Публично-правовые (государственно-правовые) науки DOI 10.47643/1815-1329_2023_7_69
ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАКТИЧЕСКОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ POSSIBILITIES OF LEGAL REGULATION OF TACTICAL URBAN PLANNING IN MODERN LEGISLATION РЫБАКОВ Михаил Алексеевич,
кандидат юридических наук, старший преподаватель
Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 123001, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9. E-mail: casus2008@yandex.ru;
RYBAKOV Mikhail A.,
PhD in Law, Senior Lecturer Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA). 123001, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9. E-mail: casus2008@yandex.ru
Краткая аннотация: Тактический урбанизм требует не только перераспределения полномочий между органами власти и населением, но и переосмысления территорий общего пользования и градостроительной деятельности.
Abstract: Tactical urbanism requires not only a redistribution of powers between authorities and the population, but also a rethinking of common areas and urban development.
Ключевые слова: Тактический урбанизм, территории общего пользования, ограничения, социальные последствия.
Keywords: Tactical urbanism, common areas, restrictions, social consequences.
Для цитирования: Рыбаков М.А. Возможности правового регулирования тактического градостроительства в современном законодательстве // Аграрное и земельное право. 2023. № 7(223). С. 69-70. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_69.
For citation: Rybakov M.A. Possibilities of legal regulation of tactical urban planning in modern legislation // Agrarian and Land Law. 2023. No. 7(223). pp. 69-70. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_69.
Статья поступила в редакцию: 21.06.2023
В рамках Covid-19 возникли проблемы с использованием территорий общего пользования. В рамках данных событий вошли в противоречие два принципа градостроительного законодательства, а именно обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории и обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности1. Первый, как раз отвечал за постепенную реализацию тех или иных городских проектов, и требовал как можно эффективнее использовать городское пространство с целью компактного размещения многочисленных объектов. Второй, с учетом санитарных мероприятий недавнего времени, требовал введения пространств рассредоточенных, разделяющих население, то есть социальную дистанцию, а значит, способность прервать долгосрочные проекты, и срочно внести корректировку в использование территорий общего пользования в целях изменения их пространственных характеристик.
Одним из временных решений для этого кризиса стала возможность тактического городского планирования, которое ставит под сомнение способы застройки земельных участков и проектирование общественных пространств.
Тактическое городское планирование определяется, по словам Поля Лекроара, градостроителя Парижского регионального института, в немедленных и обратимых гражданских инициативах по преобразованию городских пространств в ответ на медлительность и громоздкость процедур территориального планирования2. Идея, лежащая в основе этой концепции, названной в 2010 году активистом Майком Линдоном (но которая существует по крайней мере с 1980-х годов), состоит в том, чтобы действовать в кратчайшие сроки с помощью минимальных денежных средств, чтобы преобразовать общественное пространство или заброшенные места в долгосрочной перспективе3. То есть осуществление данных градостроительных действий в настоящее время производятся вне какого нормативного правового регулирования, которое предусматривало бы какой-то сложный порядок и в основании которого лежал бы разрешающий акт. Например, если взять документы территориального планирования, то данный процесс связан с очень сложными процедурами, требующими длительного времени, чтобы создать их и внести изменения. В частности, обоснование их через нормативы градостроительного проектирования, согласование с многочисленными органами, наличие процедур общественных обсуждений, публичные слушания и иные дополнительные действия.
Тактическое градостроительство — это осуществление тех или иных процедур в кратчайшие сроки, без дополнительных согласований, которые можно ждать месяцами или годами. Однако следует отметить, что тактическое градостроительство не должно противоречить нормативному градостроительству, оно должно дополнять его.
Первая интересная идея, вытекающая из этой концепции, заключается в том, чтобы благоустройство территории, предусмотренное в Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 2004 N 190-ФЗ4, позволило сделать определенную долю проектов, которые, могли бы попасть под декларативный или даже свободный режим, в частности, из-за их обратимого характера и дешевизны, чтобы способствовать развитию частных отдельных инициатив. Например, из множества элементов благоустройства, которые предусмотрены в законодательстве, данным целям отвечают декоративные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, как составные части благоустройства территории. Са-
1 Ct.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004г. N 190-ФЗ// Сз РФ, 3.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16
2 Электронный ресурс {https://dumas.ccsd.cnrs.fr/dumas-03514447/document} - дата обращения 20.06.2023
3 Lydon Mike, Anthony Garcia, « Tactical Urbanism: ShortTerm Action for Long-Term Change », Island Press, , 256 p., 2015
4 Сз РФ, 3.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 7(223)
мым простым примером может являться учет мнения населения и инициативы населения, для того чтобы облегчить установку осветительных приборов, их легко разместить и демонтировать. При этом интересно, что Постановление Правительства Москвы от 15 декабря 2017 N 1013-ПП "Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения проектов благоустройства территории"1 и Постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2014 N 501-ПП "О разработке паспорта благоустройства территории, паспорта объекта дорожного хозяйства, внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов города Москвы"2 предусматривают последовательные административные процедуры, которые имеют детальную регламентацию всех аспектов от органов до содержания действий, но не предусматривают какую-то возможность альтернативного поведения или частных инициатив.
Чтобы реализовывать такие мелкомасштабные, быстрые, легкие, нетехнологичные действия существует специальный механизм в Земельном кодексе Российской Федерации от 25 октября 2001 N 136-Ф33, в частности в Главе V.6. использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута. Но при этом в ст. 39.33 вышеупомянутого акта среди случаев для использования данного механизма все основания относятся только к реализации крупных целей: 1) проведение инженерных изысканий; 2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта; 3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; 4) осуществление геологического изучения недр; 5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда; 6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации; 7) возведение некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства); 8) возведение гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства; 9) в целях обеспечения судоходства для возведения на береговой полосе в пределах внутренних водных путей некапитальных строений, сооружений.
Ни одна из этих целей не способствует немедленным и обратимым инициативам граждан по преобразованию городских пространств, при этом с помощью недорогих средств для преобразования неблагоустроенных объектов и не позволяет включать эти действия в документы территориального планирования и территориального зонирования. При этом данный инструмент не должен расцениваться как акт нарушения, мешающий осуществлять градостроительную деятельность, а наоборот в условиях кризиса и сокращения государственных бюджетов должен действовать быстро и с минимальными затратами, подталкивать органы власти, граждан к объединению действий.
Было бы правильно внести в Главу 3.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 N 190-ФЗ статью о временном градостроительном проекте. Он бы предусматривал реализацию в один или несколько этапов мероприятий по благоустройству. Во-первых, демонстрационный проект, который являлся бы лучшим способом вовлечь население и проверить изменения. В начале, он предусматривал бы легкосъемные и обратимые материалы и конструкции, которые можно использовать в течение нескольких дней или нескольких недель. Второй этап - пробный проект, в котором используются более прочные материалы и, следовательно, он может быть более стабилен. Он должен быть создан на год или два, он нацелен на приверженность населения к реализации первой части проекта.
Одобрение проекта можно измерить за несколько месяцев/сезонов, а в первом случае - за несколько недель. Затем необходим сбор данных для понимания того, что может стать более постоянным, а что нет. Это процесс позволил бы реализовать преимущества проекта гораздо быстрее, чем ждать крупномасштабных преобразований, для которых требуются годы проектирования, административные согласования, принятие, одобрение населения и т.д. Демонстрационный проект, пробный проект должны быть урегулированы на подзаконном уровне с точки зрения материалов, оборудования, управления, технического обслуживания и методов оценки их пригодности. Это не должно сдерживать творчество населения, правообладателей недвижимости, а также вести к формализации или бюрократизации. Тактические меры городского планирования должны оставаться легкими, гибкими и простыми в реализации, чтобы население могло их соблюдать, участвовать в них, при этом со стороны государства должны быть установлены основные параметры безопасности, обеспечено финансирование и поддержка.
Библиогра фия:
1. Ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004г. N 190-ФЗ // СЗ РФ, 3.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16
2. Электронный ресурс {https://dumas.ccsd.cnrs.fr/dumas-03514447/document} - дата обращения 20.06.2023
3. Lydon Mike, Anthony Garcia, « Tactical Urbanism: ShortTerm Action for Long-Term Change », Island Press, , 256 p., 2015
4. СЗ РФ, 3.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16
5. Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 71, 26.12.2017
6. Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 50, 09.09.2014.
7. СЗ РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147
References:
1. Article 2 of the Town-planning Code of the Russian Federation of December 29, 2004 N 190-FZ // SZ RF, 3.01.2005, N 1 (Part 1), art. 16
2. Electronic resource {https://dumas.ccsd.cnrs.fr/dumas-03514447/document } - accessed 20.06.2023
3. Lydon Mike, Anthony Garcia, « Tactical Urbanism: ShortTerm Action for Long-Term Change », Island Press, , 256 p., 2015
4. Federal Law of the Russian Federation, 3.01.2005, N 1 (Part 1), Article 16
5. Bulletin of the Mayor and Government of Moscow, No. 71, 12/26/2017
6. Bulletin of the Mayor and the Government of Moscow, No. 50, 09.09.2014.
7. NW RF, 29.10.2001, No. 44, Article 4147
1" Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 71, 26.12.2017
2 "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 50, 09.09.2014.
3 Сз РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147