ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО
001: 10.17803/1994-1471.2022.141.8.093-103
И. В. Ершова*, Е. Е. Енькова**
Санкционный комплаенс,
или внутрифирменное управление
рисками от рестрикций
Аннотация. В статье предпринята попытка осмыслить потенциал санкционного комплаенса для цели предотвращения или минимизации бизнес-рисков российских компаний в условиях санкционного давления коллективного Запада. На основе анализа нормативных и доктринальных источников показано, что названный вид комплаенса, с одной стороны, базируется на официальных документах, с другой — предполагает разработку уникальной системы мер с учетом географической, отраслевой, иной специфики деятельности конкретной коммерческой организации. Сформулированы характерные черты современного правового регулирования экономики в России. Аргументировано мнение о том, что принимаемые меры направлены на уменьшение эффекта иностранных санкций, а в долгосрочной перспективе — на развитие российского товарного рынка, снижение уровня зависимости отечественной экономики от зарубежных товаров и технологий. С учетом различных подходов дана правовая квалификация санкционному режиму как особому либо экстраординарному. Сделан вывод о его последующей трансформации в ординарный. Приведено понимание и значение санкционного комплаенса. Выявлены условия разработки коммерческими организациями санкционной комплаенс-политики. Представлена модель санкционного комплаенса с указанием ключевых особенностей последнего. Охарактеризованы различные организационные формы санкционного комплаенса. Намечены перспективы его дальнейшего развития в российских компаниях. Ключевые слова: бизнес; предпринимательский риск; рестрикции; санкционные риски; антисанкционная политика государства; санкционный правовой режим; система комплаенс-контроля; санкционный компла-енс; рискориентированный подход; юридическая ответственность.
© Ершова И. В., Енькова Е. Е., 2022
* Ершова Инна Владимировна, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный юрист РФ Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 [email protected]
** Енькова Екатерина Евгеньевна, кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 [email protected]
Для цитирования: Ершова И. В., Енькова Е. Е. Санкционный комплаенс, или Внутрифирменное управление рисками от рестрикций // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17. — № 8. — С. 93-103. — DOI: 10.17803/1994-1471.2022.141.8.093-103.
Sanctions Compliance, or Intra-Company Risk Management Caused by Restrictions
Inna V. Ershova, Dr. Sci. (Law), Professor, Head of the Department of Business and Corporate Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Honored Lawyer of the Russian Federation ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 [email protected]
Ekaterina E. Enkova, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Deputy Head of the Department of Business and Corporate Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 [email protected]
Abstract. The paper makes an attempt to comprehend the potential of sanctions compliance for the purpose of preventing or minimizing business risks for Russian companies under the conditions of sanctions pressure of the collective West. Based on the analysis of regulatory and doctrinal sources, it is shown that this type of compliance under consideration, on the one hand, is based on official documents and, on the other hand, it involves development of a unique system of measures taking into account the geographical, sectoral, and other specifics of the activities of a particular commercial organization. The authors define characteristic features of the modern legal regulation of the economy in Russia. The paper substantiates an opinion that the measures taken are aimed at reducing the impact of foreign sanctions, and, in the long term, they will lead to the development of the Russian commodity market, reducing the level of dependence of the domestic economy on foreign goods and technologies. Taking into account different approaches, the authors characterize a sanctions regime as either a special regime or an extraordinary regime. The conclusion is made about its subsequent transformation into an ordinary one. The paper provides understanding and meaning of sanctions compliance. It also explains conditions for the development of sanctions compliance policy by commercial organizations. The authors give a model of sanctions compliance indicating the key features of the latter and characterising various organizational forms of sanctions compliance. The authors also outline prospects for its further development in Russian companies. Keywords: business; entrepreneurial risk; restrictions; sanctions risks; anti-sanctions policy of the state; sanctions legal regime; compliance control system; sanctions compliance; risk-oriented approach; legal responsibility. Cite as: Ershova IV, Enkova EE. Sanktsionnyy komplaens, ili Vnutrifirmennoe upravlenie riskami ot restriktsiy [Sanctions Compliance, or Intra-Company Risk Management Caused by Restrictions]. Aktual'nye problemy rossijskogoprava. 2022;17(8):93-103. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.141.8.093-103 (In Russ., abstract in Eng.).
Введение
Бизнес и риск — неразрывно связанные категории. Рисковый характер является одним из признаков предпринимательской деятельности, закрепленных в ст. 2 ГК РФ. Легальное определение предпринимательского риска содержится в
п. 2 ст. 929 ГК РФ. Исходя из правовой позиции Верховного Суда РФ, «предпринимательский риск гражданина заключается в вероятности наступления событий, в результате которых продолжение осуществления данной деятельности станет невозможным»1. В доктрине обоснована позиция, согласно которой предприниматель-
1 Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 14.04.2021 № 39-КАД21-1-К1 // URL: https:/legalacts.ru/sud/kassatsionnoe-opredelenie-sudebnoi-kollegii-
ский риск должен рассматриваться в двух аспектах: объективном и субъективном. Риск в объективном смысле — это опасность, объективно существующая возможность наступления вредных последствий, а в субъективном — осознание возможности наступления неблагоприятных последствий в результате выбора одного из вариантов поведения в сложившейся ситуации2.
В последние годы рисковый аспект предпринимательской деятельности усугубился: перечень рисков для отечественных компаний пополнился еще одной позицией — не основанные на нормах международного права санкции ряда зарубежных стран. Начиная с 2014 г. против Российской Федерации введено 10 128 ограничений, 7 374 из них принято после начала специальной военной операции на Украине3. По данным зарубежного источника, по состоянию на 8 июня 2022 г. против России было введено 10 684 санкций, а с 22 февраля 2022 г. — 7 930. При этом 6 862 из них носят индивидуальный характер4. Таким образом, угроза санкций5 сегодня является одним из ключевых политических рисков для бизнеса.
Правовые решения государства для противодействия санкциям
При разработке санкционной комплаенс-стра-тегии компания ориентируется на соответствующие правовые решения государства. Данные решения можно классифицировать по различным основаниям:
— по юридическому оформлению: находят закрепление в федеральных законах или подзаконных нормативных правовых актах;
— по сроку принятия: временные и без указания периода действия;
— по содержанию: регламентируют вопросы налогообложения, кредитования, продажи валюты, осуществления госконтроля, введения моратория на возбуждение дел о банкротстве, совершения госзакупок и др.;
— по масштабу действия: затрагивают экономику в целом либо отдельные отрасли (например, 1Т-сферу, лизинг);
— по характеру воздействия: стандартные и чрезвычайные (например, внешнее управление иностранными компаниями);
— по этапу принятия: введенные в действие и находящиеся в стадии разработки.
po-administrativnym-delam-verkhovnogo-suda-rossiiskoi-federatsii-ot-14042021-n-39-kad21-1-k1/? (дата обращения: 16.06.2022).
Предпринимательское право Российской Федерации : учебник / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. 3-е изд.
М. : Норма : Инфра-М, 2017. С. 30 ; Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России : монография. М. : Проспект, 2005. С. 46 ; Копылов В. А. Риск в предпринимательской деятельности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2003. С. 7-8.
Володин назвал количество введенных с начала спецоперации антироссийских санкций // URL: https:// lenta.ru/news/2022/05/08/volodin/ (дата обращения: 15.05.2022). URL: https://www.castellum.ai/russia-sanctions-dashboard (дата обращения: 10.06.2022). В экономической литературе выделяют такие виды санкций, как: финансовые, торговые, технологические, санкции SDN (включение юридических и физических лиц в список субъектов, которые попали под ограничения). Рестрикции могут быть введены как отдельными странами, так и объединениями государств. Они могут применяться в отношении страны в целом либо могут быть адресованы определенным юридическим и физическим лицам. Перечень наиболее распространенных экономических санкций выглядит следующим образом: замораживание счетов, замораживание имущественных активов граждан и организаций, запрет на оказание финансовой помощи и инвестиции, запрет на экспорт и импорт каких-либо товаров, ограничения на торговлю, запрет на перевозки определенными видами транспорта, запрет на оказание отдельных услуг, запрет на удовлетворение исков, запрет на экспорт технологий, запрет на проведение сделок, ограничения на экспорт товаров, связанных с ураном и ядерной промышленностью.
2
3
4
5
Анализ действующих и планируемых к принятию нормативных правовых актов позволил сформулировать следующие характерные черты правового регулирования на современном этапе:
— оперативное изменение законодательства.
Яркий пример — Указом Президента РФ от 09.06.2022 № 3606 отменено требование к экспортерам об обязательной продаже 50 % валютной выручки. Решение касается как сырьевого, так и несырьевого экспорта и относится к экспортным контрактам в любой иностранной валюте7. Еще один показательный пример. Банк России 10 июня 2022 г. снизил ключевую ставку на полтора процентных пункта: с 11 до 9,5 % годовых. Причины: замедление инфляции и снижение экономической активности в меньшем масштабе, чем ожидалось. Таким образом, ставка вернулась к февральскому значению, с которого Центральный банк РФ резко повысил ее до 20 % из-за турбулентности на финансовом рынке8;
— преобладание подзаконных нормативных правовых актов.
Это вполне объяснимо, поскольку процедура принятия федерального закона многостадийна и весьма продолжительна, тогда как эффективное регулирование экономики требует хотя и взвешенных, но нередко незамедлительных решений;
— поэтапное принятие нормативных решений.
Правовые решения российского государства в сложившейся политической и экономической ситуации зачастую носят характер ответных мер. В связи с принятием очередного пакета санкций недружественными государствами разрабатываются адекватные правовые меры;
— дополнение федеральных мер поддержки на региональном и муниципальном уровнях.
Так, Указом Президента РФ от 16.03.2022 № 1219 в связи с санкционной политикой недружественных государств высшим должностным лицам субъектов РФ предписано с учетом географических особенностей соответствующих территорий принять исчерпывающие меры по обеспечению социально-экономической стабильности. И регионы, исходя из имеющихся полномочий и возможностей бюджетов, активно занимаются нормотворчеством, чтобы оказать содействие субъектам предпринимательства10;
— комбинированный характер вводимых мер.
Сложность экономической ситуации и стремление поддержать бизнес обусловливают применение разнообразных подходов к оформлению правовых решений (например, один нормативный правовой акт регламенти-
Указ Президента РФ от 09.06.2022 № 360 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 28.02.2022 № 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" и Указ Президента РФ от 18.03.2022 № 126 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования"» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru. 09.06.2022. Отменено требование к экспортерам продавать 50 % валютной выручки // URL: https://minfin.gov.ru/ ru/press-center/?id_4=37967-otmeneno_trebovanie_k_eksporteram_prodavat_50_valyutnoi_vyruchki (дата обращения: 10.06.2022).
Маркелов Р. Банк России снизил ключевую ставку до 9,5 % // URL: https://rg.ru/2022/06/10/bank-rossii-snizil-kliuchevuiu-stavku-do-95.html (дата обращения: 10.06.2022).
Указ Президента РФ от 16.03.2022 № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru. 16.03.2022.
Справочная информация «Антикризисные меры — 2022. Экономическая поддержка бизнеса в субъектах
Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
6
7
8
9
1Ü
рует одновременно несколько мер поддержки11 либо разные документы регулируют отдельные аспекты осуществления регионального контроля (надзора) с целью упрощения разрешительных процедур12).
Сопоставимый по масштабам всплеск нор-мотворческой активности наблюдался весной 2020 г. в период пандемии коронавирусной инфекции. В связи с этим невольно напрашивается сравнение, которое наряду с общими чертами позволяет выявить особенности правового регулирования в современных реалиях. На наш взгляд, специфика правовых решений в 2022 г. заключается в следующем:
1) разработка уникальной системы правовых решений; нет стандартного (унифицированного) набора мер для разных стран, как это наблюдалось в ковидный период;
2) правовые решения носят характер ответных, порой «зеркальных» мер (реакция на санкции);
3) двойственное содержание принимаемых нормативных документов. С одной стороны, регламентация различных мер государственной поддержки субъектов предпринимательства и отдельных отраслей. С другой — контрсанкции в отношении компаний из недружественных государств;
4) наряду с подзаконными нормативными правовыми актами, разрабатываются пакеты федеральных законов и документы стратегического планирования с целью переформатирования экономики.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин анонсировал принятие в весеннюю сессию целого ряда
экономических законопроектов (в частности, о введении внешнего управления в иностранных компаниях, ушедших с российского рынка, продлении действия периода пониженных ставок налога на прибыль до 1 января 2024 г., поддержке лизингополучателей, об упрощении казначейского сопровождения контрактов)13. Что касается документов стратегического планирования, то, к примеру, во исполнение перечня поручений Президента РФ по итогам совещания по вопросам развития металлургического комплекса от 20.04.2022 Правительству РФ в срок до 1 июня 2022 г. надлежало утвердить стратегию развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 г.14
Анализ правовых основ введения ограничительных мер в России, а также последних изменений в законодательстве позволяет заключить, что в настоящее время меры, вводимые в России, направлены не столько на уменьшение эффекта иностранных санкций, сколько на развитие собственного товарного рынка, снижение уровня зависимости российской экономики от зарубежных товаров и технологий в целом, выстраивание взаимовыгодных торговых альянсов на постоянной основе со странами Юго-Восточной Азии и Латинской Америки15.
«Санкционное право» формирует санкционный правовой режим экономической деятельности в целом и деятельности коммерческих организаций в частности. Исходя из различных классификаций правовых режимов в доктрине
11 Постановлением Правительства Москвы от 22.03.2022 № 407-ПП установлены, в частности, мораторий на повышение арендной платы; ставка платы 9,5 % годовых при рассрочке внесения земельных платежей; беспроцентная отсрочка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; льготы в части объектов некапитального строительства; упрощение разрешительных процедур.
12 Например: постановления Правительства Москвы от 22.03.2022 № 407-ПП и № 438-ПП, от 29.03.2022 № 454-ПП, от 12.04.2022 № 582-ПП (СПС «КонсультантПлюс»).
13 В Госдуме рассказали о законопроектах для противодействия санкциям // URL: https://lenta.ru/ news/2022/05/15/defense/ (дата обращения: 01.06.2022).
14 Перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития металлургического комплекса // URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/68449 (дата обращения: 01.06.2022).
15 Добрынина Л. Ю., Губарева А. В. Правовое обоснование ответных мер Российской Федерации на экономические санкции США, ЕС и их союзников // Национальная безопасность. 2020. № 1. С. 32.
он квалифицируется как особый либо экстраординарный16. Представляется, что в перспективе по мере структурной перестройки отечественной экономики он трансформируется в ординарный.
Санкционный комплаенс как элемент системы комплаенс-контроля
Термин «комплаенс» произошел от англ. compliance — соответствие, to comply — соответствовать. Из-за отсутствия единого закона о комплаенсе в законодательстве не представлено его легального определения. В доктрине предложены различные авторские понятия комплаенса.
Санкционный комплаенс является разновидностью системы комплаенс-контроля коммерческих организаций и формируется наряду с такими его видами, как антимонопольный, антикоррупционный, бухгалтерский, налоговый, экологический, трудовой в области защиты персональных данных и др. В данной классификации критерием является сфера применения комплаенса.
Отметим, что в теории выделяют и другие виды комплаенса: юридический и этический17; правовой, репутационный, операционный и пр. По организационному признаку построения принято говорить о двух основных подходах к комплаенсу:
а) основанному на соблюдении нормы (известный в Западной Европе как rule based approach);
б) основанному на анализе рисков (risk based
approach).
Для нашего исследования последняя классификация имеет особое значение, поскольку санкционный комплаенс призван управлять санкционными рисками коммерческих организаций.
В научной литературе приводятся дефиниции санкционного комплаенса. К примеру, он определяется как «система бизнес-процессов, направленная на выявление и локализацию потенциальных рисков, связанных с введенными санкционными ограничениями»18, комплаенс предлагают трактовать как «независимую систему бизнес-процессов организации, направленную на выявление и минимизацию рисков, связанных с введенными санкционными ограничениями в отношении организации, дочерних структур организации, клиентов, контрагентов, партнеров, вендоров, корреспондентов организации»19; «систему следования введенным запретам и ограничениям». Данный вид комплаенса отличается экстерриториальным характером ограничительных мер, параллельным действием разных санкционных режимов и быстроменяющимся законодательством20.
Содержание санкционного комплаенса
Системы санкционного комплаенса активно внедряются в зарубежных странах. В частности, в США — стране, меньше других испытывающей на себе санкционное давление, 2 мая 2019 г. Министерством финансов США был принят
16 Тарасенко О. А. Формирование доктрины и законодательства о правовых режимах банковской деятельности // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2001. Вып. 51. С. 105-132 ; Кванина В. В. Понятие и виды правовых режимов предпринимательской деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 424. С. 234-240.
17 КопытинД. Что такое compliance, или Играем по правилам // Кадровик. 2010. № 2. URL: http://www. kadrovik.org/chtotakoe-compliance-iliigraem-popravilam (дата обращения: 01.06.2022).
18 Косов М. Е., Рощин Н. С., Лебедева Н. В. Санкционный комплаенс (специальные политики и процедуры) // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 11 (38). С. 601.
19 Дарадонов К. В. Санкционный комплаенс: вопросы достаточности нормативного обеспечения // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 2 (55). С. 266.
20 Гландин С., Примаков Д. Санкционный комплаенс в 2019 г.: тенденции и новые веяния // Legal Insight. 2019. № 04 (80). С. 36.
документ A Framework for OFAC Compliance Commitments21.
Согласно названному акту Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США обеспечивает соблюдение программ экономических и торговых санкций США против целевых иностранных правительств, отдельных лиц, групп и организаций в соответствии с целями и задачами национальной безопасности и внешней политики. Управление по контролю за иностранными активами настоятельно рекомендует организациям, подпадающим под юрисдикцию США, а также иностранным организациям, которые ведут бизнес в США или с ними, лицами из США или используют товары или услуги американского происхождения, применять основанный на риске подход к соблюдению санкций путем разработки, внедрения и регулярного обновления программы соблюдения санкций (SCP).
Каждая основанная на риске SCP будет варьироваться в зависимости от множества факторов (размер и сложность компании, продукты и услуги, клиенты и контрагенты, географическое положение и пр.), и в то же время она должна включать по крайней мере пять основных компонентов соответствия требованиям (Руководящим принципам, Guidelines): обязательства руководства; оценка рисков; внутренний контроль; тестирование и аудит; обучение работников.
Следование указанным принципам призвано снизить риск умышленного либо неосторожного нарушения санкционного законодательства. Если всё же такое произойдет, то наличие в организации SCP, построенной на Guidelines, трактуется как смягчающее обстоятельство, позволяющее снизить ответственность.
В силу положений A Framework for OFAC Compliance Commitments риски, связанные с соблюдением санкций, представляют собой потенциальные угрозы или уязвимости, которые, если их игнорировать или не обрабатывать
должным образом, могут привести к нарушениям правил Управления по контролю за иностранными активами и негативно повлиять на репутацию и бизнес организации. Управление рекомендует организациям применять риск-ориентированный подход при разработке или обновлении SCP. Один из основных принципов этого подхода заключается в том, что организации должны проводить регулярную и, при необходимости, постоянную «оценку рисков» с целью выявления потенциальных проблем, с которыми они могут столкнуться. Результаты оценки рисков — неотъемлемая часть информирования о политике, процедурах, внутреннем контроле и об обучении SCP в целях снижения таких рисков.
В настоящее время исходными условиями для построения системы комплаенса в России являются: беспрецедентный характер вводимых санкций; гораздо более широкий, чем при пандемии COVID-19, спектр проблем; наличие у государства антисанкционного плана; разработка и принятие мер поддержки, носящих длящийся характер.
В рамках научной школы кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) разработана модель санкционного комплаенса22.
Так, по мнению А. Р. Рязановой, санкционный комплаенс «как часть системы внутреннего контроля организации... предполагает принятие организацией мер для выявления и оценки рисков нарушения применимых санкционных режимов в целях обеспечения соответствия применимым требованиям и предотвращения привлечения организации к юридической ответственности. Особенностью санкционного комплаенса является то, что часто компании обязуются выполнять требования права иностранного государства или наднационального объединения, которые ввели санкционный режим, но право которых не является их личным законом»23.
21 URL: https://home.treasury.gov/system/files/126/framework_ofac_cc.pdf (дата обращения: 10.06.2022).
22 Ершова И. В., Енькова Е. Е. Реформа аудита & развитие комплаенса: обзор научно-практической конференции // Право и бизнес. 2022. № 2. С. 60.
23 Аудит & комплаенс: закон, доктрина, практика : монография / отв. ред. И. В. Ершова. М. : Проспект, 2022. С. 267-277 (автор § 2 гл. 9 — А. Р. Рязанова).
Данный вид комплаенса характеризуется следующими ключевыми особенностями:
— постоянная динамика и возникновение новых санкционных режимов и санкционных программ;
— возможность вторичных санкций и экстерриториальный характер некоторых санкционных программ;
— множественность и конкуренция санкционных режимов;
— косвенное применение санкционных мер (правило 50 % владения или правило контроля);
— наличие исключений из санкционного режима;
— запрет схем по обходу санкционных ограничений, применение схем квалифицируется как правонарушение.
Указанные особенности позволяют заключить, что санкционный комплаенс является важной частью внутренней системы контроля организаций, поскольку нарушение санкционных режимов может привести к юридической ответственности перед государством или к проблемам при ведении предпринимательской деятельности (например, в случае заморозки активов или блокировки банковского перевода).
Специалисты по комплаенсу выделяют несколько распространенных ошибочных стереотипов, о которых нужно знать владельцам и менеджменту бизнеса при разработке санк-ционной комплаенс-политики, чтобы избежать ответственности:
— санкционный комплаенс избыточен либо существующий комплаенс хорош и не требует развития;
— если нет злого умысла и компания преднамеренно не нарушает режимы санкций, значит, риск для нее не актуален;
— государственные регуляторы обращают внимание на нарушения крупных компаний, а средний и малый бизнес им не интересен;
— регуляторы игнорируют незначительные нарушения и сомнительные случаи, их вни-
мание привлекают только вопиющие нарушения;
— «санкции за нарушение санкций» не страшны, если работать в иной юрисдикции;
— если государственные регуляторы сразу не узнали о нарушениях, то о них можно забыть: привлечение к ответственности не последует24.
Для российских субъектов предпринимательства санкционный комплаенс имеет два ключевых направления. Во-первых, это исполнение российского санкционного законодательства, которое является обязательным для российских лиц. Во-вторых, это учет ограничений и запретов иностранного санкционного законодательства, способных сорвать заключение и исполнение сделок и в целом осложнить ведение хозяйственной деятельности. Следует отметить усиление тенденции включения российскими организациями в сферу действия своих санкционных комплаенс-программ рисков, связанных с несоблюдением зарубежного санкционного законодательства. При этом анализ российской судебной практики показывает, что исполнение иностранного санкционного законодательства на территории России может быть признано нарушением публичного порядка.
Необходимо внести изменения в российское законодательство в части установления административной и уголовной ответственности за несоблюдение мер ограничительного характера, введенных Россией (по аналогии с ведущими юрисдикциями в этой области — США, ЕС и Великобританией). В частности, надлежит предусмотреть специальные составы административных правонарушений, размеры штрафов за правонарушения и определить органы с контрольно-надзорными полномочиями в этой сфере.
Для примера укажем, что Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США администрирует и применяет экономические и торговые санкции, основанные на внешней политике США и целях национальной безопасности, против
24 Тимофеев И., Хоменко М. Управление риском санкций: семь стереотипов и пять элементов // URL: https:// pravo.ru/story/221854/ (дата обращения: 01.06.2022).
целевых иностранных стран и режимов, и др.25 Свою деятельность Управление основывает на документах комплаенс-политик организаций (SCP), данных регуляторов и других органов федеральной администрации26.
Оформление санкционной комплаенс-политики
В практике российских коммерческих организаций используются различные организационные формы санкционного комплаенса:
1. Принятие локального акта. Это может быть отдельная санкционная комплаенс-политика либо общая комплаенс-политика, охватывающая санкционные риски.
2. Создание самостоятельного структурного комплаенс-подразделения, подразделения юридического и (или) иного департамента27
либо наделение соответствующими функциями работника организации (комплаенс-офицера).
3. Применение автоматизированных систем выявления комплаенс-рисков28.
В этой связи следует позитивно оценить инициативу Торгово-промышленной палаты РФ, на сайте которой размещены часто задаваемые вопросы и ответы Еврокомиссии об обходе и должной осмотрительности в отношении вводимых санкций, о замораживании активов и запрете на предоставление средств или экономических ресурсов29. Тем самым российские юридические лица оперативно информируются о моделях поведения своих зарубежных партнеров. Думается, федеральной и региональным торгово-промышленным палатам совместно с объединениями предпринимателей и юристов (например, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Ассоциацией юристов России) нужно
25 Office of Foreign Assets Control — Sanctions Programs and Information // URL: https://home.treasury.gov/policy-issues/office-of-foreign-assets-control-sanctions-programs-and-information (дата обращения: 10.06.2022).
26 Вместе с тем Управление по контролю за иностранными активами вправе требовать представления материалов через «административную повестку» и обладает целым арсеналом мер реагирования на нарушения — от предупреждения или административного штрафа в соответствии с IEEPA (civil monetary penalty, сумма зависит от транзакции, достигает сотен тысяч долларов) до передачи дела для уголовного преследования или отзыва лицензии. Фальсификация или сокрытие от Управления доказательств могут обернуться лишением свободы на срок до 5 лет. Умышленное нарушение санкций, наложенных в соответствии с IEEPA, может наказываться в соответствии с федеральным статутом лишением свободы на срок до 20 лет. См.: Филяшин А. Американские экономические санкции и их исполнение: очень короткое введение // URL: https://zakon.ru/blog/2022/04/21/amerikanskie_ekonomicheskie_sankcii_i_ih_ispolnenie_ ochen_korotkoe_vvedenie? (дата обращения: 10.06.2022).
27 Гландин С., Ивонина А. Комплаенс: вместе и врозь. Выделять ли санкционный комплаенс в отдельное подразделение? // Внутренний контроль в кредитной организации. 2021. № 2. С. 106-108.
28 Такая практика широко распространена в США, где большая часть компаний, желающих проверить своих контрагентов и клиентов, используют специализированные базы данных (Refinitiv World Check, LexisNexis, Factiva и др.). С их помощью можно проверить актуальные санкционные списки, а также профили организаций, морских и воздушных судов, принадлежащих лицам, включенным в санкционный список или контролируемых ими, выявить ценные бумаги, в отношении которых действуют санкции, провести оценку рисков и т.д. Меры реагирования по сведениям из баз данных заключаются как в выявлении организаций, непосредственно попавших под действие санкций, так и в проверке благонадежности любой подозрительной организации. См.: Сазонов В. Как предотвратить попадание в санкционные списки. Важные факторы, которые следует учитывать при проведении санкционного комплаенса // URL: https://www. advgazeta.ru/mneniya/kak-predotvratit-popadanie-v-sanktsionnye-spiski/?ysclid=l4cjehb58806490253 (дата обращения: 10.06.2022).
29 Sanctions adopted following Russia's military aggression against Ukraine // URL: https://ec.europa.eu/info/ business-economy-euro/banking-and-finance/international-relations/restrictive-measures-sanctions/sanctions-adopted-following-russias-military-aggression-against-ukraine_fr#horizontal (дата обращения: 01.06.2022).
развивать данное начинание и формулировать для отечественного бизнеса подобные стандарты дозволенного поведения в условиях продолжающегося санкционного давления.
4. Включение специальных оговорок в контракты с контрагентами в целях учета санкционных рисков.
Представляется целесообразным повышение роли санкционного комплаенса в россий-
ских организациях (особенно организациях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность) для обеспечения контроля над активами и эффективного ведения бизнеса (с перспективой учета наличия санкционного комплаенса в качестве обстоятельства, влияющего на характер и размер юридической ответственности за нарушение санкционного режима).
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аудит & комплаенс: закон, доктрина, практика : монография / отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2022. — 304 с.
2. Гландин С., Ивонина А. Комплаенс: вместе и врозь. Выделять ли санкционный комплаенс в отдельное подразделение? // Внутренний контроль в кредитной организации. — 2021. — № 2. — С. 106-108.
3. Гландин С., Примаков Д. Санкционный комплаенс в 2019 г.: тенденции и новые веяния // Legal Insight. — 2019. — № 04 (80). — С. 36-39.
4. Дарадонов К. В. Санкционный комплаенс: вопросы достаточности нормативного обеспечения // Бизнес. Образование. Право. — 2021. — № 2 (55). — С. 263-268.
5. Добрынина Л. Ю., Губарева А. В. Правовое обоснование ответных мер Российской Федерации на экономические санкции США, ЕС и их союзников // Национальная безопасность. — 2020. — № 1. — С. 24-37.
6. Ершова И. В., Енькова Е. Е. Реформа аудита & развитие комплаенса: обзор научно-практической конференции // Право и бизнес. — 2022. — № 2. — С. 57-60.
7. Кванина В. В. Понятие и виды правовых режимов предпринимательской деятельности // Вестник Томского государственного университета. — 2017. — № 424. — С. 234-240.
8. Косов М. Е., Рощин Н. С., Лебедева Н. В. Санкционный комплаенс (специальные политики и процедуры) // Аллея науки. — 2019. — Т. 2. — № 11 (38). — С. 595-608.
9. Современные проблемы развития предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом : монография / под общ. ред. В. А. Вайпана, М. А. Егоровой. — М. : Юстицинформ, 2021. — 672 с.
10. Тарасенко О. А. Формирование доктрины и законодательства о правовых режимах банковской деятельности // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2001. — Вып. 51. — С. 105-132.
Материал поступил в редакцию 21 июня 2022 г.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Audit & komplaens: zakon, doktrina, praktika: monografiya / otv. red. I. V. Ershova. — M.: Prospekt, 2022. — 304 s.
2. Glandin S., Ivonina A. Komplaens: vmeste i vroz. Vydelyat li sanktsionnyy komplaens v otdelnoe podrazdelenie? // Vnutrenniy kontrol v kreditnoy organizatsii. — 2021. — № 2. — S. 106-108.
3. Glandin S., Primakov D. Sanktsionnyy komplaens v 2019 g.: tendentsii i novye veyaniya // Legal Insight. — 2019. — № 04 (80). — S. 36-39.
4. Daradonov K. V. Sanktsionnyy komplaens: voprosy dostatochnosti normativnogo obespecheniya // Biznes. Obrazovanie. Pravo. — 2021. — № 2 (55). — S. 263-268.
5. Dobrynina L. Yu., Gubareva A. V. Pravovoe obosnovanie otvetnykh mer Rossiyskoy Federatsii na ekonomicheskie sanktsii SShA, ES i ikh soyuznikov // Natsionalnaya bezopasnost. — 2020. — № 1. — S. 24-37.
6. Ershova I. V., Enkova E. E. Reforma audita & razvitie komplaensa: obzor nauchno-prakticheskoy konferentsii // Pravo i biznes. — 2022. — № 2. — S. 57-60.
7. Kvanina V. V. Ponyatie i vidy pravovykh rezhimov predprinimatelskoy deyatelnosti // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2017. — № 424. — S. 234-240.
8. Kosov M. E., Roshchin N. S., Lebedeva N. V. Sanktsionnyy komplaens (spetsialnye politiki i protsedury) // Alleya nauki. — 2019. — T. 2. — № 11 (38). — S. 595-608.
9. Sovremennye problemy razvitiya predprinimatelskogo i korporativnogo prava v Rossii i za rubezhom: monografiya / pod obshch. red. V. A. Vaypana, M. A. Egorovoy. — M.: Yustitsinform, 2021. — 672 s.
10. Tarasenko O. A. Formirovanie doktriny i zakonodatelstva o pravovykh rezhimakh bankovskoy deyatelnosti // Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. — 2001. — Vyp. 51. — S. 105-132.