Научная статья на тему 'Нормативно-правовая база инновационного развития и инновационная инфраструктура арктических территорий'

Нормативно-правовая база инновационного развития и инновационная инфраструктура арктических территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РФ / INNOVATION / REGULATORY FRAMEWORK / INNOVATION INFRASTRUCTURE / ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвиенко Ирина Ивановна

В статье показано состояние нормативно-правовой базы инновационного развития и инновационной инфраструктуры арктических территорий. Проанализировано наличие нормативно-правовых актов по инновациям на федеральном и региональном уровне, при этом сделан вывод о недостаточности нормотворческой деятельности и необходимости дальнейшего совершенствования в этой сфере. Требуется разработка инновационных стратегий арктических регионов на основе Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года. В статье приведен перечень основных организаций, входящих в инновационную инфраструктуру субъектов РФ, включенных полностью или частично в Арктическую зону РФ. Инновационная инфраструктура арктических регионов неоднородна по своему составу, поскольку регионы Арктической зоны РФ существенно отличаются друг от друга природо-ресурсными и территориальными условиями, имеют различный уровень социально-экономического развития, отличаются набором стратегических документов, определяющих их развитие. Инновационная деятельность должна быть урегулирована нормами права и способствовать развитию инновационной инфраструктуры в Арктической зоне РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матвиенко Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulatory framework of innovation development and innovation infrastructure of the Arctic territories

The article shows the state of the regulatory framework of innovation development and innovation infrastructure of the Arctic territories. The presence of regulatory legal acts on innovations at the federal and regional levels was analyzed, and the conclusion was drawn on the insufficiency of the rule-making activity and the need for further improvement in this area. The development of innovative strategies of the Arctic regions on the basis of the Strategy for the innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020 is required. The article provides the list of the main organizations included in the innovation infrastructure of the subjects of the Russian Federation, included in whole or in part in the Arctic zone of the Russian Federation. The innovation infrastructure of the Arctic regions is heterogeneous in its composition, since the regions of the Arctic zone of the Russian Federation differ significantly from each other in nature-resource and territorial conditions, have different level of socio-economic development, differ in a set of strategic documents determining their development. Innovation activities should be regulated by law and contribute to the development of innovation infrastructure in the Arctic zone of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовая база инновационного развития и инновационная инфраструктура арктических территорий»

вопросы инновдционнои экономики

Том 8 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2018 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

издательство

Креативная экономика

нормативно-правовая база инновационного развития и инновационная инфраструктура арктических территорий

Матвиенко И.И.1

1 ФГБУН Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лаверова Российской академии наук, Архангельск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье показано состояние нормативно-правовой базы инновационного развития и инновационной инфраструктуры арктических территорий. Проанализировано наличие нормативно-правовых актов по инновациям на федеральном и региональном уровне, при этом сделан вывод о недостаточности нор-мотворческой деятельности и необходимости дальнейшего совершенствования в этой сфере. Требуется разработка инновационных стратегий арктических регионов на основе Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года. В статье приведен перечень основных организаций, входящих в инновационную инфраструктуру субъектов РФ, включенных полностью или частично в Арктическую зону РФ. Инновационная инфраструктура арктических регионов неоднородна по своему составу, поскольку регионы Арктической зоны РФ существенно отличаются друг от друга природо-ресурсными и территориальными условиями, имеют различный уровень социально-экономического развития, отличаются набором стратегических документов, определяющих их развитие. Инновационная деятельность должна быть урегулирована нормами права и способствовать развитию инновационной инфраструктуры в Арктической зоне РФ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновации, нормативно-правовая база, инновационная инфраструктура, Арктическая зона РФ.

Regulatory framework of innovation development and innovation infrastructure of the Arctic territories

Matvienko I.I.1

1 Federal research centre for integrated study of the Arctic named after academician N. P. Laverov, Russian Academy of Sciences, Russia

введение

Вся система государственного управления инновационными процессами в обязательном порядке должна базироваться на инновационной стратегии государства, которая определяет государственную инновационную политику, интегрированную во все локальные аспекты социально-экономической политики. Стратегия развития инноваций должна осуществляться на основе конкретных инновационных показателей, стандартов, технологий и инфраструктуры. Стратегия иннова-

ционного развития РФ на перспективу должна стать главным приоритетом развития государства, на ее основе должны быть проведены полномасштабные преобразования в экономике и иных проявлениях экономической жизни общества. Она должна заложить основы инновационного развития и определить перспективы дальнейшего устойчивого развития страны, стать важнейшим фактором национальной безопасности государства и укрепления обороноспособности страны. Большую роль в этом процессе должна сыграть Арктическая зона РФ - стратегически важный объект, в котором сосредоточены основные запасы важнейших полезных ископаемых, являющиеся определяющими для развития национальной экономики. Правильная и эффективная государственная инновационная политика способна вывести РФ на новую ступень развития экономики, что повлияет на социально-экономическое и инновационное развития не только Арктики, но и всей страны в целом.

Нормативно-правовая база инновационного развития в РФ

Федеральная нормативно-правовая база инновационного развития в настоящее время представлена следующими основными документами:

ABSTRACT:_

The article shows the state of the regulatory framework of innovation development and innovation infrastructure of the Arctic territories. The presence of regulatory legal acts on innovations at the federal and regional levels was analyzed, and the conclusion was drawn on the insufficiency of the rule-making activity and the need for further improvement in this area. The development of innovative strategies of the Arctic regions on the basis of the Strategy for the innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020 is required. The article provides the list of the main organizations included in the innovation infrastructure of the subjects of the Russian Federation, included in whole or in part in the Arctic zone of the Russian Federation. The innovation infrastructure of the Arctic regions is heterogeneous in its composition, since the regions of the Arctic zone of the Russian Federation differ significantly from each other in nature-resource and territorial conditions, have different level of socioeconomic development, differ in a set of strategic documents determining their development. Innovation activities should be regulated by law and contribute to the development of innovation infrastructure in the Arctic zone of the Russian Federation.

KEYWORDS: innovation, regulatory framework, innovation infrastructure, Arctic zone of the Russian Federation

JEL Classification: 031, 032, 033 Received: 03.07.2018 / Published: 30.09.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Matvienko I.I. (iim19780rambler.ru)

CITATION:_

Matvienko I.I. (2018) Normativno-pravovaya baza innovatsionnogo razvitiya i innovatsionnaya infrastruktura arkticheskikh territoriy [Regulatory framework of innovation development and innovation infrastructure of the Arctic territories]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 8. (3). - 435-452. doi: 10.18334/vinec.8.3.39432

1. Указ Президента РФ «О Совете при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России». Совет призван обеспечивать взаимодействие органов власти и различных организаций при рассмотрении вопросов в сфере инноваций, готовить предложения по установлению основных направлений и механизмов модернизации экономики, определять приоритетные направления, формы и методы государственного регулирования инноваций [2].

2. Указ Президента РФ «О Стратегии научно-технологического развития РФ». Стратегия определяет цель и основные задачи научно-технологического развития РФ, устанавливает принципы, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в этой области, а также ожидаемые результаты реализации Стратегии на долгосрочный период [3].

3. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». Закон регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами власти и потребителями научной и научно-технической продукции, работ и услуг, в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности [4].

4. Федеральный закон «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Закон регулирует отношения, возникающие при создании инновационных научно-технологических центров и обеспечении их функционирования в целях реализации приоритетов научно-технологического развития РФ [5].

5. Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково». Закон определил условия создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса - инновационного центра «Сколково». Согласно Закону, «Сколково» - специально отведенная территория, на которой создаются особые условия для исследований и разработок по ряду приоритетных направлений, таких как ядерные, космические, медицинские и стратегические компьютерные технологии, энергоэффективность и энергосбережение, программное обеспечение [6].

6. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ». Закон определяет правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в РФ, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях [7].

ОБ АВТОРЕ:_

Матвиенко Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Института комплексных исследований Арктики (¡¡т1978йгатЬ[ег.ги)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Матвиенко И.И. Нормативно-правовая база инновационного развития и инновационная инфраструктура арктических территорий // Вопросы инновационной экономики. - 2018. - Том 8. - № 3. - С. 435-452. сЫ: 10.18334/утее.8.3.39432

7. Постановление Правительства РФ «О Федеральном фонде производственных инноваций». Фонд создан в целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции [8].

8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика». Цели государственной программы: создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса; повышение инновационной активности бизнеса; повышение эффективности государственного управления [9].

9. Постановление Правительства РФ «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов)». Постановлением утверждены Правила создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов) и требования к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами данных территорий [10].

10. Распоряжение Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года». В Концепции сформулированы основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода; стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы; формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества; цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития [12].

11. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года». Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Вместе с тем Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок [13].

12. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Прогноз социально-экономического развития РФ содержит оценку уровня социально-экономического развития, характеристику условий социально-экономического развития, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей природной среды и природных ресурсов; основные показатели развития мировой экономики; оценку факторов

и ограничений социально-экономического развития; оценку макроэкономического эффекта от реализации долгосрочных целевых программ; определение показателей базового и целевого вариантов прогноза; основные показатели развития по отдельным секторам экономики, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры в прогнозируемом периоде; основные направления территориального развития в перспективе [16].

13.Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). Прогноз до 2030 года является одним из основных документов системы стратегического планирования развития РФ. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития РФ и субъектов РФ в долгосрочной перспективе [17].

Федеральная нормативно-правовая база инновационного развития Арктики

Федеральная нормативно-правовая база инновационного развития арктических территорий до конца не разработана и на данный момент включает в себя только следующие основные нормативно-правовые акты:

1. Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утверждены Президентом РФ от 18 сентября 2008 г. № Пр-1969 [14].

2. Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утверждена Президентом РФ от 8 февраля 2013 г. № Пр-232 [15].

3. Стратегии социально-экономического развития федеральных округов, территории которых входят в состав Арктической зоны РФ.

4. Стратегии социально-экономического развития субъектов РФ, включенных в состав Арктической зоны РФ полностью или частично.

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ», где исходя из существующего административно-территориального деления, функционирования транспортных узлов и ресурсной базы, а также перспектив инновационного и социально-экономического развития Арктической зоны РФ выделены 8 опорных зон развития арктических территорий: Кольская опорная зона; Архангельская опорная зона; Ненецкая опорная зона; Воркутинская опорная зона; Ямало-Ненецкая опорная зона; Таймыро-Туруханская опорная зона; Северо-Якутская опорная зона; Чукотская опорная зона [11]. «...Система опорных зон - это новый инструмент территориального развития экономики, направленный на обеспечение стратегических интересов РФ в Арктике, в первую очередь, повышения качества жизни населения, в том числе коренного, развития всех видов инфраструктуры экономики и социальной сферы, обеспечение безопасности границ с севера, укрепление позиций России на международном уровне.» [20] (Tsygankova, Яотапоквпко, 8кетв1коуа, 2016).

Таким образом, специализированная федеральная инновационная стратегия государства в целом утверждена и действует до 2020 года, а инновационная стратегия Арктической зоны РФ на данный момент отсутствует. Требуется дальнейшее совершенствование федеральной нормативно-правовой базы инновационного развития государства и определение приоритетов государственной политики именно в области инновационного развития Арктики. Инновационная стратегия Арктической зоны РФ должна способствовать тому, чтобы в перспективе Арктика превратилась в стратегический инновационный плацдарм, формирующий масштабный устойчивый спрос не только на инновации, но и на инвестиции. Инновационная стратегия Арктики должна быть взаимоувязана с целями, приоритетами и инструментами государственной инновационной политики. На основе инновационной стратегии Арктической зоны РФ арктические регионы смогут разработать собственные локальные стратегии развития инноваций, которые в настоящее время у большинства из них отсутствуют, поскольку без определения федеральных инновационных приоритетов достаточно сложно заниматься нор-мотворческой деятельностью на уровне субъектов РФ. На данный момент региональная база инновационного развития арктических регионов разнородна по территориям, кроме этого разнородна и инновационная инфраструктура субъектов РФ, включенных полностью или частично в Арктическую зону РФ. «...Регионы Арктической зоны РФ отличаются друг от друга природо-ресурсными и территориальными условиями, имеют различный уровень социально-экономического развития, отличаются набором стратегических документов, определяющих их развитие.» [18] (Tutygin, СЫгкоуа, 2016).

региональная нормативно-правовая база инновационного развития арктических территорий

Действующая региональная нормативно-правовая база инновационного развития по арктическим территориям представлена следующим образом:

1. Архангельская область имеет региональную стратегию социально-экономического развития до 2030 года, однако профильный раздел по поддержке инноваций в стратегии развития региона отсутствует, как и отсутствует самостоятельная инновационная стратегия. Положительные факты в рамках региональной нормативно-правовой базы - принятые специализированные законодательные акты, определяющие основные принципы и поддержку инновационной деятельности в регионе, утвержденная программа экономического развития и инвестиционной деятельности в Архангельской области:

1) Закон Архангельской области от 29.10.2012 № 567-34-ОЗ «О государственной поддержке инновационной деятельности в Архангельской области»;

2) Закон Архангельской области от 25.02.1998 № 60-14-ОЗ «О региональной научно-технической политике Архангельской области»;

3) Постановление Правительства Архангельской области от 08.10.2013 № 462-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Экономическое

развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014-2020 годы)»;

4) Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года, одобренная распоряжением администрации Архангельской области от 16.12.2008 № 278-ра/48 [21].

2. Мурманская область имеет региональную стратегию социально-экономического развития до 2025 года, при этом профильный раздел по поддержке инноваций в стратегии развития региона отсутствует, как и отсутствует самостоятельная инновационная стратегия. Преимущества региональной нормативно-правовой базы: приняты специализированные законодательные акты, определяющие основы организации инновационной деятельности в регионе и ее государственную поддержку; осуществляется содействие развитию малого и среднего предпринимательства; утверждена программа развития экономического потенциала и формирования благоприятного предпринимательского климата в Мурманской области:

1) Закон Мурманской области от 08.11.2001 № 301-01-ЗМО «Об основах организации научной, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области»;

2) Закон Мурманской области от 08.04.2014 № 1723-01-ЗМО «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Мурманской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Мурманской области»;

3) Закон Мурманской области от 27.05.2008 № 977-01-ЗМО «О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области»;

4) Постановление Правительства Мурманской области от 31.07.2012 № 392-ПП «О государственной поддержке начинающих предпринимателей и малых инновационных компаний»;

5) Постановление Правительства Мурманской области от 30.09.2013 № 557-ПП «Об утверждении государственной программы Мурманской области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата»;

6. Постановление Правительства Мурманской области от 25.12.2013 № 768-ПП/20 «О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года» [22].

3. В Республике Саха (Якутия) нормативно-правовая база в инновационной сфере сформирована не в полном объеме: отсутствует утвержденная стратегия социально-экономического развития и, следовательно, отсутствует раздел в стратегии, посвященный инновациям, и отсутствует самостоятельная инновационная стратегия. Однако утверждена концепция научно-технической и инновационной политики до 2030 года и осуществляется экспертиза научной, научно-технической и проектно-инновацион-ной деятельности в Республике Саха (Якутия):

1) Закон Республики Саха (Якутия) от 15.04.2004 132-3 № 267-111 «О науке и государственной научно-технической политике (новая редакция)»;

2) Указ Президента РС(Я) от 08.05.2011 № 636 «О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)»;

3) Указ Президента РС(Я) от 12.10.2011 № 953 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое развитие Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы»;

4) Постановление Правительства РС(Я) от 04.03.2005 № 113 «Об утверждении Положения об экспертизе в сфере научной, научно-технической и проектно-иннова-ционной деятельности в Республике Саха (Якутия)»;

5) Постановление Правительства РС(Я) от 28.04.2011 № 180 «Об утверждении Концепции научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) до 2015 года и основных направлений до 2030 года» [27].

4. Республика Карелия имеет региональную стратегию социально-экономического развития до 2020 года, однако профильный раздел по поддержке инноваций в стратегии развития региона отсутствует, как и отсутствует самостоятельная инновационная стратегия. Плюсом нормативной базы является наличие специализированных законодательных актов, определяющих вопросы поддержки инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства в регионе, утверждена программа экономического развития и инвестиционной деятельности в Республике Карелия:

1) Закон Республики Карелия от 09.10.2012 № 1639-ЗРК «О государственной поддержке инновационной деятельности в Республике Карелия»;

2) Закон Республики Карелия от 03.07.2008 № 1215-ЗРК «О некоторых вопросах развития малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия»;

3) Постановление Правительства РК от 03.03.2014 № 49-П «Об утверждении государственной программы Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия»;

4) Постановление ЗС РК от 24.06.2010 № 1755-1У ЗС «О Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года» [29].

5. Республика Коми приняла специализированный законодательный акт, определяющий основы инновационной политики в регионе, утвердила программу развития экономики и стратегию социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, однако самостоятельная инновационная стратегия в регионе отсутствует:

1.Закон Республики Коми от 31.10.2017 № 78-РЗ «О некоторых вопросах в сфере промышленной и инновационной политики в Республике Коми»;

2.Постановление Правительства РК от 28.09.2012 № 418 «Об утверждении Государственной программы Республики Коми «Развитие экономики»»;

3.Постановление Правительства РК от 27.03.2006 № 45 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года» [26].

6. В Ненецком автономном округе практически отсутствует нормативно-правовая база по инновационной деятельности, в том числе отсутствует самостоятельная инно-

вационная стратегия. Положительный момент - наличие стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа на перспективу до 2030 года и программы развития предпринимательской деятельности в регионе:

1) Закон НАО от 19.12.2011 № 83-ОЗ «Об участии Ненецкого автономного округа в государственно-частном партнерстве»;

2) Постановление администрации НАО от 26.06.2014 № 223-п «Об утверждении государственной программы Ненецкого автономного округа «Развитие предпринимательской деятельности в Ненецком автономном округе»;

3) Постановление Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 22.06.2010 № 134-сд «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа на перспективу до 2030 года» [23].

7. Ямало-Ненецкий автономный округ имеет региональную стратегию социально-экономического развития до 2020 года, однако профильный раздел по поддержке инноваций в стратегии развития региона отсутствует, как и отсутствует самостоятельная инновационная стратегия. Плюсом нормативной базы является наличие специализированных законодательных актов, определяющих вопросы развития и поддержки инновационной деятельности, реестры объектов и субъектов инновационной деятельности, утверждены программы экономического развития, научной, научно-технической и инновационной деятельности до 2020 года:

1) Закон ЯНАО от 27.04.2011 № 34-ЗАО «О развитии инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе»;

2) Постановление Правительства ЯНАО от 14.02.2012 № 72-П «Об утверждении Положения о порядке формирования, утверждения и мониторинга исполнения инновационного плана Ямало-Ненецкого автономного округа» (вместе с «Требованиями, предъявляемыми к оформлению инновационного проекта»);

3) Постановление Правительства ЯНАО от 18.04.2013 № 259-П «Об утверждении Положения об организации проведения экспертизы инновационных программ и проектов, финансируемых за счет средств окружного бюджета» (вместе с «Требованиями, предъявляемыми к оформлению инновационного проекта/программы»);

4) Постановление Правительства ЯНАО от 19.07.2012 № 532-П «Об утверждении перечня приоритетных направлений инновационной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»;

5) Постановление Правительства ЯНАО от 23.08.2011 № 605-П «О реестре объектов инновационной инфраструктуры в Ямало-Ненецком автономном округе» (вместе с «Положением о порядке ведения и формирования реестра объектов инновационной инфраструктуры в Ямало-Ненецком автономном округе»);

6) Постановление Правительства ЯНАО от 28.06.2011 № 457-П «О реестре субъектов инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе» (вместе с «Положением о реестре субъектов инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе»);

7) Постановление Правительства ЯНАО от 25.12.2013 № 1096-П «Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2014-2020 годы»;

8) Постановление Правительства ЯНАО от 25.12.2013 № 1111-П «Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014-2020 годы»;

9) Постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.12.2011 № 839 «О стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года» [25].

8. В Чукотском автономном округе нет принятых специализированных законодательных актов, определяющих основные принципы инновационной деятельности в регионе, утверждены только Стратегия социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года и программа стимулирования экономической активности населения в регионе:

1) Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 21.10.2013 № 410 «Об утверждении Государственной программы «Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа на 2014-2019 годы»;

2) Распоряжение Правительства Чукотского автономного округа от 16.07.2014 № 290-рп «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года» [24].

9. Красноярский край характеризуется тем, что единственный из арктических регионов имеет Стратегию инновационного развития до 2020 года и достаточно развитую нормативную базу в сфере инноваций. В регионе принят специализированный закон по инновационной деятельности и утверждены программы развития инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства, глобальной конкурентоспособности научно-образовательного комплекса и инновационной системы:

1) Закон Красноярского края от 01.12.2011 № 13-6629 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Красноярском крае»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Указ Губернатора Красноярского края от 24.11.2011 № 218-уг «Об утверждении Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020»;

3) Постановление Правительства Красноярского края от 20.02.2013 № 48-п «Об утверждении Порядка и формы проведения мониторинга развития инновационной деятельности на территории Красноярского края»;

4) Постановление Правительства Красноярского края от 20.02.2013 № 44-п «Об утверждении Положения о региональных технологических платформах и порядке формирования перечня региональных технологических платформ»;

5) Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 505-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства»;

6) Постановление Правительства Красноярского края от 07.10.2016 № 501-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие и повышение глобальной конкурентоспособности научно-образовательного комплекса и инновационной системы» [28].

Анализ нормативно-правовой базы арктических регионов в сфере инноваций наглядно показал, что требуется активизировать нормотворческую деятельность и начинать работу по разработке стратегий развития инноваций, поскольку самостоятельная инновационная стратегия есть только у одного из регионов Арктической зоны РФ - Красноярского края. Региональная работа в этой сфере в свою очередь должна опираться на инновационную стратегию Арктической зоны РФ, которая, соответственно, в перспективе также должна быть разработана в обязательном порядке.

Инновационная инфраструктура арктических территорий

Для эффективного инновационного развития требуется не только сформированная нормативно-правовая база инновационной деятельности, но и развитая инновационная инфраструктура. Инновационная деятельность должна быть направлена на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. Под инновационной инфраструктурой в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» понимается «.совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.» [4]. В РФ инновационную инфраструктуру составляют кластеры, технопарки, территории опережающего социально-экономического развития, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и другие организации.

Основные организации, входящие в инновационную инфраструктуру субъектов РФ, включенных полностью или частично в Арктическую зону РФ:

1. В Архангельской области инновационная инфраструктура представлена в первую очередь кластерами, инновационно-технологическими центрами, центрами коллективного пользования, бизнес-инкубаторами, инновационными центрами, центрами трансфера технологий и бюджетными фондами: АО «Конструкторское бюро «Рубин-Север», АО «Корпорация развития Архангельской области», АО «Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега», ГАУ Архангельской области «Архангельский региональный бизнес-инкубатор», ГУП Архангельской области «Инвестиционная компания «Архангельск», ГУП Архангельской области «Фонд имущества и инвестиций», лесопромышленный инновационный территориальный кластер, судостроительный инновационный территориальный кластер, микрокредитная компания «Архангельский региональный фонд «Развитие», некоммерческое партнерство «Архангельский деловой центр-инкубатор малого предпринимательства», ООО «Нордтехсад», ООО «Поморский лесной технопарк», ООО «Технотранс», АО

«Архангельский технополис», ФБУ «Северный научно-исследовательский институт лесного хозяйства», ФГБУН «Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лаверова РАН», ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» и др. [30].

2. В Мурманской области инновационная инфраструктура представлена центрами коллективного пользования, кластером, территорией опережающего социально-экономического развития, бизнес-инкубатором, информационным и инновационным центрами и другими объектами: ГОБУ «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор», некоммерческая микрокредитная компания «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области», некоммерческая организация Северо-западный фонд поддержки предпринимательства «Основа», некоммерческое партнерство по содействию развитию инновационных технологий «Технопарк - Апатиты», территория опережающего социально-экономического развития «Кировск» (моногород), туристско-рекреационный кластер Мурманской области, ФГБНУ «Мурманская государственная сельскохозяйственная опытная станция», ФГБНУ «Полярный геофизический институт», ФГБНУ «Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича», ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет», ФГБУН Геологический институт Кольского научного центра РАН, ФГБУН Горный институт Кольского научного центра РАН, ФГБУН Институт информатики и математического моделирования технологических процессов Кольского научного центра РАН, ФГБУН Институт проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра РАН, ФГБУН Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И. В. Тананаева Кольского научного центра РАН, ФГБУН Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина Кольского научного центра РАН, ФГБУН Кольский научный центр РАН, ФГБУН Мурманский морской биологический институт Кольского научного центра РАН и др. [30]. В Мурманской области функционирует инновационный портал (https://inno.gov-murman.ru/).

3. В Республике Саха (Якутия) инновационная инфраструктура представлена технопарками, кластерами, территорией опережающего социально-экономического развития, центрами коллективного пользования, бизнес-инкубаторами, инновационным центрами и другими объектами: АО Центр кластерного развития «Якутия», АО «Венчурная компания «Якутия», ГАУ Республики Саха (Якутия) «Технопарк «Якутия», ГАУ Республики Саха (Якутия) «Технопарк Нерюнгри», ГБУ «Агентство инвестиционного развития Республики Саха (Якутия)», ГБУ «Академия наук Республики Саха (Якутия)», ГБУ республики Саха (Якутия) «Бизнес-инкубатор Республики Саха (Якутия)», кластер производителей мебели, деревообработки и смежных отраслей, микрокредитная компания «Фонд развития предпринимательства Республики Саха (Якутия)», территория опережающего социально-экономического развития «Индустриальный парк «Кангалассы»», туристско-рекреационный кластер

«Деревня мастеров», туристско-рекреационный кластер «Северная мозаика», ФГБНУ «Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства имени М. Г. Сафронова», ФГБУН Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН, ФГБУН Институт мерзлотоведения им. П. И. Мельникова Сибирского отделения РАН, ФГБУН Якутский научный центр Сибирского отделения РАН и др. [30].

4. В Республике Карелия инновационная инфраструктура представлена территориями опережающего социально-экономического развития, технопарками, информационными и инновационными центрами, инновационно-технологическими центрами, и другими объектами: АО «Корпорация развития Республики Карелия», бизнес-инкубатор Республики Карелия, ООО «Карельский инновационный центр», территория опережающего социально-экономического развития «Кондопога», территория опережающего социально-экономического развития «Надвоицы» (моногород), технологический парк «1Т-парк Петрозаводского государственного университета», территориально распределенный промышленно-технологический парк «Техноград ПетрГУ», ФГБНУ Институт экономики Карельского Научного Центра РАН, ФГБНУ Карельская государственная сельскохозяйственная опытная станция, ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», ФГБУН Институт биологии Карельского научного центра РАН, ФГБУН Институт леса Карельского научного центра РАН, ФГБУН Институт прикладных математических исследований Карельского научного центра РАН, ФГБУН Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, ФГБУН Карельский научный центр РАН, фонд по содействию кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Карелия (микрокредитная компания) и др. [30].

5. В Республике Коми инновационная инфраструктура представлена в первую очередь центрами коллективного пользования, бизнес-инкубаторами, территорией опережающего социально-экономического развития, центрами трансфера технологий и бюджетными фондами: АО «Гарантийный фонд Республики Коми», ГОУ ВО «Коми республиканская академия государственной службы и управления», ГУП Республики Коми «Республиканское предприятие «Бизнес-инкубатор», территория опережающего социально-экономического развития «Емва» (моногород), ФГБНУ «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Республики Коми», ФГБНУ «Печорская опытная станция имени А. В. Журавского Научно-исследовательского института сельского хозяйства Республики Коми», ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина», ФГБУН Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения РАН, ФГБУН Институт физиологии Коми научного центра Уральского отделения РАН, ФГБУН Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН, ФГБУН Коми научный центр Уральского отделения РАН и др. [30].

6. В Ненецком автономном округе организации инновационной инфраструктуры отсутствуют [30].

7. В Ямало-Ненецком автономном округе инновационная инфраструктура региона представлена технопарками, инновационно-технологическим центром и бюджетными фондами: ГАУ Ямало-Ненецкого автономного округа «Окружной технологический парк «Ямал», ГКУ Ямало-Ненецкого автономного округа «Научный центр изучения Арктики», микрофинансовая компания «Фонд финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа», некоммерческая организация «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа», некоммерческая организация «Фонд «Окружной инновационно-технологический центр «Старт (промышленный парк)», ООО «Агрономические научно-исследовательские разработки», ООО «Межрегиональный инженерно-технологический внедренческий центр» и др. [30]. В Ямало-Ненецком автономном округе функционирует инновационный портал (http:// yamalinnova.ru/).

8) Инновационная инфраструктура в Чукотском автономном округе представлена только территорией опережающего социально-экономического развития «Беринговский» [30].

9. В Красноярском крае инновационная инфраструктура представлена в первую очередь научно-образовательным консорциумом, инновационно-технологическими центрами, центрами коллективного пользования, бизнес-инкубаторами, кластером, информационными и инновационными центрами, бюджетными фондами, центрами трансфера технологий и другими объектами: ассоциация «Сибирский научно-образовательный консорциум», АО «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания», АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева», ассоциация «Технологическая платформа «Национальная информационная спутниковая система», автономная некоммерческая организация «Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор», КГАУ «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор», КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности», кластер инновационных технологий, открытое акционерное общество «Агентство развития инновационной деятельности Красноярского края», ООО «Биоимплант», ООО «ВИТИМ-ЛАБ», ООО «Мезон», ООО «Научно-производственное предприятие «Прикладные биосистемы», ООО «Объединенная Компания РУСАЛ Инженерно-технологический центр», ООО «Эко-Консультант», ООО «ЭкоПочва», ООО «Эко-ремедиация» и др. [30]. На официальном портале Красноярского края выделен отдельный раздел «Инновации» (http://www.krskstate.ru/innovation_science), где уточняется вся информация по инновационной политике региона.

Таким образом, инновационная инфраструктура субъектов РФ, включенных полностью или частично в Арктическую зону РФ, неоднородна по своему составу. Стоит

отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ «О сухопутных территориях Арктической зоны РФ» [1] Мурманская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа включены в число сухопутных территорий Арктической зоны РФ полностью. Еще пять регионов (Республики Коми, Карелия и Саха (Якутия), Красноярский край, Архангельская область) - частично. Менее развита инновационная инфраструктура именно в тех арктических регионах, которые включены в Арктическую зону РФ полностью.

Заключение

Инновационную политику регионов Арктической зоны РФ в настоящее время сложно оценить положительно, поскольку нормативно-правовая база и инновационная инфраструктура регионов развита еще достаточно слабо. «.Для оценки качества инновационной политики, анализа и прогноза развития инновационной системы, формирования стратегий и программ развития экономики.» [19] (Tukkel, Egorov, Detter, Kovrov, 2017) требуется дальнейшая оценка инновационного развития арктических территорий. Так, например, региональную инновационную стратегию имеет только Красноярский край, программы инновационного развития есть у Республики Карелия, Ямало-Ненецкого автономного округа и Красноярского края. Разработанный профильный раздел по поддержке инноваций в стратегии социально-экономического развития региона отсутствует у всех арктических субъектов Российской Федерации. Нет принятых специализированных законодательных актов, определяющих основные принципы инновационной деятельности в регионе у Ненецкого и Чукотского автономных округов.

Вместе с тем в арктических регионах появляются элементы инновационной инфраструктуры. Например, кластеры (Архангельская область, Мурманская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия)), технопарки (Архангельская область, Мурманская область, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий автономный округ), территории опережающего социально-экономического развития (Мурманская область, Чукотский автономный округ, Республика Коми, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия)), инновационно-технологические центры (Архангельская область, Красноярский край, Республика Карелия, Ямало-Ненецкий автономный округ), бизнес-инкубаторы (Архангельская область, Мурманская область, Республика Коми, Красноярский край, Республика Саха (Якутия)).

В некоторых арктических регионах функционирует инновационный портал или раздел, посвященный инновациям (Мурманская область, Красноярский край, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Таким образом, требуется дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности в Арктике и на федеральном, и на региональном уровне. Инновационная деятельность должна быть урегулирована нормами права и способствовать развитию инновационной инфраструктуры в Арктической

зоне РФ. И тогда Арктика превратится в стратегический инновационный плацдарм, формирующий масштабный устойчивый спрос не только на инновации, но и на инвестиции.

ИСТОЧНИКИ:

1. О сухопутных территориях Арктической зоны РФ: указ Президента РФ от 02.05.2014

№ 296 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (ч. II). Ст. 2136

2. О Совете при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному раз-

витию России: указ Президента РФ от 18.06.2012 № 878 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 26. Ст. 3499

3. О Стратегии научно-технологического развития РФ: Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 49. Ст. 6887

4. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от

23.08.1996 № 127-ФЗ // Собрание законодательства. 1996. № 35. Ст. 4137

5. Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в от-

дельные законодательные акты РФ: Федеральный закон от 29.07.2017 № 216-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31 (Часть I). Ст. 4765

6. Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ

// Собрание законодательства РФ. 2010. № 40. Ст. 4970

7. О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ: феде-

ральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 26

8. О Федеральном фонде производственных инноваций: постановление Правительства

РФ от 26.08.1995 № 827 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 36. Ст. 3540

9. Об утверждении государственной программы РФ «Экономическое развитие и ин-

новационная экономика»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (часть II). Ст. 2162

10. Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов): постановление Правительства РФ от 22.06.2015 № 614 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 27. Ст. 4063

11. Об утверждении государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ»: постановление Правительства РФ от 21.04.2014 № 366 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (часть IV). Ст. 2207

12. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489

13. Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 216

14. Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утверждены Президентом РФ от 18 сентября 2008 г. № Пр-1969. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_119442.

15. Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утверждена Президентом РФ от 8 февраля 2013 г. № Пр-232. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_142561.

16. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282738.

17. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190.

18. Тутыгин А.Г., Чижова Л.А. Индивидуальные и общесистемные проблемы регионов Арктической зоны РФ: возможности совместного решения // Научное обозрение, 2016. - № 24.

19. Туккель И.Л., Егоров Н.Е., Деттер Г.Ф., Ковров Г.С. Оценка инновационного развития регионов Арктической зоны РФ // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки, 2017. - № 4.

20. Цыганкова А.А., Романченко О.В., Шеметкова О.Л. Инфраструктура Арктической Зоны РФ: состояние, экономические инструменты развития и приоритетные проекты // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал, 2016. - № 4(48). - url: https://eee-region.ru/article/4816.

21. Официальный сайт Правительства Архангельской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dvinaland.ru.

22. Официальный сайт Правительства Мурманской области. [Электронный ресурс]. URL:https://www.gov-murman.ru.

23. Официальный сайт Ненецкого АО. [Электронный ресурс]. URL: https://www.adm-nao.ru.

24. Официальный сайт Чукотского АО. [Электронный ресурс]. URL: Ы^А/чукотка.рф.

25. Официальный сайт органов власти Ямало-Ненецкого АО. [Электронный ресурс]. URL: Ы^А/правительство.янао.рф.

26. Официальный интернет-портал Республики Коми. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rkomi.ru.

27. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия). [Электронный ресурс]. URL: https://www.sakha.gov.ru.

28. Официальный портал Красноярского края. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.krskstate.ru.

29. Официальный интернет-портал Республики Карелии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.karelia.ru.

30. Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем. [Электронный ресурс]. URL: http://www.miiris.ru.

REFERENCES:

Tsygankova A. A., Romanchenko O.V., Shemetkova O.L. (2016). Infrastruktura Arkticheskoy Zony RF: sostoyanie, ekonomicheskie instrumenty razvitiya i prioritetnye proekty [The infrastructure of the Arctic zone of the Russian Federation: the state, the economic development of the tools and priority projects]. Regional economics and management: electronic scientific journal. (4(48)). (in Russian). Tukkel I. L., Egorov N.E., Detter G.F., Kovrov G.S. (2017). Otsenka innovatsionnogo razvitiya regionov Arkticheskoy zony RF [Evaluation of the innovative development of the regions of the Arctic zone of the Russian Federation]. St. Petersburg Polytechnic University Journal of Engineering Science and Technology. 10 (4). (in Russian).

Tutygin A.G., Chizhova L.A. (2016). Individualnye i obschesistemnye problemy regionov Arkticheskoy zony RF: vozmozhnosti sovmestnogo resheniya [Individual and systemic problems of the Arctic zone regions of Russia: the possibility of a coordinated solution]. Science Review. (24). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.