Научная статья на тему 'Интеграция системы комплаенса в функционирование российских организаций'

Интеграция системы комплаенса в функционирование российских организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1163
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛАЕНС / ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА / СИСТЕМА СООТВЕТСТВИЯ / КОМПЛАЕНС РИСК / ОРГАНИЗАЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дадалко В.А., Тимофеев Е.А.

Задачи. Определение термина «комплаенс», определение роли комплаенс, определение цели комплаенс, определение уровня актуальности комплаенс, выявление качества внедрения комплаенс в России. Методология. Введение определения «комплаенс», определение функций комплаенс, выявление принципов комплаенс, описание развития комплаенс в России. Результаты. Такой вид деятельности, как комплаенс, в качестве функции, службы или профессии, состоит в том, чтобы находить способы выявления, управления и смягчения комплаенсрисков. Развитие комплаенс напрямую связано с усилением контроля государства за коммерческими предприятиями. Высокие штрафные санкции регулирующих органов вынуждают руководство корпораций уделять большее внимание соблюдению законодательства, а также разработке направлений политики фирмы. Цель внедрения системы комплаенс заключается в создании в компании эффективных механизмов по выявлению и анализу коррупционноопасных сфер деятельности, оценке и управлении правовыми и финансовыми рисками при возникновении коррупционных отношений, обеспечении комплексной защиты предприятия или организации от самых различных правовых, налоговых, экономических, репутационных, санкционных и иных угроз. Выводы. В настоящие время, когда организации становятся все более сложными, а темпы развития технологий все более быстрыми, число возможностей для финансовых преступлений возросло. В мировой практике финансовых институтов найдется немало случаев, когда вследствие упущений в сфере комплаенс организация теряла своих клиентов, контрагентов и терпела значительные потери. Именно поэтому политика комплаенс проводится в иностранных организациях уже не первый год. Такие финансовые скандалы, как крах «Barings», «Enron», «Worldcom», «Parmalat» достаточно ясно показали какой огромный ущерб финансовые преступления могут нанести компаниям. В России термин появился с приходом на рынок крупных иностранных компаний, где данная функция является неотъемлемой частью деятельности. Её основной целью является минимизация правовых и репутационных рисков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция системы комплаенса в функционирование российских организаций»

Интеграция системы комплаенса в функционирование российских организаций

Дадалко Василий Александрович

доктор экономических наук, профессор кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность имени профессора В.К. Сенчагова», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, antikrizis1@bk.ru

Тимофеев Евгений Александрович

студент, факультет «Анализ рисков и экономической безопасности имени профессора В.К. Сенчагова», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, timofeev.e.a@inbox.ru

Задачи. Определение термина «комплаенс», определение роли комплаенс, определение цели комплаенс, определение уровня актуальности комплаенс, выявление качества внедрения комплаенс в России. Методология. Введение определения «комплаенс», определение функций комплаенс, выявление принципов комплаенс, описание развития комплаенс в России. Результаты. Такой вид деятельности, как комплаенс, в качестве функции, службы или профессии, состоит в том, чтобы находить способы выявления, управления и смягчения комплаенс-рисков. Развитие комплаенс напрямую связано с усилением контроля государства за коммерческими предприятиями. Высокие штрафные санкции регулирующих органов вынуждают руководство корпораций уделять большее внимание соблюдению законодательства, а также разработке направлений политики фирмы. Цель внедрения системы комплаенс заключается в создании в компании эффективных механизмов по выявлению и анализу коррупционно-опасных сфер деятельности, оценке и управлении правовыми и финансовыми рисками при возникновении коррупционных отношений, обеспечении комплексной защиты предприятия или организации от самых различных правовых, налоговых, экономических, репутационных, санкционных и иных угроз.

Выводы. В настоящие время, когда организации становятся все более сложными, а темпы развития технологий - все более быстрыми, число возможностей для финансовых преступлений возросло. В мировой практике финансовых институтов найдется немало случаев, когда вследствие упущений в сфере комплаенс организация теряла своих клиентов, контрагентов и терпела значительные потери. Именно поэтому политика комплаенс проводится в иностранных организациях уже не первый год. Такие финансовые скандалы, как крах «Barings», «Enron», «Worldcom», «Parmalat» достаточно ясно показали какой огромный ущерб финансовые преступления могут нанести компаниям. В России термин появился с приходом на рынок крупных иностранных компаний, где данная функция является неотъемлемой частью деятельности. Её основной целью является минимизация правовых и репутационных рисков. Ключевые слова. Комплаенс, зарубежная практика, система соответствия, комплаенс риск, организация, коррупционные риски, экономические риски.

Применительно к бизнесу термин комплаенс - это способность действовать в соответствии с порядком, набором правил или запросов.

Любая коммерческая деятельность связана с заработком денег. В погоне за прибылью предприниматели порой обходят законы, избегая этических норм, общественных правил. Однако такое поведение вызывает отрицательный эффект.

Вместо высоких заработков, предприниматели получают крупные штрафы, запрет на ведение деятельности, негативный общественный резонанс, уголовное преследование. Результат - потеря репутации, снижение выручки и даже банкротство.

Комплаенс - это система контроля и управления рисками, возникающими из-за несоблюдения:

■ Законодательства;

■ Предписаний регуляторов, контролирующих организаций;

■ Правил саморегулируемых организаций и других форм объединения предприятий;

■ Внутренних документов.

Система Комплаенс (Compliance System) - это признанная международная система противодействия угрозам и управления рисками, которая обеспечивает соответствие деятельности организации (компании) требованиям государственных органов, саморегулируемых общественных и иных организаций, соответствие нормам права, правилам, рекомендациям и стандартам, регламентирующим деятельность организации (компании).1

Цель внедрения системы «Комплаенс» - создание в компании эффективных механизмов по выявлению и анализу коррупционно-опасных сфер деятельности, оценка и управление правовыми и финансовыми рисками при возникновении коррупционных отношений, обеспечение комплексной защиты предприятия или организации от самых различных правовых, налоговых, экономических, репутационных, санкционных и иных угроз.

В международном праве комплаенс-контроль представляет собой особую культуру, где находят отражение такие принципы внедрения комплаенс функции:

1. Независимость. Данный принцип внедрения функции комплаенс-контроль состоит из 4 отдельных комплаенс элементов, находящихся в тесной связи друг с другом:

- Служба комплаенс-контроль должна иметь официальный статус;

- Необходимо предусмотреть специалиста по комплаенсу, который отвечает за контроль группы комплаенс-контроля и координацию управления комплаенс рисками;

- Необходимо предусмотреть, чтобы у участников группы комплаенс-контроль и ответственного комплаенс специалиста отсутствовали ситуации возникновения конфликтов интересов между осуществлением комплаенс-контроля и контролем выполнения персональными функциями в компании;

- У группы комплаенс-контроля должен быть открытый доступ к необходимым данным и отдельный бюджет для реализации функций комплаенса.

Принцип независимости не исключает тесных взаимодействий группы комплаенс-контроль с другими подразделениями предприятия. Напротив, сотрудничество способствует выявлению комплаенс рисков на ранних стадиях и упрощает комплаенс-контроль над ними. Все составляющие комплаенс принципа независимости следует рассматривать в качестве защитных методов, создающих условия для эффективного контроля функции комплаенс-контроль в условиях взаимодействия структурных подразделений. Внедрение и контроль методов комплаенса может иметь существенные различия для разных компаний.

2. Официальный статус. Нормативы, регулирующие функцию комплаенс-конт-роль, необходимо прописать во внутреннем документе предприятия. Нормативный акт по функции комплаенс-контроль должен содержать такие положения:

- Задачи и функции структуры комплаенс-контроль и обязанности комплаенс специалистов;

О À

В

S

2 а

9

«

сэ

см

£

Б

а

2 ©

- Условия обеспечения независимости комплаенс-контроля;

- Способ взаимодействия комплаенс-службы с другими подразделениями по вопросам контроля рисков, а также со службой, в задачи которой входит контроль всей деятельности компании;

- Принцип распределения функций комплаенс-контроль по подразделениям, если такое предусмотрено;

- Право ответственных по функции комплаенс-контроль на получение всей необходимо информации, а также обязанность сотрудников по предоставлению нужных данных для контроля комп-лаенс нормативов;

- Право на проведение внутренних расследований по потенциальным нарушениям норм комплаенса с привлечением необходимых экспертов в сфере ком-плаенс-контроль;

- Сотрудники комплаенс подразделения должны иметь право свободного выражения своего мнения и передачи сведений в отношении комплаенс-конт-роль нарушений, полученных в процессе контроля комплаенс рисков высшим руководящим органам, включая совет директоров и его комитеты;

- Контроль выполнения обязанностей по предоставлению комплаенс отчетности высшим руководящим органам;

- Прямой доступ специалистов структуры комплаенс-контроль к совету директоров и его комитетам.2

3. Четкая подотчетность сотрудников функции комплаенс. Специалисты комп-лаенс-контроля, работающие в подразделениях, подотчетны руководителям структур и отделений компании. В то же время они могут быть подотчетны руководителю комплаенс-контроль функции всей организации в отношении компла-енс информации. Если комплаенс специалисты работают в независимых структурных подразделениях вспомогательного характера (юротдел, подразделение аудиты и т.д.), то допускается необязательность их подотчетности руководителю комплаенс-контроль службы организации. В то же время комплаенс специалисты, независимых вспомогательных подразделений, должны сотрудничать с управляющим комплаенс-контролем. Лицо, которое руководит комплаенс-контроль функцией, может входить в высшие руководящие структуры компании, в этом случае комплаенс специалист не должен управлять бизнес-структурами организации. Если же руководитель службы комплаенс-контроль не входит в высшее руководство, он должен быть подот-

четен одному из руководителей высшего ранга, который не несет конкретных служебных обязанностей в конкретной структуре.

4. Исключение конфликта интересов. Независимость руководителя или другого специалиста службы комплаенс-конт-роль может быть нарушена присутствием конфликта интересов между обычными функциями сотрудника и его компла-енс-контроль обязанностями. В идеале представители комплаенс-контроля должны выполнять функции только в отношении комплаенс задач, но такая ситуация может быть неприемлемой для некрупных организаций. Именно для таких фирм необходимо исключать возможность конфликта интересов. Одним из моментов, который приводит к возникновению конфликта интересов, предполагает зависимость вознаграждений сотрудника службы комплаенс-контроль от результатов и показателей деятельности структурного подразделения, в котором они реализуют функции комплаенс-кон-троля. В то же время вознаграждение, зависящее от финансовых результатов компании, может иметь место.

5. Доступ к любой внутренней информации. Служба комплаенс-контроль может по собственной инициативе осуществлять взаимодействие с любыми служащими компании и должна иметь доступ к любым файлам, которые необходимы для выполнения комплаенс функций. Возможность беспрепятственной работы комплаенс специалистам должна быть предоставлена во всех подразделениях, где имеют место комплаенс риски. В процессе решения комплаенс-контроль задач специалисты функции комплаенс получают право расследовать случаи нарушения комплаенс нормативов (включая контроль потенциальных комплаенс нарушений) с привлечением внутренних или внешних специалистов в конкретных отраслях. В процессе выполнения комплаенс функций специалисты должны иметь свободную возможность предоставления данных представителям высшего руководства (для этого необходимо исключить потенциальные риски угроз и осуждения со стороны руководителей или любых других представителей компании).

6. Необходимое ресурсное обеспечение. Функция комплаенс-контроль должна быть адекватно обеспечена ресурсами. Ресурсы, предоставленные компла-енс-контроль службе, должны обеспечивать возможность для эффективного контроля и управления комплаенс рисками.

Одна из важных составляющих комплаенс ресурсов - это квалификация и опыт комплаенс-контроль специалистов, а также их качества личности. Специалисты комплаенс-контроль служб должны хорошо разбираться в вопросах соблюдения законодательства, нормативов и понимать их влияние на операции компании. Уровень профессиональных комп-лаенс-контроль навыков сотрудников функции комплаенс, особенно по получению своевременных обновлений в законодательстве, должен обеспечиваться через обучение и тренировки.

7. Взаимодействие с регулирующими и надзорными органами. Весьма актуальным вопросом у многих организаций стоят задачи формирования эффективной системы сотрудничества службы комплаенс-контроль со всеми категориями проверяющих учреждений. Все без исключения компании при взаимодействии с подобными органами испытывают определенные сложности:

- Предоставление документации и ее расшифровка достаточно затратный по времени процесс, а непредоставление информации в указанный срок влечет за собой дополнительные проблемы;

- При возникновении разногласий по сути определенного документа необходимо организовать конструктивное обсуждение спорных вопросов. Это требует значительных дипломатических усилий, специального опыта и отнимает ресурсы от основного бизнеса;

- Необходим особый опыт и квалификация в вопросах обобщения итогов внешних проверок, особенно в тех ситуациях, когда выявлены существенные нарушения. Для отечественных компаний работа с проверяющими службами является необходимой составляющей успешной деятельности. Она требует не только большого опыты и специальных знаний, но и предполагает наличие определенных полномочий. Решают такие задачи главный бухгалтер, структуры внутреннего аудита и другие подразделения, в зависимости от направленности проверяющего учреждения.

Развитие комплаенс напрямую связано с усилением контроля государства за коммерческими предприятиями. Высокие штрафные санкции регулирующих органов вынуждают руководство корпораций уделять большее внимание соблюдению законодательства, а также разработке направлений политики фирмы. Постоянный внутренний аудит предотвращает выявление нарушений надзорными организациями.3

Рождение комплаенс-контроля связывают с появлением в 1906 году Министерства здравоохранения и социальных служб США (Food and Drug Administration). Государственный департамент регулировал порядок работы в фармацевтической и пищевой областях, которым должны были следовать компании.

Однако импульсом к развитию œmpliance послужили многочисленные коррупционные скандалы 60-70-х годов XX века. В частности, Уотергейтский скандал 1972 года выявил факты подкупа иностранных должностных лиц крупными американскими корпорациями. В числе выгодоприобретателей засветились такие монстры, как Mobil, EXXON, Phillips Petroleum.

Так как законы США не препятствовали взяткам за пределами страны, после проведения расследований был принят Закон «О борьбе с коррупцией за рубежом» (в 1977 году) - Foreign Corrupt Practices Act (FCPA). Нормативный акт установил правила поведения с государственными чиновниками на международном уровне.

Под его действие подпадают случаи предложения или предоставления благ иностранным должностным лицам, среди которых числятся не только госслужащие, но и представители партий, сотрудники государственных предприятий и организаций.

Кроме принятия FCPA, в конце 70-х годов в США создаются Министерства, регулирующие правоотношения в различных областях предпринимательской деятельности. В 1980-е годы система комплаенс была расширена за счет включения в нее этических правил ведения бизнеса.

Конец 2001 года привел к разорению крупнейшей энергетической компании США. Корпорация Enron обанкротилась из-за сокрытия долгов и мошеннических действий. Крупный скандал привел к усилению внимания регуляторов и обернулся принятием Закона Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act) в 2002 году. Нормативный акт ужесточил требования к бухгалтерскому учету и отчетности предприятий. Также он обязал бизнес-структуры принять Кодекс этического поведения. С этого времени комплаенс становится неотъемлемой частью управления американскими компаниями.

В 2006 году прогремело новое дело о коррупции. Расследование выявило дачу огромных взяток из «черной» кассы компанией Siеmens. Подкуп должност-

ных лиц осуществлялся по указанию топ-менеджеров корпорации в разных странах - Египте, России, Китае, Греции. Теперь комплаенс-службы стали обязательными для компаний, имеющих зарубежные активы. [7]

2010 год ознаменовался принятием закона Великобритании «О борьбе со взяточничеством». Все фирмы, подпадающие под его действие, должны ввести комплаенс-контроль. Закон распространяется на британские и зарубежные предприятия.

Законодательство по комплаенс в России находится в зачаточном состоянии. Официальные акты не содержат определения данной функции. Единственный документ, где встречалось упоминание термина, - Указание Банка России № 603-У от 07.07.1999 г. (утратил силу в 2004 году). Впрочем, здесь нужно сделать оговорку. Транснациональные корпорации, чьи интересы распространяются за пределы страны, должны подчиняться правилам, действующим в других государствах.

Распоряжение Центробанка рассматривало комплаенс-контроль, как часть внутреннего мониторинга кредитных организаций. Он проводился с целью проверки соответствия деятельности банка законодательству о финансовых рынках. После отмены официального документа многие кредитные учреждения продолжают пользоваться идеями комплаенс для эффективной деятельности.

Появлению комплаенс-служб в российских организациях способствовало принятие поправок в Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции». Документ обязал предпринимателей принимать меры по предотвращению коррупционных схем. В зарубежной практике - это один из главных элементов системы регулирования и контроля ком-плаенс-рисков.4

Важно заметить, что о внедрении системы комплаенса в России в настоящий момент говорят только в банковской сфере. Это обусловлено прежде всего тем, что выстраивание «стены» из правил и норм показывает недобросовестным участникам четкие критерии поведения и позволяет им выстраивать новые схемы нарушений, формально не попадающих под существующие запреты.

Хотя комплаенс-программы изначально вводились для защиты предпринимателей от действий надзорных органов, а затем - по указаниям регулятора, сегодня их значение значительно выросло.

Введение комплаенс-системы являет-

ся культивированием культуры и взаимной ответственности и профессионализма внутри любо компании, формирование честного ведения бизнеса, что, безусловно, формирует залог своевременного и полного соблюдения законов и требований, а также возможности учета интересов различных групп лиц, которых затрагивает деятельность компании (т.е. более широкий охват, чем стандартный учет исключительно интересов руководителей организации).

Система комплаенса является не только основным инструментом для долгосрочной устойчивой деятельности компании, но и особенным инструментом для достижения подобного успеха. Система комплаенса должна находиться вне зависимости от других структурных подразделений компании, однако должна находиться во взаимном переплетении иными процессами компании, например, распоряжении финансами, управление рисками, обеспечение экономической безопасности и воздействие на окружающую среду. В качестве основного объекта системы комплаенс-контроля рассматриваются следующие комплаенс риски:

■ Нарушения принципов комплаенс-контроль в области регуляторных стандартов;

■ Комплаенс нарушения при финансовых манипуляциях;

■ Нарушение норм комплаенс-конт-роля вследствие служебных злоупотреблений или коррупционных действий;

■ Нарушение норм комплаенс-конт-роля вследствие результата непрофессионализма и некомпетентности сотрудников;

■ Нарушение норм комплаенс-конт-роля в процессе рейдерских захватов, хищений и других противоправных воздействий извне;

■ Комплаенс риски при возникновении угрозы бизнес-репутации, финансовой несостоятельности и др;

Под воздействием вышеперечисленных факторов возникают комплаенс риски потерь следующего характера:

■ Материальные;

■ Временные;

■ Стоимостные;

■ Интеллектуальные;

■ Информационные;

■ Трудовые;

• Специальные разновидности потерь (выражаются в качестве ущерба жизни и здоровью людей, природе, экологии, репутации предприятия).

Внедрение и совершенствование систем внутреннего контроля, в том числе,

О À

В

S

2 а

9

«

сэ

см

£

Б

а

2 ©

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

процедур комплаенс, в некредитных финансовых организациях вошло в список задач «Основных направлений развития финансового рынка РФ на период 2018— 2020 гг.».

В настоящее время наличие компла-енс - это:

■ Гарантия чистоты бизнеса;

■ Свидетельство законопослушности фирмы, прозрачности ее бухгалтерии;

■ Доказательство ответственности исполнительных органов;

■ Отношения, основанные на принципах равноправия и справедливости;

■ Показатель высокого уровня корпоративной культуры и профессионализ-ма.5

Таким образом, внедрение компла-енса улучшает репутацию фирмы, поднимает ее ценность в глазах партнеров и инвесторов, повышает доверие клиентов, сотрудников. Кампания может привлечь больше ресурсов, повысить долю на рынке, увеличить рентабельность.6

Также следует отметить рост доверия со стороны надзорных учреждений. Выявляемые нарушения рассматриваются как частные, допущенные одним человеком, а не системные. Для кампаний, внедривших систему контроля, предусматриваются послабления при наложении санкций.

Что касается сферы бизнеса, то за редким исключением, в России практически не встречаются компании с четко отлаженной системой комплаенса. Изучив особенности Российского бизнеса, можно предложить унифицированную схему создания комплаенс-контроля в российских компаниях.

На первом этапе должны определяться четкие рамки воздействия комплаенс-системы и способы ее внедрения в различные процессы компании. Рамки действия и способы внедрения должны учитывать следующие факторы:

1. Сперва необходимо идентифицировать внутренние и внешние факторы, которые могли бы тем или иным образом быть критичными для компании с точки зрения комплаенс-рисков (комп-лаенс-риском является вероятность недостижения комплаенс-целей). Для идентификации необходимо проводить максимально обширный анализ внутренних и внешних аспектов, способствующих оказать влияние на комплаенс-систему: экономическое положение в стране, состояние социальной и культурной сферы и т.д.

2. Важно так же проводить поиск и проверку заинтересованных лиц, кото-

рые так или иначе могли бы относиться к комплаенс-системе, а также учитывать требования данных лиц при формировании целей комплаенса в данной организации. Источниками комплаенс целей могут стать обязательства извне — это обязательства возникающие в соответствии с законодательствами, протоколами, судебными решениями, лицензионными требованиями и т.д., а также внутренние, добровольно принятые на себя обязательства: добровольное следование релевантным (необязательным) стандартам отрасли, добровольная минимизация негативного эффекта на окружающую среду, добровольное заключение соглашений с местными сообществами об их поддержке, например, и т.д.

3. При планировании комплаенс-си-стемы так же важно учитывать принципы добросовестного управления, которые включают в себя обеспечение: независимости комплаенс-функции, достижимости комплаенс-функцией высшего руководства компании (способность компла-енс-системы осуществлять проверку и оказывать влияние на руководство компании), наделение комплаенс-функции нужной властью и необходимыми ресурсами в целях выполнения данной системой определенных функций.7

Ко второму этапу относится непосредственно создание системы комплаенса. Данная система обязана основываться на перспективных задачах компании, которые были выбраны на первом этапе, а также а также предоставлять механизм установки краткосрочных комплаенс-це-лей, включать требование приверженности выполнения принятых стандартов и постоянного усовершенствования. Создание политики определяется множеством факторов таких как: особенности международных, региональных или локальных обязательств, организационная структура компании, ее цели и ценности, которые сопутствуют индивидуальным рискам и прочим особенностям. Уже созданная система должна быть легко доступна для ее нахождения, чтения, применения и понимания.

К заключительному, третьему этапу относится процесс разработки, внедрения, оценки, поддержки и постоянного усовершенствования комплаенс-системы.

При разработке комплаенс-системы компания должна руководствоваться следующими принципами:

• Использование единой комплаенс-политики руководителями компании;

• Независимое положение компла-енс-функции;

• Индивидуальная ответственность всех сотрудников компании на всех уровнях;

• Поддержка комплаенс-системы, заключающаяся в выделении ресурсов, поддержке компетенции отдела или департамента, посещении различных тренингов и иных форм обучения для сотрудников компании, формировании комплаенс-культуры, четко организованных формах коммуникации.

Важно так же принимать во внимание, что любая комплаенс-система обязана быть цикличной, то есть включать в себя следующие процессы:

1. Идентификация целей комплаенса, проведение оценки комплаенс-рис-ков;

2. Формирование стратегического плана, позволяющего компании предотвращать появление комплаенс-рисков, а также достигать намеченных комплаенс-целей;

3. Операционное планирование и осуществление регулярного контроля за комплаенс-рисками, заключающиеся в создании и введении определенных внутренних процессах. Внутренние компла-енс-процессы с одной стороны помогают в достижении компанией намеченных комплаенс-целей, а с другой стороны, процессы позволяют отслеживать и вовремя реагировать на различные изменения, которые происходят во внешней и внутренней среде с целью своевременной адаптации компании.

Стоит так же снова отметить, что система комплаенса не обеспечивается сама по себе (то есть отдельно от сотрудников), поэтому для высшего руководства необходимо регулярно получать информацию о важных и актуальных изменениях во внешней среде, например, посещать различные конференции и семинары (подобные семинары организует Международная Ассоциация по комплаенсу).

Необходимо учитывать, что любая система должна быть подвергнута проверкам. Таким образом, проверка системы комплаенса - это проведение комп-лаенс-аудита и проверка комплаенс-сис-темы командой управленцев. Компания заранее формирует список факторов, которые важно отслеживать и проводить. В стандарте ISO 19600:2014 предложен целый список методов сбора информации, ее анализа и классификации, а также варианты индикаторов, которые смогут помочь компании в оценке результатов. Кроме того, в качестве примера формирования внутренних отчетов, а также структуры отчетов и требований к хране-

нию собранных данных можно использовать отчетности различных зарубежных компаний, особенно американских.

В заключение хотелось бы обратить отдельное внимание к управленческому персоналу в системе комплаенса. Руководство компании обязано сформировать список ответственных лиц за управление комплаенс-системой, а также должно наградить комплаенс-функцию должной независимостью. Приверженность управляющего звена к комплаенс-политике подразумевает пол собой полную ответственность за формирование системы комплаенса в компании: внедрение и формулировка главных ценностей компании и публичную демонстрацию приверженности им, соответствие компла-енс-целей ценностям, целям и стратегическому направлению компании, формирование механизма регулярного отслеживания и выполнения комплаенс-целей, содействие развитию организации на постоянной основе и прочее.

Резюмируя, важно сказать, что развитие института внутреннего контроля, в том числе, практик комплаенса (соблюдения кодекса корпоративной этики, противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, регулирования конфликта интересов, соблюдения конфиденциальности информации, политики «китайских стен» и др.), способно достаточно серьезно увеличить прозрачность деятельности всего бизнеса в России.

Литература

1. Бабаева Ю.Г. «Комплаенс»: новое слово в юриспруденции // сб. ст. по материалам Международной научной конференции «Современная гуманитарная наука: проблемы и перспективы развития». - 2018. - № 4. - С. 41-47

2. Булыга Р.П., Куприянова Л.М. Оценка комплаенс-рисков // Экономика. Бизнес. Банки. - 2017. - № 1. - С. 16-32

3. Валиев В.Х. Комплаенс-функция в современных предприятиях как один из эффективных методов управления рисками // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 28-33

4. Гранкин М.Б., Жигас М.Б. Компла-енс-культура как важнейший элемент систему управления рисками. - 2016. - № 3. - С. 19-29

5. Ермакова Н.А. Комплаенс-конт-роль в системе внутреннего контроля корпораций // Международный бухгалтерский учет. - 2017. - С.5-12

6. Королев А.И. Общие понятия и по-

рядок раскрытия информации // Право и политика. - 2017. - № 2. - С. 265-267

7. Позолотина В.И. Развитие комп-лаенс-контроля в России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2017. - № 9. - С. 34-39

8. Росенко А.П. Внутренние угрозы безопасности конфиденциальной информации. Методология и теоретическое исследование. - М.: Красанд, 2014.-С. 476

9. Швырева О.И., Фролова И.А. Роль и функции комплаенс-контроля в системе управления организацией // Актуальные вопросы экономики и менеджмента.

- 2018. - № 2. - С. 44-46

10. Официальный сайт Института Внутренних Аудиторов URL: https:// www.iia-ru.ru (Дата обращения: 15.11.2018)

Ссылки:

1 Официальный сайт Международной Ассоциации по комплаенсу URL: https://Www.int-comp.org (Дата обращения 10.10.2018)

2 Официальный сайт, посвященный разбору стандарта защиты информации, управления информационной безопасностью и рисками IS027000 URL: http:// www.iso27000.ru (Дата обращения: 10.10.2018)

3 Тимошкин А.В. Корпоративный комплаенс-контроль как инструмент экономической безопасности: дис. канд. эконом. наук. Институт экономики российской академии наук, Москва, 2016

4 Официальный сайт журнала «Бан-кир.ру» URL: http://bankir.ru (Дата обращения: 10.10.2018)

5 Официальный сайт обучающих курсов по комплаенсу «Комплаенсблог» URL: http://www.complianceblog.ru (Дата обращения: 10.10.2018)

6 Мельников В.П., Куприянов А.И., Схиртладзе А.Г. Защита информации. Учебное пособие // М.: Академия, 2014.

- С. 46

7 Официальный сайт «Контур безопасность» URL: https://kontur.ru (Дата обращения: 10.10.2018)

Implementation of the compliance system in the activities of russian companies Dadalko V.A., Timofeev E.A.

Financial University under the Government of the

Russian Federation "Compliance" in English means compliance, consent, and appeasability. As applied to business, compliance is the ability to act in accordance with an order, a set of rules or requests. Such an activity as compliance, as a function, service or profession, is to find ways to identify, manage and mitigate compliance

risks. The development of compliance is directly related to the strengthening of state control over commercial enterprises. High regulatory penalties force corporate management to pay more attention to compliance, as well as developing policy directions for the company. The purpose of implementing the compliance system is to create effective mechanisms in the company for identifying and analyzing corrupt spheres of activity, assessing and managing legal and financial risks in the event of corruption relationships, ensuring comprehensive protection of an enterprise or organization from various legal, tax, economic, reputational, sanctions and other threats. At the moment, when companies are becoming more complex, and the pace of technological development is becoming ever more rapid, the number of opportunities for financial crime has increased. Permanent internal audit prevents the detection of violations by supervisory organizations. At the moment, when companies are becoming more complex, and the pace of technology development is becoming ever more rapid, the number of opportunities for financial crime has increased. There are quite a few cases in the world practice of financial institutions when, due to omissions in compliance, the organization lost its clients, counterparties and suffered significant losses. That is why compliance policy has been conducted in foreign organizations for more than a year. Financial scandals such as the collapse of "Barings", "Enron", "Worldcom", and "Parmalat" have shown quite clearly the enormous damage financial crimes can inflict on companies. In Russia, the term appeared with the arrival on the market of large foreign companies, where this function is an integral part of the activity. Its main goal is to minimize legal and reputational risks arising from violations of professional and ethical standards. Keywords. Compliance, foreign practice, compliance system, compliance risk, organization, corruption risks, economic risks. References

1. Babaeva Y.G. Compliance: a new word in

jurisprudence // Coll. Art. based on the materials of the International Scientific Conference «Modern Humanitarian Science: Problems and Prospects for Development». -2018. - № 4. - p. 41-47

2. Bulyga R.P., Kupriyanova L.M. Assessment of

compliance risks // Economics. Business. Banks. - 2017. - № 1. - p. 16-32

3. Ermakova N.A. Compliance control in the system

of internal control of corporations // International Accounting. - 2017. - P.5-12

4. Grankin, M. B.,, Zhigas, M. B. Compliance culture

as an essential element of the risk management system. - 2016. - № 3. - p. 19-29

5. Korolev A.I. General concepts and procedure for

disclosure of information // Law and Politics. -

2017. - № 2. - p. 265-267

6. Pozolotina V.I. Development of compliance control

in Russia // Fundamental and applied research in the modern world. - 2017. - № 9. - p. 3439

7. Rosenko A.P. Internal threats to the security of

confidential information. Methodology and theoretical research. - M .: Krasand, 2014. -p. 476

8. Shvyreva, OI, Frolova, I.A. The role and functions

of compliance control in the system of management of the organization // Actual problems of economics and management. -

2018. - № 2. - p. 44-46

9. Valiev V.Kh. Compliance function in modern

enterprises as one of the effective methods of risk management // Modern problems of science and education. - 2015. - № 2. - p. 28-33

10. Official website of the Institute of Internal Auditors URL: https://www.iia-ru.ru (Circulation date: 15.11.2018)

О À

В

S

N

e

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.