УДК 378 © А. М. Баранов, С. В. Чичин, Н. В. Астафьев, 2019 DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-14008 13.00.08 Теория и методика образования
Программно-нормативное обеспечение оперативно-боевой подготовки сотрудников ОВД к несению службы в особых условиях
Баранов Алексей Михайлович \
начальник кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях.
Е-mail: Baranaff@mail.ru
Астафьев Николай Вениаминович 2,
доктор педагогических наук, профессор, начальник кафедры огневой подготовки.
Е-mail: astnic@mail.ru
Чичин Сергей Валерьевич 3,
доцент, доцент кафедры вооружения танков и стрельбы. Е-mail: Chichin18@mail.ru
1 Омская академия МВД России, Омск, 644092, пр. Комарова, 7, Россия
2 Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень, 625049, ул. Амурская, 75, Россия 3 Омский автобронетанковый инженерный институт, Омск, 644098,14-й Военный городок, 119, Россия
Реферат
Введение. Программно-нормативный материал профессионального обучения (повышения квалификации) сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, не в полной мере соответствует реальным условиям выполнения оперативно-служебных задач. Данная проблема носит организационно-педагогический характер и обусловлена отсутствием нормативного обеспечения оперативно-боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел к несению службы в особых условиях. Цель — обоснование разработки типовых тактических и тактико-огневых нормативов, перспективный анализ процесса внедрения их в методику оперативно-боевой (служебной) подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Материалы и методы. Исследование носит конвергентный характер, предусматривающий сбор, обобщение и анализ накопленного научного материала, описывающего социальные и технические процессы в сфере образовательной деятельности по линии профессионального обучения сотрудников ОВД, привлекаемых к проведению контртеррористических операций. Результаты и обсуждение. Опрос руководителей подразделений временных оперативных групп, сводных отрядов полиции показал несовершенство и разрозненность учебного материала. Анализ содержания программного материала в целях поиска путей оптимизации организационно-педагогического подхода в этом направлении выявил отсутствие нормативной базы, предусматривающей четкую систему оценки одиночных и групповых профессиональных качеств по взаимодействию в различных ситуациях несения службы в условиях контртеррористической операции. Выводы. Организация образовательного процесса в рамках профессионального обучения, а также в системе профессиональной служебной и физической подготовки не отвечает требованиям по формированию у обучающихся специальных профессиональных компетенций и нуждается в совершенствовании. Успех процесса формирования данных компетенций возможен при наличии и использовании соответствующих нормативов тактической и тактико-огневой направленности.
Ключевые слова: оперативно-боевая подготовка; полиция; контртеррористическая операция; учетно-заградительная система; огневой контакт; тактические нормативы.
Для цитирования: Баранов А. М., Чичин С. В., Астафьев Н. В. Программно-нормативное обеспечение оперативно-боевой подготовки сотрудников ОВД к несению службы в особых условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 4(79). С. 404-409. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-14008
Общие положения
1. Программный материал по профессиональной подготовке (повышению квалификации) сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, не соответствует действительным условиям службы и состоянию оперативной обстановки на территории Северо-Кавказского региона РФ.
2. В отечественных военных учебных и образовательных организациях результаты образовательного процесса в области тактики, технического обеспечения и эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники и вооружения оцениваются в пределах компетенции соответствующих нормативов, предусмотренных ведомственными источниками: сборниками нормативов, боевыми уставами, инструкциями и наставлениями.
3. Организационно-педагогическая система в виде нормативов по оперативно-боевой подготовке служебных нарядов, а также сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, позволила бы обеспечить педагогические условия более совершенного образовательного процесса, отвечающего современным условиям криминогенной обстановки и требованиям безопасности.
Введение
Актуальность и значимость. Необходимость владения сотрудниками органов внутренних дел, командируемых в Северо-Кавказский регион Российской Федерации для участия в контртеррористических операциях, способами действий с применением средств физического принуждения, а также отсутствие в нормативных правовых актах МВД России нормативов по
оперативно-боевой (служебной) подготовке, оценивающих освоение индивидуальных и коллективных способов действий с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, определяют проблему исследования.
Целью исследования являлось обоснование методики разработки типовых тактических и тактико-огневых нормативов, перспективный анализ процесса внедрения их в методику оперативно-боевой (служебной) подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (СКР).
Теоретические предпосылки. Президент России В. В. Путин на ежегодном расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации отметил: «Среди приоритетных задач органов внутренних дел — противодействие экстремизму... Любые незаконные действия, направленные на раскол общества, на дестабилизацию ситуации, — это серьезная угроза, и ваша прямая обязанность — оперативно ее нейтрализовать». На том же заседании министр внутренних дел генерал полиции В. А. Колокольцев подчеркнул, что значительный вклад в нейтрализацию террористических угроз и стабилизацию в целом обстановки на Северном Кавказе вносит Временная оперативная группировка органов и подразделений МВД России и организованная на ее базе учетно-заградительная система (далее — ВОГОиП, УЗС ВОГОиП МВД России), и указал: «Во взаимодействии с Федеральной службой безопасности и Росгвардией в 2017-м году в России предотвращено более десятка терактов, проведено в общей сложности 14 контртеррористических операций и более шестнадцати тысяч оперативных мероприятий» '. На наш взгляд, тенденция к радикализации в мировом сообществе, проявления роста экстремизма вызывают обеспокоенность не только в России, но и в ближнем зарубежье. В связи с этим роль силовых структур как надежных стабилизаторов внутреннего и международного паритета, гарантов национальной безопасности усилилась и заслуживает всестороннего изучения и прогресса.
Анализируя ситуацию на фоне современной картины событий внутри- и внешнеполитического характера, А. В. Малашенко отметил: «В настоящее время актуальна проблема подготовки специалистов, способных эффективно действовать в кризисных ситуациях, разрешать их нестандартно. Процесс подготовки таких специалистов приобретает характер актуальной педагогической проблемы» [1, с. 38].
За двадцать лет участия личного состава территориальных органов МВД России в различных специальных мероприятиях, проводимых на территории СевероКавказского региона РФ, уже накоплен значительный опыт организационно-педагогического плана. Более
того, активность научных дискуссий и исследований, касающихся оперативно-боевой, профессиональной и служебной подготовленности сотрудников ОВД, остается высокой, тем не менее неоднозначность по ряду образовательно-педагогических вопросов имеет объективную очевидность.
Так, результаты инспектирований и проверок подразделений по месту дислокации на территории СКР, анализ происшествий в местах несения службы свидетельствуют о низком уровне теоретических знаний и недостаточной индивидуальной и групповой тактической и тактико-огневой выучке личного состава 2. Взаимодействие преподавательского состава образовательных организаций с представителями среднего и старшего начальствующего состава сводных отрядов полиции, оперативных и огневых групп, прибывших из служебных командировок с территории СКР, беседы о качестве профессионального обучения (повышении квалификации) в рамках соответствующих основных программ выявили ряд негативных моментов организационно-педагогического плана. В частности, к моменту прибытия к месту несения службы подразделение сформировано только в штатном отношении, социально-психологический климат требует внимательного изучения, уровень коллективной сплоченности, в том числе оперативно-боевой слаженности, низок. Еще острее стоит проблема назначения в этих подразделениях на должности среднего и старшего начальствующего состава, когда кандидаты на них не имеют опыта службы в особых условиях [2, с. 174].
В части теоретической подготовки отмечаются недостатки в знании учебного материала. Командно-руководящий состав командируемых подразделений в качестве их причин указывает разрозненность учебного материала по вопросам обеспечения личной безопасности и тактики. Фигурирует проблема опубликования учебного и практического материала в источниках ограниченного доступа либо, наоборот, в социальных сетях Интернета, где качество содержания информации вызывает сомнение.
Одной из целей реализации примерной программы профессиональной подготовки (повышения квалификации) сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, предусмотрено формирование и совершенствование профессиональной компетенции, необходимой для повышения профессионального уровня сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, при применении и использовании табельного огнестрельного оружия; участии в мероприятиях по противодействию терроризму и обеспечению правового режима контртеррористической операции; обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств, железнодорожного, автомобильного транспорта, промышленности, топливно-
1 Коллегия-2018: Итоги, тенденции, приоритеты // Щит и меч. 2018. 1 марта.
2 Официальные сведения составляют информацию для служебного пользования, в связи с чем не приводятся.
энергетического комплекса, гидротехнических объектов, органов государственной власти, военных объектов и мест массового пребывания граждан 3.
Материалы и методы. Осуществлены обобщение и анализ накопленного научного материала, описывающего социальные и технические процессы в сфере образовательной деятельности по линии профессионального обучения, проведены анкетный опрос и беседы с командно-руководящим составом сводных отрядов полиции, временных оперативных групп, прибывших из командировки, изучена проблематика профессиональной подготовленности сотрудников, командируемых для участия в контртеррористических операциях. На основе гипотезы о необходимости разработки и внедрения соответствующих нормативов определены наиболее актуальные сферы оперативно-служебной деятельности служебных нарядов, подлежащие нормативному обеспечению.
В ходе доказательства гипотезы формулируются тактические задачи, успешное разрешение которых возможно при нормативном обеспечении оперативно-боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел. В ходе исследования были опрошены 12 преподавателей образовательных организаций высшего профессионального образования системы МВД и Министерства обороны России, из которых 4 военнослужащих — преподаватели кафедр технического обеспечения (и тактики), эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники, 8 преподавателей кафедр специальной подготовки, деятельности ОВД в особых условиях вузов МВД России.
Результаты и обсуждение. Военные педагоги отметили, что при реализации образовательного процесса в области тактики, технического обеспечения и эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники и вооружения 100% учебных и учебно-боевых задач разрешается и оценивается в пределах компетенции соответствующих нормативов, предусмотренных ведомственными источниками: сборниками нормативов, боевыми уставами, инструкциями и наставлениями 4.
Преподаватели образовательных организаций системы МВД России отметили, что при экспертизе качества выполнения задач в области дисциплин «Основы личной безопасности сотрудника органов внутренних дел» и «Тактико-специальной подготовки» используют оценочные показатели, формируемые при проведении организационно-методической работы из матрицы компетенций, предусмотренных федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования. Иными словами, в ходе практической отработки элементов тактики постоянно присутствует проблема объективной оценки действий обучающихся. Например, приемы действий с оружием в условиях огне-
вого контакта (хват, удержание, изготовка, смена линии прицеливания, позиции и др.) не предусмотрены ни одним ведомственным наставлением или курсом стрельб, лишь в рекомендательном контексте описывается в различных учебных пособиях [3]. Аналогичная ситуация с алгоритмами индивидуальных и групповых действий по выполнению посадки или спешиванию с автотранспортных средств в условиях организованного передвижения в составе колонны, в том числе при нападении или вынужденной остановке; по взаимодействию при проведении досмотровых мероприятий граждан и автотранспорта; при отражении нападения или пресечении захвата собственного объекта и др. Данные обстоятельства, на наш взгляд, ставят под сомнение успех подготовки в целом.
Более того, часто используемые методы практической отработки тактических элементов (от простого к сложному, от индивидуальных действий к групповым (пара, тройка, группа, подразделение)) имеют цель сформировать у личного состава специальные профессиональные качества, позволяющие выполнять оперативно-боевые задачи на оптимальном уровне боевого слаживания. Боевое слаживание — это проведение заблаговременно спланированных мероприятий по подготовке вновь сформированного подразделения, его структурных элементов к выполнению задач согласно штатному предназначению. Слаживание проводится поэтапно: одиночная подготовка, боевое слаживание отделений, групп, взводов, рот и т. п. 5 Однако критерии оценки данного группового профессионального качества в системе профессиональной подготовки не освещаются в ведомственной нормативной литературе, что не позволяет объективно оценить подразделение в части его подготовленности и уровня слаженности. В то же время «педагоги-военнослужащие» с указанной проблемой в своей системе профобразования (боевой подготовки) не сталкиваются.
По нашему мнению, образовательный процесс в данном аспекте требует методического совершенствования. Указанные выше обстоятельства актуализируют исследование, целью которого является обоснование нормативного обеспечения оперативно-боевой подготовки личного состава ОВД, привлекаемого к несению службы в особых условиях.
Организационные и методические основы боевой подготовки в органах внутренних дел зарождались в зависимости от поставленных руководством страны задач в тот или иной исторический период развития нашего общества. В ходе решения задач административные функции работы милиции (полиции) объединялись и продолжают объединяться с военными, что неоднократно находило и находит отражение в нормативной ведомственной литературе [4, с. 51-57].
3 Примерная программа профессионального обучения (повышения квалификации) сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. М., 2017. С. 5.
4 Материалы опроса представляют информацию для служебного пользования, в связи с чем детально не приводятся.
5 Система вооруженной борьбы в тактическом звене (военнослужащий, боевая группа, отделение, взвод, рота, батальон) : методическое пособие. М., 2004. С. 9.
Так, С. А. Селиверстов сформулировал и обосновал понятие теории оперативно-боевой деятельности органов внутренних дел как вида деятельности, осуществляемой гласно и негласно в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от особо тяжких преступных посягательств [5, с. 14]. Исследователь подчеркивает, что в ходе задержания вооруженного преступника в условиях проведения специальных мероприятий может возникнуть вооруженный или огневой контакт, что в целом нередко выглядит как общевойсковой бой. Он делает вывод, что в современных условиях необходимость наличия в органах внутренних дел «своего» оперативно-боевого устава как нормативного источника очевидна. Данное мнение разделяют и другие ученые [5, с. 122; 6, с. 11; 7, с. 26; 8, с. 89].
«Милитаризованность» как особенность милиции не оставалась незамеченной еще советскими учеными-административистами, признававшими ее целесообразной вплоть до 70-х гг. прошлого столетия. Так, Л. М. Ро-зин отмечал, что «сложность и ответственность задач, возложенных на милицию, как особую государственную организацию, состоящую из вооруженных людей, которые призваны охранять социалистический правопорядок, социалистическую собственность, жизнь, здоровье и безопасность граждан, определяют особое ее правовое положение, близкое к положению Вооруженных Сил, но с несколько иными принципами комплектования» [9, с. 122].
Согласно Порядку организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации организация данного вида деятельности осуществляется на плановой основе профессионального обучения и в рамках профессиональной служебной и физической подготовки по месту службы. В ходе названных образовательных процессов обучающиеся проходят специальную подготовку к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также к участию в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка 6. Однако С. А. Селиверстов концептуально обосновал и предложил понятие и содержание оперативно-боевой подготовки как системы теоретических и практических занятий, тренировок, боевых стрельб, учений, проводимых с сотрудниками спецподразделений (подразделений ОВД) в целях систематизации знаний, формирования навыков и умений боевого применения вооружения, тактических приемов и методов, выработки физических качеств и психологической устойчивости, необходимой в бою или спецоперации [5, с. 243]. На наш взгляд, эта концепция подготовки более соответствует требованиям по формированию у обучающихся специальных профессиональных компетенций, необходимых для решения задач в особых
условиях. Как следует из содержания данного вида подготовки, основными формами занятий должны являться тренировки, стрельбы, учения и т. п., что требует единого нормативного обеспечения.
Опыт проведения специальных, в том числе контртеррористических, операций свидетельствует о том, что успех выполнения боевой задачи зависит от следующих факторов:
— уровня личной подготовки лиц, задействованных в данных мероприятиях (наличия устойчивых навыков действий в различных условиях обстановки, тактико-огневой выучки);
— уровня готовности командного звена к управлению личным составом, служебными нарядами и огневыми средствами;
— слаженности вышеперечисленных структурных элементов в условиях взаимодействия.
Указанные формы занятий и система нормативов обеспечат взаимосвязь данных факторов, что реализует методологическую задачу по системному развитию научно-педагогического опыта в сфере отрасли обеспечения безопасности.
Стоит заметить, что упомянутая выше нормативная база в российской армии, а также в войсках федеральной службы войск национальной гвардии РФ имеется. В частности, приемы и действия солдата, которые являются типичными для его служебной и боевой деятельности, должны быть нормированы по условиям, порядку действий и времени выполнения 7. Вопрос о данной организационно-педагогической инновации в образовательной деятельности системы МВД России ранее поднимали Н. В. Астафьев, И. Л. Гросс, А. Л. Римский в изданиях ограниченного доступа. Речь идет не только о нормативной базе, предполагающей временные оценочные показатели, но и о проблеме именно порядка и содержания действий при выполнении тактических или тактико-огневых алгоритмов. Такие рекомендации (тактические, тактико-огневые нормативы) могли бы найти применение в отработке и выполнении следующих актуальных практических вопросов:
— порядок и содержание действий при обращении с оружием и его применением в условиях огневого контакта;
— порядок и содержание взаимодействия сотрудников служебного наряда при отражении нападения;
— порядок и содержание действий при посадке или спешивании с транспортных средств, используемых при транспортировке личного состава;
— порядок и содержание взаимодействия сотрудников служебного наряда в условиях досмотровых мероприятий граждан и автотранспорта;
— порядок и содержание взаимодействия сотрудников служебного наряда при пресечении захвата собственного объекта.
6 Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
7 Сборник нормативов по боевой подготовке сухопутных войск. Книга 1 : Для мотострелковых, танковых и разведывательных подразделений. М., 1991. 255 с.
Частично перечень нормативных действий сотрудников служебных нарядов при контртеррористических операциях, в различных чрезвычайных происшествиях уже предусмотрен и активно применяется на практике, например: при пожаре; при несанкционированном проезде транспортного средства через территорию объекта; при обстреле (нападении) на служебный наряд; при террористической атаке и др. Однако перечень действий нормативного обеспечения не имеет, как правило, указанные алгоритмы оформлены в виде локальных инструкций и «боевых расчетов», которые научному обоснованию, проработке и апробации не подвергались. Отсутствующая на сегодняшний день организационно-педагогическая система в виде нормативов по оперативно-боевой подготовке служебных нарядов, а также сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, при ее наличии позволила бы обеспечить педагогические условия более совершенного образовательного процесса, отвечающего современным условиям криминогенной обстановки и требованиям безопасности.
Выводы
1. Исключительная опасность терроризма актуализировала проблему интеграции воинских дисциплин с полицейскими.
2. Процесс реализации профессионального обучения (повышения квалификации), а также действующий порядок профессиональной служебной и физической подготовки по месту службы не в полной мере отвечают требованиям по формированию у обучающихся специальных профессиональных компетенций по выполнению задач в особых условиях и нуждаются в детальном совершенствовании путем интеграции курса оперативно-боевой подготовки в систему профессионального обучения.
3. Специальные профессиональные компетенции сотрудников органов внутренних дел в области оперативно-боевой подготовки представляют собой качества, обусловленные наличием навыков действий, обеспечивающих надлежащий уровень личной и коллективной безопасности в особых условиях. Успех процесса формирования данных компетенций в рамках реализуемых в настоящее время примерных программ профессионального обучения (повышения квалификации) возможен при наличии и использовании соответствующих нормативов тактической и тактико-огневой направленности.
4. Объектом дальнейших исследований должны стать обоснование, разработка и апробирование тактических и тактико-огневых нормативов оперативно-
боевой подготовки. Список литературы
1. Современный ислам: между политикой и традицией (интервью с профессором Московского государственного института международных отношений МИД РФ Алексеем Малашенко) // Россия и мусульманский мир. 2003. № 5. С. 38-39.
2. Астафьев Н. В., Коновалов Е. В. Перспективы проведения исследований по совершенствованию организации и содержания подготовки сводных отрядов полиции (оперативных групп) // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 2. С. 174-176.
3. Астафьев Н. В., Черных В. В. Порядок обоснования оценочных показателей (сопоставительных норм) разрабатываемых упражнений стрельб, обеспечивающих реализацию дидактического принципа «доступность» // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 2. С. 159-164.
4. Ткаченко С. Н. Повстанческая армия: тактика борьбы. Минск, 2000. 170 с.
5. Селиверстов С. А. Оперативно-боевая деятельность органов внутренних дел Российской Федерации : монография : в 2 ч. М., 2013. 313 с.
6. Агошков А. И. Педагогические основы повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки вузов МВД России : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2002. 223 с.
7. Синников В. Б. Интеграция психолого-педагогических, юридических и специальных знаний в процессе подготовки курсантов образовательных учреждений МВД : дис ... канд. пед. наук. Казань, 1999. 194 с.
8. Князьков А. С. Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками милиции как мера административно-правового пресечения : дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 1998. 260 с.
9. Розин Л. М. Место органов внутренних дел в советском государственном аппарате в свете ленинского учения о социалистическом государстве // Труды ВШ МВД СССР. М., 1970. №. 27. С. 122.
Поступила 30.01.2019
UDC 378 © А. М. Baranov, S. V. Chichin, N. V. Astafiev, 2019 DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-14008 13.00.08 Theory and Methods of Education
Programme and Normative Provision of Law Enforcement Officers' Operative Combat Training to Perform the Duty in Specific Conditions
Alexei M. Baranov \
chief at the chair of law enforcement agencies' work in special conditions.
Е-mail: Baranaff@mail.ru
Nikolay V. Astafiev 2,
Doctor of Sciences (Pedagogy), professor, chief of the chair of Firearms Training.
Е-mail: astnic@mail.ru
Sergei V. Chichin 3,
associate-professor of the chair of tank armament and drearms training. Е-mail: Chichin18@mail.ru
1 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, 7, Komarov av., Omsk, 544092, Russia 2 Тyumen Institute of Advanced Training for the Officers of the Russian Ministry of Internal Affairs, 75, Amurskaya st., Tyumen, 625049, Russia 3 Omsk Tank-Automative Engineering Institute, Omsk, 14th militari permanent post
Abstract
Introduction. The material concerning programme and standards of professional training (advanced training) of law enforcement officers who are to participate in counter-terrorist operations does not completely correspond to the actual conditions of professional operative tasks. The problem is of organizational and pedagogical character and is determined by lack of normative provision of operative combat training of law enforcement officers to perform the duty in specific conditions. The aim of the research is to substantiate the development of typical tactical and fire-tactical standards, make a perspective analysis of their implementation in the methods of operative combat training of law enforcement officers involved in the counter-terrorist operations in the North Caucasian region of the Russian Federation. Materials and Methods. The study is of convergent character, which implies the collection, summarizing and analysis of the accumulated scientific data about social and technical processes in education with regard to professional training of law enforcement officers assigned for counter-terrorist operations. Results and Discussion. The poll conducted among the chief officers of the temporary operative groups and joint squads proved that the learning material is incomplete and uncoordinated. The analysis of the content of the programme material attempted to search the ways of optimization of the organizational and pedagogical approach in this area enabled the authors to reveal the absence of normative basis with the distinct system of evaluation of individual and group professional qualities concerning the interaction in various professional situations in counter-terrorist operational conditions. Conclusions. Organization of the learning process in professional education and in the system of professional service and physical training fails to meet the requirements pertaining to the formation of the learners' special professional competencies and calls for improvement. Successful formation of these competencies is possible only when appropriate tactical and fire-tactical standards are used.
Keywords: operative combat training; police; counter-terrorist operation; accounting barrier system;
fire contact; tactical standards.
Citation: Baranov А. 11, Chichin S. V., Astafiev N. V. Programme and Normative Provision of Law Enforcement Officers' Operative Combat Training to Perform the Duty in Specific Conditions. Psychopedagogy in Law Enforcement. Vol. 24, No 4(79). 2019. Pp. 404-409 (In Russ). DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-14008
References
1. Modern Islam: between Politics and Tradition (Interview with Malashenko A., a professor of Moscow State University of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs). Russia and Muslim World. No 5. 2003. Pp. 38-39. (In Russ.)
2. Astafiev N. V., Konovalov E. V. Prospects of Studies aimed to Improve the Organization and Content of Joint Police Squads (Operative Groups) Training. Legal Science and Law Enforcement Practice. No 2. 2016. Pp. 174-176. (In Russ.)
3. Astafiev N. V., Chernykh V. V. The Procedure of Proving Evaluation Rates (Comparison Norms) for the Drills in Marksmanship to Implement Didactic Principle of "Availability". Bulletin of St Petersburg University of the Russian Ministry of Internal Affairs. No 2. 2017. Pp. 159-164. (In Russ.)
4. Tkachenko S. N. Rebel Army: Fighting Tactics. Minsk, 2000. 170 p. (In Russ.)
5. Seliverstov S. A. Operative Combat Activities of the Russian Law Enforcement Bodies. Part 1, 2. Moscow, 2013. 313 p. (In Russ.)
6. Agoshkov A. I. Pedagogical Basis for Increasing Effectiveness of Firearms Instructors' Methodical Skills at the Higher Educational Institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs. Candidate of Sciences dissertation (in Pedagogy). St. Petersburg, 2002. 223 p. (In Russ.)
7. Sinnikov V. B. Integration of Psychological, Pedagogical, Legal and Special Knowledge in the Cadets' Training at the Educational Institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs. Candidate of Sciences dissertation (in Pedagogy). Kazan, 1999. 194 p. (In Russ.)
8. Knyazkov A. S. Application and Usage of Firearms by Militia Officers as the Measure of Administrative Legal Prevention. Candidate of Sciences dissertation (in Law). Tomsk, 1998. 260 p. (In Russ.)
9. Rozin L. M. The Role of Law Enforcement Bodies in the Soviet State Apparatus within the Lenin's Study of Socialist State. Moscow, 1970. No. 27. Pp. 122. (In Russ.)
Submitted 30.01.2019