium-sized businesses. The factors influencing the possibility of creating and developing highly intelligent, high-tech industries in the Arctic zone of the Russian Federation are analyzed. A set of measures is proposed that can stimulate the processes of creating innovative industries in the Arctic zone of the Russian Federation. The directions of activating the potential of the region, which can solve the existing problems of the development of small and medium-sized businesses, are considered. The main role of the state in the creation and development of innovation infrastructure is considered. The results obtained can be used in improving the strategy for the development of the Arctic zone of the Russian Federation, increasing the efficiency of the work of state bodies in the development of the entrepreneurial ecosystem in the Arctic territories.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ЭКОСИСТЕМАХ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА И АРКТИКИ»

Научная статья

001: 10.34130/2070-4992-2022-2-3-336 УДК 332.1

Развитие инновационного потенциала малого и среднего бизнеса в предпринимательских экосистемах в условиях Севера и Арктики

Ариф Пирвелиевич Шихвердиев1, Андрей Анатольевич Вишняков2, Андрей Юрьевич Чемашкин3,

Никита Иванович Обрезков4

1 2 4 Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия,

Минэкономразвития России, Москва, Россия 1 shikverdiev@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2969-3053;

2aavishnyakov@mail.ru; 3 andrey.chemashkin@gmail.com 4obrezkov-n@mail.ru

Аннотация. Целью исследования является выявление существующих проблем развития инновационного потенциала малого и среднего предпринимательства в условиях Севера и Арктики. В результате анализа, проведенного в четырех арктических территориях Республики Коми, выявлены проблемы в развитии инновационного потенциала малого и среднего предпринимательства.

Научная работа основывается на таких методах исследования, как анкетирование, экспертный опрос, анализ и синтез инновационного потенциала малого и среднего предпринимательства, статистический анализ. Проанализированы факторы, влияющие на возможность создания и развития интеллектоемких, высокотехнологичных компаний в Арктической зоне Российской Федерации.

Авторами предложен комплекс мер, направленных на стимулирование процессов возникновения инновационных производств в Российской Арктике. Рассмотрены направления активизации потенциала региона в целях решения существующих проблем развития малого и среднего предпринимательства. Рассмотрена определяющая роль государства в создании и развитии инновационной инфраструктуры. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании важности развития инновационного потенциала в предпринимательской экосистеме в условиях Севера и Арктики. Практические результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании стратегии развития Арктической зоны РФ, повышении эффективности работы государственных органов в развитии предпринимательских экосистем на арктических территориях.

Ключевые слова: Север, Арктика, предпринимательская экосистема, малый и средний бизнес, инновационный потенциал, высокотехнологичные производства, инновационная инфраструктура

Для цитирования: Шихвердиев А. П., Вишняков А. А., Чемашкин А. Ю., Обрезков Н. И. Развитие инновационного потенциала малого и среднего бизнеса в предпринимательских экосистемах в условиях Севера и Арктики // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2022. Т. 2. Вып. 3. С. 336-346. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-3-336

Original Article

Development of the innovative potential of small and medium-sized businesses in entrepreneurial ecosystems in the conditions of the North and the Arctic

Arif P. Shikhverdiev1, Andrey A. Vishnyakov2, Andrey Yu. Chemashkin3, Nikita I. Obrezkov4

i,2,4 Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Syktyvkar, Russia 3Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Moscow, 1shikverdiev@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2969-3053; 2aavishnyakov@mail.ru; 3 andrey.chemashkin@gmail.com; 4obrezkov-n@mail.ru

Abstract. The article deals with the problems of developing the innovative potential of small and medium-sized businesses in entrepreneurial ecosystems in the conditions of the North and the Arctic.

As a result of the analysis in the four Arctic territories of the Komi Republic, problems were identified in the development of the innovative potential of small and medium-sized businesses. The factors influencing the possibility of creating and developing

highly intelligent, high-tech industries in the Arctic zone of the Russian Federation are analyzed. A set of measures is proposed that can stimulate the processes of creating innovative industries in the Arctic zone of the Russian Federation.

The directions of activating the potential of the region, which can solve the existing problems of the development of small and medium-sized businesses, are considered. The main role of the state in the creation and development of innovation infrastructure is considered. The results obtained can be used in improving the strategy for the development of the Arctic zone of the Russian Federation, increasing the efficiency of the work of state bodies in the development of the entrepreneurial ecosystem in the Arctic territories.

Keywords: North, Arctic, entrepreneurial ecosystem, small and medium-sized businesses, innovation potential, high-tech industries, innovation infrastructure

For citation: Shikhverdiev A. P., Vishnyakov A. A., Chemashkin A. Yu., Obrezkov N. I. Development of the innovative potential of small and medium-sized businesses in entrepreneurial ecosystems in the conditions of the North and the Arctic. Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2022. Vol. 2, issue 3. Рр. 336-346. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-3-336

Введение

Проблематика развития и освоения российского Севера и Арктики входит в круг значимых вопросов государственной политики в современных социально-экономических условиях.

1. Направления развития Арктической Зоны Российской Федерации (далее — АЗ РФ) закреплены в: Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденных указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 года № 164 [1]; Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 года № 645 [2]; федеральном законе от 13 июля 2020 года № 193-Ф3 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» [3]; государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 марта 2021 года № 484 [4]; указе Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [5].

В целях развития и освоения Севера и Арктики особенно важным является развитие предпринимательства, учитывая значение его инновационного потенциала. Субъекты малого и среднего бизнеса являются традиционным источником занятости, реализации ключевых аспектов жизнедеятельности, инструментом учета интересов коренного населения АЗ РФ, обеспечения эффективного функционирования крупных предприятий, передающих ряд функций предпринимателям.

Профильным федеральным законом в области развития малого и среднего предпринимательства в качестве основных целей государственной политики определены следующие:

1) содействие формированию конкурентной среды в российской экономике;

2) обеспечение благоприятных условий для развития и увеличения численности субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) содействие в продвижении производимых товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на российский и зарубежные рынки;

4) обеспечение занятости и самозанятости;

7) увеличение доли производимых малым и средним бизнесом товаров (работ, услуг) в объеме российского валового внутреннего продукта, а также повышение соответствующих налоговых доходов в бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ [6].

Законодательством к целевым показателям мер государственной поддержки развития предпринимательства в Арктике отнесены: экономическое развитие АЗ РФ; активизация привлечения инвестиций и предпринимательства в АЗ РФ; формирование экономической основы для опережающего социального развития в АЗ РФ [3].

В «арктической» государственной программе определены задачи социально-экономического развития АЗ РФ, такие как обеспечение преференциальных условий для поддержки предпринимателей и реализации инвестиционных проектов; создание рабочих мест; комплексное развитие территорий [4]. В качестве целевых индикаторов и показателей указанной государственной программы определены в том числе: количество резидентов и территорий опережающего социально-экономического развития; объем внебюджетных инвестиций, привлеченных для реализации отобранных Правительством РФ проектов.

Теория и методология исследования

По мнению ряда экспертов, в настоящее время фирмы и сетевые предпринимательские структуры естественным образом трансформируются в предпринимательские экосистемы [7].

В настоящее время в научной литературе отсутствует общепринятый подход к определению предпринимательской экосистемы. В работе С. В. Дорошенко и А. Г. Шеломенцева отмечается контекстуальность понятия предпринимательской экосистемы [8]. При этом большинство авторов сходится во мнении, что перерождение фирм в предпринимательские экосистемы (или социально-экономические системы) является закономерным эволюционным процессом в условиях усложняющегося взаимодействия с внешней средой, что характеризует менее механистический и более синкретический взгляд на анализ экономических явлений [9]. Примечательна также наблюдаемая тенденция к ослаблению в рамках экосистемы самостоятельности фирм как экономических субъектов, к размыванию их границ и динамичному изменению структуры, а также к приобретению фирмами черт функций экосистемы [10].

Становясь экосистемами, предпринимательские сети выходят как за рамки среды ближнего окружения хозяйствующего субъекта, так и за пределы региональных и национальных границ в целях обработки возрастающего количества сигналов среды, продуцирования большего количества инноваций. При этом результаты внедрения инноваций в предпринимательской экосистеме приносят выгоды всем ее элементам.

Как отмечено в работе Г. Б. Клейнера, экосистема характеризуется постоянным расширением во времени и пространстве в целях обеспечения своей жизнедеятельности [11]. В этом смысле усиливающаяся нагрузка внешней среды на предпринимательскую экосистему обусловливает рост инноваций, которые в свою очередь необходимы для обеспечения ее расширения (то есть для выживания экосистемы) и способствуют достижению целей экономической безопасности и реализации национальных интересов.

Таким образом, предпринимательская экосистема является оптимальным способом организации субъектов предпринимательства, позволяющим обеспечивать развитие даже в кризисных экономических ситуациях. Следовательно, задачи экономической безопасности граждан и государства могут решаться через создание условий для развития предпринимательских экосистем.

Необходимым условием выживания и успешного развития предпринимательских экосистем является наличие унифицирующих параметров.

В работе [8] в качестве одного их таких параметров указывается необходимость наличия сообщества, объединяющего воедино все прочие компоненты предпринимательской экосистемы. Отдельными авторами отмечается важность применения единых координационно-ценностных механизмов для управления в экосистемах [9]. Некоторыми экспертами в качестве базовых элементов предпринимательских экосистем обозначаются в том числе общий культурный контекст, единые регуляторные рамки, доступность базовой инфраструктуры и прочие условно объединяющие характеристики [12].

В целом предполагается, что указанные унифицирующие параметры могут быть объединены категорией институционального контекста функционирования предпринимательских систем.

Институциональный контекст прямо влияет на эффективность предпринимательских экосистем, что повышает значимость достижения институциональной зрелости российской экономики [13]. Развитые формальные и неформальные институты обеспечивают меньшие издержки взаимодействия экономических агентов (транзакционные издержки) и, следовательно, более высокие темпы развития предпринимательских экосистем. Институты являются своего рода «почвой», на которой произрастает предпринимательство, и чем выше качество институтов («чем плодороднее почва»), тем больший вклад в обеспечение экономической безопасности и реализацию национальных интересов способны осуществлять предпринимательские экосистемы. При этом, полагаем, что высокий уровень качества работы институтов снижает негативное воздействие внешнеполитической напряженности, позволяя с большей эффективностью использовать наличные государственные ресурсы.

Таким образом, ключевая роль государственного управления в части обеспечения экономической безопасности и реализации национальных интересов состоит в создании оптимального институционального контекста, способствующего ускоренному зарождению и развитию предпринимательских экосистем.

В целях содействия развитию предпринимательских экосистем необходимо совершенствование институционального контекста экономической деятельности, что является ключевой целью государственного управления по обеспечению экономической безопасности и реализации национальных интересов.

Концепция экосистем в экономической литературе эволюционирует на протяжении более чем 30 лет. Среди ученых, использующих данную концепцию в вопросах изучения экономического развития, можно выделить Дж. Вальдеса [16], Дж. Ф. Мура [17], Д. Дж. Изенберг [18], К. Мейсона и Р. Брауна [19], Я. Харима [20] и других.

Результаты проведенного анализа ряда работ зарубежных и отечественных авторов, изучающих различные аспекты предпринимательских экосистем, демонстрируют следующие выводы:

- подход многих исследователей грешит некоторой однобокостью, соответствующие заключения носят общий характер, не базируются на актуальных достижениях современных научных разработок;

- рядом экспертов рассматриваются предпринимательские экосистемы отдельных субъектов предпринимательства, а не вся экосистема в целом;

- фокус отдельных авторов в большей степени сосредоточен на изучении инновационных, а не предпринимательских экосистем.

Следует отметить, что развитие предпринимательской экосистемы требует системного подхода и значительных усилий для запуска механизмов самовоспроизводства (саморазвития) в такой экосистеме.

При этом полагаем, что дополнительными составляющими предпринимательских экосистем на современном этапе также являются недостаточно изученные аспекты, более детально раскрывающие рассмотренный выше институциональный контекст их развития:

- надлежащий уровень системы корпоративного управления, в том числе система управления рисками и внутреннего контроля;

- высокий уровень корпоративной культуры;

- социальная и экологическая ответственность;

- ориентация на цели устойчивого развития;

- развитый фондовый рынок;

- эффективная система публичного управления;

- развитые механизмы государственно-частного партнерства;

- развитая информационная инфраструктура;

- качественная предпринимательская инфраструктура;

- благоприятный инвестиционный климат;

- высокий уровень применения методологии проектного управления.

Следует особо отметить, что важнейшим элементом среды, оказывающим конструирующее влияние на предпринимательские экосистемы, является фактор природы Арктики, определяющий специфическое соотношение рисков и возможностей. Так, например, для развития предпринимательства в сфере туризма, традиционных направлений деятельности коренных народов Арктики, природно-климатические условия деятельности предпринимателей зачастую являются решающими при выборе оптимальной конфигурации предпринимательских экосистем.

Вместе с тем в условиях нарастания требований к бизнесу в части обеспечения принципов устойчивого развития целесообразна разработка методологических основ и механизмов развития предпринимательских экосистем и поддержки предпринимательства в целях учета инновационных социально и экологически ориентированных сценариев в развитии и хозяйственном освоении Арктики.

Важным этапом в развитии предпринимательских экосистем в условиях Арктики является выявление препятствующих факторов. Предполагается, что системообразующую роль по устранению их негативного влияния могут иметь инструменты прямого государственного стимулирования и регулирования построения предпринимательских экосистем, что обусловливает необходимость детального обоснования соответствующих методик, предполагающих установление условий их применения, критериев эффективности разработанных механизмов развития предпринимательских экосистем.

Для достижения целей государственной политики по развитию предпринимательских экосистем в АЗ РФ, обладающих высоким инновационным потенциалом, целесообразна разработка инструментов внедрения, тиражирования и скорейшей коммерциализации актуальных научно-технических достижений и технологий, форсированного создания наукоемких, высокотехнологичных и

ресурсосберегающих предприятий, предусмотрев оптимальное сочетание прямого и косвенного государственного стимулирования и рыночных механизмов.

В качестве основных направлений приложения государственных усилий на региональном и муниципальном уровнях для повышения эффективности бизнеса и предпринимательских сетей с последующим их перерождением в расширяющиеся во времени и пространстве экосистемы, обладающие признаками самовоспроизводящихся систем, в условиях Севера и Арктики (на примере Республики Коми) предлагаются:

- поддержка локальных перерабатывающих производств, применяющих и создающих инновационные технологии, развитие в регионе производств товаров широкого потребления;

- развитие механизмов современного финансового менеджмента и привлечение инвестиций из альтернативных (негосударственных) источников;

- активизация работы региональных и муниципальных органов власти и бизнеса по получению финансовой поддержки для развития предпринимательских экосистем за счет предусмотренных законодательством федеральных источников;

- кардинальное снижение административных барьеров создания и развития бизнеса в регионе, в особенности в части получения государственной финансовой поддержки субъектами предпринимательства;

- повышение эффективности деятельности профильных региональных учебно-консультационных организаций и институтов развития в области поддержки предпринимательства;

- увеличение объемов прямого государственного стимулирования и поддержки инновационного развития субъектов предпринимательства в условиях Севера и Арктики, в том числе за счет пересмотра моделей перераспределения доходов от «природной ренты» между регионом и федеральным центром;

- стимулирование бизнеса к социально и экологически ответственному поведению;

- развитие механизмов кадрового обеспечения предпринимательства, в том числе за счет расширения круга участников федеральной инновационной площадки по подготовке управленческих кадров для работы в условиях Севера и Арктики, проведения тематических научных и практических мероприятий (форумов, конференций, семинаров, круглых столов и т. д.) для бизнес-сообщества, внедрения программ обучения и повышения квалификации для руководства и сотрудников предприятий;

- расширение практики применения механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства, в том числе в формате совместной разработки соответствующих законодательных инициатив.

В свою очередь представителями предпринимательского сообщества необходима реализация мер:

- по активизации взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти по вопросам поддержки предпринимательства;

- принятию более деятельного участия в существующих и создаваемых программах обучения и повышения квалификации руководителей и сотрудников предприятий;

- широкому внедрению цифровых технологий в развитии бизнес-процессов компаний;

- внедрению энергоэффективных, ресурсосберегающих и природоподобных технологий с использованием имеющихся механизмов целевого государственного финансирования [14].

В текущей ситуации для реализации инновационного потенциала складывающихся локальных предпринимательских экосистем в условиях российского Севера и Арктики, на наш взгляд, возможно инициирование следующих государственных инициатив:

- совершенствование инструментария экспертизы инновационных проектов и развитие консультационных услуг для инновационного предпринимательства;

- совершенствование правового регулирования использования венчурных инвестиций;

- повышение эффективности налогового стимулирования для развития инноваций и предпринимательства;

- развитие национального фондового рынка с целью привлечения инвестиций в предпринимательские инновации;

- привлечение венчурного капитала, в том числе посредством снижения процентных ставок;

- развитие системы образования в области инноваций и инвестиций, культивирование инновационной и предпринимательской культуры среди граждан;

- повышение эффективности грантовой поддержки инновационной деятельности.

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2022. V. 2. № 3

Предлагаемые системные меры направлены на формирование институциональных условий, необходимых для возникновения предпринимательских экосистем на региональном уровне, а также для реализации их инновационного потенциала, что позволит обеспечить сбалансированное экономическое развитие, экономическую безопасность при соблюдении национальных интересов [15].

Результаты исследования

С июля 2020 г. определен правовой режим мер государственной поддержки в АЗ РФ. Соответствующим федеральным законом предусмотрено стимулирование и активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности в макрорегионе, создание экономической основы для опережающего социального развития и улучшения качества жизни граждан в АЗ РФ [3].

Указанным нормативным правовым актом урегулированы отношения, возникающие в ходе применения отдельных мер государственной поддержки организаций, действующих на отдельных арктических территориях, традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов АЗ РФ.

В Республике Коми в настоящее время помимо муниципального образования городского округа «Воркута» к АЗ РФ дополнительно отнесены три муниципальных образования Республики Коми: муниципальное образование городского округа «Инта», муниципальное образование городского округа «Усинск» и муниципальный район «Усть-Цилемский».

В целях оценки влияния факторов развития малого и среднего предпринимательства для построения эффективной предпринимательской экосистемы в условиях Арктики специалистами Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина проведено соответствующее исследование на примере четырех арктических муниципалитетов Республики Коми.

В исследовании приняли участие 50 организаций малого и среднего бизнеса, не являющихся резидентами Арктики в соответствии с законодательством [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фокус исследования сосредоточен на инновационной составляющей предпринимательской экосистемы, внутренних составляющих инновационного развития предприятий, а также роли государства в поддержке и стимулировании процессов создания и развития инновационных производств.

В результате исследования выявлены основные факторы, влияющие на возможность создания соответствующих предприятий в АЗ РФ (рисунок 1).

поддержка государства в лице правительства

достаточная правовая защита

возможность реализации индивидуальных устремлений

условия для научной деятельности социальное обеспечение интеллектуальный потенциал финансовое обеспечение

19%

20%

0,00% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00%

Рис. 1. Факторы, влияющие на возможность создания высокоинтеллектуальных, высокотехнологичных производств в Арктической зоне Российской Федерации

Fig. 1. Factors affecting the possibility of creating highly intelligent, high-tech industries in the Arctic zone

of the Russian Federation

В качестве существенных факторов респондентами названы: финансовое обеспечение и прямая государственная поддержка. Ощутимыми параметрами обладают также факторы социального обеспечения и интеллектуального потенциала, а также достаточной правовой защиты.

В этой связи представляются необходимыми меры:

- по качественному преобразованию и развитию региональной инновационной инфраструктуры, включая принятие соответствующих региональных нормативных правовых актов;

- содействию в привлечении инвестиций и государственного финансирования в пилотные и быстро окупаемые инновационные проекты, реализуемые субъектами предпринимательства;

- привлечению федеральных институтов развития, в том числе предполагающих создание их региональных структур;

- повышению эффективности деятельности Торгово-промышленной палаты Республики Коми, в том числе за счет организации постоянно действующей экспозиции высоких технологий, центров трансфера технологий.

В ходе проведенного исследования также подтверждена высказанная респондентами необходимость выполнения основных мер, способствующих возникновению инновационных производств в АЗ РФ (рисунок 2).

развитие информационных технологий

развитие региональной науки

прямая государственная поддержка

укрепление связей с ведущими инновационными центрами

развитие сферы образования

экономическое стимулирование

0,00% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00%

Рис. 2. Меры, способствующие возникновению инновационных производств в Арктической зоне Российской Федерации

Fig. 2. Measures contributing to the emergence of innovative industries in the Arctic zone

of the Russian Federation

Среди указанных мер, по мнению респондентов, целесообразны меры по прямой государственной поддержке, экономическому стимулированию, развитию информационных технологий.

Предполагается, что государственное участие в развитии инновационной инфраструктуры должно предусматривать выполнение государством функции по правовому регулированию институционального контекста деятельности предпринимателей.

В этой связи уполномоченным государственным органам может быть рекомендовано:

- обеспечить улучшение инвестиционного климата с целью привлечения потенциальных инвесторов в развитие инновационного предпринимательства и формирование локальных предпринимательских экосистем;

- при осуществлении инновационной деятельности предусмотреть оптимальные параметры сочетания прямого и косвенного государственного стимулирования и рыночных механизмов;

- повысить эффективность финансовой поддержки исследований и технологических разработок;

- обеспечить массовую доступность профильного образования в сфере инноваций, а также культивирование культуры инноваций и предпринимательства;

- ускорить темпы коммерциализации технологий;

- разработать механизмы вовлечения банковских структур и кредитных организаций для финансирования соответствующих проектов;

- обеспечить постоянное совершенствование нормативно-регуляторной среды, повышение заинтересованности венчурных фондов и участников фондового рынка в реализации и финансировании рассматриваемых проектов.

Заключение

Основными направлениями работы государственных органов по созданию и развитию предпринимательских экосистем в условиях российского Севера и Арктики могут считаться:

1. Качественное преобразование региональной инновационной инфраструктуры, фокусирующейся на создании эффективного и конкурентоспособного институционального контекста.

2. Организация и стимулирование инновационной предпринимательской деятельности как источника экономического роста и обеспечения экономической безопасности, обладающего существенным потенциалом масштабирования при наличии соответствующего институционального контекста.

Представляется, что для эффективной деятельности в рамках указанных направлений необходимо нормативное закрепление приоритетов инновационной и научно-технической деятельности, исходя из оценки доступных рыночных ниш, а также решения наиболее острых социально-экономических, экологических и демографических проблем регионов АЗ РФ.

В рамках создания институциональной инфраструктуры предпринимательских экосистем целесообразна реализация следующих групп мер:

1) расширение информационного обеспечения научно-технической деятельности и инноваций;

2) повышение доступности экспертизы научно-технических и инновационных инициатив;

3) усиление финансово-экономического обеспечения и производственно-технологической поддержки субъектов предпринимательства, реализующих инновационные проекты и осуществляющих научно-техническую деятельность;

4) содействие в сертификации наукоемкой продукции;

5) содействие в коммерческом продвижении актуальных научно-технических разработок и наукоемкой продукции;

6) координация и нормативно-правовое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности, осуществляемой субъектами предпринимательства.

Приведенные группы мер предполагают создание и развитие организационных структур в виде специализированных организаций.

Формирование инфраструктуры развития предпринимательских экосистем на арктических территориях одного региона необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с аналогичной инфраструктурой прочих регионов и территорий.

Особо следует отметить важность кадрового обеспечения развития предпринимательских экосистем, включая подготовку управленческих кадров для работы в условиях Севера и Арктики. В данном контексте представляет научный интерес опыт региональных высших учебных заведений по подготовке соответствующих специалистов. В частности, примечателен опыт Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина по созданию многоуровневой системы подготовки кадров для региональной экономики. Указанная система охватывает широкий круг воспитанников различных возрастных категорий, представителей предпринимательского сообщества, федеральных и региональных органов власти, федеральных институтов развития, научных организаций и направлена на реализацию современных образовательных программ, культивирование предпринимательской культуры, первичную оценку бизнес-инициатив, проведение тематических научных исследований и практических мероприятий.

Список литературы

1. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года: указ Президента РФ от 05.03.2020 г. № 164 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru. (дата обращения: 12.09.2022).

2. О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года: указ Президента РФ от 26.10.2020 г. № 645 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru. (дата обращения: 12.09.2022).

3. Федеральный закон от 13.07.2020 г. № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru. (дата обращения: 12.09.2022).

4. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»: постановление Правительства РФ от 30.03.2021 г. № 484 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru. (дата обращения: 12.09.2022).

5. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru. (дата обращения: 12.09.2022).

6. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru. (дата обращения: 12.09.2022).

7. Розанова Н. М. Цифровая экосистема как новая конфигурация бизнеса в XXI веке // Общество и экономика. 2019. № 2. С. 14-29. DOI 10.31857/S020736760004132-4.

8. Дорошенко С. В., Шеломенцев А. Г. Предпринимательская экосистема в современных социоэкономических исследованиях // Журнал экономической теории. 2017. № 4. С. 212-221.

9. Клейнер Г. Б. Экономика экосистем: шаг в будущее // Экономическое возрождение России. 2019. № 1(59). С. 40-45.

10. Розанова Н. М. Эволюция фирмы в условиях цифровой экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 8. С. 21-28. DOI 10.20542/0131-2227-2019-63-8-21-28.

11. Клейнер Г. Б. Экосистема предприятия в свете системной экономической теории // Стратегическое планирование и развитие предприятий : Материалы Девятнадцатого всероссийского симпозиума, Москва, 10-11 апреля 2018 года. М.: Центральный экономико-математический институт РАН, 2018. С. 88-98.

12. Чепуренко А. Предпринимательские экосистемы в постсоциалистических экономиках // Форсайт. 2019. Т. 13. № 4. С. 6-8. DOI 10.17323/2500-2597.2019.4.6.8.

13. Бухвальд Е. М. Правовые и институциональные проблемы государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства // Вестник Финансового университета. 2016. Т. 20. № 3(93). С. 6-18.

14. Шихвердиев А. П., Калина А. В., Терентьева О. А. Механизмы повышения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса Республики Коми в системе взаимоотношений бизнеса и власти // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2012. № 1. URL: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2012/2012-1/16/16.html (дата обращения: 13.09.2022)

15. Вишняков А. А. Стабильная нестабильность: мемы адаптивного управления венчурным бизнесом // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2012. № 4. URL: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2012/2012-4/3/3.htm (дата обращения: 13.09.2022)

16. Valdez J. The entrepreneurial ecosystem: toward a theory of new business formation. Proceedings of the Small Business Institute Director's Association. San Antonio: University of Texas, 1988. 102 p.

17. Moore J. F. The Rise of a New Corporate Form // Washington Quarterly. 1998. № 1. Pp. 167-181.

18. Isenberg D. J. How to start an entrepreneurial revolution // Harvard Business Review. 2010. Pp. 40-50.

19. Mason C., Brown R. Entrepreneurial ecosystems and growth oriented entrepreneurship // Oecd. URL: https://www.oecd.org/cfe/leed/entrepreneurialecosystems. pdf. (дата обращения: 12.09.2022).

20. Harima Jan Public accelerators in entrepreneurial ecosystems: resource orchestration in the early ecosystem evolution. — Springer, Berlin: Springer Gabler, 2020. 263 p.

References

1. Osnovy gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v Arktike na period do 2035 goda: ukaz Prezidenta RF ot 05.03.2020g. № 164 [Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the Arctic for the period up to 2035: Decree of the President of the Russian Federation of 03/05/2020 No. 164]. Available at: www.consultant.ru (accessed: 12.09.2022). (In Russ.)

2. O Strategii razvitiya Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii i obespecheniya natsional'noy bezopasnosti na period do 2035goda: ukaz Prezidenta RF ot 26.10.2020 g. № 645 [On the Strategy for the Development of the Arctic Zone of the Russian

Federation and Ensuring National Security for the Period up to 2035: Decree of the President of the Russian Federation dated October 26, 2020 No. 645]. Available at: www.consultant.ru (accessed: 12.09.2022). (In Russ.)

3. Federal'nyy zakon ot 13.07.2020 g. № 193-FZ «O gosudarstvennoy podderzhke predprinimatel'skoy deyatel'nosti v Arkticheskoy zone Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law of July 13, 2020 No. 193-FZ "On State Support for Entrepreneurial Activities in the Arctic Zone of the Russian Federation"]. Available at: www.consultant.ru (accessed: 12.09.2022). (In Russ.)

4. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Sotsial'no-ekonomicheskoye razvitiye Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii»: postanovleniye pravitel'stva RF ot 30.03.2021 g. № 484 [The state program of the Russian Federation "Socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation": Decree of the Government of the Russian Federation of March 30, 2021 No. 484]. Available at: www.consultant.ru (accessed: 12.09.2022). (In Russ.)

5. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.02.2021 № 400 «O Strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii» [Decree of the President of the Russian Federation of February 7, 2021 No. 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation"]. Available at: www.consultant.ru (accessed: 12.09.2022). (In Russ.)

6. Federal'nyy zakon ot 24.07.2007g. № 209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law of July 24, 2007 No. 209-FZ "On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation"]. Available at: www.consultant.ru (accessed: 12.09.2022). (In Russ.)

7. Rozanova N. M. Digital Ecosystem as a New Business Configuration in the 21st Century. Obshchestvo i ekonomika [Society and Economics]. 2019. No. 2. Pp. 14-29. DOI 10.31857/S020736760004132-4. (In Russ.)

8. Doroshenko S. V., Shelomentsev A. G. Entrepreneurial ecosystem in modern socio-economic research. Zhurnal ekonomicheskoy teorii [Journal of Economic Theory]. 2017. No. 4. Pp. 212-221. (In Russ.)

9. Kleiner G. B. Ecosystem economy: a step into the future. Ekonomicheskoye vozrozhdeniye Rossii [Economic revival of Russia]. 2019. No. 1(59). Pp. 40-45. EDN YYIULJ. (In Russ.)

10. Rozanova N. M. The evolution of the firm in a digital economy. Mirovaya ekonomika i pravovyye otnosheniya [World economy and legal relations]. 2019. Vol. 63. No. 8. Pp. 21-28. DOI 10.20542/0131-2227-2019-63-8-21-28. (In Russ.)

11. Kleiner G. B. Enterprise ecosystem in the light of systemic economic theory. Strategicheskoye planirovaniye i razvitiye predpriyatiy: Materialy Devyatnadtsatogo vserossiyskogo simpoziuma, Moskva, 10-11 aprelya 2018goda [Strategic planning and development of enterprises: Proceedings of the Nineteenth All-Russian Symposium, Moscow, April 10-11, 2018]. Moscow, Central Economics and Mathematics Institute of the Russian Academy of Sciences, 2018. Pp. 88-98. (In Russ.)

12. Chepurenko A. V. Entrepreneurial ecosystems in post-socialist economies. Forsayt [Foresight]. 2019. Vol. 13. No. 4. Pp. 6-8. DOI 10.17323/2500-2597.2019.4.6.8. (In Russ.)

13. Buchwald E. M. Legal and institutional problems of the state policy of development and support of small and medium-sized businesses. Vestnik Finansovogo universiteta [Bulletin of the Financial University]. 2016. Vol. 20. No. 3(93). Pp. 6-18. (In Russ.)

14. Shihverdiev A. P., Kalina A. V., Terentyeva O. A. Mechanisms for improving the competitiveness of small and medium-sized businesses of the Komi Republic in the relationship between business and government. Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovateFskogo centra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogogosudarstvennogo universiteta [Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North. Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University]. 2012. No. 1. Available at: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2012/2012-1/16/16.html (accessed: 13.09.2022) (In Russ).

15. Vishnyakov A. A. Stable instability: memes adaptive management venture business. Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovateFskogo centra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogogosudarstvennogo universiteta [Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North. Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University]. 2012. No. 4. Available at: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2012/2012-4/3/3.htm (accessed: 13.09.2022) (In Russ).

16. Valdez J., 1988. The entrepreneurial ecosystem: toward a theory of new business formation. Proceedings of the Small Business Institute Director's Association. San Antonio: University of Texas.102 p.

17. Moore J. F., 1998. The Rise of a New Corporate Form. Washington Quarterly. No. 1. Pp. 167-181.

18. Isenberg D. J. How to start an entrepreneurial revolution. Harvard Business Review. 2010. Pp. 40-50.

19. Mason C., Brown R. Entrepreneurial ecosystems and growth oriented entrepreneurship. Oecd. Available at: https://www.oecd.org/cfe/leed/entrepreneurialecosystems. pdf. (accessed: 12.09.2022).

20. Harima Jan, 2020. Public accelerators in entrepreneurial ecosystems: resource orchestration in the early ecosystem evolution. Springer, Berlin: Springer Gabler. 263 p.

Информация об авторах

Ариф Пирвелиевич Шихвердиев — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и корпоративного управления, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Российская Федерация, 167000, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, 55).

Андрей Анатольевич Вишняков — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и корпоративного управления, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Российская Федерация, 167000, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, 55).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Андрей Юрьевич Чемашкин — начальник отдела энергосбережения и энергоэффективности Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России (Российская Федерация, 123112, г. Москва, Пресненская набережная, 10 стр. 2).

Никита Иванович Обрезков — аспирант кафедры экономической теории и корпоративного управления, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Российская Федерация, 167000, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, 55).

Information about the authors

Arif P. Shikhverdiev — Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economic Theory and Corporate Governance, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (55, Oktyabr'skiy prospect, Syktyvkar, 167000, Russian Federation).

Andrey A. Vishnyakov — PhD in Economics, Associate Professor, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (55, Oktyabr'skiy prospect, Syktyvkar, 167000, Russian Federation).

Andrey Yu. Chemashkin — Head of the Energy Saving and Energy Efficiency Division, Competition, Energy Efficiency and Ecology Department, Ministry of Economic Development of the Russian Federation (10 build 2, Presnenskaya embankment, Moscow, 123112, Russian Federation).

Nikita I. Obrezkov — PhD student, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (55, Oktyabr'skiy prospect, Syktyvkar, 167000, Russian Federation).

Статья поступила в редакцию: 16.09.2022.

Одобрена после рецензирования: 28.09.2022.

Принята к публикации: 03.10.2022.

The article was submitted: 16.09.2022.

Approved after reviewing: 28.09.2022.

Accepted for publication: 03.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.