Научная статья на тему 'Зарубежный опыт построения конституционной системы '

Зарубежный опыт построения конституционной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
конституция / конституционная система / зарубежный опыт / структура / правительство / поправки / constitution / constitutional system / foreign experience / structure / government / amendments

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фёдор Георгиевич Мышко, Мунсиф Бенбрахим

Анализируется зарубежный опыт построения конституционной системы: рассматривается, как различные страны формируют базовую структуру своих правительств, правовые и культурные аспекты своего народа, обязанности ключевых институтов и основные права людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience in building a constitutional system

The foreign experience of building a constitutional system is analyzed: it examines how different countries form the basic structure of their governments, the legal and cultural aspects of their people, the responsibilities of key institutions and the most basic human rights.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт построения конституционной системы »

Закон и право. 2024. № 3. С. 79-82. Law and legislation. 2024;(3):79-82.

Научная статья УДК 342.41

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3- 79-82 EDN: https://elibrary.ru/RJDROU

NIION: 1997-0063-3/24-135 MOSURED: 77/27-001-2024-3-335

Зарубежный опыт построения конституционной системы

Фёдор Георгиевич Мышко1, Мунсиф Бенбрахим2

1 2 Государственный университет управления, Москва, Россия

1 fg_musko@guu.ru

2 mounsif_algerie@live.fr

Аннотация. Анализируется зарубежный опыт построения конституционной системы: рассматривается, как различные страны формируют базовую структуру своих правительств, правовые и культурные аспекты своего народа, обязанности ключевых институтов и основные права людей.

Ключевые слова: конституция, конституционная система, зарубежный опыт, структура, правительство, поправки.

Для цитирования: Мышко Ф.Г., Мунсиф Бенбрахим. Зарубежный опыт построения конституционной системы // Закон и право. 2024. № 3. С. 79—82. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-79-82 ББЫ: https://elibrary.ru/RJDROU

Original article

Foreign experience in building a constitutional system

Fedor G. Myshko1, Mounsif Benbrahim2

1 2 State University of Management, Moscow, Russia,

1 fg_musko@guu.ru

2 mounsif_algerie@live.fr

Abstract. The foreign experience of building a constitutional system Is analyzed: It examines how different countries form the basic structure of their governments, the legal and cultural aspects of their people, the responsibilities of key institutions and the most basic human rights.

Keywords: constitution, constitutional system, foreign experience, structure, government, amendments.

For citation: Myshko F.G., Mounsif Benbrahim. Foreign experience in building a constitutional system // Law and legislation. 2024;(3):79—82. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-79-82 EDN: https:// elibrary.ru/RJDROU

Конституция является основой для правительства почти в каждом государстве по всему миру. Анализ и изучение конституций разных стран может позволить лучше понять, как различные страны формируют базовую структуру своих правительств, правовые и культурные аспекты своего народа, обязанности ключевых институтов и основные права людей [2, с. 20].

В последние годы были приняты новые конституции (например, в Алжире и Гвинее -

© Мышко Ф.Г., Мунсиф Бенбрахим. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 03-2024

Конакри), утверждены значительные поправки (например, на Мальте, Самоа и в Грузии) и начаты процессы реформ (например, в Чили, Кении и Шри-Ланке) во всех четырех уголках земного шара.

Современные конституции содержат и часто начинаются со списка основных прав человека, которые выходят за рамки настоящей статьи. Шаблоны имеются в ряде международных документов, включая Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенцию о ликвида-

ции всех форм дискриминации в отношении женщин и Конвенцию о правах инвалидов.

По мере развития каждой страны и ее социальных, экономических и культурных условий конституции, разработанные в прошлом, могут перестать отвечать общественным приоритетам. Положения и институты могут взаимодействовать проблематичными способами, которые разработчики не могли предвидеть. Развитие технологий может породить новые проблемы, большинство из которых лучше всего решаются при помощи обычного законодательства. Чрезвычайные ситуации могут потребовать немедленных и беспрецедентных действий по охране национальной территории или безопасности граждан.

По всем этим причинам конституции содержат положения для внесения поправок. В конституциях по всему миру содержится множество различных процедур внесения поправок. Один общий принцип заключается в том, что поправка должна быть разрешена только тогда, когда есть основания полагать, что предлагаемое изменение пользуется поддержкой значительного большинства населения страны, поддерживаемой в течение разумного периода. Этот принцип может быть реализован, если требуется, чтобы поправка получила поддержку более, чем простым большинством голосов (Франция, ст. 89), или что он получил поддержку по крайней мере дважды (часто с выборами, проходящими между двумя периодами, когда поправка ставится на голосование) (Нидерланды, ст. 137). Конкретная форма, которую конституция придает этому принципу, определяется местными обстоятельствами [3].

Некоторые современные конституции предусматривают два разных правила внесения поправок, одно строже другого (хотя оба соответствуют общему принципу постоянной поддержки более, чем простым большинством голосов) (Закон Канады, часть V, с несколькими различными правилами внесения поправок).

Более строгое правило, например, чтобы поправка получила одобрение 75%, а не двух третей голосов применяется к темам, которые разработчики конституции считают особенно важными. Распространенной, хотя и не универсальной практикой является использование более строгого правила для конституционных «замен», чем для обычных или отдельных конституционных поправок.

Такие «многоуровневые» правила внесения поправок, если они будут приняты, сопровождаются дополнительными требованиями, необходимыми для обеспечения эффективности системы. Один из второстепенных моментов, который иногда упускается из виду, заключается в том, что положение, определяющее темы, подпадающие под действие более сильного правила о внесении поправок, само должно быть защищено от внесения поправок при помощи более слабого правила. Более важным требованием является то, что конституции, в которых используются многоуровневые правила внесения поправок, должны иметь учреждение, уполномоченное утверждать, что предлагаемая поправка может быть принята в соответствии с более слабым правилом или может быть принята только в соответствии с более сильным правилом, и что предлагаемая поправка или группа поправок является или не является конституционной заменой (Чили). Этим институтом может быть суд или орган управления выборами.

В значительном числе конституций указаны положения, которые вообще не могут быть изменены; такие положения защищены так называемыми «вечными» положениями (Германия, ст. 79 (3)) [1, с. 42]. Такие статьи обычно защищают положения, которые составители конституции считают действительно основополагающими для функционирования конституционной системы или самоидентификации нации. Общим сокращением для этого является то, что положения о вечности защищают «базовую структуру» конституции или общие принципы от изменения: они часто ссылаются на форму правления (демократия, монархия или республика), верховенство закона и независимость судебной власти, основные права, человеческое достоинство и / или территориальную целостность. Содержание базовой структуры варьируется от нации к нации.

Большинство конституций также включают положения, предоставляющие исполнительной власти особые полномочия, которые они могут осуществлять только в чрезвычайных обстоятельствах; они известны как чрезвычайные полномочия. Эти полномочия, в отличие от конституционных поправок, которые закрепляются после их принятия, всегда ограничены по времени и объему, и их применение ограничено продолжительностью чрезвычайного положения. Тем не менее они могут существенно изменить сферу полномочий исполнительной власти и системы управления на протяжении всей

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

чрезвычайной ситуации, и поэтому должны быть включены соответствующие меры предосторожности.

Некоторые старые конституции и многие новые дают конституционный статус нескольким институтам, отличным от классических трех ветвей власти. Институты, выделенные для такого подхода, различны, но многие из них можно понимать как институты защиты конституционной демократии. Эти институты служат для стабилизации демократической системы от внутренних сил, которые могут привести к нестабильности.

Исторически разработчики конституций полагались на конкуренцию между исполнительной и законодательной ветвями власти и внутри них для защиты от конституционной нестабильности, при этом суды предоставляли некоторые гарантии того, что большинство не будет притеснять меньшинства. Рост организованных на национальном уровне политических партий привел к неопределенности в отношении конкуренции между ветвями власти как механизма сохранения конституционной демократии. Наиболее очевидный случай связан с президентом, партия которого имеет большинство в парламенте; тогда отделения будут сотрудничать, а не конкурировать. Другие конфигурации партийного контроля над законодательными органами и исполнительной властью могут привести к различным, но предсказуемым ситуациям, в которых конкуренция потерпит неудачу. Национально организованные партии также привели к трудностям в поддержании разделения полномочий между национальными и субнациональными правительствами.

Что касается фискальной политики, некоторые национальные конституции включают требования к «сбалансированному бюджету» (Перу, ст. 78 Конституции 1993 г.) или ограничения на темпы роста национального бюджета (Бразилия, Поправка 95, 2016). Эти ограничения противоречивы, отчасти потому, что экономисты расходятся во мнениях относительно важности сбалансированных бюджетов и ограничения темпов роста национального бюджета, а отчасти потому, что они признают, что иногда нарушение таких ограничений является разумной экономической политикой, но изложить эти обстоятельства конституционным языком довольно сложно.

Некоторые конституции, принятые в XXI в., также включают охрану окружающей среды.

В этих конституциях учреждается национальное агентство по охране окружающей среды (Тунис, ст. 129), хотя опыт применения конституционных положений для таких учреждений все еще ограничен.

Даже под покровом COVID-19 строительство конституции продолжалось и процветало в 2020 г. Энтузиастам конституции и практикам следует ожидать бурной деятельности по конституционной реформе в 2024 г. во всех регионах земного шара. Как и в 2020 г. и ранее, направление реформ варьируется и будет зависеть от давления, требующего реформ, и баланса политических сил на местах.

Конституционная реформа должна быть включена в повестку дня стран, переходящих к миру и / или демократии, например, в Мали, Судане и Южном Судане; для тех, кто стремится улучшить свою демократическую траекторию, таких, как Чили и Армения, возможно, даже Беларусь; для тех, кто пытается устранить предполагаемую конституционную неэффективность и политический паралич, например, на Гаити; для возглавляемой элитой «народной» инициативы по борьбе с политикой «победитель получает все» — в Кении; и народные требования реформ — в Таиланде.

Продолжающиеся политические противоречия и кризисы также, вероятно, усилят дебаты по конституционной реформе от Беларуси до Эфиопии и от Шри-Ланки до Кыргызстана. В местах, где совокупное воздействие COVID-19 и других политических и экономических факторов приводит к социальным потрясениям, также могут возникнуть требования о внесении изменений в конституцию.

Таким образом, конституция является основой для правительства почти в каждом обществе по всему миру. Анализ и изучение конституций разных стран позволили понять, как различные страны формируют базовую структуру своих правительств, правовые и культурные аспекты своего народа, обязанности ключевых институтов и основные права людей.

Список источников

1. Бухаева A.A. Объединение Германии и германский конституционализм. Разработка и принятие Конституции Германии 1871 г. // Наука и реальность. 2020. № 1. С. 40—53.

2. Ромашов P.A. Конституционно-правовые системы современного мира: опыт сравнительного анализа (статья 1) // Ленинградский юрид. журнал. 2022. № 1 (67). С. 19—23.

LAW & LEGISLATION • 03-2024

3. International IDEA. What Is a Constitution? Principles and Concepts, International Institute for Democracy and Electoral Assistance // https:// constitutionnet.org/sites/default/files/what_ is_a_constitution_0.pdf (Дата обращения: 07.02.2024)

References

1. Bukhaeva A.A. Unification of Germany and German constitutionalism. Development and adop-

tion of the German Constitution of 1871 // Science and Reality. 2020. № 1. Pp. 40-53.

2. Romashov R.A. Constitutional and legal systems of the modern world: experience of comparative analysis (Article 1) // Leningrad Law Journal. 2022. № 1 (67). Pp. 19-23.

3. International IDEA. What Is a Constitution? Principles and Concepts, International Institute for Democracy and Electoral Assistance // https:// constitutionnet.org/sites/default/files/what_is_a_ constitution_0.pdf (Accessed: 07.02.2024)

Информация об авторах

Мышко Ф.Г. — доктор юридических наук, доцент, И.О. директора Института государственного управления и права Государственного университета управления Мунсиф Бенбрахим — аспирант кафедры частного право

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.

Information about the authors

Myshko F.G. — Doctor of Law, Associate Professor, Acting Director of the Institute of Public Administration and Law of the State University of Management

Mounsif Benbrahim — graduate student of the department of private law

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 09.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Вещные права и их защита. Учебник. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Р.А. Курбанова, [А.И. Коновалов и др.]. 239 с.

ISBN: 978-5-238-03636-6

Учебник содержит систематизированное изложение материала, посвященного актуальным проблемам вещного права. Наряду с изложением положений действующего гражданского законодательства представлены различные доктрины вещного права и точки зрения по обсуждаемым проблемам, а также практика применения гражданско-правовых норм.

Для студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, преподавателей, научных и практических работников, а также всех, кто интересуется актуальными вопросами вещного права.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.