Научная статья на тему 'Порядок и особенности ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях действия особых правовых режимов'

Порядок и особенности ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях действия особых правовых режимов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3314
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЫЧНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ОСОБЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ / ГАРАНТИИ ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виссаров Анатолий Васильевич, Нефедова Татьяна Львовна

В данной статье рассматриваются понятие, виды особых (исключительных) правовых режимов, правовая природа ограничения прав граждан при особых правовых режимах, анализируются правовые гарантии от неправомерных ограничений прав и свобод граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Order and especially limitations of rights and freedoms of man and citizen in conditions of special legal re-gimes

This article discusses the concept, types of special (exclusive) legal regimes, the legal nature of the restrictions on citizens' rights in a special legal regime, the analysis of legal safeguards against undue restrictions of the rights and freedoms of citizens.

Текст научной работы на тему «Порядок и особенности ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях действия особых правовых режимов»

Виссаров А. В., Нефедова Т. Л.

т

O. A. Egoshin

THE IMPACT OF POLITICAL AND LEGAL IDEAS OF THE MOVEMENT «NESTYAZHATELSTVA» ON THE DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF MILITARY PUNISHMENTS IN THE PERIOD

OF EDUCA-TION THE RUSSIAN STATE (second half of XV - first half XVI centuries)

The article examines political and legal views of Russian thinkers of the «non-possessors» who opposed spaces and application to serving people cruel punishments and their influence on the development of the Institute of military punishments.

Key words: the influence of the non-possessors, service people, punishment.

EGOSHIN Oleg Ananiyovich - Candidate of legal Sciences, Associate Professor of legal support of state and municipal management of Mari state University, Yoshkar-Ola. E-mail: oae03.egoshin@yandex.ru

УДК 342.7

ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ

Виссаров Анатолий Васильевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры права Чебоксарского института (филиала) ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет», г. Чебоксары. E-mail: vlssar21@mall.ru

Нефедова Татьяна Львовна,

магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: n.t.l.7@yandex.ru

В данной статье рассматриваются понятие, виды особых (исключительных) правовых режимов, правовая природа ограничения прав граждан при особых правовых режимах, анализируются правовые гарантии от неправомерных ограничений прав и свобод граждан.

Ключевые слова: обычный правовой режим, особые правовые режимы, ограничение прав и свобод человека и гражданина, чрезвычайное положение, военное положение, антитеррористическая операция, пределы ограничения прав, гарантии от неправомерных ограничений прав.

В связи с нестабильной международной обстановкой проблема ограничений прав и свобод человека и гражданина в условиях действия особых правовых режимов относится к числу одной из наиболее актуальных в настоящее время.

Естественная свобода является изначальным и абсолютным явлением, которым человек наделен от рождения и которое заканчивается вместе с его смертью. Вместе с тем она приобретает ограниченный характер вследствие того, что индивид проживает в обществе подобных ему существ, где их интересы и потребности разнятся, порой заходя в глубокие противоречия. В таких условиях, когда каждый будет реализовывать только свою абсолютную свободу, невозможным становится достижение общесоциальных целей, без которых не способно существовать общество, а значит, и сам человек [1]. Поэтому огра-

ниченное состояние свободы человека так же естественно, как и само ее существование.

Конституции большинства стран мира, в том числе и Российской Федерации, устанавливают два режима осуществления государственной власти: обычный или нормальный, действующий в условиях, не связанных с чрезвычайными обстоятельствами (спокойное течение общественной жизни), и исключительный.

Обычный характеризуется отсутствием каких-либо ограничений в правовом регулировании поведения и деятельности граждан и их объединений, кроме тех, которые прямо предусмотрены федеральными законами.

Особый режим предполагает использование в предусмотренном законом порядке жестких ограничителей такого поведения и деятельности, распространяемых на всех без исключения пребывающих на

Ф1

Теория и история государства и права

территории (в местностях) действия особого режима. Целью его введения является устранение тех обстоятельств, которые послужили основанием его введения, обеспечение безопасности граждан, защита национальных интересов и конституционного строя.

Во Всеобщей декларации прав человека устанавливается, что граждане могут быть правомерно ограничены в своих правах и свободах, если условия правомерного ограничения установлены законом; если они обеспечивают должное признание и уважение прав других лиц; если они направлены на удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (ст. 29) [2]. Именно данные исходные начала ограничения прав и свобод граждан легли в основу развития российского законодательства об особых правовых режимах.

Особый (исключительный) режим можно определить как режим, характеризующийся наличием системы исключительных нормативных и индивидуально-правовых актов, регулирующих поведение и деятельность в условиях вводимого на всей территории страны или в отдельных ее местностях особого правового режима осуществления государственной власти (чрезвычайного или военного положения, прямого президентского правления), допускающего создание временных чрезвычайных органов с властными полномочиями, ограничение прав и свобод граждан в интересах обеспечения их безопасности и охраны основ конституционного строя России.

Конституционный статус личности строится на одном из основных принципов - недопустимости ограничения прав и свобод человека. И все же Конституция Российской Федерации допускает возможность ограничения прав человека, закрепляя данное положение в своих статьях.

Действующая Конституция Российской Федерации впервые установила универсальный в смысле распространения на законодательную, исполнительную и судебную власть принцип: «...права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55).

Таким образом, определение границ допустимого ограничения основных прав и свобод в силу содержащейся в Конституции отсылки к федеральному закону относится к полномочиям только федерального законодателя, однако и он не свободен в своих решениях. Соответствие этих границ установленным Конституцией критериям может быть предметом судебной проверки, причем такие ограничения должны быть соразмерны конституционным целям ограничений и соответствовать характеру и природе отношений государства и гражданина.

В силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не подлежат ограничению в любом случае право на жизнь, право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, недопущение сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия, свобода совести и вероисповедания, право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, право на защиту прав и свобод человека[3].

Конституционные основы института особого правового режима закреплены в таких федеральных конституционных законах, как «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ, «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ, «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ, а также в ряде федеральных законов: «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ, «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ, «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ и др.

ФКЗ «О чрезвычайном положении» установлено, что в Указе Президента России о введении чрезвычайного положения должен содержаться исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. В данном законе содержится конкретный перечень такого рода ограничений. Они касаются свобод передвижения, въезда и выезда, проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и иных массовых мероприятий, забастовок и иных прав и свобод, названных в законе [4].

В ст. 7 ФКЗ «О военном положении» указаны меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение. К таким мерам относятся: ограничение свободы передвижения; изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества; запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий и другие ограничения [5].

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г., под обороной понимается «система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории». Из анализа Конституции Российской Федерации, Закона «Об обороне», Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» следует, что в целях обеспечения обороны страны устанавливаются следующие ограничения прав и свобод:

Виссаров А. В., Нефедова Т. Л.

а) воинская обязанность граждан [6];

б) военно-транспортная обязанность собственников транспортных средств, т. е. предоставление транспортного средства, находящегося в собственности, федеральным органам исполнительной власти;

в) предоставление в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти зданий, сооружений, транспортных средств и другого имущества, находящегося в собственности;

г) запрет на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну в области обороны;

д)ограничение права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, поскольку граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства [7].

В ч. 1 ст. 55 Конституции РФ формулировка о возможности ограничения прав человека «в той мере, в какой это необходимо», вызывает волнения в связи с возможностью широкого толкования данного условия.

Установленный законом порядок ограничения прав и свобод в условиях особых правовых режимов является гарантией защищенности от неправомерных действий со стороны органов власти и должностных лиц. Ни в коем образе этот порядок не должен считать целью ограничения самоограничение, а только лишь как введение временных мер для более успешного урегулирования конфликта без наличия людских жертв. В этой связи пределы ограничений конституционных прав граждан можно определить как основную гарантию обоснованного и соразмерного ограничения указанных прав, а также как эффективное средство от злоупотребления государственными органами и должностными лицами своими правами в случае введения особых (исключительных) правовых режимов. Особая роль в упорядочении ограничений принадлежит конституционным гарантиям. Эффективная защита прав человека в условиях особого правового режима может осуществляться лишь при наличии правовой базы применения чрезвычайных мер с закреплением гарантий важнейших прав и свобод.

Судебная защита - один из важнейших государственных способов защиты от неправомерного ограничения прав и свобод в условиях особых правовых режимов. Однако в настоящее время имеется множество проблем, возникающих при исполнении судебных решений [9, с. 42].

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что ФКЗ «О чрезвычайном положении» не дает перечня прав и свобод граждан и других лиц, от которых власти не вправе отступать в условиях введения чрезвычайного положения. Тем не менее, в данном законе важное место отводится гарантиям прав граждан и ответственности граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения. Так, ст. 28 пре-

дусматривает, что меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) установленных Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами прав и свобод человека и гражданина, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения. Статья 29 Закона перечисляет гарантии имущественных и социальных прав граждан и организаций в период действия чрезвычайного положения, а ст. 34 регламентирует вопросы ответственности лиц, участвующих в обеспечении режима чрезвычайного положения.

Что касается гарантий в условиях военного положения, ФКЗ «О военном положении» не устанавливает таковые, но они косвенно определены в статьях данного закона. Так ст. 8 определяет, что Вооруженные силы Российской Федерации обеспечивают охрану общественного порядка и общественной безопасности. На территории, в которой действует военное положение, действуют суды, так гражданам гарантирована судебная защита нарушенных прав.

Как это ни парадоксально, но тенденции развития современного мира показывают, что не всегда с полной уверенностью можно говорить о неприкосновенности гарантированных основными законами прав и свобод человека и гражданина de facto, особенно под лозунгами борьбы с терроризмом. Осознавая то, что терроризм является одной из основных проблем, а также отдавая себе отчет в том, что государство должно принимать самые решительные меры в борьбе с ним, можно полагать, что любые действия должны осуществляться исключительно в рамках правового поля. И если законодатель определил, что права есть высшая ценность, то и выстраивать законодательство он должен исходя из этого конституционного положения.

На примере принятого 6 марта 2006 г. Федерального закона № 355-ФЗ «О противодействии терроризму» можно сделать ряд выводов. Ряд положений Закона о противодействии терроризму существенно ограничивает основные права человека и гражданина (ст. 11), допуская проверку документов, ведение контроля телефонных переговоров, временного отселения физических лиц, беспрепятственного проникновения в жилище и другие ограничения, которые, по сути, напоминают ограничения при чрезвычайном режиме, поскольку прямо в указанном законе установлено, что они имеют временный характер. Определить конституционную основу Закона о противодействии терроризму весьма сложно, поскольку он принят в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, что не совпадает ни с ч. 3 ст. 55, ни со ст. 56 Конституции РФ. Среди них определен принцип обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Закона о противодействии

m

Теория и история государства и права

терроризму), тогда как ст. ст. 7, 8 данного закона являются косвенным ограничением права человека на жизнь [10].

В условиях борьбы с терроризмом приходится признать, что в целях соблюдения баланса интересов общества и личности упор в контртеррористической стратегии должен быть сделан на превентивных методах - на развитии собственной базы разведывательных данных, в том числе, полученных как в результате внедрения в террористические структуры, так и путем обмена разведывательной информацией с другими государствами. В целом, столкнувшись с реальной угрозой терроризма на своей территории, правительства многих стран, ранее скептически относившиеся к различным специальным правовым нормам, направленным на усиление профилактики терроризма и подавление его проявлений уголовно-правовыми средствами, вынуждены были пересмотреть национальное законодательство, причем часто даже в ущерб тем или иным признанным демократическим принципам.

Бесспорно, что проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях действия особых правовых режимов остается открытой, многие вопросы все еще остаются не разрешенными. Это, прежде всего, законность и гарантии осуществления основных прав и свобод человека со стороны государства в условиях чрезвычайного, военного положения и, особенно, в условиях антитеррористической операции.

Ограничения, вводимые в условиях особых правовых режимов, во многом законны и обоснованны, но порой экономические, политические интересы преобладают над защитой основополагающих прав и свобод человека и гражданина. Тогда возникает вопрос о пределах допустимости и защищенности человека от самоуправства. При этом важно, что главным критерием такого ограничения являются положения Конституции РФ: права человека могут быть ограничены только в той степени, в какой это дозволяется положениями Основного закона.

Литература

1. Коннов В. А. Правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан по зарубежному и российскому законодательству: монография. М.: МВД России, 2011.

2. Всеобщая декларация прав человека принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обновления: 09.10.2016).

3. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обновления: 09.10.2016).

4. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЭ «О чрезвычайном положении» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обновления: 15.10.2016).

5. Федеральный конституционный закон от 30 янв. 2002 г. № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О военном положении» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс» (дата обновления: 15.10.2016).

6. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороне» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обновления: 07.10.2016).

7. Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февр. 1997 г. № 31-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обновления: 07.10.2016).

8. Федеральный закон от 6 февр. 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обновления: 10.10.2016).

9. Ашихмина А. В. Вопросы ограничения прав и свобод на современном этапе конституционного развития России // Закон и право. 2008. № 1. С. 42-44.

10. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обновления: 07.10.2016).

A. V. Vissarov, T. L. Nefedova

ORDER AND ESPECIALLY LIMITATIONS OF RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN IN CONDITIONS OF SPECIAL LEGAL RE-GIMES

This article discusses the concept, types of special (exclusive) legal regimes, the legal nature of the restrictions on citizens' rights in a special legal regime, the analysis of legal safeguards against undue restrictions of the rights and freedoms of citizens.

Key words: general legal regime, a special legal regime, restriction of rights and freedoms of man and citizen, the state of emergency, martial law, anti-terrorist operation, the limits of restrictions on the rights and guarantees of the rights of illegal restrictions.

VISSAROV Anatoly Vasilievich - Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Cheboksary Institute (branch) Moscow Polytechnic University, Cheboksary. E-mail: vissar21@mail.ru

NEFEDOVA Tatyana L'vovna- Master student of the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: n.t.l.7@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.