УДК 379.634:371.4
Levchenko A.A., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Kalinin S.V., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
FOREIGN EXPERIENCE OF TRAINING POLICE OFFICERS TO PROVIDE PERSONAL SAFETY WHEN PERFORMING OFFICIAL TASKS. The article substantiates the relevance of accounting in modern conditions of foreign experience in ensuring the personal safety of police officers. The content of the personal security doctrine adopted in the EU countries is considered. The analysis of social and technical support of law enforcement is given. The experience of foreign educational institutions and courses on the formation of the readiness of police officers to ensure personal safety in the performance of official tasks, taking into account the specifics of the activities of various departments and police services, is presented. The features of actions and relations of police officers with citizens in conflict situations are revealed. The main directions of professional training of police officers to ensure their personal safety, such as tactical, fire, physical, technical and psychological, have been identified.
Key words: personal security, police officers, professional training, law enforcement, foreign experience.
А.А. Левченко, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Е-mail: [email protected]
С.В. Калинин, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Е-mail: [email protected]
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ
В статье обосновывается актуальность учета в современных условиях зарубежного опыта обеспечения личной безопасности сотрудников полиции. Рассматривается содержание доктрины личной безопасности, принятой в странах Евросоюза. Дан анализ социального и технического обеспечения правоохранительной деятельности. Приводится опыт работы иностранных образовательных учреждений и курсов по формированию готовности сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности при выполнении служебных задач с учетом специфики деятельности различных отделов и служб полиции. Раскрыты особенности действий и отношений сотрудников полиции с гражданами в конфликтных ситуациях. Выявлены основные направления профессиональной подготовки сотрудников полиции по обеспечению их личной безопасности, такие как тактическая, огневая, физическая, техническая и психологическая.
Ключевые слова: личная безопасность, сотрудники полиции, профессиональная подготовка, правоохранительная деятельность, зарубежный опыт.
Вхождение России в мировое международное сообщество и проводимые реформы в соответствии с международными принципами и стандартами вызывают потребность в обмене опытом по различным областям деятельности, в том числе правоохранительной. Обеспечение личной безопасности сотрудников полиции при выполнении ими служебных обязанностей выделяется в одну из важных и своевременных задач в системе их профессиональной подготовки.
В современных условиях проблема обеспечения личной безопасности сотрудников полиции приобретает особую остроту в связи с возрастанием как физических, так и психологических рисков для их здоровья и жизни при решении задач правоохранительной деятельности. В процессе обучения сотрудников полиции тактике и методам обеспечения личной безопасности существенное значение приобретает учет зарубежного опыта, что подчеркивает актуальность данной работы.
Раскрытию зарубежного опыта подготовки сотрудников полиции посвящено значительное количество исследований (Буданов А.В., Шевченко И.А., Беженцев А.А., Тихонович М.И., Чурсин О.А.). Методика подготовки к обеспечению личной безопасности по опыту зарубежных странах представлена в работах Цветова С.В., Полушкина М.Ю., Колмыкова С.Н., Михеева И.А. Условия работы, социальные гарантии сотрудников полиции, а также критерии и механизмы оценки деятельности правоохранительных органов за рубежом освещены Быковской Ю.В., Селина Б.Н., Зуевой А.С.
Исследования, посвященные раскрытию опыта обучения сотрудников полиции, в основном концентрируют свое внимание на отдельных направлениях, например на работе дорожной полиции, или отдельных видах подготовки, в частности огневой. В то же время в большинстве работ нет комплексного анализа особенностей подготовки сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности в образовательных организациях зарубежных стран.
Цель работы - обобщить зарубежный опыт профессиональной подготовки сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности при выполнении служебных задач.
Решение этой задачи носит системный характер и включает организационные, тактические, технические, психологические и социальные мероприятия, способствующие обеспечению сохранения здоровья и жизни сотрудников полиции при условии поддержания высокого уровня эффективности профессиональной деятельности.
С точки зрения комплексного похода существенный интерес представляет рассмотрение специальной доктрины обеспечения личной безопасности сотрудников полиции, принятой во всех европейских странах. По мнению многих зарубежных экспертов, она оказала положительное влияние на эффективность выполнения задач в правоохранительной сфере деятельности [1, с. 126]. Это связано, прежде всего, с тем, что включение в постановку задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности перед полицией ставится задача, направленная на обеспечение личной безопасности, что существенно повышает
мотивацию профессиональной деятельности. Реализация доктрины личной безопасности предусматривает реализацию конкретных направлений в подготовке сотрудников, эти направления включают тактическую, физическую, огневую, психологическую и техническую подготовку [2, с. 90].
Для повышения эффективности решения данной задачи осуществляется синергетический подход, который реализует парадигму самоорганизации, предполагающей повышение внутренней мотивации на профессиональную деятельность, реализующей цель образования как преобразование человека из самоорганизующейся системы в саморазвивающуюся [3, с. 20]. Отклонения от нормативных показателей в сфере личностно-профессионального развития автоматически ведут к увольнению, причем проверки фактического состояния физического развития и психического состояния проходят периодически в виде тестов и сдачи нормативных показателей [4, с. 54].
Одним из направлений, способствующим повысить личную безопасность, следует выделить социальное и психологическое обеспечение сотрудников полиции в процессе их службы. Например, это реализация следующих общенациональных программ: компенсация при кредитовании частного жилья, государственное страхование детей и членов семей сотрудника правоохранительных органов, функционирование различных благотворительных фондов и инвестирование через рынок ценных бумаг [5, с. 41].
Сотрудники полиции регулярно проходят курсы повышения квалификации, которые организуются по конкретным специальностям и имеют специализированные программы по обеспечению личной безопасности для различных кризисных ситуаций. Аналогичные курсы проходят сотрудники полиции в России, где также уделяется внимание обеспечению личной безопасности. В начале обучения отрабатываются общие вопросы, а затем по специализациям, после полугодового обучения с сотрудниками проводится тестирование, где проверяются остаточные знания и навыки.
При организации практических занятий учитывается, что в основном потери среди сотрудников происходят при противодействии вооруженным преступникам и контроле за безопасностью дорожного движения на крупных магистралях. В качестве причин потерь выделяется то, что критические ситуации случаются не так часто, отработанные навыки притупляются, бдительность снижается, а также недостаточно анализируется и учитывается вероятность таких социальных чрезвычайных ситуаций, как терроризм и экстремизм [6, с. 199].
Для обеспечения личной безопасности сотрудников при несении службы на транспорте отрабатываются специальные навыки, а также применяются разнообразные технические средства. К применяемым средствам визуализации относятся: световое оборудование служебного транспорта, специальные светоотражающие средства и одежда сотрудников, мобильные проблесковые фонари на опасных участках дорог, светящиеся предупредительные надписи.
Существенное внимание в обеспечении личной безопасности при организации несения службы дорожного движения уделяется отработке
слаженности действий сотрудников полиции в составе нарядов и их психологической совместимости. Контроль транспортных средств всегда производится как минимум двумя полицейскими, а при подозрении в совершении преступлений - несколькими группами и выделением резерва. Один из полицейских выполняет функцию проверяющего, второй - страхующего по конкретным алгоритмам для различных типовых ситуаций, это, как правило, происходит после годичной совместной работы. К обязательным мерам по обеспечению личной безопасности относятся инструктивные и подготовительные действия, они всегда предшествуют выходу на службу, включают проверку средств связи, оружия, экипировки, а также исправность спецтранспорта [7, с. 221].
В подготовке сотрудника полиции достаточно серьезное внимание уделяется отработке коммуникативных способностей. Сотрудник полиции продумывает и отрабатывает свою речь в разных условиях и разных вариантах реагирования на правонарушения. На тренинговых занятиях отрабатываются варианты решений по ведению переговоров с различными типами нарушителей с учетом их возможных реакций. С целью обеспечения личной безопасности сотрудников полиции активно внедряются новые технологии, которые помогают сотрудникам поддерживать ситуационную осведомленность и безопасность. Ситуационная осведомленность - это главный инструмент обеспечения безопасности, которая складывается из нескольких составляющих: знание оперативной обстановки в целом и постоянное уведомление о ее изменениях; дисциплина и привычка сотрудников постоянно отслеживать обстановку вокруг себя; учитывать моменты особой уязвимости.
В различных зарубежных странах имеются специфические особенности обеспечения личной безопасности сотрудников правоохранительных по применению оружия. Например, американскому полицейскому предоставлены самые широкие права, основанием применению оружия и спецсредств может служить только подозрение в совершении преступления, а в отдельных случаях и невыполнение требований полицейского. В качестве последствий следует отметить, что такой круг полномочий сотрудников правоохранительных органов в США приводит к многочисленным недовольствам. Так как нередки случая применения огнестрельного оружия в отношении лиц, которые не понимали, что от них требовали сотрудники полиции в связи с незнанием английского языка или же просто принимали одно неловкое движение подозреваемого за угрозы. В странах Евросоюза меры по личной безопасности при применении оружия отличаются от США. Например, при осуществлении своих функций, несмотря на то, что лицо, к примеру, является правонарушителем, все равно особое внимание уделяется основным правам человека. В качестве последствий следует отметить, что правой статус, который носит сотрудник полиции стран Европы, недостаточно их обезопасит, так как у них много нюансов, связанных с правами человека, что может побудить к злоупотреблению правом со стороны правонарушителей.
Библиографический список
Считается, что ситуация особой уязвимости создается во время оформления отчета об инцидентах или других документов, и для снятия этого фактора предлагается использовать высокие технологические средства, например, такие как: 1) современные планшеты с клавиатурой, расположенной под таким углом, чтобы сотрудник полиции боковым зрением мог отследить обстановку вокруг, не ограничивая себе обзор; 2) голосовой редактор, с помощью которого составляется отчет об инциденте без задействования клавиатуры и рук; 3) виртуальные датчики и геологолокационные системы, которые идентифицируют личность или автомобиль; 4) программное обеспечение, позволяющее в реальном режиме времени отслеживать оперативную обстановку [8, с. 71].
Американские полицейские вообще не пишут документы от руки, они все печатают, а в перспективе будут только надиктовывать на голосовой редактор, что даст возможность не отвлекаться и постоянно следить за обстановкой. Обучение сотрудников полиции обеспечению личной безопасности в зарубежных странах выделено в отдельную дисциплину и является обязательной частью подготовки на всех этапах службы и при прохождении стажировок и курсов повышения квалификации.
Для повышения внутренней мотивации на занятиях подчеркивается, что в обеспечении личной безопасности сотрудников полиции основная роль отводится самому сотруднику. Согласно этой концепции, сотрудника, у которого достаточный уровень сформированности личной безопасности, отличает следующее: высокий уровень профессиональной подготовленности; умелое владение оружием и спецсредствами в соответствии с установленными правовыми нормами; хорошая физическая подготовленность; способность осуществлять психологическую саморегуляцию; обладать стрессоустойчивостью, готовностью действовать решительно и смело; эффективно работать в команде при выполнении служебных задач; высокие нравственные качества, гуманизм и социальная ответственность.
В содержании всех программ, развивающих готовность сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности, можно выделить следующие основные задачи: формирование знаний в области рисков и опасностей, связанных с правоохранительной деятельностью; воспитание профессиональных и психологических качеств, повышающих устойчивость к стрессовым ситуациям; отработка приемов работы в команде, обеспечивающих повышение эффективности выполнения профессиональных задач и личную безопасность каждого сотрудника полиции. Профессиональная подготовка сотрудников полиции проводится согласно принятым в Доктрине безопасности направлением, отраженным в концепции, имеющей условное название «Звезда выживания», согласно которой в качестве основных направлений подготовки выделяют тактическую, огневую, физическую, техническую и психологическую.
Таким образом, в статье раскрыты особенности организации, условия работы, специфика подготовки, техническое оснащение обеспечения личной безопасности сотрудников полиции в различных видах правоохранительной деятельности на основе анализа опыта зарубежных стран.
1. Буданов А.В. Педагогика личной безопасности сотрудников органов внутренних дел (на опыте профессионального обучения сотрудников правоохранительных органов США и России). Москва: Академия МВД России, 1996.
2. Калинин С.В., Левченко А.А., Федулов Б.А. Формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих личную безопасность сотрудников правоохранительных органов при выполнении служебных обязанностей. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018; № 18-2: 89 - 91.
3. Федулов Б.А. Проблема смены педагогической парадигмы в новых социокультурных условиях. Педагогическое образование на Алтае. Барнаул, 2000; № 2: 20.
4. Быковская Ю.В. Критерии оценки эффективности деятельности полиции зарубежных стран. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014; Т. 10, № 11 (248): 51 - 64.
5. Селин Б.Н. Условия работы и социальные гарантии оперативных сотрудников правоохранительных органов в Англии и Уэльсе. Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2006; № 35.
6. Левченко А.А., Федулов Б.А. Факторы, определяющие чрезвычайные ситуации социального характера, и их влияние на деятельность ОВД. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Барнаул: БЮИ МВД России. 2016; Ч. 2.
7. Цветов С.В., Полушкин М.Ю., Колмыков С.Н., Михеев И.А. Зарубежный опыт обучения сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности. Аллея науки. Научно-практический электронный журнал. 2017; № 16. Available at: Alley-science.ru
8. Шевченко И.А., Беженцев А.А. Зарубежный опыт обеспечения служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов и возможности его использования в органах внутренних дел. Вестник Московского университета МВД России. 2018; № 6: 253 - 260.
References
1. Budanov A.V. Pedagogika lichnoj bezopasnosti sotrudnikov organov vnutrennih del (na opyte professional'nogo obucheniya sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov SShA i Rossii). Moskva: Akademiya MVD Rossii, 1996.
2. Kalinin S.V., Levchenko A.A., Fedulov B.A. Formirovanie professional'nyh kompetencij, obespechivayuschih lichnuyu bezopasnost' sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov pri vypolnenii sluzhebnyh obyazannostej. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymipravonarusheniyami. 2018; № 18-2: 89 - 91.
3. Fedulov B.A. Problema smeny pedagogicheskoj paradigmy v novyh sociokul'turnyh usloviyah. Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae. Barnaul, 2000; № 2: 20.
4. Bykovskaya Yu.V. Kriterii ocenki 'effektivnosti deyatel'nosti policii zarubezhnyh stran. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2014; T. 10, № 11 (248): 51 - 64.
5. Selin B.N. Usloviya raboty i social'nye garantii operativnyh sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov v Anglii i U'el'se. VestnikBelgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2006; № 35.
6. Levchenko A.A., Fedulov B.A. Faktory, opredelyayuschie chrezvychajnye situacii social'nogo haraktera, i ih vliyanie na deyatel'nost' OVD. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: BYul MVD Rossii. 2016; Ch. 2.
7. Cvetov S.V., Polushkin M.Yu., Kolmykov S.N., Miheev I.A. Zarubezhnyj opyt obucheniya sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov taktike i metodam obespecheniya lichnoj bezopasnosti. Alleya nauki. Nauchno-prakticheskij 'elektronnyj zhurnal. 2017; № 16. Available at: Alley-science.ru
8. Shevchenko I.A., Bezhencev A.A. Zarubezhnyj opyt obespecheniya sluzhebnoj deyatel'nosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov i vozmozhnosti ego ispol'zovaniya v organah vnutrennih del. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2018; № 6: 253 - 260.
Статья поступила в редакцию 20.01.21