актуальные социально-политические исследования
оригинальная статья
DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-3-105-109 УДК 341.655(045)
Разработка модели анализа санкций как фактора политического риска
И. С. Пятибратов
Финансовый университет, Москва, Россия; Центр политической информации;
Москва, Россия огд/0000-0003-3652-8483
аннотация
В данной статье рассматриваются перспективы разработки методики анализа санкций как фактора политических рисков. С учетом актуальности санкций как явления в российской политике и политической науке очевидна необходимость работы над способом измерения такого риск-фактора и управления им. При этом разработка методики возможна с учетом уже существующих наработок из других областей знаний, в том числе - комплаенс-менеджмента. Автор приходит к выводу о том, что показатели санкций как политического риск-фактора могут отбираться по различным основаниям, в частности в зависимости от того, является ли страна к моменту начала исследования объектом санкций. Кроме того, анализ данного фактора возможен как в самостоятельном формате, так и в качестве дополнения к существующим методикам. Ключевые слова: санкции; международные санкции; риск; политический риск; анализ рисков; комплаенс
Для цитирования: Пятибратов И. С. Разработка модели анализа санкций как фактора политического риска. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(3):105-109. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-3-105-109
original paper
Development of a Model for Analysing sanctions as a Political Risk Factor
I. s. Pyatibratov
Financial University, Moscow, Russia; Center for Political Information;
Moscow, Russia https://orcid. org/0000-0003-3652-8483
abstract
The article considers the prospects for developing a methodology for analysing sanctions as a factor of political risks . Given the relevance of sanctions as a phenomenon in Russian politics and political science, it is evident that there is a need to measure and manage such a risk factor The development of the methodology considers existing results from other areas of knowledge, including compliance management .The author concludes that the indicators of sanctions risk should be selected considering whether the studied country is the object of sanctions or not. In addition, the analysis of sanctions is possible both in an independent format and as an addition to existing methods
Keywords: sanctions; international sanctions; risk; political risk; risk analysis; compliance
For citation: Pyatibratov I. s. Development of a model for analysing sanctions as a political risk factor. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(3):105-109. (In Russ.). DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-3-105-109
© Пятибратов И.С ., 2021
Как отмечалось в предыдущей работе автора, анализ санкций как фактора политических рисков крайне актуален, о чем говорят высокая оценка рискогенно-сти данного фактора российским научным и экспертным сообществом, высокая степень обсуждаемости санкционной проблематики в российском публичном поле, а также недостаточная исследованность данного вопроса в российской научной литературе [1]. То есть о запросе на такое исследование сигнализирует как российское общество в целом, так российская политическая наука в частности.
С учетом актуальности данного направления закономерна разработка методики анализа санкций как фактора политического риска, которая позволила бы такой риск предупреждать, оценивать и управлять им.
Перед началом работы над разработкой собственной методики имеет смысл рассмотреть уже имеющийся релевантный опыт, в том числе — и в других, помимо политологии, областях знаний. Санкции являются объектом рассмотрения комплаенс-менеджеров еще с 2014 г. [2]. Комплаенс-менеджмент — управленческая функция компании, которая направлена на соблюдение компанией законов и этических норм [3]. Основной задачей специалистов по комплаенсу является именно предупреждение каких-либо правовых рисков, в том числе — санкционных. При этом с годами актуальность санкционного комплаенса растет (https://www2.deloitte.com/content/dam/ Deloitte/ru/Documents/finance/russian/articles/ compliance-development-trends-in-russia-and-cis.pdf). Особенно актуален он в России, где компаниям необходимо удовлетворять требованиям международных организаций, таких как ООН, и национальных регуляторов на фоне санкционного давления на РФ [4].
Как оказалось, компаниям непросто избежать санкций. Большинство из них получают штрафы в силу незнания или неосторожности, а не из-за намеренного нарушения существующих санкционных норм [5]. За 7 лет российские специалисты накопили достаточно обширный багаж знаний, который можно перенести и на анализ политических рисков. Связано это с многомерной природой санкций, которые являются фактически правовым инструментом политического давления посредством экономических механизмов. Это
явление, находящееся на грани политического, экономического и юридического, позволяет адаптировать релевантные методики.
В открытых источниках приводят следующие показатели санкционного риска (https://kontur. ru/articles/5977):
• Ведение компанией расчетов в долларах США.
• Участие в акционерном капитале компании или в рамках конкретного проекта граждан США или ЕС.
• Перепродажа или переуступка в рамках проекта американских товаров.
• Ведение бизнеса на территории ЕС.
• Сотрудничество с подсанкционными лицами или организациями.
• Участие в капитале компании организаций, находящихся под санкциями.
Это факторы санкционного риска, которые становятся актуальными для компаний, работающих в странах — объектах санкций. Такая деятельность навлекает ограничения, что можно наблюдать на примере России, многие компании которой из-за американских санкций вынуждены прибегать к креативным практикам обхода санкционного режима [6]. При этом издержки деятельности такой компании неизбежно растут [7].
Логично, что компаниям, прежде чем начать управлять комплаенс-рисками, необходимо понять, насколько для них велика вероятность столкнуться с санкционными рисками. Для компаний санкционная опасность исходит в первую очередь от США и стран ЕС, которые статистически являются крупнейшими эмитентами санкций [2, 8]. При этом санкции имеют разный характер и последствия, что делает их самостоятельным фактором при анализе политического риска, имеющим свои показатели. Под показателями в данном контексте мы понимаем конкретные факты, ранжированные по весам, которые могут охарактеризовать степень риска. Основой для типологии показателей санкционных рисков может быть наличие введенных против страны — объекта исследования того или иного типа санкций. Тогда можно выделить следующие показатели санкционного риска:
• в отношении страны введен запрет на поставки оружия;
• в отношении субъектов страны применяется замораживание счетов;
• в отношении страны применяется замораживание имущественных активов лиц и организаций;
• определенным публичным лицам страны введен запрет на въезд в страны — эмитенты санкций;
• в отношении страны введено ограничение на торговлю;
• в отношении страны введен запрет на оказание финансовой помощи и осуществление инвестиций;
• в отношении страны введен запрет на ввоз предметов роскоши и драгоценных металлов;
• в отношении страны введен запрет на проведение сделок;
• в отношении страны введен запрет на удовлетворение исков;
• в отношении страны введен запрет на экспорт-импорт товаров для энергетического сектора;
• в отношении страны введены ограничения на экспорт товаров, связанных с обогащением урана и ядерной промышленностью;
• в отношении страны введен запрет на экспорт технологий;
• в отношении страны введен запрет на чартерные и воздушные перевозки;
• в отношении страны введен запрет на экспорт-импорт продуктов;
• в отношении страны введен запрет на оказание определенных услуг.
Для сокращения числа показателей можно ряд из них собрать в один и обозначить его как «в отношении страны введены секторальные санкции». Но это снизит точность анализа, так как в зависимости от конкретного заказчика есть смысл рассматривать конкретные секторы, а не все вообще.
Тип санкций может быть не единственным основанием для отбора показателей. Санкции — продукт политической воли страны-эмитента и реакции на те или иные действия страны-реципиента. Поэтому показателями санкционного фактора политического риска могут быть известные поводы для введения санкций [8, 9]:
• Участие страны в вооруженных конфликтах.
• Обвинения в ограничениях или нарушениях прав человек в стране.
• Конкуренция с США в экономической сфере.
• Поддержка государством организаций, которые другие страны считают экстремистскими.
• Наличие в стране ядерного вооружения.
• Обвинения в аннексии в сторону страны — объекта исследования.
• Негативная репутация государства в мировых СМИ.
• Негативная репутация лидера государства в мировых СМИ.
• Низкий уровень «демократичности» политического режима в государстве.
• Прочное сотрудничество с государствами — соперниками США.
Такой набор показателей может быть актуален для анализа политических рисков инвестиций в государство, еще не ставшее объектом санкций. В таком контексте логичнее рассматривать возможность появления санкций в отношении страны вообще, а не конкретные санкционные меры, так как рассматривается сама возможность установления санкционного режима.
Очевидна мультивариатность формируемой методики, которая зависит от изучаемого государства. Попытка сделать универсальный набор показателей для анализа санкционных рисков возможна, но она неизбежно снизит точность исследования, так как фактически основания типологизации и станут показателями данного фактора риска. Повышения точности при таком подходе можно добиться путем осторожного подбора весов показателей. Но это потребует рассмотрения всех указанных выше показателей, что излишне усложнит анализ.
Мы рассматриваем санкции только как один из факторов политического риска, которым имеет смысл дополнить существующие методики анализа рисков. Соответственно, процесс анализа данного фактора не должен быть значительно сложнее, чем анализ остальных факторов. Поэтому формирование многоуровневой системы показателей и критериев адекватно только при проведении анализа санкционных рисков независимо от других факторов как самостоятельного исследования.
В частности, приведенный подход к анализу санкций как фактора политического риска органично вписывается в методику Ш. Бринк, которую она предложила в своей работе 2004 г. «Измеряя политический риск» [10]. В своей работе Бринк практически не уделяет внимания
санкциям, рассматривая их как элемент такого риск-фактора, как «внутренние и внешние конфликты». Также санкции в данной работе вскользь упоминаются как возможная причина негативного влияния на платежный баланс государства. Таким образом, Бринк не выводит санкции в категорию самостоятельного фактора политического риска, но в должной мере и не рассматривает их в качестве показателя какого-либо из факторов. В свете актуальности данной проблематики сегодня дополнение данной методики выглядит осмысленным. Имеются два способа интеграции нового фактора: 1) в качестве одного из экономических факторов политического риска; 2) вывода его в самостоятельную категорию «санкционные риски», что позволит формулировать в его рамках несколько «санкционных» факторов, каждый из которых будет иметь свои показатели. Эти «субфакторы» в том числе могут базироваться на приведенных выше основаниях типологи-зации показателей.
В случае же самостоятельного исследования, вне каких-либо существующих методик, возможно встраивание также и упомянутых выше комплаенс-факторов, что добавит еще один уровень анализа. В таком случае алгоритм исследования может иметь следующие этапы:
1. Анализ вероятности введения санкций в отношении страны — объекта исследования.
2. Анализ уже введенных в отношении страны — объекта исследования санкций.
3. Анализ комплаенс-факторов санкционного риска компании — заказчика/объекта исследования.
Таким образом мы задействуем все предложенные способы анализа санкций как политического риск-фактора в рамках одного исследования. При этом в зависимости от конкретной задачи, поставленной перед процедурой анализа, можно изменять как состав этапов работы, так и более тонкие детали исследования, в том числе — веса показателей санкционного фактора политического риска.
Итак, мы очертили фреймворк работы над методикой анализа санкций как фактора политического риска, обозначив ряд возможных способов воплощения данной задачи. Дальнейшая работа подразумевает конкретизацию и дополнения указанных показателей санкци-онного риска, а также разработку системы их ранжирования и присваивания им конкретных весов. Решение данной исследовательской задачи позволит не только сделать анализ политических рисков как таковой более точным, но также поможет самому государству — объекту исследования обнаружить возможные санкционные риски или определить урон, наносимый ими его инвестиционной привлекательности, а значит, и экономике.
список источников
1. Пятибратов И. С. Иностранные санкции как фактор политического риска для РФ. Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. Сборник научных статей по итогам работы десятого круглого стола с Всероссийским и международным участием. Т. 2. Ростов н/Д: Донской государственный технический университет; 2020.
2. Тимофеев И. Н. Санкции против России: взгляд в 2021 г. М.: РСМД; 2021.
3. Крепышева А. М., Сергиевская А. А., Сторчевой М. А. Определение и измерение риска в комплаенс-менеджменте. Стратегические решения и риск менеджмент. 2020:(2):150-159.
4. Дубов Д. А. Мониторинг режимов эмбарго и санкций в деятельности комплаенс подразделений российских банков. Управление экономическими системами. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ monitoring-rezhimov-embargo-i-sanktsiy-v-deyatelnosti-komplaens-podrazdeleniy-rossiyskih-bankov.
5. Тимофеев И. Н., Хоменко М. В. Управление риском санкций: семь стереотипов и пять элементов. М.: Pravo.ru; 2020.
6. Никольский А. Россия нашла способ обход санкций США при продаже оружия. URL: https://www. vedomosti.ru/politics/articles/2019/05/14/801357-rossiya-sposob-obhoda-sanktsii.
7. Фиранчук А. Российское продуктовое эмбарго и случаи его обхода через третьи страны. Экономическое развитие России. 2017:(5):23-30.
8. Морозов В. А. Политика санкций: цели, стратегии, инструменты. М.: РСМД: 2020.
9. Тимофеев И. Н. Санкции вводятся на основе определенного мнения. РСМД. М., 2020.
10. Brink C. H. Measuring political risk. Routledge; 2004.
references
1. Pyatibratov I. S. International sanctions as a political risk factor for the Russian Federation. Legal Science in the XXI Century: Actual Problems and Prospects for Their Solutions. Collection of Scientific Articles on the Results of the Tenth Round Table With All-Russian and International Participation. Shakhty. Vol. 2. Rostov o / D: Don State Technical University; 2020:124-126. (In Russ.).
2. Timofeev I. N. Sanctions Against Russia: A Look into 2021. Moscow: RIAC; 2021. (In Russ.).
3. Krepysheva A. M., Sergievskaia A. A., Storchevoi M. A. Definition and Measurement of Risk in Compliance Management. Strategic decisions and risk management. 2020:(2):150-159. (In Russ.).
4. Dubov D. A. Monitoring of embargo and sanctions regimes in the activities of compliance units of Russian banks. Management of Economic Systems. 2017:(4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-rezhimov-embargo-i-sanktsiy-v-deyatelnosti-komplaens-podrazdeleniy-rossiyskih-bankov. (In Russ.).
5. Timofeev I. N., Khomenko M. V. Sanctions risk management: seven stereotypes and five elements; 2020. URL: https://pravo.ru/story/221854. (In Russ.).
6. Nikolsky A. Russia has found a way to bypass the U.S. sanctions in the sale of weapons. Vedomosti. 2019. (In Russ.). URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2019/05/14/801357-rossiya-sposob-obhoda-sanktsii.
7. Firanchuk A. Russian food embargo and cases of its circumvention through third countries. Russian Economic Development. 2017:(5):23-30. (In Russ.).
8. Morozov V. A. Sanctions policy: goals, strategies, tools. RIAC Moscow, 2020 (In Russ.).
9. Timofeev I. N. Sanctions are imposed based on a certain opinion. RIAC. Moscow; 2020. (In Russ.).
10. Brink C. H. Measuring political risk. Routledge; 2004.
информация об авторе
Иван Сергеевич Пятибратов — ассистент Департамента политологии, Финансовый университет, Москва, Россия; аналитик, Центр политической информации; Москва, Россия [email protected]
about the author
Ivan S. Pyatibratov — Assistant, Department of Political Sciences, Financial University; Analyst at Centre
for Political Information; Moscow, Russia
Статья поступила 17.03.2021; принята к публикации 10.04.2021. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article received on 17.03.2021; accepted for publication on 10.04.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.