Мониторинг режимов эмбарго и санкций в деятельности комплаенс подразделений российских банков. Embargo and sanctions monitoring by the compliance units of Russian banks.
Дубов Дмитрий Александрович Dubov Dmitriy Alexandrovich Аспирант кафедры "Финансы и кредит" ФГОБОУ ВО "Ивановский государственный химико-технологический
университет" DubovDA@mail. ru
Аннотация
В представленной работе приведен анализ и дана оценка одного из актуальных направлений корпоративного управления в кредитных организациях - мониторинга режимов международных санкций в рамках системы комплаенс-контроля. Проведен анализ основных источников санкционного права, действующих ограничений, предусмотренных за нарушения санкциий. Приведены основные направления по повышению эффективности системы мониторинга режимов эмбарго и санкций в деятельности комплаенс подразделений российских банков. Abstract
The presented work deals with the current direction of corporate management in credit organizations - monitoring of the international sanctions regimes within the framework of the compliance control system. The main sources of the sanctions law, existing limitations, sanctions for violations are indicated. The main approaches to build an effective monitoring system are presented. Ключевые слова
Комплаенс-контроль, внутренний аудит, риск-менеджмент, международные
санкции, надзор.
Keywords
Compliance control, internal audit, risk management, international sanctions, supervision.
В связи с ускорением глобализации, стремительным увеличением числа международных финансовых транзакций и усилением наднационального банковского надзора проблема идентификации и оценки операций коммерческих банков на предмет принадлежности к режимам санкций и эмбарго становится все более актуальной и встает в один ряд с такими направлениями как идентификация лиц, связанных с террористической деятельностью или отмыванием денег. Проблема усиливается в свете отсутствия как единых международных стандартов или положений лучших деловых практик комплаенс контроля в сфере глобальных экономических санкций, так и методологических рекомендаций Банка России по этому вопросу.
Для российских кредитных организаций вопрос соблюдения режимов эмбарго и санкций стоит наиболее остро, так как с одной стороны, будучи резидентами Российской Федерации они обязаны соблюдать национальные требования о необходимости проведения платежей в определенных законодательством порядке и сроках, а с другой стороны - исполнять требования международных организаций, напрямую запрещающих некоторые виды операций с лицами и/или странами объектами экономических санкций.
Российским банкам в своей деятельности приходится удовлетворять требованиям как международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций (ООН) или Совет Европейского Союза, так и национальных регуляторов. Еще одним немаловажным фактором является то, что ряд кредитных организаций РФ и все их дочерние компании также являются непосредственными объектами международных санкций. Многие исследователи сходятся во мнении, что санкции, введенные ЕС и США против российских банков начиная с 2014 года, вскрыли целый ряд недостатков в кредитном процессе даже тех банков, которые, казалось бы, этими санкциями не затронуты [2].
Для того, чтобы оценить угрозы, связанные с экономическими санкциями на территории Российской Федерации, стоит в первую очередь определить источники санкционного права и понять суть экономических ограничений. По своей сути, санкции — это воздействие на страну — нарушителя международного права или ее представителей, с целью обязать данную страну соблюдать закон [7]. Статья 41 Устава ООН предусматривает полное или частичное прекращение экономических отношений как одну из мер предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии или других нарушений мира.
В международном праве на сегодняшний день выделяют следующие объекты экономических ограничений:
1) отдельные страны и территориальные формирования;
2) юридические лица;
3) физические лица.
В связи с этим все действующие режимы эмбарго и санкций можно классифицировать по объектам их применения. Стоит особо отметить, что при включении государства в один из санкционных списков, помимо непосредственных представителей и резидентов этого государства (а также организаций, на 50% или более принадлежащие указанным лицам), экономические санкции в той же мере распространяются на морские и воздушные суда, зарегистрированные на территории этой страны или имеющие приписку в портах, находящихся на этой территории, что лишний раз подтверждает необходимость глубокого анализа операций на предмет возможных нарушений режимов санкций и эмбарго.
Основными источниками международных санкций выступают Совет Безопасности Организации Объединенных Наций, по итогам резолюций которого в основном принимает свои решения Совет Европейского Союза и органы власти США. Бытует мнение, что требования соответствующего законодательства распространяется только на резидентов ЕС и США, однако, в условиях глобализации, исходящий платеж может быть предназначен для
лица или компании, находящихся в стране либо связанных со страной, в отношении которой тем или иным государством, через которое этот платеж проходит в рамках разветвленной корреспондентской сети, установлено эмбарго. Ситуация осложняется и тем, что, согласно американскому законодательству, иностранные компании, имеющие в США свое представительство, рассматриваются как резиденты США, включая административную и уголовную ответственность за нарушение действующих санкционных режимов.
The Office of Foreign Assets Control of the US Department of the Treasury (OFAC), который занимается разработкой и контролем исполнения санкций от лица США, чётко указывает, что объектом запретов в рамках американских санкций являются не только операции в долларах США, но и операции в любой валюте, если такие операции содержат связи с США. В качестве связи с США может выступать, например, участие американских сотрудников, сторон из США, инвесторов из США или американских поставщиков услуг, которые содействуют осуществлению операции.
Кроме того, "американский след", который позволяет органам власти США применять наказание за нарушение санкций, может возникнуть при малейшем прямом или косвенном присутствии в структуре сделки:
• товаров, произведенных в США;
• граждан США и иностранных граждан (подданных), получивших право на постоянное проживание в США, независимо от того, где они находятся;
• всех физических и юридических лиц, находящихся в пределах Соединенных Штатов;
• компаний, зарегистрированных в США, и их зарубежных филиалов (В этом случае целесообразно также учитывать все иностранные дочерние компании, находящиеся во владении или под контролем американских компаний);
• долларов США как валюты платежа или как меры стоимости товара/услуги.
Даже если никакие стороны по операции не являются резидентами США, операция, тем не менее, может иметь связь с Соединенными Штатами, например, но не исключительно, проведение операций в долларах США, торговля ценными бумагами США, осуществление платежей через иностранные банки, являющиеся филиалами финансовых институтов США, или использование услуг, оказанных резидентами США, независимо от их местонахождения.
Если кредитная организация входит в международную группу, или в случае, когда в российском банке работают сотрудники, имеющие гражданство (включая лиц с двойным гражданством) США или имеющие право на постоянное проживание на территории Соединенных Штатов на законных основаниях (обладатель "green card"), необходимо также проследить, чтобы:
• указанные выше лица не участвовали в какой бы то ни было операции (сделке), запрещенной американскими санкциями;
• указанные выше лица, работающие в качестве руководителей, не могли одобрять сделки, связанные с предоставлением нового финансирования, запрещенного американскими санкциями, или участвовать в работе над такими сделками.
Управлением по контролю за иностранными активами Казначейства США[10] разработано большое количество программ финансовых санкций. В общем виде ограничительные меры можно разделить на:
• Комплексные санкции - санкции в отношении лиц и/или государств, связанных с угрозой международной безопасности, террористической деятельностью, наркотрафиком, и т.п., чьи активы подлежат заморозке, а установление каких - либо отношений с объектами санкций строго запрещено (Specially Designated Nationals (SDN) List[12]);
• Секторальные санкции - санкции, связанные с запретом проведения операций в определенных секторах экономики, лицам - объектам санкций и/или в интересах указанных лиц. Данный тип санкций не подразумевает блокировку активов, позволяет осуществлять бизнес-контакты и проводить не внесенные в санкционные списки виды финансовых операций в отношении объектов экономических ограничений (Sectoral Sanctions Identifications (SSI) List[11]).
OFAC является уполномоченным органом государственной власти США и обладает широким кругом полномочий, включая право на истребование любых документов, необходимых для расследования потенциального нарушения, проведение расследования в отношении любого иностранного государства/ организации/ группы/ физического лица, деятельность которого может затрагивать интересы безопасности США, имеет право законодательной инициативы по введению новых санкций или внесению изменений в существующие, а также право установления штрафных санкций и обязательных требований к нарушителям законодательства США в сфере глобальных экономических и торговых санкций [6].
В отношении операций, связанных с лицами, включенными в SDN лист, кредитные организации должны выстраивать системы внутреннего или комплаенс контроля таким образом, чтобы не допустить осуществление каких-либо операций, а при наличии на обслуживании клиентов, включенных в санкционные списки, осуществить действия, связанные с прекращением отношений с этими клиентами. Так, например, в список комплексных санкций входят государства Иран, Северная Корея, Сирия, что означает, что граждане этих стран, компании, зарегистрированные на их территории не могут быть приняты на обслуживание, а любая внешнеэкономическая деятельность, прямо или косвенно затрагивающая их интересы, не должна осуществляться через банки, соблюдающие международные ограничения.
Кроме того, Российская Федерация нередко сама присоединяется к действующим международным режимам санкций. Так, например, 30.12.2016 вступил в силу Указ Президента Российской Федерации "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2270 от 2 марта 2016 года", значительно расширяющий действовавшие экономические ограничения России в отношении Корейской народно-демократической республики (КНДР).
Так, в новой редакции закона были значительно расширены списки физических и юридических лиц, морских судов, обслуживание которых категорически запрещено гражданам и организациям Российской Федерации, списки предметов, материалов, оборудования, товаров и технологий, поставка или транзит которых в КНДР попадает под запрет. Для кредитных организаций, помимо необходимости отслеживать отсутствие транзакций в интересах указанных лиц, возникает необходимость анализировать операции клиентов на предмет отсутствия в структуре сделки угля, железной руды, золота и др. металлов из Корейской народно-демократической республики независимо от страны их происхождения, а также перевозка таких предметов с использованием морских или воздушных судов под государственным флагом Российской Федерации[1].
Кроме того, вышеуказанным законом вводится запрет на предоставление денежных средств, финансовых активов и экономических ресурсов, а также предусмотрена необходимость замораживания на территории Российской Федерации денежных средства, финансовых активы и экономических ресурсов, которые находятся прямо или косвенно в собственности или под контролем организаций Правительства Корейской народно-демократической республики или Трудовой партии Кореи, либо физических или юридических лиц, действующих от их имени или по их поручению, либо организаций, находящихся в их собственности или под их контролем, и которые, по определению Российской Федерации, имеют отношение к ядерной программе Корейской народно-демократической
республики или ее программе по баллистическим ракетам либо к другим запрещенным видам деятельности.
Схожие экономические меры, согласно указам Президента Российской Федерации, действуют в отношении Ливии, Центральноафриканской Республики, Исламской Республики Иран и др. Таким образом, кредитные организации России зачастую попадают в ситуацию, когда национальное законодательство соответствует нормам международного права и комплаенс службам банков не приходится искать компромиссы, а остается лишь внедрять четкие правила и требования принятия и обслуживания клиентов, основанные на действующем законодательстве.
Еще одной преградой на пути построения эффективной системы комплаенс контроля в отношении международных санкций в российских банках является, как ни странно, российское банковское законодательство. Так, законодательство РФ в настоящее время не дает возможности банкам отказывать в открытии счета или проведении рублевой операции любому объекту международных санкций, за исключением лиц, отнесенных к списку экстремистов и террористов или входящих в санкционные списки самой Российской Федерации.
При всем стремлении России к глобализации и полной вовлеченности в международную финансовую систему, существуют позиции, по которым руководство государства, в угоду политическим целям, не признает действия международных санкций и, более того, сама Российская Федерация является объектом экономических ограничений. Так, список SDN с завидной регулярностью пополняется лицами и организациями, имеющими отношение к России.
Сотрудникам комплаенс служб российских кредитных организаций, в связи с этим, приходится искать выход из щепетильной ситуации, когда банк, будучи резидентом РФ, обязан исполнять Законодательство России и проводить операции в установленный срок, не имея легальной возможности
отказать, а с другой стороны, осознавать, что за проведение некоторых операций он может быть привлечен к ответственности со стороны мегарегуляторов США и ЕС. Ситуация осложняется еще и тем, что в список SDN внесены и кредитные организации, имеющие регистрацию в РФ: АО "АБ "Россия" и АО "СМП Банк". Согласно международному праву, запрещены все операции, имеющие прямое или косвенное отношение к лицам, включенным в список комплексных санкций. В этой связи, комплаенс специалистам рекомендуется проводить работу с клиентами, настаивая на переводе операций/паспортов сделок/контрактов с участием санкционных лиц в другую кредитную организацию, либо стараться отказаться от проведения операций под предлогом технической невозможности осуществления подобных операций или того, что данная операция не сможет пройти по корреспондентской сети банка.
Кроме комплексных ограничений, полностью исключающих любое взаимодействие с включенными в списки лицами, в отношении отдельных крупных игроков российского финансового и энергетического сектора Соединенные Штаты ввели в 2014 году новые секторальные санкции. В дополнение, Европейский Союз опубликовал 31 июля 2014г. Регламент Совета ЕС № 833/2014, который вводит, помимо прочего, ограничения на доступ к рынку капитала для отдельных российских финансовых институтов и нефинансовых корпораций.
Принятые ограничения направлены против лиц, включённых в новый список OFAC «список SSI», а также компаний, принадлежащих на 50% и более указанным компаниям из списка. Секторальные санкции, введенные в связи с дестабилизацией ситуации на Украине, имеют такое название из -за того, что направлены на ограничение некоторых операций в значимых для объектов санкций секторах экономики. Таким образом, Американские и Европейские власти, не вынуждая контрагентов полностью прекращать операции и замораживать счета, тем не менее, существенно влияют на проводимые операции объектов санкционного права.
Директива 1 Приказа Президента США 13662 [9] запрещает проводить любые операции и предоставлять финансирование в связи с новыми долговыми обязательствами со сроком действия более 30 дней или новыми инструментами собственности, имеющими отношение к организациям из списка SSI, работающим в российском финансовом секторе. Объектами санкций выступают: Банк Москвы, Внешэкономбанк, Банк ВТБ, Газпромбанк, Сбербанк, Россельхозбанк.
Директива 2 запрещает проводить любые операции и предоставлять финансирование в связи с новыми долговыми обязательствами со сроком действия более 90 дней, имеющими отношение к организациям из списка SSI, работающим в российском энергетическом секторе. Объекты санкций: Транснефть, Новатэк, Газпром нефть, Роснефть
Директива 3 запрещает проводить любые операции и предоставлять финансирование в связи с новыми долговыми обязательствами со сроком действия более 30 дней, имеющими отношение к организациям из списка SSI, работающим в российском оборонном секторе. Объекты санкций: Ростех Директива 4 Приказа Президента США 13662 запрещает экспортировать или реэкспортировать, прямо или косвенно, товары, услуги (за исключением финансовых услуг, ограниченных платежами) или технологии, способствующие разведке и добыче в глубоководных районах, в водах Арктики или на сланцевых месторождениях и дающие возможность добывать нефть в Российской Федерации или в зоне, которую последняя считает своими территориальными водами и которая является продолжением ее территории, с участием любого лица, в отношении которого данной Директивой введены ограничения. Объекты санкций: Газпром нефть, Газпром, Лукойл, Роснефть, Сургутнефтегаз и их дочерние компании.
В отношении ограничений, обозначенных секторальными санкциями, комплаенс специалисты должны выработать эффективную политику предотвращения осуществления с участием банка операций, подпадающих под ограничения, без ущерба интересам банка от разрешенной деятельности,
принимая во внимание, что организации, включенные в список секторальных санкций являются крупнейшими в своих секторах экономики игроками и наиболее интересными с точки зрения привлечения на обслуживание клиентами кредитных организаций.
Вне зависимости от характера ограничений, действующих в отношении лиц - объектов международных санкций, кредитные организации должны устанавливать эффективную систему процедур и контроля за выявлением и оценкой операций, связанных с лицами, включенными в международные списки санкций.
Построение подобной системы требует значительных материальных и ресурсных затрат, дополнительного обучения для всех сотрудников кредитной организации, значительного удорожания и увеличения времени обработки бизнесс-процессов. Так почему же западные и крупнейшие российские банки ставят перед компланс специалистами задачу наладить систему соответствия требованиям международных санкций?
Основным поводом для классификации вопросов международного санкционного права как одного из приоритетнейших, служит экстратерриториальность его применения. Дело в том, что наказание за нарушение санкционных режимов могут применяться в любой точке мира. Кроме того, в соответствии с положениями US Patriot Act органы власти США имеют право на заморозку и (или) конфискацию активов любого иностранного банка, даже размещенных на депозитах третьего банка, при условии, что такой иностранный банк имеет корреспондентские отношения с любым американским банком.
Из этого следует, что любая кредитная организация вне зависимости от характера и степени ее деловых отношений с организациями и физическими лицами, являющимися резидентами США, может столкнуться с серьезными проблемами в области международного комплаенса и оказаться объектом нарушений законодательства США, затрагивающего международные экономические санкции. Другим важным аспектом
широкого применения американских санкций является многообразие и сложность выполняемых финансовыми организациями международных операций, предоставляемых услуг и, как следствие, их уязвимость с точки зрения соответствия жестким требованиям законодательства США в сфере глобальных экономических и торговых санкций. В условиях современной глобальной экономики, банальный перевод между родственниками в соседний город может преодолеть цепочку банков-корреспондентов, в которой с большой долей вероятности окажется американская финансовая организация, которая осуществляет жесткую фильтрацию всех платежей на предмет различных ограничений.
Наказанием за нарушение режимов эмбарго и санкций может служить как штрафы и предписания к усилению контроля, так и уголовная ответственность. Так, например, законодательство США предусматривает тюремное заключение сроком до 20 лет в отношении физических лиц. На практике, банки предпочитают заключать с надзорными органами мировые соглашения, предусматривающие выплату штрафа, проведение расследования в отношении виновных сотрудников, усиливать контроль за сомнительными операциями.
Однако, даже уплаченные по мировым соглашениям штрафы зачастую не идут в сравнение с возможной выгодой от проведения операций в пользу лиц - объектов санкций. Так, например, в 2012 году нидерландский ING Bank согласился выплатить крупнейший на тот момент штраф в размере 619 млн. долларов в рамках мирного соглашения с властями США, которые расследовали сотрудничество группы со странами-объектами санкций. Уполномочные органы США обвиняли банк в том, что в период с 2002 по 2007 год тот проводил незаконные операции от клиентов из Кубы, Ирана, Мьянмы, Судана и Ливии при помощи финансовой системы США. Банк согласился сотрудничать с американскими властями и передать информацию о своих клиентах в ФБР и ЦРУ.
В том же 2012 году британская банковская группа HSBC поплатилась за сотрудничество с мексиканскими наркокартелями и компаниями Ирана, Сирии и Северной Кореи. Сенат США, проводивший расследование, обвинял группу в отмывании денег из стран-изгоев. В HSBC признали, что не обладали надежными инструментами контроля за сомнительными операциями и уплатили неустойку в размере $ 1,9 млрд [5].
В 2015 году по требованию Управления финансовых услуг Deutsche Bank был обязан выплатить $200 млн, провести внутреннюю проверку и уволить шесть сотрудников, причастных к нарушению наложенных США санкций в отношении ряда стран, в том числе Ирана и Сирии. Также Deutsche Bank выплатил $58 млн Федеральной резервной системе США для урегулирования таких же обвинений [8].
Рекордный штраф за нарушения режимов международных экономических санкций заплатил в 2014-2015 гг. французский банк BNP Paribas. Американские власти обвиняли банк в том, что с 2002 по 2009 год он осуществлял сделки в странах, в отношении которых США ввели санкции, прежде всего в Судане, в обход санкций. Доказанными считались трансакции в обход санкций на сумму $30 млрд. По данным следствия, BNP Paribas использовал сеть банков в Восточной Африке, на Ближнем Востоке и в Европе, чтобы представить дело так, что организовывавшиеся им долларовые переводы не были связаны с Суданом. Банк, признав себя виновным в нарушении режима санкций, установленных США против Ирана, Судана и Кубы, уплатил штраф в $8,9 млрд; частью соглашения стал также временный частичный запрет на проведение трансакций в долларах[4].
Анализируя активность регуляторов США и ЕС по привлечению к ответственности нарушителей режимов санкций, стоит отметить, что помимо непосредственно материального убытка, связанного с уплатой неустоек (не идущих в сравнение с возможной прибылью от осуществления запретных операций), кредитные организации сталкиваются с необходимостью
развивать системы комплаенс контроля, увольнять сотрудников, нести значительные репутационные убытки.
Для того, чтобы избежать нарушений, кредитные организации должны выстраивать действенные системы комплаенс контроля в отношении требований эмбарго и санкций. Такие системы должны объединять в себе специалистов по санкциям, проводящих анализ банковских операций, эффективно обученных сотрудников на всех этапах взаимоотношений с клиентами и платежами, включая операционистов, клиентских менеджеров, сотрудников валютного контроля, операторов платежных систем, и др., а также современного ИТ-оборудования и специалистов для поддержания его работоспособности, своевременного обновления санкционных списков.
Подобные системы должны обладать следующим функционалом:
- фильтрация всех новых клиентов на предмет совпадения с санкционными списками в момент приема клиента на обслуживание и обновления анкет;
- регулярная фильтрация базы клиентов и контрагентов (а также руководителей, бенефициарных владельцев, материнских компаний в случае с юридическими лицами) на предмет совпадения со списками санкций;
- ежедневная фильтрация операций, осуществляемых банком на предмет наличия участников и (или) интересов объектов международных санкций.
Кроме того, видится целесообразным осуществление предварительной проверки и валидации всех платежей, паспортов сделок, кредитных операций банка (в т.ч. посреднических операций) силами специалистов комплаенс контроля в случае отношения их к территориям или лицами, в отношении которых действуют ограничения.
В настоящее время ни Банк России, ни "принципы лучшей деловой практики" по комплаенсу не дают кредитным организациям рекомендаций по вопросам глобальных экономических санкций и перед руководством и комплаенс специалистами российских банков встает необходимость
самостоятельно и с чистого листа выстраивать систему мониторинга и контроля за соблюдением режимов эмбарго и санкций, в то время как большинство западных финансовых институтов имеют собственные внутренние политики и процедуры в отношении стран высокого уровня комплаенс риска, включая Сирию, Иран, Кубу, Северную Корею. Учитывая активное внимание международных надзорных органов к российским финансовым институтам, соблюдение международных режимов санкций должно стать обязательным элементом корпоративных систем управления банков, проводящих активные международные операции и сделки, а подсистема мониторинга режимов эмбарго и санкций - эффективным элементом системы их комплаенс контроля.
Библиографический список:
1. О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2270 от 2 марта 2016 года. Указ Президента Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 2 (часть I) ст. 323
2. Бобрик М.А. Санкции против России и проблемы кредитного процесса: какая взаимосвязь? // Банковское кредитование. 2014. № 6.
3. Букина Н.В. Проблема санкций при проведении международных расчетов // Международные банковские операции. № 2/2013. 112 С.
4. Иран, Судан и Куба довели BNP Paribas до штрафа в $8,9 млрд // http://kommersant.ru/doc/2503041
5. Отмыли — заплатили: как США наказывают за нарушение режима санкций // http://www.forbes.ru/sobytiya-photoganery/biznes/264333-otmyH-zaplatili-kak-ssha-nakazyvayut-za-narushenie-rezhima-sank
6. Шалимова М.А. Комплаенс: глобальные экономические санкции. // Внутренний контроль в кредитной организации №4/210. 112 С.
7. Daoudi M.S., Dajani M.S. Economic Sanctions: Ideals and Experience. London, 1983. P. 5-8
8. Deutsche Bank заплатит за нарушение санкций // http://kommersant.ru/doc/2847111
9. Executive Order 13662—Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine // https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Documents/ukraine_eo3 .pdf
10 Office of Foreign Assets Control - Sanctions Programs and Information // https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Pages/default.aspx
11. Sectoral Sanctions Identifications (SSI) List // https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/SDN-List/Pages/ssi_list.aspx
12. Specially Designated Nationals and Blocked Persons List (SDN) // https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/SDN-List/Pages/default.aspx