ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В КРЕДИТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
Д.А. Чирков, соискатель
Научный руководитель: Е.Н. Колесникова, д-р экон. наук Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11498
Аннотация. В статье рассматривается основы развития комплаенс-контроля в кредитных организациях Российской Федерации и этапы его становления. Дается определение внутреннего контроля, а также рассматриваются основные элементы комплаенс-системы. Кроме того подробно разобрано регулирование комплаеса в России на основе нормативных документов Центрального Банка России и Базельского комитета. Определены наиболее значимые проблемы функционирования комплаенса в России, а так же определены ключевые факторы, определяющие направления развития комплаенса в России.
Ключевые слова: внутренний контроль, внешний контроль, комплаенс, управление рисками, система внутреннего контроля
Комплаенс - западный подход к системе построения внутреннего контроля и управления риском потери деловой репутации и правовым риском [1]. Следует отметить, что комплаенс является важным элементом системы корпоративного управления организации в целом. Понимание важности и необходимости в современном мире наличия комплаенс-подразделения в организации начинается сверху и транслируется внутри всей организации.
До настоящего времени не существует единого международного определения комплаенса. На практике комплаенс рассматривается как функционал подразделения, ответственного за эффективное управление комплаенс-рисками и создание комплаенс-культуры в организации. Ба-зельский комитет по банковскому надзору определяет комплаенс-риск как «риск применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации банков в результате несоблюдения ими законов, инструкций, правил, стандартов саморегулирующих организаций или кодексов поведения, касающихся банковской деятельности» [2].
Так, для акционеров функция компла-енса в организации является защитой репутации организации, так как мониторинг,
координация и контроль (управление) ре-путационного риска закреплены за комп-лаенсом. И как следствие, он позитивно воспринимается как сформировавшийся институт в сфере международных финансов. При выходе на международный рынок капитала наличие комплаенс-
подразделения позитивно воспринимается как международными регуляторами, инвестиционными банками, так и институциональными инвесторами. Для потенциальных инвесторов эффективно действующий комплаенс несомненно повышает уровень инвестиционной привлекательности и благонадежности организации. Продвинутая структура комплаенса обеспечивает высокий уровень восприятия деятельности организации и ее руководства. Понимание руководством организации важности полноценно и эффективно функционирующей системы комплаенс-контроля позволяет снизить вероятность возникновения риска упущенной выгоды или риска возникновения преднамеренных/непреднамеренных убытков и риска потери деловой репутации.
Появление комплаенса связано с глобализацией мировой финансовой системы. С учетом международного и транстерриториального характера многих финансовых операций уровень нефинансовых рисков, связанных с осуществлением таких опера-
ций, значительно вырос с начала 1990-х гг. В целом комплаенс-концепцию можно назвать глобальным трендом конца XX-начала XI в.
Применительно к России существует необходимость в четкой позиции регулятивных органов в отношении как варианта применения FATCA на государственном уровне, так и системных преобразований (разработка и внедрение процедур идентификации клиентов, процедур анализа и сбора информации об открытых счетах налоговых резидентов США, внесение изменений в соглашение с банками-корреспондентами, разработка процедуры получения согласия клиентов - налоговых резидентов США на передачу их персональных данных, ГГ-преобразование и многое другое) внутри каждой российской кредитной организации.
В настоящее время существуют четыре ключевых фактора, определяющие направления развития комплаенса в России:
- политика, стратегия и ожидания российских регуляторов;
- стратегия и практика, используемая самостоятельно организацией в работе комплаенс-подразделения;
- национальные экономические проекты, проекты по экономическому и социальному развитию общества и внутреннее политическое влияние;
- международное политическое влияние, международные конвенции и соглашения, международные организации и их инициативы.
Центральный банк Российской Федерации (далее ЦБ РФ), издав «Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» № 242-П [3], по сути дела подтвердил свое заявление о присоединении к принципам эффективности банковского надзора, разработанным Базельским комитетом, Данный нормативный документ кроме многочисленных нововведений предписывает службе внутреннего контроля осуществлять такую функцию как оценка эффективности системы внутреннего контроля (далее ВК). Совет директоров так же должен регулярно рассматривать эффективность ВК на своих заседаниях, кроме того
исполнительные органы должны периодически рассматривать оценки эффективности.
В настоящее время нет единого подхода к определению эффективности внутреннего контроля и оценке этого показателя. ЦБ РФ не выдвигает критериев, которые могли бы характеризовать эффективность системы внутреннего контроля.
Только Базельский комитет высказался по этому вопросу в принципе 13 своих рекомендаций «Система внутреннего контроля в банках: основы организации» [4], сказав, что надзорные органы могут прийти к выводу о неэффективности системы ВК, если она не удовлетворяет всем принципам, содержащимся в этом документе.
Таким образом, данный принцип Базеля можно трактовать как минимальное условие, при котором систему ВК можно признать эффективной - соблюдение принципов построения системы ВК, предложенных Базелем.
Внутренний контроль - это процесс, осуществляемый Советом директоров, старшими должностными лицами и сотрудниками всех уровней управления, специальными службами (службой внутреннего контроля), позволяющий формировать систему, которая обеспечивает полную проверку всей деятельности банка. Этот процесс осуществляется постоянно на всех уровнях в рамках регионального банка. Руководящие лица банка несут ответственность за формирование системы внутреннего контроля и ее мониторинг, однако в этом процессе должен участвовать каждый сотрудник организации. Мероприятия по контролю наиболее эффективны, когда они рассматриваются руководителями и всеми остальными сотрудниками как составная часть повседневной деятельности банка. Совокупность организационной структуры, методик, процедур, принятых руководством банка в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения банковской деятельности, представляет собой систему внутреннего контроля. Система - элемент управления банком, который позволяет руководству банка с достаточной степенью уверенности утверждать, что персонал на своем
уровне правильно понимает политику банка, и все поставленные руководством цели достигаются с соблюдением установленных форм.
Среди функций служб внутреннего контроля следует отметить проверку полноты применения и эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками. Следовательно, формирование эффективного департамента внутреннего контроля - есть ключ к минимизации банковских рисков. Служба внутреннего контроля осуществляет независимую оценку банковских бизнес-процессов, возможных рисков, связанных с их проведением, что особенно актуально в условиях продолжающегося мирового финансового кризиса. Заметим, в нормативных документах нет четкого разграничения между понятиями «внутренний контроль» и «внутренний аудит». В тоже время нет четких рекомендаций о месте и роли СВК в общей структуре органов, участвующих во внутреннем контроле. Контроль же должен органично вписываться в систему управления, а не выступать в качестве самоцели и дополнения к ней. Иначе страдает качество управления, разрушается естественная система управления и внутреннего контроля, возникаю конфликтные ситуации между СВК и сотрудниками кредитной организации.
В соответствии с действующим положением банк обязан обеспечить постоянство деятельности, независимость и беспристрастность СВК, профессиональную компетентность руководителя и служащих, создать условия для беспрепятственного и эффективного осуществления службой внутреннего контроля своих функций.
Служба внутреннего контроля обязана осуществлять проверки по всем направлениям деятельности кредитной организации. Объектом проверок является любое подразделение и служащий кредитной организации. Если, по мнению руководителя службы внутреннего контроля, руководство подразделения и (или) органы управления взяли на себя риск, являющийся неприемлемым для кредитной организации, или принятые меры контроля не-
адекватны уровню риска, то руководитель службы внутреннего контроля обязан проинформировать совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации.
Система внутреннего контроля банка выполняет защитную функцию - функцию минимизации внешних и внутренних по происхождению (причинам) рисков и призвана обеспечить такой порядок проведения банковских операций (сделок), который способствует достижению поставленных ориентиров и целей при соблюдении требований законодательства, нормативных актов Банка России, а также внутренних процедур, стандартов и правил, установленных в банке. По сути, внутрибанковский контроль представляет собой надзор, ведущийся банком и обращенный им на самого себя. Если процесс управления банком рассмотреть как цикл, то контроль - завершающее звено цикла действий.
Считаем, что векторы развития компла-енса в России будут в первую очередь определяться международными инициативами и национальными интересами России. Для российских компаний, ведущих активный бизнес за рубежом, требования иностранного отраслевого законодательства и правил листинга зарубежных бирж будут определять периметр и дальнейшее развитие комплаенс-функции. Учитывая данные реалии, российские комплаенс-менеджеры должны не только обладать знанием в области комплаенса, риск-менеджмента и пониманием внутренних процессов в организации, но и осознавать, что глобально происходит на внешних рынках, отслеживать международные инициативы и тенденции.
В настоящее время в России не существует обязательных законодательных требований регулятора по наличию компла-енс-функции в российских финансовых организациях, отсутствуют стандарты профессии комплаенс-менеджера. В нормативных документах Банка России нет конкретных рекомендаций по проведению оценок комплаенс-рисков (балльные или иные шкалы рисков). В связи с вышеизложенным функция комплаенса проходит в России свой путь с нуля подобно развитию функции внутреннего контроля в недале-
ком прошлом. При этом Россия становится нии выходят на международные рынки ка-активным игроком на глобальном рынке, питала, листингуются на международных является членом ВТО, российские компа- биржах.
Библиографический список
1. Шалимова М.А. Управление комплаенсом: построение взаимодействия подразделений // Внутренний контроль в кредитной организации. - 2011. - № 1. - С. 33-36.
2. Письмо Банка России от 02.11.2007 № 173-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору» // Вестник Банка России. 08.11.2007. - №61.
3. Положение Банка России от 16.12.2003 №242-П (ред. от 04.10.2017) «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» // Вестник Банка России. 04.02.2004. - №7.
4. Письмо Банка России от 10.07.2001 N 87-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору» // Вестник Банка России. 19.07.2001. - № 44-45.
BASICS OF THE DEVELOPMENT OF COMPLIANCE CONTROL IN CREDIT ORGANIZATIONS
D.A. Chirkov, Applicant
Supervisor: E.N. Kolesnikova, Doctor of Economic Sciences
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikoty (Russia, Moscow)
Abstract. The article discusses the basics of the development of compliance control in credit organizations of the Russian Federation and the stages of its formation. The definition of internal control is given, and the basic elements of a compliance system are also considered. In addition, the regulation of compliance in Russia on the basis of regulatory documents of the Central Bank of Russia and the Basel Committee has been examined in detail. The most significant problems of the functioning of compliance in Russia are identified, as well as key factors that determine the direction of development of compliance in Russia are identified.
Keywords: internal control, external control, compliance, risk management, internal control system.