Научная статья на тему 'НОВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ В СВЕТЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ'

НОВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ В СВЕТЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫБРОСЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ВОЗДУХА / БАЙКАЛ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Спиридонов Денис Вадимович

Данная работа посвящена проблеме адаптации сферы экологической безопасности Российской Федерации к санкциям, которые были применены к нашей стране со стороны США, ЕС и других государств. Ограничительные меры затронули, в том числе, поставки импортного оборудования, необходимого многим предприятиям для выполнения взятых на себя обязательств в области защиты окружающей среды от негативного воздействия вредных производств. Однако, наряду с реальными проблемами в импортозамещении, промышленники, прикрываясь введенными санкциями стараются лоббировать собственные интересы во властных кругах, снижая уровень своей ответственности за экологические правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Спиридонов Денис Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ В СВЕТЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_1 _83

НОВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ В СВЕТЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ NEW ENVIRONMENTAL REALITIES IN THE LIGHT OF ANTI-RUSSIAN SANCTIONS

СПИРИДОНОВ Денис Вадимович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры Экологического и природоресурсного права МГЮУ имени О.Е. Кутафина.

123001, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9. E-mail: denis.spiridonov.rgsp@mail.ru;

SPIRIDONOV Denis Vadimovich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Environmental and Natural Resource Law MGUA named after O.E. Kutafin. 9 Sadovaya-Kudrinskaya str., Moscow, 123001, Russia. E-mail: denis.spiridonov.rgsp@mail.ru

Краткая аннотация: Данная работа посвящена проблеме адаптации сферы экологической безопасности Российской Федерации к санкциям, которые были применены к нашей стране со стороны США, ЕС и других государств. Ограничительные меры затронули, в том числе, поставки импортного оборудования, необходимого многим предприятиям для выполнения взятых на себя обязательств в области защиты окружающей среды от негативного воздействия вредных производств. Однако, наряду с реальными проблемами в импортозамеще-нии, промышленники, прикрываясь введенными санкциями стараются лоббировать собственные интересы во властных кругах, снижая уровень своей ответственности за экологические правонарушения.

Abstract: This work is devoted to the problem of adapting the sphere of environmental safety of the Russian Federation to the sanctions that have been applied to our country by the United States, the EU and other countries. Restrictive measures affected, among other things, the supply of imported equipment necessary for many enterprises to fulfill their obligations in the field of environmental protection from the negative effects of harmful industries. However, along with the real problems in import substitution, industrialists, hiding behind the sanctions imposed, are trying to lobby their own interests in government circles, reducing their level of responsibility for environmental offenses.

Ключевые слова: Санкции, импортозамещение, экология, окружающая среда, промышленные выбросы, экологические программы, системы контроля за состоянием воздуха, Байкал, ответственность предприятий за экологические правонарушения.

Keywords: Sanctions, import substitution, ecology, environment, industrial emissions, environmental programs, air quality control systems, Lake Baikal, responsibility for environmental offenses.

Для цитирования: Спиридонов Д.В. Новые экологические реалии в свете антироссийских санкций // Право и государство: теория и практика. 2023. № 1(217). С. 83-87. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_83.

For citation: Spiridonov D. V. New environmental realities in the light of anti-Russian sanctions // Law and state: theory and practice. 2023. No. 1(217). pp. 83-87. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_83.

Статья поступила в редакцию: 24.11.2022

Экологическая безопасность России - важнейшая часть политики государства, закрепленная, как в Конституции РФ (ст. 421), так и в специальных нормативных правовых актах. Так, в 2012 г. Президентом РФ были утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», в которых установлены такие цели как:

- экологически ориентированный рост экономики Российской Федерации;

- поддержание и улучшение состояния окружающей среды, биоразнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей граждан, а также будущих поколений;

- реализация гражданами гарантированных им прав на благоприятную окружающую среду, чистый воздух и водные ресурсы;

- укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также усиление ответственности за экологические преступления и правонарушения.2

Однако внешние обстоятельства внесли существенные коррективы в планы по исполнению экологической повестки. Вот уже почти десять лет в отношении нашей страны действуют различные санкции и ограничения. Начиная с 2014 г. во многих сферах, связанных с экологическими программами, действуют иностранные запреты на поставки из-за рубежа. Это касается, в частности, секторов высоких технологий, оборудования для исследования недр и работ по горной добыче, утилизации отходов недропользования, контроля состояния воздуха т.д. Все это, разумеется, не только не способствовало улучшению экологии, но и внесло свой вклад в ухудшение состояния окружающей среды нашей страны. Так, например, уже через год после начала санкционной политики Запада, Общероссийской общественной организацией «Зеленый патруль» был проведен мониторинг состояния окружающей среды в различных регионах России, который показал ухудшение экологической ситуации: в сводном рейтинге страны ее индекс снизился на 1 п. п. (с 48 до 47), тогда как благополучным считается уровень данного показателя выше 75 п. п.3

В результате санкций возникли серьезные препятствия также для развития «зеленой энергетики», так как ключевые технологии для освоения возобновляемых источников энергии в России отсутствовали. Не случайно вскоре после введения первых санкций в области энергетики, цели достижения 4,5% доли возобновляемых источников энергии к 2020 г., были пересмотрены в сторону понижения.4 В результате в данной сфере наша страна была отброшена на несколько лет назад, и только в начале 2020-х гг. программа импортозамещения даже начала показывать скромные успехи.

Прежде всего, на российском рынке появились и закрепились крупные отечественные компании, реально заинтересованные в развитии альтернативной энергетики без иностранной помощи, в частности: «НоваВинд», «Хевел», «Энел Россия», «Фортум», «Солар Системс», «Т

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.

2 «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012).

3 Федорова Е.А., Барихина Ю.А. Влияние санкций на экономику Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 37.

4 Бушукина В.И. Инвестиционные перспективы развития возобновляемой энергетики в России // Финансы и бизнес. 2019а. № 3.

Плюс» и др. Для реализации проектов этих компаний были открыты заводы по производству солнечных батарей (Зеленоград, Рязань, Чебоксары, Краснодар) и ветрогенераторов (Челябинск, Хабаровск, Санкт-Петербург, Рыбинск). Благодарю вводу в строй новых мощностей (например, Кочубеевской ВЭС, мощностью 210 МВт), только с 2020 по 2021 гг. выработка энергии за счет ВИЭ в России увеличилась на 50%.1 Тем не менее, наша страна по-прежнему серьезно отстает от ведущих государств мира в данной области.

После 2014 г. были серьезно пересмотрены и программы по сокращению выбросов парниковых газов. Планируемые субсидии регионам в рамках подобных проектов были отложены или полностью отменены в связи сокращением бюджета, возникшим из-за западных санкций и резкого падения курса рубля.

Более того, под давлением США и ЕС, Всемирный банк, Глобальный экологический фонд и другие международные институты объявили о прекращении программ поддержки России в области энергоэффективности и сокращения выбросов парниковых газов, включая отмену уже полностью подготовленного транша в размере 150 млн. долларов США.2

Однако вскоре оказалось, что главные проблемы для сферы экологии в России только начинаются.

В 2022 г. после начала Российской Федерацией Специальной военной операции на Украине, санкции в отношении России стали абсолютно беспрецедентными по своему масштабу и характеру. В результате произошел резкий массовый уход с российского рынка практически всех североамериканских и европейских компаний во всех отраслях производства. У большинства отечественных предприятий возникли задержки поставок из-за рубежа заказанного и даже предоплаченного оборудования, которые требовалось для реализации проектов по модернизации производства, запуска новых линий, цехов и агрегатов. Во всех сферах торговли и промышленности произошли разрывы логистических цепочек, западные партнеры сворачивали совместные проекты и закрывали сервисные центры на территории нашей страны, стало невозможным проведение платежей через иностранные финансовые организации.

Наиболее сильному «санкционному удару» подвергся топливно-энергетический комплекс - сфера, которая напрямую связана с экологией, и в которой огромную роль играли зарубежные поставщики оборудования, технологий и услуг. Так, по данным Союза промышленников нефтегазовой сферы РФ, до введения антироссийских санкций около 80% используемого в РФ бурового оборудования поставлялось из заграницы. Отличный пример - буровая платформа «Приразломная», предназначенная для работы на арктическом шельфе, практически полностью (около 90%) состоящая из импортного оборудования. После того как в апреле 2022 г. американская компания National Oilwell Varco прекратила поставлять для комплектующие для обслуживания этого объекта, ПАО «Газпром» вынужден был начать срочный поиск альтернативных поставщиков.3

В подобных условиях оказались без преувеличения практически все отечественные компании, занимающиеся работами, связанными с бурением. Сразу после введения Европейским союзом антироссийских санкций, о прекращении сотрудничества с российскими партнерами объявил один из крупнейших в мире поставщиков продуктов и услуг для энергетической отрасли Halliburton. Компания, которая производит оборудование для бурения скважин, а также занимается обслуживанием трубопроводов и резервуарных парков сотрудничала с такими гигантами как «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ, «Роснефть».4

Вслед за этим, аналогичное решение приняла компания Schlumberger занимавшаяся разработкой и распространением цифровых продуктов и оборудования для компаний энергетической отрасли. Компания сотрудничала более чем с 2 тысячами компаний-поставщиков товаров и услуг в области энергетики в России.5 Проблема состоит в том, что после того, как в 2000-х гг. на российский рынок пришли иностранные поставщики оборудования, российские производители и разработчики оказались не у дел. Организации сектора недропользования предпочли покупать готовую продукцию, а не вкладываться в разработку отечественных технологий, что казалось долгим и затратным делом. Кроме того, большинство российских компаний нефтегазового сектора отказались от собственных бурильных и ремонтных подразделений. При этом внутренние возможности в сфере производства оборудования и обслуживания скважин практически не использовались. В таких условиях масштабная поддержка отечественного производителя и бюджета в целом, была необходимым условием существования экономики. Одной из мер такой поддержки стала корректировка экологических программ и законодательства.

Уже в марте 2022 г. Правительство РФ объявило об утверждения Плана развития экономики в условиях внешнего санкционного давления6. Одним из первых изменений в сфере экологического регулирования стало принятие закона, позволяющего перенести окончание эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ на два года — с конца 2024 г. на 31 декабря 2026-го. Напомним, что с начала 2020 г. в этом эксперименте принимают участие 12 городов России с высоким уровнем промышленного загрязнения. Изначальный план федерального проекта «Чистый воздух», предполагал сокращение выбросов загрязняющих веществ в городах-участниках на 20% к концу 2024 г.7

Кроме того, к уже отобранным 12 городам в нынешнем году должно было добавиться еще 29. Теперь же расширение перечня городов-участников эксперимента перенесено на 1 сентября 2023 г., а достижение целевого показателя сокращения выбросов ожидается не раньше 2030 г.8 В Минприроды объясняют принятие решения об изменении сроков новыми экономическими (и очевидно экологическими) реалиями, заверяя при этом, что оно ни в коем случае не означает закрытие проекта, столь важного для жизни и здоровья российских граждан.

1 https://irena.org/-/media/Files/IRENA/Agency/Publication/2022/Apr/ [Электронный ресурс] // URL: (Дата обращения 10.10.2022).

2 Рогинко С. Санкции и экология [Электронный ресурс] // URL: https://expert.ru/expert/2015/38/sanktsii-i-ekologiya/ (Дата обращения 11.10.2022).

3 [Электронный ресурс] // URL: https://goarctic.ru/work/importozameshchenie-dlya-polyamogo-siyaniya-chast-ii/ - Проектный офис развития Арктики (дата обращения 11.10.2022).

4 [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/economics/19/03/2022/623511cd9a79470daf116379 (Дата обращения 12.10.2022).

5 [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/economics/19/03/2022/62355ab29a79471d3b95aea0 (Дата обращения 12.10.2022).

6 [Электронный ресурс] // URL: https://plan.nso.ru/measures/federal#plan1 (Дата обращения 09.10.2022)

7 Федеральный закон от 26.07.2019 г. № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» // СПС КонсультантПлюс, 2019.

8 Распоряжение Правительства РФ от 7 июля 2022 года №1852-р //[Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/docs/45956/

Еще одним последствием санкций стал отказ от требований к экологическому классу автомобилей, выпускаемых отечественными автопроизводителями. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2022 № 8551 отменило обязательный с 2016 г. экологический стандарт «Евро-5», в связи с приостановкой поставок в Россию электронных блоков управления импортного производства, необходимых для автомобилей, оснащенных двигателем такого класса. Теперь в России временно можно выпускать машины с двигателями всех экологических классов, вплоть до самого низкого - «Евро-0». Безусловно, такая мера поможет отечественному автопрому продолжить работу, но «экологическая цена», заплаченная за это, будет достаточно высока. К тому же, параллельно с принятием данного решения до сих пор не видно ни желания производителей разрабатывать техпроцесс для импортозамещения нужных деталей, ни стремления органов власти простимулировать подобные разработки.

В мае 2022 г. стало известно о подготовке со стороны Минприроды РФ законодательных поправок о снижении требований к составу сточных вод, которые сбрасываются в Байкал и питающие его реки. Так, согласно документу, показатели по содержанию адсорбируемых галогеноргани-ческих соединений будут ослаблены в 200(!) раз, ртути - в 13 раз, железа в 10 раз. В пояснительной записке содержится малопонятная простому обывателю фраза о том, что данные изменения направлены на «понижение уровня надшламовых вод, находящихся в картах-накопителях полигонов «Солзанский» и «Бабхинский», которые принадлежали прекратившему работу в 2013 г. Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату.2

В реальности же, данные поправки связаны с тем, что в 2022 г. Госкорпорация «Росатом» должна была провести полную рекультивацию указанных полигонов, ликвидировав таким образом, отходы производства закрытого комбината. Но сразу после введения весенних санкций, компания объявила о переносе работ как минимум на один год, в связи с отсутствием импортозамещения технологий, предполагавшихся для использования в данном проекте.3 Внесение подобных поправок позволило бы снять ответственность с государственной корпорации, в случае попадания в воды Байкала неубранных отходов с накопительных полигонов.

На фоне этого, в июне 2022 г. депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» А. Грешневиков прямо обвинил главу Минприроды А. Козлова в провале программы по очистке Байкала, а заодно и «мусорной реформы» и проекта по восстановления лесов4.

Серьезные опасения вызывает сфера автоматического контроля качества и состояния атмосферного воздуха, так как практически все работающие в России подобные системы функционируют на технологической базе, состоящей из компонентов европейских производителей. В первую очередь, это касается сложных высокотехнологичных компонентов - систем мониторинга и диагностики работы узлов и установок систем контроля в удаленном режиме. Возможная замена необходимых деталей на китайские аналоги приведет к снижению качества работы систем контроля воздуха, так как их качество серьезно отличается от европейского. В то же время, предприятия, изготавливающие взаимозаменяемые элементы в России отсутствуют. Так, даже в проектах, ориентированных на отечественные технологии и оборудование, доля локализации производства не превышает 70-75%, а для разработки и внедрения полного производственного цикла понадобится, по оценке председателя Общественного совета при Минприроды России А. Закондырина, понадобится от 5 до 10 лет.5

В такой ситуации законодатели снова не придумали ничего лучшего, как снижать требования к организациям. Так, в соответствии с положениями уже упомянутого нами Федерального закона от 26.03.2022 № 71-ФЗ6 предприятиям, которые получили комплексное экологическое разрешение (КЭР) до 1 сентября 2022 г., срок установки систем автоматического контроля продлевается на два года. На такой же срок увеличивается и период направления заявок на получение КЭР для объектов I категории, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей среды. Напомним, что к данной категории относятся промышленные объекты таких отраслей, как металлургия, химическая, горнодобывающая и горно-обогатительная промышленность, нефтепереработка, производство минеральной удобрений, утилизация и захоронение отходов различных производств и потребления и многое другое. Суть работы автоматических систем контроля заключается в том, что они предоставляют надзорным органам непрерывный доступ к актуальной информации о загрязнении воздуха предприятиями.

Отметим, что перенос указанных выше сроков — та мера, которую активно лоббировали промышленники еще до введения санкций в 2022 г., так как автоматические системы повышают прозрачность и, разумеется, ответственность предприятий за выбросы, загрязняющие окружающую среду. Так, еще летом 2021 г. вице-премьер РФ Виктория Абрамченко заявляла, что промышленники умышленно срывают сроки реализации проекта «Чистый воздух»7. Таким образом, можно предположить, что санкции стали своего рода «подарком» для многих компаний, которые сумели привести самые сильные аргументы в своем лоббировании внесенных в законодательство изменений.

Проанализировав все вышесказанное, мы можем увидеть главную проблему, которую вызвали санкции - стремление безответственных организаций прикрыться политикой Запада, чтобы не выполнять возложенные на них обязательства в области экологической безопасности нашего государства. И, к сожалению, чиновники, по большей части, поддерживают позицию промышленников, зачастую даже в ущерб собственным гражданам и их здоровью.

1 Постановление Правительства РФ от 12 мая 2022 г. № 855 «Об утверждении Правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия№ // Собрание законодательства Российской Федерации, 16 мая 2022 г. № 20 ст. 3316.

2 Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ «О внесении изменений в приложение 1 к приказу Минприроды России от 21.02.2020 №83 "Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категории особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал"» (подготовлен Минприроды России 16.03.2022).

Кожевников Г. Природа под санкциями: как экологию приносят в жертву экономике [Электронный ресурс] // URL: https://plus-one.ru/ecology/2022/05/18/priroda-pod-sankciyami?utm_source=web&utm_medium=article&utm_content=link&utm_term=scroll (дата обращения 10.10.2022).

4 [Электронный ресурс] // URL: https://sib.fm/news/2022/09/30/kak-vse-ustroeno-aleksandr-kozlov--ministr-prirodopolzovaniya-i-ekologii (Дата обращения 10.10.2022).

5 Закондырин А. Импортозамещение: в поисках эффективной модели экологической политики в условиях санкций [Электронный ресурс] // URL: https://www.vedomosti.ru/ecology/regulation/columns/2022/04/21/919234-importozameschenie-v-poiskah-effektivnoi-modeli-ekologicheskoi-politiki-v-usloviyah-sanktsii (дата обращения 07.10.2022).

6 Федеральный закон от 26 марта 2022 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации от 28 марта 2022 г. № 13 ст. 1960.

7 [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/news/42561/ (Дата обращения 11.10.2022).

Так, глава Минприроды А. Козлов, выступая в апреле 2022 г. в Государственной Думе, заявил, что новая экономическая реальность не повлияет на качество экологического контроля. Одновременно с этим, Минприроды признает, что сроки реализации намеченных экологических мероприятий скорее всего будут сдвинуты «вправо» в связи с тем, что предприятиям и организациям теперь необходимо больше времени для того, чтобы наладить процесс импортозамещения.1 При этом многие эксперты отмечают, что отечественные предприятия и ранее не отличались высоким уровнем дисциплины в области экологии, а ключевым фактором в новых реалиях будет именно она, а вовсе не отсутствием импортозамещения. Ведь до марта 2022 г. большая часть импортного оборудования была доступна для закупки отечественными организациями, которые, тем не менее, особенно не спешили пользоваться этой возможностью и инвестировать деньги в экологию. Теперь же, когда поставки прекращены, именно этот фактор предприятия винят в срыве своих экологических программ. Но, политконсультант А. Игнатов, придерживается той точки зрения, что «взаимосвязь между санкциями, запретом на поставки отдельных наименований высокотехнологического оборудования и экологической ситуацией в регионах весьма и весьма условна»2. В данной ситуации многое будет зависеть от руководителей российских регионов, для которых экологические вопросы традиционно являются неудобной темой для обсуждения и работой над ошибками. Как утверждает директор мониторинг-экспертного центра «Группа 32», Роман Коломойцев, «в ситуации непростой адаптации российской экономики к условиям, вызванным санкциями, вряд ли стоит надеяться на то, что экологическая проблематика займет в планах руководителей регионов или предприятий сколь-нибудь приоритетное место»3.

Совсем недавно на бюджеты регионов добавилась новая нагрузка - расходы в рамках частичной мобилизации, объявленной Президентом РФ Владимиром Путиным. Предположим, что в связи с данной ситуацией, в ближайшее время могут последовать новые отмены экологических проектов или перенос сроков их реализации.

Тем не менее, можно отметить, что в некоторых российских регионах, несмотря на все трудности, работы по защите окружающей среды продолжаются. Так, в Московской области планируется до 2024 г. потратить около 1,5 млрд рублей на реконструкцию очистных сооружений озера Сенеж.4 Устаревшие очистные сооружения, построенные еще во времена СССР, являются причиной попадания сточных вод из озера в реки Волга и Сестра. Жалобы на эту проблему поступали в офис губернатора Подмосковья и профильные организации на протяжении многих лет, пока наконец не были услышаны властями.

Острую экологическую проблему решают и в Башкирии, где уже несколько лет не могут провести очистку территории предприятия «Уфахимпром», закрытого еще в 2017 г. Напомним, что именно это предприятие стало причиной печально известной «фенольной катастрофы» 1989-1990 гг., когда почти вся питьевая вода в Уфе была отравлена в результате утечки фенола в реку Шугуровка. Соглашение о рекультивации заброшенной территории завода, на которой хранится огромный объем отравляющих веществ, уже подписано с федеральным экологическим оператором и планируется к осуществлению в ближайшее время.5

Большой экологический проект осуществляется и в Крыму, где на строительство трех современных мусороперерабатывающих комплексов в ближайшие два года планируют выделить порядка 8 млрд. рублей.6 Целью проекта является достижение стопроцентной утилизации твердых коммунальных отходов, а также снижение числа уже действующих мусорных захоронений в два раза, что особенно важно для этого курортного региона, который ежегодно посещают миллионы туристов.

Таким образом, мы видим, что в сегодняшней ситуации многое зависит от действий местных властей, их инициативы, усилий и, самое главное, осознания чиновниками всех уровней важности охраны окружающей среды для улучшения здоровья населения и повышения качества жизни.

Подводя итоги, можно утверждать, что санкции действительно осложнили внедрение современных экологических новшеств в связи с запретом импортного оборудования и снижением финансирования экологических программ. Но главная проблема по-прежнему кроется в наплевательском отношении, как чиновников, так и промышленников к проблемам экологии. Введение масштабных санкционных ограничений в некоторых случаях стало лишь ширмой, прикрываясь которой, власти смогли провести крайне непопулярные законы в области экологического контроля, давно лоббируемые промышленными предприятиями и не желающими ни за что отвечать региональными и муниципальными руководителями. Итогом такой политики, безусловно, станет серьезнейшее ухудшение экологической обстановки в большинстве регионов России, повышения уровня загрязнения территорий, в том числе, природоохранных и, как следствие, снижение качества жизни и состояния здоровья миллионов граждан.

Выход из ситуации, безусловно, есть. И он должен включать в себя целый комплекс мер, направленных на финансовую и организационную поддержку экологических проектов с одновременным усилением контроля и ответственности за экологические нарушения. Так, например, для преодоления последствий санкционного режима, государство могло бы продумать следующие меры:

1) создание и поддержка линий долгосрочного кредитования экологических проектов, целью которых станет сокращение выбросов парниковых газов и уменьшения загрязняющего воздействия на окружающую среду;

2) инвестиции в разработку и поставки из дружественных стран технологий и оборудования, обеспечивающих экологически чистое производство и снижение выбросов загрязняющих веществ, а также современные технологии бурения и контроля чистоты воздуха;

3) создание системы грантов и другой финансовой поддержки отечественных стартапов в области экологии и охраны окружающей среды, в том числе в сотрудничестве с зарубежными партнерами;

4) заключение соглашений с крупными государствами (Китай, Индия, Бразилия и др.) по сотрудничеству в области климата и защиты

1 [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2022/04/03/glava-minprirody-sankcii-ne-povliiaiut-na-kachestvo-ekologicheskogo-kontrolia.html (Дата обращения 13.10.2022).

2 [Электронный ресурс] // URL: https://www.c-o-k.ru/market_news/kak-otrazyatsya-sankcii-na-ekologicheskoy-politike-v-rossii (Дата обращения 14.10.2022).

3 Шаяхметов А. «Когда импортозаместимся?»: экология России в условиях санкций [Электронный ресурс] // URL: https://regnum.ru/news/3590457.html

4 Распоряжение Правительства РФ от 18 апреля 2022 года №912-р // http://government.ru/docs/45206/

5 https://tass.ru/obschestvo/14351779 (Дата обращения 11.10.2022).

6 http://government.ru/news/45006/ (Дата обращения 14.10.2022).

окружающей среды. Подобные соглашения в перспективе могут позволить вывести из-под санкций любые международные проекты, а также избавится от влияния тех институтов, которые контролируются США и их союзниками.

Несмотря на смягчение экологических требований к многим предприятиям, деятельность которых может негативно воздействовать на окружающую среду, необходимо строго следить за соблюдением законодательства, не допуская того, чтобы нарушители «валили» всю вину за собственные нарушения на санкционный режим.

Наконец, необходимо, чтобы общество в целом пришло к осознанию ответственности за такие вещи как чистый воздух и вода, охрана заповедников, защита лесов и почвы и многое другое. Сегодня инициатива исходит, по большей части, лишь от экологических волонтерских организаций и «зеленых» движений. Но их деятельность сможет стать по-настоящему эффективной только при умелом налаживании контактов с властями всех уровней, политическими партиями, депутатским корпусом, федеральными министерствами. Такое сотрудничество необходимое условие для того, чтобы изменить в позитивную сторону отношение к экологии на всех уровнях общества.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.

2. Федеральный закон от 26.07.2019 г. № 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" // СПС КонсультантПлюс, 2019.

3. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 326-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, ст. 1960, №13, 2022.

4. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012).

5. Постановление Правительства РФ от 12 мая 2022 г. N 855 "Об утверждении Правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия" // Собрание законодательства Российской Федерации, 16 мая 2022 г. N 20 ст. 3316.

6. Распоряжение Правительства РФ от 7 июля 2022 года №1852-р // http://government.ru/docs/45956/

7. Распоряжение Правительства РФ от 18 апреля 2022 года №912-р // http://government.ru/docs/45206/

8. Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ "О внесении изменений в приложение 1 к приказу Минприроды России от 21.02.2020 №83 "Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категории особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал" (подготовлен Минприроды России 16.03.2022)

9. Бушукина В.И. Инвестиционные перспективы развития возобновляемой энергетики в России // Финансы и бизнес. 2019a. № 3. С. 85-102.

10. Закондырин А. Импортозамещение: в поисках эффективной модели экологической политики в условиях санкций [Электронный ресурс] // URL: https://www.vedomosti.ru/ecology/regulation/columns/2022/04/21/919234-importozameschenie-v-poiskah-effektivnoi-modeli-ekologicheskoi-politiki-v-usloviyah-sanktsii (дата обращения 07.10.2022).

11. Кожевников Г. Природа под санкциями: как экологию приносят в жертву экономике [Электронный ресурс] // URL: https://plus-one.ru/ecology/2022/05/18/priroda-pod-sankciyami?utm_source=web&utm_medium=article&utm_content=link&utm_term=scroll (дата обращения 10.10.2022).

12. Рогинко С. Санкции и экология [Электронный ресурс] // URL: https://expert.ru/expert/2015/38/sanktsii-i-ekologiya/ (Дата обращения 11.10.2022).

13. Федорова Е.А., Барихина Ю.А. Влияние санкций на экономику Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 37. С. 2-5.

14. Шаяхметов А. «Когда импортозаместимся?»: экология России в условиях санкций [Электронный ресурс] // URL: https://regnum.ru/news/3590457.html

15. https://www.c-o-k.ru/market_news/kak-otrazyatsya-sankcii-na-ekologicheskoy-politike-v-rossii (Дата обращения 14.10.2022).

16. https://goarctic.ru/work/importozameshchenie-dlya-polyarnogo-siyaniya-chast-ii/ - Проектный офис развития Арктики (Дата обращения 11.10.2022).

17. https://www. rbc. ru/economics/19/03/2022/623511 cd9a79470daf116379 (Дата обращения 12.10.2022).

18. https://www.rbc.ru/economics/19/03/2022/62355ab29a79471 d3b95aea0(Дата обращения 12.10.2022).

19. https://rg.ru/2022/04/03/glava-minprirody-sankcii-ne-povliiaiut-na-kachestvo-ekologicheskogo-kontrolia.html (Дата обращения 13.10.2022).

20. https://sib.fm/news/2022/09/30/kak-vse-ustroeno-aleksandr-kozlov--ministr-prirodopolzovaniya-i-ekologii (Дата обращения 10.10.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. https://plan.nso.ru/measures/federal#plan1 (Дата обращения 09.10.2022).

22. http://government.ru/news/42561/ (Дата обращения 11.10.2022).

23. https://tass.ru/obschestvo/14351779 (Дата обращения 11.10.2022).

24. http://government.ru/news/45006/ (Дата обращения 14.10.2022).

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993, with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) // Rossiyskaya Gazeta No. 237 of December 25, 1993.

2. Federal Law No. 195-FZ of 26.07.2019 "On Conducting an experiment on Quotas for Emissions of pollutants substances and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation regarding the reduction of atmospheric air pollution" // SPS ConsultantPlus, 2019.

3. Federal Law No. 326-FZ of July 14, 2022 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation and on the Termination of Certain Provisions of Legislative Acts of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation, art. 1960, №13, 2022.

4. " Fundamentals of state policy in the field of environmental development of the Russian Federation for the period up to 2030" (approved by the President of the Russian Federation on 30.04.2012).

5. Resolution of the Government of the Russian Federation of May 12, 2022 N 855 "On approval of the Rules for the application of mandatory requirements for individual wheeled vehicles and the assessment of their compliance" // Assembly of Legislation of the Russian Federation, May 16, 2022 N 20 art. 3316.

6. Order of the Government of the Russian Federation of July 7, 2022 No. 1852-p // http://government.ru/docs/45956/

7. Decree of the Government of the Russian Federation No. 912-r dated April 18, 2022 // http://government.ru/docs/45206/

8. Draft Order of the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation "On Amendments to Annex 1 to the Order of the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation dated 02/21/2020 No. 83 "On approval of the standards of maximum permissible impacts on the unique ecological system of Lake Baikal and the list of harmful substances, including substances classified as particularly dangerous, highly dangerous, dangerous and moderately dangerous for the unique ecological system of Lake Baikal" (prepared by the Ministry of Natural Resources of Russia on 03/16/2022)

9. Bushukina V.I. Investment prospects for the development of renewable energy in Russia // Finance and business. 2019a. No. 3. pp. 85-102.

10. Zakondyrin A. Import substitution: in search of an effective model of environmental policy under sanctions [Electronic resource] // URL: https://www.vedomosti.ru/ecology/regulation/columns/2022/04/21/919234-importozameschenie-v-poiskah-effektivnoi-modeli-ekologicheskoi-politiki-v-usloviyah-sanktsii (accessed 07.10.2022).

11. Kozhevnikov G. Nature under sanctions: how ecology is sacrificed to the economy [Electronic resource] // URL: https://plus-one.ru/ecology/2022/05/18/priroda-pod-sankciyami?utm_source=web&utm_medium=article&utm_content=link&utm_term=scroll (accessed 10.10.2022).

12. Roginko S. Sanctions and ecology [Electronic resource] // URL: https://expert.ru/expert/2015/38/sanktsii-i-ekologiya / (Accessed 11.10.2022).

13. Fedorova E.A., Barikhina Yu.A. The impact of sanctions on the economy of the Russian Federation // Economic analysis: theory and practice. 2015. No. 37. pp. 2-5.

14. Shayakhmetov A. "When will we import?": ecology of Russia under sanctions [Electronic resource] // URL: https://regnum.ru/news/3590457.html

15. https://www.c-o-k.ru/market_news/kak-otrazyatsya-sankcii-na-ekologicheskoy-politike-v-rossii (Accessed 14.10.2022).

16. https://goarctic.ru/work/importozameshchenie-dlya-polyarnogo-siyaniya-chast-ii / - Arctic Development Project Office (Accessed 11.10.2022).

17. https://www.rbc.ru/economics/19/03/2022/623511cd9a79470daf116379 (Accessed 12.10.2022).

18. https://www.rbc.ru/economics/19/03/2022/62355ab29a79471d3b95aea0 (Accessed 12.10.2022).

19. https://rg.ru/2022/04/03/glava-minprirody-sankcii-ne-povliiaiut-na-kachestvo-ekologicheskogo-kontrolia.html (Accessed 13.10.2022).

20. https://sib.fm/news/2022/09/30/kak-vse-ustroeno-aleksandr-kozlov--ministr-prirodopolzovaniya-i-ekologii (Accessed 10.10.2022).

21. https://plan.nso.ru/measures/federal#plan1 (Accessed 09.10.2022).

22. http://government.ru/news/42561 / (Accessed 11.10.2022).

23. https://tass.ru/obschestvo/14351779 (Accessed 11.10.2022).

24. http://government.ru/news/45006 / (Accessed 14.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.