9.7. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
Кумышева Марина Кадировна, канд. юрид. наук, полковник полиции. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: [email protected]
Аннотация: Закрепляя права и свободы человека высшей ценностью, Конституция РФ предусматривает возможность их ограничения в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Одним из оснований ограничения конституционных прав и свобод выступает введение режима контртеррористической операции. В представленной статье анализируются основные права и свободы, которые могут быть ограничены в условиях действия режима контртеррористической операции.
Ключевые слова: контртеррористическая операция, права и свободы, ограничения, терроризм, неприкосновенность жилища.
RESTRICTION OF THE RIGHTS OF CITIZENS WHEN CARRYING OUT COUNTER-TERRORIST OPERATIONS
Kumysheva Marina Kadirovna, PhD at law, police colonel. Position: lecturer. Place of employment: Krasnodar university of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute of Advanced training. Department: law enforcement activity organization chair. E-mail: [email protected]
Annotation: Affirming the rights and freedoms of the person the supreme value, the Constitution of the Russian Federation provides a possibility of their restriction for protection of bases of the constitutional system, morality, health, the rights and legitimate interests of other persons, ensuring defense of the country and safety of the state. Introduction of the mode of counter-terrorist operation acts as one of the bases of restriction of constitutional rights and freedoms. In the submitted article basic rights and freedoms which can be limited in the conditions of action of the mode of counter-terrorist operation are analyzed. Keywords: counter-terrorist operation, rights and freedoms, restrictions, terrorism, inviolability of the dwelling.
Являясь общемировой проблемой, терроризм посягает не только на государственные и общественные интересы, но и существенно затрагивает права и свободы человека. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О противодействии терроризму» [4] в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению руководителя или иного должностного лица федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности может вводиться правовой режим контртеррористической операции.
Под правовым режимом контртеррористической операции принято понимать «нормативно закрепленный и организационно обеспеченный порядок деятельности физических и юридических лиц, государственных органов и их должностных лиц на территории проведе-
ния контртеррористической операции, вводимый в целях пресечения и раскрытия преступлений террористической направленности, минимизации их последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, предусматривающий возможность применения специальных режимных мер и временных ограничений» [8, с. 188-189]. Данный режим следует признать комплексной акцией противодействия террористическим преступлениям, наличие или подготовка к которым служит основанием для его введения.
Признавая приоритет прав и свобод человека и гражданина, органы государственной власти и местного самоуправления при проведении контртеррористических операций обязаны обеспечивать их защиту и уважение. Вместе с тем контртеррористические операции по своему характеру, целям и способам их достижения не могут не ограничивать конституционные права граждан. Такие ограничения в целом схожи с ограничениями, свойственными режиму чрезвычайного положения.
В Конституции РФ установлено императивное правило, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом (ч. 3 ст. 55), нормы которого подлежат обязательному опубликованию, должны быть четкими и ясными и не должны допускать расширительного толкования. Ряд норм Конституции РФ напрямую регламентируют условия проведения мероприятий в рамках действия правового режима контртеррористической операции, ограничивающих конституционные права и свободы граждан.
Рассмотрим основные конституционные права и свободы, которые могут быть ограничены в условиях введения правового режима контртеррористической операции.
В условиях противодействия терроризму предоставляется исключительная возможность ограничения основного права человека - права на жизнь. Так, в соответствии со ст.ст. 7 и 8 Федерального закона «О противодействии терроризму» Вооруженные Силы РФ имеют право применять оружие и боевую технику в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или в целях пресечения такого террористического акта. В случае если воздушное судно, морские или речные суда и корабли (плавательные средства) не реагируют на команды прекратить нарушение правил использования воздушного и водного пространства Российской Федерации либо отказываются подчиниться командам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета воздушного судна или для принуждения к остановке плавательного средства. Если воздушное судно или плавательное средство не подчиняются требованиям о посадке и остановке, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета воздушного судна и движения плавательного средства путем их уничтожения.
На период проведения контртеррористической операции допускается ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, что существен-
2'2018
Пробелы в российском законодательстве
ным образом ограничивает право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. При этом налицо противоречия в законодательных нормах, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 23 Конституции РФ ограничение данного права допускается только на основании судебного решения, а, следовательно, и в отношении конкретного лица. В случае введения правового режима контртеррористической операции ограничение затрагивает неограниченное число лиц, проживающих или находящихся на территории, на которой данный режим действует.
Однако Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» [3], предусматривает проведение контрразведывательных мероприятий, ограничивающих права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, только на основании постановления судьи и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Данная норма расширяет пределы вмешательства органов ФСБ в частную жизнь и ограничивает свободу информационного обмена, и свидетельствует о возможности ограничения конституционного права на тайну переписки не только по судебному решению.
Беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки приводит к ограничению права на неприкосновенность жилища, которое допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании постановления судьи. При этом судебная практика исходит из того, что суд может разрешить проникновение в жилище только на основании федерального закона [7]. Примечательно, что в решениях Европейского суда по правам человека ограничения права на неприкосновенность жилища в правомерных целях называются «объективно необходимыми условиями обеспечения справедливого баланса между интересами индивидуума и всего общества в целом» [5].
Следует отметить, что Конституционный Суд РФ указывает на допустимость проведения в ходе контртеррористической операции на основании судебного решения гласного обследования жилища против воли проживающего там лица. Однако при принятии такого решения подлежат оценке и учету также иные обстоятельства, обусловливающие необходимость производства того или иного мероприятия, в том числе связанные с основаниями и условиями проведения антитеррористических операций и особенностями правового режима в зоне таких операций [6].
Свобода выбора места пребывания и жительства может быть ограничена в случае временного отселения физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы. В этом случае им предоставляются стационарные или временные жилые помещении, однако их право выбирать место пребывания и жительства при этом не учитывается.
Ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах, вводимое в период проведения контртеррористической операции, препятствует реализации гражданами свободы передвижения.
Следует отметить, что ст. 8 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передви-
жения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [2] не предусматривает введение правового режима контртеррористической операции в качестве основания ограничения указанных прав и свобод, что свидетельствует о коллизии правовых норм данного закона с нормами Федерального закона «О противодействии терроризму».
В целях устранения противоречий между законодательными нормами представляется целесообразным дополнить ст. 8 Закона № 5242-1 указанием на возможность ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в условиях правового режима контртеррористической операции.
При проведении контртеррористической операции ограничению могут подвергаться и информационные права граждан. Так, в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» [1] при освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей.
Следует учитывать, что объем и характер рассмотренных ограничений определяются в решении о введении правового режима контртеррористической операции. Таким образом, названные конституционные права и свободы человека и гражданина не являются абсолютными, они неизбежно ограничиваются с учетом интересов других людей, общества, государства^].
Однако ограничения прав и свобод человека и гражданина при введении режима контртеррористической операции допустимы лишь при условии их объективной соразмерности конституционно значимым положениям. Вместе с тем все ограничения являются вынужденной мерой и должны носить временный характер и оправдываться целями их введения, они должны осуществляться в определенных необходимых пределах и с использованием законных и оправданных средств[10].
Все ограничения конституционных прав и свобод граждан, введенные в условиях режима контртеррористической операции, снимаются с окончанием действия данного режима, о чем посредством средств массовой информации в обязательном порядке извещается население, проживающее на соответствующей территории.
Список литературы:
1. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (ред. от 25.11.2017) // российская газета. 1992. 08 февраля. № 32; 2017. 27 ноября. № 268
2. Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ред. от 03.04.2017) // Российская газета. 1993. 10 августа. № 152; 2017. 05 апреля. № 71.
3. Федеральный закон от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (ред. от 18.06.2017) // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269; 2017. № 25. С. 3596.
4. Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; 2016. № 28. Ст. 4558.
5. Постановление ЕСПЧ от 09.12.1994 г. «Лопез Остра (Lopez Ostra) против Испании» (жалоба № 16798/90) // Европейский суд по правам человека. Избранные решения. Т. 2. М., 2000. С. 69-78.
6. Определение Конституционного Суда РФ от 24.01.2006 г. № 27-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Киштыкова Далхата Карабашевича на нарушение его конституционных прав статьей 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс»
7. Обобщение судебной практики о преступлениях, связанных с незаконным проникновением в жилище (ст. 139 УК РФ). URL: http://oblsud.tula.sudrf.ru/modules. php?name=docum_sud&id=1310
8. Сергеев А.В., Воробьев Н.Ф. опыт использования административно-правовых режимов в целях противодействия терроризму в государствах-участниках СНГ // Юридическая наука. 2017. № 3. С. 188-189.
9. Кумышева М.К. «К вопросу о понятии правосознания». В сборнике: Анализ современных тенденций развития науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 213-216.
10. Гутиева И.Г. «К вопросу об основаниях для избрания меры пресечения при производстве по уголовным делам террористической направленности»// Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 3. С. 68-70.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста - 80,92 %
Рецензия
на статью «Ограничение прав граждан при проведении контртеррористических операций»
Закрепляя права и свободы человека высшей ценностью, Конституция РФ предусматривает возможность их ограничения в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Одним из оснований ограничения конституционных прав и свобод выступает введение режима контртеррористической операции. В представленной статье анализируются основные права и свободы, которые могут быть ограничены в условиях действия режима контртеррористической операции.
Признавая приоритет прав и свобод человека и гражданина, органы государственной власти и местного самоуправления при проведении контртеррористических операций обязаны обеспечивать их защиту и уважение. Вместе с тем контртеррористические операции по своему характеру, целям и способам их достижения не могут не ограничивать конституционные права граждан. Такие ограничения в целом схожи с ограничениями, свойственными режиму чрезвычайного положения.
В Конституции РФ установлено императивное правило, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом (ч. 3 ст. 55), нормы которого подлежат обязательному опубликованию, должны быть четкими и ясными и не должны допускать расширительного толкования. Ряд норм Конституции РФ напрямую регламентируют условия проведения мероприятий в рамках действия правового режима контртеррористической операции, ограничивающих конституционные права и свободы граждан.
При этом автор справедливо полагает, что ограничения прав и свобод человека и гражданина при введении режима контртеррористической операции допустимы лишь при условии их объективной соразмерности конституционно значимым положениям. Вместе с тем все ограничения являются вынужденной мерой и должны носить временный характер и оправдываться целями их введения, они должны осуществляться в определенных необходимых пределах и с использованием законных и оправданных средств.
В целом, статья «Ограничение прав граждан при проведении контртеррористических операций» отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.
Преподаватель кафедры ОПД, кандидат юридических наук, старший лейтенант полиции Геляхова Л.А.