Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В СИСТЕМЕ «БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД»'

ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В СИСТЕМЕ «БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система «Безопасный город» / программно-информационный комплекс / управление общественной безопасностью / сотрудники полиции / профессиональное обучение / комплексный подход / “The Safe City” system / software and information complex / public security management / police officers / professional training / integrated approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В А. Морозов

В статье обосновывается актуальность совершенствования профессиональной подготовки сотрудников полиции к работе в системе «Безопасный город». Дан анализ информационным, аппаратным и программным средствам, организационным мероприятиям, обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность, а также видео и техническую охрану различных объектов. Раскрывается содержание «Концепция безопасности» в городской среде, определены основные задачи для органов внутренних дел, выделены возможности системы по обеспечению задач правоохранительной деятельности в городах Алтайского края. Обоснован комплексный подход к профессиональному обучению сотрудников полиции. Предложены методические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса при подготовке сотрудников полиции к работе в системе «Безопасный город», а также выявлены перспективные направления развития этой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В А. Морозов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING POLICE OFFICERS FOR PROFESSIONAL TASKS IN “THE SAFE CITY” SYSTEM

The article substantiates the relevance of improving the professional training of police officers to work in “The Safe City” system. An analysis is given of information, hardware and software, organizational measures that ensure law and order and public safety, as well as video and technical protection of various objects. The content of the “Security Concept” in the urban environment is revealed, the main tasks for the internal affairs bodies are determined, the system’s potential to ensure the tasks of law enforcement in the cities of Altai Krai is highlighted. An integrated approach to professional training of police officers has been substantiated. Methodological recommendations for improving the educational process when training police officers to work in “The Safe City” system are proposed, and promising directions for the development of this system are identified.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В СИСТЕМЕ «БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД»»

УДК 379.634:371.4

Morozov V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

PREPARING POLICE OFFICERS FOR PROFESSIONAL TASKS IN "THE SAFE CITY" SYSTEM. The article substantiates the relevance of improving the professional training of police officers to work in "The Safe City" system. An analysis is given of information, hardware and software, organizational measures that ensure law and order and public safety, as well as video and technical protection of various objects. The content of the "Security Concept" in the urban environment is revealed, the main tasks for the internal affairs bodies are determined, the system's potential to ensure the tasks of law enforcement in the cities of Altai Krai is highlighted. An integrated approach to professional training of police officers has been substantiated. Methodological recommendations for improving the educational process when training police officers to work in "The Safe City" system are proposed, and promising directions for the development of this system are identified.

Key words: "The Safe City" system, software and information complex, public security management, police officers, professional training, integrated approach.

В.А. Морозов, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]

ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В СИСТЕМЕ «БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД»

В статье обосновывается актуальность совершенствования профессиональной подготовки сотрудников полиции к работе в системе «Безопасный город». Дан анализ информационным, аппаратным и программным средствам, организационным мероприятиям, обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность, а также видео- и техническую охрану различных объектов. Раскрывается содержание «Концепция безопасности» в городской среде, определены основные задачи для органов внутренних дел, выделены возможности системы по обеспечению задач правоохранительной деятельности в городах Алтайского края. Обоснован комплексный подход к профессиональному обучению сотрудников полиции. Предложены методические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса при подготовке сотрудников полиции к работе в системе «Безопасный город», а также выявлены перспективные направления развития этой системы.

Ключевые слова: система «Безопасный город», программно-информационный комплекс, управление общественной безопасностью, сотрудники полиции, профессиональное обучение, комплексный подход.

В современных условиях возрастают требования к функциональному наполнению систем безопасности городской среды обитания и необходимости единого системного подхода к управлению общественной безопасностью различными службами, в том числе обеспечивающими общественную безопасность и правопорядок. В качестве такой системы выступает программно-информационный комплекс «Безопасный город», внедряемый сегодня на уровне муниципальных образований Российской Федерации. Его реализация включает различные сложные технологические, информационные и организационные мероприятия, которые должны осуществлять сотрудники полиции, такое положение дел вызывает потребность в их специальной подготовке, что определяет актуальность данной работы.

Каждый крупный город имеет сложную инфраструктуру, и в нем ежедневно происходят чрезвычайные ситуации, это аварии на различных объектах, автотранспорте, возгорания, различные правонарушения и т.д. В этих условиях значительная роль в обеспечении общественного порядка и безопасности принадлежит органам внутренних дел, которые в соответствии с Конституцией РФ призваны защищать права и свободы граждан, обеспечивать законность, правопорядок и общественную безопасность в условиях различных социальных чрезвычайных ситуаций [1, с. 198].

Городская инфраструктура включает различные системы жизнеобеспечения: обеспечение электроэнергией, водоснабжением, транспортом, связью, телекоммуникациями, правоохранительную деятельность и многие другие, которые должны реализовать возложенные на них обязанности в тесном взаимодействии. Все это вызывает потребность в комплексной автоматизации процессами управления. В связи с этим согласно Государственной программе РФ «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» разработан и внедряется программно-аппаратный комплекс «Безопасный город»._

В нормативных документах [2, с. 6] и в ряде литературных источников раскрываются проблемы, содержание, цели, задачи и методики по внедрению программно-аппаратного комплекса «Безопасный город» (В.С. Кириенко, А.В. Кучерявых, Ю.И. Торгашин, А.А. Рыженко, Н.В. Филатов и др.), в то же время проблема подготовки сотрудников полиции к работе в этой системе в существующих публикациях практически не освещается. В этой связи, цель работы - обобщить особенности функционирования и выработать предложения по совершенствованию процесса подготовки сотрудников полиции к работе в системе «Безопасный город».

Анализ Концепции обеспечения безопасности в городской среде свидетельствует, что она достаточно новая, содержательно включает в себя информационные, аппаратные и программные средства, а также организационные мероприятия, обеспечивающие видео- и техническую охрану различных объектов, контроль за дорожным движениям, обеспечением правопорядка, работу жилищно-коммунальных служб и т.д. Существенной ее особенностью является автоматизация всех управленческих процессов городских служб и, в частности, подразделений общественной безопасности и охраны правопорядка.

Данная система предназначена для осуществления контроля за основными системами жизнеобеспечения города и представления оперативной информации в реальном масштабе времени во все заинтересованные центры управления городскими службами. Возможности данного комплекса позволяют получать, систематизировать и анализировать данные от различных источников с последующим обеспечением принятия оптимальных управленческих решений, направленных на выполнение конкретных профессиональных задач.

В качестве основных задач программно-информационного комплекса «Безопасный город» можно выделить следующие:

- обеспечение данными всех систем контроля о состоянии аварийной, охранной, пожарной сигнализации;

- осуществление контроля за состоянием правопорядка на улицах, объектах, подлежащих охране в реальном масштабе времени и круглосуточно;

- проведение видеосъемок и аудиозаписей с контролируемой местности, архивирование и хранение полученной информации;

- контроль за расходом средств в системе учета городских ресурсов.

Программно-информационный комплекс «Безопасный город» решает следующие задачи:

1. Оповещение всех дежурных служб города при возникновении чрезвычайных ситуаций с выдачей всей информации и видеосюжета с места происшествия.

2. Реализация возможности осуществления голосовой связи населения с дежурными нарядами и отделами полиции для вызова и оказания экстренной помощи.

3. Получение в реальном масштабе времени информации со всех средств наблюдения о работе городских служб жизнеобеспечения.

4. Анализ оперативной информации при расследовании преступлений по «горячим следам» по восстановлению видеозаписей.

5. Автоматизация принятия управленческих решений, направленных на выполнение служебных задач в правоохранительной деятельности.

6. Установление номеров телефонов подозреваемых лиц в местах проведения массовых мероприятий и в торгово-развлекательных центрах.

Реализация возможностей программ системы «Безопасный город» обеспечивает:

- эффективное регулирование дорожным движением;

- повышение общественной безопасности граждан на улицах и дорогах города;

- обзор всех основных объектов, транспортных узлов, мест проведения массовых мероприятий;

- предотвращение различных криминальных и террористических угроз;

- оперативный разбор дорожно-транспортных происшествий;

- постоянный мониторинг обстановки в жилых кварталах и на прилегающих территориях.

Анализ внедрения системы «Безопасный город» в Алтайском крае свидетельствует, что она планомерно вводится с 2008 года телеком-оператором

«Дом.ги», основное ее направление - это обеспечение общественной безопасности в жилых районах и на дорогах городов. «Дом.ги» запустил проект в микрорайоне Новосиликатный города Барнаула, здесь к видеонаблюдению подключены две площади, где проводятся массовые мероприятия, также организован видеомониторинг на торговых площадях, основных автодорожных развязках, крупных парковках и популярных детских площадках. В городе Новоалтайске камеры видеонаблюдения установлены на территории всего района Центр, железнодорожного вокзала, на центральной площади, на большинстве улиц с транспортным сообщением.

Компания «ЭР-Телеком» с 2012 года взялась за реализацию данного проекта при поддержке отдела полиции № 7 и администрации Индустриального района. Каналом передачи данных является оптический кабель, который проложен практически в каждом доме района. Благодаря новой системе службы безопасности способны круглосуточно контролировать наиболее важные объекты. Изображение с камер подается на мониторы операторов в информационном центре управляющей компании, дежурной части ОВД и администрации города. Оператор при первом подозрении на чрезвычайную ситуацию имеет возможность незамедлительно вызывать на место оперативную группу, при этом вся поступающая информация обрабатывается и архивируется. Это позволяет службам безопасности и правопорядка наладить круглосуточный видеомониторинг, упрощает поиск необходимой видеоинформации как в реальном масштабе времени, так и в записи.

Данные, полученные от системы, учитываются при расстановке постов, определении маршрутов патрулей. Аппаратно-программный комплекс включает в себя две системы: видеонаблюдение за территорией города и мониторинг автомобилей нарядов. Комплекс позволяет отслеживать движение экипажей и менять маршруты их патрулирования в зависимости от криминогенной обстановки и внезапно возникающих задач. Внедрение системы управления оперативными полицейскими нарядами «Безопасный город» в Алтайском крае способствовало снижению уличной преступности, повысило оперативность в раскрытии различного рода преступлений, значительно возросла раскрываемость уличных преступлений по «горячим следам».

Таким образом, система «Безопасный город» уже доказала свою эффективность: за 9 месяцев прошедшего года благодаря комплексу «Безопасный город» в крае раскрыли 60 преступлений, удалось пресечь около 1,5 тыс. административных правонарушений. Благодаря возможности вести удаленное наблюдение исчезла необходимость привлекать дополнительные наряды сотрудников полиции в места проведения массовых праздников [3, с. 2].

Реализация возможностей данной системы ввиду ее организационных и технологических особенностей предполагает дополнительную подготовку сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России, а также в процессе переподготовки и повышения квалификации [4, с. 46].

Особенностью подготовки к работе с программно-аппаратным комплексом «Безопасный город» является то, что деятельность сотрудников полиции в этой системе имеет многофункциональный характер, что определяется значительным объёмом направлений профессиональной деятельности и решаемыми задачами, начиная с охраны общественного порядка, правовой защищенности граждан и заканчивая обеспечением личной безопасности сотрудников полиции в социальных чрезвычайных ситуациях [3, с. 197]. В качестве необходимых направлений подготовки следует выделить следующие: служебную, оперативную, управленческую, правоприменительную, информационную, технологическую и педагогическую. Сложность и многогранность данной задачи предполагает применение новой личностно ориентированной парадигмы, которая предлагает комплексный подход к решению образовательных задач и ориентирует на развитие личности из самоорганизованной системы в саморазвивающуюся [5, с. 20].

В этой связи предлагается ряд методических рекомендаций для их реализации в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций МВД России.

Для повышения эффективности образовательного процесса, обеспечивающего подготовку к работе в системе «Безопасный город», следует выделить необходимость комплексной реализации контекстного, проблемного подходов и игровых методов.

В Барнаульском юридическом институте при преподавании дисциплин тактико-специальной подготовки системообразующим выделен контекстный подход, которой с помощью динамического моделирования позволяет преобразовывать теоретические знания через квазипрофессиональную деятельность в практиче-

Библиографический список

ские профессиональные навыки. Такой подход, в частности, предусматривает внедрение активных и интерактивных методов обучения: мозговой штурм, методы группового решения творческих задач, портфолио, кейс-методы, метод проектов, ситуационные тесты, деловые, имитационные и ролевые игры.

Для повышения практической направленности обучения разработаны практикумы с профессиональными заданиями для различных должностных обязанностей, также значительная часть практических занятий проводится на местности в виде межотраслевых занятий и специальных учений или в специально оборудованном ситуационном центре.

При преподавании дисциплин тактико-специальной, огневой, физической, технической и психологической подготовки реализуются требования системно-комплексного подхода, когда при решении одной конкретной профессиональной задачи отрабатываются действия по различным дисциплинам, объединенные общим замыслом.

Для каждой темы разработаны средства визуализации и аудиализации, с помощью которых демонстрируется положительный опыт деятельности сотрудников полиции в правоохранительной деятельности, пропагандируются конкретные современные и исторические личности профессионалов в качестве идеалов для подражания.

Ввиду необходимости комплексного подхода в решении задач правоохранительной деятельности с использованием системы «Безопасный город» в учебном процессе реализуются междисциплинарные связи между различными кафедрами. При отработке ряда профессиональных задач в ходе практических занятий на кафедре тактико-специальной подготовки осуществляется взаимосвязь с кафедрой административного права по квалификации действий правонарушителей; кафедрой уголовного права по приемам пресечения уголовных правонарушений; кафедрами огневой и физической подготовки по задержанию или ликвидации вооруженных преступников; с кафедрой информатики и вычислительной техникой при анализе оперативной информации; с кафедрой криминалистики - в процессе реализации способов сохранения на месте происшествия следов преступления.

В качестве организационных направлений развития системы «Безопасный город» предлагаются следующие:

1. Разработка нормативно-правовой базы, которая учитывала бы возможность предоставления и использования информации из различных городских систем для повышения эффективности правоохранительной деятельности.

2. Внедрение процесса автоматизированного принятия управленческих решений на выполнение служебных задач.

3. Создание программного обеспечения, которое будет рассчитывать силы и средства по заданным параметрам, а также содержать базу с алгоритмами действий по выполнению повседневных задач.

4. Применение интерактивного стола с возможностью расположения на нем карты города и дальнейшей расстановки сил, средств, постановки задач, выставления постов и задания маршрутов для патрулирования.

5. Разработку программы по участию граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических и физических лиц, других организаций в виде подключения видеокамер, расположенных на территории их предприятий, организаций, для улучшения эффективности работы системы «Безопасный город» [6, с. 26].

6. Комплексное подключение датчиков МЧС России, датчиков радиацион-но-химического контроля и датчиков вредных выбросов к информационной системе «Безопасный город».

7. Использование беспилотных летательных аппаратов для патрулирования труднодоступных и проблемных зон для системы «Безопасный город».

8. Планировать наложение дополнительных слоев с различными информационными данными на карты города, что позволит наносить на них места совершения преступлений для определения наиболее криминогенных районов.

9. С целью более качественной подготовки сотрудников полиции к работе с данной системой внедрить в образовательный процесс учебного аналога комплекс «Безопасный город», который соответствовал бы требованиям по противодействию современным чрезвычайным ситуациям.

Таким образом, программно-информационный комплекс «Безопасный город» является важнейшим современным элементом оснащения правоохранительных органов и всех городских экстренных служб современными техническими средствами и системами информирования, в то же время следует учитывать, что его эффективной реализации способствует совершенствование профессиональной подготовки сотрудников полиции.

1. Левченко А.А., Федулов Б.А. Факторы, определяющие чрезвычайные ситуации социального характера, и их влияние на деятельность ОВД. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы XIV Международной научно-практической. конференции. Барнаул: БЮИ МВД России, 2016; № 16-2, Ч. 2: 197 - 199.

2. Заречнев Д.О., Левченко А.А., Федулов Б.А. Особенности реализации активных методов при обучении личной безопасности сотрудников полиции. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2017; № 7-3 (73): 204 - 206.

3. НЭТА построила «Безопасный город» в Алтайском крае. 20 ноября, 2009. Available at: https://ksonline.rU/b2b_services/company/press/-/id/2187/

4. Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2446-р. (с изменениями на 5 апреля 2019 года). Available at: http://docs.cntd. ru/document/420238601

5. Федулов Б.А. Проблема смены педагогической парадигмы в новых социокультурных условиях. Педагогический университетский вестник Алтая. 2000; № 2: 20.

6. Филатов Н.В. Перспективы развития АПК «Безопасный город». Информационные технологии, связь и защита информации МВД России. 2011: 26.

7. Морозов В.А., Федулов Б.А., Левченко А.А. Направления совершенствования управления процессом повышения квалификации сотрудников полиции. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018; № 3 (74): 43 - 47.

8. О безопасности. Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 390-Ф3. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/

References

1. Levchenko A.A., Fedulov B.A. Faktory, opredelyayuschie chrezvychajnye situacii social'nogo haraktera, i ih vliyanie na deyatel'nost' OVD. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj. konferencii. Barnaul: BYul MVD Rossii, 2016; № 16-2, Ch. 2: 197 - 199.

2. Zarechnev D.O., Levchenko A.A., Fedulov B.A. Osobennosti realizacii aktivnyh metodov pri obuchenii lichnoj bezopasnosti sotrudnikov policii. Filologicheskienauki. Voprosy teorii ipraktiki, 2017; № 7-3 (73): 204 - 206.

3. N'ETA postroila «Bezopasnyj gorod» v Altajskom krae. 20 noyabrya, 2009. Available at: https://ksonline.ru/b2b_services/company/press/-/id/2187/

4. Koncepciya postroeniya irazvitiya apparatno-programmnogo kompleksa "Bezopasnyjgorod". Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 3 dekabrya 2014 goda N 2446-r. (s izmeneniyami na 5 aprelya 2019 goda). Available at: http://docs.cntd. ru/document/420238601

5. Fedulov B.A. Problema smeny pedagogicheskoj paradigmy v novyh sociokul'turnyh usloviyah. Pedagogicheskij universitetskij vestnikAltaya. 2000; № 2: 20.

6. Filatov N.V. Perspektivy razvitiya APK «Bezopasnyj gorod». Informacionnye tehnologii, svyaz' izaschita informacii MVD Rossii. 2011: 26.

7. Morozov V.A., Fedulov B.A., Levchenko A.A. Napravleniya sovershenstvovaniya upravleniya processom povysheniya kvalifikacii sotrudnikov policii. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2018; № 3 (74): 43 - 47.

8. O bezopasnosti. Federal'nyj zakon ot 28 dekabrya 2010 goda N 390-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/

Статья поступила в редакцию 12.01.21

УДК 378.14

Pavlova O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogics and Acmeology of Personality, Kostroma State University

(Kostroma, Russia), E-mail: [email protected]

Yashkov A.V., postgraduate, Department of Pedagogy and Acmeology of Personality, Kostroma State University, Head of the Faculty of Radio Engineering

Complexes of the Yaroslavl Higher Military School of Air Defense (Yaroslavl, Russia), E-mail: yashkov. [email protected]

CHARACTERISTICS OF THE PROCESS OF FORMATION OF INDEPENDENCE OF CADETS OF MILITARY HIGH SCHOOLS IN PROJECT-MODULAR TRAINING. The article reveals the problem of forming the independence of cadets of a military university in the process of organizing project-modular training, presents the technology of implementing the studied process on the basis of its stages. The characteristic of project-based modular training is given both from a theoretical and practical point of view. The article describes in detail the conducted experiment on the development of cadets' independence with the help of design-modular technologies, conducted on the basis of the Yaroslavl Higher Military School of Air Defense. The work shows one of the didactic modules "Management of military collectives", which contributes to the formation of independence of cadets. The article describes the organizational and methodological work with teachers and tutors, which was aimed at preparing them for work in the framework of project-modular technology.

Key words: autonomy, student, project, modular project-based learning.

О.А. Павлова, канд. пед. наук, доц., Костромской государственный университет, г. Кострома, E-mail: [email protected]

А.В. Яшков, аспирант, Костромской государственный университет, нач. факультета радиотехнических комплексов ФГКВОУ ВО «Ярославское

высшее военное училище противовоздушной обороны», г. Ярославль, E-mail: [email protected]

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В ХОДЕ ПРОЕКТНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье раскрывается проблема формирования самостоятельности курсантов военного вуза в процессе организации проектно-модульного обучения, представлена технология реализации изучаемого процесса на основе его этапности. Дается характеристика проектно-модульного обучения, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Подробно описан проведенный эксперимент по развитию самостоятельности курсантов с помощью проек-тно-модульных технологий, проводимый на базе Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. В статье охарактеризован один из дидактических модулей «Управление воинскими коллективами», способствующих формированию самостоятельности курсантов. Представлено описание организационно-методической работы с преподавателями и тьюторами, которая была направлена на подготовку их к работе в рамках проектно-модульной технологии.

Ключевые слова: самостоятельность, курсант, проект, модульно-проектное обучение.

Как показала организованная нами опытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельности курсантов военных вузов в ходе проектно-мо-дульного обучения на базе ФГКВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны», технология реализации изучаемого процесса включает в себя следующие этапы:

- проблематизация;

- формирование компетенций, знаний, умений и навыков, которые являются необходимыми для выполнения курсантами самостоятельной работы на высоком уровне;

- формирование научно-исследовательских компетенций курсантов;

- планирование содержания проектно-модульной деятельности;

- создание авторских проектов самими обучающимися (курсантами), а также их внедрение;

- анализ и рефлексивная оценка самостоятельной деятельности курсантов в учебном процессе.

Реализация данных этапов и технологий позволяет эффективно организовать проектно-модульное обучение.

Дидактический модуль проектно-модульной технологии - «это организационно-педагогический и структурно-содержательный элемент педагогического процесса. Он выполняет ряд педагогических функций: адаптационную, целевую, обучающую, воспитывающую, развивающую, рефлексивную, диагностическую. Разработка дидактического модуля осуществляется как процесс структурирования деятельности курсанта» [1]. В процессе такой учебной деятельности обуча-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ющийся самостоятельно формулирует цель этой деятельности, актуализирует необходимые знания и способы ее достижения, планирует и корректирует свои действия, соотносит полученный результат с поставленной целью. При этом выполнение проектов соответствует этапам формирования самостоятельной деятельности.

Проектно-модульная технология обучения реализуется в ходе специально организованного взаимодействия преподавателей и курсантов, которое предполагает совместное принятие целей деятельности, взаимное ценностное ориентирование, обеспечение рефлексивного опосредования организуемой деятельности. Иными словами, проектно-модульная технология обучения включает в себя деятельность преподавателя и курсанта, построенную на основе диалога, учитывает постепенное осуществление проработанной системы учебных действий и операций, а также проектируется на основе учета особенностей и компетенций курсантов, анализируется в соответствии с полученными результатами, а также является средством их саморазвития, самоорганизации и самоконтроля. По существу, именно проектно-модульное обучение создает эффективную обучающую среду для формирования самостоятельной личности.

Проектно-модульное обучение по своим методологическим принципам соответствует основным механизмам формирования самостоятельности личности. Оно обеспечивает свободный выбор проектной тематики, согласующийся с интересами курсанта, его ведущую роль в работе над проектом, близость результатов проекта к практической профессиональной деятельности офицеров,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.