Национальная безопасность / nota bene
Правильная ссылка на статью:
Морева Е.Л., Оболенская Л.В. — Переформатирование национальной экологической повестки для безопасного развития бизнеса в условиях санкций // Национальная безопасность / nota bene. - 2022. - № 5. DOI: 10.7256/2454-0668.2022.5.39052 EDN: FRZDBM URL: https;//nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=39052
Переформатирование национальной экологической повестки для безопасного развития бизнеса в условиях санкций
Морева Евгения Львовна
ORCID: 0000-0001-6355-7808 кандидат экономических наук заместитель директора инстшуга, Финансовый университет при Правительстве РФ 125315, Россия, Мзсква область, г. Мзсква, ул. Часовая, 18, оф. 118
И eu7711460@mail.ru
Оболенская Лкщ л/ила Впадиславна
ORCID: 0000-0002-1016-9171 кандидат технических наук
ведущей научный сотрудник, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125167, Россия, Москва область, г. Мзсква, ул. Проспект Ленинградский, 49/2, каб. 140
И LVObolenskaya@fa.ru Статья из рубрики "Трансформации систем национальной безопасности"
DOI:
10.7256/2454-0668.2022.5.39052
EDN:
FRZDBM
Дата направления статьи в редакцию:
28-10-2022
Дата публикации:
05-11-2022
Аннотация: Предмет исследования в статье - национальная экологическая повестка Российской Федерации и вопросы ее переформатирования. Необходимость реализации национальной экологической повестки показывается на примере Арктики, где следует учитывать: (1) намеченную интенсификацию промышленного освоения, усиливающую риски негативного влияния техногенных факторов на экологическую безопасность; (2)
специфику региона, усугубляющую критичность проблем экологической безопасности. На фоне сегодняшнего санкционного давления задача переформатирования национальной экологической повестки вошла в список актуальных технологических и логистических проблем для российского бизнеса. Переформатирование включает антисанкционные меры поддержки безопасности бизнеса, на которых акцентируется внимание в исследовании. Новизна исследования состоит в обосновании и разработке сбалансированного подхода к переформатированию национальной экологической повестки, осуществляемому для обеспечения безопасного развития бизнеса в условиях санкционного давления. В центре подхода два ключевых направления переформатирования: (1) меры по временному ослаблению природоохранных норм; (2) меры поддержки приоритетных экологических проектов бизнеса, а также отечественных разработчиков и производителей оборудования природоохранного профиля. Из анализа предпринимательских и экологических рисков, в зону которых попадают арктические территории, сделан вывод о необходимости рационального сочетания выделенных направлений. С позиции экологической безопасности и подготовки бизнеса к улучшению экономической ситуации показана необходимость усиления второго направления переформатирования, связанного с реализацией приоритетных экологических проектов бизнеса. Полученные результаты могут быть полезны для выбора антисанкционных мер поддержки безопасного развития бизнеса в рамках государственной политики обеспечения национальной безопасности.
Ключевые слова:
национальная экологическая повестка, переформатирование экологической повестки, безопасность бизнеса, экологическая безопасность, Арктика, внешние санкции, антисанкционные меры, предп рин им а тел ьски е р и с к и , экологические риски,
сбалансированный подход
Введение. Национальная экологическая повестка закреплена в ряде документов стратегического планирования Российской Федерации.
Главные ориентиры экологической повестки заданы в Указе Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее Указ № 474). Непосредственное отношение к экологической повестке имеет национальная цель, или целевой блок «Комфортная и безопасная среда для жизни». В его составе можно выделить три экологические цели (целевые индикаторы). Первая из них ориентирует управляющие органы и бизнес на оптимизацию обращения с твердыми коммунальными отходами. Вторая - на снижение выбросов, загрязняющих окружающую среду. Третья - на ликвидацию ущерба, нанесенного окружающей среде.
Экологическая повестка получила логическое продолжение в национальном проекте «Экология». Здесь осуществляется ее структурирование, для чего, по сути, используется проектно-целевой подход. В рамках такого подхода выделены 16 групп показателей с заданными целевыми значениями и сроками достижения. В системе показателей конкретизируются и развиваются различные аспекты трех экологических целей из Указа № 474. Для реализации заданного целевого вектора сформированы 14 федеральных проектов, сфокусированных на разных составляющих окружающей среды (атмосфере. водоемах, лесах, биоресурсах) и направлениях воздействия на нее (охране, защите, восстановлении, снижении антропогенной нагрузки, ликвидации негативных пос ле дс тв ий).
Экология остается одним из приоритетов Российской Федерации, например, в Арктическом регионе, которому придается особое значение в условиях сегодняшних санкций со стороны недружественных стран. На совещании по вопросам развития Арктической зоны, состоявшемся 13 апреля 2022 года, Президент РФ подчеркнул необходимость выполнения намеченных планов по ликвидации накопленного экологического ущерба, финансированию мониторинга таяния льдов, осуществлению научно-исследовательских программ в части сохранения природы региона.
На фоне сегодняшнего санкционного давления возник ряд проблем, связанных со своевременной реализацией экологической повестки. Председатель Общественного совета при Минприроды РФ Закондырин А. выделил следующие проблемы, возникшие у российского бизнеса при реализации экологических проектов в условиях санкций -Ш. Первая проблема - задержки получения от поставщиков предоплаченного импортного оборудования, заказанного для реализации экологических проектов. Вторая серьезная проблема - нарушение сложившихся логистических цепочек поставок комплектующих из Европы. Третья проблема - трудности формирования обходных путей для поставок оборудования и комплектующих через третьи страны, которые могут опасаться вторичных санкций для национальных компаний. На фоне проблем, вызванных внешними санкциями, возникает задача переформатирования национальной экологической повестки.
В контексте изложенного содержание статьи состоит в следующем:
- исследуется актуальность реализации национальной экологической повестки на примере такого стратегически значимого региона как российская Арктика;
- рассматриваются вопросы переформатирования национальной экологической повестки, необходимого для поддержки российского бизнеса в условиях санкционного давления.
- из анализа сегодняшних антисанкционных мер выделяются два ключевых направления переформатирования;
- с учетом предпринимательских и экологических рисков показывается необходимость сбалансированного подхода к выделенным направлениям переформатирования; прорабатывается ряд предложений по достижению баланса.
В исследовании используются методы системного и структурного анализа научных материалов и нормативно-правовых документов, обобщения и логической интерпретации собранной информации, а также анализа рисков.
Актуальность реализации национальной экологической повестки РФ на примере Арктики. Рассмотрим актуальность реализации экологической повестки РФ на примере Арктики, где необходимо учитывать: (1) намеченную интенсификацию промышленного освоения, усиливающую риски негативного влияния техногенных факторов на экологическую безопасность; (2) специфику региона, усугубляющую критичность проблем экологической безопасности.
Экологическая проблематика исследуется в работах российских и зарубежных авторов. Существенное место занимают исследования зарубежных Г2-41 и российских Г5-91 ученых, относящиеся к Арктике. В контексте информационного обеспечения решений с учетом экологической безопасности отводится специальное место мониторингу окружающей
среды Г10-121, что особенно актуально для Арктики.
В ряде работ освещаются критичные проблемы экологической безопасности, порождаемые техногенными факторами и определяющие актуальность реализации экологической повестки применительно к Арктике. При этом выделяются проблемы сухопутных и морских арктических территорий. Уделяется внимание и экологическим проблемам пресных вод 1"13-141, актуальным также и для арктических территорий.
В отношении сухопутных арктических территорий исследователи выделяют несколько групп проблем экологической безопасности [15-19]. Среди них разного рода загрязнения окружающей среды: химическое (соединениями серы и азота, тяжелыми металлами и др.); нефтяное (нефтепродуктами, оксидами углерода, растворимыми солями и др.); радиоактивное (радионуклидами и др.). Отмечается, что в химическом загрязнении существенную роль играет горнодобывающая и цветная металлургия. В нефтяном загрязнении - добыча и транспортировка углеводородного сырья. В радиоактивном загрязнении - АЭС, расположенные на арктических территориях. Следующая группа проблем - накопление твердых отходов и нарушение земель горными разработками. Также отмечается негативное влияние промышленности на биоресурсы региона. Освещается такая проблема как ухудшение привычной среды обитания коренных народов. Исследуется негативное влияние загрязнений окружающей среды на здоровье населения, проживающего вблизи крупных промышленных объектов.
Проблемы экологической безопасности на морских арктических территориях связаны со сбросом, захоронением и попаданием загрязняющих отходов хозяйственной
деятельности в воды морей 1"19-211. Сюда входят грунты, образующиеся в ходе горных работ, а также отходы нефтедобывающих предприятий и транспортирующих компаний. Отмечается негативное влияние аварийных выбросов судов и подводных трубопроводов. Выделяется проблема попадания в морские воды радиоактивных веществ в результате затопления подводных лодок и аварийных реакторов, захоронения жидких и твердых радиоактивных отходов. Отмечается проблема попадания загрязняющих веществ в морские воды через стоки рек и трансграничные переносы. Все это приводит к повышенному загрязнению морских вод и морского дна, а также нарушению качества морепродуктов.
Критичность отмеченных проблем экологической безопасности, порождаемых техногенными факторами, нельзя игнорировать в условиях намеченной интенсификации промышленного освоения Арктики. При этом следует принимать в расчет следующие особенности арктических экосистем: (1) хрупкость и уязвимость перед техногенными воздействиями; (2) слабую способность самовосстановления; (3) накопленный экологический ущерб от промышленной деятельности; (4) высокие риски перехода экологических проблем региона на глобальный уровень. Все вместе усиливает актуальность своевременного решения критичных проблем экологической безопасности в рамках реализации национальной экологической повестки.
Переформатирование национальной экологической повестки в условиях внешних санкций. Как отмечалось выше, на фоне внешних санкций возникает задача переформатирования национальной экологической повестки.
Переформатирование должно включать антисанкционные меры, поддерживающие стабильность функционирования бизнеса. При этом необходим сбалансированный подход, учитывающий и предпринимательские и экологические риски. С одной стороны, желательно снизить финансовую и административную нагрузку на бизнес, привести ее в соответствие новым реалиям. С другой стороны, нельзя сворачивать экологические
проекты или откладывать их на «потом», если это увеличивает риски серьезных аварий, нанесения невосполнимого ущерба окружающей среде и здоровью населения. В зону таких экологических рисков, с учетом специфики региона, попадают, например, арктические территории.
В марте этого года Правительство РФ опубликовало «План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления», включающий экстренные меры поддержки бизнеса. Среди них есть меры поддержки бизнеса, ослабляющие природоохранные нормы: сдвиг сроков реализации этих норм или временная отмена. Ряд антисанкционных мер получил правовое закрепление в Федеральном законе от 26.03.2022 N 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Заслуживает внимания инициатива Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) (март 2022 года), включающая предложения Правительству
РФ об антисанкционных мерах, затрагивающих экологические требования Г221. Среди них есть предложения о дальнейшем снижении экологических норм для бизнеса, включая меры по отмене штрафов и выплат за вред окружающей среде. Оценивая эту группу мер
с позиции экологической безопасности с учетом экспертных мнений ^^З!, следует отметить, что их реализация может привести к существенному повышению экологических рисков, включая риски аварий на промышленных объектах. В этом контексте более приемлемо предложение РСПП о господдержке экологических проектов бизнеса с применением отечественного оборудования.
В отношении дальнейшего переформатирования экологической повестки необходимо отметить следующее.
Анализ показывает, что в антисанкционных мерах, принятых Правительством РФ и предлагаемых РСПП, прослеживаются два ключевых направления переформатирования экологической повестки: (1) меры по временному ослаблению природоохранных норм; (2) меры поддержки приоритетных экологических (зеленых) проектов бизнеса, а также отечественных разработчиков и производителей оборудования природоохранного профиля. При этом основное внимание уделено первому направлению: мерам по временному ослаблению природоохранных норм. Однако с позиции экологической безопасности и подготовки бизнеса к улучшению экономической ситуации необходимо уделить достаточное внимание и второму направлению: мерам поддержки приоритетных экологических проектов бизнеса. В рамках такого сбалансированного подхода следует учесть существенное повышение рисков, связанное с откладыванием экологических проектов на будущее.
Среди рисков, связанных с откладываем проектов на будущее, прежде всего следует выделить экологические риски, о чем говорилось выше. Они особенно актуальны для экстремальных арктических условий. Но есть и другие существенные риски -предпринимательские. Сюда входят риски неподготовленности бизнеса к выполнению национальных нормативных требований на момент снятия временных экологических послаблений. Еще одна группа рисков - неготовность бизнеса к международным экологическим требованиям вследствие сокращения программ по снижению парниковых выбросов. Отечественные экспортеры не должны упускать из виду сценарии улучшения ситуации с экспортом на европейские рынки, что требует готовности к климатическим требованиям Евросоюза. Что касается возможной ориентации на азиатские и латиноамериканские рынки, то следует учитывать, что и в этих регионах некоторые страны уже ввели углеродные пошлины, другие намерены это сделать в ближайшем
будущем i24!.
С учетом временного лага получения выходных результатов следует уже сегодня активизировать финансовую поддержку «зеленых» проектов бизнеса, включая
грантовую поддержку и использование ускоренной амортизации основного капитала i25!, выгодную ставку по кредиту, налоговые льготы. Необходимо стимулировать банки (Сбербанк, ВТБ, Совкомбанк и др.) к существенному расширению сегодняшнего поля их
деятельности по поддержке «зеленых» проектов I26!. Желательно усилить роль «зеленых» облигаций, позволяющих привлечь относительно дешевый капитал по сравнению с банковскими кредитами i24!. При этом чтобы мотивировать бизнес воспользоваться льготами сегодня, а не откладывать экологические проекты на будущее, пакет антисанкционных льгот должен носить временный характер и быть гораздо привлекательнее для компаний, чем при отсутствии санкций.
Заключение. Резюмируя изложенное, можно заключить следующее.
1. На примере такого стратегически значимого региона как российская Арктика исследована актуальность реализации национальной экологической повестки.
2. Рассмотрены вопросы переформатирования национальной экологической повестки, необходимого для поддержки российского бизнеса в условиях санкционного давления.
3. Из анализа сегодняшних антисанкционных мер выделены два ключевых направления переформатирования.
4. С учетом предпринимательских и экологических рисков показана необходимость сбалансированного подхода к выделенным направлениям переформатирования. При этом проработан ряд предложений по достижению баланса.
■Ш Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
Библиография
1. Закондырин А. Импортозамещение: в поисках эффективной модели экологической политики в условиях санкций. URL:
https ://www.vedomosti.ru/ecology/regulation/columns/2022/04/21/919234-importozameschenie-v-poiskah-effektivnoi-modeli-ekologicheskoi-politiki-v-usloviyah-sanktsii (дата обращения 18.08.2022).
2. Understanding Present and Past Arctic Environments An Integrated Approach from Climate Change Perspectives 1st Edition-August 20, 2021 Editor: Neloy Khare No. of pages: 520, Elsevier 2021 ISBN: 9780128228692 eBook ISBN: 9780128230787.
3. Thomas, D. N. (2021). Arctic Ecology. (1 ed.) Wiley, 464p., ISBN 978111884658 https://doi.org/10.1002/9781118846582.
4. Ksenija Hanacek , Markus Kroger , Arnim Scheidel, Facundo Rojas, Joan Martinez-Alier On thin ice - The Arctic commodity extraction frontier and environmental conflicts // Ecological Economics Volume 191, January 2022, 107247.
5. Богоявленский В.И., Богоявленский И.В. Анализ состояния, перспектив и проблем освоения ресурсов углеводородов и угля в Арктике в связи с экономическими, геополитическими и технологическими реалиями // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2021. - №2. С. 154-180. URL:
https ://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sostoyaniya-perspektiv-i-problem-osvoeniya-
resursov-uglevodorodov-i-uglya-v-arktike-v-svyazi-s-ekonomicheskimi (дата обращения: 02.04.2022).
6. Зайков К.С., Кондратов Н.А., Кудряшова Е.В., Липина С.А., Чистобаев А.И. Сценарии развития арктического региона (2020-2035 гг.) // Арктика и Север. -
2019. - № 35. - С. 5-24. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2019.35.5.
7. Карманова А.А. Экологические проблемы Российской Арктики // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2020. - №4. - С. 44-48. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskie-problemy-rossiyskoy-arktiki (дата обращения: 03.04.2022).
8. Тарасов П. И., Хазин М. Л., Голубев О. В. Снижение геоэкологической нагрузки горно-перерабатывающей промышленности северных и арктических территорий // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2019. - № 7. - С. 74-82. DOI: 10.25018/0236-1493-2019-07-0-74-82.
9. Серебренников Е.В. Стратегические и экологические особенности развития добычи углеводородов в российской Арктике // Инновации и инвестиции. - 2019. - №5. - С. 282-288. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-i-ekologicheskie-osobennosti-razvitiya-dobychi-uglevodorodov-v-rossiyskoy-arktike (дата обращения: 03.04.2022).
10. Terese E. Venus Johannes Sauer Certainty pays off: The public's value of environmental monitoring Ecological Economics 191 (2022) 107220.
11. Bolam, F.C., Grainger, M.J., Mengersen, K.L., Stewart, G.B., Sutherland, W.J., Runge, M. C., McGowan, P.J.K., 2019. Using the value of information to improve conservation decision making. Biol. Rev. 94 (2), 629-647. https://doi.org/10.1111/brv.12471.
12. Koski, V., Kotamaki, N., Hamalainen, H., Meissner, K., Karvanen, J., Karkkainen, S.,
2020. The value of perfect and imperfect information in lake monitoring and management. Sci. Total Environ. 726 https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2020.138396.
13. Culp JM, Goedkoop W, Christensen T, Christoffersen KS, Fefilova E, Liljaniemi P o.a. (2022). Arctic freshwater biodiversity: Establishing baselines, trends, and drivers of ecological change. Freshwater Biology. 2022 jan.;67(1):1-13. doi.org/10.1111/fwb.13831.
14. Venus, T.E., Smialek, N., Pander, J., Harby, A., Geist, J., 2020. Evaluating cost tradeoffs between hydropower and fish passage mitigation. Sustainability 12 (20), 8520.
15. Клюкина Э.С. Экологические угрозы здоровью населения промышленных территорий Арктического региона // Труды Кольского научного центра РАН. - 2018.
- №2-13 (9). - С. 91-103. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskie-ugrozy-zdorovyu-naseleniya-promyshlennyh-territoriy-arkticheskogo-regiona (дата обращения: 22.08.2022).
16. Липина С.А., Зайков К.С., Липина А.В. Внедрение инновационных технологий как фактор экологической модернизации арктических регионов России // Экономические и социальные перемены факты, тенденции, прогноз. - 2017. - Т. 10.
- № 2. - С. 164-180. DOI: 10.15838/esc/2017.2.50.9.
17. Логинов В. Г., Игнатьева М. Н., Балашенко В. В. Вред, причиненный ресурсам традиционного природопользования, и его экономическая оценка // Экономика региона. - 2017. - Т. 13, вып. 2. - С. 396-409. doi 10.17059/2017-2-6.
18. Павленко В. И., Петров А., Куценко С. Ю., Деттер Г. Ф. Коренные малочисленные народы Российской Арктики (проблемы и перспективы развития) // Экология человека. - 2019. - № 1. - С. 26-33.
19. Седова Н.Б., Кочемасова Е.Ю. Экологические проблемы Арктики и их социально-
экономические последствия // ЭКО. - 2017. - № 5 (515). - С. 160-171.
20. Сапрыкина К.М. Современное экологическое состояние Арктической зоны РФ и возможная динамика развития // Территория «НЕФТЕГАЗ». - 2015. - № 5. - С. 8690.
21. Шевчук А.В., Куртеев В.В. О развитии основных направлений научных исследований арктической зоны Российской Федерации // АиС. - 2016. - № 22. - С. 75-86. URL: https ://cyberleninka.ru/artide/n/o-razvitii-osnovnyh-napravleniy-nauchnyh-issledovaniy-arkticheskoy-zony-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 22.08.2022).
22. РСПП направил в Правительство предложения о смягчении экологических требований. - 15.03.2022. URL: https://rspp.ru/events/news/rspp-napravil-v-pravitelstvo-predlozheniya-o-smyagchenii-ekologicheskikh-trebovaniy-623067cb3d6dc/ (дата обращения: 12.08.2022).
23. Милькин В., Волобуев А. Бизнес просит правительство смягчить экологические требования из-за санкций. URL:
https ://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/04/03/916406-smyagchit-ekologicheskie (дата обращения 10.08.2022).
24. Кобер П. Страна суверенной экологии // Эксперт-Урал. - 2022. - № 14-18 (863). -С. 10-13. URL: http://expert-ural.narod.ru/PDF/863.pdf (дата обращения 18.08.2022).
25. Илякова И.Е. Внедрение наилучших доступных технологий как фактор становления "зеленой" экономики: институциональный аспект// Национальная безопасность / nota bene. - 2021. - № 5. - С. 30-40. DOI: 10.7256/2454-0668.2021.5.34765. URL: https ://nbpublish.com/library_read_article.php?id = 34765.
26. Бескинский А. ESG, подожди. Банковское обозрение. - 23 марта 2022. URL: https://bosfera.ru/bo/esg-podozhdi (дата обращения 18.08.2022).
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом исследования в представленной на рецензирование статье выступают экономические отношения, складывающиеся при переформатировании национальной экологической повестки стратегически значимого арктического региона для безопасного развития бизнеса в условиях санкций.
Методология исследования базируется на анализе современных антисанкционных мер и формулировке ключевых направлений переформатирования национальной экологической повестки, применении методов системного и структурного анализа научных материалов и нормативно-правовых документов, обобщения и логической интерпретации собранной информации, а также анализа рисков.
Актуальность работы авторы справедливо связывают с связывают с тем, что экология остается одним из приоритетов Российской Федерации в Арктическом регионе, которому придается особое значение в условиях сегодняшних санкций со стороны недружественных стран.
Научная новизна рецензируемого исследования, по мнению рецензента состоит в том, что в нем выделены ключевые направления преформатирования национальной экологической повестки арктического региона для безопасного развития бизнеса в условиях санкций, а также показана необходимость сбалансированного подхода с учетом предпринимательских и экологических рисков, сформулированы и предложения по достижению такого баланса.
В тексте структурно выделены следующие разделы: Введение, Актуальность реализации национальной экологической повестки РФ на примере Арктики, Переформатирование национальной экологической повестки в условиях внешних санкций, Заключение, Библиография.
Авторы рассматривают нормативно-правовую основу формирования экологической политики и проектно-целевой подход к ее обоснованию, в рамках которого подхода выделены 16 групп показателей с заданными целевыми значениями и сроками достижения, а в системе показателей конкретизируются и развиваются различные аспекты трех экологических целей. В тексте приведен обзор современного состояния исследований экологической проблематики в работах российских и зарубежных авторов, освещаются критичные проблемы экологической безопасности, порождаемые техногенными факторами и определяющие актуальность реализации экологической повестки применительно к Арктике, отмечают, что на фоне внешних санкций возникает задача переформатирования национальной экологической повестки, опираются на нормативно-правовые документы, принятые в последнее время в нашей стране. В статье предлагается активизировать финансовую поддержку «зеленых» проектов бизнеса, включая грантовую поддержку и использование ускоренной амортизации основного капитала, использовать такие инструменты как ставка по кредиту, налоговые льготы, усилить роль «зеленых» облигаций для привлечения относительно дешевого капитал по сравнению с банковскими кредитами.
Библиографический список включает 26 источников - публикации отечественных и зарубежных ученых теме статьи, а также интернет-ресурсы. В тексте имеются адресные ссылки на литературные источники, подтверждающие наличие апелляции к оппонентам. В качестве пожелания следует отметить, что авторами не используются способы наглядного представления материалов, представляется, что схематичное представление результатов исследования способствовало бы привлечению внимания к ключевым моментам публикации.
Рецензируемый материал соответствует направлению журнала «Национальная безопасность / nota bene», подготовлен на актуальную тему, содержит научные обобщения, обладает научной новизной и практической значимостью. Представленный материал может вызвать интерес у читателей, рекомендуется к опубликованию.