Петербургский экономический журнал. 2021. № 4. С. 93-102. St. Petersburg Economic Journal. 2021. № 4. Р. 93-102.
Научная статья УДК 332
DOI: 10.24412/2307-5368-2021-4-93-102
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В АРКТИКЕ
Prospects for the special economic zone development in the Arctic
Татьяна Викторовна КИРИЛЛОВА
доцент высшей школы сервиса и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, кандидат экономических наук, доцент, kirillova_ [email protected]
Tatiyana V. KIRILLOVA
Associate Professor at the Higher School of Service and Trade, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]
Аннотация.
Статья посвящена исследованию арктического предпринимательства, изучению специфики создания и функционирования особой экономической зоны в Арктике. Предпринимательство в Арктической зоне Российской Федерации имеет свои особенности, выражающиеся в преобладании крупного бизнеса и уникальности малого предпринимательства, имеющего ярко выраженное социальное значение. По мнению автора, создание особой экономической зоны на Арктической территории позволит сформировать экономическую базу для дальнейшего социального развития и повышения качества жизни в российской Арктике.
Ключевые слова: особая экономическая зона, свободная экономическая зона, арктическое предпринимательство, Арктическая зона
Abstract.
The article is devoted to the study of Arctic entrepreneurship, the study of the specifics of the creation and functioning of a special economic zone in the Arctic. Entrepreneurship in the Arctic zone of the Russian Federation has its own characteristics, expressed in the predominance of big business and the uniqueness of small business, which has a pronounced social significance. According to the
© Кириллова Т. В., 2021.
author, the creation of a special economic zone in the Arctic territory will form the economic basis for further social development and improve the quality of life in the Russian Arctic.
Keywords: special economic zone, free economic zone, Arctic entrepreneurship, Arctic zone
Развитие территорий государства в значительной степени определяется количеством производственных предприятий, предпринимательских структур и организаций, обеспечивающих функционирование бизнеса. Все принятые на международном уровне документы, разработанные с целью развития социально-экономического пространства, отмечают важную роль бизнеса как драйвера экономического и социального развития территорий. На основании проведенных Российским союзом промышленников и предпринимателей исследований и отчетов общественных организаций выявлена ведущая роль российского бизнеса в социально-экономическом развитии нашей страны, в том числе в развитии арктических территорий [1].
Драйвером развития территорий Арктической зоны является сырьевой бизнес, как основной тип бизнеса в арктических территориях. Крупные нефте- и газодобывающие компании, зарегистрированные в российской Арктике, выступают основными налогопла-
тельщиками в бюджет региона, а также работодателями в регионах и муниципальных образованиях, в том числе в моногородах.
Деятельность ведущих компаний-работодателей, зарегистрированных на территории Арктической зоны РФ, сосредоточена в основном в области добычи нефти и полезных ископаемых, судостроения, металлургии и энергетики, транспорта и связи. Значительное количество предприятий крупного бизнеса зарегистрировано в Мурманской и Архангельской областях, а также Ненецком автономном округе (таблица 1).
Сравнительный анализ показателей занятости населения в предпринимательском секторе по российским регионам в среднем и в ее арктических территориях показал, что в Арктической зоне в бизнесе малого и среднего масштаба задействована небольшая часть населения: от 13,3 до 23,8% в общей численности занятых в экономике региона [3]. Анализ уровня развития предпринимательства в российской Арктике проведем в территориальном разрезе.
Таблица 1 - Ведущие компании-работодатели на территории Арктической зоны
Российской Федерации [2] Table 1 - Leading employers in the Arctic Zone of the Russian Federation [2]
Территория
Название предприяия
Мурманская область
АО «Оленегорский горно-обогатительный комбинат», АО «СевероЗападная Фосфорная Компания», Кольская АЭС, ОАО «Мурманский морской торговый порт», ОАО «Мурманское морское пароходство», ОАО «82 судоремонтный завод», ФГУП «Атомфлот», Филиал «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка», Филиал «СРЗ «Нерпа» ОАО «ЦС «Звездочка», ОАО «Печенгастрой», АО «Апатит», ОАО «Мурманский тарный комбинат», ОАО «Кольская горно-металлургическая компания», ООО «Ловозерский горно-обогатительный комбинат»
Окончание таблицы 1
Территория Название предприяия
Ямало-Ненецкий автономный округ ОАО «Ямалстранстрой», Филиал «Новоуренгойэлектрогаз», Филиал «Уренгой Бурение», ООО «Газпром добыча Уренгой», ООО «Заполярнефть», ООО «Новатэк-Таркосаленефтегаз», ООО «РН-Пурнефтегаз», ООО «Газпром Нефть Шельф»
Чукотский автономный округ ООО «Золоторудная компания «Майское», Билибинская АЭС, ОАО «Анадырьморпорт», ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз», ЗАО «Чукотская торговая компания», ООО «Сибнефть - Чукотка», ЗАО «Северотихоокеанская угольная компания», ЗАО «Чукотская горногеологическая компания»
Ненецкий автономный округ ОАО «Нарьян-Марокргаз», ОАО «Нарьян-Марский морской торговый порт», ГУП НАО «Ненецкая агропромышленная компания», Сельскохозяйственный производственный кооператив «Рыболовецкий колхоз «Андег», ПО «ГОРПО», ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция», ОАО «Мясопродукты», МУП «ПОКиТС», ОАО «Газпром нефть», АО «ННК-Печоранефть», ЗАО «Арктикнефть», ЗАО «Колвинское», ОАО «Ненецкая нефтяная компания», ООО «Башнефть-Полюс», ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «Нефтегазовая компания «Горный», ООО «Нефтегазовая компания «Развитие Регионов»
Архангельская область ЗАО «Белфрахт», ОАО «Архангельский морской торговый порт», АО «СПО «Арктика», ОАО «Северное машиностроительное предприятие», ОАО «Центр судоремонта «Звездочка», АО «Экспедиция №2», ОАО «Северный рейд», ЗАО «Лесозавод № 25», ОАО «Архангельский лесопильно - деревообрабатывающий комбинат № 3», ОАО «Архангельский ЦБК», ОАО «Северное морское пароходство»,ОАО «Соломбальский ЛДК», ООО «Компания Полярное сияние», АО «Архангельскгеолдобыча», АО «Первая горнорудная компания», ОАО «Атомредметзолото», ОАО «Севералмаз»
Республика Саха (Якутия) ОАО «Сахаэнерго», Казенное предприятие РС(Я) «Арктическая транспортная компания», Казенное предприятие РС(Я) «Дороги Арктики», ОАО «Колымская судоходная компания», ОАО «Саханефтегазсбыт», ООО «Арктик углесинтез», ООО «Анабарнефтегаз», ООО «Янолово», ОАО «Алмазы Анабара», ОАО «Ленское объединенное речное пароходство»
Наибольшее количество малых и средних предприятий (далее по тексту МСП) зарегистрировано в Архангельской области и Республике Саха (Якутия) (таблица 2). Низкая предпринимательская активность наблюдается в Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах. В структуре субъектов малого и среднего предпринимательства выявлена высокая доля микропредприятий. Причем
количество микропредприятий без образования юридического лица в два-три раза превышает количество микропредприятий в форме общества с ограниченной ответственностью, что связано с простотой регистрации ИП, упрощенными режимами налогообложения и минимальными требованиями к отчетности. В то же время количество малых предприятий с образованием юридического
лица значительно больше числа действующих малых предприятий, созданных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Количество средних предприятий мало, а в отдельных арктических территориях средние предприятия в форме ИП отсутствуют. Таким образом, прослеживается тенденция преобладания сверхмалых предпринимательских хозяйственных форм как в Российской Федерации, так и на территориях российской Арктики. Структурный анализ субъектов предпринимательства малого и среднего бизнеса в Арктической зоне РФ позволил выявить особенности развития предпринимательства и наиболее распространенные формы организации малого бизнеса (таблица 3).
Лидерами с наибольшей долей действующих микропредприятий, созданных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, в общем количестве предприятий являются Республика
Саха (Якутия) и автономные округа: Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский. Причем эти относительные показатели значительно превосходят средние показатели по стране. Из-за очагового заселения арктических территорий, низкой плотности населения предприниматели создают преимущественно микропредприятия, характеризующиеся невысоком годовым доходом (до 120 млн руб.) и небольшим рабочим коллективом (не более 15 человек). В то же время показатели по Мурманской области близки по значениям к средним показателям по Российской Федерации. В Мурманской области более трети предприятий МСП - это микропредприятия, зарегистрированные как юридические лица.
В 2017-2019 гг. происходило ежегодное увеличение численности занятых на всей территории российской Арктической зоны, за исключением Архангельской области и Ненецкого автономного округа (таблица 4). Максимальные значения по занятости в сфе-
Таблица 2 - Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне РФ
(по состоянию на 10.03.2021) [4] Table 2 - The number of small and medium-sized business entities in the Arctic zone of the Russian Federation (as of March 10, 2021) [4]
Юридические лица Индивидуальные предприниматели
Территория Всего Микропредприятие Малое предприятие Средний масштаб бизнеса Микропредприятие Малое предприятие Средний масштаб бизнеса
Российская Федерация 5 731 570 2 181 026 189 554 17 392 3 317 043 26 248 307
Мурманская область 23 927 8 700 682 52 14 413 80 -
Архангельская область (без Ненецкого автономного округа) 34 584 10 780 1 095 78 22 308 315 8
Ненецкий автономный 1 503 358 48 6 1 079 12 -
округ
Республика Саха (Якутия) 39 026 10 806 700 48 27 320 148 4
Чукотский автономный 1 479 398 22 7 1 046 6 -
округ
Ямало- Ненецкий 17 179 4 083 426 35 12 547 87 1
автономный округ
Таблица 3 - Структура субъектов предпринимательства малого и среднего бизнеса в Арктической зоне РФ, % (по состоянию на 10.03.2021) Table 3 - Structure of small and medium-sized business entities in the Arctic zone of the Russian Federation,
% (as of March 10, 2021)
Территория Юридические лица Индивидуальные предприниматели
Микро Малое Среднее Микро Малое Среднее
Российская Федерация 38,05 3,31 0,30 57,87 0,46 0,01
Мурманская область 36,36 2,85 0,22 60,24 0,33 -
Архангельская область (без Ненецкого автономного округа) 31,17 3,17 0,23 64,50 0,91 0,02
Ненецкий автономный округ 23,82 3,19 0,40 71,79 0,80 -
Республика Саха (Якутия) 27,69 1,79 0,12 70,00 0,38 0,01
Чукотский автономный округ 26,91 1,49 0,47 70,72 0,41 -
Ямало- Ненецкий автономный округ 23,77 2,48 0,20 73,04 0,51 0,01
Таблица 4 - Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности
в Арктической зоне РФ, чел. [5] Table 4 - The number of those employed in the sphere of individual entrepreneurial activity in the Arctic zone of the Russian Federation, people [5]
Территория Год Темп прироста 2018 к 2017 Темп прироста 2019 к 2018
2017 2018 2019
Российская Федерация 5 811 522 5 976 734 6 774 946 2,84 13,36
Мурманская область 17 948 19 437 22 136 8,30 13,89
Архангельская область (без Ненецкого автономного округа) 57 311 54 916 38 939 -4,18 -29,19
Ненецкий автономный округ 2102 2315 1357 10,13 -41,38
Ямало- Ненецкий автономный округ 20 368 20 378 23 765 0,05 16,62
Республика Саха (Якутия) 45 705 47 983 56 722 4,98 18,21
Чукотский автономный округ 1682 2159 2207 28,36 2,22
ре индивидуальной предпринимательской деятельности выявлены в Республике Саха (Якутия) и Архангельской области, где зарегистрировано наибольшее число предприятий МСП.
Государственная поддержка МСП в Арктической зоне РФ необходима, так как способствует созданию новых рабочих мест, снижению уровня безработицы и насыщению регионального рынка товарами и услугами. Для стимулирования предпринимательской активности в российской Арктике был принят Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» от 13.07.2020 № 193-ФЗ [6].
Как уже отмечалось ранее, предпринимательство в Арктике имеет ярко выраженную социальную направленность. К целям Федерального закона относится в том числе развитие экономики арктических территорий Российской Федерации и активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности в регионе. Необходимо создание экономической базы для дальнейшего социального развития и повышения качества жизни в российской Арктике. В Федеральном законе определен правовой режим Арктической зоны РФ и закреплены меры государственной поддержки для ее резидентов при осуществлении предпринимательской деятельности.
После вступления закона в силу Арктическая зона РФ приобрела статус особой экономической зоны (ОЭЗ) с дополнительными налоговыми и административными преференциями для ее резидентов, такими как:
• льготы по уплате налога на прибыль в течение 10 лет;
• к обустроенным в соответствии с требованиями Федеральной таможенной службы участкам резидентов может применяться процедура свободной таможенной зоны;
• сокращение сроков проведения плановых проверок;
• субсидирование процентной ставки по кредитам. Стоимость кредитов для заемщиков от 2% годовых;
• субсидирование страховых взносов и др.
Помимо этого, для резидентов ОЭЗ разработана система упрощенного налогообложения и установлены льготные налоговые ставки на имущество и на землю. На территории ОЭЗ осуществляется действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны [7], и резиденты ОЭЗ могут ввозить на ее территорию и использовать иностранные товары без уплаты таможенных пошлин и НДС, а российские товары - с уплатой акциза, но без уплаты вывозных таможенных пошлин [8]. Для сборочных производств использование импортного оборудования и комплектующих для производственных целей, а также импортных компонентов при последующем экспорте готовых изделий осуществляется без уплаты пошлин и налогов, но при последующей реализации готовых изделий на территории Таможенного союза требуется уплатить ввозные таможенные пошлины за ввезенные для сборки комплектующие.
Таким образом, для бизнеса разного масштаба созданы эффективные комбинации преференций (таблица 5).
Механизмы особых экономических зон направлены на создание новых внутрихозяйственных связей между предприятиями региона, увеличения объемов экспорта, создания импортозамещающих производств.
Процедура регистрации резидентов Арктической зоны Российской Федерации строго регламентирована и максимально упрощена. Срок регистрации резидентов со дня подачи заявки составляет 37 дней. Стать резидентом Арктической зоны может любое коммерческое предприятие, являющееся юридическим лицом, а также любой индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Арктической зоне.
Статус резидента Арктической зоны может получить любое заинтересованное лицо, подготовившее комплект документов, в состав которого входит бизнес-план инвестиционного проекта, предлагаемого к реализации на территории Арктики. После одобрения бизнес-плана подписывается соглашение с управляющей компанией.
Наличие жестких критериев отбора резидентов Арктической зоны существенно огра-
Таблица 5 - Набор льгот и преференций для разных масштабов бизнеса Table 5 - A set of benefits and preferences for different business sizes
Масштаб бизнеса Льготы и преференции
Крупный бизнес • Режим свободной таможенной зоны • государственная инфраструктурная поддержка • субсидирование процентной ставки • налоговые льготы, в том числе по НДПИ • иные преференции и льготы
Средний бизнес • Упрощенный порядок проведения общественных слушаний • представление управляющей компанией интересов инвестора в суде • налоговые льготы • субсидирование страховых взносов (ставка 7,5%) • субсидирование процентной ставки • иные преференции и льготы
ИП и малый бизнес • Сокращенные сроки проверок • налоговые льготы, в том числе по УСН • субсидирование страховых взносов (ставка 3,75%) • льготные кредиты • иные преференции и льготы
ничит круг претендентов на получение статуса резидента. Ограничена минимальная сумма капиталовложений резидента Арктической зоны в течение первых трех лет. Объем финансирования в 500 тыс. рублей для предприятий малого и среднего бизнеса очень велик, и МСП скорее всего не войдет в состав резидентов Арктической зоны.
Организациям-резидентам Арктической зоны гарантируется государственная поддержка инвестиционной деятельности, включающая несколько направлений. Во-первых, установлены льготы по уплате федеральных, региональных и местных налогов. Во-вторых, определен особый порядок осуществления государственного и муниципального контроля. В-третьих, Трудовым кодексом РФ будут сформулированы особенности осуществления трудовой деятельности работников предприятий-резидентов Арктической зоны. В-четвертых, определен характер различных правовых отношений и действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на арктических территориях.
Создание особой экономической зоны в российской Арктике повлечет за собой развитие инфраструктуры обеспечения таможенной деятельности в регионе. Будут востребованы посредники по выполнению вспомогательных бизнес-процессов, связанных с таможенным оформлением, транспортировкой и хранением товаров. Конкурентные преимущества будут иметь фирмы, предлагающие самый полный перечень таможенных услуг. Существуют объекты инфраструктуры обеспечения таможенной деятельности, которые предоставляют весь спектр логистических услуг, включая оформление договоров на поставку, сертификацию и складирование грузов, таможенное декларирование товаров и транспортных средств. К ним относятся уполномоченные экономические операторы (УЭО). Институт УЭО хорошо развит в мировой практике. Организации-экспортеры и организации-импортеры, зарегистрированные в реестре УЭО, могут пользоваться серьезными упрощениями при таможенном оформлении и таможенном
транзите, а также право размещать на своих складских площадях на хранение товары под таможенным контролем. В российской практике уполномоченными экономическими операторами могут стать крупные организации, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью. Такие ограничения связаны с крупной суммой обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора. Например, при включении юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства первого типа необходимо гарантировать исполнение обязанностей уполномоченного экономического оператора в сумме, эквивалентной не менее чем 1 млн евро [7].
Деятельность ведущих компаний, зарегистрированных на территории Арктической зоны РФ, сосредоточена в основном в области добычи нефти и полезных ископаемых, судостроения, металлургии и энергетики. Для удобства данным компаниям целесообразно зарегистрировать статус УЭО. Развитие инфраструктуры обеспечения таможенной деятельности в краткосрочной перспективе создаст новые рабочие места для населения и повысит транспортно-ло-гистический потенциал региона, а в долгосрочной перспективе послужит стимулом экономического и социального развития арктических территорий.
В отдельной статье Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» определены инструменты господдержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в Арктике. Эти меры направлены на государственную поддержку деятельности коренных народов, проживающих в российской Арктике в области:
а) совершенствования промышленной и технологической инфраструктуры традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Арктики;
б) продвижения на внешний рынок российских товаров (работ, услуг);
в) развития туристской индустрии;
г) подготовки кадров;
д) модернизации объектов местной энергетики, широкого использования возобновляемых источников энергии, сжиженного природного газа и местного топлива;
е) стимулирования предпринимательской активности среди коренных малочисленных народов Российской Федерации [6].
К последующим мероприятиям, направленным на развитие Арктической зоны, можно отнести, во-первых, подписание Президентом РФ Указа «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [8-10], призванного решить вну-триэкономические и геополитические задачи в российской Арктике. Во-вторых, создание Общественного совета Арктической зоны РФ как наблюдательного органа за деятельностью инвесторов и бизнеса в Арктике. В настоящее время на обсуждении Общественного совета рассматривается возможность освобождения от уплаты всех налогов представителей коренных малочисленных народов Севера, что приведет к повышению конкурентоспособности местных предпринимателей. Поднимаются вопросы о развитии арктического туризма и организации мероприятий, направленных на поддержку экспорта продукции предприятий малого бизнеса арктических территорий. Организация мероприятий увяжет МСП в локальную местную производственную систему, что приведет к положительному эффекту и росту предпринимательства в регионе. В свою очередь, развитие социальной и транспортной инфраструктуры стимулирует увеличение инвестиционных потоков в экономику Арктики.
Таким образом, особенностями арктического предпринимательства являются преобладание и главенствующая роль крупных организаций, уникальность малого бизнеса, а также ярко выраженное социальное значение предпринимательского бизнеса в Арктической зоне. Основные тенденции государственной инвестиционной политики в Арктике определили создание системного комплекса мер по оздоровлению инвестиционного климата и условий ведения бизнеса, действующего на всех уровнях власти.
Список источников
1. Башмакова Е. П., Торопушина Е. Е. Социальное предпринимательство как фактор саморазвития территорий российской Арктики // Экономика, предпринимательство и право. 2019. Т. 9. № 4. С. 481-496.
2. Национальный арктический научно-образовательный консорциум. URL: http:// arctic-union.ru/napravleniya/kompanii-rabotodateli/ (дата обращения: 10.09.2021).
3. Пилясов А. Н., Замятина Н. Ю. Арктическое предпринимательство: условия и возможности развития // Арктика: экология и экономика. 2016. № 4 (24). С. 4-15.
4. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https:// ofd.nalog.ru/statistics.html? t=1616232283981 (дата обращения: 10.09.2021).
5. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. URL: https:// rosstat.gov.ru/statistic (дата обращения: 11.09.2021).
6. О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации: Федеральный закон № 193-ФЗ от 13 июля 2020 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357078/ (дата обращения: 06.09.2021).
7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 08.09.2021).
8. О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года: Указ Президента Российской Федерации № 645 от 26 окт. 2020 г. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/64274 (дата обращения: 10.09.2021).
9. Кириллова Т. В. Особые экономические зоны в Российской Федерации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». 2014. № 12. С. 55-61.
10. Красных С. С. Экспорт регионов Российской Федерации в условиях пандемии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2021. Т. 15. № 3. С. 27-33.
References
1. Bashmakova, E. P., & Toropushina, E. E. (2019). Social entrepreneurship as a factor in the self-development of the territories of the Russian Arctic. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law, 9(4), 481-496.
2. National arctic research and education consortium. (n.d.). Retrieved September 10, 2021, from http://arctic-union.ru/napravleniya/kompanii-rabotodateli/
3. Pilyasov, A. N., & Zamyatina, N. Y. (2016). Arctic entrepreneurship: Conditions and opportunities for development. Arctic: Ecology and Economy, (4(24)), 4-15.
4. Unified register of small and medium-sized businesses. (n.d.). Retrieved September 10, 2021, from https://ofd.nalog.ru/statistics.html? t=1616232283981
5. Federal State Statistic Service: Official website. (n.d.). Retrieved September 11, 2021, from https://rosstat.gov.ru/statistic
6. On state support for entrepreneurial activity in the Arctic Zone of the Russian Federation: Federal Law No. 193-FZ of July 13, 2020. (n.d.). Retrieved September 6, 2021, from http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357078/
7. Customs code of the Eurasian Economic Union. (n.d.). Retrieved September 8, 2021, from http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
8. On the Strategy for the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and National Security for the period up to 2035: Presidential Decree of October 26, 2020, № 645. (n.d.). Retrieved September 10, 2021, from http://www.kremlin.ru/acts/news/64274
9. Kirillova, T. V. (2014). Special economic zones in the Russian Federation. Modern Science: Actual problems of theory & practice. Series: Economics and law, (12), 55-61.
10. Krasnykh, S. S. (2021). Export of the regions of the Russian Federation in the conditions of the pandemic. Economics and Management, 15(3), 27-33.
Статья поступила в редакцию 04.10.2021; одобрена после рецензирования 20.10.2021; принята к публикации 20.12.2021.
The article was submitted 04.10.2021; approved after reviewing 20.10.2021; accepted for publication 20.12.2021.