Закон и право. 2024. № 3. С. 15-18. Law and legislation. 2024;(3):15-18.
ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Научная статья УДК 342
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-15-18 NIION: 1997-0063-3/24-123
EDN: https://elibrary.ru/STHTYB MOSURED: 77/27-001-2024-3-323
Организация обеспечения подразделениями полиции прав человека в условиях особого правового режима контртеррористической операции
Ян Анатольевич Антонов
Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия, antonovyan9089@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы организации деятельности подразделений полиции по обеспечению прав человека в условиях установления на территории правового режима контртеррористической операции.
Ключевые слова: деятельность полиции, сотрудники полиции, особые правовые режимы, контртеррористическая операция, обеспечение прав человека, правовой режим.
Для цитирования: Антонов Я.А. Организация обеспечения подразделениями полиции прав человека в условиях особого правового режима контртеррористической операции // Закон и право. 2024. № 3. С. 15—18. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-15-18 ЕБЫ: https://elibrary.ru/STHTYB
THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES
Original article
Organization of ensuring human rights by police units in the conditions of a special legal regime of counter-terrorist operation
Yan A. Antonov
Barnaul Law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia, Barnaul, Russia, antonovyan9089@mail.ru
Abstract. The article discusses some issues of organizing the activities of police units to ensure human rights in the context of the establishment of a legal regime for a counter-terrorism operation on the territory.
Keywords: police activities, police officers, special legal regimes, counter-terrorism operation, ensuring human rights, legal regime.
For citation: Antonov Ya.A. Organization of ensuring human rights by police units in the conditions of a special legal regime of counter-terrorist operation // Law and legislation. 2024; (3): 15—18. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-15-18 EDN: https://elibrary.ru/STHTYB
Терроризм на протяжении последних десятилетий является одной из наиболее острых и актуальных проблем не только всего мирового сообщества в целом, но и Российской Федерации, в частности, так как он представляет большую угрозу не только государственной и региональной безопасности, но и личной безопасности граждан. Последствия терроризма
© Антонов Я.А. М., 2024. ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024
оказывают значительное деструктивное влияние практически на все права и свободы человека и гражданина.
На современном этапе обеспечение прав и свобод граждан в деятельности подразделений полиции, в условиях введения на территории особого правового режима контртеррористической операции, является особенно актуальной в силу того, что угроза и последствия совершения террористических акций в значительной мере
усилились в связи с тенденцией совершения терактов, беспрецедентных по масштабу жестокости и бесчеловечности.
Преступления террористической направленности являются противоправными деяниями, имеющими наибольшую степень общественной опасности. В значительной степени подготовка и совершение данных преступлений проходят в условиях латентности. Именно по этой причине обеспечение прав и свобод человека и гражданина сотрудниками подразделений полиции на территории совершения или угрозы совершения террористического акта требует проведения комплекса уголовно- и административно -процессуальных, оперативно -ро -зыскных и иных мероприятий и действий, направленных на предотвращение, документирование, раскрытие и расследование данных деяний и устранение общественно опасных последствий. Реализация данных мер и мероприятий требуется в полном объеме при введении на территории особого правового режима контртеррористической операции.
Проведенный нами системный анализ функций и задач подразделений полиции по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в условиях контртеррористической операции позволяет говорить о том, что в их реализации принимают участие практически все подразделения МВД России, находящиеся на данной территории, непосредственно по своим специфическим направлениям и участкам работы.
В деятельности подразделений полиции в условиях контртеррористической операции представляется возможным выделить несколько специфических черт. К данным чертам можно отнести следующие:
■ подразделения полиции, проводя профилактическую работу, пресекая и предупреждая противоправные деяния не только террористического характера, но и административного и общеуголовного, в значительной мере в условиях действия данного особого правового режима способствуют обеспечению и защите основных прав и свобод человека и гражданина;
■ подразделения полиции, осуществляя свои полномочия по противодействию преступности и правонарушениям, являются так называемым фактором социального влияния на большую часть населения территории, в которой объявлен особый правовой режим;
■ подразделения полиции являются специальными субъектами, относящимися к органам исполнительной государственной власти, профессиональная деятельность которых прежде всего направлена на поддержание необходимого уровня защищенности прав человека и гражданина и должного общественного порядка, в том числе в зоне ведения контртеррористической операции;
■ структура полиции и ее подразделений содержит необходимые для организации и практического осуществления меры по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению общественной безопасности в условиях особого правового режима контртеррористической операции;
■ профессиональная деятельность подразде -лений полиции в силу чрезвычайных или экстраординарных условий на территории осуществляется в особой форме, поскольку обычные формы профессиональной деятельности не способны обеспечить эффективное своевременное выполнение возложенных задач.
В особых условиях деятельность подразделений полиции в общем подчинена устранению негативных последствий террористического акта криминогенного и техногенного характера, а также пресечению противоправной деятельности незаконных вооруженных формирований.
Кроме того, подразделения полиции из всех органов государственной власти в условиях действия особого правового режима контртеррористической операции играют наиболее значительную роль в защите и обеспечении прав и свобод человека и гражданина в силу специфичности и правоохранительной направленности решаемых ими оперативно-служебных задач.
Во-первых, в зоне контртеррористической операции подразделения полиции продолжают осуществлять свои обычные служебные функции, возложенные на них Федеральным законом «О полиции», но при этом роль подразделений полиции в значительной степени возрастает, так как после совершения теракта появляются благоприятные условия криминогенного характера, стимулирующие и провоцирующие преступное противоправное поведение.
В силу озвученного фактора конституционные права человека на жизнь и здоровье, неприкосновенность жилища и свободу передвижения и другие подвергаются явной прямой угрозе. В этих случаях от подразделений полиции, как и
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024
от всех правоохранительных органов, требуется принятие комплекса конкретных мероприятий по их защите.
Во-вторых, подразделения полиции совместно с войсками национальной гвардии принимают активное непосредственное участие в боевых действиях, направленных на ликвидацию незаконных вооруженных формирований.
В-третьих, в зоне действия особого правового режима контртеррористической операции именно на подразделения полиции возлагаются специальные задачи по охране опасных и жизненно важных объектов, обеспечению особого пропускного режима на территории.
На основании изложенного представляется возможным сделать вывод о том, что в условиях проведения на территории Российской Федерации контртеррористической операции именно подразделения полиции обладают наибольшими из всех органов государственной власти полномочиями, но наряду с этим на них возлагается основная нагрузка по обеспечению прав и свобод граждан.
Деятельность подразделений полиции по охране прав и свобод граждан содержит достаточно большой комплекс разноплановых и разнотипных мероприятий организационного, правового, материально-технического, психологического и иного характера. Выполнение данных мероприятий сможет достичь желаемого эффекта при условии выполнения их именно в комплексе и в соответствии с законами и подзаконными актами, регламентирующими данную деятельность в условиях особого правового режима.
Наряду с международными правовыми актами и Конституцией Российской Федерации особое место занимает Федеральный закон «О противодействии терроризму» [1], который выступает правовым основанием участия подразделений полиции в составе комплексных сил при проведении контртеррористической операции.
Необходимо отметить, что в условиях проведения контртеррористических операций, как и в повседневной деятельности сотрудников подразделений полиции, хотя и не так часто имеют место нарушения прав и свобод человека и гражданина. Некоторые факты таких нарушений можно найти в средствах массовой коммуникации, ежегодных докладах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и его представителей в субъектах, а также в решениях
Конституционного Суда Российской Федерации [см., напр., 2].
Проведенный нами анализ такого рода информации и правовых актов позволяет сделать вывод о том, что имеется достаточно большой спектр причин нарушения прав и свобод граждан в деятельности подразделений полиции в условиях проведения контртеррористической операции. К таким причинам, имеющим комплексный характер, можно отнести следующие:
■ контртеррористическая операция предполагает, что в ходе ее проведения может возникнуть ситуация применения сотрудниками подразделений полиции огнестрельного оружия или, точнее, огневого противоборства с террористами или членами незаконных вооруженных формирований, что предполагает явную угрозу жизни и здоровью сотрудников полиции, поскольку сотрудники полиции оказываются в сложных условиях нравственно -правового выбора, связанного с защитой собственной жизни или жизни и здоровья гражданина;
■ контртеррористическая операция предполагает достаточно ожесточенное отношение друг к другу противоборствующих сторон, так как среди террористов в большинстве своем имеются представители криминального мира — убийцы, насильники, разбойники, т.е. по сути бандиты, совершившие большое количество различного рода преступлений в отношении граждан;
■ контртеррористическая операция, как уже говорилось ранее, предполагает выполнение сотрудниками подразделений полиции расширенного, по сравнению с обычными условиями службы, количества сложных задач, что напрямую связано с возможными нарушениями прав и свобод граждан, так как сотрудники полиции не только осуществляют предусмотренные Федеральным законом «О полиции» функции, но и принимают участие в непосредственном обезвреживании террористов.
Список источников
1. О противодействии терроризму: Федеральный закон РФ от 06.03.2006 № 35-Ф3 // URL: http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_58840 (Дата обращения: 06.02.2024)
2. По делу о проверке конституционности отдельных положений Ф3 «Об оперативно-ро-
LAW & LEGISLATION • 03-2024
зыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой: Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 № 86-О // URL: https: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 19780 (Дата обращения: 06.02.2024)
3. Лукашова Е.А. Совершенствование деятельности государства — необходимое условие обеспечения прав человека // Гос-во и право. 2005. № 5. С. 61—65.
4. Марченко М.Н. Сравнительное исследование прав человека. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Гос-во и право. 2003. № 11. С. 120—122.
References
1. On countering terrorism: Federal Law of the Russian Federation dated 06.03.2006 № 35-FZ //
URL: http: // www.consultant.ru / document/ cons_ doc_LAW_58840 (Accessed: 06.02.2024)
2. In the case of checking the constitutionality of certain provisions of the Federal Law «On Operational investigative activities» on the complaint of citizen I.G. Chernova: ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation dated July 14, 1998 № 86-O // URL: https: // www.consultant.ru/ document /cons_doc_LAW_19780 (Accessed: 06.02.2024)
3. Lukashova E.A. Improving the activities of the state — a necessary condition for ensuring human rights // State and law. 2005. № 5. Pp. 61—65.
4. Marchenko M.N. Comparative study of human rights. Human rights: the results of the century, trends, prospects // State and Law. 2003. № 11. Pp. 120—122.
Информация об авторе
Антонов Я.А. — старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел
Статья поступила в редакцию 12.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.
Information about the author
Antonov Ya.A. — senior lecturer at the department of administrative law and administrative activities of internal affairs bodies
The article was submitted 12.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Эриашвили Н.Д. Федерализм в первые годы советской власти. Исто-рико-правовое исследование: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. 159 с.
Федерализм в первые годы советской власти
ISBN 978-9941-9818-4-5
Агентство CIP РГБ
В переработанном и дополненном издании монографии раскрыты истоки формирования федерализма в советском государстве, а также развитие и модернизация федеративных отношений. На примере Советского Туркестана (191 8—1 924 гг.) исследованы закономерности зарождения и последующего развития федерализма как одной из форм человеческого общежития, не утратившей своего значения и в настоящее время. Всесторонний анализ состояния федерализма, а также переориентация принципов федерализма актуальны сегодня для реализации целей устойчивого развития и национальной безопасности государства.
Для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), правоприменителей, осуществляющих правотворческую деятельность, а также всех, интересующихся историей формирования советского государства в России.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024